Музыкальная композиция. Музыкальная композиция Русские народные песни

В виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения , «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества -процесса, от импровизации (в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает: наличие автора как личности (композитора); его целенаправленную творческую деятельность ; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции - в XIX веке).

Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки - высотности, ритма , расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция всегда рассчитана на определённые условия исполнения. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями , плясками) и действами (обрядовыми , религиозными , бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства.

С древнейших времён представление о композиционно едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало античное понятие мелопеи . Глагол componere и его производные (в том числе compositor ) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX-X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. ) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала . Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. ) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», ) выделил в последнем термине творческий момент (композитор - «написавший какой-нибудь новый кантус »); в «Книге об искусстве контрапункта» () он чётко различил контрапункт нотированный - «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой).

Изучение новых методов композиции в музыке второй половины ХХ - начала XXI веков за последние 15 лет выделилось в самостоятельную научную и учебную дисциплину - теорию современной композиции , включающую в себя изучение таких новых методов композиции и музыкальных явлений как

Песня - один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Самым популярным является песня. Основные и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель - народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

  • авторские (или бардовские);
  • неаполитанские;
  • гимны;
  • народные;
  • исторические;
  • рок-баллады;
  • эстрадные;
  • кантри;
  • романсы;
  • шансон;
  • частушки;
  • колыбельные;
  • детские;
  • строевые.

Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые - исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

  • свадебные;
  • рекрутские;
  • колыбельные;
  • потешки;
  • пестушки;
  • календарные обрядовые;
  • плачи;
  • ямщицкие;
  • частушки;
  • погребальные;
  • разбойничьи;
  • бурлацкие;
  • лирические;
  • хороводные;
  • плясовые;
  • заклички.

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Романсы

Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие сочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову,

Бардовская песня

Жанры песен, которые появились в 20 веке - это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель - один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды - это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.

(в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает автора-личность (композитора), его целенаправленную творческую деятельность , отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение, воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре, сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции - в XIX веке).

Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки - высотности, ритма , расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция, всегда рассчитанная на определённые условия исполнения и функцию в музыкальной жизни, неизбежно оказывается запечатлением исторически и социально детерминированного эстетического отношения музыкального искусства к действительности, её образом. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями , плясками) и действами (обрядовыми , религиозными , бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является художественным отражением действительности.

С древнейших времён представление о композиционно-едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало греческое понятие мелопея. В эпоху средневековья термин «componere» был введён Гвидо д’Ареццо в «Микрологе» (ок. ). Под композицией понималась глубокая образная искусная обработка хорала (cantus firmus). Йоханеса де Грохео («О музыке», ок. ) относил это понятие к полифонической музыке («musica composita») и применял термин «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель муз. терминов», )" выделил в последнем термине творческий момент (композитор - «написавший какой-нибудь новый кантус»); в «Книге об искусстве контрапункта» () он чётко различил контрапункт йотированный - «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе», и импровизируемый («super librim cantare»).

В России первым учением о композиции была «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого (М., 1679, др. ред.- 1681); среди других авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер.- «Практич. руководство к сочинению музыки», СПБ, 1830), И. К. Гунке («Руководство к сочинению музыки», отд. I-3, СПБ, 1859-63), М. Ф. Гнесин («Начальный курс практич. композиции», М.-Л., 1941).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Музыкальная композиция" в других словарях:

    - … Википедия

    Современная энциклопедия

    Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. compositio составление связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной… … Большой Энциклопедический словарь

    И; ж. [от лат. compositio составление] 1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции. 2. Произведение (музыки, живописи и т.п.), имеющее… … Энциклопедический словарь

    композиция - и, ж. 1) (чего) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его частей. Композиция Слова о полку Игореве. Композиция картины. Синонимы: архитекто/ника, построе/ние, структу/ра 2) Произведение (музыки, живописи и т. п … Популярный словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Композиция. Композиция (лат. composito составление, сочинение) категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и… … Википедия

    Композиция (от лат. compositio ≈ составление, сочинение), ═ 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. ≈ важнейший организующий компонент… … Большая советская энциклопедия

    - (итал. improvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Первоначально… … Википедия

Музыкальная композиция (лат. compositio - составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде завершенного музыкального произведения в отличие от вариантности народного творчества и импровизационности некоторых видов музыки.

