Искусство Древнего Египта Скульптурный портрет писца Каи. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова
1889-1966

Слайд 2

Прославление писцов
Мудрые писцы Времён преемников самих богов, Предрекавшие будущее, Их имена сохранятся навеки. Они ушли, завершив своё время, Позабыты все их близкие. Они не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследников, Детей, сохранивших их имена. Но они оставили своё наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими. Писания становились их жрецами, А палетка для письма - их сыном. Их пирамиды - книги поучений, Их дитя - тростниковое перо, Их супруга - поверхность камня, И большие и малые - Все их дети, Потому что писец - их глава.

Слайд 3

Построены были двери и дома, но они разрушились, Жрецы заупокойных служб исчезли, Их памятники покрылись грязью, Гробницы их забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, Написанные, пока они жили, И память о том, кто написал их, Вечна. Стань писцом, заключи это в своём сердце, Чтобы имя твоё стало таким же. Книга лучше расписного надгробья И прочной стены. Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, Кто повторяет имена писцов, Чтобы на устах была истина, Человек угасает, тело его становится прахом, Все близкие его исчезают с земли, Но писания заставляют вспоминать его Устами тех, кто передаёт это в уста других.. Книга нужнее построенного дома, Лучше гробниц на Западе, Лучше роскошного дворца, Лучше памятника в храме.

Слайд 4

Есть ли где‑нибудь кто‑то, подобный Джедефхору? Есть ли кто‑то, подобный Имхотепу? Нет среди нас такого, как Нефри И Хетти, первого из всех. Я напомню тебе имя Птахемджхути И Хахеперра‑сенеба. Есть ли кто‑нибудь, подобный Птахотепу Или Каресу? Мудрецы, предрекавшие будущее,- Вышло так, как говорили их уста. Это написано в их книгах, Это существует в виде изречения. Их наследники - дети разных людей, Как будто все они - их собственные дети. Они скрыли своё волшебство от людей, Но их читают в наставлениях. Они ушли, Имена их исчезли вместе с ними, Но писания заставляют Вспомнить их.

Слайд 6

Когда рабочие феллахи под руководством французского археолога Огюста Мариетта в 1850 году проникли в сердаб (помещение для статуи покойного) гробницы Каи в Саккаре, темноту прорезали лучи света и упали на глаза статуи. Рабочие в ужасе разбежались, но через несколько минут, с кирками наперевес и криками "Шайтан! Шайтан! бросились в пролом, в атаку на "нечистого", пронизавшего их своим взглядом. Мариетту пришлось встать на защиту статуи и утихомировать разъярённых рабочих с помощью лопаты и такой-то матери... Ныне эта статуя - украшение египетского зала Лувра.

Писец изображен сидящим на земле скрестив ноги. На его коленях - развернутый свиток папируса; оставшуюся часть свитка он держит в левой руке. В правой руке когда-то был тростниковый калам. Свитки папируса обычно имели длину от 1,5 до 2 м и около 20 см в ширину. Их изготавливали из очищенной сердцевины стебля папируса определенной толщины, нарезанной на полоски, которые потом, сложив в определенном порядке, помещали под пресс. Чаще всего египтяне выписывали знаки колонками, справа налево.

Сохранилось множество статуй этого типа; тела писцов переданы более-менее сходно, головы же портретны, индивидуальны и часто очень выразительны. У этого писца внимательный взгляд. Сжатые губы передают готовность записать услышанное.

Лишь знатные египтяне сидели в креслах, а служащие часто размещались прямо на полу. Однако на самом деле то, что особый вид скульптурного памятника был разработан для обозначения определенного служебного статуса, показывает насколько значимым и уважаемым он был. Умение писать являлось основой для официальной карьеры, а чиновники были осью административной системы. Необходимым знаниям обучали в школах, однако попасть туда удавалось лишь немногим мальчикам. Они изучали иероглифическое письмо и более быстрый курсивный почерк, области и города Египта, названия растений и животных, имена богов и дни их празднества искусство правильного обращения к вышестоящим членам официальной иерархии. «Поучения» использовались для того, чтобы научить их правильно вести себя, быть внимательными к своему начальству, справедливыми к подчиненным; больше всего времени уделялось тому, чтобы научить их самодисциплине: «Писец, изысканный сердцем, терпеливый в суждении, словам которого радуются, когда их слышат, искушенный в иероглифах. Нет ничего, чего бы он не знал».

