Cочинение ««Герой нашего времени» — грустная дума о нашем времени.

«Герой нашего времени» - замечательное творение гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, которое по праву считается одним из лучших произведений русской литературы. В «Герое нашего времени» Лермонтов продолжает развивать тему, начатую в его ранних стихотворениях, о судьбе своего поколения, о трагедии современников в условиях тягчайшей действительности, наступившей после поражения декабристского восстания. Лучшие люди России были уничтожены, их идеи растоптаны. Наступило тяжелое время реакции, когда за любую прогрессивную мысль людей ждала страшная кара, когда человек незаурядных, недюжинных способностей не мог найти применения своим могучим силам, своему таланту. Поэтому в своем романе М. Ю. Лермонтов пытался объяснить причину такого бездействия в обществе, разоблачить виновных в нем, а также разрешить вопрос, волновавший многих передовых людей того времени, - что же нужно предпринять, чтобы изменить создавшееся положение, чтобы сделать жизнь людей счастливой и радостной? Раскрывая «историю души человеческой», Лермонтов с определенной ясностью показал трагическое положение сильной личности в обществе 30-х годов ХIХ века, создал правдивую картину русской действительности.

Главный герой романа - Печорин - человек незаурядных способностей, сильной воли, духовно одаренный. Но свет, в котором Печорин был вынужден вращаться, убивает все хорошее, благородное, что есть в нем. В высшем обществе не ценятся талант и ум, в нем «самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким». Это повлияло на формирование личности Печорина. Из человека ищущего, метущегося он превращается в опустошенного, разочарованного, озлобленного. Он «ко всему довольно равнодушен, кроме самого себя». Еще в ранней молодости Печорин пытался бороться, но очень скоро осталась «одна усталость и смутное воспоминание, исполненное желаний ». Никакой полезной деятельности он не находит. Среда, действительность, обстановка мешают ему. Свои силы Печорин тратит на пустые интриги души, всевозможные приключения. Но его деятельность приводит лишь к несчастьям окружающих людей. Печорин и сам понимает, что его действия - пустая трата времени. Но он - борец, он создан для борьбы, он жаждет действия. «Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и трудное здание из хитрости и замыслов, - вот это я называю жизнью», - говорит Печорин. Несомненно, если бы Печорин жил в другое время, он стал решительным борцом за переустройство общества, был бы в кругах декабристов. Печорин сам говорит о «высоком назначении », предназначенном ему. Но он жил во время бездействия. И от невозможности найти применения своим силам Печорин утрачивает интерес к жизни.

Печорин очень близок к Онегину. Печорина можно назвать Онегиным 30-х годов. Печорин значительно вырос в сравнении с пушкинским героем, его интересы шире, ум глубже, жажда к деятельности огромная. Но он не находит применения своим силам. Печорин страдает от этой невозможности. Но он не одинок в столкновении с обществом, такова участь многих его современников. Лермонтов, создавая образ Печорина, не раз подчеркивал, что главный герой - не исключение, что это образ типичный. В своем предисловии к роману Лермонтов написал, что «Печорин - типичное явление современности». В этом трагедия общества 30-х годов. И поэт протестует против общественного строя николаевской России. Он приходит к выводу о необходимости уничтожения условий, превращающих талантливых людей в Печориных.

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть...

    Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе от ума”, заметил, что “трагическое” заключается “в столкновении естественного влечения сердца” с долгом, в “проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении”. Человек, находящийся...

    Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению «Смерть Поэта», которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью. Император...

Куделина Нат.

Защита реферата

Во время знакомства с романом М. Ю.Лермонтова я услышала фразу, принадлежащую В.Г. Белинскому: (Слайд №1) «Герой нашего времени»- «грустная дума о нашем времени». Меня такое определение заинтересовало, и я попыталась ответить на вопрос: (Слайд №2) «Что позволило критику сказать такие слова о произведении»? Предположила: (Слайд №3) видимо, герой обладает такими качествами, которые характерны для целого поколения.

Чтобы убедиться в правильности моих суждений, я наметила план работы (Слайд №4): узнать больше о времени, которое отражено в романе; познакомиться более подробно с текстом самого произведения; выяснить, какова композиция романа; попытаться разобраться в характере главного героя, в его отношениях с другими персонажами.

