Самые большие нации в мире: кого больше? Самые многочисленные народы мира. Список крупнейших народностей

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Планета Земля – это многонациональное сообщество, на территории которого проживает большое количество различных народностей. Сколько народов живет в мире? Наверняка каждый человек хотя бы раз в жизни задавался подобным вопросом. При этом точный ответ практически неизвестен, поскольку даже историки затрудняются давать точные цифры. Только в России проживает более 1194 народностей , а если принять к сведению, сколько народов находится в странах СНГ, то число окажется больше в несколько раз.

Общая классификация народностей

Большинство людей интересует количественный показатель, но если собрать все данные, сколько народов существует, то список может оказаться практически бесконечным. Чаще всего объединение разных народов в группы происходит либо по видовым признакам, либо по языку, на котором говорит та или иная группа, либо по территории проживания.

Иногда деление на группы может происходить в соответствии с культурными традициями и устоями

Всего на планете насчитывается 20 языковых семей, в которые входят разные народы.

В 2016 году самыми крупными языковыми семьями были следующие 4 группы:

  • Индоевропейская. Всего в этой группе находится 150 народов, которые расположены на территории Азии и Европы. Общая численность населения данной группы составляет 2,8 млрд человек.
  • Китайско-тибетская. В эту группу входит все население Китая и соседствующих с ним стран, общих по языку и культуре. Всего в этой группе насчитывается почти 1,5 млрд человек.
  • Афро-азийская. Языковая семья, которая включает в себя народности Юго-Западной Азии и Северной Африки.
  • Нигеро-кордофанская. Остальные народности, населяющие африканский континент, включая районы Центральной и Южной Африки.

Крупнейшие народности мира

За всю историю существования на Земле сложилось большое количество народностей

Некоторые из народностей по меркам истории малочисленны и насчитывают не более миллиона человек (таковых всего 330 народов). Есть многочисленные, где количество людей превышает 100 млн. Таких народностей всего 11:

  • Китайцы. Пальму первенства занимают китайцы, которых на территории планеты насчитывается 1 млрд 17 млн человек.
  • Хиндустанцы. На втором месте народность Индии, которая насчитывает 265 млн человек.
  • Бенгальцы. Их численность составляет 225 млн.
  • Американцы. Жителей Соединенных Штатов насчитывается более 200 млн человек.
  • Бразильцы. На территории Бразилии проживает 175 млн коренных жителей.
  • Русские. Если говорить, сколько славянских народов насчитывается, то можно отметить численность русских, которые составляют крупную группу и насчитывают 140 млн.
  • Японцы. Несмотря на ограниченность территории островов, их население насчитывает 125 млн человек.
  • Пенджабцы. Еще одна народность Индии, численность которой составляет 115 млн человек.
  • Бихарцы. Народность, также проживающая в Индии и насчитывающая 115 млн.
  • Мексиканцы. Их во всем мире проживает 105 млн.
  • Яванцы. Последние из 11 крупных народностей, которые по численности насчитывают 105 млн человек.

Подведем итоги

Говоря о понятии «народ», очень сложно добиться единой трактовки.

Также не стоит забывать, что на планете проживает несколько вымирающих народностей, некоторые из которых насчитывают всего 280 человек. В любом случае, каждая народность – это самобытность и уникальность.

Видео по теме

>> Крупнейшие народы мира

§ 5. Крупнейшие народы мира

Всего в мире существует 5-5,5 тыс. народов, или этносов, т. е. сложившихся устойчивых общностей людей. Подавляющее большинство народов крайне малочисленно.

Народов, насчитывающих более 1 млн человек, в мире 330, но они охватывают 96 % всего населения Земли. Народов, насчитывающих более 100 млн человек каждый, в мире всего 11 (табл. 20), но они охватывают почти 45% всего населения Земли.

Таблица 20

Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки

Крупнейшие народы мира Млн чел. Наиболее распространенные языки Млн чел.
1. Китайцы 1170
1. Китайский 1200
2. Хиндустанцы 265 2. Английский 520
3. Бенгальцы 225 3. Испанский 400
4. Американцы США 200
4. Хинди 360
5. Бразильцы 175 5. Арабский 250
6. Русские 140 6. Бенгальский 225
7. Японцы 125 7. Португальский 210
8. Пенджабцы 115 8. Русский 200
9. Бихарцы 115 9. Индонезийский 190
10. Мексиканцы 105 10. Японский
127
11. Яванцы 105 11. Французский 120


12. Немецкий 100
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
  • 2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху нтр.
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    В мире насчитывается около 3-4-х тысяч народов или этносов, часть из которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена.

    К сведению: этнос - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, обладающая совокупностью таких признаков, как общий язык, территория, особенности быта и культуры, этнического самосознания.

