Самолеты сирийских ввс. Современное положение дел

Новые дополнения по прошлому полугодию:

30 июня 2014 года, в ходе выполнения боевого задания в районе с.-в. аэродрома Хама, потерян истребитель МиГ-21 14-й бригады ВВС Сирии. Летчик бригадир Бассам Али Мохамед погиб. Вероятной причиной потери стал огонь зенитных средств с земли. Погибший летчик окончил воздушную академию в 1989 году и достаточно активно участвовал в боевых действиях. За последний месяц он совершил 133 боевых вылета, в отдельные дни поднимаясь в воздух до восьми раз (!).

18 августа 2014 года, во время захода на посадку в Хаме сбит самолет МиГ-23 (БН №1617 ?) ВВС Сирии, пилотируемый майором Ариф Амином Псесини. Самолет был поражен ракетой ПЗРК (предположительно FN-6) во время предпосадочного снижения и упал в районе н.п. Тизин. Летчик пытался катапультироваться, но погиб при неустановленных обстоятельствах.

8 сентября 2014 года, сразу после посадки на аэродроме Абу аль-Дахур, ракетой ПТРК "Корнет" поражен вертолет Ми-8Т ВВС Сирии выполнявший транспортно-связной полет. Возникшим пожаром вертолет полностью уничтожен. Выстрел ПТРК был осуществлен противником на максимальную дальность (порядка 5 000 м) из жилой застройки.

О потери Ми-8 от "Корнет" 08.09.14 написано и здесь:
http://imp-navigator.livejournal.com/287124.html

Боевики исламистской группировки "Файлак аль-Шам" действующей в сирийских провинциях Идлиб и Хама распространили видео поражения из ПТРК "Корнет-Э" вертолета Ми-8 ВВС Сирии, осуществлявшего посадку на военный аэродром Абу-эд-Духур на востоке провинции Идлиб. Это один из редких случаев удачного пуска ПТУРа по самолетам и вертолетам на авибазах по ходу войны в Сирии, я навскидку всего 2 подобных эпизода вспоминаю. Интересно, что первый подобный случай был весною 2012 г. на той же авиабазе Абу-эд-Духур, когда боевики из ПТРК Метис-М поразили открыто стоявший МиГ-23МС (скорее всего нелетный). Второй случай был осенью 2013 г, когда из ПТРК "Хунцзянь-8" были атакованы два Ми-8\17 в аэропорту Алеппо . Однако, в отличие от предыдущих случаев, в этот раз впервые был подбит только что приземлившийся вертолет.

Тогда список выглядит так:

Самолёты:
1) МиГ-21бис и др. - 10 (в т.ч. 4 МиГ-21бис, 1 МиГ-21УМ, 1 возможно списанный МиГ-21У и 2 списанных МиГ-21МФ)
2) МиГ-23 - 5 (4 МиГ-23БН: 13.08.12, 23.03.14 (турки), 21.06.14, 18.08.14; один МиГ-23МС на земле 07.03.12 на аэродроме Abu-Dhahur)
3) L-39 - 11 (в т.ч. 10 L-39ZA; плюс ещё несколько L-39 растреляны на земле на другом аэродроме - не Кшеш/аль-Джерах)
4) Су-24МК - 2 (28.11.12 и сбитый Израилем 23.09.14)
5) Су-22М - 4 (Су-22М4 11.02.13, Су-22М2 20.02.13, Су-22М3 25.07.13, Су-22М2 28.11.13)
Итого: 33+

Вертолёты:
1) Ми-8 и Ми-17 - 68 - в основном Ми-8Т и Ми-17, один Ми-8ПС.
2) Ми-25 - 3
Итого: 71

О ГАЛОПИРУЮЩЕЙ ТЕНДЕНЦИИ УСУГУБЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ЗАПАДНЫХ ПОДСТУПАХ К РОССИИ


Через густую пелену тревожных и порой трагических событий, накатившихся на наш народ с февраля 2018 года, начинает всё более отчетливо просматриваться сценарий того финального раунда, фундамент которого готовился нашими заокеанскими и западноевропейскими «партнёрами» ещё с 4 апреля 1946 года, когда спасшей мир от фашизма сверхдержаве был незамедлительно противопоставлен крупнейший в современной военной военно-политический блок - Организация Североатлантического договора (НАТО), переформатировавший послевоенный мир в то поле предэскалационной напряжённости и абсурда, которое мы наблюдаем уже на протяжении 72 лет. На сегодняшний день Европейское командование ВС США, а также Стратегическое командование операций ОВС НАТО (в структуру последнего входит большинство ГШ армий западноевропейских стран-участниц альянса) практически завершили формирование ударных «кулаков» сразу на нескольких операционных направлениях, включая черноморское, балтийское и карельское. Головными воздушными компонентами для проведения стратегической воздушно-космической наступательной операции против военно-промышленных объектов и средств ПВО ВКС России в Южном и Западном военных округах на сегодняшний день являются:

- 52-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США; имеет опыт оперативной переброски с немецкой авиабазы Спангдалем на польскую АвБ Редзиково и представлено эскадрильей из 25 F-16C/D Block 50, а также 2 РЛС дальнего радиолокационного обнаружения AN/TPS-75 «Типси» для более эффективного выполнения задач по завоеванию господства в воздухе и контроля тактической воздушной обстановки; также специализируется в задачах подавления ПВО и уничтожения стратегически важных наземных объектов противника с помощью противорадиолокационных ракет AGM-88E AARGM и AGM-158B JASSM-ER соответственно;