Чтобы лучше понять, что происходит в романе, надо представлять, о каком времени идёт речь. Я узнала, что Лермонтов как поэт и гражданин формировался после разгрома декабристов, в 30-е годы. (Далее буклет)

«Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым»,- писал Герцен. Белинский отмечал, что «Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли и истины».

Обычно в литературе имена Пушкина и Лермонтова находятся рядом, при всей их непохожести. Это два великих поэта. Они почти современники. Разница в 15 лет! Но каких лет!

Творчество Лермонтова обозначало послепушкинский этап русской поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможностей открытой борьбы. Поэтому «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…», в которую существующий порядок отрицал достоинство личности. Нравственной обязанностью этой личности стало неприятие враждебного общества. В стихотворении «Дума» Лермонтов высказал общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья.

В бездействии состарится оно.

С тревогой и болью Лермонтов говорит о том, что у его современников – образованных людей – нет сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твёрдых убеждений: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…»

Позже, в 1838 году, в романе «Герой нашего времени» Лермонтов обратится к той же проблеме, что и в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща?

Следующий этап исследования – содержание романа. Работая с текстом, я обратила внимание на необычность композиции. (Слайд №5) В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, не фабулу. Фабула отражает порядок событий в художественном произведении в их хронологической последовательности. В композиции нарушено фактическое течение событий. Фабула и сюжет романа не совпадают. Сюжет выстроен автором в нужных ему целях. (Слайд №6)

Одна из целей состояла в том, чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, т. е. с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателей на ней.

(Слайд№7) В результате работы я поняла, что и композиция, и сюжет, и система образов романа подчинены задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя.

(Слайд №8) Главного героя читатель видит с разных точек зрения. Сначала он видит его глазами Максима Максимыча, человека совсем другого сознания, чем Печорин. Затем с ним встречается повествователь и передаёт непосредственно свои наблюдения. Наконец, читатель знакомится с «Журналом Печорина», где герой описывает свои приключения и анализирует их. Читатель смотрит на Печорина его глазами и узнаёт о нём из его слов.

(Слайд№9) Смена углов зрения нужна не для того, чтобы наблюдать за развитием характера, а с целью погружения во внутренний мир героя.

(Слайд №10) Лермонтов написал психологический роман. Он сосредоточен на внутреннем мире героев. Причём автор показывает своё отношение к Печорину. Лермонтов высмеивает попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Печорин интересен Лермонтову в качестве обобщённого лица. На вопрос о характере Печорина Лермонтов отвечал: «… Мой ответ – заглавие книги».

(Слайд №11)Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов и назвал роман «Герой нашего времени», показывая, что его герой - характерное явление для России того времени. Белинский же подчёркивал, что это «грустная дума о нашем времени». Таким образом, моё предположение оказалось верным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Михаила Юрьевича Лермонтова - поэта и прозаика - часто сравнивают с Александром Сергеевичем Пушкиным. Случайно ли такое сопоставление? Вовсе нет, эти два светоча ознаменовали своим творчеством золотой век русской поэзии. Их обоих волновал вопрос: «Кто они: герои нашего времени?» Краткий анализ, согласитесь, не сможет дать ответ на этот концептуальный вопрос, в котором попытались досконально разобраться классики.

К сожалению, рано от пули оборвалась жизнь этих талантливейших людей. Судьба? Оба они были представителями своего времени, разделенного на две части: до и после К тому же, как известно, критики сопоставляют пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина, предъявляя читателям сравнительный анализ героев. «Герой нашего времени», впрочем, был написан уже после

Образ Григория Александровича Печорина

Анализ романа «Герой нашего времени» четко определяет его главного героя, образующего всю композицию книги. Михаил Юрьевич отобразил в нем образованного молодого дворянина постдекабристской эпохи - личность, пораженную безверием - который не несет в себе добро, не верит ни во что, у него не горят глаза от счастья. Судьба несет Печорина, как вода осенний лист, по гибельной траектории. Он упорно «гоняется…за жизнью», ищет ее «повсюду». Однако дворянское понятие чести у него скорее связано с эгоизмом, но не с порядочностью.

