Нисский картины. Георгий Нисский: биография

Часть пятая, последняя... В 60-х годах Георгий Григорьевич совершенно отошел от соединения в одном полотне различных жанров и работал только в пейзаже. Но в его пейзаже больше чувствуется технически четкое мышление времени, чем в полотнах с нарочито «индустриальными» мотивами. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве»

Он был художник ищущий. Построенность последних его работ совершенно нерушима, не терпит ни малейших перемещений. Но при всем внешнем рационализме, прямо-таки математической четкости, она никогда не кажется холодным, рассчитанным расположением предметов и пятен на поверхности листа или холста.

Взято у kykolnik

http://kykolnik.livejournal.com/977731.html

Цыплаков Виктор Григорьевич (Россия, 1915-1986) «Портрет Георгия Нисского»

А. Дейнека в предисловии к альбому картин Нисского написал: «Его работы - не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень. Именно потому, что в основе работ Нисского всегда лежит широкая обобщенная мысль, они звучат эпически»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Аэродром»

Сани, одинокий пешеход - малозаметные детали знаменитейшей картины. Угадали какой?

Зимняя равнина. Высокие полуголые сосны воткнуты в широкое и высокое небо. Но, вопреки этому извечному молчанию природы, не тронутой человеком, стремительно прочерчивает сумрачное темное небо красный самолет. Две силы противостоят друг другу, однако сравнительно небольшое, но всепобеждающее в своей стремительности создание рук человеческих одолевает спокойно-самоуверенную стихийную силу природы.


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Над снегами»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Предгорье»

Одна репродукция широко растиражирована, другая - из журнала.
Какая из них ближе к оригиналу так и не нашла, потому обе:


1963



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Уссурийский залив»



1960

«Где-то шел бегом, а сейчас мой шаг стал размеренней и тише» Георгий Нисский


1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подмосковная ночь»


1965 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер»

Владимир Воробьев в одном из своих эссе вспоминает о том, что у Нисского была интересная собачонка по кличке Редька, не знаю, какой породы, небольшая, лохматая и очень сообразительная. Она была похожа на Белого Бима Черное ухо с «прической» «Я тебя вижу, ты меня - нет», рябого грязно-белого цвета, точь-в-точь только что выдернутая из земли редька. Дружелюбная и любопытная, она, однако, слушалась только Жору. Они с ним вытворяли разные фокусы к радости ребятишек, которые собирались в гавани. С помощью одного трюка Жора выиграл бессчетное количество бутылок. Он заключался в том, что Жора предлагал спор, что Редька провисит на ветке дерева, держась за нее зубами, заданное время, например, час. При этом разрешалось всячески воздействовать на Редьку, чтобы она отцепилась, но без приложения рук и предметов. По команде или с помощью Жоры Редька цеплялась за ветку и начинала висеть. Что с ней только ни делали: и звали, и гнали, и дразнили колбасой - ничто не помогало. В исключительных случаях она только, не разжимая зубов, рычала на раздражителя. И только по команде Жоры отпускала ветку. Этот аттракцион очень нравился детям. Потом у Редьки появилась дочка Чука, ровного буро-коричневого цвета. И аттракцион был усложнен: Редька цеплялась за ветку, а Чука за редькин хвост. Вход в метро с собаками, не то, что сейчас, был строго запрещен. Но Жора на метро с Редькой ездил. У него был небольшой чемоданчик с дырочками для воздуха. Жора клал его на землю и говорил: «Редечка, мы едем на метро». И она там тут же уютно устраивалась.

Однажды вместе со Зворыкиным я побывал на его выставке на Кузнецком Мосту и там стал свидетелем фантастического зрелища. У Нисского было заготовлены акварельные картинки величиной в почтовую открытку. Возможно, их написали его ученики. Они изображали морской пейзаж с берегом и кустами на переднем плане. Нисский раздавал их знакомым как автографы, но перед этим делал несколько мазков черной кистью, то ли гуашью, то ли тушью: подъярчал прутики кустов и камешки на переднем плане, ставил птичек над водой. И на ваших глазах происходило чудо: пейзаж приобретал объемность, уходил вдаль.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В пути»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер. Подмосковье»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Причал»



1966 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Набережная»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Яхты у берега»


1964 (?) Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Натюрморт с вятской игрушкой»

Нисский был влюблен в русскую старину. Он побывал в Ростове, Владимире, Новгороде, Пскове. Однажды с Михаилом Петровичем Кончаловским Нисский приехал на этюды в Суздаль. Кончаловский тут же сел писать, а Георгий Григорьевич по привычке пошел бродить.

