Энциклопедия технологий и методик. Холуйская живопись

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о знаменитом народном промысле, зародившемся и живущем до сих пор в селе Палех Ивановской области — палехской лаковой миниатюре. Но не все знают, что в 39 километрах от села есть еще одно, под названием Холуй, где вот уже несколько десятилетий создаются всевозможные сувениры и изделия, известные как холуйская миниатюра. Несмотря на то, что обе техники похожи в исполнении, каждая из них обладает своей уникальностью.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях холуйского промысла, его истории, и, конечно же, покажем несколько замечательных образцов!

Истоки

Как и палехская техника, холуйская роспись берет свое начало в иконописи. Упоминания в летописях о талантливых мастерах-иконописцах в селе встречаются уже в начале XVII века. Местная иконописная манера имела ряд специфических и неповторимых особенностей, которые и выделяли иконы холуйских мастеров. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что все дело в живописной местности, окружающей поселок, которая сильно поспособствовала пробуждению творческих способностей у жителей.

Изначально, как и везде, иконы писали исключительно монахи. Со временем они начинаю обучать и простых селян своему искусству, и за достаточно короткий срок Холуй превращается в один из лидирующих иконописных центров. Открывается художественное училище, начинают работу иконописные мастерские. Холуйские иконы не только отправляются в крупнейшие храмы и соборы страны, но даже участвуют во всемирных выставках. Но революция 1917 года обрушилась не только на палехских художников, но и их соседей: религия попала под запрет, и иконы перестали быть нужными.



Талантливые мастера остались без дела жизни. Поначалу им приходилось заниматься написанием так называемых «ковриков» - то есть, репродукций разных известных полотен для продажи. Легко представить себе, какие муки испытывает творческий человек, со своими идеями и вдохновением, вынужденный прибегать к такой работе. В результате несколько мастеров объединились и даже образовали артель, чтобы вместе заниматься поисками своего уникального пути. Так зародилась холуйская живопись.

Развитие

Рост популярности промысла наступает в 60-е годы, когда была образована Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Уже в 1961 году изделия начинают выходить на международный рынок: сначала был получен заказ из Лондона, затем из США, Германии, Бельгии, Франции и Италии. Такой успех способствовал стремительному развитию искусства, а также повышал престиж традиционных русских художественных промыслов в целом.

Мастера предприятия начинают изготавливать не только миниатюры, но и красочные лаковые панно, а тиражи выпускаемой продукции достигают более 700 штук. Сегодня фабрика по-прежнему действует в полную силу, и за более чем 80 лет техника исполнения не претерпела никаких изменений - традиции охраняются очень бережно.



Особенности промысла

Классические сюжеты представляют собой фантазии на тему русского фольклора (сказочные и былинные мотивы), истории страны, литературных произведений. Для техники характерно гармоничное сочетание реальности форм и повышенной цветовой декоративности, которое и делает изделия красочными и привлекательными. Как и палехские шедевры, холуйская миниатюра исполняется темперными красками (пришедшими из иконописной традиции). Нередко рисунок украшается сусальным золотом.

Холуйская миниатюра, рожденная в Ивановской области, является разновидностью традиционной русской лаковой миниатюры. Будучи самой молодой среди аналогичных промыслов Палеха, Мстеры и Федоскина, она занимает достойное место в их ряду и высоко ценится как в стране, так и за рубежом.

Иконописцы села Холуй

Первое документальное упоминание села датируется XVI веком. Грамота свидетельствует о принадлежности данных земель Троице-Сергиеву монастырю, куда холуяне поставляли добываемую здесь соль. Это было в 1546 году. Но уже через полвека, в 1613 году, село было пожаловано Дмитрию Пожарскому за защиту Москвы от поляков, и характеризовалось оно, как «иконописное место».

Лаковая миниатюра всех четырех поселений рождалась на базе иконописи. По утверждению специалистов Холуй занимал приоритетное место в этом виде живописи. Возможно, первыми иконописцами были монахи местного монастыря, принадлежащего Троице-Сергиевой лавре, они могли обучить этому искусству и местных жителей. Позднее здесь было налажено обучение детей «острых к понятию и иконописному художеству», а также учеников из соседних сел Шуи и Мстеры.

