Биография. Филипп Чижевский: «Аудитории нужен ток Филипп чижевский дирижер биография

Филипп Чижевский , дирижер ансамбля Questa Musica, рассказал сайт о том, что стоит между классической и современной музыкой, стоит ли играть симфонию без дирижера, и чего еще не бывало в Большом Театре.

КСЕНИЯ ФЕРЗЬ: Филипп, какие Ваши музыкальные планы на ближайшее будущее?

ФИЛИПП ЧИЖЕВСКИЙ : ~ С этого сезона я работаю в Большом Театре. И в следующем сезоне мы с моим оркестром Questa Musica будем давать концерты на исторических инструментах. Вы уже слышали в Москве концерт с : что -то подобное будет начинаться и Большом Театре, где, как известно, еще ни разу не происходило исполнение странинной музыки, например Генделя, на инструментах той исторической эпохи, к которой эта музыка пренадлежит. У нас будет несколько проектов с артистами молодежной оперной программы, которой руководит Дмитрий Юрьевич Вдовин.

Я считаю, что любая музыка должна исполняться аутентично: и историческая, и современная, то есть в манере и в стиле той эпохи, в которую она была написана. Исторические музыкальные инструменты: жильные струны, низкий строй и прочие атрибуты для меня не самоцель. Но если есть возможность использовать такие инструменты, и если есть музыканты, которые ими владеют, то это добавляет шарма и аромата звучанию.

Как обстоят дела с актуальной классикой? Вы работаете с современными российскими композиторами?

~ Мне предстоит осуществить большой проект из пяти опер современных композиторов. Сейчас у нас есть пять фамилий ведущих авангардных композиторов - достаточно молодых, всем немного за 40: Сергей Невский, Дмитрий Курлянский, Борис Филановский, Владимир Раннев и Алексей Симак. Это будет пять представлений на либретто Бориса Юхананова, который, собственно, исполнит роль режиссера. Программа довольно объемная: сначала она будет состоять из 5 отдельных представлений, а потом сузится до программы-марафона современных опер.

Все композиторы, ныне живущие, с которыми мне приходилось сотрудничать, пишут в разных стилях: все ищут свой музыкальный путь. То удовольствие, которое мы получаем от исполнения качественной музыки, легко донести и до публики. Нащупать формы современного классического звучания можно только опытным путем. В своей эпохе мы первопроходцы. Через некоторые десятилетия на эту музыку будут смотреть уже как на классический репертуар: что-то забудется, что-то останется.

А как аудитория воспринимает новых композиторов?

~Мне счастливится работать с людьми, которые отвечают за те ноты, которые они пишут, а не просто наводят абстракцию, что является распространенным приемом в современном искусстве в целом.

Интересный факт, что для аудитории не подготовленной в музыкальном смысле, но пытливой, важна эмоция, которую они получают от прослушанного. Доносим мы эту эмоцию, играя сонату Моцарта или же авангардное произведение - не важно. Аудитории нужен ток.

В современной классической музыке могут использоваться даже не музыкальные инструменты: от деревянных коробок до наковальни. Но для стройной музыкальной композиции их партии так же тщательно должны быть прописаны, как и для струнных, например.

С одной стороны играть современную музыку проще: до тебя этого никто не делал - делаешь, как хочешь. Исполняя классическую музыку, следует придерживаться традиций, канонов. Но для меня также очень важен момент интерпретаций и трансформаций в музыке. Аутентичное исполнение - прекрасно, но музыка - не вакуум, шедевры Моцарта несутся сквозь века, поэтому, на мой взгляд, важно привносить нюансы современного прочтения, не забывая опыт предыдущих поколений. Тогда музыка будет дышать. А правильно мы это делаем или не правильно - покажет время, отметающее все лишнее.

Расскажите, пожалуйста, про свою профессию дирижера. Помимо управления оркестром, несет ли на себе дирижер функцию общения с публикой посредством пластики?

Не важно, какой дирижер - сдержанный или экспрессивный, - важно только то, как играет оркестр. Если пластика дирижера оправдана, и музыканты его понимают, то это хороший концерт. Сейчас практически любое классическое произведение можно играть без дирижера. В начале 20 века был оркестр Персимфанс, в котором дирижера заменял первый скрипач-концертмейстер: он показывал ауфтакт. С дирижером на одну симфонию уходит три репетиции, без дирижера - гораздо больше.

