Любительские театры. Может ли частный театр быть успешным бизнес-проектом

Грамотно организованное и правильно рассчитанное театральное дело может быть не только приятным, но и весьма выгодным времяпровождением, приносящим ещё и славу, почет и уважение.

Частный театр: Общий обзор театрального бизнеса

Считается, что в нашей стране театральный рынок уже насыщен как государственными, так и частными театрами, и у конечного потребителя (в данном случае – зрителя) достаточно широкий выбор относительно этой услуги. Но на самом деле это не так.

В нашей стране частные театры – вещь относительно новая и не вписывающаяся в малый бизнес. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие, например, от кино и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера – владельца или содержателя (а также в некоторых случаях – арендатора) частного театра, сейчас незаслуженно забыта. Возможно именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно не приносят своим участникам заслуженного дохода и остаются чем-то на грани хобби и подработки для студентов.

Именно поэтому начинающий предприниматель может небезуспешно попробовать себя на этом уважаемом и интересном поприще. Открытие частного театра может стать увлечением и работой всей жизни, не говоря уже о том, что грамотно организованный частный театр в то же время сможет обеспечить своим актерам и владельцу (антрепренеру) достойное существование и немалые заработки.

Что нужно знать, открывая частный театр?

Конечно, для начала следует определиться с тем, будет ли у вашего театра собственное помещение . Этот вопрос является фундаментальным и ответ на него зависит от многих факторов: например, величины города, стартового капитала, возможности быстрого, компактного и слаженного переезда на гастроли в другие города, и, наконец, самой концепции театра – будет он преимущественно стационарным, или же наоборот, «бродячим».

В этом отношении на первом месте стоит, конечно, финансовый вопрос . Найти подходящее и надлежащим образом оборудованное помещение, как правило, очень трудно.

Можно арендовать его и перестроить по своему усмотрению (разумеется, с согласия арендодателя), однако:

  • не каждый арендодатель пойдет на такие преобразования – ведь в дальнейшем он, скорее всего, просто не найдет подходящих арендаторов, а демонтаж и неизбежно последующий за ним ремонт обойдется в достаточно крупную сумму;
  • арендуя и переоборудуя какое-то помещение, вы инвестируете свои средства «в никуда».

Еще один вариант – постройка собственного помещения или его покупка и переоборудование. В данном случае необходимо точно просчитать – а будет ли это выгодно вообще?

Например, в небольших городах ваши достаточно крупные вложения в недвижимость не окупятся никогда (или, по крайней мере, очень долгое время).

В городах-миллионерах (а тем более в Москве) ситуация несколько иная: здесь любое вложение всегда окупится – даже если вам придется продать помещение, оно всегда будет стоить больше, чем затраты на его постройку.

Но в вопросе собственного помещения есть и другой подвох. Его наличие подразумевает некую стационарность самого театра. Подумайте, сможет ли на ваши постановки приходить такое количество людей, которое всегда будет окупать затраты?

Если ответ отрицательный, то лучше задуматься о покупке 2-3 автофургонов для перевозки актеров и реквизита и начинать дело именно с нестационарного, выездного театра.

Частный театр: Вопрос формирования репертуара и актерской группы

Когда вопрос с помещением или его отсутствием решен, можно задуматься о репертуаре и кадровом (актерском и вспомогательном) составах.

Как известно, существует всего несколько театральных жанров. Например, водевиль, драма, комедия, мелодрама, мюзикл, трагедия, трагикомедия. Каждый из них по-своему хорош и отдавать предпочтения одному в ущерб другому просто невыгодно с точки зрения зрительских симпатий.

По большому счету, нормальный театр должен представлять на суд зрителя постановку произведения любого жанра – во-первых, из соображений привлечения максимального количества зрителей, а во-вторых – для того, чтобы не превращаться в заведение для любителей одного определенного жанра, что отпугнет других посетителей.

Наиболее ответственная часть открытия собственного театрального дела – это, конечно, подбор актеров . Разумеется, в малоизвестный театр актеры «первой величины» попросту не пойдут. Но это не должно вас пугать по двум причинам:

  • во-первых, сформировав первичную труппу из молодых подающих большие надежды актеров или даже хорошо подготовленных любителей, вы существенно сэкономите на гонорарах.
  • во-вторых, известность и слава – как известно, категории преходящие. Когда ваш театр станет более или менее известен, актеры «с именем» сами к вам потянутся.

