Сценарий литературно-музыкальной композиции "Хлеб-всему голова!". Литературно-музыкальная композиция "хлеб - всему голова"

Организация праздников и мероприятий в учреждениях профессионального образования

Для людей нашего поколения, воспитанных на ценностях советского времени, слово «хлеб» не просто продукт питания. Хлеб – это что-то особенное, близкое к слову «святость». Наверное, с молоком матери мы впитали в себя великое уважение к этому слову.

К сожалению, нынешние мальчишки и девчонки, нынешние подростки не испытывают этих чувств. Они уже далеки от того времени, когда хлеб на стол приходил к нам через кровь и пот тех, кто его растил. Они не знают лихих военных лет, когда каждая крошка хлеба была на вес золота, они уже не знакомы с теми ленинградцами, которые могли бы рассказать что такое «блокадный хлеб». Поэтому я считаю, что мы взрослые, мы педагоги должны взять на себя миссию рассказать подрастающему поколению об истинной ценности хлеба.

У нас в районе, в глубинке Новосибирской области, традиционно осенью проводится праздник сельскохозяйственного работника, на котором чествуют и героев жатвы, т.е. тех людей, которые, не смотря ни на какие невзгоды боролись за урожай. А мы педагоги училища, приурочиваем к этому событию свой праздник, целью которого является воспитание бережливого отношения к хлебу, воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов, воспитание патриотизма.

Сценарий литературно-музыкальной композиции:

« Праздник урожая »

Цели:

- воспитание бережного отношения к хлебу;

Научить видеть и уважать труд хлебороба;

Раскрыть ценность хлеба;

Расширить представления учащихся о Великой Отечественной

войне, о блокадном хлебе;

Воспитывать патриотизм, бережливость;

Расширить кругозор обучающихся.

Оформление зала: 1. Плакаты с пословицами о хлебе.

2. Стенд « Поэты о хлебе».

3. В центре сцены - Сноп из пшеницы.

4. Большой плакат с изображением каравая и со словами «Хлеб всему голова»

5. Экран, мультимедийное оборудование.

6. Выставка хлебобулочных изделий.

Участники: В качестве гостей ветераны труда, бывшие выпускники училища, мастера производственного обучения, учащиеся профессий: «Тракторист-машинист с/х производства», «Повар, кондитер», Маслянинский русский народный хор.

На сцене хор, исполняет песню: «С чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих…», в это время входят ветераны труда, победители урожая 2012года, бывшие выпускники училища. Зал встречает гостей аплодисментами.

На экране высвечиваются слова: «Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества» (К. А. Тимирязев) или

«Есть в мире понятия, ценность которых непреходящая. Эти понятия – воздух, земля, вода, солнце. К таким понятиям можно отнести и хлеб, даже изобилие хлеба не должно порождать его расточительство»

Ведущий 1: (в руках маленькие пшеничные колоски).

Из маленького зёрнышка вырастают колоски. Один колосок легко помещается на ладони. В этом колоске сплав энергии солнца и человека, труд многих людей: металлургов и машиностроителей, химиков и нефтяников, учёных и механизаторов. Сотни лет назад люди научились печь хлеб. Мы встречаемся с ним каждый день. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого на всех языках произносится с любовью. Хлеб – древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Случается, что люди порой забывают о том, что в хлебе труд миллионов людей, отражена история народа и вы, дорогие друзья, имеете непосредственное отношение к хлебу, знаете ему цену. Сегодня о хлебе наш рассказ.

2 ведущий: Хлеб – один из самых удивительный продуктов человеческого труда. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из своего урожая, он обеспечил своё существование. Примерно 17 тысяч лет назад несколько племён поселились в долине Нила, они изобрели первые серпы, первые камнетёрки, на которых получили муку, они первыми испекли хлеб. Прошло много времени, труд хлебороба стал другим, но не стал легче.

1 ведущий : Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на нашей планете. К. А. Тимирязев сказал: « Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества». Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали труд ни одного, ни двух, ни трёх, а труд многих людей.

2 ведущий : День и ночь и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай выстрадан ими, тысячи людей трудятся, чтобы вырастить зерно, собрать и смолоть его, выпечь хлеб. (В это время идёт видеокольцовка: «Вести с полей. Урожай 2012.» , «Вести Новосибирск» http: //www.nsktv.ru/, «ОТС. Вести » http:// otstv.ru/main. или фрагмент кинофильма «Русское поле».)

1 чтец : У крестьян торжественные лица,

Поле всё зарёй освещено.

