Детские сказки онлайн. — Значение имени «дурак
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Много сказок интересных накопилось за века,
Но особенно известна про Ивана-дурака.
Откровенный, добрый малый и наивный, как дитя.
Никогда не унывал он, делал трудное шутя.
(Г. Ладонщиков)
Проект
«Русский герой сказок – Иван – Дурак»
Проект выполнили:
учащиеся 1 «Б» класса
Руководитель:
Ваньшина О.А.,
учитель начальных классов
март 2013 года
Цель: Изучить образ Ивана в русских народных сказках
Задачи :
1. Узнать значение имени;
2. Описать образ Ивана, выяснить какой у него характер.
3. Определить род его занятий.
4. Выяснить в каких отношениях он находится с людьми.
Методы реализации проекта :
изучение источников информации (научной и художественной);
опрос учеников;
рисование сюжетов сказок;
анализ сказок.
Ожидаемый результат: работа поможет понять глубину смыслового содержания сказки, истоки и особенности русского фольклора
1. Введение.
2. История имени.
3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках.
4. Загадка образа Ивана-дурака
5. Иван – дурак и Иван - царевич.
6. Заключение.
1. Введение
Иван - один из персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII(18) - начале XIX(19) века.
Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний.
На самом же деле Иванушка – баловень судьбы и любимец природы; он сдружился с животными, птицами и рыбами, живёт не разумом, а сердцем, поэтому его поступки кажутся нелогичными для других. Благодаря своему «не уму» и нерациональному поведению ему удаются дела, невозможные для других. Он ведает, где спрятана смерть Кощея, знает слабые места нечисти и врагов.
Иван-царевич – младший сын царя, самый любимый и самый умный из трёх братьев. Не имея прав на престол отца, занимается любимыми делами: оттачивает мастерство владения мечом и луком, обучается премудростям ведения боя, верховой езде. Бо-рется со всяким злом, защищает со своей дружиной приграничные земли от вражеских набегов.
В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.
Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.
У кого ты ни спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его … Иван
_________________________ 2. История имени
Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский имённик с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.
Это имя любили на Руси и посвятили ему три праздника:
В этот день пекут из теста лестницу для восхождения на небо в будущей жизни. На Листвиничка домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.
Накануне, в ночь, волшебную силу приобретают цветы и растения, купальские костры исцеляют всякую хворь человека и скотины. В эту ночь особую силу и власть обретает всякая нечисть: ведьмы, русалки, змеи.
Соблюдается строгий пост, нельзя есть яблоки, капусту, арбузы и прочее, что напоминало бы голову; нельзя что – то резать ножом, пить и плясать, потому что Иродова падчерица Саломея с помощью пляски и песни добилась казни Ивана.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
Иван-дурак , или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.
______3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках
Про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.
Дурак-невежа
«Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.
Ленивый дурак
Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.
Исполнительный дурак
Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.
Просто дурак
Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.
Перед нами в волшебных сказках встает вариант худшего человека - бедного, несчастливого, непрактичного и, действительно, глупого. Например, в одной из сказок героя посылают на базар, чтобы купить все необходимое по хозяйству - стол, ложки, горшки, еду. На обратном пути, стремясь помочь своей ослабевшей лошади, дурак оставляет стол на дороге: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». И вороны не зря кричат над головой, наверно, есть хотят. И Иван-дурак раскладывает перед ними еду. Обгорелые пни в лесу покрывает горшками: «Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!» В итоге, домой он приезжает с пустыми руками, подводит семью. Но рассказчик и слушатели героя не ругают. Все понимают, что делал это Иванушка по глупости, а не по злому умыслу. В сказке еще он выполняет роль шута, скомороха.
Образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность. О нем снимаются фильмы, мультфильмы , облик стал соответствовать нашему дню: м/ф «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», к/ф «Чародеи». Однако стиль его поступков остался тем же: вижу цель, не замечаю препятствий – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.
________________5. Загадка образа Ивана-дурака
Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.
Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха; если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.
Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:
“Было у него три сына.
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.”
Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.
Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,
Сюжет об Иване-дураке похож на тип волшебных сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.
В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники.
Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.
Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.
Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.
В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.
С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.
Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.
Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.
Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство.
____________________5. Иван – дурак и Иван - царевич.
Как же стало возможным, что один и тот же образ Ивана– воплощается в двух героях - дурака и царевича.
Царевич - человек благородного происхождения, сын царя. А сын царя всегда должен быть положительным и сильным. Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой. Образ Ивана-царевича значительно более древний, чем Ивана-дурака.
Иван – царевич – положительный персонаж.
беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении;
борется со злом, помогает обиженным или слабым;
в конце сказки он получает полцарства, царскую или королевскую дочь, волшебного или дорогого коня.
Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
6. Заключение
Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности.
И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.
Сказки об Иване.
Иванушка-Дурачок
Сивка-Бурка Вещая-Каурка
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил
Иван-Царевич и серый волк
Как Иван-дурак дверь стерег
Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что.
Иванушка и домовой
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Иван Бесталанный и Елена Премудрая
Иван – крестьянский сын и чудо – юдо
Марья Моревна
Иван Быкович
Кощей Бессмертный
Медное, серебряное и золотое царство
Василиса Премудрая
Волшебное кольцо
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Опрос учащихся
1. Иван – дурак он или умный?
2. Какие качества вам нравятся у Ивана- дурака?
8 .Использованная литература
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986
Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.
Андрей Синявский. Иван-дурак в русских сказках// Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001, с. 37-48
Бахтин В. Сказки
Лихачёв Д.С. Ещё раз о красоте
Пропп В.Я. Морфология сказки
Материалы Интернета
Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий - Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.
В одно время наварила старуха аржаных клецок и говорит дураку:
На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.
Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:
“Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?” И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.
Эка ненасытная утроба! - сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком - разлетелись черепки в разные стороны.
Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:
Ты, дурак, зачем?
Вам обед принес.
Где же обед? Давай живее.
Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!
Какой такой человек?
Вот он! И теперь рядом стоит!
Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.
Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.
Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?
Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать - во как умаялся!
Постой, еще не так умаешься! - говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!
Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет - не везет!
“А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит”.
Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.
“Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!”-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:
Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.
А сам все вперед да вперед подвигается.
Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.
“Эх, - думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!”
Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.
“Знать, без соли не хочет!”- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.
Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?
Хватил ее поленом, да прямо в голову - и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет - ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: “Иванушка-дурак!”- бросил их и ну топтать да приговаривать:
Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:
Все искупил, братики!
Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?
А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся - так я их на дороге покинул.
Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!
Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.
Пиво, не броди! Дурака не дразни! - говорит Иванушка.
Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.
Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.
На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:
Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!
Постой, дурак, - сказал барин, - я умею и судить и рядить; вылезай из куля!
Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.
Знать, бурка ловит! - проговорили братья и побрели домой.
Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:
Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко - такой славный!
Завидно стало братьям; говорят дураку:
Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко...
Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.
Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.