- 48-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США в Лейкенхесе, представленное двумя эскадрильями модернизированных тактических истребителей F-15E «Strike Eagle», недавно получившими способность использовать всё те же ракеты класса «воздух-земля» большой дальности JASSM-ER и давно адаптированными к применению тактических ракет AGM-84H SLAM-ER, оснащённых продвинутой помехозащищённой ИКГСН, использующей корреляционный метод наведения на цель ATA («Atomatic Tagerting Acquisition»), отличающийся повышенной помехозащищённостью, которая вынуждает по максимуму насыщать танковые и мотострелковые подразделения войсковыми самоходными ЗРК нового поколения и комплексами активной защиты, ведь «снаряжение» SLAM-ER предусматривает применение соприцеливающихся боевых элементов BAT;

- 2-е тактическое авиакрыло ВВС Польши, состоящее из 36 усовершенствованных многоцелевых истребителей F-16C Block 52+ и 12 двухместных машин аналогичной версии F-16D Block 52+, дислоцированное одновременно на 2-х авиабазах (Познань и Ласк); в первую половину 20-х годов эти машины получат 70 крылатых ракет увеличенной дальности AGM-158B по линии иностранных военных продаж (FMS) от Агентства Министерства обороны США по военному сотрудничеству (DSCA); в январе 2017 года, на вооружение 31-й тактической авиабазы в Познани поступили первые варианты JASSM с дальностю в 370 км.

Вышеперечисленные элементы Объединённых ВВС НАТО не являются единственными компонентами в рассматриваемом массированном ракетном ударе по нашим военной, энергетической и промышленной инфраструктурам. Здесь также рассматривают задействование американских эсминцев УРО класса «Arleigh Burke», «заряженных» боекомплектами RGM-109E «Tomahawk Block IV», а также ударных модификаций атомных подлодок «Огайо» - SSGN, оснащённых боекомплектами из 154 стратегических крылатых ракет «Томагавк» каждая. И это описана лишь малая часть тех средств воздушного нападения, которые ОВС НАТО могут использовать в случае эскалации регионального конфликта с Россией, ведь есть ещё и Военно-воздушные силы Германии, на вооружении которых состоят многоцелевые истребители «Тайфун», оснащённые высокоточными крылатыми ракетами KEPD 350 TAURUS. Грядущая попытка агрессии со стороны Североатлантического альянса также просматривается в «накачке» Восточноевропейского условного ТВД наземными средствами противоракетной обороны для парирования ответного удара ракетами Х-101 и 3М14К/Т со стороны ВМФ и ВКС России.

Самым неприятным моментом здесь является то, что, к примеру, Минобороны Румынии заключили со штатовскими компаниями «Raytheon» и «Lockheed Martin» 3,9-миллиардный контракт на закупку 7 противоракетных комплексов «Patriot PAC-3» и 168 ракет-перехватчиков MIM-104F в качестве боекомплекта. Данные зенитные управляемые ракеты оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового Ka-диапазона, в связи с чем прорвавшиеся в воздушное пространство стран НАТО крылатые ракеты Х-101 могут быть перехвачены даже за пределами радиогоризонта; ведь получение целеуказания происходит не только от батарейного пункта боевого управления, но и от сторонних средств ДРЛОиУ воздушного базирования по радиоканалу «Link-16». В зенитных ракетах дальнего радиуса действия 9М82МВ (комплекс С-300В4) реализация работы по загоризонтным целям со сторонним целеуказанием теоретически хоть и возможна, на практике так и не подтверждена, что можно сказать и о ракетах 9М96Е/Е2 комплекса С-400.

КАК ХЕЛЬ ХААВИР НА СИРИЙСКУЮ ПВО «НАПОРОЛИСЬ»...

Если на Европейском театре военных действий наш оборонительный потенциал пока только лишь «прощупывают» в ходе участившихся разведывательных полётов «Глобал Хоуков» и самолётов стратегической РЭР RC-135V/W «Rivet Joint», отводя командованию ВКС время на принятие контрмер, то на Ближневосточном ТВД Воздушно-космические силы России и дружественные подразделения сирийской армии проверяются на дееспособность в кризисных ситуациях «по полной программе», и не с помощью разведывательных инструментов, а агрессивными силовыми методами. Одним из таких инцидентов можно считать недавний массированный ракетно-авиационный удар ВВС Израиля (Хель Хаавир) по стратегически важным объектам Сирийской Арабской Армии (включая авиабазу «Т4», на которой развёрнуто иранское авиакрыло БПЛА, в своё время принимавших участие в оптико-электронной разведке формирований ИГ), подразделениям движения «Хезболла», а также по объектам Корпуса Стражей Исламской Революции.

Это далеко не первая воздушная ударная операция израильских тактических истребителей F-16I «Sufa» и F-15I «Ra`am» против правительственных сил Сирии и переброшенных для борьбы с псевдохалифатом подразделений КСИР, ведь ещё летом 2016 года, в ходе Международной Герцлийской Конференции, руководитель военной разведки Израиля генерал-майор Герци Халеви указывал на неоспоримые плюсы для Тель-Авива от действий ИГИЛ в Сирии, в то время как любые наиболее боеспособные иранские и проиранские силы (КСИР и «Хезболла») лишь ускоряли падение игиловских анклавов. Несмотря на то, что никаких массированных ракетных ударов по территории Израиля ракетами типов «Fatech-110» и «Fatech-313» со стороны КСИР в Сирии не было, Тель-Авив первым прибегал и прибегает к тактике провокационных ударов, и на этот раз серьёзно просчитался.