В землю за сельскою станицей

Хлебное положено зерно.

Спит оно в кубанской колыбели

Как отец склонился над зерном

В куртке перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.

Пусть же нива колосится,

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны. (Л. Смеляков)

Музыкальный номер. Песня «Отвечает любовью земля» в исполнении хора.

2 чтец: (Девушка, в форме повара, читает стих с показом слайдов: «Виды хлебобулочных изделий»

Вот он - хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло,

В нём земли родимой соки,

Солнце свет весенний в нём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. (Л. Татьяничева)

1 ведущий : Когда берёшь в руки пахучий, прогретый жаром печи кусок хлеба, нередко испытываешь какое – то затаённое, до конца не осознанное чувство благодарности к хлебу. Он дёшев и доступен для всех, и заменить нам его никто не может, По подсчётам учёных медиков, взрослый человек обычно съедает в день около 500 грамм, а при тяжёлой физической работе – 800 грамм хлеба. Половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает из хлеба. В нём много минеральных солей и витаминов.

2 ведущий : Выросло не одно поколение людей,которые не знают, что такое хлебные карточки, бесконечные очереди за хлебом, которым неведома чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, корней травы, лебеды. Но никто не остаётся равнодушным, слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о фронтовом хлебе.

В годы войны в сёлах оставались лишь старики, женщины и дети. Их сомоотверженный труд помог солдатом одержать победу над врагом.

3 чтец: Трудно родится хлеб,

Трудно хлеб достаётся,

Тот, кто душою слеп,

Может быть усмехнётся,

Обескуражен тем,

Как я с достатком в доме,-

Хлеб суеверно ем

Крошки смахнув в ладони.

Это живёт во мне

Память о той войне

Горькие времена!

Худенький мальчик, где же ты?

В сутки лишь горсть зерна –

Триста граммов надежды

Бабушка нам пекла.

Хлеб из скупой мучицы,

Жизнь, что давно прошла

В сердце моё стучится…

Хлеб нас от смерти спас

Он и сейчас бессмертен

Всё настоящее в нас

Этою мерою мерьте! (А. Дементьев)

1 ведущий: Был хлеб всегда в почёте на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? Спроси

Тебе ответить могут ленинградцы.

(При чтении текста используется видеосюжет хроники военных лет. «Блокадный Ленинград»)

Во время ВОВ жителям Ленинграда (Санкт-Петербурга) выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно – технические работники получали по 250 граммов хлеба, а остальные жители по 150 грамм. Он состоял из муки низкого качества и всё-таки этот хлеб помог Ленинградцам не только выстоять, но и победить. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человека. Более 640 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной всегда многолюдно, посетители стоят и молча плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда!»

4 чтец: На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня,

На мостовой как изваянье фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне седая женщина стояла –

В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

Нет не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин и всё забывшим равнодушьем…

«Кусочек этот бы тогда…кусочек этот бы тогда

Кто осквернил? Кто позабыл блокады страшные года.

А Пискарёвку кто забыл? Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок лежащий здесь, у ваших ног,

Кусок, не подаривший жизнь,

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь! Кто предал жизнь?

(Р. Рождественский)

2 ведущий: За хлеб люди порой жизнь отдают не только на войне, но и в мирное время. Уже в после - военное время, вблизи мордовского села Ново-Пшеново, загорелось пшеничное поле: провисли электропровода и коснулись земли. В это время проезжали мимо два друга, уроженцы этих мест: Андрей Кузнецов и Владимир Щанкин и увидели пожар. Нужно было укоротить провод под напряжением 110 квт, чтобы он не касался земли. Андрей стал кусачками перекусывать провод, а Володя – гасить огонь. Потом кусачки взял Володя, и стал перекусывать провод. Никто из ребят не подумал, выдержит ли изоляция такое напряжение? И вдруг Андрей увидел, как Володю отбросило, и он упал на землю, а на проводах качались кусачки… Хлеб был спасён ценой жизни Владимира. Он посмертно был награжден Орденом Красной Звезды.

1 ведущий: И в настоящее время, ценою огромных усилий труженики сёл нашего района выращивают урожай. 2012 год стал настоящим испытанием для наших хлеборобов, но не смотря на неблагоприятные погодные условия им удалось вырастить хороший урожай. Такие хозяйства как ООО «Сибиряк», руководитель Сенников Алексей Геннадьевич, собрали 14,3ц/га зерновых, а ООО «Сибирская нива», руководитель Ляхов Сергей Александрович, получили 17,5ц\га. В целом по району урожайность зерновых и озимых составила 14ц/га и 21ц/га соответственно.

