Новая историческая общность людей — советский народ. Советский народ как особый этнос

Введение

    1 Определение 2 История возникновения понятия 3 Судьба некоторых народов в составе г. р. 4 Правовые основы 5 Социальная и демографическая структура 6 Этническая структура 7 Культура 8 После СССР

Литература

    10 Сноски

Введение

Плакат сталинских времен с надписью "Весь мир будет наш!"

Советский народ (рус. Советский народ ) - катойконим, официальное название населения СССР, часто идеологическое и пропагандистской клише, что служило для сокрытия этнического происхождения и состава населения. Понятие г. р. сочетало в себе в первую очередь общественно-политический аспект (принадлежность "Страны советов"), подчеркивало политическую видмиднисть "советского народа" от ранее существовавших - население и народов Российской империи - изобрело "новую историческую социальную и интернациональную единство народа".

Языке "межнационального общения" г. р. официально считалась русский , поэтому многие исследователи считают, что понятие г. р. также способствовало перманентной русификации .

1. Определение

советского народа".

По установившейся в СССР идеологическим определению это -

Согласно официальной советской коммунистической доктриной, советский народ является не национальной, а понаднациональною, многонациональной формацией, он не конечная, а переходная фаза развития межнациональных отношений от отдельных наций в многонациональных коммунистического общества. Когда коммунизм победит в мировом масштабе, дойдет до полного слияния наций: образование безнационального общества.

Руководители СССР и теоретики советской национальной политики признавали, что создание советского народа - это управляемый партией процесс. В таком плане Советский народ - искусственная идеологически-политическая конструкция, накинених руководителями КПСС нерусским народам СССР как инструмент в политике преодоления их стремлений к государственной независимости, ликвидации их прав в области государственной администрации , экономики, образования, культуры, уничтожения этнической и духовно-культурной самобытности народов и фактического превращения их в русских.

2. История возникновения понятия

Понятие советский народ появилось в середине 1930-х pp., Во время погрома нерусских народов, уничтожение их культурной верхушки и национальных партийных кадров, длительных кампаний против так называемого буржуазного национализма и прекращения всякой борьбы против русского великодержавного шовинизма.

Официальное понятия советский народ приняты впервые в резолюциях 18 съезд КПСС (1939) и тогда же вошло в устав КПСС. Однако попытка определения понятия советский народ сделал Никита Хрущев на 22 съезде КПСС (1961): "В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты, общий социалистическую Родину - СССР, общую экономическую базу, социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общий мировоззрение - марксизм-ленинизм, общую цель - построение коммунизма, много общих черт в духовном облике, в психологии ". Однако, в одобренную тогда новую программу КПСС это определение вошло. Оно появилось в 1970 году, в тезисах ЦК КПСС по случаю 100-летия рождения Ленина, и была повторена в речах Леонида Брежнева наисъездах КПСС.

Однако уже в 22 съезде (1961) дан ряд указаний (они есть в новой программе КПСС, принятой на том съезде), имевших закрепить существование и рост советского народа: о перемешивание населения путем обмена кадрами, многонациональность союзных республик и исчезновения значение границ между ними, дальнейшее уменьшение различий народов СССР, объединяющую силу русского языка как языка межнационального согласия, недопустимость национального "самоограничения", потребность творить надреспубликанськи зоны с органами, пренебрежительным над правительствами союзных республик. Еще сильнее толчок для осуществления концепции советского народа дал 24 съезд КПСС (1971).

В официальных постановлениях и в обществоведческой компартийной литературе поздних лет указано, в частности, на такие общие черты советского народа, как идеология, объединяющая всех граждан независимо от национальности, единственная советская культура, рост чувства принадлежности к новой исторической общности, и на то, что в рамках советского народа создается новый тип советских людей, которые также при сохранении национальных особенностей имеют общие обще-советские черты. Подчеркнуто также первоочередность всесоюзных интересов, в частности в экономике, над интересами отдельных народов СССР (так называемый единый народно-хозяйственный комплекс). Такая политика КПСС вызвало серьезное беспокойство среди нерусских народов СССР и уже в начале 1960-х pp. стала одной из причин возникновения национального сопротивления.