Печорин бы и рад обрести веру, отправившись на Кавказ - воевать. В нем есть природная душевная сила. Белинский, характеризуя этого героя, пишет, что тот уже не юн, но и еще не обрел зрелого отношения к жизни. Он бросается из одного приключения в другое, мучительно желая обрести «внутренний стержень», но это ему не удается. Неизменно вокруг него происходят драмы, гибнут люди. И он несется дальше, как Вечный жид, Агасфер. Если для пушкинского ключевым является слово «скука», то для понимания образа лермонтовскогоПечорина ключевым является слово «страдание».

Композиция романа

Вначале сюжет романа сводит автора, офицера, присланного служить на Кавказ, с ветераном, прошедшим а нынче интендантом Максимом Максимовичем. Умудренный жизнью, опаленный в боях, этот мужчина, достойный всяческого уважения, первым, по замыслу Лермонтова, начинает анализ героев. Герой нашего времени - его знакомый. Автору романа (от чьего имени ведется повествование) Максим Максимович повествует о «славном малом» двадцатипятилетнем прапорщике Григории Алексеевиче Печорине, бывшем сослуживце рассказчика. Первым следует повествование «Бэла».

Печорин, прибегнув к помощи брата горской княжны Азамата, крадет эту девушку у отца. Затем она наскучила ему, искушенному в женщинах. С Азаматом он рассчитывается горячим конем джигита Казбича, который, осерчав, убивает бедную девушку. Афера перерастает в трагедию.

Максим Максимович, вспомнив былое, разволновался и передал собеседнику оставленный Печориным походный дневник. Следующие главы романа представляют собой отдельные эпизоды жизни Печорина.

Новелла «Тамань» сводит Печорина с контрабандистами: гибкой, как кошка, девушкой, псевдослепым мальчишкой и «добытчиком контрабанды» моряком Янко. Лермонтов представил здесь романтичный и художественно-завершенный анализ героев. «Герой нашего времени» знакомит нас с нехитрым контрабандным промыслом: Янко пересекает с грузом море, а девушка торгует бусами, парчой, лентами. Опасаясь, что Григорий их раскроет полиции, девушка вначале пытается его утопить, сбросив с лодки. Но когда это ей не удается, она и Янко уплывают. Мальчишка же остается нищенствовать без средств к существованию.

Следующий фрагмент дневника - повесть «Княжна Мэри». Скучающий Печорин лечится после ранения в Пятигорске. Здесь он дружит с юнкером Грушницким, доктором Вернером. Скучая, Григорий находит объект симпатии - княжну Мэри. Та отдыхает здесь вместе с матерью - княгиней Лиговской. Но случается непредвиденное - в Пятигорск приезжает давняя симпатия Печорина, замужняя дама Вера, вместе со своим стареющим супругом. Вера и Григорий решают встретиться на свидании. Это им удается, поскольку, к их счастью, весь город на представлении заезжего мага.

Но юнкер Грушницкий, желая скомпрометировать и Печорина, и княжну Мэри, считая, что именно она будет на свидании, следит за главным героем романа, заручившись компанией драгунского офицера. Никого не поймав, юнкер и драгун распускают сплетни. Печорин «по дворянским понятиям» вызывает Грушницкого на дуэль, где убивает его, выстрелив вторым.

С псевдопорядочностью в офицерской среде знакомит нас лермонтовский анализ расстраивает подлый замысел Грушницкого. Первоначально, пистолет, вручаемый Печорину, был незаряжен. Кроме того, избрав условие - стреляться с шести шагов, юнкер был уверен, что застрелит Григория Александровича. Но ему помешало волнение. Кстати, Печорин предложил оппоненту сохранить ему жизнь, но тот стал требовать выстрела.

Верин муж догадывается, в чем дело, и оставляет с женой Пятигорск. А княгиня Лиговская благословляет его женитьбу на Мэри, но Печорин и не помышляет о свдьбе.

Остросюжетная новелла «Фаталист» сводит Печорина с поручиком Вуличем в компании других офицеров. Тот уверен в своем фарте и на спор, подогретый философским спором и вином, играет в «гусарскую рулетку». Причем пистолет не производит выстрел. Однако Печорин утверждает, что уже заметил на лице поручика «знак смерти». Тот и действительно бессмысленно гибнет, возвращаясь на постой.