На склоне одного из окрестных холмов развалился на траве парень в начищенных сапогах и розовой шелковой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову. Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье. Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер. В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычерчивал сложную параболу. Жизнь шла своим чередом.

Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это писать, получалось что-то не то. Детали мешали воспринимать целое.

И вот тогда случилось чудо. Сперва из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку. Остались только козы, да молодые женщины, да холмы. А в конце еще появилась на дневном небе луна.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Суздаль»



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На лодке. Вечер»


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Покров на Нерли»

Владимир Воробьев : «Однажды с Нисским произошла история, которая повлияла на него так сильно, что у него полностью изменился творческий стиль. 22 декабря 1959 года художник Кокорекин (1906-1959) привез из Индии в Москву чуму. Заболеваний было немного, но шум был большой. Кокорекин жил в одном доме с Нисским, и они были большие друзья. Наутро после приезда Кокорекин вышел из дома, а в это время во дворе Нисский делал профилактику своему «Москвичу». Они уже были готовы по старой привычке обняться и расцеловаться, но у Жоры руки были в нигроле, и они лишь договорившись увидеться вечером. Днем Кокорекина увезли в больницу, откуда он уже не вышел. Несколько человек все же заразилось. Жора очень переживал эту потерю и то, что его самого спасла только невероятная случайность. Некоторое время он, говорят, даже очень попивал, а когда вернулся к картинам, это был уже совсем другой художник. Его картины стали более стилизованы, в них как бы появилось дыхание чего-то космического...»


Чебаков Никита Никанорович (Россия, 1916-1968) «Портрет художника Георгия Григорьевича Нисского» 1962

В конце жизни Георгий Георгиевич долго и тяжело болел. Семьи у него не было, и последние годы он провел
в доме престарелых. Скончался живописец 18 июня 1987 года; похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Наследников у Георгия Григорьевича не было. Значительная часть его работ исчезла, и судьба их ныне неизвестна...

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941-1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.




1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»


1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»
Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.



после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»



1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»
Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»
автор текста Василий Лебедев-Кумач



1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.



1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»
гидросамолёт «Каталина»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.




1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»


1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога - бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали - пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»

Над полями летят самолеты. По путям бегут паровозы. Корабли и яхты режут волны. Шоссе зовет в путь. А рядом дремлют тихие ели, нависает ночное небо, закатная дорожка соединяет берега портовой бухты. Одни картины — романтическая взволнованность. Другие — лирическая мягкость, самые тонкие оттенки человеческих переживаний. Если рассматривать произведения Нисского в хронологической последовательности, то среди исполненных в последнее время можно увидеть такие, в которых оба эти начала тесно переплетаются, взаимно проникают. В итоге создается совершенно новый художественный образ, звучащий широкой эпической поэмой о Родине.

Романтик, остро чувствующий красоту и величие труда, преобразующего лик земли, и одновременно проникновенный лирик — таков один из выдающихся живописцев нашей страны Георгий Григорьевич Нисский. На выставках его работы среди множества других полотен узнаются сразу по особой, ему одному присущей мажорности звучания и подчеркнуто современному взгляду на мир. «Морские просторы, пройденные на военных кораблях всех флотов среди замечательных советских моряков, заснеженные подмосковные леса, исхоженные на лыжах, просторы подмосковных водохранилищ, ленты каналов, волжские просторы, Московское и Рыбинское моря, исхоженные под парусами, башни шлюзов, гонки яхт, романтика вечерних вокзалов, стальные сдвоенные нити путей с рубиновыми огнями сигналов, переплеты виадуков и перекидных мостов, окруженных дымами паровозов, — это все новая, измененная волей людей география моей Родины. Нужно увидеть, раскрыть ее красоты и показать это миллионам новых людей с новыми мыслями и новыми чувствами, с их бодростью, их лирикой и оптимизмом. Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним», — так пишет в автобиографии художник, так он формулирует задачи для себя, своих учеников и собратьев по искусству, такое миропонимание пронизывает его творчество.

Нисский — один из ведущих художников пейзажной живописи. В том, как он организует композицию произведений, подчеркивает соотношения предметов, в самом ритме отдельных частей работы и целого сквозит мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для художника воедино. И произведения его, несмотря на то что в них деятельность людей чаще всего прямо не показана, полны динамики человеческих действий, звучат гимном человеку-созидателю.


Георгий Нисский
"Москва. Сортировочная", 1954 г.

