Скульптура «Оплакивание Христа». Ватиканская Пьета Микеланджело: что стоит знать Кратко об истории создания

Пасхальный (Великий) пост является самым длительным из всех, установленных церковью, и сама Пасха – это, пожалуй, одно из самых значимых событий в православии. Он был установлен как память о сорокадневном посте Иисуса Христа и посвящен его жертве во имя человечества. Начало Великого поста положено в первый понедельник после Прощеного воскресенья. Еще одно его название – Святая Четыредесятница (в память об отказе Иисуса от пищи в течение сорока дней, вскоре после крещения).

У каждого своя дорога к Храму, вера, любовь и надежда.
Время поста - это прежде всего время большой духовности, время покаяния, смирения своей гордыни, время благотворительности и добрых дел, чем человек от зверя отличается.
А где черпать силы, учиться мудрости, любить себя и ближнего своего, несмотря на все то зло, что творится в мире, да и в собственной жизни.
Где этот общий для всех источник?
Искусство, как раз и есть то единое, что без слов понятно каждому, когда человек душу cвою творчеством выражает.
И как же может быть прекрасна душа, вложенная в нас Творцом!

Произведение искусства (в камне или на холсте), представляющее собой картину, на которой запечатлены Христос и оплакивающая его Богородица, называется пьета.
В самом сердце Ватикана – Базилике Святого Петра – находится бесподобная скульптурная группа «Пьета» (итал. pieta – милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В возрасте двадцати четырех лет еще никому не известный итальянец создал композицию «Оплакивание Христа», изображающую фигуру Девы Марии, скорбящей над безжизненным телом Иисуса.
Великому Микеланджело было не больше 25 лет, когда он завершил свое творение, ставшее совершенным примером иконографии в скульптуре.

В мраморе резцом гениального скульптора божественно отразились и нежнейшее выражение лица Мадонны, и согласованность в привязке и сопряжении рук Богоматери и Христа, и такая обработка кровеносных человеческих сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери.
Вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо".
Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому.
Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя.

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Одухотворенность образа Девы Марии, ее светлая и сдержанная скорбь несут свет Возрождения.
Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
В начале молитвы Св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этой глубокой богословской мысли.

Уже после установки в соборе Св. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Имя доселе неизвестного молодого скульптора прогремело по всей Италии и большей части Европы. Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей.
После окончания работы над «Оплакивание Христа» Микеланджело получает несколько заказов, правда уже, не столь грандиозных.

Шедевр Микеланджело Буонаротти сохранился до настоящего время. Скульптурная группа по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра, но после трагических событий, произошедших в 1972 году, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло.
Установка защитной конструкции была произведена после совершенного по отношению к скульптуре акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, восставшим из мертвых, нанес пятнадцать ударов скальным молотком по знаменитым фигурам. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация, которая продолжалась пять лет.

Сегодня отреставрированная работа великого Микеланджело является украшением Базилики Святого Петра, вызывая, как и прежде, искреннее восхищение зрителей.

Сколько было тьмы непонимания,
чтоб ладонь прибитая Христа
протянула нам для умывания
пригоршни, полные стыда?

И опять на непроглядных водах
стоком оскверненного пруда
лилия хватается за воздух -
как ладонь прибитая Христа. Андрей Вознесенский Пиета Микельанджело

Источники, фото: ROME, FB.RU, mikelangelo.ru, Арт Планета SMALL BAY, Русская Поэзия все стихи

Микеланджело – величайший художник и скульптор, оставивший потрясающее культурное наследие для будущих поколений. Среди современников творца, ценителей искусства, простых туристов огромный интерес вызывает уникальное творение — Пьета Микеланджело. Скульптурная композиция расположена в Ватикане, в Церкви Святого Петра. Творение великого мастера стало символом сострадания и жалости для всего верующего народа.

Описание и символическое значение

Пьета Микеланджело – скульптура, олицетворяющая всю скорбь, горе матери, потерявшей ребенка. Шедевр выполнен из светлого мрамора, причем для работы мастер выбрал цельную глыбу. Это подчеркивает стремление автора создать чистое, искреннее произведение. Скульптура имеет пирамидальную форму, однако рассмотреть шедевр со всех сторон не получится, так как тыльная часть скрыта от глаз стеной собора.

