Стругацкий борис о силе. Борис Стругацкий: биография и некролог

Борис Стругацкий - известный советский и российский писатель-фантаст. Работал в соавторстве со своим родным братом Аркадием. Их произведения стали классикой советской социальной и научной фантастики. Лучшие из них до сих пор читают и экранизируют.

Биография писателя

Борис Стругацкий был младшим из братьев. Он родился в 1933 году в Ленинграде. Его отец работал научным сотрудником в Русском музее, а мама была учительницей. Так что герой нашей статьи получил качественное образование.

Когда началась Великая Отечественная война, Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде. Лютой и холодной зимой 1942-го Борис заболел, поэтому в эвакуацию отправились только его отец и старший брат. В дороге под Вологдой Натан Залманович скончался из-за истощения.

Покинуть город Борис Стругацкий с матерью смог только в 1943 году. С Аркадием они воссоединились в поселке Ташла Оренбургской области (тогда она называлась Чкаловской). После войны вернулись в город на Неве.

Образование фантаста

Борис Стругацкий окончил школу в 1950 году. На выпуске получил серебряную медаль. Планировал поступать в Ленинградский государственный университет на физический факультет. Однако не был принят.

Тогда он решил учиться на математико-механическом факультете. В 1955 году получил диплом астронома.

В аспирантуру Борис Натанович Стругацкий, биография которого в начале жизни была связана только с точными науками, поступил в Пулковскую обсерваторию. Пытался защитить диссертацию, но и тут потерпел неудачу. Выяснилось, что ее тема была изучена и раскрыта за границей еще в 1942 году.

После этого Борис остался работать на счетной станции, которая располагалась при Пулковской обсерватории, в должности инженера-эксплуатационника. Трудился на счетно-аналитических машинах.

В 1960 году отправился на Кавказ в геодезическую экспедицию. В рамках программы поиска территории для установки Большого телескопа академии наук СССР проводил астроклиматические исследования.

Творческая карьера

Борис Натанович Стругацкий, годы жизни которого 1933-2012, профессиональным писателем стал только в 1964-м. Ему был 31 год.

Бориса приняли в Союз писателей СССР. При этом он еще несколько лет оставался работать в Пулковской обсерватории на неполный рабочий день.

С начала 70-х годов не только пишет книги в соавторстве со своим родным братом, но и руководит семинаром, который функционирует в Ленинграде и пользуется популярностью в среде молодых писателей-фантастов. Позже стал известен далеко за пределами северной столицы как семинар Бориса Стругацкого. Фото писателя в те годы регулярно попадало на обложки советских литературных журналов.

Учредил премию "Бронзовая улитка", которая вручалась за лучшие фантастические произведения на русском языке. Она просуществовала с 1992 по 2012 год. Председателем жюри и его единственным членом был сам Борис Натанович Стругацкий, фото которого в то время было знакомо каждому любителю фантастики. Именно поэтому премию называли самой субъективной в мире. В разные годы ее лауреатами становились Михаил Успенский, Михаил Веллер, Кир Булычев, Андрей Лазарчук, Марина и Сергей Дяченко, Дмитрий Быков, Захар Прилепин.

В 2002 году учредил журнал под названием "Полдень. XXI век", в котором стал главным редактором. Это был ежемесячный литературный альманах, в котором публиковались фантастические произведения. Печатали как начинающих, так и маститых авторов.

Известно, что увлекался коллекционированием Борис Натанович Стругацкий. Интересный факт: он собирал марки. Это хобби нашло отражение в его произведениях.

Герой нашей статьи был женат. Его избранницей стала Аделаида Карпелюк, которая была младше его на два года. Ее отец Андрей Карпелюк - генерал-майор, участник советско-финской и Великой Отечественной войны. Борис и Аделаида познакомились еще в студенческие годы в Ленинградском государственном университете. В 1959 году у них родился сын Андрей.

Болезнь и смерть

В конце жизни у Бориса Натановича обнаружился тяжелый недуг - лимфосаркома. После долгой болезни в ноябре 2012 года он ушел из жизни. Ему было 79 лет.

Согласно завещанию, тело писателя было кремировано. Супруга фантаста пережила его всего на один год. Ее тоже кремировали. В апреле 2014 года их прах был развеян над Пулковскими высотами в Санкт-Петербурге.

Библиография

Большинство литературных трудов Борис создал совместно со своим братом Аркадием. В основном они написаны в жанре социальной и научной фантастики.

Сам Борис Стругацкий часто называл их реалистической фантастикой. Их главная цель была в том, чтобы отвести центральную роль в произведении человеку и его судьбе. Далекие планеты и невероятные технологии при этом были не более чем декорациями.

Первой книгой Стругацких стала повесть "Страна багровых туч", которая вышла в 1959 году. Действие этого произведения разворачивается в 90-е годы в Союзе Советских Коммунистических Республик. Главный герой - специалист по транспортным машинам с ядерным приводом Алексей Быков. Он приезжает в Москву и получает задание отправиться в экспедицию на Венеру.

В 1964 году вышла культовая научно-фантастическая повесть "Трудно быть богом". Действие в ней разворачивается в государстве Арканар, находящемся на другой планете. Уровень развития цивилизации, которая там обитает, сопоставим со Средневековьем на Земле. В Арканаре негласно работают сотрудники института экспериментальной истории с планеты Земля, которые наблюдают за развитием этого мира.

В 1965 году братья выпускают юмористическую фантастическую повесть "Понедельник начинается в субботу" о судьбе ленинградского программиста Александра Привалова. В произведении сатирически высмеиваются бюрократы, приспособленцы, жулики от науки.

Их последним совместным произведением стал роман "Отягощенные злом, или 40 лет спустя". Он вышел в 1988 году. В нем библейские сюжеты переплетаются с острыми современными проблемами. В центре событий молодежная группа под красивым названием "Флора" (аналог хиппи), главная проблема - в индивидууме, который идет против всех.

Самостоятельное творчество

После смерти Аркадия Борис стал работать самостоятельно. Под псевдонимом С. Витицкий он выпустил два романа. В 1995 году вышел "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики".

Он рассказывает о программисте Станиславе Красногорове, который отмечает свой день рождения с близким товарищем по имени Виктор Киконин. Он начинает рассуждать об удивительной особенности - всю жизнь судьба его оберегает в самых невероятных и опасных ситуациях. Пытается осознать свое предназначение, для этого сочиняет роман "Счастливый мальчик", в котором пытается приводит доказательства избранности своей судьбы. Только для чего он предназначен, главный герой не знает.

Последний роман Стругацкого

В 2003 году Борис под псевдонимом С. Витицкий выпускает роман "Бессильные мира сего". Произведение основывается на трех сюжетных линиях. Композиция сложна, мозаична, имена и прозвища персонажей постоянно переплетаются. Критики считали, что это самое тяжелое произведение из всего написанного автором.

