Характеристика литературы начала 20 века. Русская литература XX века

XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

Политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,

Усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,

Отрицание литературных традиций,

Интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,

Слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,

Стремление к жанру эссе.

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

1)1917-1945гг.

2) после 1945г.

Особенности лит-ры 20 века:

1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма.

Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

Особенностями этого направления являются:

Утверждение «чистого» немотивированного действия,

Утверждение индивидуализма,

Отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.


Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.

3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке. Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

4.Роман в 20 веке - Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

5.Сказать о том, что весь лит-ый процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

Русская литература XX века (первая половина)

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Аверченко А.Т . Рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы».

Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Петька на даче. Жили-были. Кусака. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. К звездам. Жизнь человека. Анатэма.

Анненский И.Ф . Кипарисовый ларец. Книга отражений.

Арбузов А.Н. Таня.

Ахматова А.А . Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Лирика 20-60-х гг. Реквием. Поэма без героя.

Бабель И.Э . Конармия. Одесские рассказы.

Бальмонт К.Д . Стихотворения.

Багрицкий Э.Г . Дума про Опанаса. Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым. Последняя ночь. Человек предместья. Смерть пионерки.

Бажов П.П . Малахитовая шкатулка.

Бедный Демьян . Стихотворения. Басни.

Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Петербург. Серебряный голубь. Между двух революций.

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.

Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.

Блок А.А . Стихи о Прекрасной даме. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня Судьбы. Роза и крест. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

Брюсов В.Я. Стихотворения. Огненный ангел.

Булгаков М.А . Белая гвардия. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Кабала святош (Мольер). Театральный роман. Мастер и Маргарита.

Бунин И.А . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни.

Вагинов К.К. Козлиная песнь.

Васильев П.Н . Лирика. Стихи в честь Натальи. Песня о гибели казачьего войска.

Вересаев В.В. Без дороги. Записки врача.

Веселый Артем . Россия, кровью умытая.

Вишневский Вс.В . Оптимистическая трагедия.

Волошин М.А . Демоны глухонемые. Стихотворения 1919-1929 гг. Владимирская Богоматерь.

Гиппиус 3.Н . Стихотворения, литературно-критические статьи.

Горький М . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Трое. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Дети солнца. Враги. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях. Мои университеты. Рассказы из сборника «По Руси» Последние. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.

Грин А.С. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

Гумилев Н.С . Стихотворения.

Есенин С.А . Лирика 1915-1925 гг. Певущий зов. Товарищ. Иорданская голубица. Инония. Небесный барабанщик. Пантократор. Кобыльи корабли. Сорокоуст. Пугачев. Страна негодяев. Персидские мотивы. Анна Снегина. Черный человек.

Заболоцкий Н.А. Торжество земледелия. Стихотворения 20-30-х гг.

Зазубрин В.Я. Щепка.

Замятин Е.И . Островитяне. Мы. Я боюсь.

Зощенко М.М . Рассказы. Сентиментальные повести. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца.

Иванов Вс.Вяч . Бронепоезд 14 – 69.

Иванов Вяч.И . Стихотворения и поэмы.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

Исаковский М.В . Лирика 30-х гг. и военных лет.

Каверин В.А . Скандалист, или Вечера на Васильевском острове.

Кедрин Д.Б. Стихотворения. Зодчие. Приданое.

Кириллов В.Т . Мы. Матросы. Железный Мессия.

Клычков С.А . Лирика. Чертухинский балакирь.

Клюев Н.А . Стихотворения 10 – 30-х гг. Погорельщина.

Кузмин М.А . Лирика. Александрийские песни. Форель разбивает лед.

Куприн А.И . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет.

Лавренев Б.А. Сорок первый.

Леонов Л.М. Вор. Половчанские сады.

Луговской В.А. Стихотворения 30-х гг.

Макаренко А.С . Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

Мандельштам О.Э . Лирика 10 – 30-х гг. Воронежские тетради.

Маяковский В.В . Я сам (автобиография). Стихотворения. Мистерия-буфф. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

Мережковский Д.С . Христос и Антихрист.

Неверов А. Ташкент – город хлебный.

Новиков-Прибой А.С. Цусима.

Олеша Ю.К . Зависть.

Островский Н.А . Как закалялась сталь.

Пастернак Б.Л. Лирика разных лет. Девятьсот пятый год. Высокая болезнь. Лейтенант Шмидт. Спекторский. Детство Люверс. Доктор Живаго.