Термин «композиция» в настоящее время широко применяется в различных областях человеческой деятельности: в изобразительном искусстве (скульптура и графика) и литературе (мотивированное расположение компонентов произведения), строительстве (композиционные материалы) и т.д. В искусстве этот термин нередко отождествляется как с сюжетом и системой образов, так и со структурой художественного произведения. С этой целью применяются поясняющие термины - архитектоника, построение, конструкция. Наконец, этим термином обозначаются произведения, включающие различные виды искусств (литературно-музыкальная композиция) или составленные из фрагментов сочинений разных жанров.

Музыкальная композиция предполагает:

  • автора-композитора и его целенаправленную творческую деятельность;
  • отделимое от создателя и существующее независимо от него произведение;
  • воплощение содержания в объективированной звуковой структуре;
  • сложный аппарат технических средств, систематизированных музыкальной теорией.

Каждый вид искусства характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо для творческой работы. Музыка является одним из самых трудоемких видов искусства. Поэтому создатель музыки - композитор - особенно нуждается в технической оснащенности. «Без мастерства в искусстве, - утверждает Д.Кабалевский, - не сделать ни шагу» . Более того, он считает, что в труде композитора собственно творчество занимает не более десяти процентов, а остальное составляет техника - знание и умение применять технические приемы.

Для характеристики способа сочинения музыки, свойственного тому или иному композитору, применяется термин «творческий метод». Все выдающиеся композиторы, писавшие оркестровую музыку, обладали развитым внутренним тембровым слухом, т.е. внутренними представлениями о реальном звучании. «Музыкальная мысль не является мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме; ... я изобретаю самую музыкальную мысль в одно время с инструментовкой»,- так писал о своем творческом методе П.И. Чайковский. Внутренние представления о реальном звучании позволяли В. А. Моцарту шли-фовать партитуру оркестрового сочинения до такой степени, что оставалось только записать нотный текст.

Композиция, таким образом, - это учение о взаимодействии всех средств му-зыкальной выразительности в музыкальной форме (композиционной структуре). Подобно фактуре, которая выступает организующим началом художественного пространства, форма-схема становится стороной музыкального целого, связанной с закономерностями временнóго развертывания произведения.

Разумеется, творческий метод композитора формируется в процессе собственного напряженного труда. Композитор может создавать и совершенствовать свое сочинение с помощью внутренних представлений о реальном звучании, использовать рабочую тетрадь (эскизник), а также фортепиано или компьютер.
Началом работы над сочинением следует считать формирование общего плана, в котором можно выделить три этапа:

  • определение музыкального жанра и уяснение образности (сюжета);
  • обоснование классической формы-схемы;
  • выбор творческого метода: сочинение (по предварительным заготовкам либо постепенным «наращиванием») образной мелодии, отвечающей этому образу гармонии, фактуры, полифонически развитых дополнительных голосов.

Для музыкального произведения чрезвычайно важным оказывается такой его аспект, как доступность для восприятия. Умение композитора учесть закономерности слухового восприятия Б.Асафьев называет «направленностью формы на слушателя» . Оно состоит в том, чтобы приковать внимание слушателя к важнейшим моментам произведения, своевременно предоставить отдых слуху после большого напряжения, вызвать определенные ожидания, оправдать их или нарушить инерцию слухового восприятия, направить восприятие по необходимому пути и т.д.

С термином "композиция" мы встречаемся почти каждый день. В большей степени он имеет отношение к различным отраслям искусства: к музыке, живописи, литературе и проч. И сейчас мы узнаем подробно, что такое композиция в различных своих ипостасях, какие именно аспекты ее определяют и как она создается.

Литература

В данной отрасли прекрасного композиция определяется следующим образом. Это построение, распределение и соотношение между собой частей, различных эпизодов, героев, их действий и прочих средств художественной выразительности в рамках одного произведения. Когда мы говорим о том, что такое композиция в литературе, важно помнить, что все ее элементы связаны в единое целое. Литературное творение может состоять из пейзажей, натюрмортов, портретов, диалогов и монологов, лирических отступлений, метафор и гипербол, преувеличений и преуменьшений и так далее. Все это в целом складывается в рассказ, роман, поэму или просто в небольшое стихотворение.

Музыка

Говоря о том, что такое композиция в музыке, для примера можно взять абсолютно любое произведение, и неважно, будет это этюд для третьего класса или целая симфония, состоящая из нескольких частей. В данном случае композиция - это предметное сопоставление, распределение и выражение с определенной интонацией звуков. Главным отличием такого типа искусства от фольклора является отсутствие импровизаций. Музыкальные композиции (чаще их называют «опусами») записываются на нотном стане. Более того, в нотах обозначаются не только звуки, но и оттенки, штрихи, динамика, ритм и темп.

