Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Музыкальная терапия — детям

В лесу. (Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)

Переживание эмоционального состояния. (тревожная музыка) Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки.

Этап выхода из сложной ситуации, успокоения.(радостная музыка) Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.

Эмоциональное расслабление.(спокойная музыка для релаксации) В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

Облачко (ритмопластика)

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним.(легкая музыка Чайковского) От дуновения ветра форма облака меняется. Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения.

Пчелка в цветке (Кинезитерапия)

Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок.(Платок убираем, музыку меняем)

Храбрец-удалец .(Кинезитерапия)

Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся. Сидит под кустиком и трясется.(Ребенок имитирует поведение зайца.) Подует ветер-зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется.(музыка Шумана «Дед Мороз») Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Бетховен «Ода к радости»)

Вдруг на полянку вышел волк. (Игрушка из кукольного театра) Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек.(Сен-Санс «Заяц») Ребенок показывает, как заяц убегает.

А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал и убежал навсегда из этого леса. (музыка Бетховен «Ода к радости») Стали звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.

Буратино – Игра на снятие стрессовых состояний

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты будешь превращаться в Буратино»

Встань прямо, тело становится деревянным, как у Буратино.

Напряги плечи, руки, пальцы, они становятся деревянными.

Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.

Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.

А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).

Расслабляются все мышцы.

Волшебные ножницы

Звучит музыка Шестаковича «Ленинградская симфония» .

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя. Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (музыка Моцарта)После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого. А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.

Снеговики .(Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика. Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(музыка Шопена «Зимняя сказка»)Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.

Хрустальная водичка

Ребенок приседает, складывает руки ковшиком и как будто-бы зачерпывает из ручья воду, потом поднимает руки вверх и выливает воду на себя, потом, подпрыгивая на одной ноге, произносит протяжно «и-и-и», столь долго, сколько сможет. Одновременно звенит колокольчик, ребенок прислушивается и следит за звуком, пока тот не стихнет.

Как звучит.

Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по барабану, металлофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.

Тонирование.

Предложите ребенку пропеть звук «м-м-м», по времени столько, сколько сможет протянуть. Упражнение способствует снятию стресса и расслаблению.

Протянуть звук «а-а-а» -помогает быстро расслабиться.

Протянуть звук «и-и-и» -за несколько минуть стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма. Эти упражнения также способствуют развитию и будет полезно для .


Музыкотерапия для дошкольников

Музыка сопровождает человечество, пожалуй, с самого начала его существования. Колыбельные песни убаюкивают малышей, марши и барабанная дробь прибавляют храбрости, пение молитв настраивает на высокий духовный лад… О влиянии гармоничного сочетания звуков сказано немало, однако далеко не все знают, что музыка вполне может выступать в качестве лечебного средства.

Что такое музыкотерапия

Музыкотерпия – один из методов психотерапевтического воздействия. Как правило, музыкотерапия используется не изолировано, а в сочетании с другими способами лечения, и тем не менее, по мнению многих психологов и психотерапевтов, в ряде случаев благодаря грамотному использованию лечебного действия музыки удается достичь очень хороших результатов.

Музыкотерапия начала свое шествие еще в XIX веке, однако лишь в XX веке эта методика получила широкое распространение. Во многих странах Европы музыкотерапия используется в ведущих психиатрических клиниках, существуют даже специализированные центры лечения музыкой. Музыкотерапия в этих странах вышла и за пределы помощи при заболеваниях психики – она нашла свое применение в хирургии, лечении сердечно-сосудистых заболеваний, патологии дыхательной, пищеварительной, кроветворной системы и опорно-двигательного аппарата.

Каков механизм действия музыкотерапии? На этот вопрос нет однозначного ответа – все, что касается высшей нервной деятельности человека, пока еще находится вне точного объяснения современной науки. По мнению шведской школы музыкальной психотерапии, лечебное действие музыки осуществляется за счет явления психорезонанса. Согласно этому направлению, музыка способна открыть путь к глубинам сознания. Определенная музыка вызывает резонанс определенного переживания, позволяет его выявить, проанализировать и нейтрализовать.