Паустовский К.Г. Кара-Бугаз. Колхида.

Пильняк Б.А . Голый год. Повесть непогашенной луны.

Платонов А.П . Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан.

Погодин Н.Ф . Человек с ружьем.

Пришвин М.М. Жень-шень. Журавлиная роща. Календарь природы.

Ремизов А.М . Крестовые сестры. Пруд. Подстриженными глазами. Огонь вещей.

Светлов М.А . Гренада.

Северянин Игорь . Стихотворения.

Серафимович А.С . Железный поток.

Смеляков Я.В. Стихотворения из сборника «Работа и любовь».

Соловьев Вл.С . Стихотворения.

Сологуб Ф.К . Стихотворения. Мелкий бес. Творимая легенда.

Тихонов Н.С . Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».

Толстой А.Н . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин. Детство Никиты. Хождение по мукам. Петр Первый. Рассказы Ивана Сударева.

Тренев К.А. Любовь Яровая.

Тынянов Ю.Н . Смерть Вазир-Мухтара. Кюхля. Подпоручик Киже. Пушкин.

Тэффи. Рассказы из сборников «Юмористические рассказы», «Неживой зверь».

Фадеев А.А . Разгром. Молодая гвардия.

Федин К.А . Города и годы.

Форш О.Д. Сумасшедший корабль.

Фурманов Д.А . Чапаев.

Хармс Даниил . Стихотворения.

Хлебников Велимир . Стихотворения и поэмы 1917-1922 гг.

Цветаева М.И . Лирика 20 – 30-х гг. Лебединый стан. Поэма горы. Поэма конца.

Черный Саша. Стихотворения из сборников «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

Шварц Е.Л. Тень.

Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

Эрдман Н.Р. Мандат. Самоубийца.

Минералова И.Г. Русская литература XX века. Поэтика символизма. М., 2004.

Русская литература рубежа веков (1890 - начало 20-х гг.): В 2 кн. / Под ред. В.А. Келдыша. Кн.1. М., 2000. Кн. 2. М., 2001.

Русская литература XX в.: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Керменцова. Т. 1. 1920-1930-е гг. Т.2. 1940-1990-е гг. М., 2002.

Литература русского зарубежья

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Господин из Сан-Франциско.

Куприн А.И. Купол Св. Исаакия Далматского. Юнкера.

Шмелев И.С. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Няня из Москвы.

Ремизов А.М. Взвихренная Русь. В розовом блеске. Подстриженными глазами.

Зайцев Б.К. Авдотья-смерть. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба. Голубая звезда.

Гиппиус 3.Н. Сияния.

Бальмонт К.Д. Дар земли. Мое – ей. Стихи о России.

Иванов В.И. Римские сонеты.

Адамович Г.В. На западе.

Оцуп Н.А. Град.

Ходасевич В.Ф. Путем зерна. Тяжелая лира. Критические статьи.

Берберова Н.Я . Биянкурские праздники.

Иванов Г.В. Розы. Отплытие на остров Цитеру. Распад атома.

Цветаева М.И . Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». Крысолов. Поэма горы. Поэма конца.

Осоргин М.А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. Времена.

Газданов Г . Вечер у Клэр. Призрак Александра Вольфа. Ночные дороги. Эвелина и ее друзья.

Алданов М.Л. Св. Елена – маленький остров. Бельведерский торс.

Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Весна в Фиальте. Пнин.

Поплавский Б.Ю. Домой с небес. Флаги. Снежный час. Дирижабль неизвестного направления.

Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. Рассказы.

Черный С. Стихи. Кому в эмиграции жить хорошо. Солдатские сказки.

Тэффи Н. Рассказы.

Несмелов А. Стихи о Харбине. Пять рукопожатий. Потомку.

Перелешин В. Заблудившийся аргонавт. Три родины.

Присманова А. Стихи.

Головина А. Стихи.

Дон Аминадо. Стихи.

Ачаир А. Стихи.

Божнев Б. Борьба за несуществование. Фонтан.

Кленовский Д. Стихи.

Моршен Н. Стихи.

Синкевич В. Стихи.

Анстей О. Стихи.

Елагин И. По дороге оттуда.

Нароков Н. Мнимые величины.

Гингер А. Сердце. Стихи.

Довлатов С. Наши. Чемодан. Заповедник. Иностранка.

Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Эссе.

