Культурно просветительская научная экспозиционная работа музеев. Научно-просветительная работа


Научно-просветительская работа музея.

Ко дню защитника Отечества нашим юным посетителям (воспитанникам детских садов и младшим школьникам) проведена экскурсия «Головные уборы военного назначения». Ребята увидели интересные экспонаты: буденовку, пилотку, бескозырку, каску.

Узнали историю создания головного убора бойца Красной Армии, отчего пилотку назвали пилоткой, зачем бескозырке ленточки.

Для ребят постарше (средний и старший школьный возраст) проведена лекция «Афганистан». Слушателей кратко ознакомили с новейшей историей этой страны, рассказали о задачах Советских войск на территории Афганистана. Значительное место занимает рассказ о земляках (новоалтайских ребятах) погибших на той войне.

Музей приняли участие в работе выставки производителей товаров народного потребления г. Новоалтайска «Наша продукция». При посещении нашего уголка люди попадали в комнату середины 20 века. Многие посетители с интересом рассматривали предметы интерьера того времени: патефон, телевизор «КВН» с лупой. Восхищались искусно вышитыми салфетками, полотенцами. Находили сходство с предметами из своего детства, юности.

Некоторые после посещения нашего уголка на выставке приходили в музей.

Фондовая работа музея.

Фондовая работа включает: комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Пополнение музейного фонда происходит, в основном, за счёт дарителей, жителей города.

В этом году жительницей нашего города Светланой Константиновной Николаевой был подарен рушник. Изготовлен он из лёна, соткан бабушкой дарителя. Хранился около ста лет назад в семье, применялся при проведении свадебных обрядов. Оно стало «жемчужиной» в музейной коллекции «Рушники и полотенца».


Особую ценность представляют 18 почтовых марок, которые были выпущены к 100- летию со дня рождения (1870-1970). Каждая марка, условно поделена на 2 части. В правой части изображены репродукции с картин советских художников, отражающих жизнь и деятельность, его дом-музей в городе Ульяновске, в левой цитаты из работ и речей Владимира Ильича.

Последние, самые интересные экспонаты: фотографии копии документов, и т. д., были переданы в дар музею от Валерия Алексеевича Полянина, краеведа, зам. редактора газеты «Наш Новоалтайск», заслуженного работника культуры, а попали они к нему от поискового отряда «Обелиск».

Поисковый отряд «Обелиск» из города Москвы командир отряда Михаил Михайлович Поляков, на протяжении 18 лет проводили поисковые экспедиции в . В тех местах, где прошла Великая Отечественная война, находили без вести пропавших солдат. За все время поисковой деятельности отряда были найдены останки около 2000 защитников, имена только 58 удалось установить. Найдены также 32 семьи погибших воинов.

В одной из поисковых экспедиций в Темкинском районе Смоленской области рядом с бывшей деревней Березки ребятами отряда были найдены останки 28 солдат Красной Армии. Среди их личных вещей были обнаружены 2 медальона. После их прочтения с помощью криминалиста удалось установить 4 фамилии. Среди них фамилию Белинова Михаила Капитоновича 1912 года рождения, уроженца деревни Бажово Барнаульского района. Участника боёв в Тёмкинском районе Смоленской области в 1942 году.

Никого не оставит равнодушным такой замечательный экспонат как сувенирное радио «Эхо», которое было сделано в СССР, в 80-х годах 20 века, оно до сих пор работает от батареек. Корпус выполнен в виде шкатулочки ярко-красного цвета и расписан золотыми узорами, на самом верху закреплена стилизованная граммофонная труба.

Двери нашего музея всегда открыты для посетителей и дарителей, а каждый вновь принесённый экспонат, памятник истории или культуры, будет сохранен для потомков.

Выставочная деятельность музея.

Посетителям разного возраста будет интересно узнать удивительные факты из истории простых вещей, окружающих нас в повседневной жизни – зеркал, расчесок, пуговиц, а также различные украшения.

С 16 марта в музее откроется выставка художника Виктора Ивановича Игошина. Он пишет портреты, пейзажи, натюрморты, создает композиции. Привлекают и его работы из дерева в основном скульптура.

Мы приглашаем всех в музей.

Самарский Городской Публичный Музей изначально задумывался как «учреждение, которое образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития общества» 1 7 . Подготовительной комиссией , которая была создана Самарской Городской Думой для выработки предложений к юбилею царствования Александра Второго, Музей был признан таким учреждением, которое к тому же отвечало потребностям самарского общества.

В том же докладе Подготовительной Комиссии подчеркивалось, что музеи являются одним из действенных средств народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу.