Американские психотерапевты используют музыкотерапию при традиционном психоанализе. Во время сеанса врач подбирает музыку, которая способна раскрыть психотравмирующие воспоминания и помочь разрядить эмоциональные переживания по этому поводу. Пение самого больного при активной музыкотерапии, по мнению некоторых исследователей, имеет дополнительный лечебный эффект вибрации голосовых связок, которая передается на другие органы тела.

1. У тяжелых больных музыка открывает резервы сил и воли к выздоровлению.

2. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение помогает больному повысить уровень доверия к врачу и поверить в скорейшее выздоровление.

3. Лечебная физкультура под музыку позволяет достичь нужной ритмичности и стимулировать пациента к преодолению дискомфорта при выполнении упражнений.

4. Музыка становится хорошим профилактическим средством для предупреждения расстройства адаптации в условиях высокой подверженности стрессам.

5. У пожилых пациентов с нарушением памяти под действием музыки могут всплывать приятные счастливые воспоминания, поэтому в гериатрии музыка используется как средство лечения позитивными воспоминаниями.

6. Музыкотерапия используется даже для лечения новорожденных детей и больных в бессознательном состоянии.

Больные, как правило, охотно идут на сеансы музыкотерапии. Дело в том, что здесь их никто не будет мучить расспросами о прошлом и настоящем, никто не будет болезненно «копать» залежи воспоминаний. Музыкотерапевт достигает контакта с пациентом при помощи музыки: ориентируясь на его эмоциональный ответ, специалист подбирает такое произведение, которое бы позволило больному самостоятельно разобраться в себе, получить разрядку и даже порой найти выход из сложной ситуации.

Виды музыкотерапии

Существует два основных вида музыкотерапии – активная и пассивная, и великое множество дополнительных подвидов, которые подразумевают сочетание лечения музыкой с другими физическими и психическими способами воздействия.

Пассивная музыкотерапия заключается в прослушивании музыкальных композиций. Цель такого лечения – достижение переживания, которое способно вызвать разрядку или открытие глубинных воспоминаний и чувств. Дополнительно к пассивной музыкотерапии нередко используют движение, в том числе дыхательные упражнения, гипнотическое воздействие, аутотренинг, рисование.

Активная психотерапия подразумевает непосредственное участие самого больного в процессе воспроизведения музыки. Пациент сам играет на музыкальном инструменте, поет, хлопает, постукивает… Пение – эффективный метод лечения логоневрозов, в том числе заикания. При этом улучшается артикуляция, исчезают спастические сокращения речевых мышц, человек обучается управлять своим дыханием.

Лечение музыкой хорошо сочетается с физической активностью. И здесь музыка важна не только в качестве ритмичного инструмента, регулирующего чередование движений. Многие методики подразумевают не столько физическую нагрузку, сколько внутреннее единение тела и музыки. Пациент двигается под музыку так, как ее ощущает. Не нужно думать о внешней красоте движений – только гармония звуков и тела.

Для проведения музыкотерапии обычно используют классическую музыку. В арсенале музыкотерапевтов есть сборники музыки релаксирующей, агрессивной, вызывающей различные эмоции – радости, страха, грусти, тревоги. Композиции, способствующие возникновению негативных эмоций, служат для выхода агрессивной энергии и выражения своих чувств, после чего обычно звучит музыка разрешающая, успокаивающая или, наоборот, побуждающая к продуктивной деятельности.

Музыкотерапия у себя дома

Музыкотерапию можно использовать и в домашних условиях. Конечно, не стоит ожидать от такого лечения чудодейственного эффекта, однако в качестве профилактического средства такие процедуры могут оказаться достаточно результативными.

Правила проведения музыкотерапии дома

а. Музыку слушать нужно в удобной позе. Предварительно расслабьте все тело, постарайтесь выкинуть из головы бытовые проблемы. Следуйте этому правилу даже в том случае, если вы хотите достичь стимулирующего эффекта.