Холуй в конце XVII века становится носителем традиции иконописи Троице-Сергиевой лавры, а в связи с ростом потребностей в иконах, развивается очень быстро. Местные иконописцы получали заказы из северных районов России, Сибири, Болгарии и Сербии.

Переход к лаковому производству

После революции и запрещения иконописного ремесла холуяне остались без работы. В отличие от своих соседей, совмещавших художественный промысел с крестьянским трудом, они зарабатывали себе на жизнь только написанием икон. Многие в поисках заработка покинули село, а оставшиеся искали применение своим силам.

Созданная артель занималась росписью «ковриков», так называли копии известных картин. Но мастера стремились к реализации своих творческих идей, и в 1934 году они решили попробовать роспись лаковой миниатюры.

Мало, кто верил, что Холуй сможет предложить что-то свое, отличное от уже известных к тому времени палехского и мстерского стилей. Но художников поддержал профессор Бакушинский, сформулировавший цель, к которой следует идти. Так родилась холуйская лаковая миниатюра.

Особенности лаковой живописи Холуя

Бакушинский предложил выбрать для холуйских работ более реалистичный стиль, чем у соседей, но в то же время более декоративный. Основы были заложены тремя старейшими мастерами промысла С. А. Мокиным, К. В. Костериным и В. Д. Пузановым. Эти три художника, имея одну и ту же школу письма, отличались индивидуальной художественной манерой. Но первые шаги делались с большим трудом, и признание к мастерам пришло не сразу.

Последователи холуйских мастеров стремятся к конкретизации изображаемого объекта, приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям. Основы цветовой гаммы холуйской миниатюры составляют два ключа: теплого, песочно-оранжевого тона и холодного, сине-зеленого. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой. Чтобы оценить ее по достоинству, нужно иметь возможность рассмотреть все детали рисунка, начиная с самого сюжета и кончая орнаментальным узором.

Развитие миниатюры в Холуе

Артель впоследствии стала градообразующим предприятием и воспитала много талантов. Первая выставка, которая оценила холуйские миниатюры бронзовыми медалями, состоялась в 1937 году в Париже. В последующие годы художники участвовали во всех международных выставках.

Со временем расширилась тематика рисунка. Чаще стали появляться фрагменты русских сказок, пейзаж уже мог быть самостоятельным рисунком, а не фоном основной композиции. Фигуры в движении стали передаваться убедительнее, уделялось большое внимание выражению лиц героев. Впервые стали появляться архитектурные объекты, что только украсило рисунок и расширило тематику.

Выход на международный рынок

В 1961 году поступили первые международные заказы на холуйскую миниатюру. Англия, США, Германия и другие европейские страны хотели видеть у себя произведения мастеров из Холуя. Увеличивался выпуск продукции, рос коллектив художников.

Сегодня в селе работает «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры», которая поддерживает многолетние традиции живописи на папье-маше, не забывая богатейший опыт местных иконописцев.

Технология изготовления папье-маше

За годы существования промысла технология не претерпела существенных изменений. Большинство этапов работы выполняется вручную, когда мастер передает свое тепло, свою энергетику изделию. Поэтому вещи, изготовленные в селе Холуй, с годами становятся только ценнее и привлекательнее.

Первый, черновой этап работы - создание навива. Это трубка из нескольких слоев прессованного картона, пропитанная льняным маслом и высушенная в печи. Навивы могут быть разных форм и размеров в зависимости от задуманных изделий.

Из затвердевшего навива мастер делает заготовку изделия, грунтует его, шлифует и красит красным и черным лаком. Такой полуфабрикат переходит в руки художника.

Роспись изделия

Рецепт изготовления красок каждая фабрика держит в секрете, так как он пришел к ним от предков-иконописцев. Принцип одинаков: минеральный порошок смешивается с яичным желтком, водой и уксусом, но далее следуют добавки, о которых мало кто знает. Правильности приготовления красок уделяется большое внимание, так как это очень важная составляющая в успешном создании миниатюры. Работают художники Холуя только беличьими кистями.