Государственная администрация была всегда сильна в Египте. Теоретически фараон владел всей страной и ее людьми; весь собранный урожай передавался в его руки, и он перераспределял его. На самом деле все обстояло иначе. Крестьяне оставляли себе оговоренное количество продуктов для собственного пропитания, а налогами обкладывались количество быков и приблизительный урожай. В храмах имелись хранилища, откуда собранная провизия поступала жречеству, чиновникам и служащим, занятым, например, на строительстве пирамиды или скальной царской гробницы. Организация обеспечения всем необходимым тысяч людей, которые строили пирамиды Гизы, была бы невозможна без высококвалифицированных чиновников. Без писцов ежегодный паводок Нила также привел бы к хаосу. Покрытая илом, плодородная земля вновь измерялась каждый раз, когда вода возвращалась в русло реки. Жизнь на берегах Нила была возможна только благодаря разливу реки, правильное распределение вновь отмеренных земель было возможно только с помощью опытных служащих.

В искусстве других древних цивилизаций войны и ведение боя почитались и превозносились куда чаще, чем в Египте. Пустыни, естественным образом изолирующие страну, затрудняли атаки внешних врагов, а сложившийся образ жизни куда большую славу приносил чиновникам. Согласно царской идеологии, сам фараон оборонял страну от внешней угрозы. Он сам повергал врагов Египта. На вершине социальной пирамиды, которую он возглавлял, находились чиновники, жрецы и военачальники, часто оспаривавшие первенство своей значимости для страны.


Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании –

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и сте-лы, рельефные композиции и фресковые росписи, украшающие стены заупокойных храмов и гробниц.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древ-него Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления египтян о вечной жизни пред-полагали существование не только бессмертной души, но и не-тленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказы-вал для погребения еще при жизни.

Характерными особенностями египетской пластики стали фризовое построение композиции, строгая ясность линий и чет-кость контура, предельно обобщенные объемы, знаковая вырази-тельность силуэтов. Человек изображался в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египет-ская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплен-ных традиций. Так как скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие, в передаче фигуры на плоскости сочетались анфасные и профильные элементы: голова и ноги повернуты в профиль, плечи — анфас, торс - три четверти. Особенно строгие требования касались изображений богов в фараонов. Их легко можно узнать по росту, значительно превышавшему рост других участников композиции, в их внешнем об лике невозмутимое спокойствие и уверенность в силе царской | власти. Величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нем сказано так:

Он — знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он — солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путем.

Мастерски переданы индивидуальные черты; скуластое лицо, тяжелые веки, прикрывающие глаза, резкие складки по сторонам властного рта, четко очерченный подбородок. Контрасты света в тени на гладкой поверхности гранита усиливаю! выразительность образа.

В понятие «канона» входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или колено преклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей, Главная задача скульптора заключалась в достиже-нии возможно более точного сходства с портрети-руемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям при жизни. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры имели темно-коричневый цвет, женские — желтый. Волосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из ко-роткой набедренной повязки, женщин — длинно-го, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, пес-чаник, известняк.

Совсем иначе изображали людей, всецело за-висящих от власти фараона. На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запе-чатлен сидящим, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок устремленный вперед взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина.

Исключительного совершенства в передаче портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль.

В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, связанная с погребальным культом. Тогда же был создан тип кубической скульптуры, когда тело сидящей фигуры по своей форме напоминало куб, голова — шар, а руки симметрично лежали на коленях или одна из них была согнута в локте. Позднее, в эпоху Нового царства, такой тип скульптуры получил широкое распространение.

Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия на лице, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать египетский мастер. На царевиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности царевича к священному таинству. В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, под-черкнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий из-гиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремленный в веч-ность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета. Пышная прическа перехвачена белой лентой с разноцветными розетками. Спинки кресел покрыты черными иероглифами. Яр-ко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным де-коративным обрамлением фигур.

Рельефы и фрески

Заметное место в искусстве Древнего Египта занимали рель-ефные и фресковые композиции, с помощью которых декори-ровались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы. Их назначение определялось желани-ем прославить могущество погребенного владыки и обеспечить его благоденствие в загробной жизни. Создание рельефов и фре-сок также подчинялось строгим канонам.

Композиции располагались таким образом, что фигуры и интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Фигура че-ловека изображалась так, чтобы в профильном положении го-ловы были полностью видны глаз, развернутые тыльной сто-роной ладони рук с пальцами одной длины. Такой способ изобра-жения помогал наиболее выразительно показать каждую часть тела, избежать сокращений, а значит, сохранить целостность вос-приятия образов. Пропорциональность — одно из важнейших требований канона. Каждая часть тела имела определенный раз-мер. Социальные различия подчеркивались размером фигуры.

Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов стен храмов)? Египетские мастера чаще всего использова-ли технику плоского рельефа, когда линия контура располага-лась ниже фона плиты. Сначала подготавливали поверхность стены, а затем на ее выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка. Фигуры детально и тщательно прорисовывались. Параллельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков, мелкие складки широких рукавов. При этом учитывали и источ-ники освещения, благодаря которым достигался удивительный эффект тонкой вибрации поверхностей.

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имевшие символический смысл. В цветовой гамме преоб-ладали сочетания нескольких цветов: желтого, коричневого, зе-леного и голубого, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вы-зывают наше восхищение. Например, белые одежды раскраши-вались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллю-зия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело че-ловека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец...

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирования и оплакивания умер-ших, а также обряды, совершаемые над покойником при погребе-нии. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, не-сущих дары покойному. С царственной важностью они ведут бы-ков, их движения размеренны и непринужденны. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами.

Фрески и рельефы разделены на четыре—шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.

В эпоху Среднего царства появились новые сюжеты, отражавшие: во-первых, военную тематику — эпизоды сражений, бесконечных потоков пленных с захваченными трофеями; во-вторых, сцены из повседневной трудовой жизни египтян — охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза. Например, множество людей работает на полях и в садах, мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла плетеную корзину.

В изобразительном искусстве Нового царства происходят значительные изменения. Так, особенностями композиции стали особая эмоциональность, декоративная пышность, утонченность и изящество линий, резкая обводка сменяется мягкой прорисовкой. В них появляется большая свобода движений и ракурсов, яркость, изысканность цветовых сочетаний. Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, пышных париков.

Получает широкое распространение пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Изображение различных птиц и рыб так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному тону, художникам удавалось передать особенности оперения птиц, характерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Художник с большим изяществом рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.

В целом стенопись царских гробниц, выполненная с тонким художественным вкусом и мастерством, напоминала яркий развернутый свиток папируса, который можно было «читать» точно так же, как и священные тексты.

Сокровища гробницы Тутанхамона

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский пери-од, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религиозно-политической реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону, обычно изображавшемуся в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества. Столицу из Фив перенесли в Ахетатон (селение, возникшее позднее на его месте, Эль-Амарна, и дало название оригинальному стилю в искусстве).

Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. Отказ от идеализации образов, точная передача индивидуальных черт человека стали главными требованиями для художников. Наглядное представление об этом можно получить по скульптурным и живописным портретам Эхнатона. Известно, что фараон не обладал могучим телосложением, его наружность не очень-то соответствовала идеалу героического владыки. Он был болезненно худ, непропорционально сложен. Удлиненный овал лица, утяжеленная нижняя челюсть, маленькая голова на вытянутой шее, тонкие ноги, выпуклый живот вряд ли могли вдохновить художников. Не смея противиться канону, они создавали вполне реалистичный образ правителя. В этом можно убедиться, взглянув на рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически.

Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть модели.

В конце XIX в. в Тель-эль-Амарне начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным». Именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Бор-хардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в архивном отчете: «Описывать бесцельно — смотреть!»

Действительно трудно описать словами одухотворенную хрупкость этого легкого, стремительного профиля, изумительного по выразительности женского лица, увенчанного голубой короной, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность облика. Не могут не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственная осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Этот удивительный портрет, создавший новое представление о красоте, по праву занимает почетное место среди самых поэтичных женских образов.

Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Продолжателем дела Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.

В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных...

В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, украшенная драгоценными камнями. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, выразительно передающая черты фараона. Взгляд его широко раскрытых миндалевидных глаз устремлен в Вечность. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — все передает величие и божественное происхождение фараона.

Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.

Постепенно Египет теряет былое величие, но художественные традиции египетского стиля искусства полностью не исчезают. В наступившую эпоху Античности они «прорастают» в росписях Помпей. Интерес к самобытной культуре Египта вновь возникает в конце XVIII в. в связи с Египетским походом Наполеона Бо-напарта. Во второй половине XIX в. к художественной культуре Египта обратятся французские художники-импрессионисты. Стилизация под египетское искусство будет и в России в эпохи классицизма (например, Санкт-Петербург, Павловск), эклектики и модерна.

Музыка, театр и поэзия

Художественную культуру Древнего Египта невозможно представить без достижений в других областях творчества — музыке, театре и поэзии.

Египет был первой страной, где особенным почетом и уваже-нием пользовались профессиональные музыканты. Без их учас-тия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пыш-ное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Оси-риса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял уми-рающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно испол-няли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослу-жений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.

Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позво-лили исследователям высказать мнение об исполь-зовании хейрономии, то есть специальной жести-куляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, напри-мер, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков

И воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достояния.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Все проходит, все подвластно смерти, от нее не спасут ни пи-рамиды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днем, поль-зуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или по-здно всему придет конец...

Великолепно сохранившиеся фрески позволяют нам судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древне-го Египта. Самое почетное место среди них занимает арфа. Пер-вые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда арфа по форме больше напо-минала простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрыва-ли тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие ин-струмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зве-рей, головами богов и богинь. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты) и барабаны раз-личных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.

Вопросы и задания

1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египет-ских художников? В чем проявилось их особенное мастерство? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

3. Сравните штандарт из Ура с известными вам древнеегипетскими рельефами. Что между ними общего и в чем различие? Что сближает, а что разъединяет эти культуры?

4*. Какую роль в жизни египетского общества играли театр, музыка и поэзия? Назовите наиболее популярные в Древнем Египте музыкальные инструменты. Для ответа используйте живописные и поэтические свиде-тельства той эпохи.

Творческая мастерская

1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет писца Каи и прочтите «Прославление писцов» в переводе А. А. Ахматовой. Какой об-раз творческого человека складывается в вашем воображении? Насколь-ко он соответствует литературному источнику? Какая связь сущест-вует между ними? Какими качествами его дополняет скульптурный портрет?

2. Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остается олицетворением женской красоты, одухотворенности и изяще-ства?

3. Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы ду-маете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера? Попро-буйте самостоятельно создать портрет фараона, следуя традициям египет-ского канона.

4. Каково влияние религиозных представлений египтян на искусство Древнего Египта?

5. Расскажите об истории создания и важнейших экспонатах некото-рых коллекций египетского искусства в крупнейших музеях мира: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк), Эрми-таж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), художествен-ные музеи Каира, Берлина и др.