б. Продолжительность сеанса – не более 10-15 минут. Чрезмерно длительное воздействие утомляет мозг и может вызвать ненужные защитные реакции.

в. Ставьте музыку на небольшой громкости, чтобы не истощать нервную систему.

г. Когда слушаете эмоциональную музыку, позвольте своему телу выражать то, что вы чувствуете. Под агрессивную музыку можете топать ногами, дирижировать… Главное – прочувствовать музыку и дать выход своим ощущениям.

д. После сеанса отдохните несколько минут – дайте музыке проникнуть в сферу бессознательного.

е. Можете попробовать музыкотерпию во время сна. Именно в этом состоянии подсознание особенно чувствительно к внешним и внутренним воздействиям, поэтому ночная музыкотерапия может оказаться наиболее эффективной – это касается в первую очередь детей, психиатрических больных и пациентов с чрезмерно возбудимой психикой.

Подбирать музыкальные композиции необходимо индивидуально, ориентируясь на ваше состояние. Для снятия агрессии сначала используют агрессивную музыку, затем нейтральную и в самом конце – успокаивающую.

Если ваше нынешнее состояние определяется чувством страха, первой должна звучать тревожная музыка – это даст вам возможность более полно отреагировать на свое переживание. Для улучшения самочувствия и снятия тревожности заканчивайте сеанс успокаивающей музыкой.

Домашняя музыкотерапия – это не всегда традиционное пение, музицирование или пассивное прослушивание композиций. Можно попробовать методику, позволяющую прочувствовать единение музыки и всего вашего организма, включая и психические, и соматические его составляющие. Для этого вам потребуется бубен или небольшой барабан.

Последователи этого вида музыкотерапии рекомендуют для начала немного помолчать и успокоиться. Теперь пойте на низких тонах без слов под звучание барабана – вы ощутите вибрацию, которая распространяется на все ткани и органы тела. Отвлекитесь от слушания себя – постарайтесь не слышать ушами воспроизводимых звуков, чувствуйте их телом. Если вы все делаете правильно, вы ощутите потребность движения, подобного танцу. Выпустите из себя свою внутреннюю музыку и внутренний танец. Сконцентрируйтесь только на получении удовольствия от действа. Таким образом разряжайте все свои накопившиеся эмоции, и вы почувствуете психическое равновесие и умиротворение. Со стороны, конечно, все это будет похоже на шаманство, поэтому позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами никого не было.

Музыка – ваш приятный спутник на жизненном пути. Пользуйтесь ей грамотно, позволяйте себе откликнуться на ее призывы – и вы сможете поддержать свое психическое здоровье и устоите перед ежедневными истощающими стрессами.

ФИО: Аксенова Галина Алексеевна

Должность: музыкальный руководитель

Место работы: МАДОУ д/с №42"Березка" г. Белгорода

«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников»

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Музыка – источник особой детской радости, она помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую функции организма. И так как детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна.

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов выравнивания психо-эмоциональной сферы является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Применение методов музыкотерапии у дошкольников стало целью моей работы.

Цель реализую в следующих задачах:

Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.

Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.

Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.

Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Для решения поставленных задач, я ввела в практику работы инновационные социо-игровые подходы. Занятия по музыкотерапии строятся по следующей схеме:

  1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация.
  3. Музыкальная релаксация.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, я в своей работе использую интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.

Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили её оборудованием: музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, педагог-психолог) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты.

Для реализации поставленной мною цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю.

Для маленьких воспитанников характерна повышенная рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и мне как педагогу требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который бы увлёк ребёнка. Вот почему в процессе занятий я стараюсь чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занимаюсь римтмопластикой, широко использую погружение детей в игры.

На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Музыкотерапию мы используем не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

Утренний прием в детском саду предпочтительней начинать под музыку Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

  1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт» ) .
  2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена
  3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
  4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня» , «Камаринская» , «Калинка» )
  5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

  1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.
  2. «Времена года» П. И. Чайковского.
  3. Бетховен, соната № 14 «Лунная» .
  4. Ф. Шуберт «Аве Мария» .
  5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей» ) .
  6. Samudra Ocean «Голоса океана» .