Жили-были старик со старухой и было у них три сына: двое умных – Данила и Никита, а третий, младший, – Иван-дурак. Данила и Никита с утра на пашню едут и сеют, и боронят, и всякую другую деревенскую работу делают. Урожаи у них отменные, прибыль хорошая. А Иван-дурак с утра на печи лежит и только книжки читает и никуда не ходит. Матушка с батюшкой говорят Ивану:
- Ванечка, ты бы посмотрел на братцев! Нашел бы себе работу по душе, а то лежишь целыми днями и ничего не делаешь.
- Не-а, не хочу, - отвечает Иван-дурак. И снова – за книжку.
И так каждый день.
Однажды сыновья собрались в город по делам. Говорят Данила и Никита Ивану-дураку:
- Поедешь нам помогать в городе покупки делать, мы тебе шоколадку купим и леденцов.
- Не-а, - отвечает Иван-дурак, - неохота.
- Мы тебе купим новую красную рубаху.
- Не-а, - отвечает Иван-дурак, - не хочу.
- Мы тебе новую книжку купим.
- Какую? – спрашивает Иван-дурак.
- Какую захочешь. Только не антикварную!
- Ну ладно, уговорили, - отвечает Иван-дурак и слез с печи.
Уселись все на телегу. Никита взялся за вожжи. Данила рядом. А Иван-дурак сзади с книжкой в руках. Скоро сказка сказывается, да не скоро братья добрались до города!
Прохладно, слякоть. Дороги плохие. Лето выдалось дождливое. Приехали по делам. Купить нужно то да сё. Отправились сначала за сельхозинвентарем, потом – в лавку за провизией. Купили, что нужно, товар разглядывают.
- Теперь поедем тебе книжку покупать, - говорит Данила. Никита собрался разворачиваться, да никак не может. Что-то люди стали подходить со всех сторон.
Народ стал собираться все гуще и гуще. Бегут и прачки, и служанки, и всякий люд служивый. И вдруг появилась карета, вся отливает золотом и драгоценными камнями.
Народ кланяется, падает ниц. Данила с Никитой на колени бросились. А Иван-дурак сидит на телеге и смотрит во все глаза. В золоченой карете красавица. На Ивана тоже смотрит и улыбается.
Не успели оглянуться, как карета скрылась за углом, а народ – за ней. "Марья-царевна, Марья-царевна", – галдят.
Что, Иван, на царскую дочку загляделся? – спрашивает Данила, поднимаясь с колен.
- А кто это? – спрашивает Иван-дурак.
- Кто-кто. Тебе знать нечего. Это не про нас, - сказал Никита.
- Но-но, пошла ретивая! - хлестанул Никита лошадь по спине, развернулся, и поехали они в книжный магазин. Только у Ивана-дурака что-то охота пропала на книжки. Приехали. Иван-дурак посмотрел на полки, нашел какую-то книжку с непонятным названием. И поехали братья восвояси.
Много ли, мало ли времени прошло, а Иван-дурак книжки забросил, ничего не читает, а целыми днями лежит думу думает.
Матушка с батюшкой совсем пригорюнились:
- Ванечка, ты бы посмотрел на братцев! Взялся бы за дело какое-нибудь. Что ты лежишь целыми днями? Даже книжки не читаешь?
- Не хочу, - отвечает Иван-дурак. И молчит.
И так каждый день.
I
Много ли, мало ли времени прошло, Иван-дурак ничего не надумал, взял новую книжку и раскрыл ее на первой попавшейся странице. А там ничего не написано. Иван-дурак повертел-повертел книжку и так, и сяк. Стал дальше листать – ничего нет. Когда покупали, было мудреное название, а теперь - ни одной буквы во всей книжке. Иван-дурак аж привстал на печи. И давай по книжке пальцем водить, как будто читает по строчкам. Как же так? Нет ничего. Вдруг видит. Там, где он провел пальцем, стали строчки появляться. Он и прочитал: «Слезай с печи и иди во дворец». Иван-дурак глаза выпучил. Что это такое? Отродясь такого не видал. А строчки, как только он их прочитал, и исчезли.
Слез Иван-дурак с печи и стал во дворец собираться.
Данила и Никита пришли с поля поесть, на лавку уселись и спрашивают Ивана:
- Ты куда собрался?
- Пойду по свету счастье искать! – отвечает Иван-дурак.
- Уж не в царском ли дворце? – спрашивают его.
- Может, и в царском.
Сколько Ивана-дурака ни уговаривали, не смогли его остановить. Дали ему на дорогу поесть да немного денег. Свою новую книжку он за пазуху засунул. И отправился в город.
Много ли, мало ли времени прошло, а привели его ноги к царскому дворцу. Только как туда войти? Стража его не пускает. Достал Иван-дурак книжку. Листал ее, листал, прочесть ничего не может. Делать нечего. Засунул ее обратно за пазуху. Нашел он недалеко от дворца огромный дуб, а в нем дупло. Стал Иван-дурак там прятаться ночью, а днем возле царского дворца прохаживаться. Да так, чтобы стража его не заметила и не прогнала. И каждый день по утрам Иван книжку открывает, а в ней опять ничего нет. Ни одной буквы.
Много ли, мало ли времени прошло, а видит Иван-дурак, что ежедневно подъезжают к царскому дворцу разряженные кареты и выходят оттуда вельможи родовитые. И проходят они во дворец беспрепятственно.
В один прекрасный день один такой вельможа долго разгуливал у царских врат, призадумавшись. Так Иван-дурак с ним и познакомился. А поскольку у вельможи была трудная задача, как ему поступить, то он и рассказал все Ивану-дураку.
- Любит наш царь загадки загадывать, - сказал вельможа.
- А я мастак отгадывать! – говорит Иван-дурак.
- Отгадывай. Что это такое? – спрашивает вельможа:
"Маленький, горбатенький.
Все поле обыскал,
Домой забежал –
Всю зиму пролежал".
Стал Иван-дурак размышлять, что бы это могло быть. А вельможа и говорит:
- Думаю, что царь намекает на наших ленивых мужиков. А заодно и на нас, что допускаем народу полеживать без дела. Так что ответ: мужик.
Иван хоть и был дураком, а книжек много прочитал.
- Это серп, - отвечает Иван-дурак.
- И правда, - говорит вельможа. – Вот же незадача. Что же я сразу-то на своих крепостных да на себя подумал?
И отправился во дворец.
Как стало солнце садиться, выходит он из ворот царского дворца веселый - и прямо к Ивану-дураку. И рассказывает, как он во время обеда разгадал загадку и тем самым очень угодил царю. Усадил он Ивана-дурака рядом с собой в карету и поехал домой.
Так и стал Иван-дурак жить у вельможи. Нанял вельможа Ивану-дураку учителей заморских. Иван-дурак прилежно учится, во все вникает. Уж и на заморских языках говорить научился. Ему уж больно хочется попасть во дворец и снова увидеть Марью-царевну. Книжку свою мудреную Иван-дурак никому не показывает, а носит ее всегда с собой за пазухой. Только в ней давно ничего не пишется.
Много ли, мало ли времени прошло, а вот и день настал, когда разодетый по последней моде вместе со знатным вельможей Иван-дурак поехал во дворец. На званый ужин. Представил вельможа царю Ивана-дурака как своего друга разлюбезного.