Один, немного нескромный вопрос... правда, как говорится «Hе бывает нескромных вопросов - бывают нескромные ответы»... Любое из Ваших произведений с течением времени может превратиться (или уже превратилось) из фантастического в повествовательное. Какому из них Вы не дали бы стать реальностью, имея возможность ВЫБОРА?

Сергей Кузьмин < > Вентспилс, Латвия - 06/13/98 21:34:45 MSK

Дорогой Сергей! В своих произведениях АБС спроектировали много «злых» миров. Hапример, мир Саракша. Или мир Гиганды. Или мир Арканара. Разумеется, будь моя воля, ни одному из них я не дал бы реализоваться. Hо с другой-то стороны: в них нет ничего невероятного или «дьявольского» - их сотворили не демоны, а люди, эти миры населяющие. Вправе ли я лишать людей права выбора? Это вопрос! Тут ведь все дело в том, что не бывает миров, где ВСЕ были бы несчастны; в каждом мире можно приспособиться и жить счастливо, и даже не догадываться, что ты несчастен. И каждый раз, когда ты принимаешь решение «прекратить» какой-то мир, ты обязательно лишаешь миллионы людей их маленького, странного, но - для них-то несомненного - счастья. Такие дела. Спасибо за добрые слова о нашей работе.

Борис Натанович, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1. Ваши собственные книги будут выходить?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:44:27 MSK

Имеется в виду: буду ли я их писать? Я пишу, но очень медленно и трудно. Надеюсь, что еще один роман мне закончить удастся. Но когда? Не знаю.

2. Кого в российской фантастико-фэнтазийной литературе Вы сейчас выделяете?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:00 MSK

Есть целая когорта прекрасных писателей. Все они хорошо известны. Рыбаков, Столяров, Логинов, Лукьяненко, Лукин, Штерн... всех не перечислишь. А ведь есть еще Веллер с Пелевиным - сами они себя фантастами не считают, но я-то знаю, что они фантасты - и превосходные.

3. Сколь хорошо или плохо, по-вашему, творчество Майкла Муркока?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:58 MSK

Я давно уже стал равнодушен к зарубежной фантастике. Муркока читать пытался - не понравилось.

4. Вы продолжаете верить в «Храм», который описали в «Граде обречённом»?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:46:42 MSK

Теория (а точнее - гипотеза) Храма есть просто попытка облагородить довольно-таки бессодержательное и очень неопределенное понятие «смысла жизни». Теория эта не хуже других. Но и не лучше. На самом деле смысл жизни каждый человек определяет себе в меру способностей своих и нравственного своего потенциала. Не может быть смысла жизни у толпы, а Храм очень недурен, как смысл жизни для человека определенного типа.

Как Вам удается добиваться того, что, читая Ваши произведения, не кажется, что писали 2 человека? Ведь, наверное у Вас с Аркадием разные стили и представления о пишущемся произведении. Как приходили к консенсусу?

Sol < > Новосибирск, Россия - 06/13/98 21:48:33 MSK

Это был длительный путь проб и ошибок. Мы перепробовали, я полагаю, все возможные способы работы вдвоем и остановились на самом эффективном. Один сидит за машинкой, другой - рядом. Один предлагает фразу, другой ее обдумывает и вносит изменения. Первый соглашается или не соглашается. Если соглашается, - фраза заносится на бумагу. Если нет, - процесс внесения поправок продолжается. И так - фразу за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей. С точки зрения свежего человека этот метод кажется неуклюжим и излишне трудоемким. Однако, это есть не что иное, как УСТНАЯ правка черновика. В каждом окончательном тексте АБС содержится на самом деле три-четыре-пять черновиков, которые никогда не были написаны, но зато были ПРОИЗНЕСЕНЫ. Разумеется, такой способ работы возможет только в том случае, если соавторы, будучи людьми разными и даже очень разными, тем не менее имеют общие представления о том, что в литературе хорошо, а что - плохо. Такое общее представление у АБС было изначально, и с течением времени общего в их позиции становилось все больше, хотя определенные различия и сохранялись. Эти различия, впрочем, не мешали работе, а скорее помогали, особенно когда возникали творческие тупики. Так в процессе эвлюции выживают не самые генетически совершенные виды, а те, у которых генотип способен быстро и резко меняться при необходимости.

Уважаемый Борис Натанович! А какой музыкой Вы увлекаетесь (если увлекаетесь)? Какие жанры? Исполнители? Также, что Вы думаете по поводу произведений Кастанеды? Это надуманно, или правда? Насколько близки Вам эти произведения?

Артём < > New York, USA - 06/13/98 21:50:51 MSK

В музыке я почти полный профан. Всем симфоническим оркестрам и поп-группам предпочитаю обыкновенную тишину. О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не держал в руках.

Почти ВСЕ сегодняшние писатели-фантасты учились на Ваших книгах. Уважаемый БорНат (если Вас так можно называть:), хотелось бы знать, как Вы к этому относитесь?

Sobo Igor < > Уфа, Россия - 06/13/98 21:52:37 MSK

Мне это, разумеется, приятно. Особенно, когда, начав как подражатель АБС, автор находит собственный путь и собственную манеру.

Уважаемый Борис Натанович! Прекратилось ли Ваше сотрудничество с кинематографистами? Помню, кажется, в конце 80-х упорно ходили слухи, что собираются снимать сериал по «Обитаемому острову», кто-то из фэнов кричал, что слышал собственными ушами, что запущен фильм по «Малышу». Потом пошли разговоры о том, что «Трудно быть богом» собирается переснимать какой-то наш кинематографический мэтр. Насколько эти слухи обоснованы, стоит ли ждать экранизаций?

Григ Пермь, Россия - 06/13/98 22:21:12 MSK

Сценарий «Обитаемого острова» (и очень недурной!) был написан; и договор был заключен; и дело было совсем на мази - говорят, даже какой-то материал был отснят. А потом все как-то само собой бесследно рассосалось. «Малыша» сняли в Чехии. Американцы купили «Пикник» несколько лет назад, но фильм почему-то так и не сделали. Греки купили «Миллиард лет». В России один режиссер давно уже грозится снять фильм по сценарию «Туча»... Ну, и так далее. Я уже давно отучился верить обещаниям киношников. Бог им судья.

Борис Натанович, в Вашем романе «Поиск предназначения» Вы упоминаете знаменитого рок-гитариста Ричи Блэкмора. А каково вообще Ваше отношение к современной музыке, в частности, к рок-музыке? Слушаете ли Вы ее? Если да, то что?

