Художественный метод в литературе и искусстве. Художественные приемы в литературе: виды и примеры

строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод — это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала».

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания».

Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель — воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) — пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания».

Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» — «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

Теория подражания послужила базой для развития натурализма. «Работая над "Терезой Ракен", — писал Э. Золя, — я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма...»64 Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование.

Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность («материал»), «...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала».

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества — пересоздающий и воссоздающий — охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного.

Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений.

Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

О том, что такое творческий метод, художественная система и литературное направление

Вопрос о законах создания художественного мира литературного произведения – один из самых сложных в искусстве слова. Вы уже хорошо знаете, что художественная реальность условна и не совпадает с реальной действительностью, но в то же время источником создания художественного мира всегда является личный опыт писателя, то есть его представления о реальном мире.

Как же представление о действительной жизни превращается в художественный мир литературного произведения? На этот вопрос искали ответ многие поколения художников и ученых. Результатом их размышлений стало понятие творческого метода.

Творческий метод – это основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.

Что это значит? Подумайте, ведь для того чтобы создать художественную реальность на основе одного из видов условности, необходимо сначала представить себе, что такое реальность. Иными словами, прежде чем изображать природу и человека, писателю следует осознать, что он называет природой и каким представляет себе человека. Ему приходится прежде всего определить свой взгляд на окружающий его мир, создать свою концепцию мира и человека (вам уже знакомо это понятие).

Итак, прежде всего писатель производит оценку реальной действительности на основе имеющихся в его распоряжении научных данных и в соответствии со своим мировоззрением. Созданная им концепция мира и человека и служит исходным материалом для построения художественного мира литературного произведения.

Однако вы уже знаете, что нельзя механически перенести все известное о земном мире, в котором живет человек, на страницы книги. Писателю неизбежно приходится отбирать то, что представляется ему наиболее важным. В этом ему помогают принципы типизации.

Типизация – это отбор и художественное осмысление характерных черт, явлений и свойств реальной действительности в процессе создания художественных образов и построения художественного мира литературного произведения. Проще говоря, – это отображение общих, характерных черт жизни в конкретных художественных образах.

Типизация – одно из основных свойств любого искусства. Чтобы создать художественный мир, автор должен, опираясь на собственный опыт, отобрать из фактов реальной жизни, из многообразия человеческих характеров такие, которые, будучи перенесенными в художественное произведение, создадут в нем иллюзию живой жизни. В единичных, неповторимых художественных образах отражаются характерные свойства обыденной реальности. Вспомните коллизии «Дубровского». А. С. Пушкин создал два прекрасных, неповторимых художественных характера – Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Но в них запечатлелись черты многих русских помещиков: гордость обедневшего дворянства, заносчивость богатых аристократов, понятие чести, свойственное русским офицерам. А в сцене суда как в капле воды отразилась зависимость чиновников от местных богачей, характер рассмотрения тяжб. В исключительности, единичности ссоры Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова отобразились многочисленные конфликты поместного дворянства.

Типизируются не только обыденные, привычные особенности повседневной жизни. Умение писателя почувствовать зарождение новых веяний времени, новых людей и вывести их в своем творении также связано с типизацией. Это отражение в конкретном образе идеальных или же только нарождающихся новых явлений. Вот, к примеру, образ Говена из «Мула без узды»: в нем отразилась мечта об идеальном рыцаре, о настоящем защитнике слабых и обиженных. А В. С. Пикуль в очерке «Конная артиллерия – марш-марш!» сумел в образе реального русского офицера показать черты былинных богатырей – вот вам и воплощение мечты предков в конкретном облике их потомка…

Типизация существует в искусстве столько же, сколько существует само искусство. С глубокой древности художники создавали свои образы, в которых другие люди узнавали привычный им мир. Но по мере развития человечества менялось искусство, менялись и принципы типизации, так как они зависят от того, каким человек видит мир, какое место отводит в нем для себя. Типизация отражает тот уровень человеческих представлений, который присущ конкретному историческому периоду развития общества.

Вот видите, какую непростую работу приходится проделать автору, чтобы воплотить свой жизненный опыт в создание художественного мира произведения! Но и это еще не все. Мало отобрать необходимый материал, нужно, чтобы придуманный мир зажил своей самостоятельной жизнью, стал полнокровным и естественным в восприятии читателя, необходимо чувствовать возможности художественной условности, знать законы литературы как вида искусства (поэтику). Именно поэтика и определяет принципы воспроизведения действительности в литературном произведении. Писатель выбирает форму условности, жанр, приемы и средства художественной выразительности… Однако эти составные части поэтики были открыты художниками далеко не сразу, они исторически менялись, обогащались и развивались. Изменчивость принципов оценки, отбора и воспроизведения действительности была объективной причиной смены творческих методов на протяжении развития литературного процесса.

Одни творческие методы возникали на основе господствующей идеологии и существовали длительное время, видоизменяясь под влиянием новых исторических условий. Такие творческие методы принято называть продуктивными. К ним относятся классицизм, романтизм, реализм. Они образовывали в литературном процессе целые художественные системы (совокупность всех литературных произведений, созданных на основе одного продуктивного творческого метода).

Поскольку продуктивный творческий метод существовал на протяжении длительного времени, испытывая известные видоизменения, внутри художественной системы появлялись литературные направления, то есть конкретно-исторические проявления творческого метода.

Но существовали и непродуктивные творческие методы (барокко, сентиментализм, натурализм), появлявшиеся в результате творческой полемики писателей с представителями продуктивных методов. Непродуктивные методы существовали сравнительно недолго, и на их основе не возникало художественных систем, хотя они и создавали собственные литературные направления.

Поскольку каждая национальная литература опирается на свою самобытную национальную традицию и использует свой язык, национальные проявления творческого метода имеют свои характерные черты и называются литературным течением.

Первым из творческих методов, известных нам в литературном процессе европейской цивилизации, был классицизм, возникший в эпоху Возрождения.

Здесь вы справедливо можете поинтересоваться: а как же существовала без творческих методов литература Средневековья? Дело в том, что средневековая литература еще не отделилась от других видов творческой деятельности человека: агиографии (житийной литературы), хроник, научных рассуждений. Писатели не чувствовали потребности осознания способов построения художественного мира.

В то же время в средневековой литературе довольно часто синтезировались мифологическое, публицистическое и художественное начала. Жанровая самостоятельность была абсолютной, и взаимодействие жанров (явление обычное для последующих эпох) началось в средневековом искусстве сравнительно поздно.

