Вернувшаяся из отпуска татьяна навка похвасталась своей физической формой. Татьяна Навка: «Я научилась прощать обиды»

Татьяна Навка и Дмитрий Песков воспитывают дочь Надежду. Сейчас девочке 2,3 года. По признанию прославленной фигуристки, она более строга с малышкой, чем отец и прочие родственники. "На мне дисциплина, я, наверное, более строга, чем наш папа и все остальные, – сказывается спортивная закалка. Ни в коем случае не кричу на дочку – в нашем доме вообще не знают, что такое повышать голос, но могу серьезно сказать, чего делать нельзя, а что можно, и подробно объяснить почему. Разграничиваю, к примеру, время, когда можно подурачиться, и то, когда нужно придерживаться правил", – рассказала Татьяна.

ПО ТЕМЕ

Навка уверена, что прививать дисциплину и правила необходимо с рождения. "Многие родители допускают ошибку, потому что в младенчестве разрешают все без исключения. И когда ребенок начинает плакать, кричать, идут у него на поводу. А потом в школу дети приходят разбалованными хулиганами. И воспитывать уже поздно", – заключила фигуристка.

Спортсменка отметила, что, если Наде что-то нужно, она направляется к матери и спрашивает разрешения. А вот Дмитрий Песков более лоялен. "Папа же в связи с тем, что намного реже ее видит из-за занятости, рабочего графика, конечно, в основном дочь любит и балует. И мне это безумно нравится", – цитирует Навку Starhit .

По мнению Татьяны, младшая дочь собрала лучшие качества ее и мужа, а также прочих родственников. "Может быть спокойной, может шебутной, игривой. Уже с детства – настоящая женщина, любит садиться за мой туалетный столик и, подражая маме, делает вид, как будто накладывает макияж. На это очень забавно смотреть. Несмотря на то, что она еще совсем маленькая, дочка любит жизнь, ей все нравится, у нее горят глаза. Обожает петь, танцевать, читать, плавать, ходить в цирк, зоопарк. Уверена, она вырастет лучезарным, интересным, многогранным человеком. Главное, что ее окружает много любящих людей. Это и есть счастье", – уверена Татьяна Навка.

Marie Claire: Как вам кажется, у кого легче характер?

Саша : Ой.

Татьяна : Моя дочь мне всегда говорит: «Мама, это только ты думаешь, что у тебя легкий характер» (смеется).

Cаша : Мне мама то же самое говорит. Мне кажется, с чу­жи­ми людьми я характер не показываю, только с родными. Бывает, завожусь. Не сразу, но меня отпускает, и потом все хорошо. Я над собой работаю, искореняю такие черты.

Какая черта есть в Саше, которой не хватает вам, Татьяна?

Татьяна : Даже не знаю. Мне кажется, всего хватает. На­верное, Саша не по годам мудрая. Могу сказать, чего Саше не хватает (возможно, в силу возраста). Она может прийти, сесть и смотреть в одну точку. Или в телефон. Я за это время уже переоделась и что-то сделать успела. Говорю Саше: «Ты потеряла 30 минут, просто выбросила это время». Она отвечает: «Мама, не все такие, как ты». Я же тоже в молодости не ценила время. С возрастом начинаешь думать иначе.

У вас есть границы личного пространства? Например, мой гардероб – твой гардероб. Вы существуете на разных терри­ториях?

Саша : Гардероб у нас общий. Если мне нужно, я могу взять что-то из маминых вещей.

Татьяна : У меня одно требование: чтобы Саша уважительно к вещам относилась. У нас есть вещи на двоих. К примеру, мы недавно на пару купили свитер.

Психологи считают, что отношения матери и дочери прохо­дят четыре стадии. Фазы, как правило, длятся по 7–10 лет. Вы по классификации на третьей фазе. А первая стадия – это полное единение с мамой. Ты помнишь себя до семи лет, Саша?

Саша : Помню и себя, и маму. Несмотря на то что она посто­янно была занята тренировками, никогда не жалела на меня свободного времени. Однозначно, мне хватало маминой любви и заботы.

Можешь привести пример: ты очень маленькая с мамой?

Саша : В памяти много таких моментов, например, она заби­рает меня из садика на машине. Или прогулки в выходные в парке с друзьями. Мы тогда жили в Америке. Я очень ждала, когда закончатся будни и мама меня с собой возьмет в молл – там она покупала мне pretzel (крендель).

Татьяна : Дать претцель было важно, она на час замолкала. И сидела в коляске как зачарованная... А помнишь, как я тебя подстригла налысо?

Я опасалась, что нанесла ребенку психологическую травму

Саша : А, да. Года три мне было. Я, по-моему, даже не пла­кала, а начала расстраиваться на следующий день, когда поняла, что выгляжу как мальчик.

Татьяна : Я это сделала, чтобы волосы были гуще. У Саши очень долго не росли волосы. Я все ждала, ждала. По русским традициям в год стригут. Думаю: «Зачем стричь? И так от­ра­стут». Два года – не растут. Два с половиной – не растут. В три я решаю: «У ребенка не растут волосы, потому что я ее вовремя не подстригла». И мы проэкспериментировали.

Саша : А я ведь тогда уже начинала ощущать себя девочкой, носить исключительно платья.

Татьяна : Саша пыталась скрыть отсутствие волос, нама­тывала на голову полотенца, натягивала колготки. Я тогда долго еще опасалась, что нанесла ребенку психоло­гиче­скую травму. Зато теперь видите, какие волосы. Отросли, когда им было суждено. На моей младшей – Надежде – я уже не экспериментирую, конечно (смеется).

Татьяна, а какая была Саша до семи лет? Что первым делом вспоминается?

Татьяна : Она дебоширка была, забияка. Веселая девчонка с характером. Не сидела на месте. Ничего не боялась. До­б­рая. Ну, такая, как и сейчас.

Немецкие крендели и сегодня работают?

Саша : Стараемся их не есть... Я еще вспомнила из ярких детских моментов – гордость за маму на Олимпиаде в Ту­рине. Мне шесть было, я смотрела с трибуны, как катается моя мама, я еще не совсем понимала, что это настолько все грандиозно, что это Олимпийские игры, что она к это­­му шла всю жизнь. Бабушка плакала. Все молились. А по­том, когда ты выиграла, все заорали. И я по­ня­ла – мама всех победила. Уже после награждения ты подъехала и взя­ла меня с трибуны на руки, прокатилась со мной по всему стадиону.

Татьяна : Это было запрещено. За мной бежала куча по­ли­цейских с криками: «Нельзя!» Я же чувствовала, что в этот момент я самый могучий человек на свете. Могу делать все, что хочу. Я заслужила. Этого мы не забудем никогда.

Подбираемся ко второй стадии, когда подросток пыта­ется с мамой спорить. Когда Саша решила быть незави­симой?

Саша : На самом деле, спорила я с раннего детства, мне ка­жется. То есть мой спорщицкий нрав – это просто характер. Но я знаю, что можно и чего нельзя. Поэтому проблем со мной не было пока что.

Татьяна : Да тебе просто некогда было. Ты серьезно зани­малась спортом.

Решение пойти в спорт чье было?

Саша : Меня отдали. Как всех.

Татьяна : У нас не было альтернатив. Только спорт. Другое дело – фигурное катание или теннис.

Саша : Папа в выходные играл в теннис. И меня с собой брал. Теннис мне нравился намного больше фигурного катания. И оно пошло само собой. Я занималась на две страны – в России и во Франции. А в 15 у меня травма спины случилась.

Саша, обидно было?

Саша : Если бы было обидно, я бы не бросила теннис.

Татьяна : Она долго к этому шла. Я видела ее страх, кото­рый знаю по себе: после спорта жизни нет. Отсюда и пение появилось, надо было как-то Сашу поддержать и не дать ей потеряться.

Матери, которые гордо уходят и никогда не просят прощения, чему они учат?

Саша, но ведь это же означало не только то, что ты оста­вишь спорт. Образ жизни изменился. Ты возвращалась в дом. Я правильно понимаю?

Саша : Да, я вернулась домой, но за границей я ничего та­кого не делала, чего не могла делать в Москве. Конечно, хочется с друзьями проводить время. Я и провожу. Про­сто главное не в этом.

А что главное?

Татьяна : Я же говорю – она слишком взрослая.

Саша : Главное – работать, трудиться. Чтобы потом...

Татьяна : ...после сорока уверенно стоять на ногах.