Работы Нисского обобщают те впечатления и размышления над увиденным, которые приносят ему путешествия и походы. Он сам пишет: «На Дальнем Востоке» — подмечена из окна быстро идущего поезда. Щетина леса на хребте сопки, быстро промелькнувший аэродром с самолетами. Зарисовать ничего не успел, этюда сделать — тоже. Остальное — в представлении и видении по памяти... «Подмосковные просторы» выхаживал на лыжах целую зиму, а когда почувствовал, что вещь скомпоновалась во мне и решена, быстро написал ее в мастерской».

К особым свойствам его творчества можно отнести то, что даже в самом маленьком пейзаже скромный и на первый взгляд ничем не выделяющийся из множества других уголок воспринимается как часть необъятной шири родной страны, как отдельная тема мощной и героической симфонии «Широка страна моя родная».

Когда говорят о Нисском, чаще всего вспоминают его пейзажи с разбегающимися железнодорожными путями, силуэтами семафоров, бегущими поездами. Это действительно один из любимых его мотивов. Вероятнее всего, корни этой привязанности еще в первых детских впечатлениях.

Георгий Григорьевич Нисский родился 21 января 1903 года на узловой железнодорожной станции Новобелица, в нескольких километрах от белорусского города Гомеля. На этой станции прошло его детство. Он вдыхал смешанный, острый запах угольного дыма, машинного масла и нагретого металла. Он восхищался любимым героем — паровозным машинистом. Он любил маневрировать на паровозе по разветвленным станционным путям. Интересы семьи, отца — железнодорожного врача — мало волновали мальчика. Так же мало волновало его в пору детства и искусство. О нем вовсе не думалось. С рисунком Нисский столкнулся впервые лишь в гимназии и занимался им на уроках без энтузиазма, хотя и тогда уже помогал в этом товарищам. Лишь в 1917 году, четырнадцатилетним гимназистом, он серьезно стал задумываться о профессии художника. Толкнул его к этому В. Зорин, в ту пору живший близ Новобелицы. Зорин рассказывал подростку о русских живописцах, особенно о тех, кто работал в начале XX столетия: о Левитане, Врубеле, Петрове-Водкине, Рерихе. Зорин впервые раскрыл юноше особенности русского искусства с его погружением в человеческую психологию, познакомил с работами лучших русских мастеров, посоветовал заниматься самому. Зорину носил будущий художник свои первые пейзажи и натюрморты, от него выслушивал первые профессиональные замечания.


Георгий Нисский
"Потевой обходчик", 1958-1959 гг.

А до этого времени техника занимала воображение мальчика — страстная, по-детски пылкая увлеченность созданием рук человеческих. Однако это не мешало любви к неброской, но задушевной красоте белорусских лесов, речушек, полей. «До сих пор непотухаемой любовью детства люблю свой родной пейзаж, — пишет художник. — Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками. Рос на воле, все было моим: горячий раскал рельсов на переплетах путей, длинные товарные составы, водокачки и пакгаузы, маневровые паровозы, заросшие лозой болота, золотые лесные ручьи, весенние разливы, настилы плотов на зеркале озера, визг пил лесопилок, золотые кубы распиленного леса, запах опилок, жар раскаленного июля в лесной тишине и задумчивые перелески под скатертью январского снега…» Из этих слов, написанных уже зрелым мастером, видно, что еще от детских впечатлений, прочно врезавшихся в память, идет соединение в его творчестве романтического начала, основанного на восхищении могуществом человека-творца, с лирическим, навеянным любовью к родным местам.

Систематическая учеба началась для Нисского в Гомеле, в Студии изобразительных искусств имени М. Врубеля, которой руководил художник А. Быховский. Учеба совмещалась с работой на складах, на железнодорожной ветке. Талант Нисского обнаружился очень скоро, и в 1921 году он был командирован в Москву учиться на подготовительный факультет ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). В 1923 году он перешел на живописный факультет.


Георгий Нисский
"Аэродром", 1961 г.

ВХУТЕМАС являлся в те годы не только своего рода университетом изобразительных искусств, но и производственными мастерскими. Здесь преподавали знаменитые Архипов, Машков, Кончаловский, Фалилеев.

Учащимся ВХУТЕМАСа представлялись право и возможность свободного выбора любой мастерской и любой профессии. «Было отчего запутаться или даже сойти с ума в этом невероятном калейдоскопическом смешении форм и направлений, школ и дисциплин, которые обрушил ВХУТЕМАС на наши молодые, горячие и любознательные головы, которые извергались на нас из музеев нового искусства, литературных митингов, бесед и выступлений апостолов правого и левого искусства. Но я прекрасно помню, что многие из нас, перед которыми были открыты все эти пути и все дороги в искусстве живописи, выбрали живую жизнь как основу творчества, живопись как средство выражения и революцию как главную тему», — писал старый вхутемасовец Ю. Меркулов.