Проще говоря, роль метода в это время выполняли отдельные жанры. Надеюсь, вы помните, что в средневековье еще не было четких границ между литературой и фольклором, а метод является характерной чертой именно литературного творчества.

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ Странная вещь, непонятная вещь! – в позднесоветскую эпоху, когда власть вроде бы строго держалась правила «больше трех не собираться», литературные направления (течения, школы) образовывались, во-первых, с легкостью необычайной, а во-вторых, на

Из книги Мысли о литературе автора Акутагава Рюноскэ

ЛИТЕРАТУРНОЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЛИШЕННОЕ ТОГО, ЧТО МОЖНО НАЗВАТЬ «ПОВЕСТВОВАНИЕМ»Я не считаю, что самым лучшим является произведение, лишенное «повествования». И поэтому я не говорю: пишите только произведения, лишенные «повествования». Прежде

Из книги Откровения молодого романиста автора Эко Умберто

Что такое художественная литература? Когда мне было чуть за пятьдесят, я, в отличие от многих других ученых, не испытывал никакого расстройства из-за того, что мои писания не являются «художественной» литературой.Я никогда не понимал, почему тексты Гомера принято

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

Из книги Фантастика - о чем она? автора Смелков Юрий Сергеевич

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Социологическое направление Г.В. Плеханов Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии Изучение быта первобытных народов как нельзя лучше подтверждает то основное положение исторического материализма, которое

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Историко-типологическое направление

Из книги Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие автора Шервашидзе Вера Вахтанговна

Творческий метод и стиль Завершая размышления о путях анализа художественных произведений, обратим внимание еще на два понятия, обозначающие определенные качества литературных произведений.Слово метод, как известно, употребляется в разных сферах жизни и разных

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Французский постструктурализм создал особую модель «литературы для писателей» (Ф. Соллерс «Драма»). Но, «несмотря на универсальность постмодернистских характеристик, тем не менее, существуют национальные условия

Из книги Фантастика- о чем она? автора Смелков Юлий Сергеевич

Творческий кризис Мало что вызывает столько уныния и тревоги, как пресловутый творческий кризис - фаза бесплодия и омертвения, когда перед вами лежит пустая страница, а вы смотрите на нее как зомби и чувствуете: мозг застывает, словно желе, а весь талант вытекает из тела

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

Направление эволюции Спор о том, что несет человечеству НТР, ведется ныне повсеместно. В него включаются экономисты и социологи, философы и писатели. Среди последних особо активны, как мы видели, фантасты. Они, как правило, не сомневаются в больших возможностях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

4. Психоаналитическое направление Наш последний методологический пример - психоаналитический - тоже (так уж выходит) связан с сознанием. Неизбежно основным текстом здесь должна стать повесть Гоголя 1836 года «Нос» и ее прочтение Ермаковым в 1923-м. Как практикующий

Из книги Южный Урал, №4 автора

Что такое хорошо и что такое плохо? Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? - У меня секретов нет, – слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке. – Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, - каждый знает – это вот для

Из книги Пригов. Очерки художественного номинализма автора Ямпольский Михаил

МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 19...-Й ГОД А. Гольдбергу Сдать либретто оперетты,Книгу песен «Танкоград»,Фельетонов сто в газетуИ стихи в Гослитиздат,Строк на тысячу поэмуНа нетронутую тему,А по ней уж заодноДать сценарий для кино,Две для музкомедииШуточных трагедии,Восемь

Из книги автора

Глава 1 Направление и поколение Дмитрий Александрович Пригов – явление в нашей культуре уникальное. Мой интерес к его творчеству помимо разнообразия, качества и оригинальности подогревается одним теоретическим обстоятельством. Много лет я исповедую принцип

Художественный метод

Проблемы терминологии

Необходимо иметь в виду, что этимология термина используется в других значениях, применительно к иным явлениям. Было бы грубой ошибкой отождествлять диалектический метод с художественным методом. Являясь средством познания закономерностей развития природы и общества, диалектический метод применим к изучению художественной литературы лишь в общем плане, как к определенному общественному явлению. Однако понятие художественного метода связано с особенностями литературы как вида искусства, характеризует его образную специфику. Термин «метод» употребляется в значении способа научного анализа. Мы говорим об «индуктивном» или «дедуктивном» методе анализа (от частного к общему или от общего к частному).

Наконец, следует различать методику как систему приемов изучения или преподавания какой-либо науки в целом или ее разделов и методологию как совокупность общих принципов познания в какой-либо науке, в том числе и литературной.

Нецелесообразно также подменять термин «художественный метод» термином «творческий метод», так как в последнем случае есть опасность сближения понятия «метод» с понятием «акт творчества», т. е. с процессом создания художественного произведения, его лабораторией.

Пути развития и изучения проблемы художественного метода в литературоведении

В 1920-х годах было довольно распространено упрощенное представление о художественном методе как об «оттенке» классового стиля, т. е. как об элементе мировоззрения. В данном случае пути отбора и творческой переработки жизненных впечатлений в литературе классицизма, романтизма и реализма непосредственно связываются с классовыми интересами дворянства или буржуазии. Мировоззрение художника отождествляется с его методом, и такие писатели, как Пушкин, Лермонтов, оказываются всего-навсего «дворянскими писателями». Вся сложность, специфика художественного творчества игнорируется. Некоторые литературоведы 1920-х годов прямо утверждали, что существует два художественных метода, которые определяются материалистическим либо идеалистическим мировоззрением.

При таком определении сущность творчества таких художников, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, О. Бальзак, определить вообще невозможно.

В дальнейшем изучение проблемы художественного метода пошло двумя путями. Одни ученые рассматривали художественный метод как явление типологическое. Они сопоставляли литературные явления по наиболее общим признакам.

П.Н. Сакулин говорит о двух «типах стилей» (методах): «реалистическом» и «ирреалистическом».

Г.Н. Поспелов выделяет «реализм» и «схематизм», позднее – «реализм» и «нормативизм». Романтизм, по его мнению, не метод, а направление.

Ранний Л.И. Тимофеев, напротив, утверждает, что методами следует считать «реализм» и «романтизм». Метод чаще всего связывается с уровнем и количеством «жизненной правды» в творчестве. Но в этом случае романтизм придется характеризовать как искусство второсортное, неполноценное, так как в нем неприменим принцип «жизненной правды».