История и современность

Как уже говорилось выше, музыкальные композиции характеризуются своей стабильностью и неизменностью благодаря предельно точной нотации. Второй важной составляющей любого опуса является его автор. Композитор должен в совершенстве знать не только свой инструмент, но и сольфеджио, а также музыкальные каноны, относящиеся к тому стилю, в котором он творит. В былые времена термином "композиция" именовали только те произведения, которые были выдержаны в едином ритме, темпе и тональности. Они были непродолжительными, но очень красивыми, мелодичными. Первые записанные на нотном стане музыкальные сочинения появились в эпоху Возрождения. Тогда стандарты для написания музыки были обязательными для всех - это выдержка лада, ритма и размера. С наступлением эпохи романтизма в моду вошли модуляции - переход из одной тональности в другую. Композиторы 19-20 веков стали менять в ходе произведения не только лад, но и размер, темп. Так музыкальные композиции стали более насыщенными, яркими. Сегодня никаких четких рамок для авторов музыки не существует. Главное, чтобы в результате произведение было приятно на слух.

Живопись

Наиболее точно понять, что такое композиция, нам позволяет именно изобразительное искусство. На картинах художники всегда передают зрителю свой замысел, настроение, какую-то определенную атмосферу. Типы живописных композиций известны всем - это пейзажи, портреты, натюрморты. Среди работ художников 20 века и наших современников встречаются экспрессионистские холсты, сюрреалистические и прочие. Рисунок, каким бы он ни был, всегда передает нам настроение за счет цвета, света и теней, форм (угловатые или округлые), а также посредством главных действующих предметов или лиц. К примеру, графическая композиция из геометрических фигур - это набор различных конусов, пирамид, шаров и кубов, которые имеют свет и тени и всегда рисуются в объеме. Рисунок, основанный на такой геометрии, может быть более сложным: дома, поезда, церкви. Одним словом, все, что уходит в перспективу. В живописи яркими представителями, которые изображали нестандартные композиции, являются художники Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Эдвард Мунк и другие.

Сувениры как часть искусства

Уникальными и неповторимыми в своем роде являются новогодние композиции. Это разнообразные букеты, аранжировки, венки, мини-елочки и многое другое. Такие творения выглядят, прямо говоря, сказочно. Они состоят из еловых веток, шишек, ленточек, гроздей рябины. Нередко к ним прикрепляют подсвечники, а в них размещаются сами свечки. Также новогодняя композиция может состоять из подарков-обманок (пенопласт, завернутый в подарочную бумагу), колокольчиков, шариков, бантиков и т. д. Такие творения можно купить в магазинах, а можно сделать собственными руками. Важно лишь учитывать главное правило композиции - все элементы должны сочетаться друг с другом. Это касается и форм, и цвета, и размеров.

Делаем новогодние композиции своими руками

Самая простая новогодняя поделка - венок-подставка для свечей. Она имеет округлую форму и состоит из главных атрибутов этого праздника - еловых веток, шишек и проч. Потому нам понадобятся следующие компоненты: основа - круг нужного диаметра из плотного картона или пластика; тоненькие ветки сосны; шишки; гроздья рябины (по желанию), миниатюрные шарики в красной цветовой гамме (или мини-подарки с бантиками). Делаем акцент на красном цвете потому, что в композиции присутствует рябина. В центр основы устанавливаем свечи и плотно из закрепляем. Затем в хаотичном порядке приклеиваем все элементы. Главное - чтобы красиво смотрелось. Вуаля! Наш новогодний букет готов!

Вдохновляйтесь и создавайте прекрасное

Подобные композиции своими руками можно делать к любому празднику или просто под настроение. К примеру, на Хэллоуин нечто подобное, как на Новый год, сооружается из маленьких тыкв, фигурок привидений, шляп ведьм и паутины. Просто к Празднику осени можно делать потрясающие композиции из осенних листьев , причем брать за основу не только круглый венок, но и простую бумагу А4, делая на ней интересные аппликации. Летняя композиция может вмещать в себя плоды, ягоды, листья, красные и зеленые ленточки. Ну а мотивы на морскую тематику легко создаются благодаря бирюзовому цвету, ракушкам и рыбацким сетям.