В идеальном случае — найти начинающую, но уже сформировавшуюся труппу или даже молодежную театральную студию во главе с режиссером – тогда вопрос как формирования репертуара, так и кадров отпадет сам собой – режиссер попросту проделает эту работу за вас.

Не стоит забывать и о работниках, остающихся за кулисами – бутафорах, реквизиторах, механиках, осветителей и других, вплоть до билетеров и уборщиков. Хотя в данном случае этот фактор является вторичным – технический персонал найти гораздо проще, чем творческий.

Частный театр: Билетная политика

Относительно стоимости билетов трудно назвать конкретные цифры, однако на данный момент цена в 1000-1500 рублей за хороший спектакль не является чем-то запредельным. Кроме того, разумеется, стоит ориентироваться на другие театры, в том числе местные, если вы работаете в передвижной форме. Для начала, в целях привлечения публики, стоит установить планку в 75-90% цены местных билетов.

Всем привет!

Вместо вступления.

Еще с далеких советских времен в нашем обществе выработалась концепция вечно бедного, низкооплачиваемого труда творческого работника. И этот миф успешно шагает в ногу с 21-м веком. Повторюсь – с 21-м веком! И ничего не меняется, и не может измениться по причине удобства сосуществования творческого работника с театральной системой.

Еще со студенческой скамьи актера готовят к тому, что жизнь в театре не сахар: зарплаты ниже среднего, постоянные интриги, актерские и режиссерские войны… Заработать можно только в кино, на телевидении и, конечно же, слоняясь по всякого рода «халтурам». Но эти предостережения не только не останавливают молодых людей на пути к большому искусству, но и подстегивают их с невероятной силой! Огромные конкурсы на театральный факультет в Академии, страсти, слезы, успехи, разочарования.

И вот четыре года «театралки» окончены, а впереди театр, кино, ТВ, съемки, концерты, спектакли, гастроли, фестивали и… распределение. Не все остаются в столице, многие уезжают работать в областные театры, и тут же сталкиваются с миром, настолько отличным от привычного студенческого, что хлопают своими горящими глазами в окружающем их новом пространстве.

Через год провинциальные актеры начинают понимать ситуацию, заложниками которой они оказались. Как правило, в Белорусской глубинке присутствует стандарт двух театров: взрослого - драматического и детского - театра кукол. Это первая засада для актера! Если ты не прижился в одном театре, перейти в другой не представляет возможности по причине отсутствия такового. Это положение прекрасно используют наниматели провинциальных театров для тотального контроля и воздействия на вашу личность.

Далее, в театре, как и в любой структуре, действует контрактная система, подписывая которую, вы взваливаете себе на плечи груду обязанностей, неисполнение которых приводит к тому, что наниматель по истечению срока действия контракта просто его не продлевает. И все! Идите куда хотите, дорогой товарищ! Можете ехать в столицу, но помните, что там провинциальному актеру, каковым вы отныне являетесь, не очень-то и рады.

А расторгнуть контракт досрочно по воле нанимателя, если вдруг вы его не устроили как профессионал или не понравились как личность, проще «пареной репы». Стоит только внимательно почитать свои трудовые обязанности, и вы поймете, что по желанию с вами расстаться гораздо легче, чем взять на работу.

Здесь не снимают кино, а если и заедут «подснять» пару сцен, то на главную роль не возьмут. Вас ожидает массовка или в лучшем случае эпизод. Местное телевидение возьмет на полставки за копейки, радио – то же самое. Есть возможность вести драмкружок в какой-нибудь школе, или преподавать в колледже. И, конечно же, старые добрые «халтурки» по свадьбам, юбилеям и «корпоративчикам». Вот и весь спектр ваших услуг. Этим занимались тридцать лет назад, занимаются и по сей день. Очень скоро, заработок станет для вас основным видом творчества, а театр отойдет на второй план. Это и есть неизбежность актеров любых театров. С одним различием: в столице подрабатывают по профессии, в провинции – как придется. Все эти мытарства ведут лишь к концу творческого роста, а зачастую к уходу из профессии.