Саша : Да, и гулять с друзьями (смеется).

Я вас слушаю и понимаю: когда люди могут вот так спокойно говорить об отношениях, недостатках, чувствах – это диагноз здорового человека. Отношения у вас очень ровные, правильные. И как будто совсем без шероховатостей...

Татьяна : Конечно, бывает, ругаемся. Порой Саша злится из-за того, что у мамы очень много дел. Или я переспрашиваю одно и то же по 150 раз.

Саша: Да, и я закатываю глаза, потому что 150 раз – это че­рес­чур. А мама в ответ классическое: «Как ты можешь так с матерью разговаривать?»

Кто первый идет на мировую?

Татьяна : Ну, поначалу я. Приходила, жалела, прощения просила, несмотря на то, что понимала: изначально не­права Саша, а я – лишь в том, что не хватило выдержки промолчать.

Саша : Да, ты приходишь всегда, когда серьезная ссора, ты мудрее.

Татьяна : Даже родные люди не могут жить в стерильных отношениях. И потом, матери, которые гордо уходят и ни­когда не просят прощения, чему они учат? Чтобы ребенок во взрослой жизни точно так же себя вел: сбегал, хлопнув дверью, неделями не разговаривал с мужем, с детьми, – и все это всего лишь из-за гордыни? На мой взгляд, это глупо и слабо.

Саша : Ну да. Я чаще стала говорить: «Извини, была не­права».

Саша, есть личная территория, куда ты маму не допу­скаешь?

Саша : Личная территория в плане комнаты?

Татьяна : Наверное, шире. К примеру, телефон Саши я не могу открыть и посмотреть. Вернее – могу, но если она мне разрешит.

Пароль стоит?

Татьяна : Конечно. Тем не менее Саша берет мой телефон и всегда смотрит. На это я говорю: «Несправедливо».

Из чего я делаю вывод, что у Татьяны телефон не на пароле или Саша знает пароль.

Саша : Я знаю, да.

Сейчас, конечно, Саша обожает сестру. Подарки ей покупает

А мама твой не знает?

Саша : Может, и знает. Я не в курсе.

Насколько хорошо вы знаете друг друга? Саша, назови, к при­ме­ру, три вещи, которые могут поднять маме настроение.

Татьяна : Ты когда-нибудь думала об этом?

Саша : Ну, быть самой в хорошем настроении.

То есть мама реагирует на твое настроение?

Саша : Да. Для нее это главное.

Так. Целовать маму?

Саша : Ну, не знаю. В детстве это было нормально, а сей­час очень странно.

Все такое проходят, это понимаешь, когда наступает чет­вертая фаза – в вашем случае лет через 5–7. Начинаешь осо­знавать, как тебе повезло с мамой... Татьяна, и к вам такой же вопрос по поводу Саши. Что нужно сделать, чтобы у Саши сложился день?

Саша : Я сама должна сложить свой день.

Татьяна : Если у тебя плохое настроение, то ничего не по­может. Вывожу ее из этого состояния разговорами.

Саш, по-другому построю вопрос: что могла бы сделать мама в течение дня, чтобы тебе было приятно? Мы помним первое правило: не задавать 150 раз один и тот же вопрос.

Татьяна : Ну, наверное, не звонить часто. Так?

Саша : Излишне не опекать, да. И не сомневаться во мне. Иногда мама попросит что-то сделать, я сделаю, а она зво­нит, и я по тону слышу: уверена, что я даже не бралась. Я же по­ни­маю, что важно, а что может подождать.

Скажи, ты маме даешь советы? Приведи пример, когда ты что-то маме порекомендовала и она прислушалась .

Саша : У мамы сейчас шоу «Руслан и Людмила» будет. Она долго думала насчет рекламного постера. Я ей подала пару идей по цветам, по дизайну.

Семья у вас большая. Саша, ты маму ревнуешь?

Саша : Я люблю быть одна. Если меня оставить одну, я буду только рада. Поэтому нет такого, что мне вынь да положь быть вдвоем с мамой.

Татьяна : А мне нужно. Вечером на подъезде к дому пишу ей: «Саша, я вернулась. Приходи к маме» (смеется).

Видела в Instagram, что вы завели собаку. Это всегда много эмоций.

Татьяна: Да, три дня назад у нас появилась Мишель. Выби­рали между Мишель и Шанель.

Саша : Она очень похожа на мишку, поэтому Мишель.

Это первое домашнее животное?

Татьяна: Нет-нет, у нас была собака. В марте умерла. Ми­шель больше Надина.

Саша : Подарили Наде, но она общая.

Когда у тебя есть маленькая сестра, это какие чувства вызы­вает? Когда ты сама уже взрослая, а сестра мелкая.

Саша : Она прекрасная. Всегда в хорошем настроении. У нее уже есть чувство юмора, мне кажется. Она так серьезно рассказывает истории, и это смешно и мило.

Татьяна : Когда я забеременела, Саше было 13 лет, у нее были страхи, конечно.

Саша : Мне еще нужно было полное внимание.

Татьяна : И она боялась, потому что привыкла, что она одна-единственная. Слава богу, Саша со мной этим дели­лась. Когда Саша узнала, что я беременна, она сделала та­кое лицо и в открытую сказала: «Понятно!.. А точно?» А потом стала загадывать желание, чтобы это был мальчик.

Саша : Ну да, я одна девочка и один мальчик, то есть вни­мание и мне, и мальчику равное.

Татьяна : А сейчас, конечно, Саша обожает Надю, подар­ки ей покупает.

Саша : И ничего не изменилось. Ни капельки.

27 декабря на льду московского "Мегаспорта" состоится премьера нового шоу Татьяны Навки "Аленький цветочек" по одноименной сказке Сергея Аксакова. Представления будут идти до 8 января.

Продюсер и исполнительница главной роли рассказала Андрею Ванденко не только о мюзикле, но и о взаимоотношениях с коллегами, успехах дочери Нади в изучении китайского языка и красных революционных шароварах Дмитрия Пескова.

- Так вот ты какой, цветочек Аленький!

Хотите, чтобы продолжила фразу? Объяснила, почему именно сказку Аксакова выбрала для мюзикла?

Наверное, тогда надо пояснить, как в принципе родилась идея. Год назад я дебютировала с премьерой ледового шоу "Руслан и Людмила". Мысли о собственном проекте стали появляться у меня давно, несколько лет назад. Друзья, родственники постоянно спрашивали, даже терроризировали: "Таня, ну, когда же? Пора, пора!"

- Кто особенно усердствовал? Муж?

Дмитрий Сергеевич спокойно относится к тому, чем занимаюсь в профессии. Полагается на мой опыт, не давит, не настаивает. Может что-то посоветовать, если попрошу. А такого, чтобы потребовать: "Ты должна стать продюсером, организовать свою программу", - не было. Скорее, наоборот. С одной стороны, моя задумка с первым проектом ему понравилась, он был горд, что все получилось, с другой - с самого начала понимал, насколько сложно раскрутить такую историю, и волновался, как вынесу подобную нагрузку.

Настоящим локомотивом, движителем была мама. Она во всем меня поддерживает, верит в мои силы даже больше, чем я сама

Настоящим локомотивом, движителем была мама. Она во всем меня поддерживает, верит в мои силы даже больше, чем я сама. Мама с детства говорила, что я самая лучшая, красивая и талантливая. Мол, вот выйдешь сейчас на лед и порвешь соперников. И это всегда очень помогало, добавляло уверенности. Помню, когда забеременела первым ребенком и внутренне распрощалась с профессией, смирившись с мыслью об уходе из большого спорта, мама сразу сказала: "Все прекрасно, доченька, но за формой следи, особо не поправляйся. Тебе скоро возвращаться на лед, ты должна стать олимпийской чемпионкой". Я попыталась возразить, что будем растить победительницу из моей дочки и ее внучки, но мама с такой постановкой вопроса категорически не согласилась. И, как видите, добилась своего. Я вернулась в профессиональный спорт и вместе с Романом Костомаровым завоевала золото Олимпиады в Турине.

В ситуации с шоу мама тоже подталкивала к принятию решения. Я ведь долго каталась в проектах Ильи Авербуха, была приглашенной звездой в его программах. Эта глава моей жизни рано или поздно должна была закончиться. Можно еще сравнить с длинным коридором, в котором много-много дверей. Выйдя из одной, важно не ломиться в закрытую, а найти свою, ту, которая тебе и нужна.

