В какой семье родился салтыков. Интересные факты из жизни михаила евграфовича салтыкова-щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин – известный русский писатель, журналист, редактор, государственный чиновник. Его произведения входят в обязательную школьную программу. Сказки писателя не зря именуются так – в них не только карикатурное высмеивание и гротеск, тем самым автор подчеркивает, что человек является вершителем собственной судьбы.

Детство и юность

Гений русской литературы родом из дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол, которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому стилю родился младший из шести детей – Михаил. Всего в семье Салтыковых (Щедрин – часть последовавшего со временем псевдонима) росли три сына и три дочери.

По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Дома постоянно стоял крик и плач. Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал детство в мрачных красках, однажды произнес, что ненавидит «эту ужасную женщину», ведя речь о матери.

Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт. Оттуда мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.


Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников - , князь Михаил Оболенский, Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере парнишку, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста Михаила однокашники прозвали "Сумрачным лицеистом".

Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин коллежского секретаря, хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше - титулярного советника.


По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и продолжил сочинять. Кроме этого, увлекся произведениями французских социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия».

Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал «Отечественные записки» в то время находился под негласной политической цензурой, считался идейно вредным.


По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом. Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855-м на императорский трон был коронован , и о рядовом ссыльном попросту забыли.

На помощь пришел Петр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж . При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».


По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.


Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.


Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.


Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту .

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».


В их числе - «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» - книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» - повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Личная жизнь

С супругой Елизаветой Михаил Салтыков познакомился в вятской ссылке. Девушка оказалась дочерью непосредственного начальника писателя, вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина. Чиновник делал карьеру в сфере образования, хозяйственном, военном и полицейском ведомствах. Поначалу опытный служака опасался вольнодумца Салтыкова, но со временем мужчины подружились.


В семье Лизу звали Бетси, девушка называла писателя, который был старше ее на 14 лет, Мишелем. Однако вскоре Болтина перевели по службе во Владимир, и семья уехала за ним. Салтыкову же запретили покидать пределы Вятской губернии. Но, по преданию, он дважды нарушал запрет, чтобы повидать возлюбленную.

Категорически воспротивилась браку с Елизаветой Аполлоновной мать писателя, Ольга Михайловна: мало того, что невеста слишком молода, так еще и приданое за девушкой дают не солидное. Разница в годах вызвала сомнение и у владимирского вице-губернатора. Михаил согласился подождать один год.


Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать жениха на венчание не приехала. Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились, сказывалась разница характеров: Михаил - прямой, вспыльчивый, в доме его боялись. Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обремененная знаниями наук. Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги «не весьма требовательными».

По воспоминаниям князя Владимира Оболенского, Елизавета Аполлоновна в разговор вступала невпопад, делала замечания, не относящиеся к делу. Произносимые женщиной глупости ставили собеседника в тупик и злили Михаила Евграфовича.


Елизавета любила красивую жизнь и требовала соответствующего финансового содержания. В этом муж, дослужившийся до звания вице-губернатора, еще мог поспособствовать, но постоянно влезал в долги и называл приобретение собственности безалаберным поступком. Из произведений Салтыкова-Щедрина и исследований жизни писателя известно, что он играл на фортепиано, разбирался в винах и слыл знатоком ненормативной лексики.

Тем не менее, Елизавета и Михаил прожили вместе всю жизнь. Жена переписывала произведения мужа, оказалась хорошей хозяйкой, после смерти писателя грамотно распорядилась наследством, благодаря чему семья не испытывала нужду. В браке родились дочь Елизавета и сын Константин. Дети никак не проявили себя, чем огорчали знаменитого отца, безгранично их любившего. Салтыков писал:

«Несчастливы будут мои дети, никакой поэзии в сердцах, никаких радужных воспоминаний».

Смерть

Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало закрытие «Отечественных записок» в 1884-м. В совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества.


Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, гостям просил передать: «Я очень занят – умираю». Умер Михаил Евграфович в мае 1889 от осложнений, вызванных простудой. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

  • К аристократическому боярскому роду Салтыковых, по одним данным, Михаил Евграфович не относится. По другим, его семья - потомки нетитулованной ветви рода.
  • Михаил Салтыков – Щедрин придумал слово «мягкотелость».
  • Дети в семье писателя появились спустя 17 лет брака.
  • Существует несколько версий происхождения псевдонима Щедрин. Первая: в поместье Салтыковых жило много крестьян с такой фамилией. Вторая: Щедрин – фамилия купца, участника раскольнического движения, дело которого писатель расследовал в силу служебных обязанностей. «Французская» версия: один из вариантов перевода слова «щедрый» на французский язык – libéral. Именно излишнюю либеральную болтовню изобличал писатель в своих произведениях.

Библиография

  • 1857 – «Губернские очерки»
  • 1869 – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • 1870 – «История одного города»
  • 1872 – «Дневник провинциала в Петербурге»
  • 1879 – «Убежище Монрепо»
  • 1880 – «Господа Головлевы»
  • 1883 – «Премудрый пискарь»
  • 1884 – «Карась-идеалист»
  • 1885 – «Коняга»
  • 1886 – «Ворон-челобитник»
  • 1889 – «Пошехонская старина»

Михаил Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол, Тверская губерния. Мальчик появился на свет в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца. Получив хорошее домашнее образование, в десять лет Михаил принят пансионером в Московский дворянский институт, а в 1838 году переведен в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием творчества Белинского, Герцена, Гоголя начинает писать стихи.

В 1844 году после окончания лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...», такую характеристику дал бюрократическому Петербургу.

Первые повести Михаила Евграфовича «Противоречия», «Запутанное дело» своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 года. После этого писателя высылают в Вятку, в которой прожил восемь лет.

В 1850 году его назначают на должность советника в губернском правлении города. Это дало возможность писателю наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.

Через пять лет, уже после смерти Николая I, Салтыков-Щедрин возвращается в Санкт-Петербург и возобновляет литературную работу. В последующие два года писателем созданы «Губернские очерки», за которые читающая Россия назвала его наследником Гоголя.

Далее, вплоть до 1868 года с небольшим перерывом Салтыков находился на государственной службе в Рязани, Твери, Пензе, Туле. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков-Щедрин в 1868 году отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Далее переезжает в Санкт-Петербург и принимает приглашение Николая Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки». Теперь писатель целиком отдается литературной деятельности.

В 1870 году Салтыков-Щедрин пишет «Историю одного города», вершину своего сатирического искусства. Следующие пять лет Михаил Евграфович лечился за границей. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации: «Современные идиллии»; «Господа Головлевы»; «Пошехонские рассказы». В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: «Сказки»; «Мелочи жизни»; «Пошехонская старина».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин скончался 10 мая 1889 года. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Петербурга.

Библиография Михаила Салтыкова-Щедрина

Хроники и романы

«Помпадуры и помпадурши» (1863-1873)
«Господа Головлевы» (1875-1880)
«История одного города» (1869-1870)
«Пошехонская старина» (1887-1889)
«Убежище Монрепо» (1878-1879)

Сказки

«Дикий помещик» (1869)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
«Пропала совесть» (1869)
«Игрушечного дела людишки» (1880)
«Бедный волк» (1883)
«Премудрый пискарь» (1883)
«Самоотверженный заяц» (1883)
«Сказка о ретивом начальнике» (1883)
«Вяленая вобла» (1884)
«Добродетели и Пороки» (1884)
«Карась-идеалист» (1884)
«Медведь на воеводстве» (1884)
«Обманщик-газетчик и легковерный читатель» (1884)
«Орел-меценат» (1884)
«Баран-непомнящий» (1885)
«Верный Трезор» (1885)
«Дурак» (1885)
«Здравомысленный заяц» (1885)
«Кисель» (1885)
«Коняга» (1885)
«Либерал» (1885)
«Недреманное око» (1885)
«Богатырь» (1886; запрещена, опубликована только в 1922 году)
«Ворон-челобитчик» (1886)
«Праздный разговор» (1886)
«Приключение с Крамольниковым» (1886)
«Христова ночь»
«Рождественская сказка»
«Соседи»
«Деревенский пожар»
«Путем-дорогою»

Рассказы

«Годовщина»
«Добрая душа»
«Испорченные дети»
«Соседи»
«Чижиково горе» (1884)