Вошли гости в столовую, а Иван-дурак стоит ни жив, ни мертв. Тут появился и царь с дочерью, Марьей-царевной. Увидел ее Иван-дурак, и пуще прежнего сердечко у него защемило. До чего же хороша была Машенька, как назвал ее про себя Иван-дурак. Лицо не куклы разряженной, а серьезной девушки. Глаза потуплены. Русая коса до пояса. Наряд скромный, несмотря на то, что царевна. Только нитка алых бус в косу вплетена, да атласной лентой завязана. Красавица, да и только. Еще больше, чем в прошлый раз, Ивану-дураку она понравилась.
Вот царь помолился на образа, все за царем тоже помолились, сели за столы дубовые и стали ужинать.
А как немного поели, стал царь веселиться да загадки загадывать.
Ну-ка подданные мои, как у вас смекалка работает? – спрашивает. - Вот вам загадка!
"Бьют меня палками да молотками,
Держат меня в каменной пещере,
Жгут меня огнем, режут ножом.
За что меня так губят?
За то, что любят".
Все сидят, кусок в горле застрял. Что ответить, не знают.
Вельможа думает: «Про меня загадка-то. Всегда под ударом царского глаза, живу в палатях каменных. Вот царь нас всех и губит за то, чтоб почтение к царю имели… Так что ответ: бояре да вельможи». И смотрит на Ивана-дурака. А Иван-дурак тихо ему и говорит: «Это хлеб». Вельможа себя по лбу стукнул: «Что за напасть! Опять на себя подумал! И правда хлеб, как это я не догадался!»
Ваше величество, не велите голову рубить, велите слово молвить, - говорит вельможа. - У нас есть отгадка.
- Ну, - говорит царь, - слушаю!
- Хлеб, - отвечает вельможа.
- Вот это ответ! А главное - быстро дан! – говорит царь.
Вытер губы царь салфеткой, встал из-за стола, взял вельможу под руку и пошел с ним беседовать, а Иван-дурак рядом идет. Заговорили они и про царские дела, и про житейские. Вельможа раскраснелся весь от царского внимания. Вечер незаметно пролетел. Стали гости разъезжаться.
Приехали вельможа и Иван-дурак домой. Вельможа не знает, как Ивану-дураку угодить. Рано он стал вдовцом, да и детей у него никогда не было. А тут такой подарок. Полюбил вельможа Ивана-дурака, как собственного сына, и стал называть его Ванюшей или Иванушкой.
Много ли, мало ли времени прошло, а снова получил вельможа приглашение на званый ужин к царю. Опять разодетые, в легких сапожках да в шелковых плащах отправились они во дворец. Снова увидел Иван-дурак Марью-царевну. В этот раз она была еще краше. На щеках румянец (не румяна), ресницы длинные (не приклеенные). Только нитка бирюзы в косу вплетена. Все ее украшение. Если посмотрит – Ивану-дураку хочется под стол залезть. Так у него сердце замирает.
Опять царь помолился, все тоже помолились на образа, поклонились и уселись за стол. А как немного поели, снова царь взялся загадки загадывать.
Ну-ка подданные мои, как у вас смекалка работает? – спрашивает. - Вот вам загадка! Что это?
"Лоб пудовый,
Костыль дубовый".
И смотрит на вельможу и Ивана-дурака. Вельможа думает: «Теперь уж точно про меня загадка: И лоб у меня пудовый, и костыль дубовый. Вот теперь точно обо мне речь. Ответ: я самый. Да как это царю сказать?» И на Ивана-дурака смотрит. А Иван-дурак и отвечает потихонечку: «Это молоток».
Ваше величество, не велите голову рубить, велите слово молвить, - говорит вельможа.- У нас есть отгадка.
- Ну, - говорит царь, - слушаю!
- Молоток, - отвечает вельможа.
- Вот это ответ! А главное – всегда ты быстро отвечаешь! – говорит царь. - Уж не отрок ли Иван тебе подсказывает?
- Он, - отвечает вельможа. – Он у меня ученый.
Вытер губы царь салфеткой, поклонился на образа, встал из-за стола, взял вельможу под руку с одной стороны, а Ивана-дурака - с другой и пошел с ними беседовать. И так у них ладно разговоры потекли о важных для государства делах, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Царь остался всем доволен, а особенно: как Иван-дурак отвечал на его вопросы. Были проблемы у царя насчет войны с соседним государством с юга. Да дипломатическим путем нужно было разрешить эту задачу, чтобы эта война не случилась. Иван-дурак и подсказал царю, как такую миссию организовать и как предотвратить конфликт. Вечер пролетел незаметно.
В конце беседы царь снова собрал всех гостей и торжественно заявил, что распорядился пожаловать вельможе земли в царстве: три области вместе с народом да лесами и зверями. Те земли располагались на самом пороге царства, на краю с соседним государством. А области обширные да дремучие, да лесистые и могучие. Вельможа рад-радехонек. Царя-батюшку благодарит, низко кланяется.
Сели они с Иваном-дураком в карету и поехали домой. Приезжают радостные и довольные. Спать легли рано.
А как утро зарделось, вельможа зовет Ивана-дурака и говорит ему:
И радость у нас, и кручина. Не смогу я этими землями управлять. Уж больно далеки они, а я уже стар на такую работу. И с тобой мне не хочется расставаться. Да делать нечего. Ты эти земли заработал, ты ими и будешь управлять. А я спрошу царского указа. Так что надо собираться в путь-дорогу, если царь-батюшка разрешит. Дам тебе всякого добра на новое место жительства. А как нужен будешь, сообщу. Ну, ступай с Богом!
Услыхал Иван-дурак такую новость и отправился в свою комнату. Как же это он должен уехать от Марьи-царевны? Да куда? В неведомые земли! Запечалился он, закручинился. Целый день сидел и думал. Да не смеет он перечить своему благодетелю. И тут вспомнил Иван-дурак, что давно в книжку свою новую не заглядывал. Достал он ее и стал по страницам рукой водить, будто читает. И стали появляться строчки: «Поезжай управлять в новые земли». Как Иван-дурак их прочитал, так они и пропали, будто их и не было вовсе.
Еще больше закручинился Иван-дурак. И в книжке то же написано, нужно уезжать! Делать нечего. Придется ехать. Так тяжело Ивану-дураку стало, что заснуть не мог. Лежал он долго, не сомкнув глаз. Уж половина ночи прошла. А он все думает. И как ему жить дальше, не знает. Вроде бы и все хорошо: будет у него земля, да свои хоромы, да работа нужная. Только свет ему не мил без Марьи-царевны! Лишь под утро заснул Иван-дурак. И проснулся с еще большей тревогой.
II
На следующее утро вельможа получил царский указ об управлении областями Иваном-дураком. Царь с предложением вельможи тут же согласился. И стал Иван-дурак в дорогу собираться. Собирался целый день. Нужно взять и то, и другое. Куда поедет, сам не знает.
На другой день предстал Иван-дурак пред очи вельможи и просит его разрешить ему забрать с собой на новые земли своих родственников: родителей и братьев. Совсем о них он позабыл в столице.