Поэтому Самарский Музей рассматривался не просто как хранилище эстетических и научных образцов и технического опыта, но прежде всего Музей и музейное собрание рассматривалось как первоисточник знаний, используемый для образования и удовлетворения любознательности. То есть, как определила Подготовительная Комиссия, Самарский Музей должен был «иметь образовательный характер и вместе с тем служить средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом и археологическом». 1 8

Эти цели культурно-просветительского характера были отражены в проектах П.В.Алабина в 1880 г. и 1886 г. В проекте 1886 г. эти цели были раскрыты гораздо шире и глубже, Как уже упоминалось, Самарский Городской Публичный Музей имел т.н. «специальную цель» - «наглядное ознакомление с Самарским краем в отношении: антропологическом, историческом, географическом, с его живым и растительным миром , сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, фабричной, кустарной)». Кроме того, перед Музеем ставилась задача - «развивать эстетический вкус в своих посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и, служащих для облегчения труда». 1 9

Поэтому можно сказать, что основной деятельностью Самарского Музея подразумевалась прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция, формированием которой Музей занимался в течении всего своего существования, явилась средством этой деятельности. Основным же методом культурно-просветительской деятельности Самарского Музея явилась экспозиция музейных предметов.

Естественно, что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных предметов не ограничивается.

Следует упомянуть, что 15 ноября 1886 года (через два дня после официального открытия Самарского Городского Публичного Музея) был издан «Проект нормального устава губернских земских естественноисторических музеев, выработанный Санкт-петербургским обществом Естествоиспытателей», в котором содержались задачи и основные виды деятельности естественноисторических музеев.

Научные задачи Музея, состоявшие в естественноисторическом изучении края и распространения соответствующих знаний среди местного населения достигались:


  • путем научных исследований по геологии, минералогии, зоологии и другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд, полезных ископаемых , минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.), помещались в музее.

  • «ознакомление публики наглядным путем с предметами музея»;

  • «публичные чтения»;
Существовали также практические задачи музея, которые заключались в следующем:

  • «возможное содействие к разрешению разных сельскохозяйственных вопросов»;

  • «таковое же содействие к разрешению вопросов, относящихся к промышленности края»;

  • «разрешение вопросов, имеющих отношение к народной школе (снабжение земских училищ местными естественноисторическими коллекциями, организация экскурсий с сельскими учителями для ознакомления их с местной флорой, фауной, горными породами, почвами)». 2 0
Таким образом , задачи народного образования и проведения необходимых и полезных сведений в народную массу решались с помощью наглядного ознакомления с коллекцией музея, с помощью чтения публичных лекций и распространения литературы о предметах музейной коллекции; а также с помощью практической деятельности – содействия в разрешении сельскохозяйственных вопросов, вопросов, связанных с промышленностью и вопросов народного образования.

О всех видах культурно-просветительской деятельности самарского городского Публичного Музея можно судить в основном только по отчетам, которые выпускались администрацией до 1914 г.

Очевидно , что задачи культурно-просветительской деятельности начали решаться Самарским Музеем только со времени открытия его для посещений.

Официальное открытие Музея состоялось в мае 1899 г. – через 13 лет после основания и через 19 лет после начала формирования коллекции. «После окончания работ по расстановке коллекции.... в день Святой Троицы (24 мая 1899 года), после молебна» Музей был открыт. 2 1

Администрация публиковала подробные списки всех посетителей музея. Причем информация о посещениях появляется только в отчетах 1900 - 1914 годов.

Та часть отчета, где печаталась информация о посетителях имела определенную структуру: называлось общее число посетителей , затем – количество местных платных и количество приезжих платных посетителей, затем – общее число бесплатных посетителей. Кроме того, печатался особый список бесплатных посетителей. Здесь же следует отметить, что количество бесплатных посетителей намного превосходило количество платных (например, в отчетах за 1904 года соответственно 1099 и 721 , в отчёте за 1905 год – 1511 и 699).

В среднем музей в год посещало 2-3 тысячи человек (от 4978 человек в 1903 года до 2240 в 1905 году).

Что касается особых списков бесплатных посетителей – перечислялись только учащиеся. Ежегодно Музей посещали ученицы Первой и Второй Женской Гимназии, ученицы Гимназии Хардиной Н.А. и ученицы Гимназии сестер Харитоновых, ученики Самарского реального училища, ученики Епархиального училища, а также учащиеся различных приходских школ, земских школ, Самарских смешанных училищ. Кроме того, Музей почти каждый год посещали учащиеся из училищ, школ, гимназий из многих российских городов. В частности – кадеты Сибирского корпуса (в 1904 и в 1905 годах), ученики Тульского и Московского коммерческих училищ, учащиеся из Оренбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Твери, Костромы, Красноярска, Казани, Орла и многих других русских городов. В числе бесплатных посетителей Музей посещали также и студенты.

При этом в каждом годовом отчете указывалась конкретная цифра – сколько учеников из каждой школы, училища и гимназии посетили Музей в данный год.

Поэтому можно сказать, что Самарский Городской Публичный Музей отличался достаточно приличной посещаемостью. Довольно значительную долю составили посещения учащихся – около трети всех посетителей. В данном случае Музей выполнил свою прямую функцию – культурно-просветительскую.

Из всех перечисленных ранее видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежит экспозиции, иными словами, - постоянно действующей выставке всех имеющихся в музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении Музея.