Типологическое изучение метода позволяет выявить общее в способах художественного отражения действительности художников различных эпох и национальностей, но не дает возможности выявить их своеобразие. В самом деле, и Рабле, и Сервантес, и Шекспир, и Л. Толстой в данном (типологическом) аспекте рассматриваются как «реалисты». Но чего больше в творчестве Шекспира и Л. Толстого – сходств или различий? Скорее – различий.

Типологический способ изучения художественного метода все менее удовлетворял исследователей.

Другое направление исследования проблемы художественного метода – взгляд на него как конкретно-историческое (неповторимое) явление. При этом называются уже не два, а несколько методов: классицизм, романтизм, реализм, символизм. Некоторые склонны вообще отказаться от типологического изучения метода, а изучать его только в плане конкретно-историческом.

Ни реализм, ни романтизм в данном случае уже не рассматриваются как художественные методы, так как их нельзя связать с определенным историческим периодом, с конкретными обстоятельствами. Отыскивая в методе различия и сходства характеров, конфликтов, сюжетов, героя, жизненного материала, некоторые исследователи готовы рассматривать в методе категорию индивидуальную, свойственную группе писателей или отдельному художнику. Л.И. Тимофеев выделяет следующие художественные методы в русской литературе начала ХХ в.:

– символизм (Сологуб, Брюсов, Блок);

– Л. Толстой (критический реализм);

– Бунин, Андреев, Куприн (без названия);

– Горький, Серафимович, Бедный (социалистический реализм).

В этом случае метод не различается не только с литературным течением, но даже со стилем. Возникает идея «подвижности» граней между стилем и методом.

Становится очевидным, что необходимо соединить типологические и конкретно-исторические способы исследования проблемы художественного метода.

Опираясь на идеи Белинского, Тимофеев выдвигает понятие «тип творчества» (тип образного мышления).

По мнению Белинского, «идеальная» и «реальная» поэзия различны по методу изначально. «Идеальная» – «пересоздает», реальная – «воспроизводит» жизнь. Для Белинского это различные типы литературно-художественного творчества со времени его возникновения.

Из реального типа мышления критик выводит реалистический метод творчества, из идеального – романтический. Элементы этих двух типов литературного творчества Белинский отмечает и в древней литературе.

Из определений художественного метода представляет интерес формулировка И.Ф. Волкова, в которой подчеркнут принцип исторического сознания. В трактовке И.Ф. Волкова «метод есть объективно-историческая закономерность, преломленная в определенном типе общественного сознания…».

Одна группа ученых, определяя художественный метод, отталкивается от идеи своеобразия мышления (сознания) художника, для других метод – преобладающая тенденция действительности. Ряд исследователей советского периода рассматривают художественный метод как показатель классовой природы мировоззрения (например, буржуазный, пролетарский или революционно-демократический реализм). Эта прямолинейная связь художественного метода с мировоззрением писателя была в конце концов отвергнута большинством исследователей.

У. Фохт и его последователи предложили типологию художественного метода для русского реализма XIX в.: реализм – психологический, социальный и т. п.

Художественный метод (реализм) не связан непосредственно с уровнем развития языка: и романтические, и реалистические произведения появлялись, скажем, в один и тот же период формирования русского национального языка, во времена Пушкина, могли характеризовать как сильные, так и слабые в художественном отношении произведения.

Метод не связан непосредственно и с проблемой качества: в рамках одного метода могут быть различные по своему художественному качеству произведения.

Итак, художественный метод есть система принципов художественного познания, отражения и обобщения действительности в их конкретно-историческом преломлении.

Что же характеризует эти принципы отражения действительности, по которым можно различать методы? Прежде всего это характер отбора явлений для изображения. Для классицизма в таком отборе важен принцип аналогии , нормы; для реализма – принцип детерминизма ; для романтизма характерен отбор необычных , ярких явлений и характеров.

В методе важен также принцип изображения действительности, принцип типологизации , который в сочетании с детерминизмом придает картинам жизни естественность, верность (в реализме) или высокую патетику (в романтизме).

Принцип оценки изображаемого в котором; на первом плане – взгляд приятия или отрицания: позитивное или негативное отношение автора к изображаемому.

Можно определить общее для методов реализма, романтизма, классицизма разных стран и эпох (общее в принципах отражения действительности); можно в то же время трактовать метод как результат развития определенной эпохи и нации (русский и французский классицизм и т. д.).

I. Типологические признаки реалистического метода (объективная сторона):

Детерминизм.

Внешняя мотивация:

а) классовая соотнесенность;

б) историческая соотнесенность.

Внутренняя мотивация:

а) психологизм;

б) верность деталей.

По этим признакам включаются в реалистический тип творчества писатели разных эпох и народов.

II. Конкретно-исторические признаки реалистического метода (субъективная сторона). Например, конкретно-исторические признаки классического русского реализма XIX в. таковы:

а) преломление классовой соотнесенности: защита русского крестьянства, резкая критика дворянства и нарождающейся буржуазии (Гончаров, Тургенев, Щедрин, Достоевский, Л. Толстой);

б) социальная соотнесенность: отрицательное изображение самодержавно-крепостнических и чиновничье-бюрократических порядков в России;

в) изображение психологии дворянства как уходящего класса; хищнической психологии купца и предпринимателя, идущего на смену дворянству; психологии крестьянства и интеллигенции («типические характеры в типических обстоятельствах»).

Метод позволяет изучать литературные явления в единстве общего (типологического) Так, французский и русский классицизм, английский, французский, немецкий и русский романтизм, европейский и русский критический реализм, обладая целым рядом сходных черт, в то же время выступают в конкретном, своеобразном национальном преломлении.

Являясь формой искусства и идеологии, художественная литература, однако, не связана непосредственно с производством и политическим строем общества. В противном случае невозможно было бы объяснить, почему в самодержавно-крепостническую эпоху, например, Николая I могли появиться и творить такие художники слова, как Жуковский и Крылов, Пушкин и Лермонтов, Батюшков и Гоголь. Художественный образ шире идеи, а творчество шире идеологии, философии, экономики.

Художественный метод отражает особенности:

а) мирового литературного процесса (изучение типологии (общности) форм и закономерностей развития художественной литературы, определяемой лишь в конечном счете общностью экономических и социально-политических структур и их развития). Смена общественных формаций от рабовладельческой к феодальной и капиталистической не всегда сопровождалась изменением литературных форм: литература Древней Греции и Древнего Рима, Средних веков и эпохи Возрождения, литературы классицизма, романтизма, критического и социалистического реализма развивались по своим законам;

б) национального процесса литературного развития, определяемого в конечном счете своеобразием культурного, экономического и общественно-политического развития нации.