В ответ на якобы нарушение северной воздушной границы Израиля иранским БПЛА, который был сбит ударным вертолётом «Apache» Хель Хаавир 10 февраля, два звена многоцелевых истребителей F-16I «Sufa» (8 машин) вышли на рубежи ракетного пуска по объектам в Сирии не по стандартной хитрой тактике (используя воздушное пространство над горными хребтами Антиливана), а нагло вторгнувшись в сирийское воздушное пространство близ Дамаска и Пальмиры. Очевидно, что расчёт делался на то, что канальность дивизионных радиолокационных средств сопровождения и наведения комплексов «Бук-М1/2Э», С-125 «Печора-2М», С-200 и «Панцирь-С1» будет критически перегружена несколькими десятками запущенных с подвесок F-16I средств высокоточного , и процесс «завязка трасс целей - захват» в прямом смысле этого слова «ляжет» на фоне работы комплексов РЭБ, установленных на «Суфах». Как следствие, израильские лётчики ожидали полной деморализации расчётов сирийских ЗРК, ожидая, что на индикаторах радаров подсвета 9С35М1/2, СНР-125М, 5Н62В, а также 1РС2-1Е «Шлем» вместо маркеров целей будут видны лишь антиналожения и блики от постанавливаемых средствами РЭБ истребителей помех. Но позднее выяснилось, что они очень заблуждались!

По-видимому, почувствовав себя хозяевами ситуации в сирийском небе, пилоты израильских F-16I «Sufa» решили не придерживаться главного правила воздушных операций XXI века над территориями с развитыми противовоздушными/противоракетными зонами A2/AD - низковысотных полётов в режиме следования рельефу местности. Возможно, что такое решение было принято в связи с опасениями попадания в радиусы действия сирийской зенитной артиллерии и ПЗРК (вспомнился урок 20 ноября 1983 года, когда посредством зенитно-артиллерийского комплекса был перехвачен «Kfir C.2»). В этот раз израильтяне целиком и полностью доверили свою судьбу бортовому комплексу РЭП и индивидуальной защиты SPJ-40 «Elisra», современной всеракурсной станции предупреждения об облучении (СПО) SPS-3000, а также комплексу обнаружения атакующих ракет ИК-диапазона PAWS-2, который должен обнаруживать пуск большинства типов ракет по излучению от факелов сгорающих твердотопливных или жидкостных зарядов. Естественно, дальность пеленгования запущенной ракеты посредством PAWS-2 (фото ниже) зависит в основном от тяги и излучения её двигателя.


Датчики комплекса обнаружения атакующих ракет Elisra PAWS-2 правой полусферы на южнокорейском УБС FA-50

Как свидетельствуют многочисленные сирийские и израильские источники, одна из машин была перехвачена уже после завершения первого массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ). Воздействие мощной осколочно-фугасной боевой части пришлось в заднюю полусферу F-16I (на догонном курсе), в момент выхода из сирийского воздушного пространства (над Голанами). И, опираясь на многочисленные фотографии очевидцев, на которых запечатлены «выгоревшие» разгонные ступени зенитных управляемых ракет 5В27 и обломки ЗУР 3М9, уничтожение истребителя было осуществлено либо модернизированным зенитно-ракетным комплексом С-125 «Печора-2», либо комплексом «Куб» («Квадрат»).

Применение С-200В также подтверждается, поскольку на земле был обнаружен и центральный сегмент зенитной ракеты 5В28, но «Суфа» был сбит именно одним из вышеперечисленных комплексов, так как смог преодолеть ещё более 100 км с учётом однодвигательной силовой установки с гораздо меньшей живучестью, чем двухдвигательная у F-15I. Зенитная ракета 5В28 оснащена мощнейшей 217-килограммовой осколочно-фугасной боевой частью со 120-градусным углом разлёта 37000 поражающих элементов, которые напрочь изрешетили бы мотогондолу и весь планер F-16I «Sufa», превратив его в груду металла, но машина уцелела и смогла доставить пилотов аж в район кибуца Хардуф. Очевидно, что рядом с истребителем разорвалась либо 72-килограммовая боевая часть ракеты-перехватчика 5В27 (комплекс «Печора-2»), либо 57-килограммовая БЧ 3Н12 зенитной ракеты 3М9 (войсковой комплекс «Куб»).

Ещё более интересной деталью произошедшего в небе над западной частью провинции Дамаск является то, что израильский F-16I был перехвачен не на крайнем рубеже радиусов действия «Печоры» или «Куба» в 15 - 23 км, а на дистанции от 8 до 12 км, поскольку на догонном курсе (с учётом того, что ракеты не столь скоростные: 2М для 3М9 и 2,3М для 5В27) могла быть достигнута лишь такая дальность поражения. Следовательно, для бортового комплекса обнаружения атакующих ракет PAWS-2 сложились благоприятствующие условия: факел стартующей зенитной ракеты мог быть обнаружен буквально мгновенно, но эффективность ИК-датчиков оставляла желать лучшего. Полную недееспособность продемонстрировала и станция предупреждения об облучении SPS-3000, которая либо не смогла оповестить экипаж F-16I о захвате их истребителя посредством радара подсвета «Печоры» или «Куба», либо наведение ракеты осуществлялось по данным оптико-электронного визира в пассивном режиме, не давая возможности SPS-3000 запеленговать факт огневой работы комплекса.

Как видите, налицо комплексные технологические проблемы бортового комплекса обороны (БКО) истребителей F-16I «Sufa», которые привели к невыполнению экипажем заблаговременного противоракетного манёвра. Представители же израильских средств попытались аккуратно обойти острые углы в данной ситуации, заявив, что всему виной неправильная конфигурация применения бортовых средств радиоэлектронной борьбы в ходе первого авиаудара. Но как такое могли допустить наиболее технологически совершенные и опытные военно-воздушные силы в регионе? Ведь отработка тактики прорыва средств противовоздушной обороны в Хель Хаавир ведётся ещё со времён операции по уничтожению иракского ядерного реактора «Озирак»; тем более, что перед недавней операции в Хель Хаавир были отлично осведомлены о структуре и технологических качествах обновлённой ПВО Сирии. Но это ещё не самое интересное.