По знаку [Зодиака] я Овен, человек настырный и уверенный. К тому же, обладаю хорошей интуицией, которая не раз помогала не ошибиться в выборе. С детства знала, чего хочу. Родители настаивали, чтобы занималась гимнастикой или легкой атлетикой, но я в пять лет заявила, что буду только фигуристкой, и просила не мешать становиться чемпионкой.

В жизни разные бывают обстоятельства. Когда Роман Костомаров по воле нашего тогдашнего тренера Натальи Линичук ушел к другой партнерше, я не стала распускать нюни, а тут же решила родить ребенка, с пользой использовать паузу. Дверь открылась, и я в нее вошла.

И потом было много ситуаций, когда диаметрально меняла жизнь.

- После ухода из спорта у вас был длительный "Ледниковый период", участие в шоу Первого канала.

Об этом, собственно, и говорю. Попала в проект Ильи Авербуха, и это было замечательное время. Мы там все выросли - как артисты, личности, тренеры. Нам ведь приходилось кататься с любителями, учить стоять на коньках взрослых, состоявшихся в жизни людей. Задачка, хочу сказать вам, не самая простая. Зато сколько новых друзей мы приобрели!

- Кто был вашим лучшим партнером за эти десять лет?

Каждый по-своему хорош. Один чертовски харизматичен, второй прекрасно держится на льду, у третьего потрясающее чувство юмора... Дебютировали мы с Маратом Башаровым, и тот сезон стоит особняком. Мы ничего еще не понимали и после Олимпийских игр относились к шоу как к капустнику. Мне было абсолютно безразлично, выиграю или уступлю. Проводила время в приятной компании, и это главное. Поначалу остальные ребята тоже так реагировали. А потом вдруг включился спортивный дух, все начали бороться за первое место. С коньками отлично управлялись Вадим Колганов, Андрей Бурковский и Вилле Хаапасало. Именно с точки зрения техники. Самым веселым моим партнером был Миша Галустян.

Во втором сезоне пришла Чулпан Хаматова и вместе с Романом Костомаровым задала очень высокую планку. Она в детстве занималась фигурным катанием, кроме того, безумно одарена. Уже не говорю об артистическом таланте. Чулпан вдохнула в проект новую жизнь.

Повторяю, это был прекрасный период. Параллельно я участвовала в ледовых шоу Ильи Авербуха, в том числе, в "Огнях большого города" и "Кармен", где танцевала ведущие партии…

- А потом поняли: хватит работать на дядю?

В принципе, меня все устраивало, я получала приличный гонорар, но в то же время сознавала, что нельзя останавливаться, нужно двигаться дальше. В каких-то проектах Ильи мне не находилось места, я зависела от вкуса и желаний режиссера с продюсерами и постепенно начала уставать от этого. Понимала: надо создавать что-то свое, пока есть силы и желание, пока зритель идет смотреть на меня. Сколько еще лет смогу кататься? Мы же не драматические актеры или оперные певцы, которые до глубокой старости выходят на сцену, остаются в профессии. Наша карьера в этом смысле гораздо более скоротечна.

- Все относительно. Белоусова с Протопоповым катались лет до 75, если не ошибаюсь. Даже в соревнованиях ветеранов участвовали.

Знаете, всему свое время. Надо уметь не только зарабатывать, но и ставить точку, останавливаться. По крайней мере, для меня важно получать удовольствие от того, чем занимаюсь. Ничего не должно быть через силу, натужно. Иначе получится халтура, а я строгий самокритик и самоед, перфекционист. Не стану делать плохо…

Ничего не должно быть через силу, натужно. Иначе получится халтура...

- Сколько было дочке в тот момент?

Годик или чуть больше. Надя рано познакомилась с поэзией Пушкина, Есенина, других великих соотечественников. И оперу мы слушаем. Китайский язык учим с носителем.

- Почему именно на нем остановились? На китайском?

Языками лучше заниматься с младенчества. Английский или французский Надя всегда освоит, их мы, кстати, тоже потихоньку учим, но с китайским, согласитесь, сложнее. А язык интересный, развивает левое полушарие головного мозга, отвечающее за математический склад ума. Я вот вряд ли когда-нибудь осилю эту грамоту, а дочка спокойно щебечет. Даже мне порой специально отвечает по-китайски, зная, что не пойму. Шутит так, разыгрывает…

Но тему детского воспитания предлагаю обсудить отдельно, иначе мы никогда не дойдем до "Аленького цветочка".

Возвращаюсь к "Руслану и Людмиле". Помнила, что есть фильм, снятый в семидесятые годы прошлого века, есть прекрасная музыка Глинки, но мюзикл по первой поэме Пушкина, как ни странно, никто не ставил. Перечитывая ее заново, узнала много нового. Например, неожиданно для меня дядька Черномор, взводный тридцати прекрасных витязей, оказался героем другой сказки. А в "Руслане и Людмиле" это злой колдун.

Поэма разноплановая, населенная интересными персонажами. Ледовая хореография, словно на накатанную дорожку, легла на стихи Пушкина, к которым мы специально писали музыку. Конечно, немножечко поэксплуатировали Глинку с его прекрасной оперой. Скажем, использовали тему Черномора. Почему бы нет? Детям, которые приходили на шоу, приобщение к классике точно не стало помехой.

Я жутко волновалась. Это была первая такого рода история в моей жизни. Врагу не пожелаю пережить столько стрессов! Заставляла себя вникать не только в творческие, но и в технические моменты, связанные с использованием спецэффектов, световых проекций. Понимала, что должна контролировать процесс от и до: стоит малую толику пустить на самотек и - пиши пропало, точно выйдет хуже, чем могло бы быть. Не зря говорится: хочешь, чтобы получилось хорошо, сделай сама.

- Долго готовили проект?

Около года. Затеяв совершенно новое для себя дело, потеряла покой и сон. Никогда не переживала так. Даже на Олимпийских играх выходила на лед спокойно, зная, что и как делать. Продюсирование - иная история, в которой куда сложнее совладать с эмоциями. Перед премьерой похудела на пять килограммов. Мама, увидев меня накануне выступления, безуспешно пыталась скрыть слезы, реально расплакалась. "Мама, ты что?!" - "Доченька, до чего ты себя довела! Но не волнуйся, все будет хорошо!"

Целыми днями я пропадала на ледовых аренах. Случалось, возвращалась домой в пять или в шесть утра, трясясь, как заяц. "Тебе холодно?" - спрашивал муж. А меня колотило не от холода - от постоянного нервного напряжения, от зашкаливавших эмоций.

Катались, репетировали на самых разных площадках. Лед нам давали в "Мегаспорте", в ЦСКА, в подмосковном Одинцове – спасибо всем за поддержку. Премьера мюзикла состоялась ровно год назад - 23 декабря 2017 [года]. В этом году выйдем на лед чуть позже - 27 декабря. Пообещала родным, что теперь не стану так нервничать. Пока держусь.

- Сколько вы уже дали спектаклей?

В прошлом декабре и январе 24 раза подряд сыграли "Руслана и Людмилу". Если же посчитать гастрольные выступления, за год набралось около 70 представлений: кроме Москвы, еще в Сочи и Казани. В конце минувшей зимы вновь вышли на лед в столице. Как говорится, по многочисленным просьбам зрителей. И опять собирали огромные залы. В "Мегаспорте" семь тысяч мест, столько ни один театр не вместит. С "Аленьким цветочком" пока планируем 25 спектаклей.

- Все, кого планировали задействовать в проекте, откликнулись на приглашение?

К сожалению, со мной не катается Роман Костомаров, с которым я выиграла Олимпийские игры в 2006 году. С пониманием отношусь к его решению. Роме надо кормить семью, он выбрал налаженную историю с Авербухом. Три летних месяца команда Ильи живет и выступает в Сочи. Конечно, Роман мог бы откатать со мной на Новый год и вернуться, но испугался реакции Авербуха. Каждый кузнец своего счастья. Рома знает, что может прийти ко мне в любой момент, всегда его жду. Мы созданы друг для друга, так дано судьбой.

Очень важно, когда два самодостаточных человека живут рядом, не ущемляя друг друга и не требуя от партнера ничего, кроме любви

Поскольку впервые столкнулась с таким валом лжи и злобы, то испытала шок. Не понимала: за что? Вроде бы свадьба, светлый и чистый праздник, от которого все должны получить колоссальное удовольствие. Зачем же его портить столь похабным образом? Дмитрий Сергеевич - более закаленный в этом смысле товарищ, постарался меня успокоить, а потом и я стала спокойнее на все реагировать. Вырос защитный панцирь. Поняла, что надо жить своей жизнью, заниматься работой, мужем, детьми.

