Смешной случай из жизни.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2014-2015 учебный год

8 класс

Время выполнения – 150 минут

Задание 1

В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести

Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Где бы вы выбрали для него место (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?

Задание 2

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, проанализируйте текст, излагая свои впечатления о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно, доказательно .

В. Крупин

Сбрось мешок!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать. А все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.

Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой, солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени – и рвать. Пожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».

    Кто рассказывает историю? Попробуйте восстановить судьбу героини. Охарактеризуйте ее речевые особенности.

    Проанализируйте композицию рассказа: вычлените основные части, покажите, как они связаны между собой.

    Что такое красота в понимании героини? Какое место, по ее мнению, красота должна занимать в жизни? Как формируется чувство прекрасного в человеке?

    В жизни каждого человека есть мгновения, когда он особо остро переживает чувство прекрасного. Об этом – прочитанный Вами рассказ. Напишите о подобных моментах в своей жизни.

Критерии оценивания

Задание 1

    Цельность, стройность работы (Максимум – 5 баллов)

    Понимание задания и умение работать в предложенном направлении (Максимум – 5 баллов)

    Адекватность и точность выбора средств для выражения собственной мысли (Максимум – 5 баллов)

    Умение приводить для доказательства текст произведения (Максимум – 5 баллов)

МАКСИМУМ ЗА 1 ЗАДАНИЕ: 20 баллов

Задание 2

При оценке выполнения задания учитываются:

    Оригинальность работы (Максимум – 5 баллов)

Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»

    Глубина постижения произведения (Максимум – 5 баллов)

Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»

    Богатство словаря (Максимум – 5 баллов)

Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»

    Разнообразие использованных синтаксических конструкций (Максимум – 5 баллов)

Шкала оценок: 0 баллов; 1 балл – «3»; 3 балла – «4»; 5 баллов – «5»

    Рассказ о собственном пережитом чувстве прекрасного (Максимум – 10 баллов)

Шкала оценок: 0 баллов; 3 балла – «3»; 6 баллов – «4»; 10 баллов – «5»

МАКСИМУМ ЗА 2 ЗАДАНИЕ: 30 баллов

ИТОГО: 50 баллов

Олимпиадные задания

по литературе 8 класс

Задания.

    Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.

    1. «На задних лапах я хожу ».

      «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».

      «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

      «Избави, бог, и нас от этаких судей ».

      «Великий человек лишь громок на делах».

5 баллов

    1. На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

2.2. «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

2.3. (Он) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».

2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,

ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

2.5. Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа)

3. С какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.

    В.А.Жуковский. 1. Тарханы.

    А.С.Пушкин. 2. Спасское – Лутовиново.

    Н.А.Некрасов. 3. Ясная Поляна.

    А.А.Блок. 4. Таганрог.

    Н.В.Гоголь. 5. Константиново.

    М.Е.Салтыков- Щедрин. 6. Белев.

    М.Ю.Лермонтов. 7. Михайловское.

    И.С.Тургенев. 8. Грешнево.

    Л.Н.Толстой. 9. Шахматово.

    А.П.Чехов. 10. Васильевка.

    С.А.Есенин. 11. Спас – Угол.

5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

4.1. О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной.

4.2. А вороны?..

Да ну их к Богу!

Я ж в своем, не в чужом бору.

Пусть кричат, поднимают тревогу –

Я от карканья не умру.

    1. Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья…

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

4.4. Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

    1. Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

    1. Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат…

    баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

    Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их

сближает? Какие образы создают поэты в своих стихотворениях? В чём

особенность манеры каждого из поэтов? Как вы думаете, почему поэты так

часто обращаются к данной теме? Какие приёмы помогают им выразить

свою мысль острее и ярче? Ответьте на эти вопросы в виде связного

текста.

Вадим Шефнер

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТИХАХ

Стихи - не пряник и не кнут,

И не учебное пособие;

Они не сеют и не жнут -

У них задание особое.

Они от нас не ждут даров,

Открещиваются заранее

От шумных торжищ и пиров,

От хитрого преуспевания.

Милее им в простом быту,

Почти неслышно и невидимо,

Жить, подтверждая красоту

Всего, что вроде бы обыденно.

Но в громовые времена,

Где каждый миг остёр, как лезвие,

На помощь нам идёт она -

Великодушная поэзия.

Где пули свищут у виска,

Где стены и надежды рушатся,

Припомнившаяся строка

В усталых пробуждает мужество.

Тоска, разлука ли, болезнь -

Что ни творится, что ни деется, -

Пока стихи на свете есть,

Нам есть ещё на что надеяться.

Константин Арбенин

ПОЭЗИЯ

Поэзия - не утопия,

Не миссия, не судьба.

Поэзия - ласкостопие,

Надветренная ходьба.

Поэты хранят творения

Не в сердце, не на лице,

А в складочках оперения,

В летательной их пыльце.

Поэты хранят творения

Не в сердце, не на лице,

А в складочках оперения,

В летательной их пыльце.

Поэзия - не позиция,

Не вызов, не точка взрыва.

А утлое, неказистое

Прибежище у обрыва.

Не бешеная удача,

Не выхоленный зверёк,

А с крупной купюры сдача,

Звенящая поперёк.

Поэты - канатоходцы,

Скользящие над толпой.

И бурлаки, по солнцу

Бредущие бечевой.

И все их повадки - птичьи,

И призрачны их права.

И лишь на четверостишье

Держится голова.

Но все мы зависим в общем-то

От этих пернатых душ -

От их неземного почерка,

От их невесомых нужд.

И дышат стихом на истину,

Как греют в ладонях птах,

Серьёзные легкомысленники

Поющие в проводах.

Поэзия слов не ищет

И не приносит весть.