Что касается содержания этой экспозиции, то она представила из себя всё то, что собрано в музее за данный период. Наиболее наглядное представление о содержании экспозиции ко времени открытия Музея для посещений дает «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее», составленный Н.М. Федоровым и изданный в 1898 г. Это ни что иное , как каталог экспонатов и коллекций Музея. Все перечисляемые в этом «Указателе...» предметы распределялись не просто по отделам, а ещё и по комнатам и витринам. Так как Музей имел только две комнаты, то в каждой размещалось по несколько отделов. То есть пролистав «Указатель...» можно было получить представление и об экспозиции Музея.

Экспозиция, которая предполагала осмотр и ознакомление со всеми экспонатами и коллекциями Музея, имела свою положительную сторону. Сам по себе осмотр всего, что есть в Музее давал достаточно полное представление о Самарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии, этнографии, археологии, истории.

В частности самым богатым в Самарском Публичном Музее был минералогический отдел, перечисление экспонатов которого в «Указателе...» Н.М.Федорова заняло 18 страниц. Разнообразным был также археологическо-исторический отдел, обладающий многими ценными предметами, экспонаты этого отдела (мечи, копья, наконечники стрел, металлическое зеркало, кресты, образа, фигурки идолов и т.п.) располагались в трех витринах. Богатым был также сельскохозяйственный отдел, который содержал в основном образцы семян различных растений и располагался в двух витринах. Большой интерес представили также и художественный отдел Музея, где были собраны произведения искусства не только самарских художников , но и известных русских мастеров.

С 1904 года в Самарском Публичном Музее начал формироваться новый отдел: было начато комплектование коллекции по теме «Русско-Японская война». Это означало, что все предметы так или иначе связанные с тематикой Русско-Японской войны, распределялись не по соответствующим отделам, а собирались в т.н. Русско-Японский отдел.

Точно также в Музее в 1914 г. начал формироваться отдел «Россия в Первой Мировой войне». Таким образом , можно сказать, что Музей не имея возможности для проведения тематических выставок шёл по пути создания дополнительных тематических отделов, которые по замыслу не должны были расформировываться, а должны были существовать наравне с уже действующими отделами.

То есть, в дореволюционный период комплектование фондов и экспонирование музейной коллекции было единым целым. Иными словами – демонстрация всей собранной Музеем коллекции. При этом посетители на экспозиции могли наглядно знакомиться со всеми предметами, которыми на данный момент обладал Музей.

Доподлинно известно также и о еще одном виде культурно-просветительской деятельности – «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах Музея и вообще по естественной истории края».

Пожалуй, такой литературой можно назвать ежегодные отчеты, публикуемые администрацией Самарского Городского Публичного Музея. Они действительно содержали информацию о предметах Музея, но лишь о тех, которые поступили в отчетном году. В этой связи следует особо выделить отчеты за 1902 – 1903 годов, которые были изданы одной брошюрой. Помимо подробных списков подаренных и приобретенных предметов здесь содержится небольшое введение, где отмечены самой администрацией особо ценные для Музея приобретения, сделанные в 1902 – 1903 годах.

В частности, по отделу археологии и истории «Музею удалось приобрести довольно редкую рукописную книгу под заглавием «История скифская», сочинения Андрея Лызлова», в конце отчёта «прилагались.... в виде особой библиографической заметки» сведения об авторе и о судьбе книги.

В том же отделе «особо выделялась записка И.С. Тургенева на имя неизвестного лица», в отчете была дана тачная копия этой записки.

Кроме того, отмечались приобретения для зоологического отдела – это чучела птиц «местно живущих, или бывающих здесь временно».

Были отмечены также ценные пополнения в виде гербария, список которого был дан в приложении. Особо отмечалось, что «при той скудости ботанических сведений о Самаре и Самарской губернии , какая наблюдается в специальной литературе. Список этот имел известное значение».

Таким образом , отчеты 1902 – 1903 годов помимо перечисления приобретенных предметов содержали познавательную информацию, особенно та часть введения, где кратко описывалось географическое положение Самарского края как перекрестка дорог для перелетных птиц». 2 2

Среди подобной литературы можно выделить также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее Н.М. Федорова – помимо перечня музейных предметов, он содержал также небольшой рассказ по истории создания музея в Самаре.

Наибольшее познавательное значение имела небольшая брошюра, которая была выпущена музейной администрацией в 1901 году и носила название «Самарский Городской публичный Музей. Краткие указания для собирания различных коллекций». Это было обращение администрации Музея с просьбой помочь в пополнении собираемой коллекции. Само оно заняло не более полутора страниц. Наибольший интерес представляют указания по собиранию тех или иных коллекций для каждого отдела Музея, при этом по каждому отделу в брошюре содержалась задача данного отдела и подробнейшие указания на что прежде всего следует обратить внимание, каким образом собирать предметы и коллекции, что требуется для Музея прежде всего. В частности в разделе «Указания по ботанике» содержались подробнейшие инструкции по сбору и сохранению образцов различных растений, а также по формированию гербариев, в книге они заняли около пяти страниц.

В разделе «Указания по зоологии» имелись инструкции и способы «собирания и переноски в Музей найденных остатков древних животных» (шкурки, отдельные части скелета и т.п.).

