Литературный герой левин. «Константин Левин и его раздумья о жизни Смотреть что такое "левин" в других словарях

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

ГЛАВНЫЕ ОБРАЗЫ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»

Обоаз Левина

В романе сосуществуют две равнозначные сюжетные линии - Анны и Левина, которые не пересекаются. Однако наибольшее внимание писатель уделяет духовной жизни Анны и Левина. И если с Анной связаны проблемы, которые касаются так называемого женского вопроса, то Константин Левин ищет ответы на вопросы глобальные, философские: что такое человек? зачем она пришла в этот мир? для чего живет? Смысл человеческой жизни - вот конечная цель поисков Левина.

Однозначно определить роль образа Левина в структуре романа сложно. Большинство исследователей считает, что в этом произведении двое главных героев: Анна Каренина и Константин Левин. Да и объем текста, посвященный сюжетным линиям этих персонажей примерно одинаков. Как отмечалось, образ Левина появился только в четвертой редакции романа, однако сразу стал его важной частью. Анна и Левин встречаются только раз, непосредственно перед ее самоубийством. И если до встречи он осуждал Каренину, считал ее поступок недопустимым, то после разговора с ней его отношение к Анне изменилось чуть ли не на противоположное: «Следя за интересным разговором, Левин все время любовался ею - и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью. Он слушал, говорил и все время думал о ней, о ее внутренней жизни, стараясь угадать ее чувства. И, прежде так строго осуждая ее, он теперь, по какому-то странному ходу мыслей, оправдывал ее и вместе с тіш. жалел и боялся, что Вронский не вполне понимает ее» (7, X). Интересно, что до непосредственной встречи героев автор ничего не говорит нам об отношении Левина к Анне, хотя взаимоотношения между Левиным и Вронским - предмет детального исследования.

Вместе Толстой создал образ Левина? Пожалуй, ответ на этот вопрос нужно искать в сюжетной линии главной героини романа. Даже чтобы судьба Анны сложилась иначе: светское общество не отвернулось бы от нее, Каренин согласился бы на расторжение брака, Сергей остался бы с ней, она не родила бы внебрачного ребенка от Вронского - то и тогда вряд ли ее проблемы были бы решены, поскольку Толстой изображает конфликт не внешний, а внутренний. Анна захотела абсолютной свободы: быть только женщиной и никем больше - ни матерью, ни женой (кстати, женой Вронского!). Более того, этот вопрос (именно в такой его постановке) невозможно вообще решить. Ни одной счастливой развязки здесь не существует, и писатель это гениально воплотил в своем произведении.

Ad Fontes

Из секретов мастерства Льва Толстого

Рядом с Анной Карениной в романе Толстого все большее значение приобретает образ Константина Левина, у которого имеются знакомые черты автора этой книги. И если Анна Каренина вдруг почувствовала «шаткость» семейных устоев своей эпохи, то Константин Левин постигал тогда ненадежность післяреформе - них социальных основ... Внутренняя родственность мироощущения Анны и Левина обеспечивает единство всего романа.

ТОЛСТОЙ Л. М. Анна Каренина//Л. М. ТОЛСТОЙ. Собрание сочинений: В 12 т. - М.: Правда, 1987. -Т.7.- С. 484.

Публикация первых частей «Анны Карениной» (хотя и не в окончательной редакции) взволновала общественное мнение России: одни признавали незаурядный талант Толстого, другие - обвиняли его в расшатывании основ христианского брака или говорили, что ситуация Анны Карениной в жизни бывает нередко, поэтому и не сказать об этом прямо - значит не лечить болезнь, а скрывать ее... Тогда же появилось «литературное эхо» этого произведения. Так, широко известной стала эпиграмма выдающегося русского поэта Николая Некрасова, где он заявил на моральном аспекте и потенциале романа «Анна Каренина»:

Толстой, ты доказал с терпением и талантом,

Что женщине уже не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-ад"ютантом1,

Когда она жена и мать.

