Картина ограбления. Как находят украденные картины

Кражи произведений искусства, несмотря на сложность этого «ремесла», остаются популярными среди грабителей. Этот криминальный бизнес считается одним из самых прибыльных и занимает «почётное» четвёртое место по обороту денег среди преступлений. /сайт/

Кражи картин являются старинным промыслом, но остаются популярными и сегодня. В понедельник, 14 марта, полиция Мадрида рассказала об одной из крупнейших краж за последние десятилетия. Преступники похитили пять картин британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона общей стоимостью 30 миллионов евро. Произведения украдены из частного дома друга знаменитого художника.

Кража произошла ещё в июле прошлого года, однако владелец картин и полиция ранее не обнародовали данную информацию. Грабители воспользовались отсутствием хозяев, отключили сигнализацию и вынесли картины. При этом злоумышленники смогли остаться незамеченными. Хозяева картин и правоохранители надеются, что картины всё ещё находятся в Испании.

Это не единственная за последнее время кража картин, хотя и одна из крупнейших. Даже если полиции удаётся раскрыть преступление, то найти картины получается не всегда. Чаще всего грабители продают картины перекупщикам, а те - коллекционерам. Нередко произведения искусств попадают за границу, после чего их след теряется.

Знаменитые арт-преступления

В 2012 году грабители вынесли из музея «Кунстхал» в голландском городе Роттердам семь картин Пикассо, Моне, Гогена, Матисса и других известных художников. Воры вынули все картины из рам, при этом сигнализация почему-то не сработала. Эта кража стала крупнейшей в Нидерландах с 1991 года, когда из музея Ван Гога в Амстердаме похитили сразу 20 картин. Совершение преступления заняло у грабителей две минуты. Полиция нашла преступников, однако похищенные картины ищут до сих пор.

Не менее дерзкое преступление произошло в 1990 году, когда двое мужчин, переодетых полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, среди которых картины Рембранта, Дега Вермеера и других художников. Преступники находились в музее 81 минуту, но никто их не остановил. Спустя 23 года после совершения преступления ФБР объявила о его раскрытии. Однако личности грабителей так и не были обнародованы, а картины до сих пор не найдены. В музее и сейчас оставлены пустые места и рамы на тех местах, где когда-то были экспонаты.

Однако есть ограбления, которые заканчивались менее печально, и даже принесли пользу самому экспонату. Так произошло с известной «Моной Лизой», которая не всегда была такой популярной. До 1911 года о картине знали лишь искусствоведы, однако кража произведения принесла ему мировую славу. Картину украл работник Лувра, который просто вынес её под одеждой. Журналисты настолько растиражировали информацию о преступлении, что сделали его настоящей мировой сенсацией. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.

Знаменитое произведение было найдено в 1913 году, спустя два года после кражи. Этому способствовал сам грабитель, опубликовавший объявление о продаже «Джоконды». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдать их за оригинал. После того как картина вернулась в Лувр, она стала объектом поклонения, как шедевр мировой классики.

Эксперты утверждают, что оценить число картинных краж невозможно. Единственная страна, в которой есть полицейское арт-подразделение - это Италия. Однако даже в этой стране ежегодно регистрируют более 20 тысяч арт-преступлений. Специалисты утверждают, что урон от арт-преступлений гораздо серьёзнее, чем мы привыкли думать. Картины меняют на оружие, наркотики и другие опасные вещи.

Самыми популярными у преступников являются произведения Пикассо, Шагала, Ренуара, Ван Гога и Дали. Большим спросом у воров стали пользоваться и работы Эдварда Мунка. Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в $7 млрд. Количество преступных группировок, добывающих произведения искусства незаконным путём, постоянно растёт. Эксперты отмечают, что спрос рождает предложение. Пока создаются шедевры, всегда будут те, кто захочет их заполучить любыми путями. Поэтому всегда будет востребована работа тех, кто сможет украсть эти вожделенные произведения искусства.

Там его увидели представители семьи Носенко, которая раньше владела полотном. Советский контр-адмирал Иван Носенко купил "Вечер в Каире" для своей коллекции в конце 1940-х годов. Затем полотно передавалось из поколения в поколение до тех пор, пока в 1997 году картина не была украдена из квартиры семьи в Москве. Когда же представители семьи Носенко увидели фотографию картины "Вечер в Каире" на сайте аукциона Sotheby"s, то заявили о том, что именно это полотно было похищено почти 20 лет назад.