В данном случае наряду с типологическим применим конкретно-исторический способ изучения.

Литературное направление

Понятие литературного направления признается не всеми . У Л.И. Тимофеева вместо направления присутствует понятие «тип творчества». При этом аргументом выступает опасение отождествить направление с методом, тем более что терминологически они часто совпадают: классицизм, романтизм, реализм. В дореволюционном литературоведении понятия «метод» и «направление» не различались. У Белинского и Чернышевского термин «направление» употреблялся применительно и к направлению, и к методу. В широком смысле употреблялся термин «слог».

Предлагается также заменить термин «направление» термином «литературная школа», хотя для большинства литературоведов последний термин ýже.

С другой стороны, исследователи, отвергающие типологическое значение направления, не считают правомерным определение романтизма как метода, полагая, что романтизм – это только литературное направление. В то же время эти исследователи реализм рассматривают только как метод, а не как направление.

Пути исследования проблемы литературного направления

В 1920-е годы эта проблема еще не ставится, она возникает в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Поначалу направление рассматривалось только в плане конкретно-историческом, как общность основных идейно-художественных тенденций, осознанных писателями и сформулированных ими в литературных программах и манифестах.

Но эстетическая программа или манифест сами по себе не определяют художественного своеобразия, а являются итогом, результатом художественной практики, которая, в свою очередь, обусловлена творческими предпосылками. В данном случае направление – только прикладная теория творчества и ближе к понятию «литературное течение». При этом из литературного процесса выводятся многие писатели: Пушкин оказывается вне направления, так как не разделял никакой программы. Гоголь – вне реалистического направления, так как не примыкал к программе натуральной школы, и т. д. Правильнее рассматривать направление как в типологическом, так и в конкретно-историческом аспекте, но обязательно в связи с методом.

Общее определение: направление – это ведущая идейно-эстетическая тенденция, выражающаяся в художественном творчестве. Направление сопоставимо с пафосом.

Романтизм как направление отражает период перехода от феодализма к капитализму. Основная тенденция: неясность, неопределенность, неустойчивость, зыбкость чувствований, настроений. В структуре – двуплановость образов (мыслимый и являемый). Отличаются два направления романтизма начала XIX в. в России – активное и пассивно-созерцательное: с одной стороны, Пушкин и декабристы, с другой – Жуковский.

Реализм как направление выражает период кризиса феодально-буржуазной системы. Основная тенденция – критически-сатирическое отношение к действительности (критический реализм).

Если метод проявляется в общности принципов отбора, изображения и оценки, то в направлении эти свойства метода дополняются силой его пафосной тенденции. Различная направленность, как основная тенденция, характеризует реализм (критический, просветительский, социалистический) , романтизм (пассивный, активный).

В конкретных национальных условиях эти тенденции воплощались с большей или меньшей силой. Понятие «направление» ýже понятия «метод». Метод конкретизируется в художественных направлениях. С другой стороны, единство (сходство) писателей в литературном направлении обеспечивается их художественной практикой – методом. Направление не существует вне метода: оно в значительной степени является носителем признаков метода и конкретизируется в методе и стиле.

Направленность проявляется, помимо пафоса, в категориях содержания – в тематике, проблематике, идеях.

Литературное течение

Общее понятие литературного течения. Терминология

Понятие литературного течения конкретно-историческое. Оно возникает в литературе классицизма как результат осознания и осмысления художественного метода и направления.

Идейными предпосылками литературных течений являются идейные течения. Но изучаются не течения общественной мысли, а литературные течения.

У некоторых исследователей понятия литературного течения нет (оно отождествлено с литературным направлением). У других нет понятия направления, так как оно покрывается понятием литературного течения: классицизма, сентиментализма и т. д.

Литературное течение объединено единством художественного метода и является внутренней разновидностью литературного направления. Обычно представлено группой писателей.

Чаще всего литературное течение определяется как группа писателей, объединенных некоторым единством жизненного опыта, идеологических позиций, творческих форм.

В романтизме это: 1) гражданский романтизм декабристов; 2) философский романтизм любомудров. В реализме: 1) натуральная школа; 2) сентиментальный реализм; 3) просветительский реализм.

Литературное течение не существует вне направления или вне метода: оно объединено единством метода и направления. И как понятие оно ýже направления, но шире понятия «стиль». Однако индивидуальный стиль (писатель) может быть и вне литературного течения (Пушкин – вне литературных течений романтизма, Гоголь – вне литературных течений реализма).

Литературные течения – понятия конкретно-исторические, имеют отношение лишь к своей эпохе и определенных названий часто не имеют. За пределами литературных течений сходство следует искать в литературном направлении и в методе.

Идейное течение

(признается не всеми)

Идейные течения – идеологические предпосылки литературных течений. Они характеризуют и проясняют общественно-исторические условия, в которых протекает литературный процесс. Идеологические предпосылки могут быть материалистическими и идеалистическими; могут называться по фамилиям основателей (петрашевцы, кружок Герцена, кружок Станкевича), по философской и социальной направленности (западники, славянофилы).

Идейные течения помогают уяснить характер литературной борьбы, но предметом литературоведения не являются. Они непосредственно не соответствуют направлениям и методам (не адекватны им): одно и то же идейное течение может обусловить различные методы и направления. Но в конечном счете идейное течение влияет на метод и направление.

В частом употреблении также термин «литературная школа». Это понятие равнозначно понятию «литературное течение». Но, в отличие от литературного течения, группа писателей в литературной «школе» «значительнее» по содержанию и составу и возглавляется (или ориентируется) на какого-либо руководителя («пушкинская», «щедринская», «гоголевская», натуральная).

Итак, из пяти рассмотренных категорий литературного процесса две характеризуют структурно-специфическую, практическую его сторону (стиль и метод); две – историко-литературные (литературное направление, литературное течение); одна категория – вспомогательная (идейное течение).