Мне нравится фраза, которую повторяет Татьяна Анатольевна Тарасова: "Танки грязи не боятся". Вот и я постаралась стать таким "танком". Обидно одно: эти сплетни, досужие разговоры отнимают время и силы. Но мы-то с Дмитрием Сергеевичем знаем, что живем честно, гадостей и подлостей не совершаем, много работаем. В последние недели почти не видим друг друга из-за нагрузки. У мужа командировки, потом шла подготовка к большой пресс-конференции президента страны, у меня - последние деньки перед премьерой. Иногда встречаемся за завтраком и задаем друг другу вопрос: "Зачем нам это нужно? Почему не можем жить, как нормальные люди?"

- И что отвечаете?

Очень важно, когда два самодостаточных человека живут рядом, не ущемляя друг друга и не требуя от партнера ничего, кроме любви. На мой взгляд, это залог счастливой семейной жизни.

- О работе дома говорите?

Я о своей могу, а о его практически нет. Стараюсь не задавать лишних вопросов. Тот случай, когда меньше знаешь, крепче спишь. Да и Дмитрию Сергеевичу хочется отдохнуть от забот. Он и так не расстается с мобильным телефоном, даже днем в воскресенье не отключает его ни на час. Уж сколько раз уговаривала… Ответ один: "Не могу, нельзя". Муж - очень ответственный человек. Во всем. В работе, отношении к детям, жене, родным, друзьям, коллегам.

В этом мы похожи. Но у меня круг забот, конечно, гораздо более скромный. Бывают периоды, когда нагрузка спадает. Буквально сегодня выкроила полдня и посидела с Надюшей. Замечательно провели время.

- Просители вас не донимают, Татьяна?

Вот этого стало слишком много. "Передайте, пожалуйста, Дмитрию Сергеевичу"… Или сразу Владимиру Владимировичу. Сначала пыталась отшучиваться, говорила, что очень часто вижу президента страны. Практически ежедневно. И почти всегда - по телевизору.

Потом поняла: юмор не спасает. Стала сразу отказывать, чтобы не вселять надежд.

Труднее со знакомыми. Обижаются, когда говорю, что не смогу помочь. А я, действительно, не могу! Как вы себе это представляете? Прихожу домой и начинаю атаковать мужа просьбами посторонних людей? Что он мне ответит на это?

- Просьбы ведь тоже разными бывают.

Да, случается, человеку нужна реальная помощь и поддержка в безвыходной ситуации. Пару раз я включалась и добивалась результата. Но это, скорее, исключение. Всех, к сожалению, не обогреешь, это выше моих физических и моральных сил. Хотя, признаюсь, отказывать человеку очень трудно.

Мы с мужем часто помогаем больным детям, старикам, но никогда этого не афишируем. Может, со временем плотнее займусь благотворительностью, создам собственный фонд или войду в существующий, пока же сконцентрирована на фигурном катании.

- Задаете себе вопрос: сколько еще впереди?

Знаете, после Олимпиады думала, что покатаюсь еще от силы лет пять, и все. В 2011 [году] решила: вот отпразднуем через год сорокапятилетие Дмитрия Сергеевича, устрою для него мини-шоу на льду, поздравлю любимого человека и после этого с чистой совестью повешу коньки на гвоздь. Действительно, позвала друзей, арендовала небольшой каток, мы организовали показательное выступление для близких и друзей.

Потом появилась новая цель: сделать для мужа еще более масштабное шоу на его полувековой юбилей. В 2017 [году] Дмитрий Сергеевич отпраздновал пятидесятилетие, а я готовилась к премьере мюзикла "Руслан и Людмила". От себя мы с детьми и друзьями сняли для мужа видеофильм. Получилось трогательно и смешно.

Казалось бы, все намеченные даты пройдены, можно остановиться. Вместо этого очередная премьера на подходе. Уже поняла, что лучше не загадывать. Сегодня сконцентрирована на "Аленьком цветочке", до 8 января моя жизнь расписана, а дальше... Как будет, так и будет. Скучать точно не придется.

«Ссоры и споры - неизбежная составляющая любого творческого процесса, особенно когда партнерам небезразлично то, что они делают. Это как в семейной жизни, ведь нет пары, у которой не было бы конфликтов. Но если люди действительно любят друг друга и умеют прощать, они находят пути для компромисса», — рассказывает .

— Татьяна, полгода назад, когда мы с вами встречались для съемки и интервью, вы опасались, что новое шоу «Руслан и Людмила» «украдет» вас у семьи...

— Так и случилось. (Cмеется.) Младшая дочка, провожая меня утром из дома, спрашивает: «Мама, ты куда, опять к Черномору?» Я говорю: да, к Руслану, к Черномору. Больше всего подозрений у нее вызывает Черномор. Надя боится, что он меня украдет и не вернет.

— При всей занятости вашей и мужа, на днях вас видели на премьере в Большом театре. Вы, понятно, пошли из профессионального интереса. А Дмитрий Сергеевич не заскучал на балете?..

— Мне было безумно интересно увидеть этот балет, поэтому я смогла выкроить время. Уговорила и мужа, хотя у него физически нет времени на походы в театр. Прозвучала даже шутливая фраза: если засну, ты меня буди. Но двухчасовой спектакль пролетел как одна минута. Мне кажется, это действительно новое слово в балетном мире. И Дмитрию Сергеевичу очень понравилось.

— А муж овладел уже какой-то спортивной терминологией, может поддержать беседу, если к вам коллеги-фигуристы, например, в гости придут?

— Конечно, тулуп от акселя он отличить пока не готов, но на уровне «нравится — не нравится» мы можем обсудить и Евгению Медведеву, и Алину Загитову. Самый смешной отзыв от мужа я услышала после того, как он пришел однажды к нам на репетицию шоу и увидел двух акробатов, которые участвуют в спектакле. Они не профессиональные фигуристы, но выполняют на льду уникальные трюки, аж дух захватывает. И вот эти ребята мужа больше всего и потрясли. (Смеется.) Он говорит: «Нет, ты, конечно, хороша, ты, конечно, прекрасна, но вот акробаты…» А если серьезно, то моя семья — это мои самые главные критики. Мне очень приятно, что на протяжении стольких месяцев они все меня так поддерживают и вдохновляют.

— Когда вы только задумывали «Руслана и Людмилу», говорили, что хотели бы взять в партнеры Костомарова, но опасались, что Авербух вам его не отдаст, поскольку Роман занят в шоу Ильи. Опасения подтвердились?

— Конечно. Как видите, я катаюсь с Петром Чернышевым. Но это решение Ильи, и, наверное, он сделал правильный выбор.

— А если бы такая ситуация случилась у вас, вы бы тоже не отдали своего артиста?

— Нет, почему же? Я бы как раз, наверное, отдала бы, учитывая, что мы с Романом пара, которая выиграла Олимпиаду. По сути мы одно целое, как иголка с ниткой. Просто у каждого свое понимание конкуренции и свои методы защиты от нее. Но что ни делается, все к лучшему. У меня сейчас нереально крутой Руслан — мой давний друг, фантастический фигурист и хореограф. У Петра подходящая благородная внешность, он артистичен и на сто процентов гармоничен в роли возлюбленного Людмилы. И вообще, мне каким-то чудом удалось заполучить в наш спектакль звезд мировой величины, олимпийских чемпионов, призеров чемпионатов мира и Европы. Это Маргарита Дробязко , Повилас Ванагас , Филипп Канделоро, Иван Бариев, Артур Гачинский, Александр Смирнов, Юко Кавагути, Виктор Петренко… Я уже не говорю про вокальные партии в исполнении Филиппа Киркорова, Александра Панайотова и Ани Лорак . Такого звездного состава ни в одной другой постановке не увидишь!

— Вы выступали с самыми разными партнерами, особенно в период участия в телевизионных шоу. А были какие-то жесткие несовпадения? Или в спорте надо стиснуть зубы, пересилить свою антипатию и просто продолжать работать?

— Я бы не стала олимпийской чемпионкой, если бы не умела преодолевать такие трудности. Да, нужно уметь стиснуть зубы, уметь прощать, забывать обиды и идти вперед. Конечно, были разногласия и с партнером, и с тренерами. Порой хотелось бросить все и уехать домой к маме, но наступало утро, и я понимала, что если сейчас отступлю, то на высшую ступеньку пьедестала мне точно не встать.