Итак, философской линии Анны нужна была своеобразная «противовес» - тоже философская. Однако с этой точки зрения никто из образов произведения «уравновесить» ее позиции не мог, поскольку внутренний мир главных героев, как и внутренний мир обычных людей (а их всегда большинство), не выходит за пределы личных переживаний. Те или иные философские проблемы интересуют их настолько, насколько они влияют на их жизнь. Вронский, Каренин, Долли, Кити сосредоточены прежде всего на своих личных проблемах, вызванных внешними факторами: влюбленность, измена мужа или жены, невозможность признать ребенка официально и т.д.

«Анна Каренина» - гениальная постановка неаирішуааних вопросов?..

Однако прямой моральный вывод М. Некрасова («...женщине уже не следует “гулять”..., когда она жена и мать») всем вопросам, затронутым Л. Толстым в романе, окончательно не решал. Ведь подобную установку («Будьте верными друг другу!») говорят и во время венчания, и во время регистрации брака. Новобрачные дают торжественный обет ее не нарушать. И где гарантия, что абсолютно счастлива сегодня семья, где муж и жена искренне любят друг друга, в будущем не попадут в ситуацию семьи Каре - ніних? С этой точки зрения, хотя не такой дидактической, но значительно более взвешенной, мысль А. Чехова: «В своем романе Толстой не ответил на один из поставленных вопросов, но сама их постановка является гениальной».

1. Граф Вронский имел высокий чин флигель-адъютанта (от начала XIX в. флигель-адъютанты служили при императорах, фельдмаршалах или других высших должностных лицах европейских стран).

Внешняя жизнь Левина вроде бы обыденное и почти бесконфликтное (отказе Кити выйти за него замуж никак нельзя сравнить с предательством Стіви или Анны). Общество считает его почти неудачником: «Он не имел никакой привычной, определенной деятельности и положения в свете, тогда как его товарищи теперь, когда ему было тридцать два года, были уже - который полковник и флигель-адъютант, который профессор, который директор банка и железных дорог или председатель присутствия, как Облонский; он (он знал очень хорошо, каким он должен был казаться для других) был помещик, который разводил коров, стрелял дупелей и строил, то есть бездарный человек, с которой ничего не получилось и которая делает, на мнение гражданства, то самое, что делают ни на что не годные люди» (1, VI). Поэтому он и воспринимает отказ Кити жениться с ним как закономерный результат своей «серости». «С точки зрения родных он невыгодная, недостойна партия для прелестной Кити. - А сама Кити не может любить его».

Однако за кажущейся «безподійністю» внешней жизни Левина спрятана напряженная внутренняя деятельность, которая вызывает у него даже мысль о самоубийстве именно тогда, когда, казалось, судьба его устроилась как нельзя лучше: любимая жена, сын, материальная обеспеченность: «И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться» (8, IX).

Однако мы не можем назвать Левина « alter ego » («вторым “Я”») Анны Карениной. У них диаметрально противоположные взгляды на жизнь. И прежде всего - в отношении к семье. Для Анны семья - неприемлемый способ связать себя с Вронским и средство ограничения женской свободы: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любит только его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим» (7, XXX).

Левин имеет противоположную точку зрения: «Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он сначала представлял себе семью, а потом уже ту женщину, которая даст ему семью. Для Левина бракосочетание было главным делом жизни, от которой зависело все его счастье» (1, XXVII).

Однако Левин вместе с тем не является полной противоположностью Анны. Так, подобным является их отношение к церкви. Они потеряли веру в того Бога, которого проповедовала официальная религия. Однако атеистами их назвать нельзя, потому что в самые драматичные минуты своей жизни они мысленно обращались к Богу. Последние слова Анны: «Господи, прости мне все!» Перед тем как броситься под поезд, она перекрестилась! Возвращается к Богу и Левин. Однако это для него не Бог церкви, православия или магометанства, а Бог крестьянина Фоканича, что «для души живет. Бога помнит». Жить надо для того, чтобы вложить в жизнь, в каждую его минуту «смысл добра» - вот конечная цель напряженных духовных поисков Левина. Этого не было в жизни Анны, она чувствовала только «зло и бессмысленность жизни»...