Что касается другого вида культурно-просветительской деятельности – «публичных чтений по предметам , соответствующим задачам музея», - то таковыми можно назвать устные объяснения «которые могли бы быть даваемы специалистами по различным предметам при обозрении Музея группами посетителей, преимущественно учащимися в учебных заведениях». 2 4

Методика подготовки и проведения экскурсии.

Понятие экскурсии: Коллективный осмотр музея, проводимый по определенной теме и специальному маршруту специалистом экскурсоводом. Это определение включает два взаимно связанных понятия: Экскурсия – группа людей пришедших для осмотра музея, и экскурсия вид научно- педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, памятников истории и культуры города. Особенностью экскурсии является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия.

Требования, предъявляемые к экскурсии: идейность, научность, профессионализм.

Идейность - воспитание любви и уважения к родному краю; повышение образованности и культуры, воспитание чувства патриотизма.

Научность - правильность и достоверность излагаемых научных фактов, использование новейших данных в области науки и краеведения

Профессионализм - ознакомление с группой и ее запросами, логичность, последовательность в изложении материала и построения всей экскурсии, правильное сочетание показа и рассказа, эмоциональность, популярность, доходчивость, занимательность в изложении, высокая культура речи, активизация группы.

Можно выделить следующие этапы подготовки экскурсии :

1. Выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели.

2. Подбор литературы, ее изучение.

3. Отбор объектов показа, и их изучение.

4. Разработка маршрута экскурсии.

5. Работа над тезисным текстом.

6. Устная отработка экскурсии.

7. Проведение экскурсии.

В процессе подготовки экскурсии работа должна идти одновременно по двум направлениям: изучение литературы, различных источников по теме экскурсии и изучение непосредственно самих объектов показа.

    составление библиографии по всей теме и отдельным разделам;

    изучение документов и литературы общего характера по всей теме;

    изучение литературы по отдельным вопросам и разделам экскурсии: учебной, научно-исследовательской, справочной, научно-популярной, статистической;

    ознакомление с материалами имеющимися в музее (в отделах, фондах, в библиотеке.)

Фиксирование материала.

Материал может фиксироваться в виде краткой записи, выписки цитаты, тезиса, конспекта. Материал заносится на отдельные карточки в соответствии с объектом показа.

Отбор объектов показа.

Объекты показа в зависимости от роли, выполняемой в экскурсии, делятся на:

    основные – для убедительного и полного раскрытия темы экскурсии,

    дополнительные - для усиления эмоционального воздействия экскурсии.

Работа над текстом экскурсии .

При работе над текстом экскурсии осуществляется распределение материала по маршруту экскурсии применительно к объектом показа, распределение времени экскурсии на отдельные подтемы.

Текст должен строго соответствовать теме и целевому назначению экскурсии.

Текст включает в себя вступление, основную часть, заключение.

Вступление раскрывает основную целенаправленность экскурсии, направляет внимание слушателей на восприятие ее содержания (не более 5-7 мин.).

Основная часть- состоит, как правило, из ряда подтем.

В этой части экскурсии должно быть:

    снабжение ее краткими цифрами и иллюстративным материалом

    краткое обобщение, оценка и вывод по каждой подтеме.

    логические переходы от подтемы к подтеме для объединения отдельных частей в единый рассказ.

Заключение - подводит итоги, обобщает, позволяет сделать оценку изложенному в экскурсии (не более 5 мин.)

Устная отработка экскурсии.

При отработке экскурсии необходимо обратить внимание на следующее:

    отработать вариант вступления к экскурсии, дать краткую справку о музее;

    отработать нужный темп речи, расставить смысловые акценты, следить за тем, чтобы речь была выразительной, четкой,

    отработать показ, описание экспонатов и логическую взаимосвязь с темой экскурсии;

    выбрать для себя и группы расположения экспонатов, чтобы во время показа они, были хорошо видны всем слушателям.

Методика проведения экскурсии.

Исходя из специфики экскурсионной работы, при ее проведении необходимо использование следующих методических приемов. Следует учесть, что один из основных принципов проведения экскурсии является принцип «от показа к рассказу». С помощью методических приемов показа экскурсовод помогает видеть объект, руководит его восприятием.

Экскурсовод может предварительно акцентировать внимание группы на детальном осмотре экспоната. Здесь уместен прием задания. Это рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей. После самостоятельного осмотра рекомендуется посредством вопросно-ответного приема подытожить наблюдения,обобщить их

Экскурсионный показ осуществляется в определенной последовательности.

1. Прием предварительного обзора. Он позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел экспозиции или комплекс. Экскурсовод должен организуя первые впечатления об объекте, ориентировать их на его тематическом и художественном решении, а потом перейти к конкретным разделам, комплексам экспонатам.

2. Зрительный анализ- детальное наблюдение объекта. Экскурсовод дает как можно более полный, всесторонний анализ экспоната, но при этом не надо забывать, что это стремление может привести к отходу от темы, нарушит стройность экскурсии «пример с документом стиль, форма, характер шрифта, качества бумаги, свидетельствует об эпохе».

