Дирижеры советской эпохи. Знаменитые дирижёры

Советская эпоха была щедра на таланты. В историю мировой культуры вошли имена блистательных советских пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов и, конечно, дирижеров. В это время сформировалось современное представление о роли дирижера - лидера, организатора, мэтра.

Какими они были, музыкальные лидеры советской эпохи?

Пять портретов из галереи выдающихся дирижеров.

НИКОЛАЙ ГОЛОВАНОВ (1891–1953)

Уже в шесть лет во время прогулки Николай попробовал дирижировать военным оркестром. В 1900 году юный любитель музыки был принят в Синодальное училище. Здесь раскрылись его вокальные, дирижерские и композиторские способности.

Став уже зрелым мастером, Голованов с большой любовью напишет о годах учения: «Синодальное училище дало мне всё - моральные принципы, жизненные устои, умение работать много и систематически, привило священную дисциплину».

После нескольких лет работы регентом Николай поступил в класс композиции Московской консерватории. В 1914 году он окончил ее с малой золотой медалью. На протяжении всей своей жизни Николай Семенович писал духовные песнопения. Он продолжал работу в этом жанре и тогда, когда религия была провозглашена «опиумом народа».

Фрагмент исполнения увертюры Чайковского «1812 год»

В 1915 году Голованов был принят в Большой театр. Все начиналось со скромной должности помощника хормейстера, а в 1948 году он стал главным дирижером. Отношения с прославленным театром не всегда были ровными: Николаю Голованову пришлось пережить много обид и разочарований. Но в истории остались не они, а блистательные интерпретации русской оперной и симфонической классики, яркие премьеры сочинений композиторов-современников и первые радиотрансляции классической музыки в СССР с его участием.

Дирижер Геннадий Рождественский так вспоминает о мастере: «Он не переносил середины. Безразличной середины. И в нюансировке, и во фразировке, и в отношении к делу».

Хотя учеников-дирижеров у Голованова не было, но его интерпретации русской классики становились образцами для молодых музыкантов. Основоположником советской дирижерской школы суждено было стать Александру Гауку.

АЛЕКСАНДР ГАУК (1893–1963)

Александр Гаук учился в Петроградской консерватории. Композицию он изучал в классе Александра Глазунова, дирижирование - в классе Николая Черепнина.

В 1917 году начинается музыкально-театральный период его жизни: он работает в Петроградском театре музыкальной драмы, а затем в Ленинградском театре оперы и балета.

В 1930-е годы в центре интересов Гаука оказывается симфоническая музыка. В течение нескольких лет он руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, а в 1936 году возглавил только что созданный Государственный симфонический оркестр СССР. По театру он не скучал, только сожалел, что так и не довелось поставить любимую «Пиковую даму» Чайковского.

А. Онеггер
Пасифик 231

В 1953 году Гаук стал главным дирижером Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР. Эта работа была очень напряженной и интересной. Оркестр играл программы, что называется, в прямом эфире. В 1961-м маэстро был «вежливо» отправлен на пенсию.

Радостью для Гаука была педагогическая деятельность. Евгений Мравинский, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Светланов, Николай Рабинович - все они были учениками маэстро.

Евгений Мравинский, сам уже прославленный мастер, напишет своему педагогу в поздравительном письме: «Ты - единственный наш дирижер, несущий традиции настоящей большой культуры».

ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ (1903–1988)

Вся жизнь Мравинского была связана с Петербургом–Ленинградом. Он родился в дворянской семье, но в трудные годы ему приходилось заниматься и «недворянскими» делами. К примеру, работать статистом в Мариинском театре. Важную роль в его судьбе сыграла личность руководителя театра - Эмиля Купера: «Именно он и внедрил в меня тот «гран отравы», который на всю жизнь связал меня с дирижерским искусством».