Художественный метод - это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и свое­образие их художественного воплощения; то есть метод - категория, относящаяся как к содержанию, так и к худо­жественной форме. Определить своеобразие того или друго­го метода можно, только рассмотрев общие исторические тенденции развития искусства. В различные периоды разви­тия литературы мы можем наблюдать, что разные писатели или поэты руководствуются одними и теми же принципами осмысления и изображения действительности. Другими словами, метод универсален и напрямую не связан с кон­кретными историческими условиями: мы говорим о реали­стическом методе и в связи с комедией А.С. Грибоедова, и в связи с творчеством Ф.М. Достоевского, и в связи с прозой М.А. Шолохова. А черты романтического метода обнаружи­ваются как в поэзии В.А. Жуковского, так и в рассказах А.С. Грина. Однако в истории литературы есть периоды, ко­гда тот или иной метод становится главенствующим и при­обретает более определенные черты, связанные с особенно­стями эпохи и тенденциями в культуре. И в этом случае мы уже говорим о литературном направлении . Направления в самых разнообразных формах и соотношениях могут прояв­ляться в любом методе. Например, и Л.Н. Толстой, и М. Горь­кий - реалисты. Но, только определив, к какому направ­лению принадлежит творчество того или другого писателя, мы сможем понять различия и особенности их художествен­ных систем.

Литературное течение - проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осозна­ют эту близость и выражают ее в так называемых «литератур­ных манифестах», объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определенное название.

Классицизм (от лат. classicus - образец) - направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном (не зависящем от времени и национальности) характере эстети­ческого идеала. Отсюда главной задачей искусства становится максимально возможное приближение к этому идеалу, наибо­лее полное выражение получившему в античности. Поэтому принцип «работы по образцу» является одним из основопола­гающих в эстетике классицизма.

Эстетика классицизма нормативна; «неорганизованному и своевольному» вдохновению противопоставлялась дисцип­лина, строгое соблюдение раз и навсегда установленных пра­вил. Например, правило «трех единств» в драме: единство действия, единство времени и единство места. Или правило «чистоты жанра»: принадлежность произведения к «высоко­му» (трагедия, ода и др.) или «низкому» (комедия, басня и др.) жанру определяла и его проблематику, и типы героев, и даже развитие сюжета и стиль. Противопоставление долга чувству, рационального - эмоциональному, требование всегда жерт­вовать личными желаниями ради общественного блага во многом объясняется огромной воспитательной ролью, кото­рую классицисты отводили искусству.

Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).

Русский классицизм возник во 2-й четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (например, пред­ставление о внесословной ценности человека), характерной для продолжателей реформ Петра I. Для русского классициз­ма уже в самом его начале была характерна сатирическая, об­личительная направленность. Для русских классицистов ли­тературное произведение не самоцель: оно - только путь к со­вершенствованию человеческой натуры. Кроме того, именно русский классицизм большее внимание уделял национальным особенностям и народному творчеству, не ориентируясь исклю­чительно на зарубежные образцы.

Большое место в литературе русского классицизма занима­ют стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В. Ломоносова (высо­кий гражданский пафос, научная и философская тематика, патриотическая направленность), в поэзии Г.Р. Державина, в бас­нях И.А. Крылова и в комедиях Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм (от santimentas - чувство) - литера­турное течение в Западной Европе и России конца XVIII - нача­ла XIX века, характеризующееся возведением чувства в ос­новную эстетическую категорию. Сентиментализм стал свое­образной реакцией на рассудочность классицизма. Культ чув­ства вел к более полному раскрытию внутреннего мира человека, к индивидуализации образов героев. Он породил и новое отношение к природе: пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он оказался созвучным личным пережи­ваниям автора или героев. Эмоциональное видение мира по­требовало и иных поэтических жанров (элегии, пасторали, по­слания), и иной лексики - образного, окрашенного чувством слова. В этой связи автор-повествователь начинает играть большую роль в произведении, свободно выражая свое «чувст­вительное» отношение к героям и их поступкам, как бы при­глашая читателя разделить эти эмоции (как правило, главная из них - «растроганность», то есть жалость, сострадание).

Эстетическая программа русского сентиментализма наи­более полно отражена в сочинениях Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Связь русского сентиментализма с просве­тительскими идеями можно заметить в творчестве А.Н. Ра­дищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм - творческий метод и художественное на­правление в русской и европейской (а также американской) литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Главным предметом изображения в романтизме становится человек, личность. Романтический герой - это прежде всего сильная, неординарная натура, это человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать (иногда и преобразовы­вать) окружающий мир. Романтический герой в силу своей исключительности и необыкновенности несовместим с об­ществом: он одинок и чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью. Из этого конфликта рождается своеоб­разное романтическое двоемирие: противостояние возвы­шенного мира мечты и тусклой, «бескрылой» действитель­ности. В «точке пересечения» этих пространств и находится романтический герой. Такой исключительный характер мо­жет действовать только в исключительных обстоятельствах, поэтому события романтических произведений разворачива­ются в экзотической, необычной обстановке: в неведомых чи­тателям странах, в далеких исторических эпохах, в иных ми­рах...

В отличие от классицизма романтизм обращается к народ­но-поэтической старине не только с этнографическими, но и с эстетическими целями, находя источник вдохновения в на­циональном фольклоре. В романтическом произведении под­робно воспроизводятся исторический и национальный коло­рит, исторические детали, фон эпохи, но все это становится только своеобразной декорацией для воссоздания внутренне­го мира человека, его переживаний, стремлений. Чтобы точ­нее передать переживания неординарной личности, писатели­-романтики изображали их на фоне природы, которая своеоб­разно «преломляла» и отражала особенности характера ге­роя. Особенно привлекательной для романтиков была бурная стихия - море, метель, гроза. У героя с природой сложные отношения: с одной стороны, природная стихия родствен­на его страстному характеру, с другой стороны - романти­ческий герой борется со стихией, не желая признавать ника­ких ограничений собственной свободы. Страстное стремле­ние к свободе как к самоцели становится одним из главных для романтического героя и нередко приводит его к трагиче­ской гибели.

Родоначальником русского романтизма традиционно счи­тают В.А. Жуковского; наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю. Лермонтова, в творчестве А.А. Фета и А.К. Тол­стого; в определенный период своего творчества дань ро­мантизму отдали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.

Реализм (от realis - вещественный) - творческий метод и литературное направление в русской и мировой литера­туре XIX и XX веков. Словом «реализм» часто называют разные понятия (критический реализм, социалистический реализм; есть даже термин «магический реализм»). Попро­буем выделить основные признаки русского реализма XIX-XX веков.