ВХУТЕМАС встретил молодого Нисского кипением политических и эстетических страстей. В первые годы после Октября художники лихорадочно искали способы отражения новой жизни. Нужны были новые формы для выражения содержания доселе не существовавших понятий. Учителя и ученики занимались экспериментаторством, исследовали разные пути. С энтузиазмом обсуждались произведения представителей нового западного искусства: Пикассо, Сезанна, Матисса — и русских: Татлина, Малевича, Кончаловского.

Молодой, горячий энтузиазм, царивший в стенах этой новой академии советского изобразительного и прикладного искусства, бросал ее студентов на оформление агиткампаний, массовых празднеств, театральных постановок. «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры», — эти слова В. Маяковского были практикой жизни ВХУТЕМАСа 20-х годов, где каждый будущий художник отчетливо представлял себе политическое значение, роль и место искусства «в рабочем строю». Недаром великий пролетарский поэт Маяковский был любимым поэтом вхутемасовцев. Любовь к живописи сочеталась у студентов с любовью к спорту, который культивировался во ВХУТЕМАСе как элемент воспитания гармоничной личности, и трудно сказать, чему молодой Нисский отдавал предпочтение. Во всяком случае, на первых порах он большую часть времени проводил в спортзале, а зачеты сдавал урывками.

В живописи он не сразу нашел свою дорогу, кидался от образца к образцу. Однако через увлечение разными современными ему мастерами и различными творческими манерами упорно искал собственных путей в искусстве, и то, что эти поиски были ненапрасными, явствовало уже из дипломной картины «Восстание французских моряков в Одессе» (1928). Искренняя взволнованность чувств, страстный и стремительный боевой напор, свое, глубоко личное, чуждое всякой хрестоматийности отношение характеризовали эту первую работу начинающего живописца. Все это, несмотря на недостаточность мастерства, подражательность, подкупало и заставляло верить в будущее художника.

Выбор «морской» тематики не случаен. Еще студентом, в 1928 году, Нисский ездил на Черное море, которое с этих пор прочно вошло в его жизнь. Из этой поездки он привез акварели и гуаши, которые показал на одной из выставок. Море еще не раз становилось в его картинах главным местом действия или даже главным действующим лицом. Хотя маринистом в собственном смысле слова Нисский никогда не был.

В этот период художник сблизился с группировкой ОСТ (Общество художников-станковистов).

Общество художников-станковистов, возникшее в 1924 году, было первым по-настоящему серьезным художественным объединением молодежи. Остовцы ставили своей задачей создание современных и наиболее экономных форм живописи, в которых можно изобразить синтетически современный город с его приматом техники: заводы, шахты, радиоустановки и т. д. Поиски лаконизма, стремление к динамической композиции, упор на профессиональное мастерство, возрождение станковой картины с ее законченностью, «сделанностью» явились следствием новых требований, предъявляемых к искусству жизнью.

Остовцы считали художника участником социалистического строительства, который обязан создавать картины сюжетные и современные не только по изобразительным средствам, но и по содержанию. Формулируя свою художественную платформу, они писали: «В эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой, социалистической культуры. Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа в области изобразительного искусства». Организаторами и активными участниками этой художественной группы были А. Дейнека, П. Вильяме, Ю. Пименов, А. Гончаров и другие.

Несмотря на увлечение внешней стороной индустрии, грандиозностью техники, художественной манерой западного, особенно немецкого экспрессионизма, группа в целом сыграла положительную роль в истории советского изобразительного искусства. Серьезное увлечение молодого Нисского эстетическими концепциями остовцев прослеживается в одной из ранних работ «Судоремонт».

Началом серьезной творческой деятельности Нисского является 1932 год, год, когда ЦК ВКП(б) было издано решающее для дальнейшего развития советского искусства постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».

Постановление 1932 года не только ликвидировало организационную путаницу. Самое главное — оно призывало к созданию подлинно художественных произведений, отводило работникам искусств важную роль в строительстве культуры нового общества. В годы первых пятилеток, художники должны были в своих произведениях отразить достижения страны. Они должны были увидеть сами и показать людям в малом, едва приметном, частицу общей закономерности. Они должны были помочь в формировании духовного облика народа.

Это сыграло определенную положительную роль в становлении творчества художника, делавшего еще первые шаги в большом искусстве. Требования партии отвечали творческим задачам, которые ставил перед собой молодой Нисский.

1932 год был этапным в творчестве Нисского еще и потому, что именно в это время он отыскивал те основные, принципиальные черты художественного видения и пути для выражения этого видения, которые останутся в его искусстве, разовьются и станут определяющими.