В основе скорбящего образа – библейские события. Скульптура изображает, измученную от горя Деву Марию, которая склонилась над своим распятым сыном. Скорбящая мать держит Христа на руках в позе, характерной для кормления младенцев. Великий скульптор отсек все лишнее от мраморной глыбы и подарил верующему миру образ истинной скорби, сострадания, безысходности, трагизма.

Поражает, насколько реалистично творец смог передать все нюансы трагического сюжета. Они проявляются в самых мелких деталях: искаженной горем лицо Богоматери, следы от распятья на руках, пронзенные ребра Христа, бесцельный взгляд Марии и немой вопрос в глазах. Голова и тело женщины покрыты грубой тканью с большим количеством изломов, складок. Некоторые эксперты говорят о том, что таким образом мастер пытался передать надломленность, изможденность материнской души, невосполнимость утраты ребенка.

Как и во многих других творениях, Святая Мария изображена молодой девушкой, хотя по возрасту в то время ей должно было быть около 50 лет. На ее лице нет морщин, у женщины худощавая фигура, руки гладкие, кожа упругая. Исследователи объясняют этот факт следующим образом. Согласно библейским историям Христос был рожден Марией от Святого Духа. Хотя впоследствии у женщины были еще дети от земных мужчин, для верующих она осталась символом чистой, светлой, нетронутой девушки. Поэтому в период Возрождения все творения изображали Богородицу как символ молодости, непорочности, одухотворенности.

Микеланджело удалось создать грандиозную скульптуру и с точки зрения профессионализма скульптора, и с точки зрения эмоциональной наполненности творения.


Фото:

Как создавался шедевр

Библейская история о необъяснимом воскрешении Иисуса всегда интересовала скульпторов, художников, писателей. Неудивительно, что именно это событие стало основой для создания великим Микеланджело Буонарроти своего главного скульптурного творения. Большинство скульпторов того времени категорически не верили, что неизвестный «талант» сможет создать композицию, достойную на века стать символом христианской религии.

Микеланджело создавал Пьету (к слову с итальянского «жалость, скорбь, милосердие») на заказ для влиятельного государственного деятеля Ж. де Лагрола. Он служил послом при дворе Папы Римского. Скульптуру планировалось установить в церкви, которую кардинал выбрал для себя в качестве погребальницы. Капелла относилась к французской христианской общине. Поспособствовал тому, что для создания скульптуры кардинал выбрал малоизвестного в то время Микеланджело банкир Я. Галли. Этот банкир и общественный деятель был покровитель Буонарроти, помогал ему реализовать свой талант.

Стараниями Я. Галли в мае 1498 г. был заключен контракт между Буонарроти и Ж. де Лагрола на выполнение библейской скульптуры. Работа над будущим шедевром началась на следующий же день после подписания договора, ведь влиятельный покровитель пообещал, что композиция будет готова уже через год. Микеланджело вместе с помощниками отправился в каменоломни в Каррару, чтобы лично выбрать блок для будущего творения. Мастер долго искал и, наконец, его взору предстала гладкая, без трещин, шероховатостей, ярких вкраплений, глыба телесного цвета. Подсобные рабочие помогли доставить мраморный блок в мастерскую скульптора, где проходила работа по созданию мирового скульптурного шедевра. Умелые руки автора с легкостью отсекали лишние куски мрамора, представляю миру потрясающий образ скорбящей Матери.

Работа над скульптурой заняла немного больше времени, чем предполагал автор. Однако факт шедевральности произведения после официального представления уже никто не мог отрицать. Скульптура стала красивейшим мраморным творением эпохи Ренессанса в Риме. Этот факт подтверждают многочисленные копии скульптурной композиции, которые сегодня выполняются для состоятельных частных заказчиков, музеев, церквей.

Разрушение и реставрация

Скульптурная композиция не один раз подвергалась транспортировке, поэтому лики Святых имели небольшие повреждения. Сгладить все сколы, царапины, трещинки помогали регулярные реставрационные работы. Благодаря этому шедевр можно и сегодня лицезреть, практически, в первозданном виде.