Реализм строится на принципах художественного исто­ризма, т.е. он признает существование объективных причин, социальных и исторических закономерностей, которые влия­ют на личность героя и помогают объяснить его характер и по­ступки. Это значит, что у героя может быть разная мотивация поступков и переживаний. Закономерность действий и при­чинно-следственная связь личности и обстоятельств - вот один из принципов реалистического психологизма. Вместо исключительной, неординарной романтической личности реалисты ставят в центр повествования типический харак­тер - героя, в чертах которого (при всей индивидуальной не­повторимости его характера) отражены некие общие призна­ки или определенного поколения, или определенной социаль­ной группы. Авторы-реалисты избегают однозначной оценки героев, не делят их на положительных и отрицательных, как это часто бывает в классицистических произведениях. Харак­теры героев даются в развитии, под влиянием объективных обстоятельств происходит эволюция взглядов героев (напри­мер, путь исканий Андрея Болконского в романе Л.Н. Толсто­го «Война и мир»). Вместо необычных исключительных обстоятельств, так любимых романтиками, реализм выбирает местом развития событий художественного произведения обыденные, повседневные условия жизни. Реалистические произведения стремятся наиболее полно изобразить причины конфликтов, несовершенство человека и общества, динамику их развития.

Наиболее яркие представители реализма в русской лите­ратуре: А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. П. Чехов.

Реализм и романтизм - два разных способа видения дей­ствительности, они базируются на разных концепциях мира и человека. Но это не взаимоисключающие друг друга методы: многие достижения реализма стали возможными только бла­годаря творческому освоению и переосмыслению романтиче­ских принципов изображения личности и Вселенной. В рус­ской литературе многие произведения соединяют в себе и тот, и другой способ изображения, например поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» или роман М.А. Булгакова «Мастер и Марга­рита».

Модернизм (от франц. moderne - новейший, современ­ный) - общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века. Эпоха появления мо­дернизма была кризисной, переломной, ознаменованной со­бытиями Первой мировой войны, подъемом революционных настроений в разных странах Европы, В условиях крушения одного миропорядка и зарождения другого, в период усиле­ния идейной борьбы особую значимость приобретали филосо­фия и литература. Этот историко-литературный период (в ча­стности, поэзия, созданная между 1890 и 1917 годами) полу­чил в истории русской литературы название Серебряного века.

Русский модернизм, несмотря на разнообразие эстетиче­ских программ, был объединен общей задачей: поиск новых художественных средств изображения новой действительно­сти. Наиболее последовательно и определенно это стремление было реализовано в четырех литературных течениях: симво­лизме, футуризме, акмеизме и имажинизме.

Символизм - литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение B.C. Соловьева о «Душе мира». Традиционному способу познания действитель­ности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Именно искусство, по их мнению, спо­собно зафиксировать высшую реальность, являющуюся ху­дожнику в момент вдохновения. Поэтому творчество в понима­нии символистов - созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу. Ценность поэтической речи - в недоска­занности, сокрытии смысла сказанного. Как видно из самого названия направления, основная роль в нем отводится симво­лу - главному средству, способному передать увиденный, «уловленный» тайный смысл происходящего. Символ и ста­новится центральной эстетической категорией нового литера­турного течения.

Среди символистов традиционно принято различать «старших» символистов и «младших». Среди «старших» сим­волистов наиболее известны К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. Эти поэты заявили о себе и о новом литератур­ном направлении в 90-е годы XIX века. «Младшие» симво­листы Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок пришли в литературу в начале 1900-х годов. «Старшие» символисты отрицали окру­жающую действительность, противопоставляли реальности мечту и творчество (часто для определения такой эмоциональ­ной и мировоззренческой позиции используют слово «дека­данс»). «Младшие» считали, что в реальной действительности «старый мир», изживший себя, погибнет, а грядущий «новый мир» будет построен на основе высокой духовности и куль­туры.

Акмеизм (от греч. akme - цветущая сила, высшая степень чего-либо) - литературное течение в поэзии русского модер­низма, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд» на жизнь. Недаром другие названия акмеизма - кларизм (от лат. clarus - ясный) и «адамизм» по имени библей­ского праотца всех людей Адама, давшего имена всему окру­жающему. Сторонники акмеизма пытались реформировать эстетику и поэтику русского символизма, они отказались от чрезмерной метафоричности, усложненности, односторонне­го увлечения символикой и призывали «вернуться» к точному значению слова, «к земле». Реальной признавалась только материальная природа. Но «земное» мировосприятие у ак­меистов носило исключительно эстетический характер. По­этам-акмеистам свойственно обращение к единичному пред­мету быта или явлению природы, поэтизация единичных «ве­щей», отказ от социально-политической тематики. «Тоска по мировой культуре» - так определил акмеизм О.Э. Мандель­штам.

Представителями акмеизма были Н.С. Гумилев, А.А. Ах­матова, О.Э. Мандельштам и др., которые объединились в кружок «Цех поэтов» и группировались вокруг журнала «Аполлон».

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - литературное тече­ние авангардистского характера. В первом манифесте русских футуристов (нередко они называли себя «будетлянами») прозву­чал призыв разорвать с традиционной культурой, пересмотреть значимость классического художественного наследия: «Сбро­сить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохо­да Современности». Футуристы объявили себя противниками существующего буржуазного общества, стремились осознать и предвосхитить в своем искусстве грядущий мировой переворот. Футуристы выступали за разрушение устоявшихся литератур­ных жанров, намеренно обращались к «сниженной, площад­ной» лексике, призывали создавать новый язык, не ограничи­вающий словотворчество. Футуристическое искусство на пер­вый план выдвигало совершенствование и обновление формы произведения, а содержание либо отходило на второй план, либо признавалось незначимым.

Русский футуризм стал самобытным художественным движением и был связан с четырьмя основными группами: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк и др.), «Центрифуга» (Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.), «Ме­зонин поэзии» (Р. Ивнев, В.Г. Шершеневич и др.).

Имажинизм (от англ. или франц. image - образ) - ли­тературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции. Самые «левые» имажини­сты провозглашали главной задачей поэзии «поедание образом смысла», шли по пути самоценности образа, плетения цепи метафор. «Стихотворение - ... волна образов», - писал один из теоретиков имажинизма. На практике многие имажинисты тяготели к органическому образу, слитному по настроению и мысли с целостным восприятием стихотворения. Представителями русского имажинизма были А.Б. Мари­енгоф, В.Г. Шершеневич. Наиболее талантливым поэтом, тео­ретически и практически далеко выходившим за рамки мани­фестов имажинизма, был С.А. Есенин.

Какой творческий метод, основанный на принципах худо­жественного историзма, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Ответ: реализм.