Еще одно, что существенно объединяет эти два образа, - это поиски правды, нежелание жить фальшиво, во лжи.

Не осознание того, что вокруг нее все лживо, привело Анну к роковому концу?

В образах Анны и Левина общие не судьба (с этой точки зрения все люди подобны, поскольку ищут свою судьбу и любовь) и характер, хотя это важно, а те психологические ситуации, которые каждый должен самостоятельно решить: попытка забыть любимого человека, создание новой семьи, противоречивые чувства к родным детям, наконец - нежелание подчиняться фальшивым законам, попытка жить без лжи, по правде. Решение этих проблем приводит Анну к катастрофе, Левин же переживает глубокую внутреннюю драму, но находит утешение в том, чтобы постоянно делать добро. Так Толстой дает тот один-единственный рецепт, который поможет людям стать счастливыми.

Нужно обратить внимание на сходство образа Левина с Л. Толстым. «Автобіографізм образа Левина несомненно, как несомненно и то, что его путь к вере воспроизводит путь личных толстовских исканий “силы жизни”, которая уничтожает “страх смерти”»1.

Мысли, которые Толстой заключает в сознание Левина, его отношение к крестьянам, природы, общественной жизни, религии, семьи, занятия гимнастикой, катанием на коньках напоминают самого автора. Так, Левин «гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов» удивительно похож на Толстого, который, по воспоминаниям современников, что бывали в Ясной Поляне, мог подтянуться на перекладине одной рукой. И самая яркая соответствие - это описание косарства Левина. Писатель передает нам малейшие нюансы не только психологического состояния, но и будто стенографує изменение физического чувства. Так точно этот процесс мог описать только человек, который был искусным косарем, а именно таким был Толстой. Имя героя не случайно, ведь, по приведенным выше мнением Ю. Тынянова, в художественном произведении «все имена говорят». Фамилия персонажа «Левин» безусловно связано с именем Толстого - Лев. В то же время отождествлять образ Левина с автором нельзя, поскольку он содержит лишь самые общие автобиографические черты.

1 История русской литературьі: В 4 т. - Л.: Наука, 1982. - Т. 3. - С. 831.

В романе Л. Н. Толстого наряду с сюжетной линией Анны Карениной представлена другая, весьма существенная, линия жизненной судьбы Константина Левина. Именно с образом этого героя связаны многие важные морально-философские и социальные проблемы произведения. Духовные искания Левина во многом отражают те настроения и мысли автора, которые складывались у него в переломную эпоху 70-х годов. Энергичный, мыслящий человек, искренний, Левин, как и некоторые другие герои Толстого (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неустанно ищет правды и смысла жизни, стремится проникнуть в суть общественных отношений, чтобы изменить, усовершенствовать их. Путей к этому он не знает, и потому так мучительны для него его раздумья.

Левин видит неустойчивость, крутой характер ломки старых порядков. Его, как дворянина-землевладельца, волнует оскудение поместного хозяйства под натиском новых пореформенных отношений. Видит Левин и скудную жизнь крестьян. Его попытки, сохраняя за собой права на землю, примирить интересы «совестливых» помещиков и народа, создать в этих целях рациональную систему землевладения оканчиваются неудачей. Его поражает непримиримо-враждебное отношение крестьян к землевладельцам-дворянам, ко всему, что толкует и обещает им «барин». Он недоумевает и старается понять причины этого отношения, а недоверие-то подсказано крестьянам всем их многовековым опытом, недопускающим мысли о том, чтобы «цель помещика могла состоять в чем-нибудь другом, кроме желания обобрать их сколько можно». В глубине души Левин соглашается с упреком брата Николая: «Тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужика, и с идеею».

Левин знакомится с разными формами деятельности дворянской общественности, присутствует на выборах предводителя, в мировом суде - и выносит оттуда впечатление суетной пустоты и бесполезности происходящего. Только в деревне, в непосредственной близости к природе, в приобщении к крестьянскому труду, в непрерывных хозяйственных заботах он находит отраду и временное успокоение.

