Записи с меткой образ вишневого сада. Пьеса «Вишневый сад»

Пән

Предмет: литература русская

Тақырып

Тема: Пьеса «Вишневый сад». Система образов персонажей. Символика в пьесе. (2 часа)

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері:

Цели урока:

Білімдік

образовательная:

- расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы «Вишнёвый сад»;

Закрепить теоретические знания: виды драмы, символ;

Дамытушылық

развивающая:

Развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать монологическую речь;

Тәрбиелік

воспитательная:

Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Сабақтың түрі

Тип урока : урок получения новых знаний

Әдісі

Метод: частично-поисковый

Сабақ оқытуда қолданатын ұйымдастыру әдістері

Форма : групповая.

Құрал-жабдықтар

Оборудование: текст пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад», презентация к уроку.

Көрнекті құралдар

наглядный материал: иллюстрации к пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», раздаточный материал.

Сабақ барысы:

Ход урока:

    Оргмомент.

    Целевая установка .

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите внимательно на то, как оформлен кабинет сегодня. Почему именно так, как вы думаете? Какая тема урока, озвучьте, пожалуйста.

Как вы думаете, какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке? (ответы ребят: узнаем, как была создана пьеса Чехова, определим жанр пьесы, познакомимся с героями, будем учиться правильно и красиво говорить.)

В тетрадях запишите число, тему урока по ходу урока делайте необходимые записи в тетради.

    Основная часть.

Сегодня вы разделены на группы, которые помогут лучше понять смысл произведения пьесы «Вишнёвый сад»: образ вишнёвого сада, прошлое, настоящее, будущее. И в связи с этим мы с вами должны будем ответить на главный вопрос:

Какую же «безусловную и честную правду» мог увидеть Чехов в конце XIX века?

Сообщения

1. Особенности драматического метода Чехова–новатора

Жанр – «новая драма».

Принципы «новой драмы»

    Театр настроения

    Нет ни злодеев, ни ангелов

    Диалог движет действие и раскрывает характеры

    Подтекст

    Значимость каждой реплики

    Ключевые символы

    История создания пьесы «Вишнёвый сад»

7 марта 1901 года к жене О.Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артём уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги»). Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

    Смысл названия пьесы:

Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и

теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует

этого.

К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» .

Итак, наша цель: понять, что стоит за вишневым садом, как герои относятся к нему и символом чего всё-таки является вишневый сад.

А сейчас представим на минуту, что вы каждый в своей группе уже есть основные образы пьесы, и мы сами уже герои нашей пьесы.

Представьтесь – визитки групп

    Группы представляют себя: оформление столов, цветописи к своим названиям.

А теперь посмотрим, как герои пьесы относятся к вишнёвому саду - выступление группы «Образ вишневого сада».

    Попробуем составить кластер «Вишнёвый сад глазами героев»

Раневская – детство

Аня – детство, дом Лопахин – настоящее, крестьянин (раб), дачи

Фирс – барское благополучие

Петр Трофимов - крепостничество Гаев – детство

«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

«И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад».

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

«Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».

Сад - надежды на будущее.

«Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».

«Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»

Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

( Для Фирса сад - барское благополучие.

«В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»

Для Трофимова : вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

«Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».

«Вся Россия наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано)

Вопрос:

Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего , России).

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека" .

    А теперь давайте узнаем всё о вишне, её свойствах? Полезна ли?

3. Сообщение о вишне.

Физминутка

    Система образов – характеристика героев по группам

    Прошлое время (Раневская, Гаев)

    Настоящее время (Лопахин)

    Будущее время (Трофимов, Аня)

Какие же герои что символизируют?

Дать характеристику героям – прошлое:

Раневская Любовь Андреевна

    Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивая психика, неумение жить

    Внешне обаятельна, любит природу, музыку, милая, добрая, простая, доверчива и искренна до восторженности, но в ее душевных переживаниях нет глубины: настроения ее мимолетны, она легко переходит от слез к смеху

    Как будто чутка и внимательна к людям, но какое равнодушие ко всему, что выходит за пределы ее благополучия

Гаев Леонид Андреевич

    Безвольный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая

    Проел свое состояние на леденцах

    Единственное занятие – бильярд.

Раневская Любовь Андреевна главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать.
Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.

Настоящее:

Лопахин

    Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы

    Становится хозяином имения, созданного руками его прадеда

    Петя Трофимов: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»

В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич , центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

А кто является символом будущего?