6. Посмотрите художественные фильмы («Фараон», 1966; «Клеопат-ра», 1963) или театральные спектакли («Цезарь и Клеопатра»). Как в них переданы характерные черты художественной культуры эпохи Древнего Египта? Напишите рецензию на один из просмотренных фильмов или теат-ральных спектаклей.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Изобразительное искусство Древнего Египта»; «Канон в древнееги-петском искусстве»; «Ритуал, миф и искусство Древнего Египта»; «Шедев-ры древнеегипетского скульптурного портрета»; «Рельефные и фресковые композиции Древнего Египта»; «О чем могут рассказать сокровища гроб-ницы Тутанхамона?»; «Живописные и скульптурные украшения саркофа-гов и гробниц Древнего Египта»; «Фаюмский портрет (по материалам кол-лекции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пуш-кина в Москве)»; «Музыка и танец в жизни древних египтян»; «Экскурсия по египетским залам Эрмитажа»; «История создания коллекции египет-ского искусства в ГМИИ им. А. С. Пушкина»; «Египетские мотивы в про-изведениях русского искусства»; «Шедевры древнеегипетской литерату-ры»; «Место и значение дневнеегипетской цивилизации в истории мировой художественной культуры».

Книги для дополнительного чтения

Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока: малая история искусств. М., 1976.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Матъе М. Э. Во времена Нефертити. Л., 1985.

Павлов В. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Скульптурный портрет писца Каи. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи. На ногах он держит развернутый свиток папируса и ловит каждое слово своего властелина. Из гробницы в Саккаре. Раскрашенный известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Лувр, Париж.


«Розеттский камень», базальтовая плита с текстами на греческом и древнеегипетском языках, найденная близ Розетта (сейчас Рашид) в Египте в 1799 г. Именно она дала возможность французскому ученому Жаку-Франсуа Шампольону начать расшифровку древнеегипетских иероглифов. И теперь ученые могут читать надписи в гробницах и тексты на древних папирусах.



Египетский народ создал художественную культуру, запечатлевшую стройную картину мироздания. В ее основе религиозные представления о бессмертии человека. Все художественные ценности, дошедшие до нас, свидетельствуют, что египтяне мало заботились о повседневности, сосредоточив все силы на подготовке к жизни после смерти. Поэтому египетское искусство населяют образы загробного мира, рожденные религией и мифологией.




Египетские верования. Египтяне поклонялись некоторым животным. Они считали священными крокодилов, некоторых птиц, например, сокола, грифа, ибиса, а также кошек, шакалов, некоторых насекомых, например. Навозного жука скарабея. В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов, они во время богослужений пели гимны – отрывки из «Книги мертвых».






















Культ мертвых Культ мертвых – так обычно трактуют смысл религиозных верований египтян. Египетские мифы рассказывают о сотворении мира, наказании человека за грехи, о борьбе бога солнца Ра с силами тьмы в образе змея Апопа, о смерти и воскресении бога Осириса – покровителя и судьи умерших душ. «Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла» - такие слова должен был знать каждый египтянин, чтобы произнести их после смерти на суде Осириса. А еще он должен был сохранить в вечности свое тело, чтобы обрести покой и блаженство. Так возник образ мумификации и традиция сохранения мумий в гробнице.
















Пирамиды Представления египтян о загробном мире выражено и в архитектурных образах. Символом египетской архитектуры стала пирамида – грандиозная усыпальница фараонов. Обожествленные при жизни, фараоны готовили свои усыпальницы долго и тщательно. Форма пирамиды наметилась в глубокой древности: в 28 в. до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута пирамида Джосера, расположенная на южной окраине Мемфиса.







Женщины Египта История донесла до нас имена двух выдающихся женщин Египта. Царица Хатшепсут (ок – 1503 гг. до н. э.) и царица Нефертити (ок – 1336 гг. до н. э.).


Храмы Египта О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют не только пирамиды, но и храмы, развалины которых сохранились по берегам Нила. Самыми знаменитыми являются Карнакский и Луксорский. Именно из Луксорского храма были вывезены в Россию сфинксы, олицетворяющие Аменхотепа Третьего, и поставлены на Университетской набережной в Петербурге.


Руины храма Амона в Карнаке. Середина 16 в. до н.э. Храм в Карнаке, главное святилище Амона в Фивах, стал своеобразной каменной летописью Египта, каждый фараон пристраивал новые помещения, иногда переделывая и старые. Храм состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов.