В романе «Анна Каренина» Толстой глубоко проникает в народную жизнь. Об этом говорит замечательная сцена косьбы на Калиновом лугу, разговоры Левина с крестьянами, его увлечение их естественной, мудрой, трудовой жизнью; Молодое счастье Ивана Парменова и его жены, полнота и цельность их чувств волнуют и привлекают героя. Он мечтает жениться на крестьянке, зажить той же трудовой жизнью, какой живет трудовой деревенский народ. Эти его мечтания не осуществляются…

Семейная жизнь Левина складывается счастливо, однако он не может удовлетвориться узкой личной сферой, хотя бы и такой привлекательной. Выход для себя герой стремится найти в «народной правде», в наивной вере патриархального крестьянина. Из рассказа Федора он узнает мысли старика Фоканыча о том, что нужно жить «для души, по правде, по-божью». Эти слова воспринимаются Левиным как откровение… Понятие добра у Фоканыча несет религиозную окраску, которую воспринимает и Левин,

Герой романа, как мы видим, не находит реальных путей социального преобразования и пытается решить волнующие его вопросы в плане отвлеченного нравственного совершенствования. В этом, несомненно, сказываются противоречия мировоззрения не только Левина, но и Толстого. И все же существенно в духовном развитии Левина его тяготение к народу, По существу, герой остается на распутье, его искания не завершены, и впереди как бы открываются новые возможности роста.

ЛЕВИН - герой романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (1873-1877). Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, который произносил фамилию героя как Левин, тем самым указывая на связь со своим именем, на автобиографические истоки персонажа. Л. может и должен рассматриваться в ряду других героев Толстого, имеющих либо некоторые автобиографические черты, либо аналитический склад ума (Нехлюдов из «Утра помещика», Дмитрий Оленин из «Казаков», частично Андрей Болконский и Пьер Безухое). Характер и сюжетная линия Л. наиболее тесно связаны с обстоятельствами жизни и образом мыслей самого писателя. Известно, что во время написания романа Толстой практически не вел дневников, так как его мысли и чувства достаточно полно отражались в работе над образом Л. Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал, что Л. является главным героем романа и выведен автором как носитель положительного миросозерцания, с позиций которого обнаруживаются «ненормальности», приводящие к страданиям и гибели других героев. Константин Дмитриевич Л. - провинциальный помещик, принадлежащий к хорошему дворянскому роду, живущий в своем имении, не служащий, серьезно увлеченный хозяйством. За внешне размеренной жизнью и обыденными заботами скрывается напряженная работа мысли героя, глубокие интеллектуальные запросы и нравственные искания. Л. отличается искренностью, уравновешенностью, серьезным и доброжелательным отношением к людям, верностью долгу, прямотой. С самого начала романа он предстает как герой с вполне сложившимся характером , но эволюционирующим внутренним миром. С Л. читатели знакомятся в сложный период его жизни, когда он, приехав в Москву, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, получает отказ и уезжает домой, пытаясь вновь обрести душевное равновесие. Выбор Кити был обусловлен для Л. не только чувством к ней, но и отношением к семье Щербацких, в шторой он видел пример старого, образованного и честного дворянства, что для героя было очень важно, так как его представления об истинном аристократизме зиждились на признании прав чести, достоинства и независимости, в отличие от современного преклонения перед богатством и успехом. Л. болезненно волнует судьба русского дворянства и очевидный процесс его оскудения, о чем он много и заинтересованно говорит с Облонским и своими соседями-помещиками. Не видит Л. реальной пользы и от тех форм хозяйствования, которые пытаются привнести с Запада; отрицательно относится к деятельности земских учреждений, не видит смысла в комедии дворянских выборов, как, впрочем, и во многих достижениях цивилизации, считая их злом. Постоянная жизнь в деревне, наблюдения над трудом и бытом народа, стремление к сближению с крестьянами и серьезные занятия хозяйством вырабатывают у Л. целый ряд самобытных взглядов на происходящие вокруг изменения, недаром именно он дает емкое и точное определение пореформенного состояния общества и особенностей его экономической жизни, говоря о том, что «все переворотилось» и «только укладывается». Однако Л. стремится внести свой вклад в то, как «все уложится». Методы хозяйствования и размышления над особенностями национального уклада жизни приводят его к самостоятельному и оригинальному убеждению в необходимости учитывать в ведении сельского хозяйства не только агрономические новшества и технические достижения, но и традиционно-национальный склад работника как главного участника всего процесса . Л. всерьез задумывается о том, что при правильной постановке дела на основе его выводов можно будет преобразовать жизнь сначала в имении, затем в уезде, губернии и, наконец, во всей России. Помимо хозяйственных и интеллектуальных интересов перед героем неотступно встают проблемы иного рода. В связи с женитьбой на Кити и необходимостью исповедоваться перед венчанием Л. задумывается над своим отношением к Богу, не находя в душе искренней веры. К кругу нравственно-религиозных вопросов и размышлений о смысле жизни , о тайне рождения и смерти Л. обращают важнейшие события: смерть брата, а затем беременность жены и рождение сына. Не находя в себе веры, Л. одновременно замечает, что в серьезнейшие минуты жизни он молится Богу о спасении и благополучии близких, как это было при родах Кити и во время грозы, которая застала ее с маленьким сыном в лесу. В то же время Л. не может удовлетворить признание конечности, а следовательно, какой-то бессмысленности человеческого существования, если оно основано только на биологических законах. Неотступность этих мыслей, стремление найти непреходящую цель жизни иногда доводят Л., счастливого мужа, отца, успешно хозяйствующего помещика, до отчаянных моральных мучений и даже мыслей о самоубийстве. Поиски ответа на волнующие его вопросы Л. ищет в трудах ученых и философов , в наблюдениях над жизнью других людей. Серьезной моральной поддержкой, импульсом для исканий в новом, религиозно-нравственном направлении служит услышанное им замечание о крестьянине Фоканыче, который «для Бога живет», «о душе помнит». Поиски нравственных законов и основ человеческой жизни роднят Л. с Анной Карениной, чья судьба зависит от отношения к нравственным основам жизни. Поиски героя не завершаются в конце романа, оставляя образ как бы открытым. Лит.: Палишева Г.М. В поисках гармонии. (О жизни Левина в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина») // Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена. Герценовские чтения. 31. Проблемы художественного метода и жанра. Сб. научи, тр. Л., 1978; Свительский В.А. «Жизнь» и «гордость ума» в исканиях Константина Левина // Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1980.