Трофимов Петя вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако он сумел увлечь Аню своими идеями.

Аня, дочь Раневской . Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по-юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.

Так за кем же будущее? За Петей? За Аней? За Лопахиным?

Этот вопрос мог бы быть риторическим, если бы история не предоставила России второй попытки для ее решения. Очень символичен конец пьесы - старые хозяева уезжают и забывают умирающего Фирса. Итак, закономерный финал: бездеятельные потребители в социальном смысле, слуга, служивший им всю свою жизнь, и вишневый сад - все это безвозвратно уходит в прошлое, в которое нет обратной дороги. Историю вернуть нельзя.

Хотелось отметить как главный символ в пьесе вишневый сад. В монологе Трофимова раскрывается символика сада в пьесе: “Вся Россия - наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами, ведь это переродило всех вас, живших раньше, и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней...” Вокруг сада происходит все действие, на его проблемах высвечиваются характеры героев, их судьбы. Символично и то, что занесенный над садом топор вызвал конфликт между героями и в душах большинства героев конфликт так и не разрешается, как не решается проблема после вырубки сада.
И вот для того чтобы ответить на вопрос, который стоял перед нами в начале урока, какую правду увидел Чехов в конце XIX века, вы должны будете сделать творческую работу.

    Творческая работа. Попробуйте представить, чтО бы думал вишневый сад, в октябре, когда уже близятся холода, и видит, как идут к нему люди с топорами – ваша задача – составить «Монолог души вишнёвого сада». (5-7 минут)

Во время составления творческой работы играет звукозапись: вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова

Постарайтесь обобщить все вышеперечисленное. Как вы понимаете образ вишневого сада?

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

А как относится к вишневому саду автор? Символом чего является вишневый сад для А. П. Чехова?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине.

Вы обратили внимание, какой цвет чаще всего повторяется в пьесе?

Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый».

При этом сад в пьесе еще только назван, показан лишь за окнами, как намечена, но не конкретизирована потенциальная возможность его гибели.

Белый цвет – предощущение визуального образа. О нём неоднократно говорят герои произведения: «Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О сад мой! Направо, на повороте к беседке, белое деревце склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов».

Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.

Итог

Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.

    Заключение

Так какую правду увидел Чехов?

Чехов увидел правду о будущем России, что всё в руках человека: Она в смутную эпоху либо погибнет, либо возродится.

Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд, и гибель старой России.

    Рефлексия. Итог урока.

Синквейн.

В конце урока - написать синквейн к вишневому саду

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Первый пример:

Вишнёвый сад.
Яркая, глубокая.
Написана, поставлена, завершена.
Комедия в четырёх действиях.
Чехов.

    Оценки за урок.

    Домашнее задание: составить кластер по биографии И.А. Бунина, читать повесть «Господин из Сан-Франциско».


Системе создания образов персонажей «Вишневого сада» характерна оригинальность. Здесь присутствует не один герой. При этом читатель сразу замечает отсутствие деления персонажей на положительных и отрицательных героев. Они все одинаково далеко находятся от истинного осознания сути жизни. Им всем характерна беспомощность перед ходом быстротекущего времени, и все они стремятся бросить взгляд в будущее, которому суждено остаться неизвестным никому.

Каждый из персонажей заслуживает на определение, придуманное Чеховым: «плохой хороший человек». Подобные черты характерны бывшим хозяевам вишневого сада: неуравновешенной, не приспособленной к жизни и чувствительной Раневской, полной эгоизма. Одновременно с этим, она наделена способностью к преданной любви, щедрости души, проявлениям внутренней красоты.

Отличительными чертами характера Гаева считается инфантильность, неприспособленность к жизни, сентиментальность. При этом он человек сердечный и добрый. Обоим персонажам свойственно наличие внутренней культуры, которая выступала раньше в качестве характеристики обитателей «дворянских гнезд», хотя и постепенно превращалась в пережиток прошлого. Противоположностью им стал, в будущее устремленный, обладающий склонностью к наивным благородным порывам, Петя Трофимов.