Фото:

Культурное наследие чуть не было потеряно в 1972 году, когда скульптурная композиция подверглась акту вандализма. Психически не здоровый геолог Ласло Тот, представив себя одним из материальных воплощений Иисуса, надругался над скульптурой. Обезумевший геолог с помощью молотка отбил от скульптуры более 5 десятков мраморных кусков. В результате его действий было повреждено лицо Богородицы, отбита часть руки Христа, накидка, покрывавшая тело женщины.

Большинство отбитых кусков мрамора было найдено и использовано для реставрации скульптурного шедевра. Для восстановления недостающих элементов реставраторы использовали мрамор с тыльной стороны скульптуры. Профессиональный подход реставраторов позволил полностью восстановить скульптуру, сделать максимально незаметными мраморные включения из заднего плана скульптуры. Реставрационные работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 г. паломники вновь смогли наслаждаться мировым шедевром.

Вандал был схвачен и осужден главой Ватикана за порчу культурного наследия. А скульптура Микеланджело уже много лет находится под надежной защитой в главной церкви Ватикана. Скульптурная композиция возвышается над головами туристов и паломников, а для большей безопасности окружена акриловым закаленным стеклом.


Фото:

Интересные факты о Пьете Микеланджело

С гениальным произведением связано немало конфузов, интересных историй, о которых мало кто знает. Например, для настоящих ценителей скульптурного искусства интересными могут быть такие факты:

  • Мраморная Пьета – единственная скульптура мастера, на которой расположен его автограф. Писатели-биографы и искусствоведы рассказывают, что причиной этого стали неугасающие споры завистников о подлинности творения и авторстве Буонарроти. Мастер тайно остался в капелле, где была представлена Пьета, и написал на перевязи Марии свое имя. Поскольку римский скульптор был малограмотен, то допустил ошибку в имени, которая стала визитной карточкой работы. И сегодня никто не решается исправить эту ошибку, чтобы не нарушить целостность и уникальность композиции;
  • Изначально скульптурная композиция состояла из двух элементов – скорбящей Матери и мертвого Сына на ее руках. Основание, на котором сейчас расположена скульптура, было создано спустя более ста лет Ф. Барромини;
  • Работа Микеланджело была воспринята как настоящий мировой шедевр, поэтому итальянцы не смогли оставить без внимания скульптуру. Творение было признано «национальным культурным достоянием» и перевезено в Собор Святого Петра в Риме в конце XVIII века. Подлинную скульптуру и сегодня можно увидеть в главной церкви Ватикана;
  • Естественность и натуральность – главные критерии, которых пытался достичь мастер, выполняя заказ французского кардинала. Эти характеристики нашли свое отражение в «росте» скульптуры. Так, по подсчетам специалистов рост Иисуса составляя около 175 см., Марии – 168 см. Размеры статуи (без основания) соответствуют указанным параметрам (174, 195, 69 см.);
  • Серьезный скандал разразился вокруг юности Богородицы. Скульпторы эпохи Возрождения говорили о том, что скорбящая мать изображена чересчур молодой. Микеланджело же дал отпор нападкам, высказав утверждение, что девственницы гораздо дольше сохраняют юношескую красоту.

Несмотря на многочисленные споры вокруг Пьеты, бесспорно одно – это скульптурный шедевр, который на века запечатлен в истории мирового искусства.

Оплакивание Христа. Микеланджело

Самая известная и самая великолепная работа гения Микеланджело Буонарроти, датируемая 1499 годом. Находиться в соборе Святого Петра в Ватикане

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: "Vergine Madre, figlia del tuo figlio" – "Богоматерь, дочь своего Сына".

1496 г. молодой скульптор Микеланджело Буонаротти в поисках работы и влиятельных покровителей приезжает в Рим. Ему 21 год. За его спиной год учебы в мастерской известного флорентийского живописца Доменика Гирландайо, где он прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил анатомию и перспективу. Затем обучение в художественной школе, основанной Лоренцо Великолепным в "Садах" Медичи при монастыре Сан Марко. Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: "…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи", имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика.
Довольно скоро у него появился влиятельный покровитель - Якопо Галли, богатый банкир и собиратель античных древностей. Для него Микеланджело исполнил мраморную статую античного бога вина Вакха. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу "Оплакивание Христа", так называемую "Пьету". В договоре Галли ручался, что Микеланджело закончит "упомянутое" произведение в течение года и что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше. Скульптор трудился над ней два года, ему исполнилось всего 25 лет!