21.03.2016 15:53

Цель урока:

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока:

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Просмотр содержимого документа
«Образ Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»»

Урок 4.

Семинар.

Образ Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Цель урока: определить значение образа Левина в романе.

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина».

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

(Образ Левина занимает в романе одно из ведущих мест. Он раньше, чем Анна Каренина, появляется на страницах романа, и заканчивается роман мыслями Левина о смысле жизни.

В «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», нет лирических, философских или публицистических отступлений. В этом романе выразителем авторской позиции чаще всего является Левин.)

    Что мы узнаём о герое при его первом появлении в романе? Какова цель приезда Левина в Москву?

(Левин впервые появляется на страницах романа в пятой главе первой части. Левин приходит на службу к своему старому приятелю Стиве Облонскому. Первое впечатление о нём мы получаем из уст сторожа, который не пустил Левина в залу присутствия до окончания заседания: «Какой-то... без упроса влез, только я отвернулся». И в самом деле, Левин кажется человеком из народа: широкоплечий, с курчавой бородой, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх...».

Мы узнаём, что Стива Облонский и Левин любили друг друга, «несмотря на различие характеров и вкусов, как любят друг друга приятели, сошедшиеся в первой молодости». Эти два героя оказываются сразу противопоставленными автором во всём, начиная с внешности и заканчивая взглядами на жизнь. Левин живёт в деревне, он помещик. Облонский родился в среде тех людей, «которые были и стали сильными мира сего», и занимает место начальника одного из присутственных мест в Москве. Облонский посмеивался над образом жизни своего друга. «Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля, и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим».