Поэзия - это днище

Ковчега, где все мы есть.

    баллов

    В мире существуют памятники не только выдающимся людям,

оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных

произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге –

Носу майора Ковалёва, или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?

30 баллов

Ответы по литературе 8 класс

Задание 1

    1. И.А.Крылов «Две собаки».

      И.А.Крылов «Кукушка и петух».

      И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

      И.А.Крылов «Осел и Соловей».

      И.А.Крылов «Две бочки».

По 1 баллу за каждый правильный ответ – всего 5 баллов

Задание 2

2.1. Алена Дмитриевна. Произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    1. Акакий Акакиевич Башмачкин. Произведение Н.В.Гоголя «Шинель».

      Калиныч. Произведение И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

2.4. Помещик, князь Урус – Кучум – Кильдибаев. Произведение М.Е.Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик».

2.5. Портрет А. Струйской (поэтическое «прочтение» картины художника Ф.С.Рокотова). Стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет».

Всего: 7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).

Задание 3

1 – 6 7 - 1

2 – 7 8 - 2

3 – 8 9 - 3

4 – 9 10 - 4

5 – 10 11 - 5

6 – 11

Всего:5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).

Задание 4

4.1. Константин Николаевич Батюшков.

4.2. Александр Яковлевич Яшин.

4.3. Феодосий Петрович Савинов.

4.4. Николай Михайлович Рубцов.

4.5. Ольга Александровна Фокина.

4.6. Сергей Сергеевич Орлов.

Всего: 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задание 5

Поскольку тема этих стихотворений традиционна для лирики, ученики

могут быть знакомы с другими поэтическими текстами, в которых авторы

рассуждают о предназначении поэзии и роли поэта. В этом случае очень ценны будут наблюдения над тем, в чём особенность разработки данной темы в

конкретных текстах.

Важно не сводить выполнение задания к перечислению обнаруженных

в текстах стихотворений образов и приемов, а проанализировать

содержательность формы, особенности поэтического языка каждого из поэтов. В текстах обоих стихотворений много слов и выражений, понимание которых вызывает трудности у современных школьников, поэтому без установления их значений понимание смысла стихотворений будет затруднено.

20 баллов

Задание 6

Оценивая работы, важно учитывать следующее: при выполнении этого

задания ученикам придётся продумать, какие именно детали, характеризующие персонажа, помогут им создать не просто зрительный, но и объёмный образ, отобрать наиболее значимые из них – для этого необходимо

продемонстрировать не только детальное знание текста, но и понимание его.

Кроме этого, ученики должны показать знание исторического и

культурологического контекста (эти знания проявятся в выборе и обосновании места, где будет стоять «памятник»). Возможно, учащиеся при изложении своей концепции расскажут о том, что им известно об истории создания

произведения, о творческой биографии автора.

При оценке работы, безусловно, следует учитывать богатство словаря

ученика и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик, а также то, как ученик строит высказывание (в этом выразится его понимание, что такое композиция текста).

30 баллов

Итого: 74 б.

Вопрос: Написать развернутый ответ В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?

Написать развернутый ответ В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?

Ответы:

О! Я бы наставил огромное количество памятников,но именно сейчас,у меня лирическое настроение,и я расскажу о памятнике Татьяне Лариной.Представьте себе огромное окно(стены мы не можем разместить на нашем пьедестале,они громоздки и физически и эмоционально),на подоконнике сидит Татьяна.Если бы я был заказчиком,то "живьём не слез "бы со скульптора,пока он не добился невероятно романтического и наивного лица.Всё остальное-детали.Конечно лёгкое ситцевое платье,полевые цветы в руках,но главное-взгляд.Взгляд наполненный надежды и любви,который устремляется куда-то неизмеримо далеко. Памятник я установил бы в своём городе(это мой эгоизм),в парке,чтобы Татьяна глядела в сторону этого зелёного уголка.Рядом обязательно скамеечки,на которых можно помечтать и впервые объясниться в любви. А если серьёзно,то расставил бы копии во всех городах нашей страны,ведь нам всем нужно влюбляться,признаваться и быть трогательными и милыми.

Похожие вопросы

  • Отметить падежи у сущ,а в глаголах род,число лицо Хороша ель зимой.тяжелые шапки чистого снега висят на ее раскидистых ветках-лапах.Высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек.на опушке елового леса растет зеленый молодняк. У людей ель пользуется особенной любовью.В новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные елки.Особенно хороша ель в лесу,на свободе.В зимние звезжные и лунные ночи блестят на ее ветвях снег.Сказочным кажется дерево при лунном свете.
  • укажите разряд прилагательных.Итальянский,сербский,румынский,хорватский,болгарский,
  • Придумать на всю неделю предложения "что я собираюсь делать". Начинать предложения с "I am going to..." заканчивая "on Monday..." и так до воскресения. Прошу только НЕ с решебника!

Еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они . Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания . Эта функция сохраняется и . Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои рядом со статуями своих многочисленных . Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным-спасателям, погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасавшему жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на и ждал приезда своего умершего хозяина. Во многих европейских городах в последнее время появилась тенденция устанавливать необычные и забавные памятники . В Вашингтоне есть памятник людям, стоящим в очереди, в Братиславе можно увидеть памятник сантехнику, высовывающему голову из канализационного люка, а в Париже сфотографироваться рядом с памятником пальцу. Такие сооружения не несут какую-то важную социальную функцию, они сделаны для настроения, украшения города и привлечения к нему внимания туристов.Человеческая память коротка, жизнь идет своим чередом и постоянно появляются новые . Памятники не дают человечеству забыть о самых важных вехах в своей истории, о людях и событиях, которых хотелось бы помнить всегда.