Среди награждённых механизаторов есть и наши выпускники. В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.08.2012 года №375-п «О мерах по своевременной подготовке и проведению уборочных работ в 2012 году» и распоряжением администрации Маслянинского района за большой личный вклад в развитие с/х производства и многолетний труд были награждены Почётной грамотой Законодательного Собрания Новосибирской области:

Черняйкин Александр Николаевич, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 1984года).

Реутов Андрей Николаевич, механизатор ООО «Сибирская Нива»; (выпускник 1987 года)

Чаузов Олег Викторович, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 2006года).

За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм были награждены Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Новосибирской области:

Ильясов Александр Александрович, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1995 года)

Дударев Владимир Николаевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1990 года)

Огнёв Роман Сергеевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 2000 года)

Хочется сказать о трудовыхдинастиях: это, например, братья Гредины – Валерий и Слава – будущий выпускник 2013 года, которые трудились в ЗАО АПК «Маслянинский Лён», управляющим компании является Н.П.Кулешов, директором А.С.Баев.

Слово предоставляется директору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Баеву Алексею Сергеевичу.

Слово предоставляется выпускнику нашего училища, механизатору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Гредину Валерию.

Музыкальный номер. Песня: «Хлеб всему голова». Автор В.Ф. Балачан.

За более полувековой срок существования наше училище подготовило и выпустило тысячи специалистов, которыми мы гордимся. Мы благодарны нашим мастерам, которые передают нам свой опыт и мастерство: это

Фогель А.А., Шкуропат В.А., Казанцева Л. И.- общий стаж их педагогической деятельности более 25 лет, Дубовской М.А., Ковязин Ф. Х.- их общий педагогический стаж более 15 лет.

2 ведущий: К хлебу у нас должно быть святое отношение. Не нужно забывать никогда сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются такие вкусные булки и пряники.

5 чтец: О хлеб, о мой товарищ, ты суров!

Веками люди лили пот и кровь –

И твоё имя, превращаясь в крик,

Срывалось с пересохших губ у них…

Веками тайной властью своей

Ты по неволе разделял людей…

Но миллионы именем своим соединял!

И был для них один!!!

Творец народов и людских судеб,

Да будет свято твоё имя, хлеб!

И пусть оно порой горчит,

Но рядом с правдой хорошо звучит!

О, хлеб, я знаю в каждом есть оно

Ржаное иль пшеничное зерно,

Которое – бывает, много лет –

Упрямо пробивается на свет…

И верно, для достойных день придёт,

Когда зерно достойное взойдёт…

И все колосья мы соединим

О, хлеб, высоким именем твоим!

(А. Руденко)

1 ведущий:

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы (вместе ведущие и чтецы)

Берегите хлеб родной.

Слово для награждения учащихся ГБОУ НПО НСО ПУ № 77 главному агроному, ветерану труда ООО «Сибирская нива» Батарцеву С.В.

Музыкальный номер. Песня « Шумят хлеба». Авторы: Н.Гребенников, Н.Добронравов

2 ведущий: Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Музыкальный номер. Под звучание песни «Ты цвети, Россия наша» (Авторы: Н.Палькин, В.Левашов) вручается каравай мастерам и учащимся - участникам уборки урожая 2012г.

Министерство образования и науки ДНР

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ступеней №6

Амвросиевского района

Классный час

«Слава хлебу на столе»

Зайцева А. Ф. . учитель начальных классов

2016г.

Цели:

Рассказать историю происхождения хлеба;

Раскрыть его значение для нашего народа;

Воспитывать патриотизм, бережливость,

Уважение к чужому труду;

Расширить кругозор обучающихся.

Аннотация.

Данный классный час предназначен для учеников 3-их классов. Тема о хлебе всегда актуальна и связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час.
Разные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном классном часе, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.

Актуальность проблемы : отношение подростков к хлебу.

Оборудование. Класс украшен колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими рисунками, на большом столе мука, хлебобулочные изделия.

Учитель. (2 слайд) Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие, которое пройдёт под девизом:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил!