В последнее время стал замечать удивительную закономерность – очень мало актеров «стационарников» приезжают на работу в областные театры. Чаще приходят ребята с улицы, которые работают и учатся при этом театре, а образование получают в процессе заочно. Отсюда и не совсем полное постижение профессии, и «местечковый» уровень культуры.

Да и не каждый репертуарный театр может похвастаться гастрольными турами по Европе и странам бывшего СНГ. Нехватка средств, проблема выезда, да и просто не желание руководства оторвать свою пятую точку от насиженного кресла. Зато план по обслуживанию сельского жителя выполняется на все сто! А иначе нельзя – план есть план. Не всегда в репертуарном театре, с его определенной концепцией, можно проявить и развить себя в творческом плане. Многих такое положение вполне устраивает, но есть люди, которым мало, а потенциал еще не иссяк.

Вот и я, пройдя медные трубы провинциальной творческой действительности, решился на самую нелепую авантюру в своей жизни – создал частный театр , который так и назвал красивым словом «Провинция» .

Зачем мне это?

Во-первых, есть еще «порох в пороховницах», не разочаровался, не надоело. Во-вторых, не хочу уходить из профессии, не останавливаться, а развиваться. И в-третьих, хочу оставить после себя хоть что-то, пусть не такое большое по значимости, но великое по духу. Одни крутят у виска пальцем, другие попросту не верят, третьи смеются и не видят в том смысла. Есть боязливые и ленивые, глупые и завистливые, а иногда встречаются даже агрессивные личности.

Часто мне задают один и тот же вопрос: как? Это невозможно! Так нельзя! В Беларуси жесткое отношение к частному бизнесу, а в творческой среде отношение к тем, кто хочет, может и умеет еще хуже. На все эти вопросы я и попытаюсь ответить в своей статье.

С чего начать?

Для начала необходимо определиться со своей поставленной задачей. Для чего вы хотите организовать театр? Какие функции он будет нести в дальнейшем? А главное, какой промежуток времени вы отведете для жизни вашего детища.

Есть отличный вариант для заработка – антреприза. Известные артисты быстренько делают спектакль и объезжают с ним все областные центры. Но в провинции такой вариант не прокатит, особенно в белорусской. Во-первых, здесь нет настолько известных артистов, чтобы на них пришел зритель, а во-вторых, ехать с антрепризой из области в район бессмысленно, в столицу глупо.

Посему единственной возможностью заработка провинциала являются разъезды по школам и садам с детскими постановками. Но здесь можно легко нарваться на неприятности со стороны государственных репертуарных театров, так как и эти театры зарабатывают аналогично. А вторжение на чужую территорию может привести к нежелательным последствием. Не забывайте, у них власти поболей будет. В конце концов, это приведет к неизбежным конфликтам и постоянным гонениям вашего частного проекта. Его жизнь будет не долгой.

Я не стану заострять внимание на этом виде творческого заработка, а перейду к идее создания своего театра, идее довольно сложной и длительной.

Ярким примером удачного, на мой взгляд, частного проекта в Беларуси является минский Современный Художественный Театр (СХТ) под управлением Владимира Ушакова. О нем и о его руководителе можно почитать как в СМИ, так и в интернете. Но столица не есть провинция. В нашем случае условия куда сложнее. Здесь нужен уникальный проект, претендующий на роль долгожителя.

Шаг первый. Выбор вида, жанра и направления проекта.

Итак, вы решились. Что ж, попробуем создать уникальный театр, ваш театр, такой, какой вы хотите и о котором мечтали всю жизнь.

Первое, что нужно сделать – это определиться с видом или жанром вашего творчества. Конечно, вы можете сказать: я уже давно решил, мне нравится то или это и прочее, но подумайте, будет ли ваш проект интересен зрителю? Если да, то какому? Сможет ли он участвовать в фестивалях, конкурировать с другими проектами, занимать свою реальную нишу и зарабатывать деньги? Нужно четко определить для себя перспективу, видеть свое детище в будущем. Кем оно станет, сколько времени потребуется на его развитие и т.д.