Он «вечный студент», умеющий говорить много и замечательно, и насыщенный общественно-политическим пафосом, оказывается неприспособленным к реалиям жизни тоже. Аня была воплощением молодости, веры в то, что её ожидает прекрасное будущее, однако в жизни она ничем не отличается в этом смысле от своей беспомощной матери. Серьезной, строгой и хозяйственной Варе, наоборот, присуща приземленность, может даже потому, что счастье от неё ускользает. Прочие персонажи тоже индивидуализированы, но Лопахину досталось особое место среди всех героев пьесы. Для русской литературы нетрадиционным считается образ такого купца - очень удачливого дельца, одновременно, «мягкого человека», наделенного «душой артиста». Лопахин, по иронии судьбы, проявляя искренне стремление к спасению сада для Раневской, «нечаянно» в итоге завладевает им сам. Этот человек один наделен способностью к оцениванию вишневого сада по достоинству.

Обновлено: 2017-01-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Новаторство Чехова ощутимо и в обрисовке характеров героев. В отличие от традиционной драмы, с ее достаточно четко и более прямолинейно, чем в эпосе, обрисованными характерами, герои чеховских пьес – личности сложные и неоднозначные.

Раневская. У каждого из героев пьесы свой вишневый сад, своя Россия. Вишневый сад для Раневской – это ее молодость, воспоминания о самых близких и любимых людях – матери, погибшем сыне. Никто так, как Раневская, не ощущает одухотворенности и красоты вишневого сада: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо! О сад мой, ангелы небесные не покинули тебя». Вишневый сад стал для Любови Андреевны ее счастьем, жизнью, погубить сад – значит для нее погубить себя. На протяжении всей пьесы мы чувствуем, как нарастает в Раневской ощущение тревожности. Она лихорадочно пытается удержать неудержимое, чувствуя радость встречи с вишневым садом, тут же вспоминает, что скоро торги. Пик напряжения – третье действие, когда она мечется, молит о спасении, говорит: «Я точно потеряла зрение, ничего не вижу. Пожалейте меня. У меня сегодня тяжело на душе… Дрожит душа от каждого звука, а уйти к себе не могу, мне одной в тишине страшно». И всё это – на фоне нелепого бала, так некстати затеянного самой Раневской. Слезы на ее глазах соседствуют со смехом, правда невесёлым, нервным. Она как потерянная: что делать, как жить, на что опереться? Ни на один из этих вопросов у Раневской нет ответа. Героиня Чехова живет с ощущением неизбежной скорой катастрофы: «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом».



Герои Чехова – обыкновенные люди, нет идеальности и в Любови Андреевне: она деликатна, добра, однако ее доброта не приносит счастья ни ей самой, ни тем, кто ее окружает. Поспешным вмешательством она разбивает судьбу Вари, уезжает в Париж, забыв удостовериться, что ее просьба устроить Фирса в больницу действительно выполнена, в результате больной старик остается брошенным. В Раневской, как почти в каждом человеке, совмещается и светлое, и греховное. Есть художественная правда в том, что Чехов показывает, как время проходит через судьбы самых обыкновенных людей, как разлом двух эпох отражается в каждом.

Гаев. Гаев – это «лишний человек» конца 19 века, он сам называет себя «человеком восьмидесятых годов». Он действительно задержался в прошлом, настоящее ему непонятно и тягостно. Сталкиваясь с чем-то новым и непривычным, Гаев по-детски недоумевает: надо почему-то терпеть присутствие Лопахина, его вмешательство в их жизнь, надо что-то решать, в то время как он не способен ни на какое решение. Все проекты Гаева спасения сада наивны и невыполнимы: «Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки графини». В воображении Гаева появляется какой-то генерал, который может дать «под вексель», на что Раневская тут же откликается: «Это он бредит, никаких генералов нет». Единственное, на что способен Гаев, - говорить пространные речи перед «многоуважаемым шкафом» да играть в бильярд. Однако и в нем живет постоянная тревога, ощущение душевного дискомфорта не покидает его. Состояние «проедено на леденцах», жизнь проходит, впереди малопонятная служба в банке, поэтому не случайно его последнюю реплику сопровождает ремарка «в отчаянии».

Лопахин. «Рубежность» ощутима и в душевном состоянии Лопахина, который, казалось бы, защищен от безжалостности времени, напротив, время ему помогает. В Лопахине совмещаются «хищник» и «нежная душа». Петя Трофимов скажет: «Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен», но тот же Петя позднее заметит: «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа».