Фото: Филипп Гончаров

— В одном из документальных фильмов о вашей с Романом паре есть сцены серьезных конфликтов на тренировках...

— Ссоры и споры — неизбежная составляющая любого творческого процесса, особенно когда партнерам небезразлично то, что они делают. У нас с Романом была одна цель. Мы ведь очень подходим друг другу, можно сказать звезды так удачно сошлись, что Роман и я стали кататься вместе. Эмоции остывали, разум включался, мы выходили на лед и продолжали работать дальше. Это как в семейной жизни, ведь нет пары, у которой не было бы конфликтов. Но если люди действительно любят друг друга и умеют прощать, они находят пути для компромисса.

— Хорошо, спортсмен должен быть способен на компромисс. А тренер? Он ведь обязан быть жестким?

— Да нет, все тренеры разные. Есть жесткие, есть мягкие, а есть те, кто может быть и жестким, и мягким, подстраивается под особенности спортсмена. И выигрывает тот, кто является лучшим психологом. Но безусловно, в нужный момент тренер должен обязательно уметь, условно говоря, кулаком по столу стукнуть. Без внутреннего стержня здесь никак. Метод кнута и пряника не просто так изобрели. Главное, не злоупотреблять им.

— А насколько вы сами жесткий тренер?

— Как педагог и хореограф я к каждому артисту стараюсь найти особый подход, чтобы дать человеку максимально раскрыться и выдать на сцене все, на что способен, или даже больше. В тренерской работе, как и в воспитании, важно, на мой взгляд, чтобы твои подопечные не чувствовали несправедливости. Человек должен четко понимать, что его ругают за дело, что он сам виноват и не на кого обижаться. Только так можно научиться делать выводы из своих ошибок и становиться лучше. Поэтому я, в первую очередь, стараюсь быть справедливой. Но, если честно, я все-таки мягкий тренер.

Фото: Филипп Гончаров

Например, у нас в шоу участвуют много студентов возраста моей старшей дочери, а мы вынуждены работать по ночам, потому что днем все катки в Москве заняты, там тренируются фигуристы, хоккеисты и платные группы. Нам еще повезло, что репетиции начинаются в десять вечера, а не в двенадцать ночи — руководство катка в Заречье пошло навстречу. Конечно, я жалею ребят и порой отпускаю их раньше, мол, ладно, уже три часа ночи, идите спать. Хотя мне Петр Чернышев говорит: «Тань, зачем ты их отпустила, пускай работают». Что, в общем, тоже правильно. Дело есть дело.

— Были какие-то проблемы, которые поначалу казались неразрешимыми?

— Поскольку сейчас уровень ледовых шоу очень высок, перед нами стояла задача удивить зрителя, показать то, чего он еще никогда не видел. Например, мы с самого начала хотели интегрировать свет в лед, то есть чтобы цветная подсветка во время шоу шла изнутри. Это одно из креативных решений, которые можно увидеть только в «Руслане и Людмиле». Смотрится нереально! Еще летом нам пришлось определиться со схемой света и смонтировать его в «Мегаспорте», чтобы потом сверху залили лед. У нас вообще очень интересная сценография с голографическими и 3D-эффектами. Но отмечу, что мы с режиссером Алексеем Сеченовым создаем такие сложные вещи не просто ради зрелищности: все это работает на общую драматургию.

— Нет ощущения, что вы из-за работы упускаете что-то в общении с младшей дочкой?

— Конечно, есть. Всегда хочется больше проводить времени вместе. Уверена, что все наверстаю, ведь после шоу я поеду отдыхать с семьей и смогу полностью посвятить себя дочери. В какой-то степени «Руслан и Людмила» — это подарок ей, да и всем детям. Очень хочу, чтобы наш мюзикл привлек внимание детей и к Пушкину, и к сказочному миру древних былин и сказаний, и к истории родной страны.


Фото: Филипп Гончаров

— С дочкой вы продолжаете по методике раннего развития заниматься?

— Я не сторонница каких-то жестких методик. Все занятия происходят в игровой форме. Надя продолжает изучать языки, ходит на плавание, на гимнастику. В детском саду они готовятся к Новому году, играют, лепят, рисуют. У дочки очень насыщенная жизнь. Но цели, чтоб она непременно стала олимпийской чемпионкой или полиглотом, у нас нет. Мне важно дать Наде все возможности для развития и помочь найти любимое занятие. Торопить события мне бы не хотелось, все должно быть в свое время.

— А родители с самого начала хотели сделать из вас чемпионку?

— Нет, я сама хотела заниматься фигурным катанием и мечтала победить на Олимпиаде. В нашем городе построили большой красивый Дворец спорта «Метеор», и дети со всех районов стремились туда. Был объявлен конкурс, и меня взяли, так все и закрутилось. А поначалу мама, мастер спорта по гимнастике, вообще привела меня в секцию гимнастики. Я сказала, что буду заниматься, если только дадут прыгать на батуте. Так смешно, что моя Надежда ходит на гимнастику тоже ради батута.

— Может, она маме хочет подражать. Есть у нее желание танцевать, например?

— Да, у нее сейчас такой возраст, что она копирует меня во всем. Коньки мы ей купили еще летом. Она сама их попросила. А недавно был забавный случай: у меня браслет соскочил с руки, я ходила по дому и искала его, и мне рассказали, что, когда я ушла, Надя встала и с моими же словами, с моими жестами ходила по дому в по-исках браслета. Вот такая актриса.

— Старшей вашей дочери Саше уже 17 лет. Принято считать, что это сложный возраст, когда часто возникают проблемы и с учебой, и в отношениях с родителями…

— Этих проблем у нас нет, к счастью, хотя период действительно непростой: Саша готовится к ЕГЭ. И, конечно, она и переживает, и много занимается. Я очень рада, что у нее есть спортивная закалка. Дочь десять лет профессионально занималась теннисом и знает не понаслышке, что ничего в этой жизни просто так не дается. Я очень рада, что у нее нет никаких иллюзий, она понимает, что ни мама, ни папа, ни связи за нее ничего не сделают. Я вообще убеждена, что ребенку с детства нужно прививать любовь к труду. И спорт как нельзя лучше в этом помогает. Это может быть хоть фехтование, хоть шахматы, но ребенок должен уметь ставить себе цель и стремиться к ней всеми силами.


Фото: Филипп Гончаров

— Саша делится с вами своими проблемами? Вы ей какой-то свой опыт пытаетесь передать или время настолько изменилось, что примеры из юности родителей уже не подходят к современной жизни?

— Мне кажется, во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами и вопросами. Саша, конечно, многим со мной делится. В последнее время мы обсуждаем даже серьезные жизненные вопросы. Она не только дочь, но и подруга. Саша очень мудрая, и ее советы мне тоже помогают

— Впереди новогодние праздники, каникулы, вся страна отдыхает, а вы работаете. Не обидно?

— Нет, что вы, я счастлива. С нетерпением жду премьеры шоу. Для фигуристов работа в праздники — привычное дело. Помню, 2-го января мы обычно тренировались. А когда я уже жила в Москве, то приезжала домой 31-го числа утром на поезде, отмечала Новый год, первого вечером уезжала обратно. Сейчас будет примерно как в старые добрые времена. (Смеется.) 31-го днем выступаю, а вот вечернего шоу у нас не будет. Первого числа отдыхаем, а второго у нас уже утренний спектакль. В отпуск можно потом — представляю себе, с каким удовольствием туда отправлюсь.

— Знаете, это как беременность, когда последний уже месяц настолько тяжело, что кажется: нет, никогда больше не хочу это испытывать, но вот появляется на свет ребенок, проходит несколько месяцев, женщина приходит в форму, твое маленькое чудо растет, дарит тебе столько положительных эмоций, что, конечно, забываешь, как мучилась, и хочешь снова ребенка. (Улыбается.) Приблизительно такая история и с продюсированием, и с режиссурой. Сейчас я думаю: боже мой, скорей бы премьера… Но я уверена, что пройдет шоу и через некоторое время мне опять захочется чего-то нового и еще более масштабного. Такой уж я человек.