Книги очерков

«В больнице для умалишенных»
«Господа ташкентцы» (1873)
«Господа Молчалины»
«Губернские очерки» (1856-1857)
«Дневник провинциала в Петербурге» (1872)
«За рубежом» (1880-1881)
«Письма к тетеньке»
«Невинные рассказы»
«Помпадуры и помпадурши» (1863-1874)
«Сатиры в прозе»
«Современная идиллия» (1877-1883)
«Благонамеренные речи» (1872-1876)

Комедии

«Смерть Пазухина» (1857, запрещена; поставлена 1893)
«Тени» (1862-65, не закончена, поставлена 1914)

Память о Михаиле Салтыкове-Щедрине

В честь Михаила Салтыкова названы:

улицы в:

Волгограде
Краматорске
Кривом Роге
Липецке
Новосибирске
Орле
Пензе
Рязани
Талдоме
Твери
Томске
Тюмени
Хабаровске
Ярославле
улица и переулок в Калуге
переулок в г. Шахты

Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург)
До переименования улица Салтыкова-Щедрина была в Санкт-Петербурге

Мемориальные музеи Салтыкова-Щедрина существует в:

Кирове
Твери

Памятники писателю установлены в:

Лебяжье, памятник Салтыкову Щедрину
поселке Лебяжье Ленинградской области
городе Твери на Тверской площади (открыт 26 января 1976 года в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения). Изображен восседающим в резном кресле, опираясь руками на трость. Скульптор О. К. Комов, архитектор Н. А. Ковальчук. Михаил Салтыков был вице-губернатором Твери с 1860 по 1862 год. Тверские впечатления писателя отразились в «Сатирах в прозе» (1860-1862), «Истории одного города» (1870), «Господах Головлевых» (1880) и других произведениях.
городе Талдоме Московской области ((открыт 6 августа 2016 года в связи с празднованием 190-летия со дня его рождения). Изображен сидящим в кресле, в правой руке - лист бумаги с цитатой «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего» (из «Пошехонской старины»). Кресло - точная копия настоящего салтыковского кресла, хранящегося в музее писателя в школе деревни Ермолино Талдомского района. Родина писателя - село Спас-Угол - находится на территории Талдомского муниципального района, центром которого является город Талдом. Скульптор Д. А. Стретович, архитектор А. А. Айрапетов.

Бюсты писателя установлены в:

Рязани. Церемония открытия состоялась 11 апреля 2008 года, в связи со 150-летием с момента назначения Михаила Салтыкова на должность вице-губернатора в Рязань. Бюст установлен в скверике рядом с домом, который в настоящее время является филиалом Рязанской областной библиотеки, а раньше служил резиденцией рязанского вице-губернатора. Автор памятника - заслуженный художник России, профессор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Иван Черапкин.
Кирове. Каменное изваяние, автором которого выступил кировский художник Максим Наумов, расположено на стене здания бывшего Вятского губернского правления (Динамовский проезд, 4), где во время своего пребывания в Вятке Михаил Евграфович служил чиновником
селе Спас-Угол Талдомского района Московской области
Проект «Салтыкиада», задуманный и рожденный на Вятке, приуроченный к 190-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова Щедрина, объединяющий литературу и изобразительное искусство. В него вошли: процедура открытых защит дипломных проектов студентов кафедры Технологии и дизайна ВятГУ, на которых была осуществлена торжественная передача статуэтки символа Общероссийской премии М. Е. Салтыкова-Щедрина правительству Кировской области, а также церемония дарения скульптурного образа писателя и набор коллекционных монет Кировскому областному музею. Премия имени М. Е. Салтыкова-Щедрина вручена Евгению Гришковцу (14 сентября 2015 года). Выставка «М. Е. Салтыков-Щедрин. Образ времени» на которой был представлен проект скульптурного памятника писателю. Выставка произведений Максима Наумова «Салтыкиада» в Кировском областном художественном музее имени братьев Васнецовых (март - апрель 2016 год). В октябре 2016 года в рамках Салтыковских чтений прошла презентация мульти-информационного альбома «Салтыкиада».
На выставке «Салтыкиада. История одной книги», прошедшей 16 марта 2017 года, были представлены 22 новые графические работы цикла, а также произведения из фондов Вятского художественного музея.
В СССР выпущены почтовые марки, посвященные Михаилу Салтыкову.
В СССР и России выпущены почтовые конверты, в том числе и со спецгашением.