Одновременно в СССР предпринимались попытки "научно обосновать" понятие советского народа как "социологической категории". Этот вопрос стал предметом исследования в многочисленных трудах и конференциях. В процессе дискуссии оказались расхождения мнений относительно будущего социалистических наций и взаимоотношений между ними и народом, роли русского языка в жизни нерусских народов и определение самого понятия "советский народ" как социологического феномена и того, он уже новой советской нацией, следовательно, началом конца отдельных наций СССР. Частично затрагивают вопросы советского народа также авторы самвидавной литературы, в частности Иван Дзюба, который утверждает, что суть концепции советского народа в том, чтобы "обосновать и оправдать широко развернутый курс русификации" .

Составным идеологическим компонентом концепции советского народа является советский патриотизм, за официальным определением - любовь граждан СССР к своей Отчизне, преданность советскому обществу, государственному строю и делу коммунизма, был инструментом в борьбе против национальных стремлений нерусских, в противоположность их патриотизма.

3. Судьба некоторых народов в составе г. р.

Независимо от официальных заявлений и публикаций, ЦК КПСС вел последовательную политику государственной, политической, хозяйственной и духовной интеграции народов СССР. Она осуществляется путем стимулирования миграции, смешения населения и создания многонациональных рабочих коллективов для работы как в отдельных регионах страны СССР, так и в административных районах или конкретных жилых кварталах городов и крупных населенных пунктов. В частности, при различных промышленных новостройках, на заводах и в совхозах, где работают рабочие многих национальностей СССР, причем все они лишены каких-либо прав нацменьшинства и обречены на русификацию и сами становятся орудием русификации других нерусских народов. Одновременно на нерусскую территорию направляются русские рабочие и партийные и государственные руководители. Таким образом между 1959 и 1970 годами процент российского населения Украина возрос с 16,9% до 19.4%, Беларусь с 8.2% до 10,4%, Молдавии с 10,2% до 11,6%. Латвии с 26,6% до 29,2%, Эстонии с 20,1% до 24,7%, при том русские поселюються гол. ч. в городах нерусских республик. Степень урбанизации народов, имеющих свои республики, различен: самый высокий в россиян (68%), далее - армян (64.8%), эстонцев (55,1%), латышей (52,7%), украинский (48,7%) самый низкий в средне-азиатских народов %) и молдаван (20.4%). Неравномерное также уровень урбанизации всего населения республики: по переписи 1970, самый высокий в Эстонской (65%), Рос. (62%), Армянской (59%) и Укр. (55%), самый низкий - в Молд. (32%).

На основании приведенных статистических данных не приходится говорить о равную степень развития различных народов и республик СССР, который должен творить основание существования Р. н. Он еще больше нарушен, когда речь идет о состоянии высшего образования и количества научных работников отдельных народов СССР. Так, среди народов СССР, имеющими республики (за исключением грузин и армян), россияне имеют высокий процент студентов и значительно более высокий процент научных работников и аспирантов, чем их процентная доля среди населения СССР. Высшее образование должны в русские, живущие в нерусских республиках и работают там в партийном и государственном аппаратах , это определяет их господствующую роль среди нерусских народов.

Дискриминация нерусских народов и привилегированное положение русских проявляется также в том, что во всех нерусских республиках существуют русские школы, пресса, культурные учреждения, но таких привилегий не имеют народы в РСФСР. Более того, в российских школах в нерусских республиках учатся также дети нерусских, сеть их (даже низшей степени) постоянно растет, а большинство университетов и технических школ переведены на русский язык, что имеет большое значение в политике русификации нерусских. Распространены также в номинально нерусских школах параллельные классы русском и нерусской языками обучения. Цели русификации служат официально пропагандируемые смешанные супругов со значительным участием россиян. (Во второй половине 1960-х pp. В городах Украина была смешанных прдруж 26%, они преобладали среди украинский, живущих в диаспоре в РСФСР).

Вопреки заверениям деятелей КПСС о выравнивания классовой структуры отдельных народов СССР, будто бы предопределяет существование советского народа как многонационального, но сплошной социально-полит. общности людей, различия в классовой структуре отдельных народов СССР слишком разительны. Они заметные, если сравнить классовую структуру коренных национальностей отдельных республик. В частности россияне опережают другие народы в проценте рабочих (особенно работающих в промышленности) и служащих, зато только небольшой их процент составляют колхозники.