Если же говорить о классической музыке, то функция дирижера гораздо шире. Она заключается не только в том, как он раздает ауфтакт, а в том, как он дает направление этой музыке, как он управляет дыханием оркестра. Оркестр может играть ритмично, идеально с точки зрения всех нюансов и штрихов, но музыка будет абсолютно мертвой - ее будет неинтересно слушать. Дирижер нужен для того, чтобы добавлять огонь, строить фразы, закруглять их, ставить акценты - управлять движением.

В общении с каждым своим музыкантом ансамбля Questa Musica я настаиваю на том, чтобы каждый раз он исполнял партию так, будто до него ее никто не исполнял, даже он сам.

Официальный сайт ансамбля

Родился в 1984 году в Москве. Окончил МГК им. П. И. Чайковского по специальностям: хоровое дирижирование (класс проф. С. С. Калинина, 2008) и оперно-симфоническое дирижирование (класс народного артиста России проф. В. К. Полянского, 2010). Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (Москва, 2008).

С 2008 по 2011 г. - Художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование. 2008 году основал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил ряд крупных проектов в России и за рубежом.

С 2011 - педагог МГК им. П. И. Чайковского. С 2011 года - дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (худ. рук. Валерий Полянский).

В сентябре 2012 года в Большом театре под управлением Филиппа Чижевского состояласьпремьера оперы Сергея Невского «Франциск», а в октябре 2012 года - премьерное исполнение оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского (хореография Олега Глушкова). С 2014 года является дирижером Большого театра. В 2014 году осуществил постановку оперы Моцарта «Così fan tutte» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Иоахим Фрай). Является музыкальным руководителем первого Барочного фестиваля в Большом театре (сезон 2014/2015).

В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, который включает в себя мировые премьеры опер ведущих российских композиторов: Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева.

С 2016 года Филипп Чижевский сотрудничает с Tokio New Sity Orchestra (Япония, Токио). В феврале 2016 года с Questa Musica принял участие в фестивале барочной музыке в Линце (Австрия). Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова («Эскизы к закату» и «Русские сезоны»). Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» (о. Валаам). В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В.Юровским и Ф.Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров. Дважды номинирован на получение театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу дирижёра (2013г. опера С.Невского «Франциск», Большой театр и 2016г. оперный сериал «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский)

Член жюри театральной премии «Золотая Маска» 2017г.

Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых: Tokio New Sity Orchestr, Brno Philharmonic Orchestra (главный дирижер - Александр Марковиц), Brandenburgische Staatsorchester (худ. рук. Ховард Гриффитс), Литовский камерный оркестр, оркестр театра «Новая Опера» (главный дирижер Ян Латам-Кениг), Национальный филармонический оркестр России (худ. рук. Владимир Спиваков), Новая Россия (худ. рук. Юрий Башмет), Русская филармония (худ. рук. Дмитрий Юровский), Государственный симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова (худ. рук. Владимир Юровский), Musica Viva (худ. рук. Александр Рудин).

Родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: хоровое дирижирование (класс Станислава Калинина) и оперно-симфоническое дирижирование (класс Валерия Полянского). В 2008 году стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, тогда же основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. В 2013 году с этим коллективом представил постановку «Сказки о солдате» Стравинского в Театральном центре на Страстном (хореография Олега Глушкова), а в 2016 году принимал участие в фестивале барочной музыки в Линце (Австрия). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование.

В 2011 году стал дирижером Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром Капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что удостоен благодарности министра культуры Российской Федерации. Дирижировал премьерой оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми. В 2012 году руководил премьерным исполнением оперы Сергея Невского «Франциск» в Большом театре России. За эту работу номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска». В 2014 году – штатный дирижер ГАБТа, с 2015 – приглашенный. Музыкальный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра. В 2014 году поставил оперу Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай). В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, за эту работу вновь номинирован на «Золотую маску».

В рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым осуществил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена (2016). Член жюри премии «Золотая маска» (2017). Музыкальный руководитель постановки оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (2018). Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, «Новая Россия», «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая Опера», Московский камерный оркестр Musica Viva, Филармонический оркестр Брно, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Литовский камерный оркестр и Новый городской оркестр Токио. Со скрипачом Романом Минцем осуществил запись сочинений Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны». С 2011 года преподает в Московской консерватории.

дирижер

Родился в 1984 году в Москве. Окончил МГК им. П. И. Чайковского по специальностям: хоровое дирижирование (класс проф. С. С. Калинина, 2008) и оперно-симфоническое дирижирование (класс народного артиста России проф. В. К. Полянского, 2010). Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (Москва, 2008).

С 2008 по 2011 г. - Художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование.