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

  1. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.
  2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» .
  3. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.
  4. Бах «Органные произведение» .
  5. А. Вивальди «Времена года» .
  6. «Голоса природы» .

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно я использую и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребёнка. Так, например, детям очень нравится метод арт-терапии, где они коллективно создают свои творческие композиции, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, развитию творческого воображения и сближению детей. Очень часто на своих занятиях я использую метод цветотерапии. Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного цвета. Например, в танцевальных композициях, в этюдах и в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки, шары ярких цветов, т. к. данные цвета способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом.

Но наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии.

Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. Ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками. На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психо-эмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в бабочек, в цветы, в птиц. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Метод игротерапии способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Все игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.

Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Песенка друзей» В. Герчика, «Моя семья» А. Ермолова, которые выполняют все эти задачи.

Таким образом, при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции и поведение ребенка, помочь детям обрести силы, развить устойчивость внимания, почувствовать себя успешным.

Список используемой литературы:

Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.

Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.

Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.

В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г

Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы» , издательство: Академия развития, серия: Детский сад: день за днём, 2008г.

Музыкотерапия в работе с детьми

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки - игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция . Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми .

Для детей с ограниченными возможностями здоровья полезность музыкотерапии очевидна, т.к.

Помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

Помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

Музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

Косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Например с целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии:

Коммуникативный,

Реактивный

Регулирующий

На коммуникативном уровне усилия педагога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, педагог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.

На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».

На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

Рецептивной;

Активной;

Интегративной.

Рецептивная музыкотерапия Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

После прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние человека.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

В таблице вы видите перечень произведений, которые способны воздействовать на эмоциональное состояние как ребенка так и взрослого. Я использую эти произведения как и на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности .

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Способ

воздействия

Название

произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) можно и нужно использовать множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Это различные методы. Мне бы хотелось рассказать о тех методах, которые я использую постоянно в своей работе.

Большой отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. У каждого героя сказки своя собственная мелодия, причем она может менятся в зависимости от настроения ребенка.

Также я очень активно использую метод вокалотерапии В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или в сопровождении аккомпанемента. Я заметила, что дети которые поют, становятся эмоционально отзывчивей, раскрепощенней в незнакомой для них обстановке, Также снимаются мышечные зажимы, артикуляционно ребенок становится более пластичным, что тоже благотворно влияет на общее эмоциональное состояние, как правило ребята после занятий вокалом прибывают в позитивном настроении. Ну и конечно хотелось бы сказать о приеме музицирования на детских шумовых инструментах. И вот уже несколько лет в нашей школе существует ансамбль ложкарей. Для меня было неожиданностью, то с каким огромным желанием дети начали заниматься на ложках, преодолевая боль в пальцах, жертвуя переменой. В ансамбле есть дети неуровновешенные, часто агрессивно реагирующие даже на самые безобидные замечания. Так вот и я, и педагогический коллектив заметили, что с началом обучения игры на ложках, дети стали более адекватно и спокойно реагировать на замечания в свой адрес. Ансамбль стали приглашать на различные фестивали и концерты. Сколько гордости, радости было в детских глазах. Потому как наша школа в основном участвует в мероприятиях среди коррекционных учреждений. Подводя итог, могу сказать, что игра на ложках повысила самооценку детей. Ведь это достаточно трудное занятие и подвластно далеко не каждому. И вот это осознание ребенком того что «я могу» возвышает его в собственных глазах и придает уверенности в своих силах в повседневной жизни.

Таким образом , музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Подобраны специальные музыкальные произведения;

задействованы все органы чувств у детей;

Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Список литературы:

1) Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета.

2)Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. - 1990. - № 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.

3) Союз художников, 2004. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.

5) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/muzykalnaya-terapiya

6) http://darmuz.ucoz.ru/

Музыка сопровождает нас на протяжении всей его жизни. Сложно найти такого человека, который бы не любил слушать ее - или классическую, или современную, или народную. Многие из нас любят танцевать, петь, а то и просто насвистывать какую-либо мелодию. Но знаете ли вы о пользе музыки для организма? Об этом наверняка задумывался далеко не каждый.

А ведь приятные звуки мелодий используются в качестве методики лечения без лекарств. Этот способ носит название музыкотерапия, а его применение оказывает положительное влияние на организм, как взрослых, так и детей.

Немного истории

На то, что музыка оказывает воздействие на организм человека, указывали еще философы античного мира. Платон, Пифагор и Аристотель в своих трудах говорили о той целебной силе, которой обладает мелодия. Они считали, что музыка служит для установления гармонии и пропорционального порядка во всей Вселенной. Способна она также создать необходимый баланс в теле человека.

Применяли музыкотерапию и во времена Средневековья. Этот способ помогал в лечении болезней, которые вызывали эпидемии. В тот период в Италии данный метод широко применяли при лечении тарантизма. Это тяжелое психическое заболевание, причиной которого был укус тарантула (ядовитого паука).

Данный феномен впервые попытались объяснить лишь в 17 в. А спустя два столетия ученые стали проводить широкие исследования этого явления. В результате был установлен тот факт, что двенадцать звуков, входящих в октаву, обладают гармоничной связью с 12 системами человеческого организма. При направленном воздействии на наше тело музыки или пения происходят удивительные вещи. Органы приводятся в состояние повышенного уровня вибрации. Подобный процесс позволяет укрепить иммунную систему, улучшить обмен веществ и активизировать восстановительные процессы. В результате человек избавляется от недугов и выздоравливает.

Таким образом, музыкотерапия считается не только интереснейшим, но и весьма перспективным направлением. Ее применяют во многих странах мира в оздоровительных и лечебных целях.

Музыка и дети

Малыши, живущие в современном мире, большую часть своего времени проводят за компьютерными играми и у экранов телевизоров. Чаще всего родители не против такого занятия их ребенка. Ведь в это время в доме воцаряется тишина, и взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Однако мамам и папам стоит помнить о том, что частое общение с компьютером и телевизором способно негативно сказаться на их малыше. Ведь нередко мультфильмы излучают откровенную агрессию, а в сюжетах кинолент много насилия и убийств. Все это отрицательно влияет на неокрепшую психику ребенка. А ведь бывает, что еще и не совсем ладятся отношения между родителями. В таком случае малыш получает настоящую психологическую травму. Он становится неуверенным в себе и замкнутым. Часто такие дети испытывают чувство страха и вины. Они боятся, что никому не нужны, и никто не способен их защитить. Помимо этого, у таких детей возникают вредные привычки.

Все это оказывает негативное влияние на взаимоотношения между детьми. А ведь в юном возрасте контакты со сверстниками играют чрезвычайно важную роль. Ребенку становится трудно входить в коллектив из-за неуверенности в себе и боязни, что его просто не примут.

Помочь в этом случае может музыкотерапия для детей. Она представляет собой психотерапевтический метод, позволяющий производить коррекцию эмоциональных состояний. Применение данной терапии приводит к быстрому устранению психического напряжения.

Огромная польза музыкотерапии для детей заключена и в ее способности устранять поведенческие проблемы, а также переживать возрастные кризисы, которые связаны с развитием малыша.

Гармонизирующее воздействие мелодий на психические процессы используется в работе с дошкольниками. При этом педагогом может быть использовано огромнейшее число методов. Независимо от того, какой из них будет выбран, занятия музыкотерапией для детей дошкольного возраста преследуют только одну цель. Она состоит в том, чтобы малыш начал осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

Важность проведения занятий

Музыкотерапия для детей раннего возраста представляет собой особую форму работы с малышами. В этом случае педагогом используются различные мелодии, которые могут представлять собой либо записи на магнитофоне, либо игру на музыкальных инструментах, пение, прослушивание дисков и т. д.