Александр Бессонов < > Томск, Россия - 06/13/98 22:22:51 MSK

Я никогда не слушаю музыку СПЕЦИАЛЬНО. Но мне иногда ПРИХОДИТСЯ ее слушать. Вообще я люблю классику рока: Битлов, Дип Парпл, Роллинг Стоунз... Ричи Блэкмор попал в текст «Поиска» совершенно случайно - просто подвернулся под руку.

Уважаемый Борис Натанович, у меня два вопроса. 1. Прогрессирует ли человечество духовно или нет ничего нового под солнцем, и мы остались теми же людьми (не скажу - дикарями), с той лишь разницей, что нас окружают не мамонты, а компьютеры? (Речь не идет о социальном прогрессе).

Дмитрий Поляшенко < > Москва, Россия - 06/13/98 22:27:52 MSK

Уважаемый Дмитрий! К сожалению, не существует эталона для измерения духовного прогресса человечества, а потому и ответа на Ваш вопрос также не существует. У меня лично такое впечатление, что все «открытия» в области нравственности и нравственной философии уже человечеством сделаны, и в этом смысле, действительно, ничего нового под Луной нет. Теперь дело за малым: внедрить все эти высочайшие достижения мысли и морали в души гигантских человеческих масс. И вот здесь нас ожидает большое разочарование. Названные массы тысячелетиями живут по принципу «старое поколение повторяется в новом», и ничто пока не способно изменить этого стационарного процесса. Под тоненькой хрупкой пленочкой новой нравственности (скажем, христианской) живет все тот же волосатый дикарь с дубиной, что и сорок тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в себе подавлять (или усыплять; или прикармливать; или одурманивать; или обманывать; или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества будет иметь место затрудненка. (Что, впрочем, как и раньше, как всегда, не будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и даже небольших коллективов.)

Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, лауреат Государственной премии РСФСР, международной премии за вклад в фантастику, премии имени Жюля Верна, главный редактор журнала фантастики «Полдень, XXI век»