Доминанту является роль русских в КПСС, в частности в центральном партийном, а также держержавному аппаратах. Секретариат ЦК КПСС состоит (1975) исключительно из россиян. Они также (наряду грузин) имеют процентно высшее количество членов КПСС против их процента среди населения СССР: 61,0% и 53,3%; Украинскому: 15,9% и 16,9%; белорусы: 3,% и 3,7%; молдаване: 0,4% и 1,1% и т. д..

Господствующее положение русских отражается и в количестве печатной литературы. Из всех книг и брошюр (количество, единиц), которые были печатные в СССР в 1973, 80,4% пришлось на русский язык, периодических изданий (в том числе и журналов, но без газет) - 85,4%, газет - 62,3% (по их годовым тиражом 80,7%). Украинском языке соответственно: 3,9%, 2,9%, 20,0% (7,8%).

Неравенство между народами СССР усиливается и тем, что КПСС стремится к ослаблению национальных различий нерусских народов и усиления всего, что сближает их с Россией. Отсюда постоянная война КПСС против истории, традиции, культуры, языка нерусских народов путем их подделки или замалчивание освободительной борьбы против царизма и сов. власти, обвинения их в так называемом буржуазном национализме (таких упреков не выдвигают против русских).

Существует также дискриминация нерусских республик в области капиталовкладив, они не располагает накопленными в них капиталами, отходящие во всесоюзный бюджет без участия органов власти союзных республик. Подобное происходит в области экономического планирования и размещения промышленности.

Концепция Г. н. исторически подобная политической концепции "православия" (неправославных называли "инородцами") и "Панславизма" всеимперськои национальности (гражданства) и "всеимперськои культуры" в бывших британской и французской империях.

Концепция Г. н., Что служит ширмой для политики государственной и этнической унификации СССР расходится с основными тенденциями общественного и межнационального развития в самом СССР и вне его. Ни один народ добровольно не отрекается от своих национальных черт и не растворяется в других народах. Теоретики национальной политики КПСС приписывают взгляды о снятии национального обособления, о исчезновения национальных различий и о слиянии наций Ф. Энгельсом. Однако он говорил не о слиянии и исчезновение наций, но о взаимозависимости и равенства развитых наций в условиях социализма.

4. Правовые основы

Социально-политическая составляющая

В отличие, от например Конституции и США, где народ выступает субъектом государства , Конституция СССР 1977 года говорила, что

Вся власть в СССР принадлежит народу (Гл.1, Ст.2)

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов (там же)

А также:

Управляющей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая Партия Советского Союза. (Гл.1, Ст.6)

Так советскому народу, как время "революционной" власти большевиков ("Диктатуры пролетариата") во главе с Лениным, так и позже (эпоха "зрелого социализма") в Основном законе страны отводилась роль объекта - "трудящихся масс", которые под руководством субъекта государственной и политической власти - КПСС должны "строить коммунизм".

Этническая составляющая

СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма (Гл.8, ст.70)

Выявление политической воли

Единственный раз, когда "советскому народу" было предоставлено собственное право голоса - это предусмотренный статьей 5, Гл.1 Конституции СССР "Референдум", который состоялся 17 марта 1991 года и касался вопроса "Сохранение Союза ССР".

5. Социальная и демографическая структура

6. Этническая структура

7. Культура

Советские народные праздники, гулянья и обряды

    См.. также: Русификация в СССР

8. После СССР

Распад СССР (1991) на практике доказал, что идея "советского народа", как социально-политическая и этническая общность людей, не выдержала испытания временем. В СССР не было равенства не только между народами, но также между отдельными общественными классами. Советское общество - это по сути классовое общество, составленное, с одной стороны, из привилегированной правящего слоя ("Номенклатура") и, с другой - с бесправных млн крестьян, рабочих и интеллигенции. В это классовое общество внесло важных изменений процесс урбанизации, который должен стереть различия между селом и городом. В таком плане фальшивой также претензия КПСС, будто бы в период существования советского государства обеспечивалась социально-политическое равенство граждан СССР.