Музыкотерапия в детском саду является прекрасной возможностью активизировать ребенка. Благодаря этому он начинает преодолевать имеющиеся в его сознании неблагоприятные установки, налаживает отношения с окружающими людьми, что улучшает его эмоциональное состояние. Помимо этого, музыкотерапия для детей дошкольного возраста необходима и для коррекции различных эмоциональных отклонений, речевых и двигательных расстройств. Помогает данная методика исправить отклонения в поведении, устранить коммуникативные затруднения, а также излечить разнообразные психосоматические и соматические патологии.

Помогает музыкотерапия и в развитии ребенка. Она создает оптимальные условия для воспитания у маленького человека вкуса и эстетических чувств, помогает ему раскрыть новые способности.

Использование музыкотерапии для детей раннего возраста способствует становлению их норм поведения и характера, а также обогащает яркими переживаниями внутренний мир маленького человека. Одновременно с этим прослушивание песен и мелодий позволяет решить задачу формирования нравственных качеств личности, эстетического отношения малыша к окружающему миру. При этом у детей воспитывается любовь к искусству.

Программы музыкотерапии

Специалисты отмечают, что сочетание традиционных средств и методов обучения с прослушиванием мелодий и песен позволяет значительно повысить уровень развития дошкольников. Это доказано и проведенными исследованиями. Музыкотерапия для детей дошкольного возраста может быть применена не только для психолого-педагогической коррекции, но и с лечебно-профилактическими целями. Возможности этого метода достаточно широки. При этом специалистом может быть выбрана определенная программа по музыкотерапии для детей дошкольного возраста из обширного списка, который имеется на сегодняшний день.

К. Швабе, являющийся одним из основателей подобного вида лечения, указывал на то, что в использовании звуков мелодий существует три направления:

  • функциональное (профилактическое);
  • педагогическое;
  • медицинское.

Музыкальные воздействия, которые являются составляющими данных направлений, в свою очередь, бывают:

  • опосредованные и неопосредованные, исходя из объема применения;
  • групповые и индивидуальные, отличающиеся способом организации занятий;
  • активные и поддерживающие, обладающие различным диапазоном действия;
  • директивные и недирективные, указывающие на тип контакта воспитанников с педагогом;
  • глубокие и поверхностные, что характеризует предполагаемый конечный контакт.

Рассмотрим некоторые из этих методов подробнее.

Индивидуальная музыкотерапия

Подобный тип воздействия может быть осуществлен в трех вариантах:

  1. Отличительно-коммуникативный. При таком типе воздействия музыкальное произведение ребенок прослушивает вместе с педагогом. В этом случае мелодия способна улучшить взаимодействия между взрослым и его воспитанником.
  2. Реактивный. Подобное воздействие способствует очищению.
  3. Регулятивный. Этот тип воздействия позволяет устранить у ребенка нервно-психическое напряжение.

Эти формы на занятии музыкотерапии в детском саду могут быть применены отдельно друг от друга или же в комплексе.

Групповое прослушивание

Данный вид занятий по музыкотерапии в детском саду должен быть построен так, чтобы все участники процесса могли свободно общаться между собой. Только в этом случае занятия станут достаточно динамичными, ведь внутри группы непременно возникнут взаимоотношения коммуникативно-эмоционального характера.

Организация творческой деятельности является одним из лучших способов снятия напряжения. Особенно важно это для тех детей, которые не могут выговориться. Им намного проще заняться творчеством, где найдут выражение их фантазии. Рассказы для них очень сложны.

Пассивная музыкотерапия

Эта рецептивная форма воздействия, отличие которой заключается в том, что ребенок не принимает активного участия в занятии. В этом процессе он является простым слушателем.

Во время проведения занятий с использованием пассивной формы музыкотерапии в детском саду дошкольникам предлагается прослушать самые разные композиции или вслушаться в звучания, подобранные в соответствии с состоянием здоровья малыша и с этапом лечения. Такие мероприятия ставят своей целью смоделировать положительное эмоциональное состояние. Все это позволит ребенку выйти из травмирующей его ситуации посредством релаксации.