Ради музыки Мравинский бросил университет и поступил в Петроградскую консерваторию. Сначала студент усердно занимался композицией, а потом увлекся дирижированием. В 1929 году он пришел в класс Гаука и очень быстро освоил основы этого сложного (или «темного», как говорил Римский-Корсаков) дела. По окончании консерватории Мравинский становится дирижером-ассистентом Ленинградского театра оперы и балета.

В 1937 году произошла первая встреча дирижера с музыкой Дмитрия Шостаковича. Мравинскому была доверена премьера его Пятой симфонии.

Шостаковича поначалу даже испугал метод работы дирижера: «О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день нашей совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным».

После этой премьеры музыка Шостаковича станет постоянной спутницей жизни маэстро.

В 1938 году Мравинский победил на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров и тут же был назначен руководителем оркестра Ленинградской филармонии. Многие артисты оркестра были значительно старше дирижера, поэтому не стеснялись давать ему «ценные указания». Но пройдет совсем немного времени, на репетициях установится рабочая атмосфера, и этот коллектив станет гордостью отечественной культуры.

Репетиция оркестра Ленинградской филармонии

Не так часто в истории музыки встречаются примеры, когда дирижер работает с одним коллективом в течение нескольких десятилетий. Евгений Мравинский возглавлял оркестр филармонии полвека, его младший коллега Евгений Светланов руководил Госоркестром 35 лет.

Дмитрий Шостакович, Симфония №8

ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ (1928–2002)

Для Светланова Большой театр был родным в особом смысле слова. Его родители - солисты оперной труппы. Будущий маэстро дебютировал на прославленной сцене в нежном возрасте: он сыграл маленького сына Чио-Чио-сан в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Почти сразу после окончания консерватории Светланов приходит в Большой театр, осваивает всю театральную классику. В 1963 году он становится главным дирижером театра. Вместе с ним труппа выезжает на гастроли в Милан, в Ла Скала. Светланов выносит на суд требовательной публики «Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Садко».

В 1965 году он возглавил Государственный симфонический оркестр СССР (тот самый, который когда-то руководил его педагог Александр Гаук). Вместе с этим коллективом, ставшим в 1972 году академическим, Светланов реализовал масштабный проект - «Антология русской симфонической музыки в грамзаписи». Значение этого труда очень точно определил музыкальный директор «Радио Франс» Рене Геринг, много работавший с дирижером: «Это настоящий подвиг Светланова, еще одно свидетельство его величия».

М.Балакирев, симфония №2, финал

Работая с ГАСО, дирижер не забывает о Большом театре. В 1988 году настоящей сенсацией стала постановка «Золотого петушка» (режиссер - Георгий Ансимов). Светланов пригласил на сверхсложную партию Звездочета «неоперного» певца Александра Градского, что прибавило спектаклю еще больше оригинальности.

Концерт «Шлягеры уходящего века»

Среди самых важных достижений Евгения Светланова - приобщение широкого круга слушателей к музыке выдающегося композитора Николая Мясковского, очень редко исполнявшейся советскими оркестрами.

Возвращение на концертную эстраду малоизвестных сочинений стало одной из ключевых задач и для маэстро Геннадия Рождественского.

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (РОД. 1931)

Дирижеры, играющие на инструментах или сочиняющие музыку, - не редкость. А вот дирижеры, способные рассказывать о музыке, встречаются нечасто. Геннадий Рождественский - настоящий уникум: он может увлекательно рассказывать и писать о музыкальных произведениях разных эпох.

Дирижированию Рождественский учился у своего отца - известного дирижера Николая Аносова. Мама, певица Наталья Рождественская, многое сделала для развития художественного вкуса сына. Еще не окончив консерваторию, Геннадий Рождественский был принят в Большой театр. Его дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского. В 1961 году Рождественский возглавил Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и радиовещания. В это время проявились репертуарные предпочтения дирижера.

Он с огромным интересом осваивал музыку ХХ века, а также знакомил публику с «нешлягерными» сочинениями. Музыковед, доктор искусствоведения Виктор Цуккерман в письме к Рождественскому признавался: «Мне уже давно хотелось высказать глубокое уважение и даже преклонение перед Вашей самоотверженной, может быть, даже подвижнической деятельностью по исполнению либо незаслуженно забытых, либо мало кому известных произведений».