«Осень. Семафоры» (1932). Этой картиной художник делает заявку и на нового героя пейзажной живописи, и на новый способ поэтизации. Пустынно. Промозгло. Нахохлившиеся воробьи, зябко прижавшись друг к другу, уселись на провода. Но, несмотря на щемящие нотки серого осеннего дня, у зрителя не возникает ощущения унылости, потому что огромен простор неба, бодро бежит, попыхивая дымом, паровоз, по длинной полосе железнодорожного пути, которому, кажется, нет начала и нет конца. Работают семафоры. Всюду жизнь, во всем чувствуется человеческая деятельность.


Георгий Нисский
"Осень. Семафоры", 1932 г.

«Осень» — индустриальный пейзаж, композиционно четко построенный. Но как резко отлично отношение художника к индустрии здесь, по сравнению с его более ранней картиной «Судоремонт». Если там главное — машина, несмотря на то что в картине присутствует человек, то здесь человек присутствует незримо, в созданиях рук своих. От этого они выглядят одушевленными. И паровоз, и семафоры, и нити телеграфных проводов несут в себе частицы человеческой энергии и силы, действуют именно как одушевленные предметы. В этой новой поэтике, рожденной социалистическим строительством, и заключалось, в первую очередь, новаторство Нисского-пейзажиста, художника самого, казалось бы, «беспартийного» жанра.

И еще одна очень существенная черта проявляется в этом пейзаже: в четких ритмах и энергической напряженности детищ века индустрии вовсе не ощущается никакой холодности. Художник отыскивает в них глубоко лирические нотки, близкие каждому, окрашивает всю сцену очень личным настроением, идущим, вероятнее всего, от ласковых воспоминаний детства.

Картина «Осень» была первой творческой заявкой художника на собственное место в большом искусстве. А уже на следующий год он написал вторую свою большую картину в этом стиле — «На путях», полную особой, весенней бодрости, весенней звонкой радостности.

Снова нет конца разбегу рельсов. Однако, в отличие от предыдущей картины, зритель видит не только протяженность, но и ширь дорог. На первом плане — уже однажды найденный семафор. В глубине — железные конструкции моста, дым фабрики. А среди всей этой «работающей» большой индустрии идет женщина в белом платье, которое раздувается на ней от свежего весеннего ветра, и все изображение сразу теплеет, звучит радостным мотивом. Построение картины таково, что второй план выглядит театральными кулисами, а огромное стальное полотно дороги — сценической площадкой. Несколько наивная условность, некоторая поверхностность даже не зачеркивает начатую ранее линию соединения красоты технического гения человека с лирической окраской созданий этого гения.

При сравнении этих двух картин («Осень» и «На путях») бросается в глаза их композиционная схожесть, одинаковость художественных приемов, условность, идущая от отсутствия настоящего мастерства. Выработав определенную композицию, Нисский боялся отступить от нее. Поэтому художественное воплощение его дерзких замыслов оказывалось значительно бледнее их. Принципы были найдены. Теперь предстояло научиться их осуществлять.


Георгий Нисский
"На путях. Май", 1933 г.

«Учась, работать — работая, учиться». Эти слова художник сделал своим девизом почти на четыре года. Он увидел, что «настоящее мастерство, традиции и культура должны быть и стимулом, и источником нового». Исчез юношеский негативизм, отвержение авторитетов искусства ушедших эпох. Оно уступило место внимательному изучению старых мастеров. Нисский старался применить их технику в своих работах, но не слепо, а отбирая в ней лишь то, что отвечало его творческим поискам, что могло бы органично войти в его собственную художественную манеру.

Источников для изучения было множество. Пуссен и Делакруа, Ван-Гог и Сезанн и другие крупнейшие мастера Европы разных веков и стилей. Именно поэтому работы, написанные в 1933—1936 годах, сделаны в самых различных манерах, идут от самых различных образцов и являются более плодами экспериментирования ученика, нежели самостоятельными художественными произведениями. Эти искания вовсе не были запоздалой реакцией выпускника художественного вуза на различные школы мирового искусства. ВХУТЕМАС в 20-е годы, приучая искать и мыслить, не давал достаточной профессиональной выучки. И, чтобы стать настоящим мастером, приходилось добиваться ее самостоятельно.

Все же в работах этих лет, столь различных по манере, со следами изучения разных мастеров, найденная в начале 30-х годов линия не исчезает. Особенно отчетливо она наметилась в картине 1935 года «Яхта», полной свежести и динамики, с точной и тонкой разработкой цветовых оттенков ветреного дня.