Родился 15 апреля 1933 года в городе Ленинграде. Отец – Стругацкий Натан Залманович (1892–1942 г.г.), искусствовед, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать – Стругацкая (Литвинчёва) Александра Ивановна (1901–1979 г.г.), школьный педагог, Заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена «Знак Почёта». Супруга – Стругацкая Аделаида Андреевна, научный сотрудник Пулковской астрономической обсерватории Российской академии наук. Сын – Андрей (1959 г. рожд.). Пятеро внуков
Натан Залманович был из семьи херсонских адвокатов, человек политически активный, как и двое его братьев: старший – Александр и младший – Арон. Все трое стали большевиками. В марте 1917 года, еще до Великой Октябрьской социалистической революции, отец Бориса Натановича вступит в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), правопреемницей которой станет много позднее, после ряда переименований – РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Все трое прошли Гражданскую войну. Натан был комиссаром в Красной армии – выжил, как и Александр. Арон погиб в боях под Херсоном. После войны старший брат, инженер, изобретатель, стал директором завода, занимался внедрением сверхэкономичного ветряного двигателя. Зимой 1937 года его по доносу арестовали и расстреляли.
Натана Залмановича демобилизовали из Красной армии в начале 1920-х годов. По воле случая он оказался в поселке Середина-Будана на Черниговщине (с 1964 г. город в Сумской области, Украина), в гостях у своих дальних родственников. Там произошла его встреча с будущей супругой, дочерью выбившегося из крестьян прасола, оптового скупщика рыбы, мяса, скота, разного сельскохозяйственного сырья. А далее всё шло будто по сюжету любовного романа. Отец похищает ее и увозит, так как о законном браке с коммунистом, да еще евреем, для деда Бориса Натановича, Ивана Павловича, человека крутого нрава и твердых убеждений, не могло быть и речи. Он проклял свою дочь, правда, в 1925 году, после рождения Аркадия, увидев внука, свое родительское проклятие снял.
Партийный долг привел Натана Залмановича в Грузию, в Батуми, где он стал главным редактором местной газеты «Трудовой Аджаристан», а затем партия направила его на работу в Ленинград, в Горлит, в Управление по охране государственных тайн в печати и радио, существовавшее при Исполнительном комитете Совета народных депутатов, – цензором. Позднее заведовал отделом печати Выборгского райкома ВКП(б) Ленинграда. Отучился в аспирантуре Института красной профессуры, работал в Русском музее (ныне Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Русский музей»). В 1933 году, сразу после рождения Бориса, был мобилизован в «двадцатипятитысячники». Это был большой отряд передовых рабочих промышленных центров СССР, коммунистов и комсомольцев, отправленных в период коллективизации сельского хозяйства, в первой половине 1930-х годов, по постановлению ЦК ВКП(б) на хозяйственно-организационную работу в деревню. Натан Залманович работал начальником политотдела в ряде зерновых совхозов в городе Прокопьевске Новосибирской (ныне Кемеровской) области и в Сталинградском крае (часть края вошла позднее в состав Сталинградской, ныне Волгоградской области). В 1936–1937 годах являлся начальником Сталинградского краевого управления культуры. В апреле 1937 года был исключен из ВКП(б) за «притупление политической бдительности». К счастью, репрессировать его не успели, так как по совету друзей он тут же бросился искать правду в Москву, – разумеется, найти ее не сумел. Вернулся в Ленинград, устроился на работу в Публичную библиотеку (с 1964 г. Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского). Написал работы о живописце А.Н. Самохвалове, об иконографии М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также о плакате времен Гражданской войны.
С началом Великой Отечественной войны Натан Залманович попытался пойти добровольцем в регулярную армию, но в военкомате ему отказали по причине его слабого здоровья. Правда, чуть позже, в ноябре 1941 года, он все же стал ополченцем. Участвовал в оборонительных боях на Пулковских высотах, а в январе 1942 года его, опухшего, полумертвого, комиссовали. Если бы не решение властей об эвакуации Публичной библиотеки, сотрудником которой был Натан Залманович, семья в блокадном Ленинграде была бы обречена на гибель. Выжили до момента эвакуации только за счет того, что смогли отловить для пропитания несколько кошек. Детские воспоминания о тех днях у Бориса Натановича – страшные. 1 февраля 1942 года Натан Залманович с сыном Аркадием были эвакуированы (мать с больным Борисом осталась в городе). 4 февраля 1942 года по дороге, в Вологде, он умер от истощения и обморожения, там и похоронен в братской могиле. Так завершился жизненный путь этого неординарного человека, человека высокой культуры, всегда мечтавшего стать литератором, не ставшего им, но воспитавшего выдающихся писателей современности в лице двух своих сыновей.
Будучи ортодоксальным коммунистом, безгранично верившим партии, выполнявшим, как солдат, ее приказы, Натан Залманович непостижимым образом всегда сохранял широту мысли, когда речь заходила о литературе, живописи, о культуре вообще. Именно он пробудил у Аркадия и Бориса любовь к литературе, в том числе фантастике, оказал решительное влияние на воспитание у них литературного вкуса. В Ленинграде семья жила не сладко, но отцу полагался так называемый «книжный паек». Казалось, духовная пища взялась в то время компенсировать недостаток калорий в организмах молодых Стругацких. Накопилась библиотека прекрасных книг. Они сыграли огромную роль в судьбе и Аркадия, и Бориса. Те книги, которыми зачитывался один, читал спустя несколько лет другой. Если старший брался за астрономию и математику, то младший, Борис, автоматически попадал в мир звезд и чисел. Отец целенаправленно насыщал детей книжками, поощрял желание и стремление фантазировать. Фантастика благодаря ему стала первой литературой, которая вошла в жизнь Бориса: это были произведения Г.Д. Уэллса, А.Р. Беляева, А. Конан Дойла из отцовской библиотеки. Были и Н.В. Гоголь, и Э.А. По, и М.Е. Салтыков-Щедрин. В голодные послевоенные годы от той библиотеки почти ничего не останется: пришлось все распродать. До войны вся семья по обыкновению усаживалась вечерами на диван, и отец принимался рассказывать повесть-сказку, бесконечную, с вариациями, с продолжением, неописуемую вязь из сказок и остросюжетных романов всего мира. Кончалась эта сказка каждый раз одинаково: «Но тут наступила ночь, и все они легли спать...».
Аркадий, единственный выживший из всех, кто ехал с ним в одном вагоне в эвакуацию, окажется после детского приемника и бегства из него в поселке Ташла Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Там он будет назначен заведующим молокоприемным пунктом, где у него случится недостача. Оттуда в 1943 году его призовут в действующую армию. А до этого, в середине сентября 1942 года, туда приедет с матерью и Борис. Александра Ивановна, человек поразительного жизнелюбия и энергии, не боявшаяся никакого труда, талантливая во всем, за что бы ни бралась, и никогда не сдававшаяся, распродала всё, что привезла с собой из Ленинграда, покрыла недостачу и сама стала заведовать этим пунктом. Освоилась моментально, делала особенную брынзу, которую специальным транспортом доставляли на стол начальству в Чкалове (ныне Оренбург), получила звание мастера-брынзодела.
После возвращения из эвакуации в Ленинград Борис окончил 107-ю среднюю школу. Поступил на механико-математический факультет Ленинградского ордена Ленина государственного университета имени А.А. Жданова, который окончил в 1955 году по специальности «астроном». В течение 10 лет работал в Пулковской обсерватории под Санкт-Петербургом, сначала учился в аспирантуре, а потом работал инженером по эксплуатации счетно-аналитических машин. В этот период написал ряд статей по астрономии.
В 1955 году в Ленинград после демобилизации приехал брат Бориса Натановича, Аркадий, служивший последние годы после окончания в Москве Военного института иностранных языков военным переводчиком на Дальнем Востоке. Специалист-востоковед, а в будущем также переводчик классической японской литературы, он станет на всю свою писательскую жизнь соавтором младшего брата. Судьба распорядится так, что Аркадий Натанович будет жить и работать в Москве, где устроится сначала в Институт научной информации, а затем редактором в Гослитиздат (с 1963 г. Государственное издательство «Художественная литература») и в Детгиз (Государственное издательство детской литературы). Там, в Москве, в 1991 году Аркадий Натанович и скончается. А Борис Натанович так и останется навсегда ленинградцем. Попытки соединиться, а они предпринимались не раз, были очень сложными и безуспешными. Однако то обстоятельство, что жили они в разных городах, никогда особенно не мешало творческому содружеству братьев.
В тот приезд Аркадия Александра Ивановна раздобыла где-то замечательную старинную пишущую машинку. Братья завели обыкновение усаживаться за нее – «ради только удовольствия попечатать», как вспоминает Борис Натанович. Так, играючи, однажды у них получился первый совместный опус, названный впоследствии «Песчаная горячка» (1955 г.). Печатали так: страничку – один, страничку – другой, и так до самого конца, без всякого плана и сюжета. К их удивлению, получился вполне осмысленный текст. Правда, с началом занятий уже серьезной литературной деятельностью совместная работа стала походить, по сути, на непрерывный спор. Аркадий был человек чрезвычайно эмоциональный, им всегда правили чувства, Борис же отличался рациональностью, старался всё взвешивать и просчитывать на несколько ходов вперед. Понадобится не один год, чтобы найти оптимальный вариант сочетания интересов, научиться находить компромиссы. Только тогда и появился писатель, имя которого «А. и
Б. Стругацкие». Для читателя это был один талантливый писатель, единое целое, поэтому говорить отдельно о творчестве каждого из братьев было бы затруднительно и, наверное, неправильно. Со временем у них сложилась и довольно жесткая технология творческой работы. Сначала вещь задумывалась в самом общем виде, процесс ее созревания мог длиться годы. Думали над ней порознь, каждый у себя дома. В какой-то момент съезжались, делали полный конспект будущего произведения: определяли общую идею, сюжет, персонажи, иногда даже ключевые фразы, разбивали на главы. Работали там, где было удобнее: в Москве, Ленинграде, в Домах творчества писателей. Затем, как правило, разъезжались и шлифовали конспект поодиночке. На следующем этапе уже писали на машинке. Один из братьев печатал, второй диктовал, и наоборот. Писали практически начисто и очень быстро, многие часы подряд. Правка обычно была минимальной, но все равно съезжались специально, чтобы ее согласовать.