В настоящее время в правопреемницей СССР - Российской Федерации - понятие "многонациональный советский народ" заменено на "многонациональный народ Российской Федерации"

В последние годы в российской пропаганде використувуеться новый срок "Русский мир" ("русском мире"), активно пытаются распространять на территориях бывшей Российской Империи и Советского Союза.

Литература

    Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, . , Украина и Россия в исторической ретроспективе. Т.2 - Миф о "новой исторической общности", - Очерки в 3-х т. / / Ин-т истории Украины НАНУ. - К.: Наук. мысль, 20с. ISBN -4 Джунусов М. Многонациональный советский народ - новая историческая общность людей. - М., 1964 Рогачев п., Свердлин М. Нации, народ, человечество. - М., 1967 Дзюба І. Інтернаціоналізм чи русифікація? - Мюнхен , 1968 Матеріали XXIV з"їзду КПСС. - К., 1971 Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. - М., 1972 Куличенко М. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972 Гончарова В. Советский народ - историческая общность людей / / Философская мысль, ч. 2. - К., 1972 Маланчук В. Развитие национальных и межнациональных отношений на современном этапе / / Философская мысль, ч. 4. - К., 1972 Тадевосян Э. о государственных формах решения национального вопроса в СССР. - М., 1973 Цамерян И. Теоретические проблемы образования и развития советского многонациональна государства. - М., 1973 Lewytzkyj В. Sowjetskij narod. Was heist eigentlich "Sowjetvolk"? / / Oesterreichische Osthefte, 2 Heft. - Вена, 1973 Матюшкин Н. Патриотизм и интернационализм советского народа. - М., 1975 Советский народ - новая историческая общность людей. Становление и развитие. - М., 1975 Лихолат А., Комаренко Н. Основные направления в освещении проблемы Советский народ - новая ист. общность людей / / Украинский исторический журнал, ч. 1. - К., 1976

10. Сноски

1. Закон о языках в УССР (Рус.)

2. Закон о языках СССР (1990) (Рус.)

3. Див. наприклад Л. Масенко: "Языковая политика в СССР 60-80-х годов" - из книги: "Украинский язык в XX веке: история лингвоцида"

4. Большая Советская Енцкиклопедия (Рус.)

5. Конституция США начинается словами: "Мы, народ Соединенных Штатов, чтобы создать совершенный союз, установить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие, ввести совместную оборону, содействовать общему благосостоянию и обезопасить нам самим и нашим потомкам блага свободы - издаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов. "

6. Последняя, ??третья ("брежнеевська") редакция Конституции СССР, 1977 года

См.. также

    Homo Sovieticus Коммунизм Манкурт Русификация Русский мир
государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей. Теоретическое положение о Советский народ как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «... творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40). Советский народ представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма . У Советский народ единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является русский язык .

В образовании Советский народ важнейшая роль принадлежит КПСС. Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267). Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего Советский народ , цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ - новая историческая общность, М., 1972.

С. Т. Калтахчян.

Статья про слово "Советский народ " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11523 раз