Укажите название литературного направления, возник­шего в России во 2-й четверти XVIII века, к которому традици­онно относят творчество М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина.

Ответ: классицизм.

Какой из названных поэтических жанров является жан­ром сентименталистской поэзии?

2) баллада

3) элегия

4) басня


Ответ: 3.

Родоначальником какого литературного направления в русской литературе называют В.А. Жуковского?

Ответ: романтизм.

Какое литературное направление, признающее суще­ствование объективных социально-исторических зако­номерностей, является ведущим в творчестве Л.Н. Тол­стого?

Ответ: реализм.

Укажите название литературного направления, воз­никшего в русской литературе в 30~40-е годы XIX века и стремившегося объективно изобразить причины несовер­шенства социально-политических отношений; направле­ния, к которому принадлежит творчество М.Е. Салтыко­ва-Щедрина.

Ответ: реализм/критический реализм.

В манифесте какого литературного течения в начале XX века утверждалось: «Только мы - лицо нашего Времени» и предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности» ?

1) символизма

2) акмеизма

3) футуризма

4) имажинизма

На раннем этапе своего творчества А.А. Ахматова вы­ступала как одна из представительниц литературного на­правления

1) акмеизма 2) символизма 3) футуризма 4) реализма

Серебряным веком в русской литературе называют пери­од развития литературы, в частности поэзии

1) после 1917г.

2) с 1905 по 1917 г.

3) конца XIX века

4) между 1890 и 1917 гг.

Начиная поэтическую деятельность, В.В. Маяковский выступал как один из активных представителей

1) акмеизма

2) символизма

3) футуризма

4) реализма

На одном из этапов творческого пути С.А. Есенин примк­нул к группе поэтов 1) акмеистов

2) символистов

3) футуристов

4) имажинистов

В русской поэзии К.Д. Бальмонт выступал как один из представителей

1) акмеизма

2) символизма

У каждого писателя есть особенности творчества (в выборе тем, изображении лиц, отдельных общественных групп, в своеобразии художественных приемов и языка произведения). Например, манеру выражать мысли А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого трудно перепутать. Отсюда и произошло понятие авторского стиля (стиль - это заостренная палочка и лопатка на другом конце для письма на дощечке, натертой воском).

Стилем называется - идейно-художественное своеобразие творчества писателя, которое проявляется в особенностях тем, идейного смысла, системы образов, приемах их построения, в композиции и языке произведения. Это единство основных идейно-художественных особенностей (темы, идеи, характеров, сюжета, языка), обнаруживающееся на протяжении всей творческой работы писателя, обуславливается эпохой, жизненным опытом, взглядами художника и особенностями его таланта. Стиль одного и того же автора может развиваться и изменяться с течением времени (А.С. Пушкин ранний и поздний существенно отличаются друг от друга как по творческому методу - романтик и реалист, так и по форме произведений - поэт и прозаик).

В стиле ряда писателей можно найти одинаковые черты - общие темы, близкие по социальному положению и взглядам герои (например, тема "лишних" людей в первой половине 19 века в России, о трагической судьбе молодых дворян, непонятых обществом).

Таким образом формируется литературная школа, направление, группа, течение - единство формы и содержания, единство метода, сближающее писателей друг с другом. В зависимости от особенностей исторической обстановки оно получает определенную политическую окраску и политическую целеустремленность (например, натуральная школа последователей Н.В. Гоголя в России).

Более высокую ступень общности представляет собой творческий художественный метод. Художественный метод - общие для писателей принципы отбора жизненных явлений и их изображения. Он зависит прежде всего от изменений общественной жизни (реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм, постмодернизм).

Литературный процесс - процесс взаимодействия стилей, течений, методов, направлений художественной литературы в один и тот же исторический период. Самым древним и самым известным методом изображения действительности в художественной литературе является реализм. Именно с него литературный процесс начался в Древней Греции и Древнем Риме, с формирования так называемого античного реализма, потом в средние века можно говорить о средневековом реализме, эпоха Возрождения дает толчок развитию идей возрождения в реалистическом творчестве того периода. Эпоха Просвещения же впервые позволяет говорить о появлении зрелого литературного течения с четко сформулированными законами творчества - классицизма.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - течение в литературе Западной Европы и России (17-18 века) после окончания религиозных войн. Классицизм возник как подражание образцам античного (классического) искусства. Представителями его являются Расин, Корнель, Буало, Мольер, Сумароков, Херасков, Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Державин. Они старались в изображении жизненных коллизий обратить внимание на чувство долга и патриотизм героев.

Классицизм является образцом литературы, созданной по нормативным принципам. Основные идеи классицизма связаны с идеей прогрессивной абсолютистской королевской власти, что выражало во Франции, где зародился классицизм, гражданские, общенациональные идеалы, идею гражданского разума, которую герой должен предпочитать другим человеческим чувствам. Рассудочно-гражданское мышление классицизма было связано с публицистичностью, дидактичностью, публицистическими настроениями, выраженными в произведениях.

Классицизм был связан с дворянской, аристократической, придворной культурой. Это вело в определенной сословной ограниченности - не допускалось изображение народа, народной жизни, природы, сюжеты брались, в основном, из древнегреческой или древнеримской истории.

Все произведения четко делились на высокие и низкие, так же, как и жанры, было введено правило "трех единств" - единства времени (весь конфликт должен получить разрешение в течение суток), места (действие разворачивалось в одном месте), действия (один сюжет, герои - носители какого-то одного качества, амплуа актеров). Все это вело к нарушению жизненной правды, созданию условных, надуманных образов, схематических характеров, сложному языку.

Русский классицизм боролся за самобытность русской культуры, чистоту русского языка, отразил существенные моменты развития России.

Сентиментализм (от франц. sentimental - чувствительный) - литературное течение в русской и западной литературе конца 18 - начала 19 веков, возникшее первоначально в Англии и отразившее борьбу буржуазии с феодалами. Сентиментализм содержал протест против развращенных нравов дворянской аристократии, ей противопоставлялась жизнь ремесленников, купцов, крестьянства, сочувствие людям, угнетенным феодалами.

Как направление, оно было целиком противопоставлено рассудочности произведений классицизма, содержало протест против отвлеченных идеалов разума, противопоставляя им искренние чувства, стремясь изобразить особенности человеческой психологии.

Воспевание патриархальных устоев и чувств приводило к идее о том, что естественными люди могут быть только на природе. Город и городская культура противопоставлялись природе, деревне и наделялись всеми отрицательными чертами (разврат, корыстолюбие, отсутствие моральных устоев). В свою очередь, деревня идиллически и патриархально изображенная, представлялась только с положительной стороны без всякой критики.