В итоге представители аукционного дома Sotheby"s сняли картину с продажи.

Выяснилось, что картину Айвазовского выставила на торги британская владелица, которая еще в 2000 году купила полотно со всей сопутствующей документаций в Европе. И даже не подозревала о том, что оно краденое.

Картина "Вечер в Каире" была написана Иваном Айвазовским в 1870 году, когда он присутствовал на открытии Суэцкого канала. До начала 40-х годов XX века она находилась в собрании некоего коллекционера Дедова, а затем попала к тогдашнему наркому водного транспорта Ивану Носенко.

Интересно, что в базе данных Интерпаола и компании The Art Loss Register, занимающихся розыском пропавших и украденных произведений искусства, зарегистрировано более 180 тыс. работ. Среди них - 572 (!!!) творения Пабло Пикассо, 169 — Пьера-Огюста Ренуара и 16 — Караваджо. Вот лишь некоторые из самых известных произведений мирового искусства, связанных с кражами и ограблениями.

ЯН ВЕРМЕЕР «КОНЦЕРТ»

18 марта 1990 года случилась самая громкая кража произведений искусства в истории. Из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне грабители, проникшие в здание под видом полицейских, вынесли тринадцать картин, среди которых был и «Концерт» Яна Вермеера - одного из самых известных мастеров XVII века. На полотне, созданном в 1664 году, изображена пара женщин и мужчина, играющие музыку в слабо освещенной гостиной.

Еще в 1892 году парижский искусствовед Теофиль Тор продал картину с аукциона в своем поместье известному филантропу Изабелле Гарднер. Так «Концерт» попал в ее личный музей, где и выставлялась с 1903 года. «Концерт» вообще считается самой дорогой утерянной картиной в мире - ее цена составляет около 200 миллионов долларов. Тому, кто вернет картины в ценности и сохранности, обещано вознаграждение в размере 5 млн долл.

РЕМБРАНДТ «ШТОРМ НА ГАЛИЛЕЙСКОМ МОРЕ»

Вместе с «Концертом» Яна Вермеера из бостонского музея Изабеллы Гарднер пропало и это полотно. Картина примечательна тем, что это был единственный морской пейзаж, нарисованный Рембрандтом. «Шторм» изображал чудо Христа, когда он успокоил Галилейское море.

В марте 2013 году ФБР созвало специальную пресс-конференцию, где было заявлено о раскрытии имен исполнителей. Уголовный анализ показал, что картины украла целая организованная организация, а не местные одиночки, как считалось ранее.

Правда, власти заявили, что следствие по делу все еще продолжается, поэтому имена называть еще рано. С тех пор никаких новых данных о судьбе картин не поступало.

ЯН ВАН ЭЙК «СПРАВЕДЛИВЫЕ СУДЬИ».

Это преступление датировано еще 10 апреля 1934 года - на выставке, проходившей в соборе Святого Бавона в бельгийском Генте, украли картину Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это полотно само по себе являлось лишь частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной еще в 1426-1432 годы. Украли только одну часть из 12 панелей, при этом грабители оставили записку. На французском языке было написано, что картина отнята у Германии Версальским договором.

Целых семь месяцев правительство Бельгии общалось посредством писем с неким лицом, утверждавшим, что картина у него и требовавшим выкуп. Вора выявили 25 ноября, им оказался местный эксцентричный политик Арсен Годертьер. Уже умирая, он заявил, что только ему и известно, где находится картина, но эту тайну он унесет с собой в могилу. С тех пор появилось немало версий о местонахождении картины. И хотя многие склоняются к тому, что ее уничтожили, она все еще официально числится в списке пропавших произведений искусства.

МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО «РОЖДЕСТВО СО СВ. ФРАНЦИСКОМ И СВ. ЛАВРЕНТИЕМ»

Почти трехметровое полотно Караваджо было украдено в 1969 году из часовни Сан-Лоренцо в Палермо. Грабители варварски обошлись с картиной: для того чтобы извлечь ее из позолоченной рамы, они воспользовались бритвой.

Картина не найдена.

КЛОД МОНЕ «МОСТ ЧАРИНГ-КРОСС, ЛОНДОН».

Картина, созданная в 1901 году, находилась в Роттердаме и была украдена из музея Кюнстхал в октябре 2012 года.