В картине «Яхта» появляется уже и нечто новое по сравнению с первыми работами этого плана. Оно заключается в стремлении художника приблизиться к натуре, не ограничиваясь одной авторской фантазией. Это знаменательно. Художник идет ко второму этапу «самообразования» — работе на природе.

Необходимость этого этапа логически вытекала из его творческих устремлений, потому что искусственность, идущая от неумения передать натуру, засушивала произведение, замораживала эмоциональность замысла.

В это время Нисский работал над картиной «Встреча» с большим количеством действующих лиц, с изображением человеческих отношений. Действие ее происходит в черноморской бухте летом. На первом плане девушка радостно протягивает цветы молодому моряку. Нужно было показать взаимные отношения героев, чувства, которые они при этой встрече испытывали, передать тонкие психологические оттенки, с одной стороны, и буйство красок летнего юга — с другой. Отразить все это долгое время не удавалось, в первую очередь, из-за отсутствия достаточного багажа жизненных впечатлений. Художник понял это. Он оставил работу над картиной и в обществе Ф. Богородского и Г. Ряжского уехал в Севастополь работать на натуре.

Месяц провел Нисский в походах вместе с героями своей картины. Второй месяц настойчиво и упорно писал этюды. Упорно искал способы передачи цветового разнообразия и богатства оттенков окружающего мира. Характерно название его статьи, помещенной в журнале «Творчество» (N 12 за 1936 год),— «В упор к натуре». В ней он писал: «Из всех моих ощущений, впечатлений и воспоминаний я выбирал главное и нужное, в чем, как мне казалось, была заключена самая верная живописно-пластическая суть вещей». И далее: «В малом, но верно написанном этюде часто по-новому раскрывается перед тобой и большая не на натуре задуманная картина».


Георгий Нисский
"Встреча"

Творчество его обогатилось непосредственными жизненными наблюдениями. В лучших этюдах этого времени, сделанных на Черном море, отчетливо видны его достижения, особенно в колорите. Глаз художника острее реагирует на цвет, и из композиций исчезает нарочитая искусственная «построенность».

Севастополь научил художника видеть не только ярче, но и глубже. Вернувшись в Москву, он быстро переписал картину «Встреча». Она получилась очень по-молодому жизнерадостной и красивой и принесла художнику бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где экспонировалась в числе лучших достижений советского искусства. Действительно, в ней чувствуется уже не только яркость замысла, но и художественное мастерство.

Картиной «Встреча» Нисский показал, что период «второго ученичества» закончен. Он доказал свое право называться мастером. «Нисский привлекает зрителя сделанностью и законченностью своих картин, резко контрастирующими с небрежной этюдностью работ большинства его соседей по выставочным стендам», — так писала советская критика в 1937 году, подводя итог его творчеству.

Биография

Выдающийся советский живописец, график, монументалист, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Действительный член Академии художеств СССР (1958). Народный художник РСФСР (1965).

Георгий Григорьевич Нисский родился в семье станционного фельдшера, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля в Белоруссии. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, учился у А. Я. Быховского. Студийцы с рвением и энтузиазмом молодости рисовали плакаты, писали портреты, создавали панно, выполняли эскизы украшения площадей в дни революционных праздников.

В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). В 1923 году перешёл на отделение живописи, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин. Параллельно с учёбой работал иллюстратором и в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ и прежде всего, творчества своего старшего коллеги - Александра Дейнеки, а также французского художника - Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей.

В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. Море сразу покорило молодого художника грандиозностью и романтикой, он встретился с ним в Новороссийске во время шторма. С тех пор и на всю жизнь Нисский связал свою художественную с морем, оно стало героем многих его картин. Из поездки Нисский привез около двадцати небольших, написанных по впечатлению акварелей и гуашей, которые впервые показал публично на выставке общества «Группа 13». Ни чего кроме молодости, не объединяло Георгия Нисского с этим обществом, творческие установки которого были неясными, а художественная жизнь - скоротечной.

В 1930 году окончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на «Жиль-Барте»». Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ), посвящённая черноморскому мятежу. После окончания ВХУТЕМАС работал в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), оформлял стенгазеты, боевые листки, выполнял плакаты и монументальные панно (1930-1931).

В 1936 году совместно с А. А. Дейнекой, Ф. С. Богородским и Г. Г. Ряжским, ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на военных быстроходных катерах и на подводной лодке. Весной 1937 года совершил поездку на Тихий океан, результатом которой появились такие произведения художника как «Подводная лодка», «Задержание японской шхуны», «Улов на Дальнем Востоке».