Творческий подход к репертуару определил работу маэстро и с другими оркестрами - известными и не очень, молодежными и «взрослыми».

Все начинающие дирижеры мечтают учиться у профессора Рождественского: вот уже 15 лет он заведует кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории.

Профессор знает ответ на вопрос «Кто такой дирижер?»: «Это медиум между автором и слушателем. Или, если хотите, некий фильтр, который пропускает через себя поток, излучаемый партитурой, а затем пытается передать это публике».

Фильм «Треугольники жизни»
(с фрагментами выступлений дирижера), в трех частях

Было бы неслыханной самонадеянностью с моей стороны рассуждать о знаменитых дирижёрах всех времен и народов. На этот счет я могу вам предоставить только ссылку на мнение более авторитетных экспертов, чем я:). Но моё собственное мнение ведь представляет тоже какую-то ценность, как любое самостоятельное мнение думающего человека, так ведь? Поэтому поступаю следующим образом: попытаюсь выделить основные этапы в становлении режиссёрского искусства и связанные с этими этапами имена знаменитых дирижёров. Так будет справедливо со всех сторон:)

  • Один из ранних этапов дирижирования

связан с весьма громоздким предметом под названием «баттута». Этакий жезл, которым главный музыкальный руководитель ударял в пол, отмеряя такт. А с этой самой баттутой связано, в свою очередь, самое нелепое трагическое происшествие в музыкальном мире. Композитор, музыкант и дирижёр Жан-Батист Люлли скончался от гангрены в 1687 году. А причиной послужила травма ноги во время дирижирования с помощью баттуты…

  • В 17-м веке роль дирижёра

очень часто исполняли ведущие музыканты оркестра. Иногда это были органисты или клавесинисты, но чаще – скрипачи. Наверно же, от этой традиции пошло выражение «первая скрипка»? И вот тут мне хочется назвать следующее, достаточно современное имя: Вилли Босковски. Будучи скрипачом и дирижёром, он несколько десятилетий 20-го века являлся концертмейстером знаменитого Венского филармонического оркестра. А оркестр этот по традиции никогда не имел главного дирижёра. Босковски часто дирижировал на манер самого Штрауса – со скрипкой в руке.

  • В конце 18-го, в 19-м веке музыкальные произведения

усложнились настолько, что следующим закономерным шагом стало формирование профессии «освобожденного» дирижёра. Теперь уже исполняются произведения не только собственного сочинения, но и других собратьев по цеху. А со временем и вовсе происходит чёткое разделение между видами деятельности: дирижёр теперь совсем не обязательно композитор! Одними из первых профессиональных дирижёров, сумевших завоевать международную репутацию, были Ганс фон Бюлов и Герман Леви .

  • Нельзя не упомянуть и такое событие – появление дирижёрской палочки.

Это произошло в 19-м веке и определившийся в то время вид этого немаловажного инструмента остаётся традиционным и в наши дни. А изобретателем считают немецкого композитора и дирижёра Луи Шпора .

  • В истории дирижёрства имеется поистине революционный момент.

А именно: дирижёр поворачивается лицом к оркестру и спиной к публике ! Честно: я что-то и не представляю, а как же было до этого? Не мог же дирижировать маэстро, стоя лицом к публике, но спиной к музыкантам?! Ну, как бы там ни было, а это событие отмечается, как особенное. И в связи с этим мне вспоминается самый проникновенный, душещипательный фрагмент: полностью уже оглохший Бетховен дирижирует на премьере своей симфонии №9. Исполнение закончено. Композитор не в состоянии услышать никаких звуков. Стоя к публике спиной, он не может и видеть реакцию аудитории. И тогда музыканты разворачивают его лицом к залу и Бетховен видит какой триумф вызвало его новое произведение.

  • Напоследок позволю себе озвучить свою личную привязанность:).

