Реституция: искусство, освобожденное из плена. Life78 подсчитал потери и приобретения Эрмитажа Грабить — дурной тон: даешь контрибуцию

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.


Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.


Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.


Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Во многих немецких городах проходят выставки, посвященные 50-летию возвращения в Восточную Германию 1,5 млн произведений, захваченных как трофеи в конце войны

Пятьдесят лет назад Советский Союз вернул Восточной Германии 1,5 млн сокровищ мирового искусства, захваченных как трофеи в конце Великой Отечественной войны. Недавно 28 немецких музеев решили еще раз сказать за это спасибо и устроили выставки, где можно увидеть возвращенные в Германию работы.

Безусловно, музеи подтолкнуло к организации этих выставок не только чувство благодарности. Вторая часть их посыла такова: а не можем ли мы получить обратно все остальное?.. Ведь в России все еще находится как минимум миллион украденных произведений…

Немецкие музеи настаивают на возвращении трофейных произведений искусства с момента объединения Восточной и Западной Германии в 1990 году. Но Россия отдает произведения очень неохотно, мотивируя это тем, что захваченных Советской армией «рембрандтов», «караваджо», «рубенсов» следует считать компенсацией за украденные или изуродованные гитлеровцами шедевры из русских музеев. Согласно российским законам, все произведения искусства, вывезенные из Германии под руководством сталинского Трофейного комитета, являются собственностью российского государства.

Внимание российских властей и СМИ сейчас приковано к ситуации в Южной Осетии, поэтому мало кто интересуется выставками в немецких музеях. Недавно открылась первая выставка трофейного искусства (всего их планируется девять). Она называется «Пятьдесят лет потерянного и вновь обретенного искусства» и проходит в Потсдаме, в знаменитом дворце Сан-Суси, который когда-то был летней резиденцией прусского короля Фридриха Великого.

Выставка рассказывает о масштабной реституции 1958 года. Тогда в знак дружбы с Восточной Германией из Москвы и Ленинграда были отправлены 300 вагонов, в которых находились 1,5 млн из 2,5 млн трофейных шедевров, вывезенных из Германии в конце войны. Если бы не эта реституция, многие немецкие музеи навсегда остались бы без своих главных сокровищ. Как можно, например, представить себе Пергамский музей без знаменитого Пергамского алтаря? Или сувенирные магазинчики Дрездена без открыток и ковриков для мышек с изображением херувимчиков с картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля? А ведь все это могло остаться в Советском Союзе…

Наверное, те, кто открывал эти ящики с трофейными произведениями искусства, чувствовали себя как дети в канун Рождества. Музеи Восточной Германии с большим размахом отметили возвращение сокровищ. Но торжества скоро закончились, и ничто не помогло скрыть нелицеприятную правду: почти половина украденных произведений так и не вернулась в Германию.

Директора немецких музеев до сих пор не могут получить ответ на вопрос, какими критериями руководствовались советские власти, когда решали, какие картины и скульптуры вернуть Германии, а какие нет. На открытии выставки в Сан-Суси президент Прусского культурного центра Херманн Парцингер (Hermann Parzinger) высказал предположение, что оставшиеся произведения принадлежат к числу тех, что были похищены отдельными индивидуумами еще до прихода Трофейного комитета.

«Мы думаем, что многие работы осели в частных собраниях», - сказал Парцингер. По его словам, Германия не надеется, что благодаря выставкам Россия решит немедленно вернуть оставшиеся трофеи. Главная задача - наладить взаимодействие с представителями русских музеев, чтобы кураторы знали, какие работы пропали, где они находятся и в каком состоянии.

Представители фонда «Прусские дворцы и парки Берлина-Бранденбурга», под попечительством которого находится Сан-Суси, заявляют, что из опекаемых ими дворцов и замков Восточной Германии бесследно исчезло около 3 тыс. работ. Из 159 картин, которые до войны висели в богато обставленной картинной галерее Фридриха Великого, «с войны вернулись» только 99. Кураторы закрывают образовавшиеся на стенах пустые места другими трофейными произведениями искусства, многие из которых были сняты со стен замков, разрушенных во время войны. В число этих работ входят картины Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Антониса ван Дейка (Anthony van Dyck), Рембрандта (Rembrandt), Караваджо (Caravaggio), Фердинанда Боля (Ferdinand Bol), Гвидо Рени (Guido Reni) и Яна Ливенса (Jan Lievens), которые почти полностью покрывают стену галереи.