Что ж? – отвечает вельможа. – Коли есть у тебя родственники, забирай с собой. Помогут в управлении. Да возьми слуг моих верных, чтобы подчинялись тебе и помогали на новом месте устраиваться.
На том и порешили. И на следующий день Иван-дурак с утра пораньше выехал в свою деревню за матерью с отцом да за братьями.
Много ли, мало ли времени прошло, а приехал Иван-дурак в карете, запряженной тройкой гнедых лошадей да еще тремя подводами со всяким добром. Остановился у своего дома. Пока он ехал, вся деревня сбежалась посмотреть, что за знатный человек к ним пожаловал.
Зашел Иван-дурак в дом. Родители и братья его не узнали. Смотрят на знатного господина и ничего сказать не могут.
Что ж вы не узнаете меня? – спрашивает Иван-дурак.
- Ванюша, да ты ли это? – воскликнула мать.
- Я самый. Собирайтесь в путь-дорогу. Поедем на новое место жительства. Меня назначили управляющим в новые земли.
- Да куда ж мы поедем? Да что ты выдумал? – спрашивают братья.
- Говорю Вам, собирайтесь. Долго рассказывать обо всем. В дороге все узнаете. Сам царь ко мне благоволит.
- А как же хозяйство?
Наконец, собрались все в дорогу. Ничего не забыли. Взяли только все самое нужное. И отправились в далекие края. А по дороге Иван-дурак и рассказал все о своих приключениях в столице. Братья только диву давались.
Много ли, мало ли времени прошло, а приехали они на новые земли. Там просторы, глаз не хватит оглядеть. Там озера, рук не хватит переплыть. Там леса, ног не хватит обойти.
Залюбовались на синие края братья. А матушка с батюшкой обрадовались. Доехали всем семейством до центральной области. Там город стоит великий. И Ивана-дурака встречают с почестями. Вельможа впереди него послал слуг своих народ просветить, что приедет управляющий, царским указом назначенный.
Много ли, мало ли времени прошло, а Иван-дурак про печку давно забыл, книжки тоже не читает. А серьезно взялся за управление. Каждый день нужно распорядиться, как работы вести. Стали и братья трудиться на новом месте. У Никиты оказался талант строителя, а у Данилы – на росписи. И стали они возводить дома новые да дубовые, да каменные. И краше них ничего и быть не может! А Иван-дурак всюду ходит да приглядывает. Да совет собирает: что да как дальше возводить. И всем работа находится. И спорится у них дело. И народ радуется такому начальнику да его родственникам, которые не сидят на шее у управляющего, а сами работают не покладая рук. И стала земля расцветать еще краше от деяний человеческих.
Только Иван-дурак все про Марью-царевну думает. Не забывает он о своей любви. И дела у него хорошо идут, и подданные его не подводят. И родственники ему помогают. Вечером сядет Иван-дурак да кручинится. А поделать ничего не может. Надеется на то, что все само собой разрешится. Ведь в его книжке пока нет новых записей.
III
А в то время у царя снова черные дни настали. Соседнее государство, но уже с востока: то, что примыкало к новым землям, где Иван-дурак управлял, - собрало силу несметную да грозится разорить царство и в полон забрать его народ, да все богатства отобрать. И ни на какие переговоры князь соседнего государства Торон не идет. И войск у него не меряно! Царь вызвал вельможу и велел передать Ивану-дураку, управляющему этими землями, государеву волю. Послал вельможа своих слуг с новым царским указом, чтобы Иван-дурак собирал войска для отражения агрессии.
Получил указ новый управляющий и отправился в свою комнату. Раскрыл Иван-дурак книжку свою мудреную и начал водить рукой по странице, будто ее читает. И появились у него слова: «Собирай силу ратную и через три дня и три ночи выходи в чисто поле на битву». Строчки после их прочтения сразу и пропали. Что ж? Делать нечего! Перекрестился Иван-дурак на образа. Видно не обойтись без кровопролития. И начал готовиться к войне.
Три дня и три ночи вынашивал планы и собирал войска Иван-дурак на ратную битву. По всему государству, по всем землям готовили и копья, и мечи, и коней лучших, и обмундирование. И как только наступило утро третьего дня, так и отправились войска в чисто поле во главе с Иваном-дураком.
А в это время князь Торон собирался выступить неожиданно и разгромить царство, на которое давно зарился. Очень нравились ему степи привольные да леса зеленые, да народ работящий и добрый. Всех хотел в полон взять. И вот когда были готовы его воины, пересек он границу без объявления войны и направился вглубь страны, прямо навстречу Ивану-дураку. Как вышли войска князя Торона в чисто поле, так и неожиданно столкнулись они с противником.
Рассердился князь Торон, что упредили его намерения царские войска, и дал приказ к отступлению. Немного отошли войска князя Торона назад. Разбили шатры и решили переночевать перед битвой. А князь Торон обладал силой чудодейственного сверхсознания. Визуализировал свои желания; да не как простой смертный, а при помощи эксцентричной силы. Стоило ему только сосредоточиться, представить что-то, так то и бывало, о чем он думал. А думал он всегда только о том, как бы покорить больше стран и стать мировым владыкой. Вот перед сном сел князь Торон у себя в шатре и стал сосредотачиваться. Хотел представить, как он очередную битву выиграет. Да не тут-то было! Ничего не получается! Покинули его силы сверхсознания на царской земле. Как быть? Раньше-то легко все ему удавалось. «Лягу спать, завтра получится», - подумал князь и улегся на ковер.
И приснился князю Торону странный сон. Будто скачет он в бою, конь его спотыкается и падает на самого князя. Страшная боль пронзила Торона! А тут еще перед ним вырос великан и говорит: «Если вздумаешь еще воевать, то погибнешь смертью лютой!». Проснулся князь Торон в холодном поту. То ли бежать ему теперь с поля боя, то ли драться. Сам не знает. Попробовал использовать свою силу сверхсознания, да толку никакого! Ничего у него не получается. Еще больше разозлился князь Торон. Стал строить войска, а у самого ноги дрожат. Да отступать уж поздно.
Велел князь Торон немедленно начинать битву. Сам спрятался в кустах. О сверхсознании уже и не помышляет. А воины Ивана-дурака стоят готовые. И впереди на белом коне Иван-дурак в доспехах.
Началась сеча. Да такая страшная, что и небо помутнело, и солнце скрылось за тучами. Один ветер гуляет по полю, да рвет одежду на воинах. Льется кровь со всех сторон, словно красный дождь моросит. Иван-дурак сражается в первых рядах. И всего-то ран у него: нога копьем пробита. Плюнул он на рану, и она затянулась.
Смотрит князь Торон: воины его дрогнули и стали разбегаться. Никогда такого Торон не видел! Воевал он смолоду. Прошел полмира, много стран разорил. И везде действовала его сила сверхсознания! А тут у него осечка вышла. Вспомнил он сон свой пророческий, испугался и бежал обратно в свои земли. Воины его - за ним.
Только войско Ивана-дурака видит, что враг уже сломлен и бежит. Велел Иван-дурак преследовать заморских незваных гостей. Несколько дней скакали по чужим землям. И прискакали в столицу соседнего государства.