Один из пойманных злоумышленников утверждал, что он сжег картину Моне, как и другие украденные картины в печи своей матери. Так вор пытался спрятать улики. И хотя в печи действительно были найдены некоторые пигменты, нет весомых доказательств слов преступника и уничтожения картины.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВЛЮБЛЕННЫЕ: САД ПОЭТА IV»

В конце 1930-х по приказу Гитлера их многих частных коллекций и музеев было изъято немало «развращенных» произведений искусства. В их число попала и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». На самом деле Гитлер хотел создать свою коллекцию предметов искусств, самую большую в мире. Для нее те самые «развращенные» работы и предназначались. Однако после окончания Второй мировой войны шедевр Ван Гога обнаружить так и не удалось. Поэтому до наших дней дошла только черно-белая фотография картины.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВИД НА МОРЕ У СХЕВЕНИНГЕНА»

Эта картина была украдена в 2002 году из Музея Ван Гога в Амстердаме по старинке. Никто не врывался в музей средь бела дня и не угрожал перепуганным смотрителям оружием. Преступники проникли в здание ночью, вскарабкавшись на второй этаж по приставной лестнице и разбив окно. В 2004 году по обвинение в краже были арестованы два человека.

Их приговорили к 4,5 годам тюрьмы, вот только картина так и осталась не найденной.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВЫХОД ПРОЦЕССИИ ИЗ РЕФОРМАТСКОЙ ЦЕРКВИ В НЮЭНЕНЕ».

Эта картина также была украдена в 2002 году из Музея Ван Гога в Амстердаме.

ПАБЛО ПИКАССО «ГОЛУБЬ С ЗЕЛЁНЫМ ГОРОШКОМ».

Эта кража оказалась довольно странной. Произошел инцидент 20 мая 2010 года в Париже, примерно в 7 часов утра. Из местного Музея современного искусства было украдено пять картин общей стоимостью в 100 миллионов евро. Одной из них являлся шедевр Пикассо «Голубь с зеленым горошком», созданный в 1911 году. Вора осудили в 2011 году. Вот только он рассказал, что после кражи впал в панику и просто выбросил картины в мусор. История вызывает сомнения, а картины так и считаются пропавшими.

ПОЛЬ ГОГЕН «ДЕВУШКА У ОТКРЫТОГО ОКНА»

Преступление было совершено в 2012 году в музее Кюнстхал, что в голландском Роттердаме. Всего за три минуты они промчались по музею, забрали семь картин и ушли. Прибывшая на место полиция только развела руками.

Примерная стоимость похищенных шедевров - 18 миллионов евро. Но уже в ноябре был арестован один из воров, но картины так и остались не найденными.

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР "БЕСЕДА С САДОВНИКОМ"

В 2000 году произошо ограбление Национального Музея в Стокгольме: трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, захватили несколько картин, в том числе и полотно Ренуара, и скрылись. "Беседа с садовником" неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев в 2005 году.

АНРИ МАТИСС «ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ САД»

"Люксембургский сад" Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне. Картинны до сих пор не найдены.

ЭДВАРД МУНК "КРИК"

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна". Шедевры были найдены полицией в 2006 году. "Крик" - наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов.

ВОСЕМЬ ИМПЕРАТОРСКИХ ЯИЦ ФАБЕРЖЕ.

В коллекции Императорских Яиц, созданных ювелиром Петером Карлом Фаберже, насчитывалось 52 яйца - по количеству недель в году. В 1918 году коллекция была разграблена. Со временем некоторые из них оказались в руках частных коллекционеров, другие попали в разные музеи по всему миру. Судьба же восьми таких изделий так и осталась неизвестной.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «МОНА ЛИЗА"

21 августа 1911 года этот шедевр Леонардо да Винчи был украден из Лувра - как выяснилось чуть позже, картину украл музейный рабочий Перуггия, который просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча полотно у себя под одеждой.В течении двух лет фотографии "Мона Лиза" печатались во всех газетах Европы, и этот портрет стал самым известным полотном в мире. Портрет вернулся в Лувр через два года.

Фото: Konstantin Vasilev/Rusmediabank.ru

21 августа 1911 года из Лувра была похищена «Мона Лиза» Преступника нашли только через 2 года. Мотивы похищения удивили даже следователей.