Как неожиданно я выяснила для себя самой: мне трудно судить о дирижёрском профессионализме, поэтому в своих оценках я «добираю» такими качествами, как артистизм и чувство юмора. Вероятно поэтому из числа дирижёров века 20-го, я выделяю двоих: Геннадий Рождественский и Даниэль Баренбойм . Записью выступления последнего я и заканчиваю этот пост:

  1. Здравствуйте! Я – педагог дополнительного образования, преподаватель хорового класса, постановки голоса и фортепиано. Работаю в центре детского творчества автозаводского района г. Нижнего Новгорода на базе школы №63 с углубленным изучением музыки.
  2. Позвольте мне представить вашему вниманию компьютерную презентацию «Русские дирижеры современности»
  3. Сначала я расскажу вам, кто такой дирижер.
    «Дирижер» - французское слово и означает оно «руководить». Соответственно, дирижер – это руководитель оркестрового, оперного, а так же хорового коллектива.
    Дирижирование является одним из самых сложных видов музыкального исполнительства. Дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения. Хоровому дирижеру нужно следить за строем хора, за правильным и одновременным произношением текста, правильным снятием и вступлением. Дирижирование, как самостоятельная профессия, появилось во второй половине 19 века. Дирижер – это душа ансамбля!
  4. Дирижер может руководить хоровым коллективом, а так же оперно-симфоническим. По другому дирижера хора называют хормейстером.
  5. Я хочу вас познакомить с некоторыми русскими дирижерами нашего времени.
  6. Павел Коган один из самых известных дирижеров нашей страны. Его творческая карьера началась более 40 лет назад. Коган родился в музыкальной семье. Его родители, Леонид Коган и Елизавет Гилельс, являются скрипачами. Дебют Когана, как дирижера, состоялся в 1972 году с Государственным Симфоническим Оркестром СССР. С 1989 года является художественным руководителем и главным дирижером МГАСО (Московского государственного симфонического оркестра). Так же Коган работает с лучшими оркестрами мира. Дирижер является лауреатом Государственной премии России и носит звание «Народный артист России». По мимо премии, Коган имеет множество российских и международных наград.
  7. Гергиев Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Вырос в Северной Осетии. В двенадцать лет поступил в Ленинградскую консерваторию на дирижерский факультет. Будучи студентом участвовал в международном конкурсе дирижеров в Берлине Герберга фон Караяна. Там он занял почетное второе место. Окончив консерваторию, Гергиев был принят в качестве ассистента в Кировский театр. В 1978 году он продирижировал оперу Прокофьева "Война и мир". Позже Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении. В 1988 году занял место главного дирижера Кировского театра. Гергиев организовал свой фестиваль, посвященный операм Мусоргского, в последствии тематические фестивали под управлением дирижера стали традицией. Так же Гергиев является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Является обладателем международных и российских наград.
  8. Спиваков Владимир Теодорович родился в 1944 году в городе Уфе. Его мать, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, окончила московскую консерваторию по классу фортепиано. В 1955 году Спиваков учился в музыкальной школе при Московской консерватории. В 1968 году окончил консерваторию, а 1970 аспирантуру под руководством Юрия Янкелевича. В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», руководит им и по сей день. Так же Спиваков является руководителем музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году в Москве Владимир Теодорович организовал Московский международный фестиваль. Работал с множеством американских и европейских оркестрами. В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова . Является заслуженным артистом РСФСР, народным артистом СССР, народным артистом Украины и тд.
  9. Башмет Юрий Абрамович родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Учился в Львовской специальной музыкальной школе. В 1976 году окончил Московскую консерваторию.Является создателем камерного оркестра «Солисты Москвы». Так же Юрий Башмет является альтистом. С 1996 года является профессором Московской консерватории. В 1996 году создаёт и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта» . С 2002 года руководит и дирижирует Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Работал с Берлинским, Нью-Йоркским филармоническими оркестрами, Чикагским и Лондонским симфоническими оркестрами. Является народным артистом СССР и лауреатом четырех Государственных премий Российской Федерации.
  10. Хочу закончить свой методический доклад цитатой Валерия Филатова «Если у хора нет дирижёра – каждый старается «перекричать» другого»
    Дирижер, это словно подсказка, это словно волшебная палочка, которая жестами говорит где и кому нужно вступать, где делать паузу, он словно помогает оркестру (хору), его вдохновляет и дарит свою позитивную энергетику.
  11. Спасибо за внимание!