Как профессиональные писатели Стругацкие дебютировали в 1958 году, они представили читателям свои рассказы «Извне» и «Спонтанный рефлекс». А в 1959 году в свет вышло их первое крупное произведение – фантастическая повесть «Страна багровых туч». За ней были «Стажёры» (1960), «Полдень XXII века» (первое название «Возвращение», 1960), «Попытка к бегству» (1962), «Забытый эксперимент» (1959), «Испытание СКИБР» (1959), «Шесть спичек» (1959), «Частные предположения» (1959), «Путь на Амальтею» (1960), «Далёкая радуга» (1962), «Трудно быть богом» (1963), «Хищные вещи века» (1964), «Второе нашествие марсиан (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Улитка на склоне» (1965), «Сказка о Тройке» (1967), «Гадкие лебеди» (1967), «Обитаемый остров» (1968), «Малыш» (1970), «Отель “У погибшего альпиниста”», «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «Град обречённых» (1975), «За миллиард лет до конца света» (1974), «Повесть о дружбе и недружбе» (1978), «Жук в муравейнике» ((1979), «Хромая судьба» (1982), «Волны гасят свет» (1984), «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988 г.), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) и другие. Кроме того, Борис Натанович в соавторстве с братом переводил англоязычную фантастику, в том числе повести «Саргассы в космосе» (Э. Нортон), «Огненный цикл» (Х. Клемент).
Произведения, написанные по отдельности, братья публиковали под псевдонимами: Аркадий Натанович выступал под фамилией С. Ярославцев, в переводах – С. Бережков, а Борис Натанович – С. Витин, С. Победин, С. Витицкий. После смерти брата Борис Натанович опубликовал под псевдонимом два своих романа: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994) и «Бессильные мира сего» (2003).
По сценариям Стругацких снят ряд фильмов, среди которых «Сталкер» (1979, по мотивам повести «Пикник на обочине», режиссер А.А. Тарковский); «Дни затмения» (1988, по мотивам повести «За миллиард лет до конца света», режиссер А.Н. Сокуров); «Чародеи» (1978, по мотивам повести-сказки «Понедельник начинается в субботу», режиссер – К.Л. Бромберг). Кроме того, экранизированы «Отель “У погибшего альпиниста”» (1979, режиссер – Г.Е. Кроманов); «Туча» (1987); «Трудно быть богом» (1989, режиссер – П. Фляйшман); «Искушение Б» (1990, режиссер – А.В. Сиренко); «Гадкие лебеди» (2007, режиссер – К.С. Лопушанский). В настоящее время экранизируются повести «Трудно быть богом» (режиссер А.Ю. Герман) и «Обитаемый остров» (режиссер Ф.С. Бондарчук). Есть также театральные постановки. На сценах различных театров шел спектакль «Малыш». Многие театры поставили пьесу «Жиды города Питера? или Невеёлые беседы при свечах». Она до сих пор идет в Московском театре на Малой Бронной (режиссер-постановщик Л.К. Дуров). Сам Б.Н. Стругацкий участвовал в написании сценария для фильма «Письма мёртвого человека» (1985, по мотивам повести «На исходе ночи», соавторы К.С. Лопушанский, В.М. Рыбаков). За эту ленту он был удостоен в 1986 году Государственной премии РСФСР. По ряду произведений Стругацких выпущены компьютерные игры.
Писатель, переводчик, сценарист, драматург, автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес, сценариев – Борис Натанович был вместе со старшим братом в писательском дуэте «Братья Стругацкие» духовным гуру нескольких поколений советской интеллигенции. Они, по словам одного из литературных критиков, укрепили традицию русской литературы, напоминая согражданам о бессмертии мысли, совести, смеха. Пик их популярности пришелся на 1970-е годы. Это было, пожалуй, самое трудное время для писательской судьбы братьев. Советская идеологическая машина подвергала Стругацких яростным нападкам за раскрепощенный дух и мысли. Их произведения «не рекомендовали» к печати. За нарушение такой рекомендации редакция альманаха «Ангара», например, была после публикации «Сказки о Тройке» распущена, а сама повесть оказалась в спецхране. Повесть «Гадкие лебеди» впервые была издана в Германии, хотя Стругацкие и не давали разрешения на ее публикацию. Книги не печатали, но нужно было на что-то жить, поэтому Аркадий Натанович взялся за переводы, Борис Натанович был вынужден продать коллекцию марок, которую собирал 25 лет.
А в народе создавались клубы любителей творчества Стругацких, их книги перепечатывали на пишущих машинках, переписывали от руки: читатели требовали Стругацких. В те годы наиболее активные из них создали межрегиональную группу «Людены» по изучению и пропаганде творчества братьев. Великим координатором группы был избран библиограф, литературный критик
Ю.Г. Флейшман, немало сделавший для изучения творчества Стругацких. В ее состав вошли около 50 человек из России, Белоруссии, Болгаpии, Геpмании, Казахстана, Латвии, Польши, США, Укpаины. Члены группы составляют словаpи имен собственных, названий флоpы и фауны, встречающихся у Стpугацких, цитат из их книг у дpугих автоpов, ведут подробную библиографию всего, что связано с писателями, занимаются исследованием архивов. При участии членов группы был выпущен ряд изданий, в том числе: «Куда ж нам плыть?». Сбоpник публицистики. Сост. В.В. Казаков (Волгогpад, 1991); сборники «Стpугацкие о себе, литеpатуpе и миpе» за 1959–1966, 1967–1975, 1976–1981, 1982–1982 и 1985 годы, изданные Омским издательством в 1991–1994 гг.; «Миры братьев Стругацких». Энциклопедия. Т. 1–2. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1999. Группа принимала участие в подготовке собраний сочинений братьев издательствами «Текст», «Terra Fantastica – АСТ» и «Сталкер». Она учредила приз «Золотой шар» за лучшее произведение года социальной тематики, пpовела несколько конфеpенций в рамках «Стpугацких чтений». Неформальным органом группы является газета «Понедельник», ее издает В.И. Борисов, вице-координатор организации. С 2002 года она выходит периодически в электронном варианте.
Стругацкие продолжали писать и в то трудное для них время. Причем характерно, что количество публикаций их произведений находилось в прямой зависимости от особенностей политической жизни в стране: большие тиражи – в первой половине 1960-х, во времена «оттепели», и резкий спад в период стагнации; постепенная реабилитация в преддверии перестройки. В 1984 году писатели удостоились первой книги-сборника, выпущенной в издательстве «Советский писатель» в категории «Избранное». В советском литературном мире появление такого «Избранного» являлось знаком признания, при этом авторам полагался повышенный гонорар. После распада Советского Союза свет увидели три собрания сочинений А.Н. и Б.Н. Стругацких. Одно из них, выпущенное издательствами «Сталкер» (Донецк) и «Terra Fantastica» (Санкт-Петербург) в 2001 году, можно считать «каноническим», поскольку содержит тексты произведений, свободных от цензурных и редакторских правок разных лет. Общий тираж произведений Стругацких превысил 40 миллионов экземпляров. К январю 2007 года их книги выдержали более 620 изданий в 33 странах мира. Они переведены на большинство языков республик бывшего СССР, а также на 33 языка стран дальнего зарубежья. Для последнего собрания сочинений Борис Натанович подготовил сборник литературных мемуаров «Комментарии к пройденному», вышедший в двух изданиях (1998–1999 и 2003), где подробно описал историю создания произведений.
Творчество братьев Стругацких впитало в себя все основные научные и художественные веяния времени. Сами они отмечали безусловное воздействие на себя эстетических идеалов и основополагающих идей Г.Д. Уэллса, Ж. Верна, А.Н.Толстого, И.А. Ефремова. В первый период своего творчества, который приходится на 1950-е–1960-е годы, они были проникнуты идеей близости прекрасного коммунистического будущего. Их повести выгодно отличались на фоне тогдашней советской фантастики, где из книги в книгу кочевали романтические образы героев-звездолетчиков. В конце 1960-х – начале 1970-х годов у писателей происходят принципиальные изменения в восприятии жизни, в их художественном мире. Внешнее действие в прозе писателей обретает всё большую лиричность и психологический оттенок, она насыщается философскими элементами. Произведения этого периода привнесли в отечественную фантастику мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность. Построенные на органическом единстве серьезной мысли и увлекательной интриги они обретают выраженное притчевое начало.
Вся последняя совместная проза Стругацких представляет собой глубинное изучение сознания человека, морально-философского пласта событий и явлений, своеобразную интеллектуальную головоломку на тему «человек, социум, человек на путях возможного прогресса», где ему отводится главная роль. Б.Н. Стругацкий не верит, например, ни в высшее существо, ни в высший разум, ни в Абсолют. Не верит в то, что человеческой жизнью или человеческой историей сознательно управляет Некто. Один из любимых литературных приемов Стругацких – открытый финал, когда для читателя так и остается загадкой, как же сложится в конечном счете судьба героев. А их главный герой – интеллигент, гуманист, обыкновенный человек, этика которого держится на преданности научному поиску и нравственной ответственности перед человеком.
Б.Н. Стругацкий в 1964 году стал членом Союза писателей СССР. Он более 30 лет возглавляет Санкт-Петербургский (прежде Ленинградский) семинар писателей-фантастов. Его считают своим учителем десятки писателей. Вышли три сборника «Время Учеников», в которых различные авторы «продолжают» произведения братьев Стругацких. В одном из них П.Р. Амнуэль опубликовал повесть «Лишь разумные свободны», «дописав» сюжет «Жука в муравейнике». Писатель никогда не отказывает в интервью различным изданиям. С 1991 года их опубликовано несколько сот. Начиная с 1998 года отвечает в режиме реального времени на сайте «Русская фантастика» на вопросы пользователей Рунета, дав уже около 7 тысяч ответов. Два-три раза в год обязательно выступает по радио. С 2002 года Борис Натанович – главный редактор журнала фантастики «Полдень, XXI век». До 1996 года являлся членом приемной комиссии Союза писателей Санкт-Петербурга, он – член жюри по присуждению различных литературных премий, в том числе «Бронзовая улитка», «Странник», «АБС- премия». Последняя из них учреждена в честь братьев Стругацких.
Стругацкие являются лауреатами многих самых престижных международных литературных премий, почетными членами литературных организаций. В 1967 году они стали лауреатами второй Кэмпбелловской мемориальной премии «Странник» (США). В 1978 году – были приняты в почетные члены Общества Марка Твена (США) с формулировкой «за выдающийся вклад в мировую литературу». В 1979 году они были удостоены премии имени Жюля Верна (Швеция), в 1981 году явились первыми лауреатами премии «Аэлита» (СССР) за лучшее произведение советской фантастики. На 11-м конгрессе Еврокона в Монпелье (Франция) Стругацким была присуждена международная премия за вклад в фантастику за 1987 год. В том же году на 45-м Конвенте научной фантастики в Брайтоне (Англия) они стали обладателями специального приза Всемирной организации научной фантастики «За независимость мысли». В 1986–1989 годах их произведения были названы по итогам читательских голосований лучшими советскими научно-фантастическими произведениями года. В 1990 году за выдающийся вклад в советскую фантастику писателей удостоили премии читательских симпатий имени А.Р. Беляева. Б.Н. Стругацкий стал в 1986 году лауреатом Государственной премии РСФСР за сценарий фильма «Письма мертвого человека», а в 2002 году – лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 1985 году Международный центр по малым планетам (Кембридж, США) назвал именем Стругацких малую планету № 3054, открытую 11 сентября 1977 года (1977 RE7 STRUGATSKIA).