На выставке экспонируются и иллюстрации, на которых можно увидеть, как выглядела галерея Фридриха до войны, а также черно-белые фотографии украденных произведений. Нельзя не заметить, что картины, которые сейчас висят на стенах Сан-Суси, уже не соответствуют вкусовым пристрастиям прусского монарха. Большинство «лакун» было заполнено полотнами на религиозные темы, хотя Фридрих предпочитал мифологическую живопись. Ему нравились картины с изображениями чувственных обнаженных тел и сцен любви. У того, кто грабил его коллекцию в 1945 году, очевидно, был похожий вкус - со стен галереи исчезли пышные Данаи и Венеры, а также ренессансные эротические фантазии Джулио Романо (Giulio Romano). В частности, было украдено полотно, на котором изображены обнаженные юноша и девушка, целующиеся на кровати под присмотром пожилой женщины (предположительно, кормилицы).

Больше всего оплакивают потерю полотна «Тарквиний и Лукреция», незабвенного шедевра Рубенса. Еще до прихода Трофейного комитета один советский офицер вырезал картину из рамы и увез на родину. Полотно пролежало у него на чердаке до самой его смерти в 1999 году. Затем один московский коллекционер купил картину за 3,5 млн долл. и оплатил реставрационные работы, после чего попытался продать ее Германии за 60 млн. Немецкое правительство не захотело выплачивать за картину такую сумму и попыталось вернуть шедевр через суд. Но московский суд отклонил иск, мотивируя это тем, что владелец картины приобрел ее законным путем.

Однако не все заканчивается так печально. В 1993 году один ветеран Великой Отечественной передал немецкому посольству в Москве 101 графическое произведение, включая работы Альбрехта Дюрера (Albrecht Duerer), Эдуара Мане (Edouard Manet), Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec) и Франсиско де Гойи (Francisco de Goya). До войны произведения искусства находились в Музее искусств Бремена, а в 1943 году были спрятаны в замке Карнцов. Там их и нашли офицеры Советской армии. В 2000 году рисунки и гравюры вернулись в бременский музей.

Выставка трофейного искусства в замке Сан-Суси продлится до 31 октября. Похожие выставки пройдут в Аахене, Берлине, Бремене, Дессау, Дрездене, Готе и Шверине.

«Британская империя умерла. Как и эпоха культурных трофеев», – такими словами заканчивается статья английского арт-критика Джонатана Джонсона в The Guardian . Ему вторит Дж. Дж. Чарльзворт в Art Review : сам факт референдума в Шотландии показал, что система Британской империи безнадежно устарела и пора оставить свои политические иллюзии, а заодно и все притязания на доминирование в арт-сфере. Древнегреческие статуи, которые последние 150 лет находятся в Британском музее, называют не иначе как «награбленными трофеями». Отсюда и развернувшаяся в стране кампания по возвращению антиков на родину.

Сейчас в Европе начинается вторая волна реституций. Вопрос возвращения предметов искусства, незаконно вывезенных из завоеванных стран, также остро стоит во Франции и Германии. Впрочем, было бы ошибочно считать это только европейской проблемой: Япония тоже была вынуждена вернуть Южной Корее около 1400 произведений. Такая тенденция объясняется глобализацией, когда национальная идея ставится ниже межгосударственных интересов.

В России ситуация иная. После Второй мировой войны советские войска вывезли огромное количество произведений из музеев и частных коллекций Третьего Рейха. Позже, в 1955 году СССР вернул картины музеям Восточной Германии и стран, подписавших Варшавский договор. Экспонаты из ФРГ долгое время хранились в Москве, Ленинграде и Киеве под грифом «Секретно», хотя остальные страны-победители уже отдали большинство вывезенного. Как истинная империя, Советский Союз не считался с мнением европейской общественности. Только в 1992 году Гельмут Коль и Борис Ельцин начали обсуждать возможности возвращения в Германию вывезенных произведений. Однако на этой стадии все и закончилось: в 1995 году Россия наложила мораторий на реституцию.