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» – именно так звучит полное название картины кисти великого художника Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» была и остается самым известным живописным полотном в мире. И это не мудрено: портрет загадочной незнакомки до сих пор таит множество неразгаданных тайн. Однако одну из них ученым все-таки удалось разрешить.

Оживленные споры по поводу личности натурщицы, которая позировала да Винчи, не утихали веками. Одни утверждали, что картина является ничем иным как автопортретом самого художника. Другие были уверены в том, что Леонардо на самом деле рисовал юношу, которого потом и «переодел» в женское платье.

Споры умолкли, когда в 2005 году историки обнаружили записи одного флорентийского чиновника. Благодаря ним, исследователям удалось доказать, что некий купец по имени Франческо дель Джокондо заказал Леонардо да Винчи портрет своей жены, который намеревался подарить той в честь рождения их сына. Картина была написана в 3-х экземплярах, один из которых и дошел до наших дней.

Жаль, конечно, что разгадка оказалась такой простой. Однако шедевр ничуть не пострадал от этого открытия. Он так и остался шедевром. Хотя много раз картина оказывалась на грани между жизнью и смертью, когда вандалы пытались уничтожить ее. На полотно выливали краску и бросали в него камни. Но то, что произошло с « » в начале ХХ века, потрясло весь мир.

21 августа 1911 года «Мона Лиза» просто исчезла из французского . Пресса тут же подняла шум. Был уволен директор музея, который незадолго до кражи весьма неудачно пошутил в интервью для одной популярной газеты. Он сказал, что украсть из Лувра картину невозможно. «Это все равно, что унести собор Парижской Богоматери целиком!» – воскликнул директор. Через год «Джоконда» испарилась.

Дело поручили опытному сыщику Альфонсу Бертильону. Поначалу никаких активных поисков преступника не велось. Все ожидали, что он объявится сам и потребует выкуп. Ведь продать такой шедевр, считали жандармы, практически невозможно. Некоторые журналы даже разместили на своих страницах объявления с просьбой ко всем, кто располагает какой-либо информацией о местонахождении картины, обратиться в редакцию. Некоторые издания даже предлагали щедрое вознаграждение. Но время шло, а вестей все не было.

Альфонс Бертильон решил искать преступника среди ранее осужденных. У сыщика была на них целая картотека, которая содержала сведения о росте, размере головы, рук и ног каждого рецидивиста. Этот метод в те годы активно практиковался сыщиками. А вот снятием отпечатков пальцев Бертильон не занимался. Он был уверен в том, что этот способ антинаучен. А зря! Как утверждают историки, на раме, которая осталась в музее, был один четкий отпечаток, по которому вычислить преступника не представляло бы особого труда. Особенно, если бы у Бертильона была картотека не параметров тел осужденных, а отпечатков их пальцев. Ведь преступник действительно имел проблемы с законом.

Альфонс Бертильон подозревал в совершении кражи века сотрудников музея. Он намеревался снять с них мерки и сравнить со своей картотекой. Вдруг кто-то из них окажется рецидивистом? Тогда круг сузится.

Только вот компьютеров тогда не было и на то, чтобы сравнить данные работников музея с картотекой Бертильона, которая насчитывала более 100 тысяч человек, потребовались бы годы.

И годы шли. Наверное, уже сами жандармы не верили в то, что шедевр вернется, когда в полицию явился владелец одной картинной галереи в Италии, назвавшийся Альфредо Джерри. Джерри заявил, что 13 декабря 1913 года к нему пришел человек по имени Леонардо и предложил ему приобрести «Мону Лизу». Владелец галереи подумал, что Леонардо шутит, но тот принес ему картину на экспертизу. Полотно оказалось подлинным. Альфредо Джерри обратился в полицию. На вторую встречу с похитителем Альфредо отправился уже в сопровождении полицейских, которые и скрутили преступника.

Им оказался итальянец Винченцо Перуджиа, который, как и предполагал французский сыщик Бертильон, одно время действительно работал в музее маляром. Он дождался, когда музей опустел, снял картину со стены, вырезал ее из рамы и спрятал за пазуху. Украсть полотно, вопреки словам бывшего директора Лувра, оказалось довольно просто. На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» Перуджиа ответил, что он попросту хотел восстановить справедливость и вернуть картину на историческую родину, в Италию. По мнению преступника, картину незаконно вывез оттуда император Франции Наполеон. Судьи растрогались и приговорили Винченцо… всего к одному году заключения.
Перуджиа не знал, что Леонардо да Винчи сам отправил картину во Францию. В свое время он продал ее французскому королю Франциску I.