Общество, построенное в результате такой стратегии, оставалось нерасчленимым народом или даже укрупненным, масштабированным этносом, хотя по форме оно репрезентировало себя как совокупность гражданских индивидуумов, сознательно объединившихся в особый тип общежития.
В такой ситуации советское общество не могло быть названо «нацией», особенно в политическом смысле, «советской нацией». Русский язык, формально представленный как «идиом», выполнял функцию койне, т. к. многие этнические группы продолжали толковать его как искусственный инструмент межэтнического общения, и легко вернулись к своим языкам после распада СССР.
Советский народ был именно народом, сохранившим внутри себя этнические группы, которые представляли собой либо этносы, никогда не переходившие к фазе народа (лаоса), либо тех, кто ранее являлся народом (как исторической общностью), но утратил возможности самостоятельного участия в истории. Если бы мы имели дело с «советской нацией», то эта этничность должна была бы быть качественно преодолена и стерта.
Сталинская национальная политика
Чрезвычайная запутанность проблемы определения «национальности» не мешало сталинскому режиму вести прагматичную политику в отношении эт
носов. В основе этой практической политики лежал принцип укрепления политического и территориального единства СССР, несмотря на декларируемые «права наций». Сталин был заинтересован в том, чтобы СССР были унитарным, по сути, государством, а для этого ни одна этническая группа не должна была иметь возможности превратиться в «народ» и поставить своей целью создание самостоятельной суверенной государственности. Для этой цели Сталин стремился включить в административные территории Республик зоны с этническим населением, отличным от основной его массы. В некоторых случаях он сознательно разделял близкие этнические группы по разным административным единицам. Так были созданы Кабардино-Балкария и Карачае- во-Черкесия, обе населенные и тюрками (балкарцы и карачаевцы), и адыгами (черкесы и кабардинцы) в обратных пропорциях: в первом случае численно преобладали кабардинцы, во втором - тюрки-карачаевцы. В состав Грузии входили этнически отличные от грузин абхазцы (адыгская группа) и осетины (иранская группа, индоевропейцы). В Казахстан были включены значительные области, населенные этническими русскими. Территории Узбекистана и Тад- жикистана были разграничены вообще произвольно. Все границы в СССР имели относительное значение, поскольку в условиях фактической унитарности они были лишь административными конвенциями.
При этом в Республиках и, особенно, в республиканских комитетах Коммунистической Партии высокие посты чаще всего занимали этнически русские, рассматривавшиеся Сталиным как естественные носители центростремительных тенденций. Проводилась политика интенсивной русификации, а там где создавались «национальные» формы письменности, советская власть старалась по возможности вводить кириллицу.
Тем самым создавались предпосылки для интеграции советского народа в однородное социалистическое общество.
Те тенденции, которые способствовали росту этой однородности, Сталин поощрял; те, которые препятствовали, вырывал с корнем. При этом Сталин, будучи кавказцем, очень внимательно относился к этническому фактору, стараясь сочетать репрессии против всех проявлений национализма с серией политико-административных шагов, которые вызывали бы одобрение этнических групп. Так, в СССР поддерживалось развитие этнических культур, фольклорных коллективов, этнических театров, этнографических музеев, призванных поддержать этнические чувства, но в контексте марксистского и советского взгляда на историю, общество, культуру, мораль и т. д.
Особо следует оговорить практику этнических чисток, к которой Сталин прибегал с конца 1930-х годов, накануне Великой Отечественной войны. Усомнившись в лояльности советской власти ингерманландцев (финский этнос), живших на российско-финской границе, он организовал их массовое выселение на север и в Таджикистан. Из пограничных зон Украины в Среднюю Азию позднее выселили практически всех поляков. В августе 1937 года 180 тысяч корейцев из Приморья, которые, по мысли Сталина, нуждались в интенсивной русификации, были отправлены эшелонами в Казахстан и Узбекистан.
В ходе и после окончания Великой Отечественной войны этнические чистки еще более усилились. На территориях, которые оказались под нацистской оккупацией, представители различных этнических групп проявляли себя по- разному с точки зрения лояльности к советской власти и отношений к оккупантам. В Белоруссии примеров сотрудничества с нацистами практически не было,

партизанское движение там было самым сильным и активным, и жертвы среди белорусского населения были огромными. В Западной Украине или в странах Балтии, напротив, было достаточно примеров сотрудничества с немцами - и часто сознательного и основанного на антисоветской и антироссийской почве. Случаи коллаборационизма отмечались среди крымских татар, чеченцев, ингушей, турок-месхетинцев, кабардинцев, карачаевцев, калмыков и т. д. Ответ Сталина был направлен не против отдельных лиц, замешанных в этих деяниях, а против целых этносов, подвергшихся насильственной депортации - подчас в условиях, которые можно было назвать сознательным геноцидом.
В этом отношении к этносам мы видим пример классического переноса индивидуальной вины на весь этнос, характерного для традиционных государств и империй: точно также поступали воины Чингисхана, уничтожавшие целые этносы из-за проступков их отдельных представителей, чаще всего вождей; также тюрки Тюркютского каганата вырезали жужаней. Сталин под эгидой «социализма» воспроизводит нормативы традиционного общества (народа/лаоса), что позволяет определить реальное содержание его «национальной политики» - ее целью являлось укрепление государства, подчинение различных этносов единой интегральной стратегической цели и государственной элите, не терпящей ни возражений, ни предательства. При этом на практике Сталин руководствуется стратегией, свойственной любой империи, жестко отстаивающей свои интересы и манипулирующей с этносами в том формате, в котором это отвечает данным интересам.