В 1938 году участвовал в самой крупной художественной выставке посвящённой Вооруженным Силам - «20 лет РККА и Военно-Морского Флота» картинами «Задержание японской шхуны», «Черноморский флот на маневрах», «Подводная лодка». Его имя упоминается во всех многочисленных критических статьях, посвященных выставке центральной и периферийной прессой.

Участвовал в масштабной тематической выставке «Индустрия социализма», на ней было представлено более тысячи произведений. Они занимали семнадцать залов, группируясь по тематическому признаку. В четвёртом и пятом залах, объединенных темой «Индустрия крепит оборону СССР», висели картины Нисского «Спуск корабля» и «На Дальнем Востоке». Первая картина, пользовалась особой популярностью у посетителей, все, кто писал о этой картине, отмечали смелость и оригинальность её композиционного решения. Нисский трактует это значительное событие как народный праздник - этому отвечает яркий колорит картины, передающий и летнюю синеву моря, и прозрачную синь неба, оттененную розовеющими облаками, и нарядность флагов расцвечивания, которыми набраны слова «Красный флот на удар ответим ударом».

В 1940 - вместе с художником Фёдором Решетниковым, Нисский совершил поездку на Балтийское море. Совершил неоднократные поездки на Баренцево море, где художника застала Великая Отечественная война (1940-1941).

В предвоенные годы Г. Нисский уделял внимание и плакату, создал листы посвящённые обороне СССР: «И если враг с ухваткой вора. Зайдет в советские моря. К орудьям встанут комендоры. Ударят с грохотом линкоры. Подняв литые якоря» (1940).

Во время войны Нисский оставался в Москве. Работал в мастерской оборонного плаката Окна ТАСС; остался верен себе - выполнял плакаты, как правило, на морскую тему: №588 «Во славу Октября!» (1942). В феврале 1942 года вместе со своим другом Дейнекой, Нисский ездил в действующую армию, в район Юхнова. Художник вел фронтовой дневник и много рисовал.

Война вызвала огромный подъём советского искусства. Перед художниками встали благороднейшие задачи: укреплять патриотизм людей, поддерживать их волю к борьбе с захватчиками. Осуществить это можно было в произведениях, захватывающих зрителя глубиной и непосредственностью чувства, убедительностью формы, способных повести за собой.

Именно такие задачи Нисский решал в своём творчестве. Свою веру и волю в победе сумел отлить в чеканные формы таких картин, как «Севастополь», «Бой в Ирбенском проливе» (1942), «Над Баренцовым морем» (1942), «Потопление фашистского транспорта» (1942); свою безграничную любовь к Родине выразить в великолепных пейзажах: «Клязьминское водохранилище», «Мост на канале», «После дождя», «Канал Москва - Волга», «Ночь на канале» и другие, продолжая в суровые военные годы развивать жизнеутверждающую тему красоты и величия родной природы.

Одно из лучших произведений художника этих лет - картина «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе». Она написана вскоре после великого сражения за Москву зимой 1942 года и была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1943 году.

Той же задаче посвящает художник графические работы, к которым он вновь обращается в годы войны. Нисский создаёт отдельные листы «Партизаны в засаде», «Перед боевым вылетом» и циклы рисунков на темы - «Защита Одессы», «Военная Москва», «Защита Севастополя». Один из лучших графических листов художника «Зенитная батарея у «Динамо»» из цикла «Военная Москва» даёт полное представление об особенностях его графики этих лет.

В 1940-1950-е годы Георгий Нисский много работал и создал, пожалуй, лучшие свои картины - полные энергии, света и воздуха. Именно он и Дейнека стали предвестниками сурового стиля. Его сдержанные по цвету, композиционно и тонально выверенные работы являются одними из лучших реалистических произведений искусства этих лет, в СССР.

В 1951 году, за картины «У берегов Дальнего Востока», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса» (все - 1950), художнику присудили Государственную премию. Летом 1953 года совершил путешествие на яхте по Волге, в результате была написана серия лирических волжских пейзажей: «Витенево», «Волга. Вечер», «Волга. Юрьевец», ««Кайра». Дождь прошел», «Мышкин», «На Волге, «Пестово».

Помимо живописи, Нисский много занимался оформлением и иллюстрированием книг, и здесь тоже остаётся верен морской теме, иллюстрирует книги: П. Гаврилова - «По четырем океанам», Бориса Шатилова - «Нур-Эддин и его учителя», К. М. Станюковича - «Человек за бортом», Джека Лондона - «Матрос первой статьи», С. Т. Григорьева - «С мешком за смертью» (все - 1930); А. С. Новикова-Прибоя - «Между жизнью и смертью» (1930), «Цусима» (1934-1935); «Рассказы о победах» (1932), И. Рахилло - «Крылья мечты» (1933), Л. Соболева - «Капитальный ремонт» (1937), «Морская душа» (1943).