А князь Торон задумал недоброе. Вышел с хлебом-солью к войскам Ивана-дурака и приглашает победителей во дворец. Будто бы подписать мировую. А сам решил Ивана-дурака погубить. Своей красавице-дочери приказал Ивана-дурака завлечь, а своим слугам приказал отравить вино и еду. А сила сверхсознания его уж, видно, навсегда покинула.
Вот сели князь Торон и Иван-дурак за стол. Разговаривают. Перед ними фонтан из мрамора. Слуги стоят с опахалами. Вышли невольницы танец исполнять.
А дочь князя Торона с Ивана-дурака глаз не сводит. Села рядом с ним и руку свою положила ему на руку. Иван-дурак руку ее снял. А красавица ему улыбается. Очи черные, как ночь, а губы алые, как заря.
Стали подавать им напитки разные. А Иван-дурак не пьет. Стали подавать им кушанья разные. А Иван-дурак не ест. Стали невольницы танцевать, а Иван-дурак не смотрит. И говорит он князю Торону:
Пусть слуги твои принесут перо и бумагу. Ты проиграл бой. Придется тебе отвечать за свои набеги на нашу родину. Придется отдавать часть земли. И запишем это в документах, скрепленных сургучной печатью да кровью нашей.
Князь Торон ему и отвечает:
- Сейчас все будет! Только немного подожди.
А сам вышел из залы и оставил с Иваном-дураком наедине свою дочь коварную да слуг.
Сидит Иван-дурак, а княжеская дочь встала и начала танцевать. Платье у нее тонкое, волосы длинные. Рукой махнет - фонтан розовой водой бить начинает, ногой поведет – цветы в вазах расцветают, закружится – свечи сами собой загораются.
Загляделся Иван-дурак на красавицу так, что позабыл о Марье-царевне. А княжеская дочка танцует, не устает. И Ивана-дурака за собой манит. Встал Иван-дурак и за княжной пошел. А она его за собой увлекает в другую комнату. И так они прошли через двери расписные и вошли в комнату, золотой парчой обитую. В конце комнаты ложе, шелками застеленное. Княжеская дочка сбросила с себя верхнюю одежду и осталась в одной безрукавке и шелковых шароварах. Нежно рукой Ивана-дурака гладит, в лицо ему смотрит. Так, что у Ивана-дурака голова закружилась. Жарко стало Ивану-дураку. Он тоже стал снимать с себя рубашку. Тут книжка его мудрая, с которой он никогда не расставался, и выпала из-за пазухи. Упала на пол и раскрылась. Стал Иван-дурак книжку подбирать, рукой по ней провел, а в книге написано: «Немедленно покидай дворец, иначе смерть примешь». Поднял Иван-дурак книгу, захлопнул ее и опомнился. Положил он свою книгу драгоценную снова за пазуху. Оттолкнул он красавицу - княжескую дочку, распахнул двери и вышел обратно в залу.
А в зале князь Торон и несколько его слуг бросились на Ивана-дурака с ножами. Раз не удалось взять его обманом, то силой надо жизни лишить. Да Иван-дурак ловко всех разбросал. Тут и братья его подоспели. Выхватил Иван-дурак свою саблю из ножен и срубил голову князю Торону.
Выбежала дочка князя из комнаты, упала на труп своего отца, зарыдала, а потом бросилась в ноги Ивану-дураку.
- Не губи меня, Иван, – говорит, рыдаючи. – Возьми меня в жены или наложницы. Буду служить тебе верой и правдой.
- Нет, не нужна мне такая жена. Да и наложниц мне не надобно, - сказал Иван-дурак, поправил пояс, вложил саблю в ножны и вышел из дворца.
А навстречу Ивану-дураку народ идет, в ноги кланяется и просит его принять княжество. Устали люди от войн. Захотели они мирной жизни. И просят Ивана-дурака править в их государстве.
IV
Много ли, мало ли времени прошло, а Иван-дурак народ угомонил и явился пред царские очи в свое царство-государство.
Кланяется и говорит, что выполнил царский указ, врага разбил. Хотел князь Торон их земли захватить да свои потерял. И жизни лишился.
Царь берет Ивана-дурака под белые руки, ведет во дворец.
Вот все садятся за стол. Помолился царь на образа, все за царем тоже помолились и стали ужинать.
И говорит царь такие слова, указывая на Ивана-дурака:
- Ты у нас сегодня победитель! Я и не чаял справиться с Тороном. Уж больно грозная у него армия. Проси что хочешь. Дам тебе еще земли. И все, что пожелаешь!
А Марья-царевна тоже сидит за столом. И стала она краше пуще прежнего. Глаза все так же опущены. Коса белыми жемчугами украшена. А сама - красавица да и только! И подумал Иван-дурак: «Как я мог забыть про свою любовь?»
Тут бы Ивану-дураку и сказать, что просит он в жены царскую дочку. Только у Ивана-дурака язык не повернулся:
- Не знаю, Ваше Величество, что и просить! Все у меня есть! И ничего мне не надобно!
И стали они веселиться, как раньше. А Иван-дурак рассказывать о битве да о землях заморских.
Вечером Иван-дурак отправился в дом вельможи. Вельможа опять радостный, что Иван-дурак ему одни почести приносит.
Перед сном Иван-дурак открывает книгу свою мудрую. Стал водить Иван-дурак пальцами по строчкам и увидел: «Эта книга тебе службу сослужила, а ты теперь ей службу сослужи. Отнеси ее после венчания в музей и положи на видное место».
Ничего не понял Иван-дурак, хоть и был разумнее всех. Какое еще венчание? На царство, что ли? Как же ему с книжкой-то любимой расстаться? Да и у него еще много проблем в жизни нужно решить. Ну да строчки пропали сами собой. Больше читать нечего.
На другой день вельможа и Иван-дурак отправились в царский дворец на званый ужин. Снова увидел Иван-дурак Марью-царевну. Только в этот раз никаких украшений нет на девушке. А еще больше она ему мила. Красавица писаная! Снова сердечко у него замерло. А Марья-царевна ничего не говорит. И не знает Иван-дурак, что она думает.
Опять царь помолился, все тоже помолились на образа, поклонились и уселись за стол. А как немного поели, снова царь взялся загадки загадывать, как и в старые добрые времена.
Ну-ка подданные мои, как у вас смекалка работает? – спрашивает. - Вот вам загадка! Что это? Да только что мне вас спрашивать. Один Иван только загадки и отгадывает! Но сегодня моя загадка посложнее будет:
«Некая сущность то стоит на месте, то идет, то бежит, назад не возвращается, а с места не двигается?»
Вельможа сидит и думает: «Опять загадка не про меня. Да как же не про меня? Я-то все время хоть и бегу, и хожу. Да что бы я ни делал – так все равно с места не двигаюсь! Ответ: я самый».
А царь на Ивана-дурака смотрит. Иван-дурак улыбнулся и говорит:
- Ваше Величество, не велите казнить, велите слово молвить!
- Говори, Ванюшка!
- Это, Ваше Величество, время.