С целью и маршрутом нашего путешествия мы сможем познакомиться, когда отгадаем загадки: (3 слайд)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Хлеб! Люди всегда говорят о нём с большим уважением, берут его в руки трепетно и торжественно. Сколько о нём сказано добрых слов, сложено стихотворений, сколько спето песен. Хлеб - это и радость, и песня, и жизнь, смех матери, первые шаги ребёнка, человеческое счастье. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе, о бережном отношении к нему. А вот и наш маршрутный колосок и наши помощники. (4 слайд)

Берегите хлеб

Какого цвета хлеб

Чем пахнет хлеб

Обычаи и легенды

Народная мудрость

История хлеба

Откуда пришёл хлеб

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос) (5 слайд)

Выбегают колоски и водят хоровод, поют песню «Золотое зёрнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Мы - золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый - зернышко,

Маленькое, скромное,

А вместе - хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

1остановка-зёрнышко. «История хлеба…» (6 слайд)

Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Учёные считают, что первый хлеб был выпечен 15 тысяч лет тому назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится кусок хлеба, которому 6 тысяч лет. В России есть музей хлеба, который находится в Санкт - Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни.

Игра «Подбери синонимы». К слову ХЛЕБ подберите синонимы . (Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

2 остановка-зёрнышко. «Откуда пришёл хлеб» (7 слайд)

Ученик. В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.

Ученик. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель. «Колоски в снопы вяжутся, караваем в печи оборачивается» - так в старину говорили. Тогда машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали, цепами зерно выколачивали. Тех, кто колосья жал, жнеями звали. Рано жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера спину гнули. Нелегок труд хлебороба. Вырастить хлеб - святое дело.

Ученик:

Каравай земли и неба

На твоем столе -

Ничего сильнее хлеба

Нет на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Учитель. Сколько надо вложить труда в хлеб, чтоб он оказался на столе.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Лётчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Убран хлеб - и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет высокий в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

3 остановка-зёрнышко. «Обычаи и легенды» (8 слайд)

Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, обычаи.

Ученики:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель. « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место.

Главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет,

никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится

Перед тем, как ставить хлеб в печь, хозяйка говорила: «Дай, Боже, чтобы хлеб удался хороший и высокий» или « Господи, благослови!» Готовый хлеб ставили на стол, прикрывали рушником. В доме в это время было тихо, иначе хлеб не удавался.

Собирая сына в дорогу, мать завязывала в рушник хлеб.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб - праздничный и называли его - пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

4 остановка-зёрнышко. «Народная мудрость» (9 слайд)

Из глубины веков, из старинных легенд, из сказов народных дошли до нас такие слова:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.

Не каждый человек, который давал обещание или клятву другому человеку, осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.

Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ

СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Русский народ сочинил множество пословиц о хлебе.

Работа с пословицами.

Вспомните пословицы, доскажите вторую часть.

Не шуба греет, а … (хлеб).

В дороге хлеб не … (помеха).

Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко, у того и … (счастье).

Хлеб всему … (голова).

Без печки холодно - без хлеба … (голодно)

Частушки о хлебе.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зернышки - малышки,

В каждом зернышке - мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

5 остановка-зёрнышко. «Какого цвета хлеб» (10 слайд)

Учитель: Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

Ученики:

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что в поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днём весенним,

Летним днём, осенним днём

Согреваем эту землю

Мы любовью и трудом.

Игра «Ассоциация»

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

Какого цвета хлеб? (Белый и черный.)

- Почему один хлеб черный, другой - белый? (Из пшеничной и ржаной муки.)

6 остановка-зёрнышко. «Чем пахнет хлеб» (11 слайд)

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком.

Свежий хлеб! Он пахнет небом!
Пахнет ранним ветерком,
Зернами, что стали хлебом,
Спелым-спелым колоском!

А еще, еще работой!

Кто-то хлеб тот убирал,
На муку молол, а кто-то пек и продавал.
Без него любые блюда,
Кажется, не так вкусны.
На столе стоит как чудо
Свежий хлеб родной страны .

Учитель. Богатая черноземом почва Донецкой области предоставляет широкие возможности для производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство области имеет в пользовании около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий. Основными видами производимой здесь сельскохозяйственной продукции являются озимая пшеница, подсолнечник, овощи .

Игра-хоровод «Праздник урожая»

В нашу школу на машине

Каравай приехал ныне,

В круг вставай каравай,

Кого хочешь ─ выбирай!

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок─

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Мельник: Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь─ выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда ─ урожай!

Всех на праздник приглашай!

Дети: Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам

Слава труженикам!