Создавая свое "Оплакивание", Микеланджело ограничился изображением только двух фигур: сидящей богоматери и лежащего у нее на коленях тела мертвого Христа, хотя обычно в подобных композициях изображалось несколько человек. Мария выглядит очень юной. Она кажется, скорее, сестрой Иисуса, чем его матерью. На необычный облик мадонны обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, он говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. И жест ее левой руки тоже передает состояние души богоматери - "в нем и сила ее скорбного чувства, и сознание трагической неизбежности случившегося и безмолвный вопрос".
"Пьета" принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело, в ней все гармонично и уравновешенно. Чтобы добиться такого впечатления, скульптору пришлось преодолеть немало трудностей. Особенно сложно было соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одну композицию и при этом не нарушить естественных пропорций и равновесия.
Римская "Пьета" сделала Микеланджело известным во всей Италии. "Все понимали, что этот мастер не только превосходил всех своих современников и предшественников, но мог соперничать с древними мастерами".

Вазари сообщает, что прекрасное произведение вызвало всеобщий восторг, когда было установлено в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда, и однажды он стал невольным свидетелем разговора каких-то ломбардцев, которые утверждали, что скульптуру сделал миланский мастер Гоббо. В ту же ночь при свете фонаря он вырезал на перевязи, идущей через левое плечо свое имя - "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил". Это - единственное произведение, подписанное самим Микеланджело.

В самом сердце Ватикана - Базилике Святого Петра - находится бесподобная скульптурная группа «Пьета» (итал. pieta - милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В возрасте двадцати четырех лет еще никому не известный итальянец создал композицию «Оплакивание Христа», изображающую фигуру Девы Марии, скорбящей над безжизненным телом Иисуса.

Конечно, осматривать основные достопримечательности Ватикана интереснее и лучше в компании гида Но если вы решили посетить Пьету самостоятельно - ниже для вас наша полезная информация.

История необычной скульптуры

Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли. Благодаря посредничеству своего нового влиятельного покровителя, начинающий скульптор получает солидный заказ от французского духовного лица Католической церкви. Кардинал Жан Билэр де Лагрола заключает с юным мастером договор, согласно которому скульптору отводится год для создания надгробной Пьеты в Соборе Святого Петра. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.

Скульптурная группа «Пьета» поражает великолепным мастерством композиции и человечностью выполненных образов. Практически всегда в аналогичных работах были задействованы одновременно несколько героев, а не два, как у итальянца. Во время работы перед молодым скульптором стояла непростая задача: нужно было соединить в единую композицию стоящую и лежащую фигуры, не нарушая при этом естественные пропорции и гармонию.

Преодолев все сложности, Микеланджело превосходно справился с заказом французского кардинала. Выполненная работа прославила неизвестного до этого времени скульптора на всю страну и за ее пределами. Мастерство и талант Микеланджело позволили ему встать в один ряд не только со своими современниками, но и со знаменитыми предшественниками.

Автограф Микеланджело

«Оплакивание Христа» - единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись.

После установки скульптурной композиции в Соборе Святого Петра мастер частенько туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды молодой итальянец услышал разговор, в котором собеседники автором его творения ошибочно называли другого скульптора - миланца Гоббо. Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил».

Акт вандализма

Шедевр Микеланджело Буонаротти сохранился до настоящего время. Скульптурная группа по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра, но после трагических событий, произошедших в 1972 году, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло.


Установка защитной конструкции была произведена после совершенного по отношению к скульптуре акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, восставшим из мертвых, нанес пятнадцать ударов скальным молотком по знаменитым фигурам. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело - рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.

Сегодня отреставрированная работа великого Микеланджело является украшением Базилики Святого Петра, вызывая, как и прежде, искреннее восхищение зрителей.

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме и Ватикане

Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения - неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей <…> Он поэт всей этой области чувств, - поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли - немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле - неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):

Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:

Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:

Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.

О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти. Группа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини" оставляет незабываемое впечатление.
Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб"; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа - из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб" уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:

«Пьета Ронданини» - одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, - трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:

Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:

«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».
(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)