Облонский представляет Левина своим сослуживцам: «Земский деятель, новый земский человек, гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов, скотовод и охотник и мой друг Константин Дмитрич Левин». Для Левина невозможно равнодушное отношение к делу. Перестав верить в эффективность и необходимость земских собраний, он перестаёт заниматься земской деятельностью. В дальнейшем мы видим героя в постоянном поиске, в сомнениях, на жизненном распутье.

Кроме того, нам становится известна причина приезда Левина в Москву: он решился сделать предложение Кити Щербацкой, свояченице Стивы Облонского. Ленин получает отказ: Кити думает, что она влюблена во Вронского, который уже увлечён Анной Карениной. Так судьбы главных героев оказываются переплетёнными.)

    Как Левин воспринимает отказ Кити?

(Левину кажется, что он не достоин этой девушки. Причину отказа он видит в своём несовершенстве: «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее... Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого не нужный». Левин склонен к самоанализу, он постоянно находится в сомнении, в поисках жизненного пути.)

II. Переход к теме урока

Преподаватель. Герои Толстого всегда идут неизведанными путями, но смысл толстовского психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества вариантов. Единственно возможный путь оказывается и наиболее характерным.

    Какие пути, какие возможности изменить жизнь видел для себя Левин?

(У Левина есть свои искушения. Он готов круто изменить жизнь. И тут он задумывается о различных возможностях: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? опять спрашивал он себя и не находил ответа».)

Преподаватель. В своей «Исповеди» Толстой сказал «Я жил дурно». Он имел в виду, что, живя «как все», не думая об «общем благе», заботился об «улучшении своей жизни», был погружён в привычный мир помещичьего усадебного быта. И вдруг ему открылась историческая и нравственная несправедливость этой жизни. Несправедливость «избытка» по сравнению с «бедностью народа».

И тогда у него возникло желание избавиться от жизни «в исключительных условиях эпикурейства», «удовлетворения похоти и страстей». «Я всеми силами стремился прочь от жизни, – пишет Толстой в «Исповеди». – Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как приходили мысли об улучшении жизни».

    Как эти переживания Толстого отражены в романе «Анна Каренина»?

(Похожее беспокойство испытывает и герой Толстого, Левин: «И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нём, и боялся ходить с ружьём, чтобы не застрелиться». Эта фраза кажется парадоксальной. Счастливая семейная жизнь всё-таки жизнь, а не исключительное состояние счастья. Свадьбой, о которой мечтал Левин, не заканчивается линия этого героя, она получает новое, более сложное развитие.)

    Какое место в романе занимает описание женитьбы Левина?

(Описывая сватовство, приготовления Левина к свадьбе, Толстой показывает как раз то самое исключительное состояние счастья. Герой находится «в состоянии сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего существующего». Левин не имеет планов и целей для будущей жизни, он предоставляет решение этого другим, «зная, что всё будет прекрасно» (ч. V , гл. I).

Вспомним, что состояние Каренина в несчастье было примерно таким же – он «не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на всё отвечал согласием». Конечно, состояния Левина и Каренина полярны: счастье-несчастье, – но сходство в той «несамостоятельности», которая присуща человеку в исключительных положениях.

Толстой высказывает в сцене говения Левина (ч. V, гл. I) свои сомнения по отношению к Богу: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всём сомневаюсь и большей частью нахожусь в сомнении». Здесь же высказывается ключевая мысль о выборе пути, столь важная для Левина. Священник говорит: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его».

В следующей, второй главе взгляды на брак и семью высказывают приятели Левина, убеждённые холостяки. Крайние мысли по этому поводу принадлежат Катавасову: «Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные – содействовать их просвещению и счастью».

Во время венчания Левина поражают слова священника о Божьей помощи. «Как они догадались, что помощи, именно помощи? – думает Левин. - Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле… без помощи? Именно помощи мне нужно теперь».

Чувство безоблачного счастья покидает Левина, он думает, что «всё это было ребячество и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор и теперь ещё менее понимает».

Гости, собравшиеся в церкви, вспоминают свои молодые годы, полные надежд на счастье, и каждый думает о своих разочарованиях и крушении надежд.