Рассмотрим варианты проведения пассивных занятий по музыкотерапии в работе с детьми.

  1. Музыкальные картинки. На таком занятии ребенок воспринимает мелодию совместно с воспитателем. В процессе прослушивания педагог помогает малышу окунуться в мир предложенных произведением образов. Для этого ребенку предлагается сосредоточить свое внимание на музыкальной картинке. В течение 5-10 минут дошкольник должен находиться в мире звуков. Общение с музыкой окажет на дошкольника благотворное влияние. Для проведения таких занятий педагог должен использовать инструментальные классические произведения или звуки мира живой природы.
  2. Музыкальное моделирование. На таких занятиях педагогам рекомендуется использование программы, в состав которой включены фрагменты различных по своему характеру произведений. Одни из них должны отвечать душевному состоянию дошкольника. Действие вторых произведений нейтрализует влияние предыдущего фрагмента. Третий тип музыки необходим для выздоровления. На этом этапе педагогом должны быть подобраны мелодии, обладающие наибольшим эмоциональным воздействием, то есть положительной динамикой.
  3. Мини-релаксация. Проведение таких занятий музыкотерапии в детском саду способствует активизации мышечного тонуса воспитанников. Ребенок должен хорошенько почувствовать и понять свое тело, научившись расслаблять его при возникновении напряжений.

Активная музыкотерапия

Во время проведения занятий такой формы ребенку предлагается пение и инструментальная игра:

  1. Вокалотерапия. Проводятся такие занятия по музыкотерапии в детском саду и дома. Вокалотерапия позволяет создать у малыша оптимистическое настроение. А для этого он должен петь песни, которые приведут в гармоничное состояние внутренний мир ребенка. В их текстах непременно должна звучать формула «Ты хороший, я хороший». Проведение вокалотерапии особенно рекомендуется эгоцентричным, заторможенным и депрессивным детям. Включают этот метод и при составлении программы по музыкотерапии для детей школьного возраста. При групповой вокалотерапии в процесс вовлекаются все дети, присутствующие на занятии. Но здесь специалисту необходимо учесть момент скрытости в общей массе и анонимности чувств. Участие в вокалотерапии позволят ребенку преодолеть расстройства контакта, утвердив собственные чувства к здоровому переживанию имеющихся телесных ощущений.
  2. Инструментальная терапия. Этот вид также позволяет сформировать оптимистичное настроение. При этом детям предлагается игра на музыкальном инструменте.
  3. Кинезитерапия. Общая реактивность организма может быть изменена под воздействием различных средств и форм движения. Подобный процесс позволит разрушить патологические стереотипы, которые нередко возникают в период заболевания. При этом в сознании ребенка возникают новые установки, которые позволяют ему адаптироваться к окружающей действительности. На таких занятиях происходит обучение детей технике выражения своих эмоций с использованием движений тела. Это позволяет им достичь релаксации. Используется данный вид музыкотерапии в коррекционной работе с детьми. Такие занятия способствуют приведению в норму психологических и коммуникативных функций. Метод кинезитерапии включает в свой состав сюжетно-игровой процесс, ритмопластику, коррекционную ритмику, а также психогимнастику.

Интегративная музыкотерапия

В подобной методике, помимо прослушивания мелодий, педагог задействует и другие виды искусств. Он предлагает детям под музыку поиграть в игру, порисовать, создать пантомиму, сочинить рассказы или стихи и т. д.