Благодарим загородное поместье Agalarov Estate за помощь в организации съемки

В этом году 23 февраля совпадает с закрытием Олимпийских игр в Сочи. Вот мы и решили порадовать наших защитников и заодно болельщиков интервью с одной из самых красивых российских спортсменок, фигуристкой Татьяной Навка. Интервью было опубликовано в журнале «ХлебСоль» за январь-февраль 2014 года, а провела его, как обычно, Юлия Высоцкая.

Татьяна Навка – российская фигуристка, олимпийская чемпионка 2006 года, двукратная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы. Татьяна родилась на Украине, в Днепропетровске. В переводе с украинского «навка» значит «русалка». Что, собственно, недалеко от истины.

Юлия Высоцкая: Разговор у нас будет вкусный. Про еду. Но не в смысле, как похудеть, а в смысле что вообще значит для вас еда. Какое место она занимает в вашей жизни?

Татьяна Навка: В моей жизни еда занимает одно из первых мест. Я родом с Украины. Но, к своему стыду, в последнее время в силу своей профессии стала очень редко готовить. Всю жизнь и борщи варила, и котлеты делала, и блины. И национальные блюда. Я очень люблю готовить и очень люблю вкусно поесть. Но, как вы понимаете, меня с детства все время ограничивали в еде. Весы для меня стали чем-то страшно неприятным. Я больше не встаю на весы.

Юлия Высоцкая: Вот я тоже никогда не взвешиваюсь. Весы – это наш недоброжелатель, они нас не любят.

Татьяна Навка: У меня с детства к ним выработалось такое отвращение, что…

Юлия Высоцкая: Это потому что взвешивали насильно?!

Татьяна Навка: Да, взвешивали постоянно. Сто граммов туда, сто граммов обратно. У меня столько историй на тему взвешивания!

Юлия Высоцкая: Таня, как вы думаете, это оставляет на ребенке след? Ведь существует две теории. Некоторым в детстве запрещают все – от сахара до хлеба. А некоторым, наоборот, позволяют все. Но сегодня и правда существует такая опасность: дети едят очень много сахара. В нашем детстве его столько не было. А сахар в первую очередь ведет к лишнему весу. И я переживаю по этому поводу, но, честно сказать, я не знаю, как на это влиять. Как сделать так, чтобы не возникали какие-то комплексы, чтобы ребенок не начал бояться еды. Вот у вас был этот страх перед едой? Из-за того что надо все время взвешиваться, сидеть на диетах…

Татьяна Навка: Страх был, конечно. Но от этого я не стала есть меньше сладкого. Мне кажется, в этом вопросе надо действовать объяснениями, а не запретами. Чем больше будешь запрещать, тем больше ребенок будет хотеть. Запретный плод, сами знаете, сладок… У меня была одна очень смешная история со взвешиванием. Мой первый партнер тоже всегда очень переживал перед взвешиваниями. Во-первых, ему же носить. А во-вторых, надо просто хорошо выглядеть на льду. Фигуристка внешне должна быть похожа на балерину: тонкая, хрупкая, миниатюрная. Так вот, после очередного взвешивания я иду и покупаю большой кусок торта, захожу с ним в метро, с придыханием от него откусываю, и вдруг меня кто-то по плечу так... Я поворачиваюсь и вижу партнера. Он хватает оставшийся кусок торта и бросает его мне прямо в лицо со словами: «Наелась?» Но я-то девушка не промах, с характером! Соскребаю остатки торта с лица и обратно в партнера.

Юлия Высоцкая: Конечно, «а мне тебя носи потом!»

Татьяна Навка: Со взвешиванием много чего бывало. Тренер меня после взвешивания иногда буквально головой об стенку. Но мне кажется, что все это было бесполезно. В принципе, я была очень ответственным ребенком и в учебе, и в тренировках. Никогда не пропускала занятий. Но бывали дни, когда я так уставала от всего, что просто не могла встать с кровати и пойти на очередную тренировку. Тогда я звонила тренеру и партнеру и говорила, что заболела. И два-три дня просто лежала на кровати, смотрела телевизор, и около кровати всегда находилась внушительная горка конфет. Это была такая месть всему и всем на свете.

Юлия Высоцкая: Это такой у вас антидепрессант был…

Татьяна Навка: Я же в Москве жила одна, без мамы. И вот так я себя приводила в психологическое равновесие.

Юлия Высоцкая: Ну, сейчас вы в такой чудесной форме. Судя по всему, ваша сладкая месть никак не отразилась на внешнем виде. У вас такой здоровый и радостный взгляд и прекрасное физическое состояние. Значит, ваша психика не пострадала от таких издевательств страшных?

Татьяна Навка: Нет, не пострадала, слава богу. Но думаю, что это генетика. И…

Юлия Высоцкая: …физические нагрузки.

Татьяна Навка: Конечно. Генетика генетикой. Мне кажется, любая уважающая себя женщина хоть иногда, но занимается самоедством: и здесь у меня лишнее, и здесь… Я точно такая же. И если я на все забью, лягу на диван и не буду заниматься спортом, тут же расплывусь и стану безобразной формы. И потом, мы, спортсмены, вообще должны всю жизнь пахать, потому что нагрузки – это наш наркотик.

Юлия Высоцкая: Да, это уже химический баланс.

Татьяна Навка: Без спорта уже никак.

Юлия Высоцкая: А чем вы еще кроме коньков занимаетесь?

Татьяна Навка: Сейчас все расскажу. Когда я стояла на олимпийском пьедестале с золотой медалью и слезы текли ручьем… Все думали, что они текут от счастья. Конечно, они текли и от этого тоже. Но еще у меня в голове все время вертелась мысль: «Ну все, наконец-то! Я больше никогда в жизни не зайду в спортзал!»

Юлия Высоцкая: То есть вы приняли это решение прямо тогда?

Татьяна Навка: Даже раньше. Когда был последний тренировочный день перед отъездом на Олимпиаду в Турин. Знаете, это было такое удивительно ощущение! Не надо больше бегать, отжиматься, поднимать все эти тяжести. Я не должна больше издеваться над собой. И вот после той Олимпиады прошло почти восемь лет. И только этим летом я вдруг поняла: если и дальше буду продолжать…

Юлия Высоцкая: …кайфовать?

Татьяна Навка: Да. Ничего хорошего из этого не получится. Я, конечно, пыталась заменить это йогой, пилатесом. Все не то! Такого эффекта не получается. И вот я наконец-то взяла себе тренера. И два-три раза в неделю мы ходим вместе с Тиной Канделаки в один и тот же фитнес-клуб. Все лето я занималась спортом и, как ни удивительно, получала от этого большое удовольствие.

Юлия Высоцкая: Это же так важно – получать удовольствие от того, что ты делаешь! А что осталось у вас в памяти из детства, вкусовые ассоциации, Украина, может быть, что-то мамино?

Татьяна Навка: Знаете, я могу, что называется, родину продать за «Наполеон».

Юлия Высоцкая: За мамин?

Татьяна Навка: За мамин и за любой грамотно сделанный «Наполеон».

Юлия Высоцкая: Какой он, ваш «Наполеон»?

Татьяна Навка: В Москве у нас есть место, называется… Помните, теплоход бывший… «Ласточка»?! Вот там самый лучший «Наполеон» на свете. Очень рекомендую.

Юлия Высоцкая: Он там такой мокрый, пропитанный? С заварным кремом или со сливочным?

Татьяна Навка: С заварным, конечно. Когда мама пекла его, нам с сестрой доверяли прокалывать коржи, чтобы они не вздувались. Мне кажется, что все самые лучшие вкусовые воспоминания из детства. Новый год, «Наполеон», оливье… Все из детства.

Юлия Высоцкая: А вы что готовите?

Татьяна Навка: Да что я готовлю? Когда мы жили в Америке (до 1996 года Татьяна Навка жила в США. – Прим. ред.), там все время показывали ваши передачи «Едим дома». И я думала: «Вот когда-нибудь буду конспектировать, а потом все это готовить». И вот закончилась Олимпиада, прошло почти восемь лет, а я все жду, когда же у меня появиться время для готовки. Честно говорю: я очень люблю готовить, но все пока делаю по-быстрому. Прибежала, сделала какой-нибудь салат с крабом либо мясо быстро пожарила.

Юлия Высоцкая: Ну дайте какой-нибудь рецепт. Что вы так быстро делаете? Вот вы сегодня приедете домой и что будете делать?

Татьяна Навка: Куплю стейк, пожарю его. Сделаю помидоры с луком по-бакински. Я очень люблю крабовый салат с рукколой или тунцом. Я люблю все делать быстро. Я вообще в жизни все делаю быстро и готовлю быстро. В свое время, когда я только вышла замуж, тоже пекла пироги и блины, делала торты. Но так получалось, что все это я сама и съедала.