Первые пять глав пятой части противопоставлены следующему за ними описанию начала совместной жизни Анны Карениной и Вронского.)

    Как и под воздействием чего меняются взгляды Левина в конце романа?

(Левину иногда кажется, что «от него зависит переменить ту столь тягостную праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Левин был уверен, что перемена зависит от него. Но жизнь распорядилась иначе.

В последней части романа Толстой рассказывает о встрече Левина с простым крестьянином Фёдором во время уборки урожая. «Было самое спешное рабочее время, когда во всём народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не появляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты».

«Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило образ его мыслей.)

Преподаватель. Примерно то же пишет о себе Толстой в «Исповеди»: «Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придаёт жизни».

Мечта Левина об опрощении сливается с идеалом «трудовой и прелестной жизни». «Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью».

    Каким видел Левин будущее народа?

(Левин пришёл к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, думал Левин, и работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не моё личное, а тут вопрос об общем благе. Всё хозяйство, главное положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности общее богатство, довольство; вместо вражды согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна».)

    Какая метафора используется Толстым для выражения поисков правды?

(«Теперь он точно против воли, всё глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды», пишет Толстой о Левине.

Сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы является глубоким определением главной идеи романа. Эта метафора ядро социального, нравственного и художественного смысла «Анны Карениной».)

III. Анализ сцен стихии природы

Преподаватель. Левин находит ответы на вопросы и «закон добра» в своей душе. «Ну-ка, – размышляет Левин, – пустите нас с нашими страстями, мыслями… без понятия того, что есть добро, без объяснения зла нравственного... Ну-ка, без этих понятий постройте что-нибудь!» (ч. VIII, гл. ХIII). Левин думает о разрушительной силе страстей, не имея в виду Анну Каренину. Но в романе Толстого все мысли «сообщаются» между собой.

    Какую роль играет описание грозы в последней части романа?

(Роман завершается картиной мощной весенней грозы, когда Левин вдруг увидел звёздное небо над своей головой. При каждой вспышке молнии яркие звёзды исчезали, а потом, «как будто брошенные какой-то меткой рукой, опять появлялись на тех же местах». И Левин почувствовал, что «разрешение его сомнений... уже готово в его душе». Гроза символизирует очищение, прозрение, разрешение сложных жизненных вопросов.)

    Вспомните похожие эпизоды в романе «Война и мир». Какова роль этих эпизодов?

(Описание грозы, звёздного неба над головой Левина напоминает образ неба в сцене ранения князя Андрея под Аустерлицем; звёзду 1812 года, которая была предвестием перемен в судьбе Пьера Безухова. Эти эпизоды являются ключевыми в романе «Война и мир», они обозначают поворотные моменты в мировоззрении героев.)

Преподаватель. Роман заканчивается размышлениями Левина. «Жизнь моя теперь, – думает Левин, – вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута её – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в неё!»

В этом «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, в этом оптимизм всего его романа.

IV . Домашнее задание

Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Анны Карениной.

Константин Дмитриевич Левин - один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина".

В романе Левину тридцать два года. Широкоплечий мужчина с бородой. На лицо он не красавец, средней наружности. Всегда ходил с нахмуренными бровями, но добрыми глазами. Бывает неприятно резок, а иногда очень милым.

Родом Константин Дмитриевич из благородной дворянской семьи, которая всегда пользовалась уважением в обществе. Отец и мать умерли рано, он никого не помнил. Хоть Левин и живет в деревне, но считается богатым. В семье самый младший из детей. У него был старший брат, старшая сестра и еще один брат по матери.

По характеру он простой, честный, благородный и добрый. Считается, что в этого персонажа Лев Николаевич Толстой вкладывал свои черты. Но Левин не видел других вариантов правды жизни, кроме своих, что осуждает сам автор. Сам по себе энергичный, но застенчивый. Очень любит работать в своей деревне. Еду также предпочитает обычную, домашнюю. Хвастливую роскошную жизнь общества считает бессмысленной, предпочитает спокойствие, комфортную простоту.