Для сентиментализма были характерны и другие черты. Например, стремление к историзму, прославлению прошлого своей страны, характеры героев изображались главным образом через эмоционально-психологическую характеристику с устранение всякой реальной обстановки, вне реальных событий.

В системе языка сложился особый стиль сентиментализма - стиль интонационно-чувствительного характера (с обилием обращений и восклицаний), авторы полностью отказываются от "высокого штиля" классицизма, но создают свой собственный искусственно-чувствительный язык.

В русской литературе сентиментализм имел иную социальную основу в конце 18 века (Карамзин, Богданович, Дмитриев, Шальков, ранний Жуковский) - выражал настроения дворянства в эпоху усиливающегося буржуазного развития России и обостряющегося освободительного крестьянского движения. Характерные черты этого русского направления - фальшивое изображение крестьянства, деревни, идеализация крепостнического строя. Стремление замолчать факт эксплуатации крепостных, условное изображение русской деревни как места игр счастливых поселян, изображение отца-покровителя и благодетеля -помещика, исполненного заботы о своих крепостных ("Вы мне будьте вечно чада, я вам буду век отец") - все это характерные черты русского сентиментализма.

Были и положительные моменты. Впервые крепостные и их чувства были изображены наряду с чувствами помещиков ("И крестьянки любить умеют" - Н.М. Карамзин). Это произвело огромное влияние на развитие русской литературы, так как уделялось внимание чувствам простых людей, изображению психологии человека.

Романтизм - творческий метод, появившийся в Западной Европе в конце 18 - начале 19 веков - принято рассматривать как реакцию на буржуазные революции в Англии и Франции, так как он выражал недовольство широких общественных кругов новой буржуазной действительностью. Вместо царства свободы, равенства и братства, ради которого были принесены огромные жертвы, в буржуазном обществе начинает господствовать дух наживы, власть денег, новое угнетение личности. Поэтому основной принцип этого движения - противопоставление реальной жизни иного мира, созданного творческой фантазией писателя. Для романтического произведения характерны: необыкновенный герой, обуреваемый неистовыми страстями, необыкновенные обстоятельства, в которых происходит действие, пелена недосказанности и тайны, которая опутывает прошлое героя.

Выделяется два основных направления романтизма: пассивный (консервативный) и революционный (прогрессивный).

Консервативный романтизм (Новалис, Уланд, Шатобриан, Виньи, Вордсворт, Гейне, Шиллер, Жуковский, Батюшков, Дельвиг) стремился увести читателя в мир мечты, фантазии, мистики или исторического прошлого (средневековья). В произведениях этих романтиков существовали два типа героев: мечтатели, живущие только в мире своих личных чувств и души, и деятельные натуры, стремящиеся возродить рыцарские чувства и благородные принципы жизни.

Революционный романтизм (Байрон, Гюго, Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Одоевский)) изображал протест, страсти исключительной личности, не смиряющейся с обстоятельствами окружающей действительности, борющейся, стремящейся к свободе, действию, к будущей свободной жизни.

В русской литературе возникший в самом начале 19 века (особенно широко распространившийся после Отечественной войны 1812 года) романтизм отражал недовольство русского дворянства двумя основными бедами того времени: самодержавием и крепостным правом.

Реализм - предполагает показ действительности, реальной жизни человека, правдивое исторически-конкретное изображение человека и общества, изображение связей и взаимодействий человека и общества ("правдивость изображения типических характеров в типических обстоятельствах" - Ф. Энгельс).

Типические герои отражают характеры и собирательные черты многих людей, общественных групп (или героев и образы, отражающих типичные тенденции развития общества). Типические обстоятельства - описание особенностей быта, нравов того общества и в тот исторический момент, когда сформировались герои.

Это самый древний и самый мощный творческий метод изображения действительности, известный в истории литературы. Отдельные элементы реализма уже встречались в античной литературе 5-3 веков до н.э. Несмотря на то, что её герой пока не выделился из общей массы, он мыслит как все общество (Ахилл у Гомера).

Далее, в эпоху Возрождения (13-16 вв.), по время роста общественного самосознания, герой уже выделился из общества, ему присуще чувство справедливости и ответственности (Гамлет, Дон Кихот), хотя он пока руководствуется не классовыми, а нравственными критериями (защитники человечества от несовершенств).

В эпоху Просвещения (18 в.) происходит усиление критического начала реализма. Против феодализма и церковной идеологии выступает молодая революционная буржуазия с критикой права, морали, религии (Вольтер, Дидро, Д.И. Фонвизин). Недостатки общества объяснялись ими недостатками системы политических нравов, моральных взглядов.

Критический реализм начал формироваться в творчестве Бальзака и Пушкина благодаря недовольству романтических представлений о путях изменения жизни и разочарованию буржуазной действительностью. Аналитическая устремленность и усиление критического начала были связаны с разоблачением и отрицанием основ феодального и буржуазного общества через изображение человека в его различных связях с обществом. Человека изображали таким образом, как часть и продукт среды (характер, взгляды, поведение, образ жизни формируется обществом), но при этом стремились к будущему, к идеалу.

В истории реализма бывало так, что наряду с исторически неверным, отвлеченным пониманием характеров персонажей осуществлялось верное, конкретное, реалистическое их воспроизведение (Н.В. Гоголь "Мертвые души") - надо различать миросозерцание художника и его теоретические взгляды.

Модернизм (от фр. moderne - новый, современный) - различные течения в современной литературе 20 века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм ), противопоставляющие себя реализму. Их не устраивает основной принцип реализма - отражение объективной действительности, они считают его натуралистическим копированием жизни.

Основой искусства должно стать продуцирование вовне внутреннего "я" героя, его внутреннего мира. Черты модернизма - максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно-исторически далеком, нежели на близкой реальности.

Постмодернизм как литературное течение сформировался во второй половине 20 века и представляет собой попытку современных авторов во главе с Ж. Деррида философски осмыслить историю литературы и культуры в целом с позиции деконструкции (то есть отвержения) всего устойчивого, стабильного, безусловного, что есть в ней. Понятие симулякра и постмодернистская концепция тотальной неупорядоченности мира порой находит формы выражения, родственные мифологической архаике, что позволяет трансформировать сюжеты, образы, обстоятельства в новые произведения, используя их в соответствии с современными условиями.