- Ах, Ваня-Ваня! Ну что мне делать с тобой! Какую загадку ни загадаю, все ты знаешь. Какой же ты у нас мудрый! Во всем царстве не сыщешь умнее тебя! Да и храбрее тебя нет! Ты вот государство спас от гибели! И ничего не хочешь взять от меня, никакого подарочка. Так хоть, может, дочку мою замуж возьмешь, если она тебе нравится? А царство разделим пополам. Вот и будешь править теми землями, которые ты отвоевал. А как я помру, - и двумя царствами.
Глянул Иван-дурак на Марью-царевну. Она залилась вся краской. А Иван-дурак и сам не менее девушки застеснялся.
- Да, Ваше Величество, если бы Марья-царевна… - и не смог продолжить.
- Знаю-знаю, что давно ты на мою дочь заглядываешься. А она мне и говорит, что ни за кого замуж не пойдет, а только за Ивана.
- Ах, батюшка, - воскликнула Марья-царевна. А сама улыбается и глаза опять опускает.
Тут Иван-дурак чуть с царской лавки не свалился. Оказывается, и Марья-царевна его полюбила.
Что тут говорить! В тот же день и порешили свадьбу сыграть. Иван-дурак так обрадовался! Еще одна загадка разрешилась. Вот, оказывается, почему книжка теперь ему не понадобится. Марья-царевна согласна стать его женой. А царь сам предложил ему на ней жениться.
Обвенчались молодые по всем правилам. У невесты платье кружевное белое, шлейф платья такой длинный, что его несут пять пар камергеров. А Иван-дурак в белом камзоле, расшитым золотом. Такие молодые да красивые жених с невестой! Ни в сказке сказать, ни пером описать!
Вышли они из церкви и направились во дворец. А все родственники за ними. Тут и мать с отцом Ивана-дурака, и братья его. И все радуются. А сам царь больше всех!
И пошел пир на весь мир. Иван-дурак и Марья-царевна поклонились друг другу, помолились на образа, и все тоже помолились, поклонились, уселись за стол. Молодых все поздравляют, кричат: «Горько!» А царь и тут не удержался.
Как только все немного попили-поели, встал и говорит:
- Ну-ка подданные мои, и сегодня у меня для вас загадка есть. Да самая что ни на есть сложная! Иван-то сегодня, наверное, загадки не разгадает – ему сегодня не до них! Вот вам и ответ держать! - и спрашивает:
- Ехал купец по лесу и встретился ему чародей. Чародей схватил купца за полы шубы и стащил его с лошади. «Пощади, - говорит ему купец. – Возьми все мои товары». «Хорошо, - говорит чародей, - я тебя пощажу. Скажи мне только одну фразу. Если она будет ложной, то я тебя утоплю, а если истинной, то повешу». Что должен сказать купец, чтобы спастись?
Изрек царь свою загадку и смотрит на Ивана-дурака.
Вельможа и думает: «Опять загадка не про меня. Да что сказать-то, чтобы помиловал чародей? И все-таки, про меня. Никак царь намекает на то, чтобы вельможи да бояре все свои угодья отдали царю? И у меня не слишком ли много всякого добра? Наверное, нужно сказать: "Отдам тебе не только товары, но и все свои сокровища". Тогда и будешь помилован!»
А Иван-дурак и говорит:
- Ваше Величество, не велите казнить, велите слово молвить. Коли никто не знает, я отвечу.
- Что ж, - говорит царь. – И тут ты первый! Ну, говори!
- Купец должен сказать: «Ты меня утопишь». Тогда придется чародею его отпустить.
Обнял царь Ивана-дурака и сказал:
- Как всегда ты у меня, Иванушка, самый мудрый!
Пировали на свадьбе три дня и три ночи. Много было тостов и поздравлений.
***
А как свадьба закончилась, пошел Иван-дурак в музей, как ему и было велено после венчания, и потребовал книгу свою драгоценную положить на самое видное место. Как только оказалась книга в музее на центральном столе, так и появились на ней буквы вензелем писаные, и переплет у нее стал красный, сафьяновый. Оказалась эта книга старинная да дорогая. И место ей только в музее. Потому как в ней сказано о жизни и смерти человеческой. И все, как жить надо да здравствовать!
Так стал Иван-дурак сначала Иваном-царевичем, потом царем Иваном, а через десять лет после смерти старого царя и Иваном-царем-батюшкой над двумя царствами.
К О Н Е Ц
В сказке использованы с некоторыми изменениями загадки:
http://forum.maminsite.ru/.Детские загадки;
http://www.zagadaika.ru/. Детские загадки;
www.gumer.info/. Загадки.
Загадка про чародея - модификация парадокса лжеца.
Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий - Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.
В одно время наварила старуха аржаных клецок и говорит дураку:
На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.
Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:
«Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?» И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.
Эка ненасытная утроба! - сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком - разлетелись черепки в разные стороны.
Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:
Ты, дурак, зачем?
Вам обед принес.
Где же обед? Давай живее.
Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!
Какой такой человек?
Вот он! И теперь рядом стоит!
Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.
Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.
Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?
Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать - во как умаялся!
Постой, еще не так умаешься! - говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!
Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет - не везет!
«А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит».
Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.
«Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!»-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:
Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.
А сам все вперед да вперед подвигается.
Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.
«Эх, - думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!»
Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.
«Знать, без соли не хочет!»- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.
Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?
Хватил ее поленом, да прямо в голову - и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет - ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: «Иванушка-дурак!»- бросил их и ну топтать да приговаривать:
Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:
Все искупил, братики!
Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?
А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся - так я их на дороге покинул.
Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!
Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.
Пиво, не броди! Дурака не дразни! - говорит Иванушка.
Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.
Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.
На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:
Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!
Постой, дурак, - сказал барин, - я умею и судить и рядить; вылезай из куля!
Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.
Знать, бурка ловит! - проговорили братья и побрели домой.
Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:
Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко - такой славный!
Завидно стало братьям; говорят дураку:
Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко…
Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.
Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.
Жил-был царь. И росла у него в поле шелковая трава. Но каждую ночь траву кто-то поедал и вытаптывал, а царь никак не мог поймать вора. Разослал царь гонцов по всему царству: кто сумеет шелковую траву устеречь, за того отдаст царь свою дочь.
Сошлось к царю много народу — богачи, паны и простые люди.
А жил в том царстве один не богатый, но и не бедный человек. И было у него три сына: двое грамотеи, а третий, старший, дурак.
Средний сын просится у отца царскую траву стеречь. Пришел он к царю, низко поклонился.
Царь принял хлопца ласково, угостил, а вечером в поле послал траву стеречь.
Уснул хлопец в поле, а утром проснулся и видит: траву будто кто выкосил. Почесал затылок и пошел домой. Отец спрашивает:
Ну как, сынок, устерег?
Не умею я царское добро стеречь?
Собирается младший сын и похваляется, что уж он-то устережет. Но и младший проспал, не устерег царскую траву.
Тогда слезает с печи Иван-дурак и говорит:
Раз вы были, то и я пойду.
Выбежал он из хаты, грязный, оборванный — в чем на печи сидел, в том и во дворец пошел. Но царь и его принял, угостил, да еще дал торбу с хлебом и салом. Пошел дурак в поле, к царской траве.