Сегодня картина гениального художника по-прежнему находится в Лувре. Она хранится в своеобразном саркофаге из пуленепробиваемого стекла. Внутри саркофага поддерживается определенный микроклимат, который способствует лучшей сохранности шедевра. Охраняет «Джоконду» хитроумная сигнализация, стоимостью более 7-ми миллионов долларов. Страховка картины составляет 3 миллиона долларов. Сам же шедевр до сих пор никем не оценен. По мнению специалистов, сделать это невозможно, поскольку он просто не имеет цены.


Случается, что сребролюбие заставляет людей идти на преступления, а кража в этом случае – самый простой и эффективный способ это сделать. В нашем обзоре 10-ка самых нашумевших и самых дорогих краж. Некоторые похищенные артефакты впоследствии были найдены, а другие бесследно исчезли, но надежда, что они будут найдены, остаётся.

1. Яйца Фаберже


Серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, известная как яйца Фаберже, создавалась в 1885 – 1917 году. Всего был создан 71 пасхальный сюрприз, из которых 52 яйца ювелиры выполнили по заказу императора. До наших дней дошло всего 62 яйца, из которых императорских – 54. Остальные же считаются утерянными и пропали без следа. Остаётся добавить, что в 1917 году стоимость каждого яйца Фаб

2. Кости тираннозавра


Тираннозавр – двуногий хищник с массивным черепом, уравновешивался которых тяжёлым и длинным хвостом. Его передние лапы в сравнении с задними были весьма маленькими, но при этом необыкновенно могучими. Этого ящера считают крупнейшими видом в своём семействе и крупнейшим наземным хищником за всю историю нашей планеты.

В 1945 году в Монголии были обнаружены останки этого динозавра, а затем и весь его скелет. В 2012 года некий Эрик Прокопи украл несколько костей и решил продать их за 1,1 миллион долларов. Горе-продавец оказался в тюрьме, а кости вернули в музей.

3. Картина «Крик» Эдварда Мунка



«Крик» - серия полотен художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданная в 1893 – 1910 году. Было создано четыре версии картины, и на каждой изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне обобщённого пейзажного фона и кроваво-красного неба.

В 1994 году картину украли из Национальной галереи, но через несколько месяцев вернули на место. В 2004 году «Крик» и ещё несколько произведений украли из музея Мунка. Вернули на место их только в 2006 году, правда, с повреждениями. В мае 2008 года после реставрации картины вернули в экспозиции.

4. Рубиновые башмачки


В 1939 году в Голливуде вышел на экраны фильм «Волшебник страны Оз», ставший одним из самых успешных в истории кинематографа. В фильме использовались 4 пары башмачков, которые практически не отличались друг от друга. В этих так называемых «рубиновых башмачках» в фильме ходила главная героиня Дороти, роль которой сыграла Джуди Гарленд.

Одна из пар рубиновых башмачков находилась в Музее Джуди Гарленд в штате Миннесота. Но в 2005 они пропали из музей, и до сих пор неизвестно, где находится эта легендарная пара обуви. Стоимость башмачков оценивается в $203 млн.

5. Скрипка Страдивари



Антонио Страдивари – мастер, известный изготовлением очень качественным и самых дорогих струнных инструментов. Широкую известность получили музыкальные инструменты, которые были изготовлены в период с 1689 по 1725 годы.

Знаменитая скрипачка Эрика Морини (1904 - 1995) играла на скрипке Страдивари, изготовленной в 1727 году. Однажды кто-то вломился в её квартиру и украл эту легендарную скрипку. Морини умерла, а скрипка так и не найдена. Стоимость этого уникального инструмента сегодня оценивается в 3,5 миллиона долларов.

6. Картины Ван Гога



Винсент ван Гог - нидерландский художник-постимпрессионист – за 10 с небольшим лет создал более 2100 полотен, среди которых около 860 картин маслом. Но действительно знаменитым он стал только после смерти. Даже небольшие его полотна стали стоить баснословных денег.

Из Музея Ван Гога в Амстердаме были украдены 2 картины - "Вид на море у Схевенингена" и "Congregation Leaving the Reformed Church in Nuenen" – общая стоимость которых оценивается в 30 миллионов долларов. Воры были пойманы, посажены в тюрьму, но картины в музей так и не вернулись.