В ходе первого массированного ракетно-авиационного удара по военным объектам на территории Сирийской Арабской Республики звенья F-16I «Sufa» Хель Хаавир применили по меньшей мере 26 тактических ракет класса «воздух-земля», обладающих эффективной отражающей поверхностью в пределах 0,05 м2. И, несмотря на то, что комплексы радиоэлектронного противодействия Elisra SPJ-40 на борту F-16I наверняка были активированы, сирийские средства противовоздушной и противоракетной обороны смогли уничтожить 19 из них. Здесь все заслуги можно смело приписать зенитным ракетно-артиллерийским комплексам «Панцирь-С1», прикрывающим «мёртвые зоны» «Печор» и «Квадратов». Эти комплексы, оснащённые не только радарами наведения X-диапазона 1РС2-1Е «Шлем», но и автономными оптико-электронными модулями 10ЭС1-Е инфракрасного и телевизионного диапазонов визирования, позволяют уничтожать высокоточное оружие противника с ЭПР до 0,01 - 0,02 кв. даже в сложнейшей помеховой установке (при использовании самолётов РЭБ EA-18G «Growler» и т.д.). Не трудно догадаться, что ожидает тактические истребители F-16I в столкновении с более грозными ЗРК типа С-300В4.

Источники информации:
https://militarizm.livejournal.com/120630.html
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4948918
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=19532
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c200/c200.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/pechora_2/pechora_2.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kub/kub.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-558.html

Война в Сирийской Арабской Республике, которая идёт с марта 2011 года, привела к существенному ослаблению авиации правительственных сил. При этом состав авиасоединений не пополняется уже много лет, что грозит стране ещё более серьёзными военно-политическими последствиями.

Обзор ВВС Сирии

В ходе ожесточённых боёв авиация правительственных войск продолжает наносить удары по позициям боевиков. Однако большие потери в технике поставили вопрос о срочном пополнении и модернизации авиапарка страны.

Если бросить ретроспективный взгляд, в этой связи необходимо отметить, что ещё с конца 1950-х годов СССР оказывал огромную помощь Сирийской Арабской Республике; благодаря масштабным поставкам достаточно современной советской авиатехники ВВС Сирии до конфликта были одними из сильнейших в регионе.

В настоящее время, несмотря на успехи нашей авиации в борьбе с терроризмом, со стороны Запада идёт всесторонняя подготовка к новому этапу действий против Дамаска. При этом необходимо учесть тот факт, что бандформирования с помощью наводчиков и предателей проводят регулярные атаки авиабаз, в ходе которых гибнут лучшие пилоты. Командование сирийской армии неоднократно распространяло заявления, в которых говорилось, что эти рейды тщательно планируются именно против лётного состава. Опытный лётчик в Сирии - желанная мишень для экстремистов, и такой способ «подавления ВВС» не только эффективен, но и гораздо дешевле применения крылатых ракет.

В ходе боевых действий Военно-воздушные силы Сирии понесли огромный урон не только в ходе обороны авиабаз, но и от атак террористов с земли с применением зенитной артиллерии и ПЗРК. Кроме того, многие самолёты и вертолёты были списаны из-за нехватки запчастей. Причём особенно большие трудности испытывают эскадрильи, оснащённые более устаревшими машинами (МиГ-21бис, МиГ-23БН/МиГ-23МФ, Су-22М).

В данной статье даются только приблизительные данные об авиапарке ВВС САР. Ниже отображён примерный его количественный состав в начале и в ходе конфликта:

Тип и марка летательного аппарата*

Поставлено (данные на март 2011 года)

В строю

(данные на июнь 2016 года)

Самолёты

МиГ-23/МиГ-27

Су-20/Су-22М

L-39ZA »Альбатрос»

Ил-76Т/Ил-76М

Вертолёты

Свыше 100 вертолётов

Более 40 машин

SA 342J «Газель»

Ми-14ПЛ/Ми-14ПС

Свыше 20 вертолётов

Нет данных

*Примечание: Включены все поставленные модификации.

Кроме того, необходимо отметить ещё один факт, который негативно повлиял на состояние ВВС Сирии. Речь идёт об элементарной халатности со стороны сирийского командования, которое в начале войны не приняло меры к заблаговременной маскировке самолётов и вертолётов в капонирах, а слабые части охранения либо были уничтожены террористами, либо бросили машины в укрытиях.

За время своего правления Башар Асад неоднократно пытался модернизировать авиапарк армейской авиации. В частности, сирийцы желали приобрести у России истребители-перехватчики Су-27 и МиГ-31Э. Особый интерес к новой авиатехнике Дамаск проявляет с 2003 года после агрессии Запада против соседнего Ирака. Однако израильтяне и американцы приложили все усилия к тому, чтобы оружейные контракты не состоялись. Западу есть от чего нервничать: по оценкам военных экспертов, при наличии у Сирии даже шести-восьми МиГ-31Э, риск потерь при проведении операции против Дамаска ощутимо возрастает.

Весьма запутанным остаётся и вопрос о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130. На первых порах было заказано 36 машин данного типа на общую сумму 550 млн. долларов, однако и этот контракт, по существу, повис в воздухе.

В этой сложной обстановке сирийцам необходимо наращивать экономические связи с оставшимися союзниками (хотя в условиях политической блокады это крайне трудная задача), а Россия, несмотря на окрики Запада, должна поставлять авиатехнику правительственным войскам. Если этого не произойдёт, то можно смело сказать, что даже в случае победы над экстремистами сирийская авиация постепенно прекратит своё существование. Какие последствия будут для сирийской государственности, говорить не надо, комментарии излишни.