САЛТЫКОВ (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 - 1889), прозаик. Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "… годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов «Пошехонья». Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя. Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начинает писать стихи, испытывает большое влияние статей В. Белинского и А. Герцена, произведений Н. Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "… Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...", такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "… вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя. В конце 1855 после смерти Николая 1, получив право «проживать где пожелает», возвращается в Петербург и возобновляет литературную работу. В 1856 - 57 были написаны «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 58 был чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы пишет рассказы и очерки («Невинные рассказы», 1857 - 63; «Сатиры в прозе», 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывает огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание отдает ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков выходит из редакции «Современника», причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Возвращается на государственную службу.

В 1865 - 68 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переезжает в Петербург, принимает приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работает в 1868 - 84. Салтыков теперь целиком отдается литературной деятельности. В 1869 - 70 пишет «Историю одного города», вершину своего сатирического искусства.

В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877 - 83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883 - 84).

В 1884 журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы жизни создал свои шедевры: «Сказки» (1882 - 86); «Мелочи жизни» (1886 - 87); «Пошехонская старина» (1887 - 89). За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество… другие там еще...».

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Литература:

1. Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин). Родился 15 (27) января 1826 года - умер 28 апреля (10 мая) 1889 года. Русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Михаил Салтыков родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851).

Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801-1874), была дочерью московского дворянина Забелина Михаила Петровича (1765-1849) и Марфы Ивановны (1770-1814). Хотя в примечании к «Пошехонской старине» Салтыков-Щедрин и просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Салтыкова-Щедрина позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.

В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) 1844 и 1845 год, написаны им также ещё в лицее все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии И. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

Ни одно из стихотворений Салтыкова-Щедрина (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков-Щедрин слыл под именем «мрачного лицеиста»).

В августе 1844 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В первой повести Салтыкова-Щедрина, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову-Щедрину - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Салтыкова-Щедрина.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели», может быть, и «Бедных людей», но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати.

В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 года он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти Салтыкова-Щедрина в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.

Провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах, в то время легко ускользавших от взора, Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались - и богатый запас сделанных им наблюдений нашли себе место в «Губернских очерках». Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял внеслужебными занятиями: сохранились отрывки его переводов из Токвиля, Вивьена, Шерюеля и заметки, написанные им по поводу известной книги Беккарии. Для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 стала его женой, он составил «Краткую историю России».

В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку (откуда он до тех пор только один раз выезжал к себе в тверскую деревню); в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (созванного, по случаю Восточной войны, в 1855). В его бумагах нашлась черновая записка, составленная им при исполнении этого поручения. Она удостоверяет, что так называемые дворянские губернии предстали перед Салтыковым-Щедриным не в лучшем виде, чем недворянская, Вятская; злоупотреблений при снаряжении ополчения им было обнаружено множество. Несколько позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнутая мало ещё распространенной тогда идеей децентрализации и весьма смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков.

Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных.

Собранные в одно целое, «Губернские очерки» в 1857 выдержали два издания (впоследствии - ещё множество). Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной», но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона мира кляуз, взяток, всяческих злоупотреблений наполняет всецело лишь некоторые из очерков; на первый план выдвигается психология чиновничьего быта, выступают такие крупные фигуры, как Порфирий Петрович, как «озорник», первообраз «помпадуров», или «надорванный», первообраз «ташкентцев», как Перегоренский, с неукротимым ябедничеством которого должно считаться даже административное полновластие.

Биография Салтыкова-Щедрина достаточно скромна для пионера российской сатиры. Возможно, некоторые интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина несколько оживят биографические факты, оживят и дополнят образ этого неординарного писателя.

  1. Салтыков-Щедрин родился в дворянской семье . Несмотря на свои либеральные взгляды, будущий сатирик родился в обеспеченной и родовитей семье. Его отец занимал должность коллежского асессора, а мать вела свою родословную из богатой купеческой семьи Забелиных.
  2. Салтыков-Щедрин был одаренным ребенком . Михаил Евграфович получил настолько богатое домашнее образование, что смог в десятилетнем возрасте поступить в Московский дворянский институт. Отличная учеба помогла ему получить место в Царскосельском лицее, куда набирали самых одаренных юношей из российских дворянских детей.