Вывод

Откуда взялись в России XIX века «Печорины»? Куда исчез идеализм молодежи?

Ответ прост. 30-е годы ознаменовали собой эпоху страха, эпоху подавления всего прогрессивного III (политическим) жандармским отделением полиции. Рожденное страхом Николая I перед возможностью ремейка восстания декабристов, оно «доносило о всех делах», занималось цензурой, перлюстрацией, обладало самыми широкими полномочиями.

Надежды на развитие политической системы общества стали крамолой. Мечтателей стали называть «смутьянами». Люди деятельные вызывали подозрение, собрания - репрессии. Настало время доносов и арестов. Люди стали бояться иметь друзей, доверять им свои мысли, мечты. Они становились индивидуалистами и по-печорински мучительно пытались обрести веру в себя.

Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе "Герой нашего времени" и стихотворении "Дума"

Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали в свое время Н.М. Карамзина («Рыцарь нашего времени»), В.Ф. Одоевского («Странный человек»), К.Ф. Рылеев («Чудак») и многих других писателей. Подробное изображение «лишнего человека» мы видим в романе Пушкина «Евгений Онегин». Однако именно в произведениях М.Ю. Лермонтова поколение тридцатых годов выступает во всей его многогранности.
Наиболее рельефно и полно портрет героя лермонтовской эпохи изображен в стихотворении «Дума» и романе «Герой нашего времени».
Следуя точно сформулированному в предисловии к роману принципу: «Нужны горькие лекарства, едкие истины», в «Думе» Лермонтов обнажает трагические противоречия поколения, «дремлющего в бездействии» (Белинский), выносит ему объективный и суровый приговор:
«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…»
Проблемы цели и смысла жизни, трагедия бездействия сильной личности, рассматриваемые в стихотворении на примере всего поколения, в романе персонифицированы в образе Печорина.
В обоих произведениях Лермонтов четко формулирует и последовательно развивает идею о том, что молодежь тридцатых годов оторвана от реальной жизни, склонна к рефлексии, неспособна к практическому применению своих незаурядных сил и способностей. «Мы иссушили ум наукою бесплодной…», - горько восклицает лирический герой «думы». Отсюда – и «мозаичность», фрагментарность судьбы Печорина, и бесплодность «философствований» Вернера, и трагедия Вулича.
Духовная опустошенность и противоречивость лермонтовского поколения отражается также в его сомнении в ценности человеческих взаимоотношений – любви и дружбы:
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе кокой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Аналогичную мысль развивает и Печорин в своем дневнике, размышляя о том, что «из жизненной бури вынес только несколько идей и ни одного чувства». Поэтому герой «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», и на первое место в системе ценностей он ставит свою свободу.
Душевный холод, упадок нравственных сил и ослабление воли к жизни рождают также насмешливо – циничное отношение поколения тридцатых годов к своей судьбе, его стремление «играть со смертью».
С одной стороны, эта деятельная позиция Печорина, его попытка активно противостоять Року, бросить вызов Судьбе: авантюрное приключение в Тамани, дуэль с Грушницким, эпизод с пьяным казаком. С другой стороны, в романе изображается пассивно-отстраненная позиция Вулича, его ощущение растворенности в своей судьбе, слепая вера в предопределение. Это поэтически отражено в «Думе»:
«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный ребяческий разврат,
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад».
Основными средствами художественного воплощения проблематики, объединившей оба лермонтовских произведения, являются в «Думе» ритм и стиль стихотворного повествования.
Так, преобладание шестистопного ямба, передающего интонацию размышления лирического героя и публицистичность стиля усиливают социально - философского направленность стихотворения.
Аналогичную роль в романе «Герой нашего времени» играет авторское предисловие, в котором особо подчеркивается общественная направленность лермонтовского произведения: «Герой нашего времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Одним из наиболее ярких средств выражения авторской позиции в раскрытии общей проблематики романа и стихотворения является прием контраста.
Так в «Думе» мы наблюдаем постоянное столкновение антонимов и использование антитезы. А в «Герое нашего времени» используется прием контраста как в построении всей системы образов, так и для раскрытия характера главного героя.
Итак, стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени» объединены общей нравственно – философской и социально – политической проблематикой. В обоих произведениях Лермонтов размышляет над судьбой ярких представителей передовой молодежи, исследует духовные и социальные пороки своего времени.
Неповторимую особенность лермонтовского мировосприятия очень точно и лаконично сформулировал Белинский: « «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени…»