7. Солонка Челлини



«Сальера» - золотая настольная статуэтка, которую в 1543 году изготовил ювелир мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I. Этот артефакт считается вершиной декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма. К тому же это единственная работа этого великого мастера атрибуция, которой не вызывает никаких сомнений.

Известно, что в 1570 году король Карл IX подарил «Сальеру» Фердинанду Тирольскому, присутствовавшему на его помолвке с Елизаветой. До 29-го века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс, а затем её перевезли в столицу Австрии в Музея истории искусств.

11 мая 2003 года «Сальеру» похитили из музея, который в то время находился на ремонте. При том, что стоимость статуэтки оценивается в более чем 50 миллионов евро, австрийские власти за возврат этой уникальной солонки предложили всего 70 тысяч евро, объясняя это тем, что произведение искусства такого уровня продать просто невозможно. 21 января 2006 г. полиция обнаружила "Сальеру" закопанной в свинцовой коробке в лесу у города Цветль.

8. Empire State Building



102-этажный небоскрёб на Манхэттене в Нью-Йорке однажды тоже был украден. Правда, кража это была не настоящая, а только провокация. За 90 минут двое журналистов Daily News сумели подделать документы на владение эти зданием. Они показали чиновникам документы, подписанные не нотариусом, в легендарным грабителем банков - Вилли Сатоном. Но подвоха никто не заметил. Целый день журналисты владели одним из самых известных небоскрёбов, а потом признались, что документы были подделкой, а пошли они на это, чтобы продемонстрировать, что в царящей неразберихе можно украсть даже Empire State Building.

9. Драгоценности



В 1994 году во Франции произошла самая крупная кража ювелирных изделий. Трое вооружённых мужчин ограбили ювелирный магазин в Carlton Hotel. Они похитили драгоценностей на 30 миллионов фунтов стерлингов, которые, по слухам, принадлежали одном из известнейших французских ювелиров Александру Резы. Позже выяснилось, что автоматы были заряжены холостыми пулями.

10. «Мона Лиза»



Но одной из самых дерзких краж в истории стало похищение из Лувра всемирно известной «Мона Лизы» кисти великого мастера Леонардо да Винчи.

В 1911 году Винченцо Перуджа работал в Лувре стекольщиком. Как-то он заметил, что картину никто не охраняет, и не удержался от соблазна украсть её. Он просто снял картину со стены, вынул из рамы, спрятал «Джоконду» под пальто и ушёл домой.

Два года картина хранилась у него в квартире в чемодане с двойным дном. Задержали вора, когда он попробовал продать картину в Италии.

Люди придумали множество устрашающих вещей вроде камер видеонаблюдения, пуленепробиваемого стекла и охранных агентств, чтобы защитить произведения искусства от вандалов и воров, но до сих пор не слишком преуспели. Почти семь веков люди спасают картины в припадке патриотических чувств, меняют их на бытовые блага и переплавляют скульптуры на цветмет. Look At Me ответил на одиннадцать резонных вопросов о том, что происходит в мире подобных краж.

Кто первый придумал украсть картину?

Первыми злоумышленниками, которым пришло в голову украсть произведение искусства, оказались пираты во главе с неким Паулем Бенеке. В 1473 году они напали на судно «Маттео», которое перевозило во Флоренцию диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд», проигнорировали вывешенный на судне флаг нейтральной стороны, отобрали картину и передали своим хозяевам в Гданьск. Ни протесты владельца, ни дипломатические миссии, ни даже булла тогдашнего Папы Римского Сикста IV не помогли вернуть украденное. С тех пор множество людей успели попытать счастья на этом поприще.

А куда смотрит охрана музеев? Почему они не охраняют картины как следует?

В большинстве случаев виноваты рассеянность или доверчивость. Кража тринадцати картин из музея Isabella Stewart Gardner в Бостоне стала возможной потому, что охранник сам впустил грабителей, переодетых полицейскими; подчинился, когда ему предъявили фальшивый ордер на арест, и за последующими событиями наблюдал уже связанным на полу. Музею такая доверчивость обошлась в 500 миллионов долларов, рекордную на сегодняшний день сумму для подобных преступлений. Ни картины, ни злоумышленников до сих пор не нашли.

Какие картины воруют чаще всего?