Россия Лопахина – это царство «дачника», Россия предпринимателя, однако Лопахин не чувствует полной душевной гармонии в такой России. Он тоскует, мечтает о людях-великанах, которые должны жить на российских просторах, уже после покупки вишневого сада с горечью говорит Раневской: «О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Не удивительно, что его слова: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада», - сопровождает ремарка «с иронией». Лопахин – герой новой эпохи, однако и это время не дает человеку всей полноты счастья.

Молодое поколение – Петя и Аня. Казалось бы, счастье видит Петя Трофимов, восторженно говорит Ане: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его». Столь же восторженно он говорит о «яркой звезде, которая горит там вдали» и на пути к которой нужно просто обойти «всё мелкое и призрачное, что мешает человеку быть свободным и счастливым».

Петя и Аня устремлены в будущее, они без сожаления прощаются с прежней Россией: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Однако Петя – мечтатель, который еще очень мало знает жизнь, по словам Раневской, он еще не успел «перестрадать» свои убеждения. У него нет отчетливой программы, как же дойти к этой «яркой звезде», он умеет только красиво говорить о ней. Единственная жизненная программа, которую предлагает Петя Ане: «Будьте свободны, как ветер!»

Единственное, что смог сделать Петя, - зародил в душе Ани симпатию к себе, желание новой жизни. Однако Чехов подчеркивает, что Аня «прежде всего ребёнок, до конца не знающий и не понимающий жизни». Неизвестно, к чему приведет желание Ани изменить свою жизнь, навсегда оставить «вишневый сад», поэтому вряд ли стоит утверждать, что именно в Ане Чехов показывает возможное будущее России.

За кем будущее России – этот вопрос остался в пьесе без ответа, потому что время рубежа не дает окончательного знания о будущем, возможны лишь предположения о том, каким оно будет и кто станет его героем.

Разделение системы образов пьесы

Традиционно система образов в пьесе «Вишнёвый сад» делится на три группы, символизирующие настоящее, будущее и прошлое, в которые входят все действующие лица. В процессе постановки спектакля Чехов давал актерам точные указания и рекомендации, как играть каждого персонажа, для него было очень важно донести до зрителя характеры действующих лиц, ведь именно через их образы Чехов постарался показать комедийность происходящего. Кроме этого, на каждое действующее лицо возложена определенная социально-историческая роль. Автор как будто говорит, что возможно скорректировать свою личность, отношения с внешним миром и окружающими людьми, но изменить свое место в общей истории им не под силу.

К героям прошлого относятся Раневская с братом и старый слуга Фирс: они настолько завязли в своих воспоминаниях, что неспособны оценивать адекватно ни настоящее, ни будущее. Лопахин – яркий представитель дня сегодняшнего, человек- действие. Ну и Петя – идеалист, вечный студент, размышляющий о всеобщем благе, которое, несомненно, ждет в будущем. Видно, что образы в «Вишневом саде» Чехов построил по своему любимому принципу «плохих хороших людей». И ведь на самом деле, нельзя кого-то из героев выделить как злодея, жертву, или абсолютно идеального. У каждого своя правда, а зрителю лишь необходимо решить, чья из них ему ближе.

Особенности образов пьесы

Одной из особенностей образов Чехова является сочетание положительных и отрицательных свойств. Так, Раневской свойственна непрактичность и эгоизм, но вместе с тем она способна искренне любить, обладает широкой душой и щедростью, она красива и внешне, и внутренне. Гаев, несмотря на свой инфантилизм и сентиментальность, очень добр. Брату с сестрой свойственны те моральные и культурные принципы потомственного дворянства, которые уже стали отголоском уходящего прошлого. «Вечный студент» Петя Трофимов рассуждает очень правильно и красиво, но, как и старые хозяева сада, абсолютно оторван от реальности и не приспособлен к жизни. Своими речами он увлекает и Аню, воплотившую в себя символ молодости и надежду на лучшее будущее, однако абсолютно беспомощную в самостоятельной жизни. Её противоположностью является Варя, приземленность которой, возможно, мешает устроить свое счастье.

Бесспорно, в пьесе «Вишнёвый сад» систему образов возглавляет Лопахин. Чехов настаивал, чтобы его играл непременно сам Станиславский, и драматург старался донести до исполнителя психологию этого персонажа. Пожалуй, он единственный, у кого внутренние убеждения максимально приближены к действиям. Еще одной яркой чертой всех героев в этой пьесе является неумение и не желание слышать друг друга, все настолько заняты собой и своими личными переживаниями, что просто не в состоянии проникнутся в чужие. И вместо того, чтоб вместе пройти через происходящее испытание – лишения дома – они живут представлениями о своем будущем, в котором каждый будет сам по себе. Особенно это видно в первом действии: Раневская погружена в свои воспоминания настолько, что абсолютно оторвалась от происходящего, Аня так же занята своими мыслями, хотя Варя пытается рассказать о происходящем в доме в ее отсутствие.