Лермонтовское поколение в стихотворении «Дума» и романе «Герой нашего времени»

Страницы: (сочинение разбито на страницы)

Поколение - общность людей, объединённых общими идеями и стремлениями. Каждый художник является неотъемлемой частью своего поколения, и его творчество обязательно отражает черты эпохи, в которой он жил.

30-40-е годы XIX века - это время, характеризующееся жестокой николаевской реакцией, наступившей после восстания декабристов. Именно М. Ю. Лермонтовым впервые в русской литературе была глубоко осмыслена проблема потерянного поколения. Писатель раскрыл трагическую неоднозначность человека той поры, его силу и слабость, при этом коснулся этой темы и в личном, и в социальном плане. Он показал, как гордое неприятие преобразований, происходящих в обществе, порождает горькое одиночество, а в результате - душевную пустоту.

В стихотворении «Дума», написанном в 1838 году, М. Ю. Лермонтов перечисляет пороки и потери общества такие, как отсутствие мужества и гордости:

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы,

усталость от бездеятельной жизни, равнодушие к добру и злу, причём поэт везде пишет «мы», не отделяя себя от современников. Начало стихотворения напоминает элегию: это грустное размышление о бренности бытия. Однако затем сатирические мотивы усиливаются, «Дума» всё более напоминает гражданскую сатиру, что, в свою очередь, показывает полный разворот проблемы. В чём же беда и вина поколения? По лермонтовской мысли, главное несчастье его современников в том, что им в наследство достались «ошибки отцов», предавших идеалы верности и дружбы. (Вспомним, что говорит Обломов, герой одноименного романа: «...жизнь моя началась с погасанья».) «Ошибки отцов» - крах декабристов, которые лишили следующее поколение возможности протеста при свирепствовавшей в России политической реакции, когда существовал строгий запрет на свободолюбие и свободу действий.

Каков же выбор возможен для мыслящего человека, обречённого на поражение? Ответ Лермонтова - уход в себя, в личностный мир. Его эгоистическое «я» становится мерилом жизни, а эгоистическое отношение к жизни - знамением времени. Но и тут не наступает желаемой гармонии, Лермонтов говорит о диссонансе в душе современников:

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

По мысли поэта, трагедия поколения в том, что, впитав мёртвый сок прошлого, оно не способно что-либо оставить будущему, за что его ждёт историческое возмездие (осуждение потомка):

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

В финале стихотворения автор «Думы» говорит о потомке, который будет высмеивать его поколение, при этом важно решить проблему: входит ли поэт в эту толпу, считает ли он себя неотъемлемой частью поколения. Обратимся к начальным строкам произведения: «Печально я гляжу на наше поколенье!» - одновременно выделяя своё «я», он признает, что это его поколение. Поэт оказался и судьей, и подсудимым. Показывая пороки окружающего мира, он осуждает и себя.

Проблема поколения раскрывается и в романе «Герой нашего времени», в образе Печорина- главного героя произведения. Выявляя в романе важность среды и обстоятельств в формировании характера, М. Ю. Лермонтов в образе своего героя сосредотачивает внимание не на этом процессе, а на конечном итоге и причинах развития человеческой личности.

Печорин сформировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления бескорыстной человечности как романтические. И это наложило отпечаток на его развитие, искалечило его морально, убило в нём все благородные порывы. В своей исповеди герой рассказывает о своей «бесцветной молодости», которая «протекла в борьбе с собой и светом»: «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял... Я говорил правду, - мне не верили... Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли...» И тогда Печорин надел маску любезности и добродушия, хотя в груди родилось и царствовало «холодное, бессильное отчаяние». Сходный мотив «маски» звучит и в «Думе».