В 2008 году основал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил ряд

крупных проектов в России и за рубежом.

С 2011 - педагог МГК им. П. И. Чайковского.

С 2011 года - дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (худ. рук. Валерий Полянский).

В сентябре 2012 года в Большом театре под управлением Филиппа Чижевского состоялась премьера оперы Сергея Невского «Франциск», а в октябре 2012 года - премьерное исполнение оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского (хореография Олега Глушкова). С 2014 года является дирижером Большого театра. В 2014 году осуществил постановку оперы Моцарта «Così fan tutte» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Иоахим Фрай). Является музыкальным руководителем первого Барочного фестиваля в Большом театре (сезон 2014/2015).

В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, который включает в себя мировые премьеры опер ведущих российских композиторов: Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева.

С 2016 года Филипп Чижевский сотрудничает с Tokio New Sity Orchestra (Япония, Токио).

В феврале 2016 года с Questa Musica принял участие в фестивале барочной музыке в Линце (Австрия). Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова («Эскизы к закату» и «Русские сезоны»). Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» (о. Валаам). В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В.Юровским и Ф.Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров.

Дважды номинирован на получение театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу дирижёра (2013 г. опера С.Невского «Франциск», Большой театр и 2016 г. оперный сериал «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский)

Член жюри театральной премии «Золотая Маска» 2017 г.

Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых: Tokio New Sity Orchestr, Brno Philharmonic Orchestra (главный дирижер - Александр Марковиц), Brandenburgische Staatsorchester (худ. рук. Ховард Гриффитс), Литовский камерный оркестр, оркестр театра «Новая Опера» (главный дирижер Ян Латам-Кениг), Национальный филармонический оркестр России (худ. рук. Владимир Спиваков), Новая Россия (худ. рук. Юрий Башмет), Русская филармония (худ. рук. Дмитрий Юровский), Государственный симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова (худ. рук. Владимир Юровский), Musica Viva (худ. рук. Александр Рудин).

Родился в 1984 году в Москве. Окончил МГК им. П.И. Чайковского по специальностям: хоровое дирижирование (класс проф. С.С. Калинина, 2008) и оперно-симфоническое дирижирование (класс народного артиста России проф. В.К. Полянского, 2010). Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (Москва, 2008).

С 2008 по 2011 г. – художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование. В 2008 году основал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил ряд крупных проектов в России и за рубежом.

С 2011 – педагог МГК им. П.И. Чайковского. С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (худ. рук. Валерий Полянский).

В сентябре 2012 года в Большом театре под управлением Филиппа Чижевского состоялась премьера оперы Сергея Невского "Франциск", а в октябре 2012 года – премьерное исполнение оперы Майкла Наймана "Пролог к Дидоне и Энею Перселла" с оркестром ГАСК России в Перми. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку "Истории солдата" И. Стравинского (хореография Олега Глушкова). С 2014 года является дирижером Большого театра. В 2014 году осуществил постановку оперы Моцарта "Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер – Ханс-Иоахим Фрай). Является музыкальным руководителем первого Барочного фестиваля в Большом театре (сезон 2014 / 15).

В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала "Сверлийцы" в Электротеатре Станиславский, в который вошли мировые премьеры опер ведущих российских композиторов: Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева.

С 2016 года Филипп Чижевский сотрудничает с Tokio New Sity Orchestra (Япония, Токио). В феврале 2016 года с Questa Musica принял участие в фестивале барочной музыке в Линце (Австрия). Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова ("Эскизы к закату" и "Русские сезоны"). Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения "Просветитель" (о. Валаам). В рамках V фестиваля актуальной музыки "Другое пространство" совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена "Группы" для трёх оркестров и трёх дирижеров. В 2013 и 2016 гг. был номинирован на театральную премию "Золотая Маска" в номинации "лучшая работа дирижёра".

Член жюри театральной премии "Золотая Маска" 2017 г.

Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых: Tokio New Sity Orchestr, Brno Philharmonic Orchestra (главный дирижер – Александр Марковиц), Brandenburgische Staatsorchester (худ. рук. Ховард Гриффитс), Литовский камерный оркестр, оркестр театра "Новая Опера" (главный дирижер – Ян Латам-Кениг), Национальный филармонический оркестр России (худ. рук. Владимир Спиваков), Новая Россия (худ. рук. Юрий Башмет), Русская филармония (худ. рук. Дмитрий Юровский), Государственный симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова (худ. рук. Владимир Юровский), Musica Viva (худ. рук. Александр Рудин).