Краткие характеристики героев пьесы «Вишнёвый сад»

Характеристика образов «Вишневого сада» показывает, насколько разные люди собраны в одном месте. Особо это видно по действующим персонажам. Раневская Любовь Андреевна – один из центральных образов пьесы, именно от ее решения зависит судьба всего поместья, любимой тактикой для решения всех проблем является бегство. Так произошло после трагической гибели ее младшего сына, совпавшей с пагубной страстью к недостойному человеку «и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться». После неудачной попытки самоубийства из-за мучившей её любви «…потянуло вдруг в Россию», а после продажи имения Любовь Андреевна вновь возвращается в Париж, оставляя своих дочерей самих выбирать свой жизненный путь. Аня – мечтает получить образование, которое поможет устроиться на работу, а вот у приемной дочери Вари перспективы менее радужные. Слабые попытки Раневской сосватать ее Лопахину успехом не увенчались, а выделить средства для исполнения Вариной мечты – посвятить себя Богу, Раневская попросту не догадалась, поскольку интересы окружающих ее не очень заботили и волновали. Но между тем она не отказывает в денежной помощи своему знакомому Пищику, отдает последние деньги случайному прохожему, хотя прекрасно осознает свое бедственное положение. Еще одним женским образом пьесы является горничная Дуняша, крестьянская девушка, привыкшая к жизни в барском доме, стремящаяся продемонстрировать свою «тонкую» натуру, но не действиями, а постоянным озвучиванием. Она мечтает о любви и замужестве, но отталкивает Епиходова, сделавшего ей предложение.

Ее брат Гаев Леонид Андреевич во многом похож на сестру. Но ему свойственно пустословие, и может быть, именно поэтому его никто не воспринимает всерьез (даже лакей Яша крайне неуважительно относится к нему) и открыто считают неприспособленным к жизни. Особенно это видно, когда он сообщает сестре, что ему предложили место в банке «Где тебе! Сиди уж…», но между тем все ждут, что он найдет деньги для погашения долгов. Он наивно полагает, что пятнадцати тысяч, присланных тетушкой, хватит для спасения имения.

Единственным здравомыслящим человеком пьесы является Лопахин, предлагающий реальный способ спасения имения, но он воспринимается хозяевами как «пошлость». Хотя сосед Раневской Симеонов-Пищик, находящийся в таком же положении, постоянно ищущий денег для уплаты процентов по долгам, в конце пьесы рассказывает, что сдал свою землю в аренду англичанам для добычи редкой глины. Тем самым показывая, что не так уж страшно использовать свою землю для получения дохода. Именно Лопахин – представитель новой наступившей эпохи. Петя сравнивает его с хищником: «вот как нужен хищный зверь,… так и ты нужен». Он изо всех сил искренне старается помочь Раневской, но ее непонимание очевидных вещей злит его: «Нанянчился с вами». Именно Лопахин своим замыслом вдыхает новую жизнь в старое имение.

Но, пожалуй, только вишневый сад в системе образов Чеховской пьесы занимает поистине центральное место. Через отношение к нему и его восприятию автор показывает внутреннее содержание каждого из главных действующих лиц, отражающих свое время и свою историческую эпоху, а сам сад становится образом и символом всей России.

В статье был проведён анализ системы образов чеховской пьесы и дана краткая характеристика основным персонажам комедии. Основная задача данной статьи – помочь 10 классам при написании сочинения на тему «Система образов в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