3. Прием зрительной реконструкции - мысленное восстановление первоначального облика объекта по сохранившимся и зрительно воспринимаемым деталям. (Предметы, археологии, быта)

4. Прием сравнения - сравниваются определенные признаки двух, трех объектов, которые одновременно наблюдаются экскурсантами. (Пример).

5. Жест в экскурсии является одним из элементов показа. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь группу. Но к жесту следует обращаться по мере ощущения потребности в нем. Жесты необходимо разнообразить, технически отрабатывать. Они должны быть лаконичными.

Отметить, что неотъемлемым элементом экскурсии является рассказ. По отношению к показу он вторичен и вне показа не существует.

Методические приемы рассказа.

1. Повествование - наиболее целесообразный способ изложения событий, важных моментов биографии, сюжетов литературных произведений, раскрытия явлений природы.

2. Описание - это более подробное изложение материала об объекте, широкая характеристика его. Одновременно описываются внешние признаки экспонатов события связанные с ним.

3. Объяснение – носит доказательный характер и указывает на причины того или иного явления.

4. Комментирование.

5. Конкретизация содержания. Чаще всего это связано с конкретизацией места и времени совершения событий.

6. Цитирование. Использование в тексте экскурсии цитат, отрывков из художественных произведений, из воспоминаний, из донесений и приказов военного времени. Цитата из исторических документов – это устное доказательство выдвинутого в рассказе положения.

7. Прием литературного монтажа – рассказ строится на определенном наборе отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний статей, и периодической печати.

8. Прием инструктирования. При осмотре мемориальной части музея или их отдельных помещений таких в которых не может разместиться вся группа, экскурсовод указывает на что следует обратить внимание, дает инструкцию, как себя вести там, определяет время нахождения.

9. Прием беседы. Прием беседы вызывает большую активность в форме вопросов и ответов. Система наводящих вопросов активизирует каждого члена группы, раскрывает содержание темы и позволяет придти к правильным выводам.

Метод-Общего знакомого.

Интерактивный метод – Погружения в эпоху.- когда предлагается представить себя в роли участника события отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты.

Отметить, что любой методический прием на практике должен применяться естественно, свободно и как таковой быть невидимым для экскурсантов.

Ни один из методических приемов не может быть универсальным, главным: на практике они могут переплетаться. Экскурсовод выбирает те приемы. Которые обеспечивают наибольшую эффективность.

Использование цифр в экскурсии.

Во многих экскурсиях необходимо использовать цифры, но методика использования цифрового материала имеет свои особенности.

Цифры можно разделить на три группы.

1 Необходимые цифры: исторические даты, даты жизни деятелей материалы о которых внесены в экспозиции музея.

2. Цифры сравнительные, отражающие динамику того или иного явления.

3. Абсолютные цифры. Их дают только специалистам, хорошо подготовленной аудитории.

Следует учесть: цифры, (если они правильно подобраны, умело вплетены в план рассказа) - великолепные аргументы, веские доказательства, но слушать цифры трудно. В целях лучшего усвоения цифровых данных, следует больше использовать прием сравнения – например.

Во время экскурсии перед экскурсоводом стоит важная задача – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Большую роль в этом играют логические переходы. Логические переходы - это словесный мостик от одной подтемы к последующей.

В некоторых случаях применяются звукозаписи, видеозаписи, Демонстрация видеофильма не должна превышать 5 мин. Звукозаписи 2-3 мин.

Экскурсии различаются по месту проведения, объектам показа, характеру тематики, целевому назначению, составу экскурсионных групп.

    Можно выделить обзорные экскурсии по музею, по городу. Они дают общее представление о музее, городе.

    Тематические экскурсии – это экскурсии на темы профильных дисциплин. Они имеют ряд вариантов:

    Сквозные – на темы охватывающие ряд исторических периодов. Например « Слава русского оружия».

    Специализированные. Например, искусствоведческие, по отдельным отраслям материальной и духовной культуры.

    Учебные экскурсии – экскурсии для учащихся в соответствии с программами образовательных учреждений.

Документирование экскурсий.

На экскурсию составляются следующие документы: маршрут экскурсии, и методическая разработка.

Маршрут экскурсии включает в себя следующие разделы: объект показа; справка об объекте; время.

Методическая разработка это уточненный развернутый план с указанием методических приемов, применяемых в экскурсии.

  1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

    О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон.

    Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.

    Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками (с древнейших времен до 1917 г.)

    Историческое краеведение (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов. \ Под редакцией Н.П. Милонова М.: 1995

    Михайловская А.И. Музейная экспозиция (Организация и техника) \Под редакцией Ф.Н. Петрова и К.Г. Матвеева.- М.: 1984.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для вузов по спец. « История» \ Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.- М: 1988.

    Музей и школа. Пособие для учителя.\ Е.Г. Вансалова, А.К. Ламунова. Под ред. Т.А. Кудриной.-М: 1985.

    Музейные термины \Сб. трудов Центрального музея Революции. Терминологические проблемы музееведения. М.:1986.

    Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах.- М: 2001.

    Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. Книга для учителя.- М:1988.

    Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов.- СПб, 2000.

    Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники.- Тверь,1992.

    Шкурко А.И. Учет и хранение фондов. Методические указания.- 1976.

    Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации \ Сост. А.М. Гак.- М. 1990.

Главные направления просветительской и популяризаторской работы были определены Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. Уже 23 февраля 1919 года П.А. Флоренский провел первую экскурсию по ризнице. С 1921 года экскурсии стали систематическими, в том же году музей посетило около трех тысяч человек. В отчетах комиссии от 1923 года говорилось «Сотрудникам часто приходилось бросать текущую работу и вести … экскурсии. …Как не отрывает такой порядок от работы, но члены комиссии охотно выполняют эту обязанность, признавая, что в ней главнейший смысл существования музея».

Члены комиссии были выдающимися личностями, представителями плеяды замечательных русских интеллигентов начала ХХ века. Сейчас, зная историю жизни Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, можно сказать, что их деятельность по организации музея определялась не только внешними историческими обстоятельствами, но их духовной активностью. Приоритеты в научно-просветительской работе менялись в зависимости от общественно-политической и экономической ситуации в стране, а также господствующих идеологических установок.

В 1920-е годы основной формой научно-просветительской деятельности музея были экскурсии. Этой работой занималось Бюро просветительной работы, куда входили не только сотрудники музея.


Уже с конца 1930-х гг. огромное внимание уделялось подготовке экскурсоводов: учебные экскурсии проводили старшие научные сотрудники и заведующие отделами; курсы лекций читали преподаватели московских высших учебных заведений; консультации по вопросам истории и искусства осуществляли ведущие специалисты нашей страны: А.В. Арциховский, С.В. Бахрушин, В.И. Лебедев, Н.Н. Соболев, И.В. Жолтовский.

В конце 1940-х гг. были разработаны первые методические пособия по всем существовавшим в то время экспозициям (в форме текста экскурсии с определением цели и идеологических установок). Одновременно создавались методические пособия по проведению экскурсий для младших школьников (3 - 4 классы). Некоторые из них строились в форме беседы с вопросами.

В 1951 году был создан отдел научной популяризации искусства. В Положении о Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, утвержденном приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР определялись основные формы его работы: экскурсии, лекции, кружки, консультации и семинары для учащейся молодежи и педагогов.



В 1960-е гг. базой для успешного осуществления научно-просветительской работы являлись разнообразные вновь создаваемые экспозиции музея, системно знакомившие с историей Троице-Сергиева монастыря, его некрополем, архитектурным ансамблем и методами его реставрации, древнерусской живописью, древнерусским прикладным искусством, русским искусством XVIII - XIX вв., русским народным и современным декоративно-прикладным искусством. Эти экспозиции насчитывали более 40 залов и занимали площадь в 4500 кв. м.

В 1969 году на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, где поводились итоги всей деятельности музея, были впервые рассмотрены вопросы научно-просветительской работы. Значимость музея как центра популяризации национального искусства предопределили включение в 1969 г. города Загорска во всесоюзный туристический маршрут по древнерусским городам России «Золотое кольцо». С этого времени начинается поступательный рост приезжих посетителей, пик посещаемости достигается в 1979 г. (700 000тыс.). Вся деятельность научно-просветительной службы была направлена на прием, в основном, иногородних туристов, и поэтому приоритетной формой работы стала маршрутная (обзорная) экскурсия, ориентированная на взрослую аудиторию.

Тем не менее, с середины 1970-х гг. музей стал уделять особое внимание работе со школьниками и учащейся молодежью. В 1975г. была разработана перспективная программа по эстетическому воспитанию детей, начиная с первого класса и кончая 10 классом, имевшая своей целью воспитание потребности в индивидуальном эстетическом переживании, развитие творческой активности учащихся. Программа осуществлялась в сотрудничестве с местными педагогами, в основном, в школах города и района.




Наряду с традиционными формами, такими как тематические экскурсии, циклы лекций, организация кружков, проведения Дня открытых дверей, впервые в музее стали проводить выставки детского творчества, уроки по декоративному рисованию, тематические музейные мероприятия. К середине 1980-х гг. в музее сложилась определенная система, направленная на воспитание учащейся молодежи, учитывающая возрастные особенности.

С 1980-х гг. в практику научно-просветительской работы входит проведение тематических вечеров, посвященных творчеству художников народных промыслов, коллекциям музея, истории и культуре родного края, различным направлениям музейной деятельности. Разнообразные по сюжету и структуре мероприятия помогали раскрыть связь современного творчества с культурным наследием, выявить его историческое и художественное значение, наглядно показывали, почему памятники прошлого так ценны для нас.