  3. Сатирический талант юного гения помешал ему окончить лицей с отличием . Первые сатирические произведения написаны будущим писателем еще в лицее. Но настолько зло и талантливо высмеивал педагогов и сокурсников, что получил лишь второй разряд, хотя успехи в учебе позволяли надеяться на первый.

  4. Салтыков-Щедрин – неудавшийся поэт . Первые попытки создания поэм и стихотворений были раскритикованы самыми близкими для юноши людьми. С момента окончания лицея и до самой смерти писатель не напишет ни одного стихотворного произведения.

  5. Салтыков-Щедрин оформлял сатиру, как сказку . Сатирические произведения Салтыков-Щедрин нередко оформлял в виде записок и сказок. Именно так ему удавалось долгое время не привлекать внимание цензуры. Самые острые и разоблачительные произведения были представлены публике в виде легкомысленных рассказов.

  6. Сатирик долгое время был чиновником . Многие знают этого писателя, как редактора «Отечественных записок». Между тем, М.Е Салтыков-Щедрин долгое время был государственным чиновником, и работал в качестве рязанского вице-губернатора. Позднее он был переведен на аналогичную должность в Тверской губернии.

  7. Салтыков-Щедрин – создатель новых слов . Как и любой одаренный писатель, Михаил Евграфович смог обогатить родной язык новыми понятиями, которые мы до сих пор используем в родной речи. Такие слова, как «мягкотелый», «благоглупость», «головотяпство» были рождены пером известного сатирика.

  8. Сатирические произведения Салтыкова-Щедрина основаны на реализме . Историки с полным правом изучают наследие сатирика, как энциклопедию нравов и обычаев русской глубинки 19 века. Современные историки высоко оценивают реализм произведений классик, и используют его наблюдения в составлении отечественной истории.

  9. Салтыков-Щедрин осуждал радикальные учения . Несмотря на репутацию патриота, писатель осуждал насилие в любой форме. Так он неоднократно высказывал свое возмущение действиями народовольцев и осуждал убийство царя-освободителя Александра ІІ.

  10. Некрасов – близкий соратник Салтыкова-Щедрина . Н.А. Некрасов долгие годы был другом и соратником Салтыкова-щедрина. Они разделяли идеи просвещения, видели бедственное положение крестьянства и оба осуждали пороки отечественного социального устройства.

  11. Салтыков Щедрин – редактор «Отечественных записок» . Существует мнение, что сатирик возглавлял это дореволюционное популярное издание, и даже был его основателем. Это далеко не так. Журнал был создан еще на заре 19 века и долгие годы считался собранием заурядной беллетристики. Первую популярность изданию принес Белинский. Позднее, Н.А. Некрасов взял это периодическое издание в аренду и был редактором «записок» до самой смерти. Салтыков-Щедрин был одним из писателей издания, а возглавил редакцию журнала лишь после смерти Некрасова.

  12. Сатирик и литератор не любил популярности . Благодаря своему положению, популярного редактора часто приглашали на встречи и обеды писателей. Сатирик неохотно посещал такие мероприятия, считая подобное общение пустой тратой времени. Однажды некий Головачев пригласил сатирика на обед литераторов. Стилем этот господин владел плохо, поэтому начал свое приглашение так: «Ежемесячно обедающие поздравляют вас..». Сатирик ответил мгновенно: «Благодарен вам. Ежедневно обедающий Салтыков-Щедрин».

  13. Салтыков-Щедрин много работал . Последние годы жизни писателя были омрачены тяжелой болезнью – ревматизмом. Тем не менее сатирик ежедневно приходил в свой кабинет, и работал по нескольку часов. Лишь в последний месяц жизни Салтыков-Щедрин был изможден ревматизмом и ничего не писал – у него не хватало сил на то, чтобы держать в руках перо.

  14. Последние месяцы Салтыкова-Щедрина . В доме писателя всегда было много гостей и посетителей. С каждым из них писатель много разговаривал. Лишь в последние месяцы жизни, прикованный к постели, Салтыков-Щедрин никого не принимал. А когда слышал, что к нему кто-то пришел, просил: «Передайте, пожалуйста, что я очень занят – умираю».

  15. Причина смерти Салтыкова-Щедрина – не ревматизм . Хотя медики и лечили сатирика долгие годы от ревматизма, умер писатель от обыкновенной простуды, которая вызвала необратимые осложнения.