Некоторые писатели, режиссеры и музыканты проявили себя благодаря творческому тандему. К таким относятся братья Коэны, снявшие остросюжетный триллер «Фарго», сестры Вачовски, а также и , порадовавшие завсегдатаев книжных лавок произведениями с участием .

Также стоит выделить и братьев Стругацких, которых знают и взрослые, и дети. Писатели стали предводителями в мире фантастической советской литературы. Наверняка любители книг, где рассказывается о технологиях, вселенной и научном прогрессе, знают такие произведения, как «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» и т.д.

Примечательно, что после смерти брата Борис Стругацкий, чья биография изобилует интересными фактами, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».

Детство и юность

Писатель появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Его отец Натан Залмалович Стругацкий пребывал на должности искусствоведа, библиографа и иконографа. На момент рождения сына мужчина был назначен научным сотрудником музея.


Любовь к литературе Борис Натанович и его брат впитали вместе с молоком матери: Александра Ивановна, в девичестве Литвинчева, преподавала русскую литературу в школе. За свои старания эта женщина удостоилась звания «Заслуженного учителя РСФСР» и награждена «Знаком Почета».

Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.


Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде, а в 1942 году Натан Залманович отправились вместе с Аркадием в эвакуацию вдвоем, так как Борис был болен. К сожалению, в семье Стругацких произошла трагедия: глава семейства умер от голода в дороге, в Вологде.

В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.


Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».

После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.

Литература

Пока одни считают, что все писатели занимались сочинением рассказов еще в детстве и знали свое будущее призвание с малого возраста, биография братьев Стругацких доказывает обратное.

Два гения литературы родились в момент из-за бутылки шампанского. Этот алкогольный напиток был призом, который стоял на кону в споре: молодые ученые заявили супруге Аркадия, Елене Ильиничне, что смогут проявить своей литературный талант. В тот вечер предметом дискуссии была слабость современной фантастики.


Таким образом, в 1959 году у братьев Стругацких вышла первая книга под названием «Страна Багровых туч»: черновик был готов уже в 1957-м, а сама книга вошла в цикл «Мир полудня».

Дебютное произведение писателей окунает читателя в эпоху Союза Советских Коммунистических республик. Главный действующий герой–специалист по транспортным машинам Алексей Быков – получает предложение поучаствовать в экспедиции на Венеру.


Литераторы наделили свое произведение детективным элементом: в сюжете книги имеется загадка гибели геолога Тахмасиба, который вместе со своей командой умер в предыдущей экспедиции. В романе рассматривается не только технологический прогресс, но и соотношения общественного блага и индивидуальных желаний человека.

Борис Натанович работал только над заключительной частью романа, которая носит название «На Венере». «Страна багровых туч» стала первым произведением в послужном списке братьев Стругацких, которое написано по частям. В дальнейшем писатели договаривались о фабуле романа или рассказа и составляли определенный сюжетный план. Мужчины привыкли работать в тандеме, но небольшие произведения они сочиняли отдельно друг от друга.