Кому война, а кому - мать родна

На фоне существенного ослабления Сирии быстро нашлись желающие поживиться за её счёт. В этой ситуации недруги Башара Асада действуют по принципу: «Слабость - это повод к насилию». Рассмотрим лишь самых главных врагов Дамаска:

Первый враг - Турция. Анкара считает Сирию зоной своих особых геополитических интересов, при этом она не желает её делить с кем бы то ни было, тем более что в САР есть природные ресурсы, в частности, богатые месторождения нефти и газа.

Второй проамериканский вассал - Израиль. В Сирии прекрасно помнят череду арабо-израильских войн второй половины XX века, инициатором которых, как правило, был Тель-Авив. Разумеется, израильские провокации осуществлялись и осуществляются до сих пор под патронажем США.

Третья фактическая сторона конфликта - арабские монархии Персидского залива, которые оказывают обильную помощь экстремистам разных мастей; тем самым Саудовская Аравия, Кувейт и другие сателлиты Запада не только обслуживают интересы Вашингтона, но и стремятся упрочить свои экономико-политические позиции.

Участие наших лётчиков в антитеррористической операции ещё раз красноречиво показывает, что потенциальные агрессоры считаются только с силой, поэтому в нынешней ситуации России уходить из САР нельзя (постоянные нарушения режима перемирия тому подтверждение).

Если рассматривать возможность гипотетического конфликта между Сирией и НАТО, необходимо учитывать, что в случае агрессии Североатлантического альянса сирийские ВВС, при всём их боевом опыте, накопленном в Шестидневной войне 1967 года, войне «Судного дня» 1973 года, ливанской кампании 1982 года и нынешней антитеррористической бойне, в конечном итоге, обречены на гибель. Даже учитывая качество российского оружия и моральный дух сирийской армии, правительственные войска способны продержаться против натовцев всего лишь один-два месяца. Даже в случае военной помощи со стороны Ирана у Сирии нет шансов на победу (правда, общественное мнение Запада будет взбудоражено потерями сил западного альянса). Единственное, что может как-то помочь сирийским войскам - применение противокорабельных ракет с целью уничтожения авианосных ударных групп противника, а также проведение масштабных диверсий на военных аэродромах Турции и стран Персидского залива, но главное - Россия должна удержать завоёванные военно-политические позиции в пользу законного правительства Башара Асада.

Таким образом, несмотря на колоссальное давление, Сирия должна противостоять шантажу Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна, по существу, обречена на гибель. В свою очередь, России необходимо довести антитеррористическую операцию до победного конца.

- القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия

Хроника гражданской войны в Сирии - Гражданская война в Сирии начавшееся в 2011 году с гражданских волнений противостояние правительственных сил и сирийской оппозиции. Содержание 1 Столичная демонстрация 2 Первая кровь … Википедия

Список потерь ВВС Израиля в Шестидневной войне - В данном списке перечислены самолёты ВВС Израиля, потерянные в ходе Шестидневной войны войны (1967 г.). Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны из за невозможности… … Википедия

Свободная армия Сирии - Эту страницу предлагается объединить с … Википедия

Вооружённые силы Сирии - Годы существования 1946 Страна … Википедия

Черкесы в Сирии - Современный ареал расселения и численность Всего: 160 тыс.чел … Википедия

Авиаудары Израиля по Сирии в 2013-2014 годах - 2014 7 декабря израильская авиация нанесла два авиаудара по Сирии, один рядом с гражданским международным аэропортом Дамаска, второй в районе Димас. По предварительной информации, нанесен материальный ущерб зданиям. По информации Генерального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

Оружие массового поражения Сирии - Оружие массового поражения По типу … Википедия

Книги

  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев , Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Купить за 940 руб
  • Фронтовой бомбардировщик Су-24. Ядерный "Фехтовальщик" СССР , Марковский В., Приходченко И.. «Fencer» («Фехтовальщик») - так окрестили в НАТО фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, специально созданный для сверхзвукового прорыва вражеской ПВО на предельно…

По мере разрастания конфликта в Сирии, ее ВВС становятся героями новостных заголовков ведущих мировых СМИ. За прошедший год страна сотрясается от протестов и насилия, вызванных борьбой оппозиции против режима Башара Асада, и в этом конфликте ВВС отводится существенная роль в борьбе с мятежниками.

Этот год выдался очень напряженным для одних из самых закрытых ВВС среди стран Ближнего Востока. С момента прихода к власти партии «Баас» в 1963 г. сирийские ВВС играли ведущую роль в структуре сирийской власти. Офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада, отца сегодняшнего президента страны, возглавили переворот, приведший партию «Баас» к власти. С тех пор ВВС стали играть особую роль в жизни страны.

Военная необходимость (возможно, дополненная личными предпочтениями) привела к резкому росту ВВС — будучи союзником СССР, Сирия вступила в жестокое противостояние с Израилем, вмешалась в конфликт в Ливане, а также имела серьезные противоречия с иракским отделением партии «Баас» под руководством Саддама Хусейна. 1980-е гг. выдались очень напряженными для сирийской авиации: боевые действия против Израиля привели к тому, что новым модификациям истребителя МиГ-23 удалось одержать победы над ранее неуязвимым противником — правда, ценой потери 30 собственных самолетов. Эта ситуация продемонстрировала положительную динамику в потенциале ВВС по сравнению с конфликтами 1970-х гг., в особенности «Войны Судного дня», когда сирийские ВВС практически полностью были уничтожены на земле.