Своеобразным итогом этого периода работы стала конференция 1985 года, впервые посвященная исключительно научно-просветительной деятельности музея. В докладах был дан серьезный анализ ее состояния на тот период, отражены особенности проведения экскурсий для различных категорий посетителей, рассмотрена система подготовки экскурсоводов, представлены различные аспекты эстетического воспитания учащихся, развитые в музее. Разнообразие форм работы, профессионализм сотрудников, созданная устойчивая и, как показало время, жизнеспособная система их подготовки позволили адаптироваться к условиям перестроечного времени, когда произошел по объективным причинам значительный спад посещаемости. Тем не менее, музей не стал сокращать научно-просветительские службы, а начал активно развивать новые формы, все более целенаправленно работать с местной аудиторией.




Новой формой стала организация и проведение фольклорных праздников, приобщающих посетителей к народной культуре, к ее истории, традициям и предполагающих включение посетителей в познавательные процессы. Традиционными стали праздники «Рождественские чудеса на Конном дворе», «Широкая масленица».

Экскурсии являются их неотъемлемой частью. Гармоничное сочетание одной из основных форм музейной работы – образовательной экскурсии на экспозиции с праздничным представлением и народными потехами дает поразительный результат: информативность музейных предметов становится такой же доступной для восприятия маленьких детей, как и содержание новогодней сказки и речей Деда Мороза.

Основные посетители музея с начала 1990-х гг. – это учащаяся молодежь разных возрастов. Экскурсии, оставаясь основной формой работы, качественно изменяются. Все более востребованными становятся экскурсии, включающие элементы игры, выполнение определенных ролевых функций, использование интерактивных материалов. Как выяснилось, они пользуются успехом не только у школьников, но и у взрослой аудитории.




К примеру, обладая прекрасной коллекцией этнографических памятников, используя фольклорный материал старинных свадебных обрядов, музей уже не один год принимает у себя молодоженов и юбиляров. Наряду с праздничной свадебной программой в музее проводится и игровая – «Давайте поиграем в старинную русскую свадьбу». Для привлечения посетителей в музей создаются программы, тематически объединяющие архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры с экспозициями и выставками, расположенными за ее пределами, а также окрестными достопримечательностями.

Участие музея в долгосрочной межрегиональной программе «Мы - Россияне», разработанной для молодежи Калининградской области, потребовало новых форм экскурсий. Были освоены технологии синхронного приема и распределения потока экскурсионных групп, созданы программы, сочетающие традиционную экскурсию с интерактивным занятием. Это позволило сделать знакомство учащихся с достопримечательностями и историей Радонежской земли и национальными традициями и культурой центральной России в целом увлекательным и запоминающимся.

В целях успешной реализации новых задач в 1999 году был создан отдел музейной педагогики, призванный обеспечить тесное взаимодействие с системой образования. Педагоги музея при активном участии научных сотрудников и экскурсоводов разработали образовательные программы для разных возрастных групп. Для детей младшего школьного возраста – это специальные циклы экскурсии и занятий в игровой форме с выполнением экскурсантами творческих заданий, что помогает детям полнее усвоить предлагаемый материал. Учитывая возрастные особенности детей, музейными педагогами было разработано несколько тематических экскурсий: «В гостях у домовенка Прошки», «Мы ищем клад», «Чудесные превращения», «Как русские дети в Троице ходили» и др.




Для детей младшего возраста и их родителей организован воскресный историко-эстетический клуб, который работает уже в течение 10 лет. Программа клуба рассчитана на 4 года. Занятия проводятся в экспозициях музея, в художественных мастерских, в музеях Москвы и Подмосковья. Атмосфера занятий способствует сближению родителей с детьми, выработке общих интересов, получению не только знаний по истории и искусству, но и воспитанию эстетического вкуса. Специально для первоклассников был создан музейный праздник «Давай дружить!»

Для учащихся 6-8 классов разработана образовательная программа «Этот город – самый лучший на земле», для студентов – «Живое наследие», для преподавателей учебных заведений города и района – «Историческое краеведение». Особой формой работы стала районная олимпиада, которая выросла из программы по историческому краеведению для учащихся 6-8 классов. Она организуется с 2001 года совместно с Департаментом по образованию г. Сергиева Посада. Тщательно продуманная методика мероприятия, система подготовки и проведение заключительного этапа обязательно в музее, с поощрением всех участников превратили его в яркий и волнующий праздник.

Более 20 лет в музее работает археологический кружок, члены которого принимают самое активное участие в ежегодных археологических экспедициях музея. Традиции специализированных занятий по декоративному искусству 1980-х гг., обязательным элементом которых были уроки рисования, проводившиеся в экспозициях, продолжают в настоящее время кружки «Художественной керамики» и «Художественной росписи по дереву».




В 2004 и 2005 гг. были проведены две конференции, и состоялся Туристический форум 2007 года, на которых был обобщен накопленный за последние два десятилетия опыт в области научно-просветительской работы. Сообщения, зачитанные на ней сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника, познакомили с разнообразием ее форм, практикуемым в настоящее время, их особенностями на данном этапе и новыми направлениями.

В 2008 г. руководством музея-заповедника и Советом ветеранов Сергиево-Посадского района была утверждена двухгодичная благотворительная культурно-образовательная программа «Народный университет». Целью программы стало объединение людей старшего возраста, повышение качества культурной жизни, их социальной адаптации в современном обществе. Тематика занятий на сформированных факультетах – «Беседы об истории» и «Беседы об искусстве» – была сформирована с учётом многообразия интересов будущих слушателей.