Развел костер и жарит сало. Выбегает из норки мышка, просит:
Дай крошку хлеба, очень я голодна.
Иван отломил полкраюхи, еще и сала кусок дал. Мышка вдоволь поела и говорит:
Спи спокойно, Иванко. Я знаю, кто траву губит. Пасутся здесь по ночам три коня-красавца. Один конь серебряный, второй — золотой, а третий брильянтовый. Когда стемнеет, они прибегут к колодцу, попьют воды, а потом пастись будут. И не столько травы съедят, сколько вытопчут. Ты, Иван, подойди к тому колодцу и спрячься за кустом. Нагнется конь воду пить — срывай с него уздечку. Так и со второго, и с третьего. Не отдавай, когда станут просить. А теперь ложись спать, я разбужу тебя в полночь. Только не забудь, что я тебе сказала.
В полночь мышка разбудила Ивана-дурака. Встал он и пошел к тому кусту, что над колодцем свесился. Спрятался, тихо сидит. Вдруг сильный свет ударил ему в глаза, и видит хлопец: прибежал серебряный конь воду пить. Только нагнул голову к колодцу, Иван сорвал с него уздечку. И стал конь покорным, не отходит далеко.
Потом прискакал золотой конь. И с него Иван сорвал уздечку. И с брильянтового тоже.
Ходят кони за дураком, просят:
Отдай, Иван, наши уздечки, зачем они тебе?
Иван отвечает:
Радуйтесь, что я вас отпустил! Вот поймаю, и будете камни возить: у нас как раз новую церковь строят.
Исчезли кони, будто их не было. Дождался дурак рассвета, пошел домой. А царю и не сказал, что траву уберег. Нашел у реки дуплистую вербу, спрятал свои уздечки, забил дупло дерном. Приходит домой. Сел на печь и никому ни слова. И ему, дураку, никто ничего не говорит.
А царь решил посмотреть свое поле. Приходит, видит: трава выше и краше стала. Испугался царь, жалко ему дочь за дурака отдавать... Долго думал, как быть и придумал: за того царевну отдаст, кто на коне подпрыгнет до третьего этажа.
Отправил царь гонцов по всей державе. Объявляют они народу царскую волю. И услыхали это братья Ивана-дурака. Говорят отцу:
Идите, батюшка, на торг и купите нам лихих коней: царь объявил, кто на коне до третьего этажа прыгнет, за того отдаст свою дочь.
Пошел отец на торг и купил двух лихих коней. Поскакали хлопцы-грамотеи к царю. А Иван-дурак говорит:
Нянько, разве я не ваш сын, что не хотите и мне коня купить? Да не беда, я и пешком дойду.
Слез с печи и ушел. На берегу реки открыл дупло в старой вербе, достал из него серебряную уздечку, потряс ею в воздухе.
И прискакал к нему серебряный конь:
Иван отвечает:
Желаю серебряную одежду, серебряную саблю и еще хочу, чтобы прыгнул ты со мной до третьего этажа, к балкону царской дочери.
Конь говорит:
Вложи руку в мое левое ухо и вытащи все, что тебе надобно.
Иван вложил руку в левое ухо коня, вытянул одежду и саблю. Разоделся, а конь ему:
Садись, пресветлый царь, на меня. Как прикажешь — по земле скакать или по воздуху лететь?
Перегнал Иван своих братьев. Подскакал к царским воротам, пришпорил серебряного коня, взвился над толпой и выскочил на балкон третьего этажа к царской дочке. Сошел с коня, выпил вина, а потом опять вернулся к той вербе, где прятал уздечки. Коня отпустил, уздечку положил в дупло, переоделся в свои лохмотья и пошел домой. Никто его не спросил, где он был, сидит дурак на печи тихо. Через три дня приезжают братья, отец их спрашивает:
Ну, сынки, сделали вы то, за чем ходили?
Непутевое это дело, батюшка. Разные люди пробовали прыгнуть верхом до третьего этажа, да кто ни прыгнет тот и голову разобьет. Только один молодой витязь на серебряном коне и сам весь серебряный допрыгнул до балкона царской дочки.
А Иван с печи говорит:
Видал и я того, в серебре! Он похлеще вас будет.
Рассердились братья:
Молчи, дурак! Сидел бы на своей печке, нас не позорил бы.
А царь опять зовет охотников прыгать верхом до балкона царевны. Братья собираются, и дурак тоже. Когда грамотеи сели на своих коней и уехали, Иван пошел к вербе, вынул из дупла золотую уздечку и потряс ею. Прискакал к нему золотой конь:
Чего желаешь, пресветлый царь?
Желаю золотую одежду, золотую саблю и еще хочу, чтобы прыгнул ты со мной до третьего этажа, к балкону царской дочери.
Конь говорит:
Вложи руку в мое левое ухо.
Достал Иван из уха коня все, что надо. Едет в царский дворец. Как подъехал, пришпорил коня и взвился до третьего этажа. Царевна должна была ударить его по лбу царской печатью, да не успела, растерялась — больно уж красив был витязь. А Иван вернулся к вербе, отпустил коня, спрятал уздечку, переоделся в свои лохмотья. Пришел домой, влез на печь, ничего не говорит. Через три дня вернулись братья. Отец их спрашивает:
Что нового?
А они отвечают:
Есть новости! Много народу лбы себе порасшибало, но никто не допрыгнул. Только один молодой витязь на золотом коне и сам весь золотой допрыгнул.
Собираются они в третий раз к царю. Грамотеи сели на своих коней и поехали. А Иван пошел к вербе. Вынул из дупла брильянтовую уздечку, потряс ею. И прискакал к нему брильянтовый конь:
Чего желаешь, пресветлый царь?
Желаю брильянтовую одежду, брильянтовую саблю и еще хочу, чтоб прыгнул ты со мной до третьего этажа, к балкону царской дочери.
Конь говорит:
Вложи руку в мое левое ухо.
И опять разоделся Иван. Когда подъехали ко дворцу, пришпорил коня и взвился до третьего этажа, к царевне. Вскочил на балкон, царская дочь ударила его в лоб печатью. Иван поговорил с девушкой, взял у нее платочек и золотой перстень. Очень понравился витязь царевне. А Иван опять ушел к своей вербе. Уздечку спрятал в дупло, коня отпустил, переоделся и пошел домой.
Через три дня приезжают братья и рассказывают отцу, что был там брильянтовый витязь на брильянтовом коне, а больше, мол, никаких новостей нет.
Ждет царь не дождется жениха дочери. А Иван не торопится, сидит на печи, выгревается. Ждал царь, ждал, а потом разослал своих жандармов и полицию, чтобы привели всех молодых хлопцев и нашли того, кто с царской печатью на лбу.
Пришли жандармы и к отцу Ивана-дурака. Видят: хлопцы-грамотеи за столом что-то пишут, а дурак натянул на голову чулок, сидит на печи. Подошли к нему жандармы, хотели чулок стянуть. А он не дает. Жандармов было много, скрутили они Ивана и стянули с его головы чулок. Смотрят, а на лбу у дурака царская печать. Спрашивают:
Где же у тебя золотой перстень и шелковый платочек царевны?