Лично я потратил много сил на то, чтобы выбрать правильный вид своего театра. Кидался от детского к взрослому, от драмы к хореографии, от эстрады к СТЭМу, но лишь упустил драгоценное время, пока судьба не свела меня с удивительным и востребованным режиссером-постановщиком. Вместе мы сделали правильный выбор: театр кукол для детей и взрослых. Жанр, в котором можно развиваться бесконечно.

Благоприятными условиями для нашего выбора являются:

1. мобильность.

Ограниченное количество актеров (до 4-х человек),

Небольшие по размерам и легко транспортируемые декорации,

Возможность выступать на любых площадках (сценах, фойе, ресторанах и даже на свежем воздухе),

2. время просмотра.

Минимум – 35 мин

Максимум – 1:15 мин

3. востребованность.

Жанр, который будет иметь своего зрителя всегда и везде.

Шаг второй. Перспектива.

Вы хорошо продумали, чем собираетесь заниматься, определились и уже видите свою победу, огромное количество зрителей и невероятно высокий рейтинг вашего проекта. Не спешите. Нужно реально оценивать перспективу.

И самое важное дело в дальнейшем развитии - заработать себе имя. Этот процесс может занять от трех до пяти лет. Объясню почему. Пробиться на фестиваль довольно сложно: вас никто не знает, слово «частный» изначально действует на организаторов скептически. Вашу заявку даже не будут рассматривать, а без участия в фестивалях вы о себе не заявите.

Что же делать? Искать средства! Одалживать, брать кредиты, искать помощи, жить до нельзя скромно. Спросите, зачем? Отвечу: чтобы выплатить гонорар постановщику, художнику, композитору. Это неизбежно, если вы действительно хотите развивать свой проект. Вашу заявку скорее примут, если увидят в ней имя известного человека. И зритель в первую очередь придет не на вас, а на имя востребованного режиссера, который по каким-то соображениям взялся за ваш проект, или художника, который оформил именно ваш спектакль.

На подобном явлении нужно остановиться подробнее, поскольку частные начинания в Петербурге и Москве отличались и имели ряд проблем, которых не было у коллег в провинции.

В Петербурге создание частных драматических театров в российской столице оказалось делом чрезвычайно сложным. Долгие годы, несмотря на достаточно большое количество попыток в этой области, частный драматический театр, способный к продолжительному успешному существованию в условиях конкуренции с Императорской сценой, оставался для Петербурга несбыточной мечтой.

В первые годы после отмены монополии в Петербурге возникает сразу несколько частных драматических театров. Первым, в октябре 1881 года, открылся Русский театр Коровякова. Его репертуар состоял в основном из классических зарубежных пьес, современной русской драмы, известных комедии и водевилей, но не привлекал широкого зрителя.

Да и финансовые средства, которыми располагал Коровяков, были весьма ограничены, необходимо было работать без убытка. Арендная плата была высокой. Окупать все затраты приходилось за счёт сборов. Билеты, следовательно, стоили дорого, что естественно сократило приток потенциальных зрителей. Приходилось играть почти ежедневно, ставить премьеры за два дня, понятно, это снижало их художественный уровень. Уже через два месяца Коровякову пришлось закрыть дело.

Ещё одну неудачную попытку организации частного дела в Петербурге принял антрепренер А.С. Шустов. По, сути, дело свелось к гастролям в нескольких постановках известного петербургского актёра А.А.Нильского. Об этом кратковременном начинании не стоило бы и упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство: частный театр, делающий ставку на известных артистов, к середине 80-х годов окончательно сформируется и станет впоследствии весьма распространённым типом столичного театрального предприятия. Как правило, срок их жизни был очень мал.

Примеру А.С. Шустова вскоре последует и ряд других частных театров, в числе которых драматическая антреприза П.И. Казанцева - известного провинциального актёра и режиссёра. К концу сезона 1884 года театр под руководством Казанцева был уже достаточно хорошо известен и обрел популярность у определённой части публики. Однако это тоже не смогло существенно повлиять на финансовое положение предприятия. Средств, затраченных Казанцевым на создание зрелищных спектаклей, аренду помещения, текущие расходы и в особенности на приглашение именитых гастролеров, оказалось недостаточно для продолжения основной деятельности, и театр закрылся. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 101

Надо подчеркнуть, что предприятие П.Казанцева стало первым частным театром Петербурга, продержавшийся целый сезон, что по сравнению с другими антрепризами российской столицы совсем немало.