Себя Левин считает некрасивым и непривлекательным. При этом женщины ему нравятся таинственные и с загадкой. Он долгое время любил Кити Щербацкую и думал, что такая как эта девушка никогда не обратит на него внимания. После его первого предложения выйти за него замуж она ему отказала. Константин Дмитриевич очень переживал этот отказ. Пытался полностью погрузиться в работу, за работой ему некогда было скучать. Во второй раз Кити уже согласилась.

Она была намного младше его. Когда Левин окончил университет, Кити была еще очень маленькой.

Он очень любил свою жену и считал, что полностью должен отдавать себя своей жене, считал ее священной. Всегда довольствовался тем, что у него есть и имел золотое сердце. Но после этих событий у Левина начинается неприятная полоса в жизни. В этот период он начинает размышлять о Боге и понимает, что не верит в него.

Несмотря на то, что Константин простой человек, он очень образован и много читает. В конце романа он пытался найти свою цель и смысл в жизни. Читал разные философские труды ученых, но не находит никакого ответа. В итоге разочаровывается в жизни и становится несчастным.

Сочинение про Константина Левина

Огромное количество разнообразных персонажей предстает перед нами, когда мы читаем произведения художественной литературы. По-особенному своих героев выделяет Лев Николаевич Толстой в романе “Анна Каренина”. Один из самых главных и ярких образов в произведении - Константин Левин.

В начале романе Левин представляется читателям как образованный помещик, живущий в деревне и ведущий свое собственное большое хозяйство. Константин - мужчина крепкого телосложения, обладатель широкой спины, с бородой. Его лицо было мужественным и не особо привлекательным. Он по-настоящему ценит то, как он живет, жизнь в других условиях кажется ему немыслимой и попросту скучной. В своем имении он всегда мог найти себе занятие, Константин - энергичный человек. У него есть два брата: старший, Сергей, писатель, и Николай, который был частью дурного общества. Родители умирают рано, поэтому Левин был передан на воспитание в семью Щербацких, чем можно объяснить их близость с семьей Кити. Несмотря на то, что воспитан Константин был в чужой семье, он дорожит памятью своих предков, ценит свое родовое имение.

Константин трезво смотрит на жизнь и борется за нее. У него есть особая симпатия к природе: там он находит умиротворение и спокойствие, он близок к природе и подчиняется ее законам. Левин часто общался с крестьянами и пытался активно преобразовать их жизнь путем реформ, он считал крестьян важным рычагом для развития всего государства. Кроме того, образом идеальной семьи была для Константина семья крестьян: большая и дружная. Сделав предложение Кити, и получив отказ, Левин полностью уходит в себя, в свое имение, считая, что обречен на одинокую жизнь. Но попытав счастья во второй раз, он связывает свою жизнь с младшей дочерью Щербацких, которую он безмерно любил. Первые три месяца их брака состояли только из ссор, недопониманий, но обсуждение проблем и осознание их незначительности помогли им сохранить семью. Позднее у них рождается сын, к которому Левин относится с трепетом и любовью.

О Константине можно сказать как о человеке, думающим не только о себе. Он старался помочь своему брату Николаю наладить свою жизнь, поправить здоровье. Кроме того, Левин не мог найти себе места при родах Кити, он ездил к врачу, требуя немедленно поехать с ним.

Придумывая образ и характер Константина Левина, автор романа, Лев Толстой, брал себя за основу, свой внутренний мир.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по рассказу Носова Живое пламя 7 класс
  • Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

    Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная

  • Анализ главы Княжна Мери из романа Герой нашего времени

    Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри». Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.

  • Образ и характеристика Натальи Мелеховой-Коршуновой в романе Шолохова Тихий Дон

    Одно из самых известных произведений Михаила Александровича Шолохова является работа Тихий дон, описывающее жизнь простых людей во время революции и войны.

  • Характеристика Снежной королевы в сказке и ее образ (Андерсен) сочинение

    Образ Снежной королевы в сказке Андерсена воплощает в себе холод, безжизненность, неспособность к любви и состраданию.