Проблема возвращения произведений, которая стоит в Западной Европе, распространяется только на плоскость послевоенных трофеев, в то время как в России все намного сложнее. После революции советские музеи обогатились за счет частных «раскулаченных» коллекций. Поэтому критики реституции опасаются, что при передаче вещей иностранным наследникам, российские потомки коллекционеров смогут заявить о своих правах. Так что можно с уверенностью сказать, что предметы, приведенные ниже в списке, останутся в отечественных музеях навсегда.

«Неведомые шедевры» в Государственном Эрмитаже

Работы французских художников XIX – XX веков из собраний Отто Кребса и Отто Герстенберга во время Второй мировой войны были спрятаны, а затем вывезены в Советский Союз. Много картин из коллекции было возвращено Германии, но часть находится в Эрмитаже.

Центральное место занимают работы импрессионистов и постимпрессионистов. Это Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн – всего более 70 полотен художников первой величины.

Пабло Пикассо «Абсент», 1901 год

Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879-1880 гг.

Балдинская коллекция графики в Государственном Эрмитаже

Коллекция состоит из более чем 300 рисунков таких известных западноевропейских художников, как Дюрер, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Гог. Собрание было случайно найдено советскими солдатами в одном из замков, куда его перевезли из бременского Кюнстхалле. Капитан Балдин спас драгоценные листы от расхищения и отправил их в Москву. Сейчас они находятся в Эрмитаже.

Альбрехт Дюрер «Женская баня», 1496


Винсент Ван Гог «Кипарисы в звездную ночь», 1889 год

Коллекция Франса Кенигса в Пушкинском музее

Банкир Франс Кенигс был вынужден продать свою богатую коллекцию рисунков старых мастеров, и к началу Второй мировой войны она оказалась в Дрезденской галерее, откуда и была вывезена советскими войсками. Вплоть до начала 1990-х годов рисунки тайно хранились в Москве и Киеве. Затем, в 2004 году, Украина передала наследникам хранившиеся у нее листы. Москва же не уступает: 307 рисунков находятся в Пушкинском музее.


Рисунок работы Питера Пауля Рубенса


Рисунок работы Рембрандта ван Рейна

«Золото Шлимана» в Пушкинском музее и Государственном Эрмитаже

Предметы были найдены немецким археологом Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 годах. Коллекция состоит из 259 вещей, датированных 2400 – 2300 годами до н. э. Предметы из золота, серебра, бронзы и камня до войны хранились в Берлине. Сейчас самые ценные из них находятся в Пушкинском музее, остальные – в Эрмитаже, и вряд ли что-то изменится. Ирина Антонова, бывший директор Пушкинского музея, так сказала о реституции: «Пока у нас будет золото Трои, немцы будут помнить, что была война и что они ее проиграли».

Большая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.


Малая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.

Библии Гутенберга в Российской государственной библиотеке и библиотеке МГУ

Европейское книгопечатание зародилось в Германии в XV веке. Иоган Гутенберг в середине 1440-х годов в городе Майнце выпустил первую книгу – 42-х строчную Библию. Ее тираж составил 180 экземпляров, однако к 2009 году их сохранилось всего 47 штук. Кстати, один лист этой книги стоит 80 тысяч долларов.

Советские войска вывезли две Библии из Лейпцига. Одна из них хранится в библиотеке МГУ, а о существовании другой власти объявили лишь в 1990-е. Этот экземпляр находится в Российской государственной библиотеке.