Художник участвовал во всех крупнейших всесоюзных и всероссийских художественных выставках (1932-1966). В 1937 году Нисскому была присуждена бронзовая медаль за картину «Встреча» на всемирной парижской выставке. В 1950 году в зале Московского товарищества художников состоялась первая персональная выставка Нисского. В 1960 - в выставочном зале Союза художников СССР состоялась выставка гуашей мастера. В 1961 - открылась персональная выставка гуашей Нисского в залах АХ СССР. В 1963 - персональная выставка к шестидесятилетию со дня рождения художника в залах Академии художеств СССР. В 1966 открылась персональная выставка акварелей и гуашей Г. Нисского в Нижнем Новгороде (Горьком).

После войны Нисский жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка, его мастерская находилась рядом с мастерскими своих друзей юности - Андрея Гончарова и Константина Вялова . С молодости Георгий Нисский свободное от живописи время отдавал спорту - играл в волейбол, профессионально занимался яхтным спортом, дважды завоёвывал звание чемпиона Москвы по этому виду спорта. По воспоминаниям современников, Георгий Григорьевич имел много друзей и поклонников своего таланта. К сожалению, не всегда мог отказаться от многочисленных предложений посидеть в теплой компании, и тем самым пристрастился к выпивке. Художник не имел семьи, последние двадцать лет тяжело болел и почти не работал, умер в доме престарелых.

Творчество Георгия Нисского - значительное явление в истории советского искусства, ему присущи оптимизм, ясность чувств и мыслей, чуткость ко всему новому в природе и жизни. Своеобразие Нисского заключается не в каком-то «особом» художественном видении, а в умении художника простотой и завершенностью живописных приёмов придать своему личному восприятию природы общедоступность, художественную убедительность.

Всё, над чем всю жизнь трудился мастер, проникнуто острым ощущением современности. Своей основной задачей он считал отражение в искусстве духа эпохи, тех настроений, которые волнуют современного человека. Это одна из привлекательнейших черт живописи художника Нисского.

Произведения Г. Г. Нисского находятся в самых крупных российских и зарубежных музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Государственный Русский музей (ГРМ), Астраханская картинная галерея Б. М. Кустодиева, Бурятский музей изобразительных искусств, Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева, Волгоградский художественный музей изобразительных искусств, Воронежский музей изобразительных искусств, Воронежский областной краеведческий музей, Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), Музей Вооруженных сил РФ, Иркутский областной музей, Кабардино-Балкарский художественный музей, Калужский областной художественный музей, Картинная галерея Екатеринбурга, Кемеровский областной художественный музей, Кировский областной музей, Курская картинная галерея, Музей пограничных войск, Нижегородский государственный художественный музей, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник, Пермский художественный музей, Ростовский областной художественный музей, Рязанский областной музей, Севастопольская картинная галерея, Тверская картинная галерея, Тульский художественный музей, Хабаровский Дальневосточный музей, Чувашская республиканская картинная галерея, Центральный музей Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, Ярославский художественный музей, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Национальный художественный музей Белоруссии, Казахская государственная художественная галерея, Киевский музей русского искусства, Туркменский государственный музей, Государственный музей Киргизии, Государственный музей искусств Узбекистана, Каунасский художественный музей, Таллиннский государственный художественный музей, Львовская картинная галерея, Художественный музей Вильнюса.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нисский Георгий Григорьевич (21 (21) января 1903(19030121), Новобелица (Гомель) - 18 июня 1987, Москва) - советский художник.

Биография

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. По совету местного художника Зорина, увидевшего рисунки Нисского, поступил в Студию изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. В 1921 году был направлен на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (Вхутемас, 1922-1930). Перешел на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин.

Примкнул к основанному в 1925 году, обществу станковистов ОСТ. Именно в эти годы, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки, Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика, необыкновенный лиризм и кажущаяся фантастичность его пейзажей. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Восстание французских моряков в Одессе».

Сюжеты первых известных работ Нисского написанных в начале 30х годов ХХ века, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них доминирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 30х годов, художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 40е годы, морские батальные композиции («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остается верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы, Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах все чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Однако будучи увлеченным яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой)он, по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз, место моря занимают подмосковные водоемы.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел и не имел возможности заниматься творчеством.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «городке художников» на улице Нижняя Масловка в Москве.

Интересные факты

Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нисский,_Георгий_Григорьевич