Особняком стоит другой известный петербургский частный театр - антреприза Г.А. Арбенина и гастроли труппы известного московского антрепренера, «мага и кудесника» М.В. Лентовского в сезон 1884 -1885 годов, ориентированная преимущественно на оперетту, водевили и феерию.

Лишь в 1895 году, через 13 лет после отмены монополии, было положено начало стабильному негосударственному театральному предприятию Петербурга: открылся театр Литературно-артистического кружка, клуба деятелей литературы и искусства. Как известно, этот театр явился самым долговременным частным драматическим театром в столице (он работал вплоть до 1917 года). Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 102

В целом же создание сети художественно полноценных стабильных частных театров драматических театров в российской столице в первые годы после отмены монополии оказались трудноразрешимой проблемой.

Более успешными, в этом отношении оказались театры, приглашавшие к участию в постановках именитых российских и зарубежных артистов, и театры-фарсы, составляющие значительную часть театральной сети Петербурга, а также оперетта. И, как показала история, в период последних десятилетий XIX века, в Петербурге деятельность именно этих двух типов частных театров - театра, делавшего ставку на известных актеров, а также театра легкого жанра, оказалась наиболее жизнеспособной.

Консерватизм большинства зрителей, конечно же, был не единственной причиной, по которой становление частных драматических театров в Петербурге происходило так трудно. Проблемы, с которыми столкнулись антрепренеры Петербурга и Москвы в период последнего двадцатилетия, в значительной степени были очень похожи.

Первым московским частным театром, как известно, явился драматический театр артистки Императорского малого театра А.А. Бренко. Он практически сразу прогорел. И причины столь короткого существования её начинаний не следует сводить исключительно к щедрым тратам или неумелой организации. Суть проблемы кроется в принципиально ином: её театр был изначально ориентирован на конкуренцию с Императорским Малым театром. Это проявлялось и в формировании репертуара, и в попытке создать аналогичный по художественным достоинствам актёрский ансамбль, и тщательности художественного оформления. Принципиально важно, что Бренко стремилась привлечь ту же зрительскую аудиторию.

Именно в этом и кроется основная суть проблемы большинства частных театров, основанных в столицах после отмены монополии, угасавших столь же быстро, как и возникавших. Могли ли эти театры рассчитывать на продолжительное существование, а не на единовременный успех, если их деятельность была ориентирована или конкурировала напрямую с императорской сценой? История показала, что деятельность таких начинаний была непродолжительной. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 111

Иными принципами организации творческого процесса в создании и жизнедеятельности своего театра руководствовался известный российский антрепренер Ф.А. Корш. Корш ориентировался, в основном, не на зрителя императорского Малого театра, а сознательно стремился привлечь иные слои потенциальной зрительской аудитории. В.А. Нелидов вспоминал, что Корш «привил вкус к театру той части публики, которая прежде или совсем не посещала театра, или весьма редко».

Этот театр был не таким, как казенный, и не таким, как провинциальные антрепризы, и совсем не таким, как станет со дня первого спектакля МХАТ. И уж никак он не был типичным - он был единственный в своём роде. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. М.: Гитис. 1979 - С. 68

«Русский драматический театр» Корша оказался самым долговечным среди частных театров, возникших после отмены монополии. Это несмотря на то, что по одним источникам, театр Корша с момента основания существовал лишь на доходы от сборов. А ведь расходы у частных театров были огромны: необходимо было выплачивать налоги городским властям, содержать трепу, обслуживающий персонал, здание театра, изготавливать декорационное оформление, платить отчисления авторам, а в случае с театром Корша - ещё и платить известному всей России режиссёру Н.Н.Синельникову.

Особое место в становлении частного театра в Москве занимает М.В. Лентовский - его театр «Скоморох» стал тем исключением, когда предприятие просуществовало не один сезон.

Рассматривая частные драматические театры, возникшие в столицах после отмены монополии, необходимо обратиться к принципам создания и функционирования ещё одного типа, ещё одной модели театра. Это открытый в 1882 году антрепренером Георгом Парадизом «Театр ПАРАДИЗ», который смог привнести определённую новизну в театральную жизнь Москвы, найти своё место на театральном рынке столицы.