В сусальное золото для прорисовки орнамента добавляется вишневая смола, это одна из особенностей процесса производства изделия на холуйской фабрике лаковой миниатюры. Затем нанесенное золото полируют волчьим зубом.

Готовую работу покрывают несколькими слоями лака и полируют его до тех пор, пока не пропадут мельчайшие царапины. Этот заключительный процесс придает изделию глубину и яркость.

Музей в Холуе

Каждый из четырех центров лаковой миниатюры в России имеет свой музей, в котором хранятся работы старейших мастеров, начинавших трудное дело освоения промысла, и современных художников. Именно здесь можно понять динамику развития миниатюры в крае, сохранения традиции, передачи опыта старших поколений.

Холуйский музей лаковой миниатюры был создан местными жителями на общественных началах и открыт в 1959 году. Население села много лет собирало готовые изделия у себя в домах, а потом не жалея отдавало ценные вещи в сельский музей. Сюда несли миниатюры, эскизы рисунков, иконы, книги, альбомы, а также такие бытовые вещи, как старые денежные знаки, портреты и глобусы.

К изучению и описи дарений были привлечены известные ученые, которые оказали неоценимую помощь в создании коллекций. Самая значительная из них - иконы холуйского письма. Это основа музея, участвующая в выездных выставках, учебных занятиях, семинарах. Богата коллекция вышивки, в собрание входят работы рукодельниц от XIX века до наших дней. Холуйские вышивальщицы изготовили занавес для Кремля, что говорит об их высоком профессионализме.

Лаковую миниатюру, хранящуюся в музее, нельзя отнести к разряду рядовых произведений. Это высококачественные работы холуйских художников, каждое из которых уникально. Фонд музея невелик, не более пяти тысяч предметов, но туристы с удовольствием посещают его, чтобы восхититься работой русских мастеров.

С 2005 года по просьбе гостей при музее работает художественный салон, который позволяет увезти в память об этих местах не только фото холуйской миниатюры, но и само уникальное, художественное произведение.

Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок.

Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи еще 5-7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трех тысяч лет. Например, темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приемов и фактурность позволяют мастерам работать в различных техниках, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо.

Уголок иконописца. Государственный музей холуйского искусства.
Фото О. Поповой, 2016

В Государственном музее холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016

Темпера присутствует в традиционной технике иконописи. Ее наносят по левкасу (грунт с добавлением льняного масла) на деревянную основу. Холуйские мастера (так же, как и мастера из Мстеры и Палеха) основывают свое творчество на технике древнерусских иконописцев. По мнению искусствоведов, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре. Они обучали местных жителей, и к концу XVII века Холуй стал носителем традиций иконописи лавры СергиевогоПасада.

Главное отличие холуйских мастеров от их соседей из Мстеры и Палеха в том, что они обучались мастерству на покрытых лаком и окрашенных в черный цвет листах картона. Данное решение предложил искусствовед А.В. Бакушинский для экономии материалов, чтобы не портить предметы, планируемые для росписи.

В 1861 году в Холуе было открыто первое во Владимирской губернии художественное училище. Затем в 1882 году появились рисовальные классы, которые были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. А в 1901 году появились иконописные мастерские.

После революции Холуйские мастерские были закрыты, и людям приходилось заниматься делами, далекими от художества. Но вопреки тому, в 1934 году, по примеру своих соседей, холуйские мастера объединились в артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.


Фото с сайта
gorohovec.ru

А.В. Бакушинский (1883-1939)

А.В. Бакушинский вел работу по восстановлению народных промыслов (Палех, Мстера, Холуй, хохломская и городецкая росписи, дымковская игрушка) с первых лет после Октябрьской революции.

Он выработал свои методы работы, которые сохранили значение и в наше время. Бакушинский глубоко изучал историю этих промыслов и, знал их художественные особенности, работал над сохранением искусства промыслов, как над большим художественным явлением. Он работал непосредственно с мастерами и с художественными руководителями, формировал их взгляды на творчество. Именно А.В. Бакушинский дал первые теоретические обоснования становлению художника народных художественных промыслов и исследовал проблему передачи профессионального мастерства и традиции ученичества. Он чутко поддерживал творческий замысел каждого мастера, отмечая его находки и промахи.