Крис Маринелли, исполнительный директор сайта Art Loss Register, каталога украденных произведений искусства, указывает на Пикассо: «У него много работ и все о нем слышали». Кстати, сам художник и по совместительству автор знаменитого высказывания «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» однажды оказался жертвой собственного остроумия. Так, ему самому было предъявлено обвинение в краже «Моны Лизы» в 1911 году (вторым подозреваемым был Гийом Аполлинер; оба, понятное дело, оказались невиновны).

Что нужно, чтобы украсть картину?


На всякую музейную охрану довольно простоты. Одна из самых изящных краж последнего времени совершилась в галерее Venus Over Manhattan, когда худощавый человек в клетчатой рубашке попросил у охранника разрешения сфотографировать понравившуюся картину. Этим он, однако, не ограничился, и когда охранник отвлекся, снял со стены акварель Дали Cartel de Don Juan Tenirio стоимостью 150 тысяч долларов, положил ее в черный пакет, сел в лифт и пошел по своим делам. Акварель довольно скоро вернулась в галерею почтой, а злоумышленника найти так и не удалось.

А что нужно, чтобы найти украденную картину?

Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут?


багажник велосипеда


камера хранения


кладбище

Эту картину Рембрандта называют Takeaway Rembrandt. Это полотно художника меньше остальных, всего лишь 29,99 на 24,99 сантиметра, поэтому крали ее рекордных четыре раза - чаще, чем какое-либо другое произведение искусства. Всякий раз её находили в каком-то странном месте - в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии, на кладбище или на багажнике велосипеда.

Можно ли поменять картину Франсиско Гойи на телевизионную подписку?

Водитель автобуса по имени Кемптон Бентон слишком пристально следил за новостями искусства. В 1961 году он узнал, что британское правительство собирается выплатить американскому коллекционеру крупную сумму денег, только чтобы он не вывозил из страны принадлежащий ему портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Сумма денег была настолько больше зарплаты бедствующего Бентона, что он разозлился и решил украсть злополучный портрет, что вполне удачно и сделал. Бентон вычислил время, когда в музее отключается сигнализация, чтобы она не мешала уборщикам, влез в окно туалета, забрал картину и в него же вылез. Бентон согласился отдать картину взамен на амнистию для себя и телевизионную подписку для всех бедных, но его условия не были приняты. Он продержал у себя картину еще четыре года и затем добровольно вернул, но, к сожалению, забыл вернуть раму, за что и отсидел три месяца в тюрьме.

Можно ли украсть картину и стать национальным героем?

Работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджиа, всей душой любил свою родину и люто ненавидел Францию. Он был уверен, что итальянские шедевры, содержащиеся в Лувре, слишком красивые для этого ужасного музея в столице ужасной страны и вообще были выкрадены Наполеоном, а потому он, Винченцо Перуджиа, должен спасти их и увезти обратно в Италию. Картин было слишком много, поэтому Перуджиа выбрал Джоконду как самую красивую, без труда справился с защитным стеклом, которое сам же и спроектировал, и выкрал шедевр. Его довольно быстро поймали, но на этом история не закончилась. Перуджиа переругался со всеми на суде, включая собственного адвоката, заявил, что во всем виновата картина, из-за которой он потерял голову, в результате был признан умственно неполноценным и отпущен. Что самое любопытное, общественное мнение было целиком на его стороне. Перуджиа признали истинным патриотом, джентльмены приносили ему вино, а дамы пекли для него пироги.

Можно ли украсть произведение искусства и не разбогатеть?


В 2005 году бесстрашные люди украли скульптуру Генри Мура «Лежащая фигура» весом в две тонны и стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов и переплавили ее на металл, продав ее в две тысячи раз дешевле настоящей стоимости. Несколько дней назад была украдена скульптура «Солнечные часы 1965», скорее всего, с теми же целями.

Можно ли украсть картину, не имея никакого желания разбогатеть?


Любитель старины и красоты Стефан Брайтвизер с 1994 по 2001 годы путешествовал по Европе, работал официантом и заодно исправно посещал музеи, после чего там пропадали ценные произведения искусства. Всего он украл более 200 предметов на сумму в 1,4 миллиарда долларов, и все это не было предназначено для перепродажи. Попался он, вернувшись за понравившимся охотничьим рожком в то место, в котором уже был. Мать Брайтвизера страшно раздражала любовь сына к антиквариату, поэтому, когда его арестовали, она уничтожила все глазом не моргнув.