Юлия Высоцкая: То есть путь к сердцу мужчины блины не проложили?

Татьяна Навка: Да, не проложили. Все худели вокруг, тренировались. И я подумала, что же это я сама рою себе могилу блинами. На этом мой опыт по выпечке и закончился. Когда ребенок был маленьким, конечно, я все делала сама.

Юлия Высоцкая: А какие у вас еще слабости кроме «Наполеона»? Что вы себе иногда позволяете?

Татьяна Навка: Я вообще не ем хлеба. Но в Париже это просто невозможно. Я могу там есть самый обыкновенный багет. Там хлеб какой-то нереальный. И вот там я сколько хочу, столько и ем.

Юлия Высоцкая: Ну в Париже же не круглый год находишься. Приехал на недельку – и все!

Татьяна Навка: Потом там такая нагрузка – мама не горюй! Ходишь по магазинам – энергии уходит море. А вообще-то я слабовольная.


Юлия Высоцкая: Да ладно! Вы?! Сказала олимпийская чемпионка!

Татьяна Навка: Клянусь! Что касается еды – я слабовольная.

Юлия Высоцкая: Чем же вас можно соблазнить? Шоколадом?

Татьяна Навка: А вот нет! К шоколаду я равнодушна!

Юлия Высоцкая: Пиццей, макаронами?

Татьяна Навка: Этим можно. Паста вонголе! Я вообще обожаю Италию и все, что связано с Италией. Кстати, когда я узнала, что Олимпийские игры будут в Турине, сказала: «Точно мы их выиграем!» Это была на 100% моя Олимпиада. Мне даже кажется, что в прошлом я была итальянкой или муж у меня был итальянец. Они ведь, итальянцы, очень похожи на нас.

Юлия Высоцкая: Если говорить о вашей идеальной по вкусу стране, то это именно Италия? Не Китай, не Япония, не Франция? И в Италии вы едите все? И мясо? И пасту? И тирамису?

Татьяна Навка: В основном, конечно, я в Италии ем рыбу и морепродукты.

Юлия Высоцкая: А вот русская кухня? Она как с вами женится?

Татьяна Навка: Прекрасно! Оливье, винегрет.

Юлия Высоцкая: Ну это такая советская еда все-таки. А если говорить о гречневой каше, пирожках…

Татьяна Навка: Гречневую кашу тоже люблю, с маслом, поджаристую. Все говорят: надо сидеть на гречневой каше. Я вот так и сидела на каше со сливочным маслом.

Юлия Высоцкая: Вот так вот со сливочным масло хорошо сидится (смеются).

Татьяна Навка: Знаете, все, что касается диет, не про меня.

Юлия Высоцкая: Нет?!

Татьяна Навка: Нет. Я физически не могу заснуть голодной.

Юлия Высоцкая: Для меня диета и бессонница – это две подружки.

Татьяна Навка: Я вообще считаю, что человек должен жить с удовольствием. Я вот с удовольствием этим летом пошла в спортзал и с таким же удовольствием ем.

Юлия Высоцкая: Из чего сегодня состоит ваше меню? Хлеб не едите!

Татьяна Навка: И каши стараюсь исключить.

Юлия Высоцкая: То есть опасных углеводов вы стараетесь избегать.

Татьяна Навка: Сладкое я тоже ем очень редко. А в детстве наворачивала. Моей дочери 13 лет, и у нас те же проблемы. Я, конечно, не закрываю от нее холодильник и привожу ей иногда что-нибудь вкусненькое. Но объясняю: «Сашуль, понимаешь, ты в начале поешь хорошо, мясо, рыбу. А потом можешь есть торт, сколько хочешь».

Юлия Высоцкая: Но она же у вас серьезно в теннис играет. Это похоже на ваш роман с коньками?

Татьяна Навка: Да, очень похоже.

Юлия Высоцкая: Потому что я говорю: дети в театр? Дети – артисты? Ни-ког-да!!!

Татьяна Навка: Я теперь тоже говорю, что дети спортсмены – ни-ког-да! Но уже поздно.

Юлия Высоцкая: Поезд ушел?

Татьяна Навка: К сожалению, да! Это очень сложно! А почему с театром – никогда?

Юлия Высоцкая: Так изменилось все. Раньше это была геройская профессия. Артист и режиссер – они были героями. А сейчас не нужно быть особенно талантливым, нужно просто попасть в обойму, стать медийным лицом – и все. А это нечестно! Это несправедливо! И поэтому, если у тебя есть дар, все это очень ранит и ты страдаешь. И не находит выплеска вся эта энергия. Ваша мама, кстати, была у нас на спектакле.

Татьяна Навка: И вчера, и позавчера. Два раза.

Юлия Высоцкая: Андрей Сергеевич так и планировал – один спектакль должен идти за другим. Сначала «Дядя Ваня», потом «Три сестры».

Татьяна Навка: Я тоже должна была пойти, но, как обычно, не смогла.

Юлия Высоцкая: Приходите обязательно.

Татьяна Навка: У меня такой сумасшедший график…

Юлия Высоцкая: Да у вас же сейчас коньки. Расскажите, что вы там делаете? Это так интересно!

Татьяна Навка: Если честно, нам повезло, что мы встретились. Времени нет ни на что. Я до сих пор не понимаю, как согласилась на интервью. Просто очень хотелось с вами познакомиться.

Юлия Высоцкая: Мне очень приятно. Я тоже хотела давно познакомиться. Номер этот у нас олимпийский, и нам очень хотелось такую красавицу олимпийскую. Расскажите, что вы сейчас делаете?

Татьяна Навка: Ой, у меня сейчас куча всего. И ремонт, и…

Юлия Высоцкая: О-о, ремонт! Тогда понятно.

Татьяна Навка: Ребенок, которому нужно очень четко планировать день: школа, тренировки, опять тренировки, зубной доктор, другой доктор, мои коньки. Голова пухнет. Всевозможные интервью, походы на телевидение, походы на радио. Это все делает мою жизнь просто невозможной.

Юлия Высоцкая: Да, это такая отдельная работа… Скажите, все-таки «Ледниковый период» дает вам второе дыхание?

Татьяна Навка: Здорово, что есть такой проект. На этот раз моим партнером был Артем Михалков. С ним работать очень приятно. Хотя Артем ну просто антиспортсмен. Обычно у людей бывает хоть какая-то координация, какая-то предрасположенность к спорту…

Юлия Высоцкая: Как же можно антиспортсмена поставить на коньки и творить с ним такие чудеса?

Татьяна Навка: Артем стоит на коньках очень уверенно. Но вот с координацией, с памятью тела…

Юлия Высоцкая: Сколько часов занимали тренировки?

Татьяна Навка: По четыре часа в день.

Юлия Высоцкая: Тань, ну вы герой! Очень надеюсь, что у вас не отпадет охота, как в Турине. И вы не будете плакать от счастья, что проект наконец-то закончился и вы никогда больше не выйдете на арену «Ледникового периода».

Татьяна Навка: Конечно, сначала выдыхаешь, что, славу богу, проект закончился. Но потом становится без него скучно. Но, знаете, Артему надо отдать должное – у него потрясающая работоспособность и он очень старался.

Юлия Высоцкая: То есть сейчас вы делите себя между жизнью семейной и тренировками. А какая у вас перспектива отдыха? Что вы будете делать в ближайшие месяцы. Что планируете себе радостного?

Татьяна Навка: Да вот только Новый год.

Юлия Высоцкая: А вы в Москве его встречаете?

Татьяна Навка: Всегда только дома. Я обожаю встречать Новый год в Москве. Снег, оливье, Дед Мороз, елка, президент…

Юлия Высоцкая: Дед Мороз к вам придет? Да ладно!

Татьяна Навка: Да, к нам всегда приходит Дед Мороз. Мы обычно наряжаем кого-нибудь своего. У нас есть костюм дедаморозовский. У меня ребенок лет до восьми верил в него. А потом вдруг как-то спросила: «А почему у Деда Мороза рубашка, как у дяди Тиграна?» (Смеются.) Поэтому Дед Мороз для нашей компании дело святое.

Юлия Высоцкая: А тема с лыжами?

Татьяна Навка: После Нового года да, но сам Новый год всегда в Москве.

Юлия Высоцкая: А куда вы ездите? Где гуляете?