Книголюбы считают, что большинство сочинений братьев написано в жанре научной фантастики, однако Борис предпочитал говорить о «реалистической фантастике». Писатель старался делать главными героями не вычислительные машины, роботов и другие технологические новшества, а человека, раскрывая его характер и судьбу: космос, планеты и техника будущего служили декорацией.

После смерти брата Борис Натанович продолжил заниматься литературой, взяв себе псевдоним С. Витицкий. Из-под пера Стругацкого вышло два полноценных романа. Первый «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) повествует об инженере-программисте Станиславе Красногорове, который считает, что судьба оберегает его от неминуемой гибели и спасает в различных ситуациях.


Другое произведение Бориса называется «Бессильные мира сего» (2003), которое С. Бондаренко назвал самым трудным в библиографии Стругацких. Книга имеет три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом, а имена и прозвища главных героев перемешаны намеренно. Все события романа укладываются в одну неделю зимнего месяца.

Кроме того, Стругацкий занимался переводом зарубежной литературы, познакомив русских читателей с Андре Нортоном, Холом Клементом и Джоном Уиндэмом.

Личная жизнь

Борис Натанович Стругацкий был однолюбом. Большую часть своего времени писатель провел с женщиной, с которой познакомился, будучи студентом. Аделаида Карпелюк стала любовью всей его жизни. В 1959 году у счастливых супругов родился сын Андрей.


Вне литературной деятельности Борис Стругацкий интересовался политикой и имел четко выраженную гражданскую позицию: голосовал за и хотел отдать свой голос партии «Яблоко», а также в 2010-м высказался по поводу десятилетнего правления , назвав Россию «авторитарной страной».

Кроме того, современники вспоминали, что Борис Стругацкий ни при каких обстоятельствах не говорил, над чем он работает, руководствуясь правилом «никогда не говори – я делаю, всегда говори – сделал». В противном случае, по словам писателя, вся работа идет насмарку.

Смерть

Писатель умер в ноябре 2012 года от лимфомы. По завещанию Бориса Стругацкого его тело кремировали, а прах был развеян с вертолета по воздуху над Пулковскими высотами. Жена литератора пережила супруга на один год, один месяц и один день. Аделаида Карпелюк скончалась от онкологического заболевания.

Библиография

  • 1959 - «Страна багровых туч»
  • 1960 - «Извне»
  • 1960 - «Путь на Амальтею»
  • 1962- «Стажеры»
  • 1962 - «Попытка к бегству»
  • 1963 - «Далекая Радуга»
  • 1964 - «Трудно быть богом»
  • 1965 - «Понедельник начинается в субботу»
  • 1969 - «Обитаемый остров»
  • 1970 год - «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1972 год - «Пикник на обочине»
  • 1974 год - «Парень из преисподней»

Самостоятельные произведения:

  • 1994-1995 – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
  • 2003 – «Бессильные мира сего»

Борис Стругацкий вместе с братом Аркадием Стругацким поднял фантастику, которая долго считалась беллетристикой низкого пошиба, до уровня высокой литературы. Для громадного большинства населения — заслуженное олицетворение понятия «писатель-фантаст» на русской почве. Братья Стругацкие стали признанными классиками русской литературы: их романы входят в школьную программу, постоянно экранизируются и остаются учебниками жизни для все новых и новых поколений. После смерти брата Борис Стругацкий издал две книги, написанные им в одиночку, под псевдонимом С. Витицкий. Потом Борис Натанович руководил литературным семинаром молодых писателей-фантастов, являлся членом жюри нескольких литературных премий, страстно, до самой смерти, коллекционировал марки, много читал, увлекался программированием и компьютерными стратегиями. Не любил выступлений перед публикой и организованных встреч с читателями и вообще предпочитал по возможности не выходить из дома. При этом всегда занимал активную жизненную позицию: в 2005 году подписал письмо, призывающее международное правозащитное сообщество признать бывшего главу «ЮКОСа» М. Ходорковского политическим заключенным, в 2012 году — открытое письмо в поддержку Pussy Riot. Был участником проекта «Сноб» с декабря 2008 года, скончался 17 ноября 2012 года в возрасте 79 лет.

Годы жизни

1933 - 2012

Псевдоним

С. Витицкий, С. Победин

Где родился

Санкт-Петербург

У кого родился

Отец: Натан Залманович Стругацкий - искусствовед, библиограф, иконограф.

Мама: Александра Ивановна Литвиничева - преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель РСФСР.

Где и чему учился

Школу окончил с серебряной медалью.

Окончил математико-механический факультет Ленинградского Государственного Университета по специальности «звездный астроном».

Где и как работал

Работать начал в Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счетно-аналитическим машинам. Занимался переводами американской и английской научной фантастики.

С 1957 года в течение более тридцати лет писал в соавторстве с братом Аркадием Стругацким.

«Мы описывали Мир-в-Котором-Нам-Хотелось-бы-жить. В котором высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд. Дружба, любовь и работа - вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли, да и не пытались».

Основатель и главный редактор журнала российской фантастики «Полдень. XXI век» (с 2003 - альманах, литературное приложение к журналу «Вокруг света»).

«Журнал отнимает много времени и нервов. Но ничего - жить можно. Особенно если учесть, как много замечательных людей мне помогает. У меня одна-единственная обязанность: отобрать лучшее (на мой вкус) из рукописей».

Что такого сделал

После 1991 под псевдонимом С. Витицкий издал две книги: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».

«После ухода брата сам образ жизни изменился. Все стало "не то" - работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот».

«Вот только очень не просто стало писать одному, без молчаливого одобрения и без бурной критики брата, я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворенно произносил: "Ну это вам не хрен собачий!"»

Достижения

Книги Бориса и Аркадия Стругацких признаны классикой отечественной и мировой литературы; переведены на 42 языка в 33 странах мира; вышло более 500 изданий. В СССР также распространялись в «самиздате».

С 1999 вручается Международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких (АБС-премия) в области фантастической литературы.

Дела общественные

Член Союза писателей и Русского ПЕН-центра.

Руководил Ленинградским (Петербургским) семинаром молодых писателей-фантастов, известным как «Семинар Бориса Стругацкого».

Председатель и единственный член жюри премии «Бронзовая улитка».

«Предпочтение всегда отдается моей любимой "реалистической фантастике" - где реальные герои живут и действуют в реальном мире, лишь искаженном присутствием Чуда. Главное, чтобы написано было сильно, живо, с выдумкой, поражало воображение и вызывало сопереживание героям».

В 2008-м в составе группы известных писателей обратился с письмом к Президенту РФ о поправках к закону о «Библиотечном деле». В первой редакции закон нарушал авторские права, допуская бесконтрольный перевод библиотечных фондов в электронный вид.