В 1959 году был создан Музей холуйского искусства, сейчас он имеет статус государственного музея.

Государственный музей холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись стремительно развивалась. Она вышла на международный рынок. Первые заказы на лаковые миниатюры были из Лондона, затем из Германии, Франции, США, Бельгии и Италии.

С. Теплов "Кохма", 2005 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.

Б. Киселев "В саду у Черномора", 1965 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.

Помимо миниатюр, мастера начинают изготавливать декоративные лаковые панно. Тиражи лаковых изделий насчитывают более 700 штук. Помимо традиционного черного фона, в работах все чаще начинают использовать насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет. Сюжетыразнообразны: русский фольклор, былинные и сказочные мотивы, исторические, литературные, пейзажные песенные, сатирические и многие другие сюжеты, образы деятелей русской культуры. У каждого мастера есть индивидуальные отличия, своя манера исполнения сюжета.При этом сохранено единство стиля, а Холуйобрел статус мирового центра лаковой миниатюрной живописи.

Н.М. Швецов. Шкатулка "Мертвые души", 1985 г.

Е.Н. Власов. Шкатулка "Снегурочка", 2012 г.
Фото В. Леонова, "Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра", Новый Манеж 2015 г.

В 1989 году образовалось Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое и сейчас готовит мастеров для народных художественных промыслов.

В наши дни так же существует Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры, где на сегодняшний день трудится около 200 человек. Стиль и традиции тщательно сохраняются и контролируются художественным советом.

Анна Горбунова

ru.wikipedia.org, muzeum-kholui.ru, kholuy.ru

В нашем интернет-магазине представлены уникальные работы мастеров из Холуя, которые станут прекрасным подарком или изящным дополнением к вашему интерьеру. Шкатулки, кубки, броши и футляры – мы предлагаем клиентам самые лучшие образчики исконно русского мастерства. Работы холуйских мастеров несомненно схожи с творчеством художников из Мстеры, Палеха и Федоскино, но также обладают своим особым почерком, выделяющим их среди других лаковых произведений.

Село Холуй расположилось в одной из самых живописных областей России – Ивановской. Удивительно красивые пейзажи, чья нежность и мягкость невыразимо прекрасны в любое время года, всегда были и есть источником вдохновения для живописцев. Деревня знаменита своими реками, которые наводняются весной, превращая деревню в миниатюрную Венецию. Сама природа сделала все, чтобы Холуй стал одним из центров русского творчества, знаменитым далеко за пределами России.

Творчество холуйских мастеров основано на древних традициях иконописи. Первые иконы были созданы монахами, обитавшими в Троицком монастыре, сохранившемся по сей день. Близость к Москве позволяла успешно продавать иконы, количество покупателей росло с каждым годом, и Холуй стал одним из российских центров иконописи. Когда грянула революция и церкви оказались под запретом, мастерство иконописцев стало неактуальным и опасным. Но Холуй пошел по стопам своих знаменитых соседей, в 30-х годах была создана художественная артель, и лаковое мастерство холуйцев вернуло себе былое величие. Искусство росписи постоянно развивается, в деревне функционируют музей, художественное училище и фабрика. Мастера выполняют работы для клиентов из Бельгии, Германии, Франции, Италии, США.

Холуйские миниатюры наносятся на папье-маше при помощи особых темперных красок. Главным отличием холуйской школы является то, что мастера обучались на черных картонных листах, вскрытых лаком. Это позволяло как экономить материалы, так и добиваться высочайшей точности исполнения. Холуйская роспись отличается высокой степенью реалистичности, сочетающейся с невесомой, утонченной декоративностью. В работах преобладают зелено-синие и оранжево-коричневые оттенки.

Не ограничивайте полет своей фантазии

В нашем электронном каталоге представлены работы лучших мастеров Холуя. Вы можете заказать любое изображение, вплоть до нанесения на шкатулку фотографии близкого вам человека, и мастера выполнят работу согласно вашим пожеланиям.