Выросшие из небольшого ядра, подготовленного англичанами в 1948 г., к концу 1980-х гг. сирийские ВВС достигли своего расцвета. В их составе насчитывалось 650 летательных аппаратов, 100 тыс. кадровых военнослужащих и 37,5 тыс. резервистов. Модернизация парка являлась приоритетом в развитии, первый заказ на истребители МиГ-29 был размещен в 1986 г. После окончания Холодной войны нагрузка на сирийские ВВС снизилась, в 1990-е гг. участие в боевых операциях практически прекратилось. Сирия никогда не выходила из состояния войны с Израилем, но прекращение гражданской войны в Ливане и подавляющая мощь израильской армии привела к патовой ситуации. Численность кадровых военнослужащих ВВС сократилась до 60 тыс. человек, а резервистов — до 30 тыс. человек. Численность летательных аппаратов снизилась до 555 единиц.

На бумаге численность сирийских ВВС все еще превосходит авиационные группировки соседних государств, включая таких региональных лидеров, как Израиль и Египет. Однако эти числа скрывают устарелость сирийского авиационного парка — даже наиболее современные сирийские самолеты (более 60 истребителей МиГ-29, более 30 истребителей МиГ-25 и более 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24) не могут соперничать с модернизированными ВВС Израиля. Так, резким контрастом со стремительно развивающимися в Израиле БЛА, выглядит положение дел в Сирии, которая не может похвастаться прогрессом в данном вопросе. Хотя в составе сирийских ВВС имеются разведывательные эскадрильи, они не оснащены современным оборудованием. Большая часть авиационного парка все еще состоит из истребителей МиГ-21МФ/бис, которые были практически полностью уничтожены в ходе своего последнего столкновения с израильскими ВВС в начале 1980-х гг., которые заявили 45 побед. У Сирии также имеется примерно 100 истребителей МиГ-23, один из которых (МиГ-23МС 678-й эскадрильи), как сообщалось, был уничтожен на авиабазе Abu ad Duhur оппозиционными силами 7 марта 2012 г. Кроме того, существует видеозапись другого МиГ-23, который терпит катастрофу и взрывается 13 августа 2012 г. Оппозиция заявляет, что это ее подразделения сбили истребитель в ходе штурмовки им наземных целей, но пока независимые подтверждения этой победы отсутствуют.

Тяжелые времена

Сирийские ВВС прошли через период некоторого забвения со стороны властей, когда национальные военные расходы, подверглись сокращению, как и у других стран Ближнего Востока. С уровня в 21% от национального ВВП в середине 1980-х гг. они упали до 5,3% в конце 1990-х гг. и до 3,5% в 2009 г. Они еще больше ужались после того, как в 2003 г. ООН наложила жесткие санкции на сирийское правительство в связи с ростом напряженности по причине предполагаемой поддержкой Сирией боевиков в Ираке. Враждебное отношение с США и рост напряженности с Израилем вынудил сирийские ВВС увеличить расходы и приступить к наращиванию сил, в результате чего объем контрактов на закупку вооружений вырос с 600 млн долл. в 1990-х гг. до 5,2 млрд долл. в период 2005—2008 гг. В этот период рост числа вторжений самолетов израильских ВВС в воздушное пространство Сирии увеличивался, кульминацией чего стала операция «Фруктовый сад», проведенная в 2007 г., в ходе которой израильские истребители F-15I и F-16I уничтожили подозрительный ядерный реактор в Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийской авиации. Ходили слухи, что этот успех израильтян был обеспечен кибератакой на сети сирийской ПВО. У этой версии имеется мало подтверждений — впрочем, и сам налет был проведен с севера, где покрытие со стороны ПВО в любом случае носит очаговый характер.

Поддержка России

Россия сохраняет свою роль поставщика оружия Сирии, которую она играла еще во времена Холодной войны, и сирийские ВВС обратились к своему давнему союзнику с просьбой оказать содействие в модернизации. В последнее время внимание было приковано к ремонту и возврату в Сирию боевых вертолетов Ми-25 (экспортная модификация вертолета Ми-24Д) — наиболее противоречивому аспекту ВТС с Россией из-за предполагаемого использования вертолетов против демонстраций сирийской оппозиции. Более ранняя история по продаже в Сирию перехватчика МиГ-31Э (экспортной модификации с ухудшенными характеристиками) также вызвала много вопросов. Контракт, заключенный в 2007 г. практически сразу же после израильской атаки на объект в Дейр-эз-Зор, предусматривал поставку Россией истребителей МиГ-31Э для замены перехватчиков МиГ-25. Тогда считалось, что было заказано восемь самолетов, но в мае 2009 г. российские СМИ сообщили, что реализация контракта приостановлена из-за финансовых затруднений у сирийцев. Все это было опровергнуто 27 октября 2010 г., когда генеральный директор компании «Рособоронэкспорт» сообщил, что никакого контракта на поставку МиГ-31Э в Сирию не подписывалось.

Другой контракт на поставку истребителей МиГ-29М стоимостью в 1 млрд долл. находится в подвешенном состоянии. Израильтяне выражали недовольство по поводу этой сделки, особенно когда велись переговоры по продаже Москве израильских БЛА. Другой контракт предположительно касается поставки в Сирию 36 учебно-боевых самолетов Як-130. 23 января 2012 г. высокопоставленные российские источники сообщили, что контракт на поставу этих самолетов был заключен в конце декабря 2011 г. и его стоимость составила 550 млн долл. Но насколько можно судить, поставки еще не осуществлялись.

Хотя эти «продажи» привлекли серьезное внимание со стороны США и их союзников, представляется все же, что России намерена выполнить свои обязательства. Если что-то может и затормозить реализацию контрактов, то это низкая кредитоспособность сирийцев. Впрочем, в 1971 г. СССР и Сирия заключили соглашение, которое позволяет российскому ВМФ использовать пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Это может объяснить такую лояльность Москвы своему клиенту.