Драматические конфликты бывают разные: внеш­ние и внутренние, психологические. Для драматургии Чехова характерны конфликты второго рода. В дочеховской драматургии система образов не­редко строилась по принципу прямого противопо­ставления. Конечно, это облегчало путь анализа, который подсказывался самой структурой той или иной пьесы: Чацкий и мир Фамусова - Скалозуба; Катерина и мир Кабановой - Дикого... У Чехова все не так. Отсюда и нотки растерянности в ответе одного школьника: «Пьеса («Вишневый сад») вызва­ла неопределенное отношение, не знаешь, кому со­чувствовать». И в самом деле, на чьей стороне сочувствие автора, кому должны сочувствовать зрители? Ра­невской? Лопахину? Трофимову? У всех у них есть привлекательные черты. Определенную долю сочувст­вия заслуживает Раневская. Жалко пропадающей энергии делового человека Лопахина. Грустную улыб­ку вызывает вечный студент - он же «облезлый барин» - Трофимов с его пламенными речами. Можно, конечно, рассматривать систему образов в пьесе Чехова «Вишневый сад» как выражение определенных временных категорий: прошлое, насто­ящее, будущее. Можно добавить к этому градацию персонажей в зависимости от социального происхо­ждения: дворяне, купец, представитель демократи­ческой интеллигенции. И это тоже в пьесе есть. Однако обычно не принимается в расчет еще один образ, имеющий определяющее идейно-композицион­ное значение, - вишневый сад. По соотношению с ним все персонажи оказываются на одном уровне. Гоголь сказал, что в его «Ревизоре» никто не за­метил честного лица: «Это честное, благородное ли­цо был - смех». Если бы у Чехова спросили, кто же, собственно, является положительным героем его пьесы, он мог бы, думаем, ответить: вишневый сад. Можно сказать, что это символ. Но к кому из действующих лиц он относится? Ни к кому. Виш­невый сад - сам по себе, он самостоятелен, ибо представляет собой некую абсолютную ценность, по отношению к которой высвечиваются, «проявляют­ся», определяются все другие действующие лица. Если говорить о символике, то она в данном случае достаточно сложна и многозначна, так как вишневый сад - это те культурные общенациональ­ные ценности, которые надо сохранять и приумно­жать. Это красота. Это счастье. Это, наконец, родина. Было время (и не такое уж далекое), когда неко­торые литературоведы упрекали владельцев вишне­вого сада в том, что они защищали «чистую красо­ту, красоту бесполезную». Но какими единицами измерить пользу красоты - в рублях, метрах, кило­граммах? Вечный вопрос: красота и польза. Вишневый сад уже стар. Может быть, это обстоятельство оправды­вает его неизбежную гибель? Старый, никому не нужный - как Фирс. Так максимально сближаются судьбы сада и человека. Но рядом с эстетикой все­гда этика. Безнравственность - безобразна. Прекрас­ное учит нас справедливости. Красота призвана спасти мир, утверждал герой Достоевского. А вина героев последней пьесы Чехо­ва как раз в том и заключается, что они не спасли красоту. Лопахин тревожится: «Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться виш­невый сад. Думайте об этом!.. Думайте...» Они думают - но прежде всего о самом факте аукциона, а не о судьбе вишневого сада. Драматург же судит их с самой высокой позиции. Они могут забыть - автор не забывает. И на протяжении всей пьесы, о чем бы ни шла речь, все время звучит тревожная нота: а вишневый сад... Нет звона коло­кола, знаменующего беду, несчастье, но его заме­няет иной непонятный звук, раздающийся то ли. с неба, то ли из-под земли, замирающий, печальный... Когда он прозвучал впервые, всем почему-то стало неловко. Любовь Андреевна вздрагивает, у Ани на глазах слезы... Может быть, в эту минуту прозву­чало для них грозное: а вишневый сад... Все вино­ваты перед вишневым садом, который они не суме­ли сохранить, передать будущему - тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и прав­нукам, о которых мечтает Лопахин. Итак, конфликт в пьесе «Вишневый сад» возни­кает прежде всего не между различными поколе­ниями или социальными группами, а между дей­ствующими лицами, с одной стороны, и вишневым садом - с другой. Персонажи пьесы во многом от­личаются друг от друга; можно, разумеется, их объединить в различные группы, которые по ряду признаков выступали бы антагонистами. Но по отно­шению к вишневому саду они - правда, по различ­ным причинам и поводам - выступают как единая сила, губящая красоту. Чехов говорит нам всем об ответственности чело­века за все, что совершается на земле (может быть, стоило написать это слово с большой буквы - на Земле, т. е. на планете?). Что же будет через ты­сячу лет? Неужели люди навсегда бросят никому уже не нужную родную Землю, поселятся где-то в иных мирах и забудут даже, как называлось «то белое дерево»? Что будет со всеми нами - а если не с нами, то с нашими внуками и правнуками?