Этот театр работал по принципу театра-площадки, где проводились гастроли известных зарубежных исполнителей и русских провинциальных артистов, а также трупп именитых Европейских театров. Его антреприза просуществовала без малого два десятка лет. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 119

Антрепренером в те годы, как и сегодня, формально мог стать кто угодно, даже человек без среднего образования, совсем незнакомый с театральным делом, что собственно, было не редкостью. В Дирекции же императорских театров большинство служащих, включая директора, как правило, имели высшее военное образование, которое включало в себя и изучение отечественного сценического искусства, живописи, музыки и архитектуры. Свиридов В.А. Опыт полготовки младших офицеров в дореволюционной России // Военная мысль. 2000. № 5 - Стр. 120

Немаловажно также, что лишь чрезвычайно ограниченное число столичных антрепренеров обладали собственным зданием. За рассматриваемый период в Москве антрепренерами было выстроено всего лишь два театральных здания: «Русский драматический театр Корша» и «Интернациональный театр» Г.Парадиза.

И ещё существенной проблемой большинства частных театров в первые годы своего существования является оплата творческого труда. Как правило, антрепренёры не могли платить артистам так, как театры Императорские. Тех же, кто пытался сократить эту разницу, или платить не меньше, чем в императорских, как А. Бренко, ожидало неминуемое банкротство. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 122

Однако, как показала история, частные драматические театры в пореформенное двадцатилетие на самом деле дали столичным сценам очень многое и главное - колоссальный опыт саморазвития, идущий прежде всего, от общественной инициативы и частной предприимчивости. Быстро возникающие и столь же быстро угасающие антрепризы значительно способствовали выработке механизмов и утверждению принципа самоорганизации на художественном рынке столиц. Дадамян Г.Г. Борьба двух начал в организации театрального дела в России // Сб. Жизнь сцены и контрактный мир. С. 27

Однако не все театры выстраивали свою деятельность на основе антреприз. Многие искали новые организационно-правовые формы для своего дела, их принято называть товариществами нового типа. Это такие театры как Московская частная опера С. И. Мамонтова, МХТ, театр имени А. С. Суворина. Труппа в последнем была организована на паевых началах главным пайщиком - владельцем издательского предприятия Алексеем Сергеевичем Сувориным, а также П.П.Гнедичем, П.Д.Ленским. Шабалина Т. ТЕАТР СУВОРИНА // Онлайн Энциклопедия Кругосвет: [Электронный документ].- (http://www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html). А про организационно-правовую форму Московского Художественного театра следует рассказать подробнее, поскольку она в своём роде была уникальна.

В 2016 году в Киеве появился новый независимый театр «Мизантроп». Коллектив уже отметился громкими мультижанровыми постановками «Три сестры» и «Приглашение на казнь». Platfor.ma поговорила с одним из идеологов проекта, композитором Дмитрием Саратским, чтобы подготовить пошаговую инструкцию по созданию независимого театра в Украине.

Поймите, что вам нужен театр.

Создание своего театра начинается, в первую очередь, с мысли о невозможности работать иначе. Когда понимаешь, что иного пути нет и, для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, тебе не подходит ни одна из существующих площадок - начинаешь задумываться, а может стоит создать что-то свое? Быть независимым от конъюнктуры, директоров, продюсеров, государства и прочих «нетворческих» факторов. Ну а дальше - это вопрос воли и наличия единомышленников - потому что путь этот очень тяжелый и совершенно непредсказуемый.

Убедитесь, что закон не против вашего театра.

На сегодняшний день регистрация - это не такой уж важный аспект существования театрального коллектива. Можно работать как ЧП или ТОВ, можно примкнуть к уже существующему театру и быть своего рода «подразделением», а можно вообще ничего такого не предпринимать и просто играть спектакли. Единственное, для чего необходимы какие-то юридические обоснования - это продажа билетов. Но тут тоже все довольно просто: достаточно заключить договор с одним из многочисленных билетных операторов и реализовывать билеты через них.

Если ты работаешь как ФОП или ТОВ, то тебе не обязательно доказывать что ты именно театр, а не что-нибудь другое, - зритель сам даст оценку твоему творчеству, но если же вам хочется каким-то образом приобщиться к государственным или муниципальным бюджетам, то тут уже придется столкнуться с бюрократической машиной во всей ее красе.