7 остановка-зёрнышко. «Береги хлеб!» (12 слайд)

Учитель. Тысячи лет существует на Земле хлеб, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах

учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, России,

Украины, Белоруссии. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает…

Ученики:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда ─ сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

Вы кто такой?─ спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я ─ пекарь!─ человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом,

Моря пшеницы золотой.

Составление правил «Береги хлеб!" (13 слайд)

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

3.Нельзя выбрасывать хлеб, играть хлебом.

4 .Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом

всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством

вы владеете и как его надо беречь.

Учитель . Вот окончилось наше путешествие. Помните, ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.

Ученики:

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Громкой родины своей!

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург - народ.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Все: Хлеб - всей жизни голова!

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали,

Душистый хлеба каравай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Литература.

1.Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин

«Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры».

Для 2 классов.

2.М.Ю.Женило

«Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов».

4.В.Дацкевич

«От зерна до каравая».

5. «Розкажіть онуку» №27,№ 25 2003р.

музыкально­литературная композиция к фольклорному
празднику
«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
подготовила: Некрасова С.А.
вед.
­Земли русские широки, необъятны,
Каждый день и хорош и пригож,
Поезжай за моря­океаны
Лучше России ты не найдёшь!
Всё прекрасно: и земля и небо,
И поля, и леса, и луга.
Пашни дышат, да урожай колосится,
И шумят, зрея в поле хлеба.
Под звучание вступления к песне идёт шествие детей:во главе
его девочка с венком несёт сноп, украшенный длинной красной
лентой,
исполняют песню.
песня «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
По окончании дети выстраиваются полукругом перед
зрителями.
девочка
­Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,
А в избе у вас тепло – видно ждали нас давно…
Подносит хозяевам сноп «бороду»(срезанные колосья ржи
украшенные красной лентой)
­Это от нас вам сноп – «Борода»,
Поставьте в красный угол,
С урожаем будете вы всегда!
дети (поочерёдно)
­Каждый ломтик хлебушка пахнет тёплым небушком.
И земля всю силу в хлебе затаила.
­С юга и до севера краше злата – серебра
Зреет рожь­красавица, пшеница наливается.

­Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые.
Радугой украшен хлеб родимых пашен.
­От весны до осени русыми колосьями
Светится любимая земля необозримая.
­Здесь поля привольные, люди хлебосольные.
Добрым караваем мы вас угощаем!
вед.
­Хлеб растят с любовью,
Ешьте на здоровье!
Подносит хозяевам каравай на расшитом полотенце.
­Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?
–С полей! С ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудят­
ся не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб
пришёл… Недаром в народе говорят: ­ «Хлеб всему голова».
дети (поочерёдно)
­«Хочешь есть калачи ­ не сиди на печи».
­«Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка».
­«Труд кормит, а лень портит».
­«Будет хлеб, будет песня».
­«Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
­Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!»
вед. ­«Землю красит солнце, а человека – труд».
­Нелегко давался нашим предкам хлебушко, это сейчас
машины на помощь людям пришли, а раньше не трактором землю
вспахивали, плуг был у человека да лошадь помощница, и не
комбайны убирали с полей хлеб, а серпом срезали колоски, и
молотили снопы с колосьями не машины, а молотили их цепами да
приговаривали:
­«Верти цеп, крути, бей снопы, колоти,
Стучи и греми да в овин относи!»
­А зерно везли потом на мельницу…
­Собрались мы тут не зря,
Поиграем, в «Мельницу» ребятня?!
р.н.игра «Мельница»

(во время игры одна часть детей поёт, другие встают спиной
взявшись под локоть, приподнимают друг друга поочерёдно
изображая мельницу; остановившаяся пара из игры выбывает)
вед. ­Ну, на нас вы поглядели, поиграли, песню спели…
Спасибо тому, кто хозяин в этом дому!
Спасибо и тем, кто рад был нам всем!
все (с поклоном)
­До свидания! (уходят друг за другом)
тексты к «Слава хлебу на столе»
«ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
Ю.Чичков
1. Хлебное поле большое, как море,­
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, почётном дозоре,
Каждое зёрнышко мы бережем.
припев: Зёрнышко, зёрнышко, капля золотая,
Капля золотая в море урожая.
2. Зёрнышко мы согреваем заботой
В тёплых и добрых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
3. Хлебные зёрнышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Эта живая награда за труд.
р.н.игра «МЕЛЬНИЦА»

Мельница на кочке развесила усочки.
На семи ногах стоит, все на ветер глядит.

Литературно-музыкальная композиция "Хлеб – всему голова

Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

    Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

    Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.

    Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

Ход праздника

Звучит песня “Хлеб – всему голова” . Ведущий приглашает гостей. На сцену выходят мальчик и девочка в русских костюмах и исполняют С.2 песню “Земля хлебами славится” (Ю.Чичков, П.Сенявский).

Чтец.

Слава миру на Земле! С.3

Чтец.

Слава хлебу на столе!

Чтец.

Если мы хотим кого-то С.4
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем. С.5
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.

Чтец.

С караваем соль подносим, С.6
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

Дети вручают хлеб-соль гостям праздника и уходят. На сцене по очереди появляются выступающие.

Чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный, С.7
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.

Чтец.

В каждый дом, на каждый стол С.8
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Сохраняло, берегло.

Чтец.

В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем. С.9

Ведущий.

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы* “Земля – матушка, а хлеб – батюшка”, *“Хлеб – это жизнь”, *“Хлеб – кормилец”, *“Без забот проживешь, а без хлеба – нет”. Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолоть, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна Хлебом, С.11
Тем, что на столе,
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле!

Чтец.

Только снег сошел в апреле С.12
Как поля зазеленели.
Это – хлеб.

Золотой простор бескрайний С.13
Там работают комбайны.
Это – хлеб.

Вот зерно течет рекой, С.14
Чтобы сделаться мукой.
Это – хлеб.

Тесто кружится в квашне, С.15,16,17
Запекается в огне.
Это – хлеб.

Ешь его, расти и помни: С.18
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

Чтец. Нелегок труд землепашца. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб.

Чтец.

Не сама собой природа С.20
Хлеб на блюдце подает.
Сколько требует ухода
Мать – земля за целый год.
Чтоб сошлись, как в океане,
В закромах твоей страны
Золотой поток с Кубани
И далекой целены.

Чтец.

Степные машины С.21
Покоя не знают,
Горячую воду моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят горячие звезды.
И капли горячего
Пота на спинах –
Горячее время
В совхозах целинных…

Перед этой пашней шапку скинь, сынок, С.22
Видишь, пробивается хлебный стебелек , С.23
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…

Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.

Ведущий.

Хлеб… Наскучит ли он?

Чтец.

Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

С.24 Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

Звучит песня «Золотой колосок»

Мы золотые зернышки, С.25
Полны лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые,
Мы зерна золотые.
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
Отдельно каждый – зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной!

Приглушенно звучит песня “Священная война” .

Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранитсяС.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед. Звучит песня «Хлеб всему голова»

Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

В дыму ленинградское небо, С.34
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм. Просмотр видео хлеб в годы войны

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

Ведущий. С.35

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец.

Зерна наших дней, светитесь С.36,*
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.

“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

Чтец.

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

На свете видела я хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

С.39,* Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Рассказ о хлеборобах п. Белозерный

Начало июля. Самый пик жары. Люди стараются без особой надобности не выходить под лучи нещадно палящего солнца. Однако хлеборобам нашего поселка зной нипочем: несмотря ни на что они стараются на высоком уровне провести хлебоуборку-2016.

Вот они - герои жатвы-2016 комбайнер Петр Николаевич Пузин и его помощник Николай Иванович Апрышкин.
По словам Петра Пузина, который уже 16 лет за штурвалом комбайна, приступать к работам с раннего утра здесь мешает высокая влажность. Выйти в поле удается только к 9 утра и заканчивать приходится в 8 вечера по той же причине. А все из-за того, что поля находятся в пойме Маныча. Однако, несмотря на все это, урожай в этом году не может не радовать!
Как нам рассказал заместитель главы администрации Сальского района - начальник управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Дмитрий Репка, всего по району убрано порядка 20% площадей. Валовый намолот составил 130 тыс. тонн при средней урожайности 39 ц/га. А это на 12 центнеров выше уровня прошлого года! Тандем Пузина и Апрышкина сложился давно. Оба - прекрасные работники и второй год подряд становятся победителями жатвы в своей климатической зоне. А вообще, все экипажи в сельхозпредприятии работают хорошо, слаженно. За 9 лет работы под началом Сергея Васильевича коллектив сработался. Все нацелены на результат - убрать с поля всё, до последнего зернышка, и с минимальными потерями.
Сегодня на хлебоуборочных работах задействовано 7 комбайнов «Полесье» и 10 единиц автомобильной техники для перевозки зерна с поля на ток. При благоприятных условиях жатву в хозяйстве планируют завершить через 2 недели.
В рейтинге сельхозпредприятий ООО «Белозерное» находится на 6-й строчке. По состоянию на 7 июля при плане 3166 га здесь напрямую скошено и обмолочено 837 га зернобобовых культур (26%). Это немного ниже прошлогодних показателей, в чем виновата опять же погода. На ток перевезено уже 3044 тонны хлеба. Урожайность немного выше, чем в прошлом году - 36,4 ц/га против 33,6 ц/га. О качестве выращенного хлеба говорить пока рановато, считает руководитель хозяйства. Пока в закрома сыплется пшеница 4 класса.
Словом, работы еще много. И надо стараться убрать всё выращенное - ведь это главная заповедь хлебороба!

Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

Надежда Бэц

Литературно-музыкальная композиция «Колосок» для детей подготовительной к школе группы в проекте «Хлеб – всему голова» с участием родителей.

Цели и задачи: подвести итог исследовательской деятельности детей в проекте, уточнить знания детей о хлебе – от колоска до батона. Приобщать детей к народному творчеству, фольклору.

Действующие лица: Ведущая – воспитатель Бэц Н. В.

Тетушка Пословица – Почерняева Т. В. (мама Никиты)

Тетушка Поговорка – Киселева А. С. (мама Андрюши)

Тетушка Загадушка – Брюханова Л. С. (мама Сережи)

Тетушка Небылица – Пенясова Ю. В. (мама Тани)

Колобок – Оля Бубнова.

Дети, читающие стихи, небылицы.

В зал входит ведущая в народном костюме.

Ведущая: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Какое нас сегодня развлечение ждет, а собрал нас всех здесь хлеб. Доброе слово сегодня о хлебе молвить будем.

Ведущая берет в руки каравай на рушнике.

Вед. : Издавна на Руси гостей дорогих хлебом – солью встречали. Хлеб вам да соль!(кланяется гостям, детям справа, детям слева).

Звучит русская народная мелодия, в зале появляются персонажи в русских народных сарафанах с платочком в руке. Они, взявшись за руки, водят хоровод.

Вед. : Здравствуйте, гостьюшки! Хлеб – соль вам!

Отдает каравай тетушке Пословице, та – тетушке Поговорке, дальше – тетушке Загадушке, а Загадушка – тетушке Небылице, кланяясь друг другу. Тетушка Небылица ставит каравай на стол.


Т. Пословица: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, милые! Мы к вам пришли, короб пословиц да поговорок принесли! А вы нас слушайте да на ус себе мотайте!

Т. Поговорка: Эх, ты говори, говори, да не заговаривайся! Какой же у детишек ус?

Т. Пословица: А ты к словам моим не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьёшь!

Т. Поговорка: И опять ты не права! Доброе слово сказать – что дождь в засуху! Доброе слово лучше мягкого пирога!

Вед. : Ох, гостьюшки дорогие! Подождите, не ссорьтесь! Вы бы лучше с ребятами познакомились, о себе бы рассказали.

Т. Пословица: Оно и правда! Что ж, о себе поведать не худо! Пословица – это, деточки мои, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на все свое мнение имел. Пословица не мимо молвится! Вы, деточки мои, пословицы запоминайте и где надобно применяйте! Пословица – всем делам помощница! Красна речь пословицей!

Т. Поговорка: Поговорки – они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят! Поговорка никого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит, и пошутить, как следует! Из поговорки слова не выкинешь! У каждого Егорки свои поговорки.

Вед. : Сегодня, гостьюшки, мы говорим о хлебе, ибо «Хлеб – всему голова». Хотите ли от деток пословицы да поговорки о хлебе услышать?

Т. Поговорка: Хотим. А знают ли?

Дети поочередно говорят пословицы и поговорки о хлебе:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

«Хлеб всему голова»,

«Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,

«Плох обед, если хлеба нет»,

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,

«Хлеба нет – и корочки в честь»,

«Пот на спине, зато хлеб на столе»,

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

Вед. : Да, вот она, мудрость-то народная! Оно ведь так и есть. Хороши пословицы!

Т. Небылица: Рада с вами познакомиться, деточки! Я – тетушка Небылица, разная во всех лицах! То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха! Вот какая я забавница! В небылице все быть может, весь мир вверх ногами переворачивается! А среди вас, деточки, есть друзья мои? Небылиц рассказчики?

Вед. : Как не быть? Есть, есть.

Эля и Таня рассказывают небылицу «Сидит медведь на колоде», Кирилл – «Заглянул я в печку».