Бродский И. Нобелевская лекция. Письма римскому другу. Двадцать сонетов Марии Стюарт. Конец прекрасной эпохи. Меньше единицы.

Бобышев Д.В. Стихи.

Кублановский Ю. Стихи из книг «С последним солнцем», «Избранное».

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адамович Г.В. Одиночество и свобода.

Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.

Берберова Н.Я . Курсив мой.

Бунин И.А. Окаянные дни.

Гиппиус 3.Н. Живые лица.

Гуль Р.В. Я унес Россию: Апология русской эмиграции.

Дон Аминадо. Поезд на третьем пути.

Иванов Г.В. Петербургские зимы.

Зайцев Б.К. Молодость – Россия.

Набоков В.В. Другие берега.

Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены.

Седых А. Далекие, близкие.

Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.

Терапиано Ю. Встречи: 1926–1971.

Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.

Ходасевич В.Ф. Некрополь.

Яновский B . C . Поля Елисейские: книга памяти.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Цветаева М. Рас-стояние: версты, мили…Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Тебе через сто лет.

Ходасевич В. Жив Бог! Умен, а не заумен… Перед зеркалом. « Баллада (1921).

Черный С. Весна в Шарлоттенбурге. На миг забыть – и вновь ты дома… Ночные ламентации.

Божнев Б. Над городом несется смерч… Неблагодарность – самый черный грех… В четвертом этаже играют Баха.

Присманова А. С ночных высот они не сводят глаз… Сияние (памяти Раисы Блох). Облако.

Поплавский Б. Черная мадонна. Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков… Детство Гамлета.

Несмелов А. В. Сочельник. Тихвин. Нищие духом.

Набоков В. Расстрел. К России (Отвяжись, я тебя умоляю…) Люби лишь то, что редкостно и мнимо… (из романа «Дар»).

Бродский И. Рождественский романс. Письма римскому другу. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

Кублановский Ю. Ангел. Возвращение. Вчера мы встретились с тобой…

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ

Адамович Г. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.

Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья. 1918–1996: Учебн. пособие. – М.: Терра: Спорт, 1998.

Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 2003.

Глэд Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата, 1991.

Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков: Учебн. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. – СПб., 2003.

Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М.: Скифы, 1991.

История русской литературы XX века: Учебн. пособие: в 4-х кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высш. шк., 2005. – Кн. 2: 1910–1930 годы. Русское зарубежье.

Критика русского зарубежья: в 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелёва, Н.Г. Мельникова. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – (Б-ка русской критики).

Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940: В 2-х кн. – М.: Наследие, 1994.

Ланин Б.А. Проза русской эмиграции: Третья волна: Пособие для преподавателей литературы. – М.: Новая школа, 1997.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебн. пособие: в 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Литература русского зарубежья: 1920–1940. – Вып. 2. – М.: ИМЛИ –Наследие, 1999.

Литература русского зарубежья (1920–1990): Учебн. пособие / Под. ред. А.И. Смирновой. – М.: Флинта; Наука, 2006.

Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2001.

Поэты русской эмиграции: Учебн. пособие. – Псков, 1993. – Вып. 1.

Плетнев Р. История русской литературы XX века. – Нью-Йорк, 1987.

Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции, 1918–1939. – М., 1994.

Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. – Питсбург, 1972.

Русский Париж. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

Современное русское зарубежье. – М., 1998.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х–40-х гг. – М., 1991.

Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. – Париж, М., 1996.

Струве Г.П. Семьдесят лет русской эмиграции. 1919–1989. – Париж, Файар, 1996.

Толстой И.Н. Книжный угол // Толстой И.Н. Курсив эпохи. – СПб., 1993.

Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья: Учебн. пособие. – Тверь, 1995.

«Вернуться в Россию стихами…». 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост., автор предисл., коммент. и биогр. сведений В. Крейд. – М. Республика, 1995.

Литература русского зарубежья: Антология: В 6 томах. – М.: Книга, 1990– 1993.

«Мы жили тогда на планете другой…». Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. Кн. 1–4 / Сост. Е.В. Витковский. – М., 1995–1997.

Третья волна. Антология русского зарубежья. – М., 1991.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии /Отв. Ред. К.Д. Муратова. – СПб., 1993.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом (1920–1990 гг.). Аннотированная библиография. – М., 2002.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники). – М., 1995.

Казак В. Лексикон русской литературы XX века. – М, 1996.

Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918–1940 / ИНИОН РАН; Под. ред. А.Н. Николюкина. Т. 1–3. – М., 1994–1997.

Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник: В 3-х частях. – М., 1993–1995.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.

Русское зарубежье. Хроника научной, культурной, общественной жизни. Франция. 1920–1940: В 4 т. / Под. ред. Л.А. Мнухина. – М., 1995–1997.

Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Грознова. – М., 1998.

Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб., 1999.

Словарь русских зарубежных писателей / Сост. В.Ф. Булгаков; Ред. Г. Ванечкова. – Нью-Йорк, 1993.

Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы (1918–1968). Т. 1-2. – Бостон, 1970.

НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус. Сочинения. – СПб.: Худ. лит., 1991.

Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб., 1999.

Алексей Ремизов: Исследования и материалы. – СПб., 1994.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

Ариель (Е. Витковский) «В день кончины моей»: Памяти Валерия Перелешина // Новый журнал. – 1993. – № 190-191.

Белкина М. Скрещение судеб [О творчестве М. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988.

Битов А. Грусть всего человека [О творчестве С. Соколова] // Октябрь. – 1989. – № 3.

Богомолов Н. Жизнь и поэзия В. Ходасевича. – Вопр. лит. – 1988. – № 3. – С. 23-61.

Борисов Л. За круглым столом прошлого [О творчестве А. Аверченко]. – Л., 1971. – С. 123-129.

Бочаров С. «Но все ж я прочное звено...» [О творчестве В. Ходасевича] // Новый мир. – 1990. – № 3. – С. 160-167.

Бродский И. Послесловие // Кублановский Ю. С последним солнцем. – Paris, 1983.

В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей. – СПб., 1997.

Возвращение Гайто Газданова: Материалы и исследования / Сост. М.Д. Васильева. – М., 2000.

В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева: Межвузовский сборник научных трудов. – Орел, 1998.

Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. – Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 23-29.

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Лит. обозрение. – 1993. – № 1/2. – С.13-16.

Василевский А. Разорение III [О творчестве И. Бунина]. – Новый мир. – 1990. № 2. – С. 264-267.

Васильев И. Борис Поплавский. Дальняя скрипка // Октябрь. – 1989. – № 9.

Винокурова И. Замечательный лирик "Н" [О творчестве И. Бродского]. – Октябрь. – 1988. – № 7.

Витковский Е. Еще одна страница [О творчестве А. Несмелова] // Рубеж. – Владивосток, 1992. – № 1.

Зорин А. Насылающий ветер [О творчестве С. Соколова] // Новый мир. – М., 1989. – № 12. – С. 250-253.

Кублановский Ю. Поэзия нового измерения [О творчестве И. Бродского]. – Новый мир. – 1991. – № 2. – С. 242-246.

Дарк О. Загадка Сирина : Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. – 1990. – № 3. – С. 243-257.

Дарк О. Миф о прозе [О творчестве Саши Соколова] // Дружба народов. – 1992. – № 5. – С. 219-234.

Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ, 1995.

Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. – Лит. обозрение. – 1988. – № 9. – С. 15-24.

Генис А. Довлатов и окрестности. – М., 1997.

Гинзбург Л. Литература в поисках реальности [О творчестве В. Ходасевича]. – Л., 1987. – С. 87-113.

Грачева A.M. A.M. Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Грачева A.M. Жизнь и творчество A.M. Ремизова. – М., 2000.

Евстигнеева Л. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». – М.-Л., 1977. – С. 8-53.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 1. – М.: Правда, Огонек. – 1990. – С. 3-32.

Иванов Ю. Прошедший все ступени: «Идеологический сюжет» поэзии А. Несмелова // Литературное обозрение. – 1992. – № 5-6.

Кабалоти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. – СПб., 1998.

Карпович М. М. Алданов в истории // Новый журнал. – 1956. – № 47.

Колодный Л. Писатель Борис Зайцев // Колодный Л. Хождение в Москву. – М., 1990. – С. 205-209.

Комолова Н.П. Италия в судьбе и творчестве Бориса Зайцева. – М., 1998.

Костырко С. Выжить, чтобы жить [О творчестве Н. Берберовой] // Новый мир. – 1991. – № 9.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко. – РЯЛ. – 1990. – № 4. – С. 52-57.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. – РЯЛ. – 1989. – Т. 11. – С. 42-45.

Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. – М., 2002.

Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. – Новый мир. – 1992. – № 10. – С. 243-250.

Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979.

Кутырина Ю. Трагедия И. Шмелева // Слово. – 1991. – № 2.

Лавров В. Идти всему наперекор [О творчестве З. Гиппиус]. – Совет. Россия. – 1989. – 17 февраля. – С. 4.

Лавров В. Холодная осень: Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Мол.гв. – 1989.

Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999.

Липкин С. Судьба стиха – миродержавная. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. – 1991. – № 10. – С. 43-45.

Лосев Л. Поэзия как добродетель [О поэзии Ю. Кублановского ] // Континет. – Берлин, 1983. – № 37. – С. 415-420.

Лотман М. Русский поэт – лауреат Нобелевской премии по литературе [О И. Бродском]. – Дружба народов. – 1988. – № 8.

Марков В. Неизвестный писатель Ремизов // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П. Вяземского и Г. Иванова // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве И.С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 4.

Материалы творческой биографии В. Ходасевича. – Вопросы лит. – 1987. – № 9. – С. 225-245.

Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции «Осоргинские чтения» (23-24 ноября 1993 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 1994.

Михайлов О. Аркадий Аверченко // Аверченко А. Избранные рассказы. – М. 1985. – С. 5-18.

Михайлов А.И. Сказочная Русь A.M. Ремизова // Русская литература. – СПб., 1995. – № 4.

Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. – 1989. – № 7.

Михайлов О. Строгий талант [О творчестве И. Бунина]. – М.: Современник. – 1976.

Мулярчик А.С. Русские романы В. Набокова. – М., 1997.

Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. – М., 1995.

Орлов В. Перепутья [О творчестве К. Бальмонта]. – М., 1976. – С. 179-254.

Орлов В. М. Цветаева // Перепутья. – М.: Худ. лит., 1976. – С. 255-312.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. – Л., 1989.

Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского / Публ., прим. С. Никоненко // Лит. учеба. – 1996. – № 3.

Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. – Саратов, 1989. – № 9. – С. 103-107.

Приходько В. Что осчастливит паяца: О Саше Черном, известном и неизвестном // Литературное обозрение. – 1993. – № 5. – № 7/8.

Ратгуаз М.Г. О Борисе Поплавском // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Рогов О. Ю. Кублановский: поэтика путешествий. Очерки неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Волга. – 1999. – № 7. – С. 144-153.

Саакянц А. Поэзия М. Цветаевой. – М.: Худ. лит., 1986.

Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 1994.

Сухих И. Писатель с «философского парохода» [О творчестве М.А. Осоргина] // Нева. – 1993. – № 2.С. 228- 246.

Сухих И. Сергей Довлатов. – СПб., 1996.

Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М.: Наследие, 1999.

Телешов Н. Записки писателя [О творчестве А. Куприна]. – М., 1980.

Топоров В. Набоков наоборот. – Лит. обозрение. – 1990. – № 4. – С. 71-75.

Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. – Калуга, 1995.

Чуковский К. Онегин на чужбине [О творчестве В. Набокова]. – Дружба народов. – 1988. – № 4. – С. 246-257.

Чуковский К. Саша Черный. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т.2. – С. 372-394.

Шайтанов И. Предисловие к знакомству [О творчестве И. Бродского]. – Лит. обозрение. – 1988. – № 8. – С. 55-62.

Шевелев Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. – Аврора. – 1987. – № 3. – С. 62-85.

... обязательны для ... изученных языковых художествен­ных ... культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для ... произ­ведениях художественной литературы. . Список литературы Для ... -ирова -, ...

  • Русский язык и культура речи (5)

    Документ

    обязательность для произведения список ...

  • Русский язык и культура речи (22)

    Документ

    Устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) ... произведения ; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат. Библиографический аппарат составляют: а) библиографический указатель - список ...

  • Литневская язык краткий теоретический курс для школьников

    Документ

    ... обязательный учебный предмет. Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения ... - язык культуры и язык... художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для ... В лингвистике список разрядов сочинительных...

  • В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.

    Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.

    Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.

    В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.

    Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.

    Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.

    В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

    Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

    Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

    Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап , связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

    Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

    Если в этой статье Вы не нашли ответа на интересующий вопрос, наши онлайн репетиторы всегда к Вашим услугам. Они объяснят непонятный материал и помогут выполнить любое задание в предельно короткие сроки. Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас и подключайтесь прямо сейчас!

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.