С нарастанием оппозиционной волны по отношению к сирийскому правительству программа модернизации стала испытывать сбои, а последние поставки были остановлены. Транспортный корабль Alaed, перевозивший отремонтированные боевые вертолеты Ми-25, был остановлен в британских водах, когда его страховка была отозвана по требованию британского правительства. Корабль вернулся в Калининград, откуда в конце июля под эскортом российских боевых кораблей снова вышел в море. Точное число перевозимых вертолетов остается неизвестным, но оценивается в пределах 30—40 единиц.

Сирийскими оппозиционными группировками утверждается, что Ми-25 используются для ударов по протестующим гражданам и местам жительства оппозиционеров, в особенности в городе Хомс, где идут тяжелые бои. Ми-25 оснащен четырьмя контейнерами 57-мм НУРС и 12,7-мм пулеметом ЯкБ.

Свободная сирийская армия — вооруженное формирование, в которую влилось множество бывших офицеров из всех видов вооруженных сил сирийской армии — сообщала, что ее подразделениями было сбито несколько вертолетов, но эти заявления не имели подтверждения. Для подтверждения своих слов на сайте YouTube была выложена видеозапись, сделанная оппозиционерами, на которой видны правительственные вертолеты, находящиеся под обстрелом с земли.

Вертолеты Ми-25 и Ми-17 вероятнее всего являются становым хребтом в ходе проведения операций против оппозиционных сил. Ми-17 оснащен дополнительным бронированием кабины пилотов и может использоваться для тактической высадки десантов, в особенности в тылу противника. Возможно, применение нашлось и небольшому числу сирийских вертолетов Ми-2, хотя считается, что в боеспособном состоянии осталось не более десяти подобных машин. Кроме них на вооружении сирийских ВВС имеется большое число вертолетов Aerospatiale SA-342L Gazelle, которые показали свою эффективность в борьбе с израильской бронетехникой в ходе ливанского конфликта, особенно когда они применялись в паре. Вряд ли французское содействие в их обслуживании будет продолжаться, так что в настоящее время для проведения модернизации авиационного парка сирийцам приходится рассчитывать только на российскую помощь.

Перебежчики

Когда в начале 2011 г. в Сирии начались беспорядки, роль ВВС поначалу была незначительной. Разведка ВВС (Разведывательное управление ВВС) играла главную роль в координировании действий на суше против оппозиционных сил. Это привело к организации оппозицией взрыва в одном из территориальных управлений разведки, после чего появились слухи о гибели в результате этого теракта нескольких высокопоставленных чинов из разведслужбы.

По мере эскалации конфликта функции ВВС стали расширяться. Основной задачей авиации стала помощь в переброске войск и, как считается, обстрел позиций повстанцев с вертолетов — некоторые из этих ударов были охарактеризованы оппозицией как массовые убийства, но независимая проверка этих заявлений вызывает трудности. По мере ухудшения политической ситуации военнослужащие ВВС стали привлекаться к выполнению все большего числа противоречивых приказов, а давление на ВВС стало нарастать.

Первая трещина появилась 20 июня, когда полковник Х.М. Хамада (Hassan Mari Hamada) в ходе выполнения полета на истребителе МиГ-21 оторвался от своего звена из четырех самолетов, которое выполняло тренировочный полет над пустыней Дераа в южной части Сирии. Полковник Хамада снизился до высоты 50 м с целью избежать обнаружения РЛС иорданской ПВО, а затем доложил об аварийной ситуации на борту, после чего ему разрешили экстренную посадку в аэропорту имени Короля Хуссейна неподалеку от г. Эль-Мафрак. Он был задержан иорданскими спецслужбами; впоследствии его объявили политическим беженцем.

Сирийское правительство объявило полковника Хамаду предателем и обратилось к Иордании с просьбой вернуть самолет. Этот спорный МиГ вылетел с авиабазы Думейр к северо-востоку от Дамаска и состоял на вооружении 73-й воздушной бригады, входящей в испытательное крыло 20-й авиационной дивизии. Спустя несколько недель к Хамаде присоединилось еще несколько офицеров ВВС.

В ответ сирийские власти запретили все полеты в этой дивизии, которая отвечает за испытания всех сирийских самолетов. Затем ВВС провели крупные четырехдневные учения, в ходе которых отрабатывались бомбардировка, проводились учебные бои и выбрасывались учебные десанты, за которыми наблюдали высокопоставленные офицеры. В учениях приняли участие самолеты МиГ-29 и Су-24, вертолеты Ми-25, Ми-17 и Gazelle. Официальные власти отметили высокий профессионализм, показанный в ходе учений, — возможно, с целью повысить боевой дух и укрепить лояльность.

Эта попытка, судя по всему, провалилась. Сообщения в прессе говорят о том, что как минимум только в июле десять вертолетчиков перемахнули через границу. Бывшие офицеры ВВС также мелькали в качестве представителей Свободной сирийской армии.

Уничтожение турецкого самолета

22 июня сирийская ПВО сбила турецкий разведывательный самолет RF-4E Phantom, который упал в море в 10 км от сирийского побережья, хотя Турция и заявила о том, что самолет не вторгался в воздушное пространство Сирии. Оба члена экипажа разведчика погибли. Сирия объявила о том, что в данном инциденте было задействовано два самолета.

Как сообщалось, Phantom летел на высоте 91 м с целью проверки турецкой ПВО. Турецкое правительство также утверждало, что сирийская ПВО открыла огонь по самолету, который осуществлял поисково-спасательную операцию после крушения RF-4E. Оба инцидента привели к обострению сирийско-турецких отношений. Турция развернула дополнительные силы ПВО рядом с сирийской границей и выпустила жесткое предупреждение в котором призывала сирийскую авиацию держаться от границы на почтительном расстоянии.