Т. Загадушка: Теперь мне представиться позвольте. Я тоже мудрость народная, приметливая, остроумная – тетушка Загадушка. И деток люблю сообразительных, умненьких, догадливых да рассудительных. Только таким мои загадки по плечу!

Вед. : А вот здесь перед Вами практически все таковы! А не отгадают – не беда! Научимся! Век живи – век учись!

Т. Загадушка: Да я рада-радехонька свои загадки вам загадать! Слушайте!

1) Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и всем людям мило. (Хлеб);

2) Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. (Мука);

3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);

4) Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Посев);

5) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

Вед. : Просим вас, гостьюшки, к нам за стол. Слушайте песни да стихи, да за деток наших порадуйтесь. Где песня льется, там легче живется.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко».

Читают стихи: «Слава миру на Земле!» Андрей Кожевников и Андрей Киселев

«Вот лежит каравай…» Никита Боровиков и Данил Леонтьев

«В каждом зернышке пшеницы…» Вика Проскурякова

Под веселую музыку появляется колобок с корзинкой в руках, двигается поскоками по кругу.

Колобок: Я веселый Колобок, но не ешь меня, дружок.

Я сегодня не простой – я волшебный, я живой.

Из муки пшеничной вышел я отличный,

Хлебу я родня, любят все меня.

Вед. : А за что тебя любят, Колобок?

Колобок: Во-первых, я сказочный, во-вторых, я веселый, умный, а еще я люблю загадки загадывать. Вот послушайте!

С неба солнце золотое золотые льет лучи

В поле дружною стеною золотые усачи.

Шевелят они усами и тихонько шелестят.

Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.

А когда уходят с поля золотые усачи

В нашей печке золотятся золотые калачи. (Колосья)

Дети: Колосья!

Колобок вынимает из корзинки колоски, раздает девочкам.

Девочки исполняют «Танец с колосками».

Вед. : Спасибо, Колобок, за загадку, за танец. А тебе от меня в подарок…веселый осенний дождик (трясет султанчиками над Колобком) .

Колобок (машет рукой) : Нет, с дождем я не дружу, от него я убегу (убегает).

Вед. : Ну вот, хотела порадовать, а вышло, что напугала. Вы, ребята, тоже боитесь дождя?

Дети: Нет!

Вед. : Раз не боитесь, значит и через лужи прыгать умеете?

Проводится игра «Чья команда быстрее прыгает через лужи».


Две команды детей по 4 – 5 человек. На полу разложены нарисованные лужи по 5 в два ряда, в конце ряда – зонтик. Дети по команде поочередно прыгают через лужи, обегают зонтик, становятся сзади. Выиграет команда, построившаяся первой.

Вед. : А сейчас я предлагаю игру в народном стиле, «Пахари и жнецы». Тут и слова надо знать, и проворным быть!

Музыкальная игра «Пахари и жнецы».


Вед. : После игр стихи послушаем, какие у нас есть помощники и как выразительно они об этом рассказывают. Красна речь слушанием!

Дети читают стихи: «Мы печем пшеничные…» М. Антипов и Антон Кашин;

«Мама тесто замесила» Е. Благининой - Оля Бубнова;

«Я маме помогала» Аня Богданова;

Все дети хором читают стихотворение «Хлеб ржаной, батон и булки» П. Качанова

Вед. : Опять звучит музыка, значит, снова к нам гость. У нас сегодня праздник волшебный.

Входит Колобок. У него в руках блюдо с пирогом.


Колобок: Из муки, муки пшеничной, я испек пирог отличный!

Всех вас в гости приглашаю к пирогу с горячим чаем.

Вед. : Вот спасибо, Колобок, угодил ты нам, дружок,

И на радости такой мы сейчас споем с тобой.

Дети исполняют песню «Песенка хлеборобов».

Вед. : Закончен наш праздник, закрываем и проект «Хлеб – всему голова». Мы научились хлеб беречь, уважать и любить, а наш общий исследовательский труд оформлен в замечательном альбоме по названию проекта «Хлеб – всему голова».

Ведущая вручает благодарности семьям – активным участникам проекта.

Дети и взрослые приглашаются на чаепитие с пирогами с яблоками и повидлом.

При составлении сценария литературно-музыкальной композиции «Колосок» были использованы:

1.«Лучшие сценарии утренников для детского сада» Ю. Антоновой, издание 2007г. ;

2. Журнал «Старший воспитатель» номер 09.2011г. ;

3.«Колосок» (песни, игры, танцы и стихи для детей). Составители Г. Крылов и Г. Науменко, издание 1981г.