Научный каталог, составленный ведущим научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, специалистом по итальянскому искусству Викторией Марковой , включает в себя 122 произведения из фонда перемещенных ценностей, находящихся в Пушкинском музее со времен окончания Второй мировой войны. Именно коллекция итальянской живописи XIV-XVIII веков составляет ядро когда-то строго засекреченного «трофейного искусства», хранящегося в ГМИИ. Большинство шедевров в послевоенное время опубликовано впервые; до сих пор местонахождение многих работ оставалось неизвестным даже для научного сообщества. Подготовка издания продолжалась более десяти лет, проведены серьезные исследования, связанные с реставрацией и изучением картин — установлением авторства и особенно истории бытования произведений.

После войны, в 1945-1948 годах, культурные ценности Германии и ее союзников вывезли в СССР в качестве «компенсаторной реституции». Далее «трофейное искусство» распределили по запасникам музеев, а часть ценностей в 1950-х годах была возвращена Германской Демократической Республике. Значительное количество произведений искусства передали в ГМИИ им. Пушкина. Следующие полвека в обстановке строжайшей секретности они находились в музейном спецхране — запаснике, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры (упразднен в 1999 году). Переломным в этой истории стал 1995 год, когда в ГМИИ состоялась выставка Дважды спасенные , первый открытый показ ценностей трофейного фонда. После закрытия выставки некоторые произведения без шума и упоминаний происхождения появились в постоянной экспозиции.

В 1995-1996 годах в ГМИИ прошла еще пара выставок из трофейных фондов: Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кенигса и «золота Шлимана», а спустя два года судьба перемещенного искусства в России, казалось бы, была решена. В 1998 году приняли Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно ему эти предметы искусства объявлены национальным достоянием. На первый взгляд, этот закон поставил точку в спорах о дальнейшей судьбе и статусе «трофейного искусства». Лишь спустя 50 лет после вывоза из Германии в СССР эти шедевры могли быть описаны, изучены и выставлены. Однако на деле степень «публичности» вещей из трофейного фонда до сих пор зависит от позиции руководства конкретного музея. Так, в Эрмитаже темы перемещенных ценностей не боятся, происхождение и история хранения их в музее неплохо изучены, сами предметы регулярно появляются на выставках в России. В случае с Пушкинским музеем даже сам состав трофейных фондов остается загадкой, хотя в последние десятилетия ситуация заметно улучшилась. В 2005 году ГМИИ показал выставку Археология войны. Возвращение из небытия , состоявшую из отреставрированных антиков. Далее последовали выставки 2010 года Сотканный мир египетских христиан и 2014 года Искусство Древнего Кипра , где впервые были показаны экспонаты, когда-то хранившиеся в Берлине.

Однако произведения итальянской школы из фонда перемещенных ценностей ГМИИ до сих пор оставались неизвестными не только зрителям, но и специалистам. Тем более что это первый изданный Пушкинским музеем каталог одной из частей трофейного фонда — его итальянской коллекции, «выделяющейся своей цельностью, разнообразием и полнотой».

Первые 20 страниц издания посвящены истории фонда итальянской живописи и обзору коллекции. Отправной точкой создания описи стали инвентарные номера старого немецкого Генерального каталога всех прусских дворцов от Кенигсберга до Рейна. Цифры на оборотах картин дают ключ к первичной информации — о происхождении и атрибуции (разумеется, на довоенный период) произведений живописи. Однако многие из представленных в каталоге картин находились до войны в частных собраниях жившего в начале ХХ века в Амстердаме швейцарского хирурга Отто Ланца (чья коллекция была приобретена в 1941 году рейхом для музея Адольфа Гитлера в Линце) или немецкого историка искусства Германа Фосса , во время войны возглавлявшего Дрезденскую галерею и создававшийся тогда музей фюрера. Разумеется, провенанс отдельных произведений, опубликованных в каталоге, еще предстоит установить, а история бытования некоторых картин заслуживает специального исследования. Хочется надеяться, что такая работа будет проведена в дальнейшем, и огромным подспорьем здесь станут приложения, опубликованные в конце издания. Это фотосъемка оборотов примерно половины из 122 картин каталога — тех, на которых можно разобрать надписи, номера и печати. Другое важное дополнение к каталогу — иллюстрированный список произведений из собрания профессора Германа Фосса. Наконец, для того, чтобы оценить географию коллекций, произведения из которых в числе перемещенных ценностей попали в Пушкинский музей, можно ознакомиться с указателем местонахождения картин до поступления в ГМИИ. Вообще справочный аппарат каталога (список литературы и выставок, таблицы соответствия инвентарных номеров) весьма впечатляет.