Хотя, если честно, это не имеет никакого смысла, так как стать «национальным», то есть подчиняться Министерству культуры могут лишь избранные коллективы, их очень мало - а звание «муниципального» или «областного» театра практически ничего не дает в финансовом плане. Скорее наоборот - это лишнее внимание со стороны власти, а значит: контроль за репертуаром, тендерные закупки буквально всего (даже батареек в микрофоны) и еще, не дай бог, какие-то заказные спектакли на праздники. В общем, одни минусы. Помещение, если у вас такового нет, вам никто не выделит, так как театры у нас не строятся уже лет 80. Так что, как не крути, - свобода и независимость сегодня лучше.

Найдите людей.

Для независимого театра люди - это и есть главный фактор успеха, потому что, не имея крыши над головой, не имея долгосрочных планов и финансовой поддержки, единственное, что может заставить коллег идти за тобой, - это их любовь к искусству и готовность жертвовать ради него. Жертвовать временем, заработками, сном, здоровьем - да практически всем, что у них есть. И если ты находишь таких людей - то шанс на будущее есть, если же ты ищешь людей по каким-то другим критериям - в сфере независимого театра - ты обречен на неудачу.

    Потратьте кучу времени на поиск денег.

    В нашем случае занятие, которое отнимает больше всего времени, - это поиск инвестиций. У нас самих нет достаточных средств для реализации задуманных постановок, поэтому мы просто берем деньги в долг, а потом в процессе проката отдаем их. Но это наш путь, и вполне возможно, что не всем нужно следовать такому примеру.

    Безусловно, работа над спектаклем, особенно в том формате, в котором работаем мы, а именно мультижанровый театр, в котором есть и сценическая, и музыкальная, и хореографическая, и световая составляющие, - это очень трудоемкий процесс. Кроме всего прочего, поскольку инвестиция и бюджет не резиновые - многое приходится делать самим: начиная от костюмов и заканчивая перемещением декораций и монтажом звука или света. Ведь чем больше привлекаешь специалистов, тем меньше остается денег на ткани, материалы, микрофоны и тому подобное. Приходится сильно экономить. Так что, если у вас, например, есть друг или родственник, готовый инвестировать в вас, - ни в коем случае не пренебрегайте этой помощью. Главное - не позволяйте этим людям влиять на творческий процесс, иначе все пойдет прахом.

    Определитесь, что хотите поставить.

    В нашем случае было немного необычно: сначала мы решили сделать спектакль «Три сестры», а только после его успеха решились презентовать театр и заявить о себе, как о новом коллективе. Но в целом нужно делать только то, что нравится, иначе нет смысла создавать свой театр. Если вы собираетесь под кого-то подстраиваться, пытаться поймать тренд или настроение публики - нет смысла создавать что-то новое. Главным тезисом должно быть: «творчество в чистом виде».

    Займитесь репетициями.

    Наши репетиции длятся по 12 часов и это мало кто выдерживает! Все потому что, ввиду очень плотных графиков, мы не можем себе позволить репетировать спектакль на протяжении полугода. Когда коллектив только начал свою жизнь, он априори не может сразу приносить деньги, именно поэтому каждый из нас (и создатели, и артисты) занимается еще множеством других проектов, которые позволяют нам держаться на плаву. Ну, а если рассматривать идеальный вариант - то репетиции должны длиться ровно столько, сколько необходимо, и предугадать это невозможно. Все зависит от жанра спектакля, от пьесы, лежащей в основе, от вдохновения режиссера в конце концов - а тут все непредсказуемо.

    Найдите зрителей.

    Есть мнение, что привлечь публику новому коллективу очень сложно, раз уж зрители не ходят даже на именитые театры. На самом-то деле все очень просто: нужно заставить людей поверить в то, что театр - это не скучно. Что это круче, чем кино, потому что все происходит здесь и сейчас. Что театр - это место, где люди, твои современники, будут на твоем языке говорить с тобой о проблемах, волнующих тебя. Не учить, не демонстрировать что-то, а общаться! И если ваш театр действительно живой и действительно актуальный, то эффект «сарафанного радио» будет привлекать все большую и большую аудиторию. Если же вы не такие - никакая реклама не поможет.