    Народы мира классифицируются:

    I. По численности:

    Всего в мире насчитывается более 300 народов численностью свыше 1 млн. человек каждый, на которые приходится 96 % всего населения Земли. В том числе численность свыше 5 млн. человек имеют около 130 народов, свыше 10 млн. - 76 народов, свыше 25 млн. - 35 народов, свыше 100 млн. - 7 народов.

    К сведению: 7 самых многочисленных народов:

    1) китайцы (хань) - 1048 млн. человек (в КНР - 97 % от общего количества людей в стране);

    2) хиндустанцы - 223 млн. человек (в Индии - 99.7 %);

    3) американцы США - 187 млн. чел. (в США - 99.4 %);

    4) бенгальцы - 176 млн. чел. (в Бангладеш - 59 %, в Индии - 40 %);

    5) русские - 146 млн. чел. (в России - 79.5 %);

    6) бразильцы - 137 млн. чел. (в Бразилии - 99.7 %);

    7) японцы - 123 млн. чел. (в Японии - 99 %).

    Но существуют народы численностью менее 1 тысячи человек.

    II. По языковой близости:

    Родственные языки объединяются в группы, которые в свою очередь формируют языковые семьи.

    1) Индоевропейская языковая семья - самая многочисленная, на её языках говорят 150 народов Европы, Азии, Америки и Австралии; общая численность - более 2.5 млрд. человек.

    Эта языковая семья включает ряд групп:

    · романскую (французы, итальянцы, испанцы, латиноамериканцы);

    · германскую (немцы, англичане, американцы);

    · славянскую (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты);

    · кельтскую (ирландцы);

    · балтийскую (литовцы);

    · греческую (греки);

    · албанскую;

    · армянскую;

    · иранскую (персы, курды).

    2) Китайско-тибетская языковая группа: на её языках говорит свыше 1 млрд. человек.

    Несколько менее многочисленные языковые семьи:

    3) Афразийская.

    4) Алтайская.

    5) Нигеро-кордофанская.

    6) Дравидийская.

    7) Австронезийская.

    8) Уральская.

    9) Кавказская.

    Национальные критерии лежат в основе разделения человечества на государства.

    Если на их территории основная национальность составляет свыше 90 %, то это однонациональные государства (Дания, Швеция, Латвия, Япония и др.).

    Если преобладают две нации - двухнациональные (Бельгия, Канада и др.).

    Если в странах проживают и составляют значительную долю десятки и даже сотни народов - многонациональные государства (Индия, Россия, США, Испания, Великобритания, Нигерия, Индонезия и др.).

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.

    Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения.

    По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности.

    По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.

    Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:

    1) станкостроение;

    2) приборостроение;

    3) электротехническая и электронная промышленность;

    4) вычислительная техника;

    5) железнодорожное машиностроение;

    6) автомобилестроение;

    7) судостроение;

    8) авиационная и ракетная промышленность;

    9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

    На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

    Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоёмких) отраслей - и сырьевой.

    В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.

    В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:

    1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильные (США): «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Крайслер»;

    · вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;

    · электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т.д.

    2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ): производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильная (ФРГ): «Даймлер - Бенц»; «Фольксвагенверк»;

    · электроника: ФРГ - «Сименс», Нидерланды - «Филипс» и т.д.

    3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.

    Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.

    Крупные корпорации:

    · автомобили (Япония): «Тоёта мотор», «Нисан мотор»;

    · электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т.д.

    4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.

    В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.

    Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.

    Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    По нижеизложенному плану ответа можно охарактеризовать любое государство мира.

    Возьмём к примеру, Японию - это одна из 7-ми экономически развитых стран мира.

    Для ответа использовались: статистические материалы; карты отраслей хозяйства мира; карты атласа по Японии (экономика).

    Импорт в Японии (ввоз продукции):

    1) сырьё: топливное - 49 %, рудное, для текстильной промышленности (текстильное волокно) и пр.;

    2) продукция химической промышленности (кислоты, щёлочи, удобрения, нефтепродукты);

    3) продовольственные товары (зерно и т.п.).

    Экспорт в Японии: продукция, изделия следующих отраслей:

    1) машиностроения (автомобили, суда, электроника, станки, часы);

    2) чёрной металлургии (сталь, прокат);

    3) цветной металлургии;

    4) химической промышленности (синтетические волокна, каучук);

    5) лёгкой промышленности (ткани, одежда).

    Из выше перечисленного можно сделать вывод: в Японии, как в одной из развитых стран, наблюдается следующая тенденция: ввоз в основном сырья и продуктов питания (предпочтительно из развивающихся государств) из-за недостатка собственных природных ресурсов; и вывоз готовой дорогостоящей продукции, как в развивающиеся страны Азии, так и в развитые - Европы и Америки.

    Билет № 17