В начале 2000-х годов в музее стали проводить праздники в честь «Дня славянской письменности и культуры». В 2009-2010 гг. в Сергиевом Посаде впервые прошли два международных фестиваля «Славянский путь», приуроченных к этой памятной дате. Музей также принимал и принимает участие в различных фестивалях, праздниках и конкурсах, проходящих в других городах России. Как например, XI Московский детский фестиваль искусств и ремесел «Мастера» в 2008 г. и Международный конкурс-фестиваль детского декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо» в 2012 г. Сергиево-Посадский музей-заповедник является постоянным участником Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей» и туристической выставки «Интурмаркет».





В последнее десятилетие (2008-2018) просветительская служба музея ввела в практику своей работы много новых, современных мероприятий: интерактивные программы на выставках, игры-квест, кинолектории, музыкальные и литературные вечера, флеш-мобы на открытом воздухе во время массовых празднований, интеллектуальные гостиные и др. Кроме обычных экскурсий разработаны разнообразные интерактивные занятия на экспозициях и выставках музея.

Музейные педагоги за последние годы разработали много интересных программ для детей, школьников и семейных групп в музейном комплексе "Конный двор".
Можно отметить: «Музеёнок» (программа для детских садов), «В мире первобытного человека», «Загадки из сундука. В гости к Домовенку», «Секрет старого мастера (программа в интерактивной, игровой развлекательной форме знакомит с промыслами России).




Большим интересом у школьников пользуются такие квест-игры, как «Спасти императрицу» (для студентов и школьников от 14 лет на выставках и экспозициях),
«Победа одна на всех» (старт квест-игры – мемориал Славы с вечным огнем), «Учимся у Шерлока Холмса» и др.
Ежегодно проводятся праздники, привлекающие многочисленных жителей Сергиева Посада и других городов: Новогодние елки, «Широкая Масленица», фестиваль «Русская матрёшка», всероссийские акции «Ночь музеев» и «Ночь искусств».

В последние годы жители нашего города всё чаще стали отмечать в музее свои праздники: свадебные церемонии, дни рождения детей, школьные выпускные.




Все праздничные музейные программы («Татьянин день в музее», «Старый новый год в музее», «День журналиста в музее», «День семьи, любви и верности», «Встречай Покров - готовься к свадьбе») неразрывно связаны с экспозициями и выставками музея и привлекают разных посетителей.

В связи с тем, что 2019 год объявлен Годом Театра, музей подготовил специальный проект «Театральные подмостки. Играем в театральных декорациях». В проекте уже приняло участие 320 чел.

В летние месяцы музей превращается в творческую площадку для фестивалей: «Фестиваль первобытной культуры», «Подкова на счастье», «Три Спаса - всё богатство лета», фестиваль «Русская матрешка». Фестиваль уличной культуры «Музей & Street Art» прошел под темой «Метаморфозы игры», где с помощью игр, мы соединили время и пространство, классику и современность.

Литература
1. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312
2. Т.И. Круглова, С.Г. Наумова. «Приходите к нам в музей» (Музейно-педагогическая деятельность Сергиево-Посадского музея-заповедника) /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 312-327
3. Интеграция личности в национальную и мировую культуру как основа совершенствования современного общества. //Материалы научно-практической конференции, г. Сергиев Посад, Моск. Обл., 22-23 апреля 2004 г. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2004.
4. Гуманитарное развитие личности – забота современного общества. //Сб. научных трудов. /Центральный институт управления экономики туристского бизнеса – филиал РМАТ. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2005.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Функц М: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; научно-исследовательская и образовательная. Культ-образоват деятельность - одно из основных направлений деятельности М, теоретической основой которой является музейная педагогика - обучение регионал. истории средствами музейного предмета образоват деят-ти. Формы культ-образовательной деятельности М разнообразны: экскурсии (обзорные, тематич, историч, архитектурно-градостроит); музейные уроки; научные конференции.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:

Общеисторические музеи (широкого профиля); (Государственный Исторический музей в Москве);

Археологические музеи; (археологический музей-заповедник «Танаис»);

Этнографические музеи; (Российский этнографический музей в Петербурге);

Военно-исторические музеи; (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве);

Музеи политической истории; (Музей политической истории России в Петербурге);

Музеи истории религии; (Музей истории религии в Петербурге);

Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; (Музей городского быта «Старый Владимир»);

Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; (Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда);

Прочие исторические музеи; (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге).

Художественные музеи делятся на:

Музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); (Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве);

Музеи декоративно-прикладного искусства; (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве);

Музеи народного искусства; (Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров);

Монографические; (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.);

Прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).

К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах – Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников , например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи , создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х – начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей

A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак.

По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить: Зоологический музей Московского университета им. М.В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования; Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург); Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей». Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX–XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 янв. 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

В н. 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы; музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам – музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около1000 общественных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев , то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции. Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.