Первоначально в сообщениях СМИ утверждалось, что сбитый самолет относился к типу F-4E-2020 Terminator, что с политической точки зрения было выгодно сирийцам, поскольку модернизацию проводила израильская компания IAI. С ее помощью в середине 1990-х гг. была усовершенствована авионика самолета и его РЛС. Связь с Израилем должна была несколько осложнить положение турецкого правительства, которое и само стало дистанцироваться от сотрудничества с Тель-Авивом после того, как в 2010 г. израильские корабли перехватили «флотилию Свободы», направлявшуюся в сектор Газа из Турции.

Хвост самолета был поднят сирийцами и на нем были видны предположительно следы от снарядов. Это дало повод для некоторых утверждений о том, что он был сбит зенитным огнем. Последовавший за этим рост активности сирийцев в приграничной полосе, в первую очередь благодаря полетам вертолетов, вынудило Турцию поднимать в воздух истребители F-16 каждый раз, когда маршрут сирийских летательных аппаратов слишком близко приближался к границе. Этот инцидент в некоторой степени поднял престиж сирийской ПВО, которая достигла минимальных результатов в ходе ливанских событий в 1980-х гг. Судя по всему, сирийская ПВО, по крайней мере в северных районах страны, находится в высокой степени готовности к отражению воздушных атак.

Как и в случае с летательными аппаратами, впечатляющая численность сирийской ПВО скрывает хаотичную организационную структуру, систему подготовки и управления. Большинство сирийских ЗРК относится к советским системам С-125 и «Квадрат», которые весьма уязвимы для активных помех или противорадиолокационных ракет. С 2009 г.на вооружении сирийской ПВО стоит другая российская система — ЗРПК «Панцирь-С». Считается, что Дамаск получил от 36 до 50 «Панцирей», плюс имеется опцион на закупку еще большего числа ЗРПК в рамках контракта от 2006 г., который, вероятно, стал результатом израильской атаки на Дейр-эз-Зор.

Неясное будущее

В течение ближайших нескольких месяцев сирийские ВВС и их разведывательная служба будут играть ключевую роль в непрекращающемся конфликте. Внутри Сирии вертолеты и самолеты будут продолжать наносить удары по позициям мятежников, при этом руководство страны не особо волнует вопрос о жертвах среди мирного населения.

Если в отношении Сирии будет проведена операция аналогичная ливийской, маловероятно, что ВВС Сирии смогут оказывать серьезное сопротивление противнику, оснащенному самым современным оружием. Сирийская система ПВО будет первой в списке целей наряду с командными пунктами, центрами управления и авиабазами. Позиция России, которая стремится выполнить свои обязательства по контрактам, означает, что сирийские ВВС продолжат получать все более современные системы вооружения, но остается вопрос, будет ли у сирийцев необходимое время для их полноценной интеграции. Возможно, более важным, чем все эти аспекты, является боевой дух военнослужащих, которым отдают приказы их командиры, которые проводят политику Б. Асада. А здесь имеются признаки не очень благоприятного для властей положения дел. Будучи все эти годы в центре сирийской политики, сирийские ВВС снова могут возглавить перемены и отстранить от власти сына офицера ВВС, который создал существующий режим.

Сирийские ВВС

Марка и тип самолета Поставлено В наличии
Aero Vodochody L-39ZA Albatros 44 30+?
Aero Vodochody L-39ZO Albatros 55 40+?
Aérospatiale SA342L Gazelle 65 30+?
Антонов Ан-24В 2? 1
Антонов Ан-26 4 4
Антонов Ан-26Б 2 2
Антонов Ан-74ТК-200 2 2
Dassault Aviation Falcon 20E 2 1
Dassault Aviation Falcon 900 1 1
Ильюшин Ил-76М 3? 2?
Ильюшин Ил-76Т 1? 1
Messerschmitt-Bölkow-Blohm
MBB-SIAT 223K1 Flamingo
58? 30+?
МиГ МиГ-21* 200+ 100+?
МиГ МиГ-21У** 30+? 15+?
МиГ МиГ-23*** 180+ 100+
МиГ МиГ-23УБ 20+? 8+?
МиГ МиГ-25**** 40? 30+?
МиГ МиГ-29***** 70+ 60+?
МиГ МиГ-29УБ 8-10? 8?
Миль Ми-2 20+? 10+?
Миль Ми-25 40+? 30+?
Миль Ми-8****** 100+? 70+?
Pakistan Ae MFI-17 Mushshak 6 6?
Сухой Су-17М-2К******* 60+ 50+?
Сухой Су-22УМ-3К 10? 8?
Сухой Су-24МК 24? 20+
Туполев Ту-134Б-3 6 4
Яковлев Як-40 8? 2?

* — Включены все поставленные модификации МиГ-21 (МиГ-21ПФ, ПФМ, М, МФ, Р и бис, У, УС и УМ);

** — Считается, что МиГ-21У уже выведены из эксплуатации;

*** — Включены все поставленные модификации МиГ-23 (МиГ-23БМ, БН, МФ, МЛ, МС и МиГ-27). 33 МиГ-23 были закуплены в Белоруссии в 2008 г., хотя их точная модификация и степень боеготовности не известны;

**** — Включены все поставленные модификации (МиГ-25ПД, ПУ, РБ);

***** — Как сообщается, было поставлено некоторое число истребителей модификации МиГ-29С;

****** — Включены все модификации (Ми-8, Ми-17 и т.д.);

******** — Включены все поставленные модификации (Су-17М-2К, Су-20 и Су-22М4).

Оригинал публикации: Syrian Skies — Air Forces Monthly, October 2012

Перевод: Андрей Фролов