Важным на таких занятиях является активное музицирование. Оно повышает самооценку ребенка, что способствует преодолению амбивалентности в поведении. Для того чтобы дети исполнили несложные пьесы, педагог может им дать самые простые инструменты, такие как барабан, ксилофон или треугольник. Подобные занятия, как правило, не выступают за границы поиска несложных гармонических, ритмических и мелодических форм, представляя собой некую импровизированную игру. Участвующие в подобном процессе дети развивают динамическую приспособляемость и полностью готовы к взаимному слушанию. В связи с тем, что подобные занятия являются одной из форм групповой музыкотерапии, во время их проведения все участники должны активно общаться друг с другом. Это позволит процессу быть максимально динамичным, что приведет к возникновению коммуникативно-эмоциональных взаимоотношений между детьми. Самое главное при этом - самовыражение ребенка посредством игры на предложном ему музыкальном инструменте.

Танцевально-двигательная терапия

Подобная форма занятий служит мостиком между сознательным и бессознательным миром. позволяет ребенку выразить себя в движениях. Это позволит ему сохранить собственную индивидуальность и наладить контакт со своими сверстниками. Такие занятия являются единственным видом музыкальной терапии, требующим значительного свободного пространства. Во время танца у ребенка расширяется двигательное поведение, что позволяет ему осознать конфликты желаний и способствует проживанию отрицательных чувств. Подобное воздействие приводит к освобождению от негатива.

Особенно ценно для здоровья ребенка сочетание танца с пением или же импровизация движений под звуки классических мелодий. Терапевтической ценностью обладают и колебательные ритмичные движения, которые выполняются под музыку, имеющую три такта.

Лечение речевых расстройств

Музыкальная ритмика способствует устранению некоторых логопедических проблем. Среди них такое расстройство речевой функции, как заикание. Музыкотерапия для детей с нарушением речи проводится в виде подгрупповых занятий. При этом специалист предлагает своим подопечным ритмические игры, дыхательную гимнастику и воспроизведение мелодии в замедляющемся, а также в ускоряющемся темпе.

Используют музыку и в процессе самостоятельной работы. В этот момент отсутствует всякое речевое общение. Исключения составляют при такой музыкотерапии упражнения для детей в виде чтения под музыку. Специалист следит за тем, чтобы громкость звучания мелодии была строго дозированной. Звуки, которые слышат дети, не должны быть чересчур громкими, но и в то же время слишком тихими.

Разработка коррекционных программ по музыкотерапии и их дальнейшее использование для лечения детей с дефектами речи требуют совместного участия музыкальных педагогов и врачей-психологов.

Стоит отметить, что использование данной методики для устранения речевых патологий считается делом весьма эффективным и перспективным. Подобное стало возможно за счет сильнейшего воздействия музыки, которое она оказывает на эмоциональное состояние человека. Во время таких занятий, как показывает практика, происходит коррекция и развитие ощущений восприятия, что позволяет стимулировать речевую функцию и нормализовать просодическую сторону речи, то есть тембр и ритм, а также выразительность интонации.

Для детей, имеющих логопедические проблемы, разрабатываются специальные программы, в которых должны быть использованы только те произведения, которые непременно понравятся всем маленьким пациентам. Это могут быть музыкальные пьесы, хорошо знакомые детям. Главным условием для выбора произведения является тот фактор, что оно не должно отвлекать ребенка от главного, притягивая его своей новизной. Длительность прослушивания не превышает 10 минут во время одного занятия.

Лечение аутизма

Основной задачей методики музыкотерапии для коррекции состояния детей с подобным расстройством психики является налаживание слухо-вокальной, слухо-двигательной, а также зрительно-двигательной координации, которые впоследствии должны быть синтезированы в одной деятельности.

Основной принцип проведения занятий с детьми-аутами заключен в психической экологии. Он предусматривает наличие в начале и в конце занятий негромкой музыки. В период проведения работы специалист должен внимательно отслеживать изменения эмоционального состояния каждого маленького пациента, корректируя при необходимости интенсивность терапии. Кроме этого, занятия строятся по принципу прохождения от простого материала к сложному. В их структуру включают:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Регуляционные упражнения, способствующие активизации двигательного, слухового и зрительного внимания.
  3. Упражнения коррекционно-развивающего характера.
  4. Ритуал прощания.

Музыкотерапия для детей с аутизмом выступает высокоэффективным средством устранения многих проблем.