Татьяна Навка: Да везде.

Юлия Высоцкая: Но где вам больше нравится? Австрия, Италия… Ведь с гастрономической точки зрения они все разные. Фондю во Франции или в Швейцарии…

Татьяна Навка: Конечно, во Франции или в Италии. Австрия меня не очень привлекает.

Юлия Высоцкая: Продукты из поездок привозите?

Татьяна Навка: А как же! Из Италии.

Юлия Высоцкая: Что везете?

Татьяна Навка: Вино – это понятно!

Юлия Высоцкая: Подождите-подождите! Вот про вино очень интересно.

Татьяна Навка: Вино, конечно, итальянское.

Юлия Высоцкая: Белое? Красное?

Татьяна Навка: Любое. Еще мне нравится американское вино.

Юлия Высоцкая: То есть калифорнийское… Все-таки в вашей жизни присутствует вино как объект наслаждения.

Татьяна Навка: Я не знаю, можно ли об этом говорить – все-таки я спортсменка. Меня иногда спрашивают: «Сколько бокалов вина вы выпиваете за неделю». Я отвечаю: «Бокалов или бутылок?» (Смеются.)

Юлия Высоцкая: Очень хорошо вас понимаю. Это и для настроения, и для общего состояния… Я вот смотрю на итальянцев или французов. Они, когда садятся за обед, обязательно позволяют себе по бокальчику вина.

Татьяна Навка: Да, у них это постоянный ритуал. Летом я чаще всего бываю в Италии. Поэтому везу оттуда ботаргу, оливковое масло…

Юлия Высоцкая: О-о, ботарга! А что вы готовите из ботарги?

Татьяна Навка: Пасту можно приготовить. Зачем я вам рассказываю, вы же лучше меня знаете...

Юлия Высоцкая: Но мне и правда интересно! У всех же свои рецепты и своя ботарга…

Татьяна Навка: У нас есть одно просто потрясающее семейное блюдо. Очень выручает, если надо вечером что-то быстро приготовить, а вокруг одни голодные родственники. Причем оно и голод утоляет, и похудеть помогает. То есть и наешься, и похудеешь. Хотя ботарга – жирное блюдо. Вот мой рецепт: сельдерей порезать, маслицем полить оливковым и сверху ботаргу.

Юлия Высоцкая: А еще знаете, как очень вкусно можно сделать? Вот эти огромные помидоры – бычье сердце. Из них можно сделать толстоватое карпаччо, сверху чуть оливкового масла, потом – ботаргу и чуть-чуть чесночка, рубленого. Это очень вкусно!

Татьяна Навка: Что еще везу? Ботаргу, колбасу, сыр... Что еще везти?

Юлия Высоцкая: Кто что. Я, например, знаете, что везу? Я везу кофе, я везу сыр, я везу ветчину, я везу макароны. В Италии есть один производитель – Мончини. Такой пасты больше нет ни у кого. Это спагетти, которые нереально переварить. Я рис везу.

Татьяна Навка: Из Италии? Рис?

Юлия Высоцкая: Ну да! Для ризотто нужен специальный рис. Трюфеля иногда вожу. А вот устрицы, трюфеля – все эти гурманские буржуйские вещи, они вам близки?! Вы устрицы во сколько лет попробовали?

Татьяна Навка: В зрелом возрасте.

Юлия Высоцкая: Понятное дело, что не в восемь лет (смеются).

Татьяна Навка: Устрицы я, кстати, люблю. Особенно во Франции. Устрицы, шампанское – это святое.

Юлия Высоцкая: Ну да! Хлеб с маслом – утром. Потом устрицы с шампанским.

Татьяна Навка: А на Сардинии есть такие штуки, как вонголе, только длинненькие.

Юлия Высоцкая: Я знаю, называются канноликки.

Татьяна Навка: В Италии все очень вкусное. Даже не знаю, от чего я бы там отказалась. Я, например, совершенно равнодушна к креветкам. Но в Италии и их ем с удовольствием. И креветки, и лангустины…

Юлия Высоцкая: А в Москве продукты сами покупаете?

Татьяна Навка: Ну да, езжу на рынок…

Юлия Высоцкая: Есть прикормленные бабушки, дедушки?

Татьяна Навка: Есть, конечно. Творог, мясо… Все как у всех.

Юлия Высоцкая: А что для вас такой типичный день? Что вы на завтрак едите?

Татьяна Навка: В основном молочные продукты. Творог или йогурты. К сожалению, в Москве никак не могу найти рикотту. Я из последней поездки в Италию даже привезла вот такой ящик рикотты.

Юлия Высоцкая: Да, в вакууме. Я тоже все время привожу. Правда, рикотта бывает в некоторых магазинах и в Москве. Только надо спрашивать, чтобы они честно сказали, свежая она или нет. Потому как очень быстро портится эта рикотта.

Татьяна Навка: Чем еще завтракаю?! Яичница, омлет, сосиски…

Юлия Высоцкая: Кофе или чай?

Татьяна Навка: Утро, конечно, начинается с кофе.

Юлия Высоцкая: Вы три раза в день питаетесь? Только честно!

Татьяна Навка: Нет, конечно.

Юлия Высоцкая: Сколько? Два? Один?

Татьяна Навка: Два раза получается. Иногда что-нибудь еще перехватываю. Но не три. Три не получается.

Юлия Высоцкая: Ну и на ночь – это святое. Включить телевизор, прийти на кухню...

Татьяна Навка: Особенно под Ваню Урганта…

Юлия Высоцкая: Да-да. Вы-то без хлебушка. А я еще люблю в тостер запустить что-нибудь ржаное, чтобы и запах пошел.

Татьяна Навка: Да, бокальчик винца и Ваня Ургант…

Юлия Высоцкая: Прекрасно! Я должна у вас узнать еще одну важную вещь. Ваша кухня – это сердце вашего дома?

Татьяна Навка: Да, для меня кухня…

Юлия Высоцкая: Вся жизнь на кухне?

Татьяна Навка: Конечно. Во время предыдущего ремонта я очень долго искала кухню. Нашла и сказала своему дизайнеру: «Хочу вот эту кухню!» А она мне и говорит: «Ты понимаешь, что эта кухня стоит как вся твоя мебель, вместе взятая?» И я ей отвечаю: «Неважно. Хочу эту!» Кухня – это самое главное место в моем доме. У нас есть отдельная гостиная с большим столом, но есть на кухне островок с «куриными» стульчиками. И все роятся около этого островка, ближе к холодильнику.

Юлия Высоцкая: Назовите пять вещей, которые должны быть на вашей кухне обязательно.

Татьяна Навка: Телевизор, холодильник… Ну что еще?

Юлия Высоцкая: Вот у меня на кухне должны быть обязательно хорошая бутылка шампанского в холодильнике, черный шоколад, кофе правильный… Музыка – включаю Вакарчука «Я не сдамся без бою», и даже в пять утра я в порядке, несмотря на то что пять дней до этого не спала.

Татьяна Навка: Ну тогда у меня должны быть обязательно свечи, ботарга (смеются), бутылка вина, желательно и белого, и красного (чтобы был выбор). Кстати, опять же, когда я делала тот ремонт сразу после Олимпиады в Турине, мне поставили маленький винный холодильник, и я спрашивала: «Боже, зачем мне такой большой?» А сегодня мне уже «маловата кольчужка». Еще на моей кухне есть специальный ящичек для ручек, блокнотиков, писем, документов разных.

Юлия Высоцкая: Ну и последний вопрос: как вы отдыхаете, как расслабляетесь?

Татьяна Навка: Я, к сожалению, не могу часто уезжать. Многие уезжают на каникулы с детьми осенью, весной. В нашей семье такой возможности нет. Поэтому есть Новый год, после него горы и лыжи или, наоборот, теплые края – поплавать. Правда, летом есть возможность уезжать на все три месяца. И тогда это море и Италия. А в повседневной жизни раз в неделю обязательно баня, кино, книжки, подружки – это святое. Если не Ваня Ургант, то подружки (смеются). Знаете, я такой человек – во всем стараюсь находить положительные моменты. И если вдруг появляется хоть какой-то намек на депрессию или ненужное волнение, стараюсь тут же из этого состояния выйти.

Юлия Высоцкая: Я очень хорошо это понимаю. Туда, в это состояние нельзя! Таня, огромное вам спасибо. Душевно поговорили…

Татьяна Навка: Давно надо было встретиться.