Общественное признание

Награжден орденом Почета за большой вклад в развитие отечественного искусства, медалью «За трудовую доблесть», медалью «Символ Науки - Человек Искусства» и медалью «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

С 1977 года Борис Стругацкиий и его брат Аркадий получили десятки российских и международных литературных премий. Среди них: специальный приз Всемирной организации научной фантастики (World SF) «За независимость мысли», Государственная премия РСФСР по киноискусству им. братьев Васильевых за сценарий к/ф «Письма мертвого человека».

В 1985-м именем А. и Б. Стругацких названа малая планета Солнечной системы.

Обладатель нескольких премий: В. Высоцкого «Своя колея» (вручается за верность своим убеждениям), Президента Российской Федерации в области литературы и искусства и малой премии Аполлона Григорьева за роман «Бессильные мира сего».

Важные события жизни

«Я должен был умереть во время блокады от голода. Меня и маму спасло то, что отец и брат эвакуировались, оставив нам свои продуктовые карточки. Потом - инфекционное заболевание, опасное даже для взрослого. Но у соседки (тоже чудом выжившей!) случайно оказался пузырек бактериофага, и я остался жить. Позже - я тонул, лодка перевернулась, меня вытащили. Потом были два случая в горах, я должен был сверзиться с большой высоты... Нетрудно подсчитать, что вероятность выжить была невелика - что-то вроде одной миллионной. Разве не чудо?»

Впервые создал и придумал

Борис и Аркадий Стругацкие подняли отечественную фантастику на новую высоту.

«Тогда молодые-нескромные, мы уже ставили перед собой задачу создать новую фантастику. Мы твердо понимали, что прежняя - барахло. Все нужно делать иначе».

Удачные проекты

Повесть «Улитка на склоне».

«Самым значительным нашим произведеним мы всегда считали "Улитку на склоне". Я и сейчас удивляюсь, как нам удалось тогда, тридцать пять лет тому назад, создать вешь столь же новую, сколь и глубокую».

Известен тем, что…

С 1998 на сайте «Русская Фантастика» отвечает на вопросы любителей творчества братьев Стругацких в Off-Line интервью (на 2008 - более 7000 ответов).

«Не знаю, как "жизнь известного человека" вообще, но что касается писателя, то я убежден, что жизнь писателя - это его книги, его выступления в печати. Пертурбации его личной жизни, семейные дела, лирические эскапады, "путешествия и приключения" - все это никого не должно интересовать».

Участвовал в скандалах

Был в числе подписавших коллективное обращение деятелей науки и культуры к международному правозащитному сообществу с призывом признать бывшего главу ЮКОСа М. Ходорковского политическим заключенным. Подписал открытое письмо представителей творческой и научной интеллигенции Санкт-Петербурга к руководству страны с просьбой о прекращении уголовного преследования лидера городского отделения партии «Яблоко» М. Резника.

Мне интересно

филателия

«Я страстный филателист-тиффози и собираю марки (с редкими и короткими перерывами) аж с 1948 года».

компьютер

программирование

«Пишу на ТурбоПаскале помаленьку, в меру сил своих и возможностей. Гордость моя: программа, составляющая и решающая кроссворды».

компьютерные игры, в основном, «стратегии»

«...без этих книг я был бы другим. Более того: без них я был бы хуже. Я в библиотеке держу только те книги, которые прочитал как минимум дважды (за очень редким исключением)».

Люблю

путешествовать на автомобиле

«Когда-то очень любили путешествия. Любимый отпуск был: сесть в автомобиль и пуститься по Большому кругу: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия и обратно - через Псковщину домой. Примерно три тысячи кэмэ. Приятно вспомнить».

дни рождения

старых друзей

«Компании люблю только свои, проверенные многолетним общением. Мои ближайшие друзья - все - работали в Пулковской обсерватории».

котов и кошек

«Любитель кошек - я. Калям - наследственное имя всех моих кошек, независимо от пола, возраста и происхождения. Собак я уважаю, но той нежности, что к калямам, все-таки к ним не испытываю».

китайскую кухню

проводить время дома

«Я домосед. Слыхали про такое? Из квартиры выхожу, как правило, только в магазин, аптеку, на заседание какое-нибудь, на котором присутствовать обязан, очень редко - просто прогуляться. Мне дома хорошо, а вне дома - плохо. Я даже гостей предпочитаю у себя принимать, а не в гости ходить».

Ну, не люблю

научную фантастику

«Я не слишком люблю научную фантастику. Она построена, как правило, вокруг судьбы идей, а не судеб людей, как это должно быть с художественной литературой вообще».

ложь

«Ложь, особенно официальную, освященную государством, ненавижу, пожалуй, по-прежнему».

юбилеи

говорить о себе

«Я очень не люблю говорить о себе. И, по возможности, не говорю. Не люблю "сугубо личных вопросов" и стараюсь от них всячески уклоняться».

встречаться с читателями

«Мне никогда не нравилось это занятие (встреча с читателями), и в конце концов, я от него отказался. Совсем».

выступать перед аудиторией

«Приглашают часто (на ТВ). Отказываю всегда. Стараюсь быть вежливым. Самое трудное - объяснить, почему отказал. Это - традиция. Зарок, который дал 50 лет назад и который исполняю неукоснительно. Выступать вообще, и по телевидению в частности, я терпеть не могу».

Мечта

«С детских лет я мечтал съездить в амазонские джунгли - но не насовсем, а в экспедицию, и не просто поглазеть, а поработать там - биологом или этнографом».

Семья

Жена: Аделаида Андреевна Стругацкая.

«Вместе учились на матмехе. Вместе работали в Пулкове. Женаты 45 лет. Моя любимая и единственная женщина».

Сын Андрей. Родился в 1959 году в Ленинграде. Окончил географический факультет ЛГУ. Великий знаток рок-музыки и книгочей. Занимается книготорговлей и регулярно снабжает папу-маму книжными новинками. Отец пятерых наших внуков, а с недавних пор еще и дед (так что вслед за Корнеем Чуковским я могу сказать о себе: "Подумаешь - прадед! А вот то, что я РОДИЛ ДЕДА, это да, впечатляет!...")

И вообще…

«Мировоззрение мое полностью сложилось к концу 60-х, и с тех пор в мире не произошло ничего, что заставило бы меня это мировоззрение сколько-нибудь существенно подправить».

«Жизнь дает человеку три счастья: друга, любовь и работу. Ценить дружбу, беречь любовь, радоваться работе - в этом и заключен смысл жизни. Ничего другого я за 75 лет так и не придумал».

«Единственный путь (достижения прекрасного будущего) - создание Теории Воспитания Человека. Человечество должно научиться воспитывать в своих детях доброту, честность, благородство, душевную щедрость».