Вывод. Египет – одно из древнейших государств мира, а его культура – один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Древнеегипетская культура оказала сильное влияние на европейскую культуру. Египетский народ создал художественную культуру, запечатлевшую стройную картину мироздания. В ее основе религиозные представления о бессмертии человека. Все художественные ценности, дошедшие до нас, свидетельствуют, что египтяне заботились о подготовке к жизни после смерти. Поэтому египетское искусство населяют образы загробного мира, рожденные религией и мифологией.


ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

— Вы только посмотрите, чему египетские вельможи и правители учили своих детей! — воскликнул Антошка, показывая книжку:

«Будь враждебен к бедняку. Он даёт разъяриться толпе, помещённой в рабочие дома». «Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от неё. Кто беден — враг».

— Наверно, в Египте бедняки постоянно поднимали восстания!

— О восстаниях в Египте, действительно, упоминают папирусы, — ответил Источниковед. — Вот только они достаточно редки. За целые столетия в источниках не сохранилось памяти о бунтах низших против высших.

Сравни мнение Антошки и факты, приведённые Источниковедом. Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Объясни, что такое общество, община, знать, рабы. (Словарь)

Когда и как образовалось единое государство в Египте? (§ 7) Какова была роль фараона как бога? (§ 9)

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

В науке нет единого мнения о том, как было организовано египетское общество. Текст этого параграфа - одна из возможных реконструкций.

1. Дворец, усадьба, город...

Чем положение вельмож и писцов отличалось от положения простых тружеников? . Справедливы ли эти отличия на твой взгляд - человека XXI века? . На взгляд жителя Древнего Египта? (Используй продуктивное чтение - см. пример на с. 9)

Из золотого окна дворца фараон смотрел, как Солнце-Ра ласкает лучами обелиск — высокий каменный столб на площади. Когда тень от обелиска стала самой короткой, наступил полдень — время принятия важных решений правителя. Закончилась эпоха распада Египта на области, эпоха разрушения каналов, голода и бунтов. Фараон кивнул, и писцы застрочили на папирусе, что Божественный повелевает высечь на камне: «Покорил я обе страны, установил порядок на юге и на севере Египта». Взгляд фараона упал на маленькие фигурки, суетящиеся на площади, - это его вельможи торопились по делам...

Статуя вельможи Каапера (Сельский староста) из гробницы Каапера в Саккаре.

Начальник каналов — вельможа Ахтбй — вышел из ворот дворца, уселся на носилки, и 8 рабов быстро перенесли его к пристани. Лично спустившись в колодец-ниломер, вельможа убедился, что уровень воды находится на нужной отметке — сезон разлива закончился. Взойдя на корабль, вельможа уселся под навес, взмахнул рукой, и 20 рабов опустили вёсла в прохладную воду. По недавно прорытому каналу вельможа прибыл в Фаюмскую низменность. Бывшее болото превратилось в огромное водохранилище. Сеть малых каналов расходилась вокруг, орошая по плану Ахтоя поля и сады нового оазиса. Довольный проверной, вельможа вернулся в собственную усадьбу. Потягивая из чаши пиво через золотую соломинку, он подумал: «Как хорошо, что фараон пожаловал мне два больших поля в Верхнем Египте, — лучший ячмень растёт там! А вот лучшие мясо и молоко привозят из моих наследственных владений в дельте — Нижнем Египте».

В доме египетского вельможи

Статуя писца Каи. Середина III тыс. до н.э.

Вельможа сладко потянулся, предвкушая азарт вечерней охоты на бегемотов, и удалился отдыхать, отдав последнее распоряжение писцу...

Писец Каи поклонился вельможе и в очередной раз поблагодарил бога Тота, что он позволил ему - сыну простого земледельца — услышать поучение одного писца своим детям: «Обрати сердце своё к книгам! Спрашивай совета того, кто знает больше тебя! Будь писцом — он освобождён от работы мотыгой, ты не будешь таскать корзин, тело твоё будет гладким, а рука мягкой». Скопив средства, Каи поступил в школу писцов. Он учил иероглифы, читал нараспев тексты о богах и фараонах, царапал на черепках вычисления размеров полей, терпел удары палками за ошибки на папирусе. И вот теперь, в отличие от родственников-земледельцев, Каи носит не короткое грубое опоясание, а длинную юбку из тонкого льна, спит на кровати, а не на тростниковом коврике, кладёт под голову подушку, а не камень.

Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения о том, как в разных селениях его области-нома готовились к сезону разлива Нила. Старейшины докладывали, что дамбы вокруг полей обновлены, укреплены камнями. На большой канал пришлось отправлять рабочий отряд для починки плотины, разрушенной сходом воды. Здесь не должно быть ошибки — иначе пять новых селений останутся без воды и урожая. И вот теперь вельможа поручает ему прибыть на начало пахоты в родном селении! Надо, чтобы жена купила подарок отцу...

Госпожа и служанка. Роспись гробницы

Жена писца Нефёрт перед медным зеркалом подвела глаза тёмной краской, надела лучший парик и вышла на узкую улочку города. Оба сына играли в мяч с соседскими детьми. Недалеко от берега сушились на солнце кирпичи. Неферт приняла поклоны от ремесленников и сама поклонилась знатному мужчине с ожерельем-оплечьем из серебра и драгоценного лазурита. На городском рынке бойко меняли зерно на сандалии, огурцы и лук на горшки. Поторговавшись с медником, Неферт за три куска ткани выменяла у него для родных мужа рукомойник и фигурку богини Бастет — кошки, оберегающей зерно от мышей.

2. Деревня, казарма, тюрьма...

В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких - недовольны своей судьбой? Сделай вывод по проблеме.

И вот писец Каи прибыл в родную деревню на праздник начала сева. Пока к его шатру идут старейшина и родственники, писец размышляет: «У нас здесь не как в дельте, где можно сразу после схода воды бросить зёрна в земляную жижу, а потом просто прогнать десяток овец, чтобы их копыта укрыли зёрна землёй. Нет, нам в Верхнем Египте нужно сначала разрыхлить землю». Писец достаёт папирус с указанием отмеренного на посев зерна. Старейшина деревенской общины кланяется, прикладывая руки к плечу и рту. Земледельцы надевают на шеи голубые цветы лотоса и запрягают коров в плуги. Одни взмахивают палками, кричат: «О! Иди!» — и коровы двигаются вперёд, потянув за собой плуги. Другие, согнувшись, крепко держат рукояти, чтобы деревянный сошник с медным наконечником не вилял в вязкой влажной земле. За ними идут сеятели, бросая зёрна... После пахоты писца угостили ячменными лепёшками, на которые ради праздника выложили мёд, виноград, финики, инжир. Старейшина выразил надежду, что, когда через три месяца писец Каи приедет забирать третью долю урожая в амбары фараона, никого не придётся бить палками за задержку.

Работы земледельцев. На верхние поля воду переливают шадуфом (рычаг с ведром и грузом на другом конце)

Раб, готовящий пиво. Фигурка из гробницы

Из родной деревни свободных земледельцев писец Каи отправился в поселение зависимых «царских людей». Командиру рабочего отряда он выдал два мешка ячменя для посева. Командир взмахнул плёткой, выводя рабочих на поле: «Тот, кто будет плохо трудиться, получит 100 ударов, а умелому и прилежному в работе в обед дадут награду - чашу вина».

Два раба, тащившие за писцом мешки, жадно облизнулись.

Да, - заметил один, - «царским людям» живётся проще, чем свободным. Нужно только правильно исполнять приказы, а думают за тебя начальники и писцы.

Ты с детства живёшь в сытом рабстве и не знаешь, что такое свобода! - ответил другой. - Я плакал, когда меня, вольного кочевника, воины фараона в бою взяли в плен. Вельможа назвал нас «живые-убитые», пересчитывая, словно ослов.

Общество Древнего Египта напоминало «пирамиду».

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

Сделай электронную презентацию «Рисунки и скульптуры, изображающие жизнь разных слоёв общества в Древнем Египте».