Не знаю я ни про какие платочки, ни про какие перстни.
А братья говорят жандармам:
Посмотрите в печи, в золе.
Разрыли они золу и нашли платочек, а в нем золотой перстень. Силой взяли Ивана, повели к царю.
Привели. А царская дочь вышла навстречу оборванцу, низко ему поклонилась, взяла за руку и повела в свою светлицу. Царь от позора глаза зажмурил. Не пошел к дочери на угощение. Только спросил:
Впрямь хочешь такого мужа?
А она отвечает:
Хочу и очень даже рада.
Повенчались они, но царь свадьбы не сыграл. Только то и сделал, что приказал вычистить гусиный хлев и отдать его заместо спальни царевне с мужем-дураком. И стали молодые в том хлеву жить-не грустить.
Раз приходит царская дочка к отцу, а царь сидит хмурый, печальный. Она спрашивает:
Как мне, дочка, веселым быть, если надо на войну идти! И не знаю, устоит ли мое царство против лютого врага.
Вернулась царская дочь в свой хлев и рассказывает мужу, какие слова от отца услыхала. А Иван говорит:
Пойди-ка, спроси у царя, не поехать ли и мне с ним на войну?
Царевна спросила отца. А царь говорит:
Пусть едет, может, убьют его там.
Царская дочь обняла своего Ивана и со слезами промолвила:
Велел батюшка, чтобы ты на войну шел.
А царское войско в большой печали было — никому воевать неохота. Только Иван-дурак веселый. Вывел он из конюшни самого захудалого коня, сел лицом к хвосту и ездит по царскому двору. Все над ним стали смеяться. А Иван поехал вперед войска, остановился в поле у лужи, в которой полно лягушек жило. Зарядил ружье и лягушек постреливает. Проходит мимо войско, спрашивает Ивана:
Что ты, дурак, делаешь?
Делаю, что надо, — отвечает. — Смотрите, сколько врагов перебил, пока вы пришли.
Чего желаешь пресветлый царь?
Желаю серебряную одежду, серебряную саблю и хочу все вражье войско перебить.
Понес его конь по воздуху. Обогнали они царя с дружиной и перебили все вражье войско. Едут обратно, встречают своих. Говорит Иван:
А царь спрашивает:
Откуда ты, добрый молодец?
Я из Гусятина.
Пришпорил Иван своего серебряного коня и поскакал. Остановился в поле у лужи, переоделся, дивного коня отпустил и стреляет себе лягушек. Тут его и нашли.
Вернулся царь с дружиной домой и рад-радешенек, что война окончилась для него без потерь. А царская дочка спрашивает:
Что, батюшка, нового?
Царство свое мы отстояли, — отвечает царь. — Помог нам серебряный витязь из Гусятина. Да я вот все карты пересмотрел и никак не могу найти такого города.
Царевна знала, что тот витязь — ее муж. Но отцу ничего не сказала.
А царь другой державы собрал войско и прислал письмо, что идет войной. И снова дочка спрашивает отца:
О чем вы, батюшка, кручинитесь?
Как мне не печалиться, если опять война! Тот раз мы царство свое отстояли, а уж теперь как будет, не знаю.
А Иван-дурак опять вывел из конюшни захудалого коня и поехал к той луже, где лягушек стрелял. Когда царская дружина прошла мимо, Иван взял золотую уздечку, потряс ею. И прискакал к нему золотой конь:
Чего желаешь, пресветлый царь?
Желаю золотую одежду, золотую саблю и хочу все вражье войско разбить.
Сел Иван на коня, поднялись они в воздух, долетели до самой границы и перебили все вражье войско. На обратном пути встречают своих. Иван говорит:
Возвращайтесь домой, война окончена.
Царь его спрашивает:
Откуда ты, добрый молодец?
Я из Гусятина.
Пришпорил Иван золотого коня, прискакал к своей луже, переоделся и опять возится с лягушками. А дружина царская вернулась домой, отдыхает и радуется, что войне конец. Спрашивает дочь царя:
Батюшка, что нового?
Хороши новости! Отстояли мы свое царство. Помог нам славный золотой витязь. И этот сказал, что он из Гусятина. Где же город такой, никак не пойму!
А царь третьей державы собрал войско и тоже прислал письмо, что воевать хочет. Снова дочка спрашивает царя:
О чем вы, батюшка, кручинитесь?
Как мне веселым быть, если опять на войну идти! Два раза отстояли мы свое царство, а уж в третий — не знаю...
Пошла царевна в свой хлев и рассказала мужу новости. А Иван-дурак вывел из конюшни захудалого коня и поехал к своей луже, опять лягушек стреляет. Прошла царская дружина мимо, а Иван взял брильянтовую уздечку и потряс ею. Прискакал к нему брильянтовый конь:
Чего желаешь, пресветлый царь?
Желаю брильянтовую одежду, брильянтовую саблю и хочу разбить вражескую державу, а ее царя убить.
Разоделся Иван в брильянтовую одежду, вскочил на коня и полетел по воздуху до границы. Все вражье войско разбил и самого царя убил.
А Ивану только большой палец правой руки саблей поранили.
Повернул Иван брильянтового коня, едет домой, встречает своих.
Возвращайтесь, война окончена!
Царь вынул шелковый платочек, завязал встречному витязю пораненый палец и спрашивает:
Откуда ты, добрый молодец?
Я из Гусятина.
Пришпорил Иван брильянтового коня и прискакал к своей луже. Переоделся, опять лягушек стреляет. Царская дружина проходит мимо, все над дураком смеются. А когда царь с войском вернулся домой, большое веселье было.
Иван не пошел на царский пир. Лег в гусином хлеву на свою самодельную кровать и крепко уснул. Смотрит жена: на руке у него отцовский шелковый платочек. Обрадовалась, побежала к царю и спрашивает:
Что, батюшка, нового?
Хороши новости, доченька! Отстояли мы нашу державу. Врагов разбил славный витязь на брильянтовом коне и сам весь брильянтовый.
Царевна говорит:
Батюшка, а чего это у моего дурака рука вашим шелковым платочком перевязана?
Не может быть, дочка: твой дурак лягушек стрелял!
Пошел царь в гусиный хлев и сам увидел на руке Ивана свой платочек. Крикнул царь:
Зятек мой дорогой, вставай!
Встал Иван и спрашивает:
Чего тебе еще от меня надобно, пресветлый царь?
Ничего я от тебя, дорогой зятек, не требую. Только скажи, ради бога, почему три раза отвечал мне, что ты из Гусятина?
Разве то неправда? — говорит Иван. — Вы дали нам этот хлев, а в нем раньше гуси жили. Вот вам и Гусятин!
Вынул Иван из тайника свои три уздечки и потряс ими. Прискакали к нему три его диво-коня. Одел Иван по очереди серебряную, золотую и брильянтовую одежду, спрашивает:
Не такого ли витязя вы, пресветлый царь, встречали?
Забрал царь Ивана в свои палаты и отдал ему свою корону.