Основную часть книги занимает каталог произведений итальянской школы, расположены они в хронологическом порядке, причем самым многочисленным оказывается раздел живописи Возрождения, от Проторенессанса до маньеризма, но по-настоящему выдающиеся произведения, напротив, относятся уже к XVII-XVIII векам, например картины Гвидо Рени и Пьетро Антонио Ротари . Среди опубликованных в каталоге шедевров — произведения мастеров XVII века Джованни Бенедетто Кастильоне, Себастьяно Маццони, Анджело Карозелли, Паоло Пагани из собрания Германа Фосса. Наиболее важным в каталоге памятником является полотно Паоло Веронезе Оплакивание (1570-е), ранее не публиковавшееся и не выставлявшееся. Внутри хронологии произведения сгруппированы по принадлежности авторов картин к различным школам. В описаниях работ часто встречается фраза «настоящая атрибуция принадлежит автору данного каталога», и это раскрывает значимость искусствоведческих изысканий, проведенных при подготовке книги. Кроме скрупулезной работы историка и архивиста, определившего происхождение и восстановившего историю многих произведений, Виктория Маркова провела исследование стилистических особенностей, художественных качеств картин, определив их принадлежность к местным школам, а затем и установила многих авторов. Иногда она подтверждает или опровергает довоенные атрибуции. Например, в случае с картиной XV века Мадонна с младенцем на троне со святыми Иеронимом и Антонием Падуанским ей удалось доказать авторство флорентийца Козимо Росселли , современника и сподвижника Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо (они вместе расписывали стены Сикстинской капеллы). Однако в итальянской монографии о художнике 2007 года эта замечательная доска представлена довоенной фотографией и числится как поздняя подделка.

Итальянская живопись XIV-XVIII веков. (ГМИИ имени А.С.Пушкина. Каталог). Маркова В. Э. М.: Арт-Волхонка, 2014.

Очень важно! Эрмитаж начинает дозированный вброс в цифровой каталог картин старых мастеров! Без аннонсов и объявлений. Что скорее всего разумно. Мы уже знакомили наших друзей с трофейными картинками из Эрмитажа. Это были художники-импрессионисты, пост-импрессионисты, авторы 19 века. Все мы как бы переварили первую порцию. Уже западники начинают указывать на трофейных шедеврах Дега, Ренуара, Лотрека, Сезанна, Моне, Гогена. Ван Гога и других в качестве порта приписки "Государственный Эрмитаж". Мы уже публиковали хранящегося в Эрмитаже трофейного кенигсбергского Рубенса, по каким-то причинам будучи отреставрированным, он до сих пор отсутствует в цифровой коллекции на официальном сайте. Теперь наступает очередь стариков. Пока это ренессансные итальянцы.
К домашнему "Амуру в пейзаже" великого сиенца Содомы добавилась "Леда".

К опять же домашнему подписному и шедевральному "Распятию с Марией, святым Иоанном, святым Иеронимом, святым Франциском и Марией Магдалиной" романца Марко Пальмеццано добавилось чудесное святое семейство"

Очень качественная подборка картин флорентийца Якопо дель Селлайо пополнилась чудесной композицией "Мертвый Христос со св. Франциском, св. Иеронимом и ангелом"


"Святое семейство с Иоанном Крестителем и тремя ангела" Франческо Граначчи дополнилось композицией "Отдых Святого семейства на пути в Египет"

Все это породистейший 16 век!
Ну и на десерт работа неизвестного итальянского автора. "Неизвестный" означает только одно - впереди открытие!


Мы будем отслеживать усилия Эрмитажа по легализации трофейных стариков. Вы узнаете первыми. А пока ждем, когда ГМИИ легализует своих старых итальянцев. Музей аннонсировал это важное событие. По нашим разведданным это будут преимущественно авторы эпохи барокко.