Взгляд на вопрос об обоснованности утверждение о формировании в СССР «новой общности - советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»

В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации. Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.

Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целинных комель.

Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела к усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.

Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества.

Важнейшая из этих черт - единая для всех наций и народностей политическая система.

Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза. Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм. В Советском Союзе сложилась новая историческая общность - советский народ, который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.

Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. советский история социалистический

Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм - мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение марксизм-ленинизм и одну цель - построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.

Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм.

Распад СССР произошел на фоне усиления тяги к самоопределению наций, в первую очередь тех, права которых были ущемлены историей. Советская национальная политика не всегда способствовала развитию культуры, языка, традиций. Нарушалась территориальная и национальная целостность народов. Во имя общего порой ущемлялось частное. Негативную роль сыграло и преждевременное провозглашение новой исторической общности - "советского народа".

Построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистич. преобразований и возникновения прочного социально-политич. и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей. С. н. представляет собой многонац. тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистич. строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистич. идеалами рабочего класса, принципами интернационализма. У С. н. единые высшие органы гос. власти и гос. управления СССР, Конституцией СССР для всех сов. людей установлено союзное гражданство. Общим языком межнац. общения в СССР является рус. язык, что является выражением той роли, которую играет рус. народ в братской семье народов СССР.

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС - партии, интернац. по своей идеологии, политике, составу и строению. Объединяя в своих рядах наиболее сознат. часть дружеств. классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность сов. людей получила всестороннее в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности сов. общества, его социальнополитич. единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенар. привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернац. экономич. общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный нар.-хоз. , включающий нар. хозяйство всех республик и развивающийся по единому гос. плану в интересах всей страны и каждой республики.

На основе экономич. и социально-политич. общности социалистич. наций и народностей растёт их духовная общность, происходит дальнейшее сближение нац. культур. Усиление интернац. черт в нац. культуре и характере говорит не о том, что национальное якобы приносится в жертву интернациональному, а о том, что меняется, обогащается само национального. Величайшим результатом революц. переустройства общества явилось рождение нового духовного и психологич. облика сов. людей, которые, сохраняя свои нац. особенности, в главном имеют интернационалистские черты. Нац. общность находится в органич. единстве с более высокой, интернац. общностью, и представители любой нации и народности СССР считают себя прежде всего сов. людьми, что нашло в возникновении чувства общенац. гордости сов. человека. С. н. как новая социальная и интернац. общность стал важнейшим фактором дальнейшего прогресса развитого социализма в СССР и прообразом будущих более широких интернац. общностей людей.

Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая , Соч., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, ПСС , т. 10; его же, Положение и задачи социалистич. Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистич. Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС , М., 1971 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Дорогами дружбы, М., 1972 ; Советский народ - строитель коммунизма, т. 1-2, Фрунзе, 1977 ; Развитие советского народа - новой исторической общности, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


    СОВЕТСКИЙ НАРОД - СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая история, социальная и интернац. общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистич. преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и терр., единую, основанную на … Демографический энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель построение коммунизма; возникла в СССР в… …

    Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате… … Научный коммунизм: Словарь

    1) в широком смысле слова всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч.… … Философская энциклопедия

    НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Главные положительные черты советского человека … Википедия

    народ - , а, м. == Счастливые народы Советской страны. патет. Купина, 51. == Подлинно свободные народы. патет. О народах Советского Союза. ◘ В рамках содружества подлинно свободных народов обеспечена полная победа социализма. М лы XXII съезда… … Толковый словарь языка Совдепии

    1) в широком смысле слова всё население определённой страны. 2) В историческом материализме Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению… … Большая советская энциклопедия

    Прил., употр. часто Морфология: нар. по советски 1. Советским называли то, что было основано на управлении Советами как органами государственной власти. Советская власть. | Советское государство. | Союз Советских Социалистических Республик. |… … Толковый словарь Дмитриева