Карлос Клайбер назван лучшим дирижером всех времён.
По результатам опроса, проведенного английским журналом BBC Music Magazine , Карлос Клайбер признан лучшим дирижером всех времён. Опрос проводился среди 100 ведущих дирижеров современности, таких как сэр Колин Дэвис, Густаво Дудамель, Валерий Гергиев, Марис Янсонс и других, чтобы выявить, кем из своих коллег они восхищаются больше остальных (кто для них является вдохновением). Карлос Клейбер, австрийский маэстро, который провел только 96 концертов и около 400 оперных спектаклей за свои 74 года, опередил Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо, которые заняли второе и третье места соответственно.

Сусанна Мялкки, финский дирижер французского Ensemble Intercontemporain и одна из участниц опроса, прокомментировала результаты: "Карлос Клайбер принес невероятную энергию в музыку... Да, у него было примерно в пять раз больше времени для репетиций, чем могут позволить себе современные дирижеры, но он это заслужил, потому что его видение музыки поразительно, он точно знает, чего хочет, и его внимание к мельчайшим деталям действительно вдохновляет."

Итак, 20 лучших дирижеров всех времен по результатам опроса BBC Music Magazine, проведённого в ноябре 2010 и опубликованного в марте 2011.

1. Карлос Клайбер (Carlos Kleiber) (1930-2004) Австрия
2. Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (1918-1990) США
3. (род.1933) Италия
4. Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)((1908-1989) Австрия
5. Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929) Австрия
6. Сэр Саймон Рэттл (Simon Rattle) (род.1955) Великобритания
7. Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954) Германия
8. Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) (1867-1957) Италия
9. Пьер Булез (Pierre Boulez) (род. 1925) Франция
10. Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005) Италия
11. Джон Элиот Гардинер (John Eliot Gardiner) (род.1943) Великобритания
12.
13. Ференц Фричаи (Ferenc Fricsay) (1914-1963) Венгрия
14. Джордж Селл (George Szell) (1897-1970) Венгрия
15. Бернард Хайтинк (Bernard Haitink) (род.1929) Нидерланды
16. Пьер Монте (Pierre Monteux) (1875-1964) Франция
17. Евгений Мравинский (1903-1988) Россия (СССР)
18. Колин Дэвис (Colin Davis) (род.1927) Великобритания
19. Томас Бичем (Thomas Beecham) (1879-1961) Великобритания
20. Чарльз Маккерас (Charles Mackerras) (1925-2010) Австралия

Биографическая справка:
Карлос Клайбер (Carlos Kleiber), полное имя Карл Людвиг Клайбер - австрийский дирижёр. Родился 3 июля 1930 в Берлине, сын известного дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, в 1949-1950 гг. изучал химию в Цюрихе. Музыкальную карьеру начал в 1951 г. коррепетитором в Мюнхене. Дирижёрский дебют Клайбера состоялся в 1954 г. в Потсдаме. Потом он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968—1973 гг. работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и до 1988 г. оставался её приглашённым дирижёром. В 1973 г. впервые выступил в Венской Государственной опере. Выступал в Ла Скала, Ковент-Гарден (с 1974 г.) Метрополитен-Опера (с 1988 г.) и др. театрах; участвовал в Эдинбургском фестивале (c 1966 г.). Сотрудничал с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами. Последнее выступление дирижёра состоялось в 1999 г. Умер 13 июля 2004 в Словении.

Л.В.Бетховен. Симфония № 7 соч.92.
Королевский оркестр Концертгебау (Нидерланды). Дирижер Карлос Клайбер.