Рисуем лицо человека. Пропорции головы человека для художников Графический рисунок головы человека

Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты
Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.
В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.
Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.
В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.
В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.
Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.
Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.
Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться…
В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где «центр», то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?
А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов…
Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.
Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.
На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.
Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.
При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.
После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.
Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.
Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.
Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.
Учебные «обрубовочные» головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.
Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.
Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда — ощупывать) форму со всех сторон.

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность — делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.
Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы — более-менее напоминающей яйцо.

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.
Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.
Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.
Как видите, детали добавляются постепенно.
При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.
При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?
В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого — невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) — нужно.
Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь — он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд — тот который нужно добавить в дополнение к обычному «прыгающему» взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь — все это обычно происходит, когда человек задумывается, «рассеянно смотрит».
Есть знаменитое высказывание Чистякова: «Рисуешь ухо — смотри на пятку!» Можно трактовать его по разному, но факт — детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.
Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения — пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.
Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы нарисуем лицо человека. Многие ошибочно полагают, что умеют рисовать только избранные таланты. Это не правда: научиться рисовать правильно может каждый у кого есть желание и терпение. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций и правил построения. Читайте следующий материал и попробуйте нарисовать лицо поэтапно.

Оси и пропорции

Рисуя лицо человека, обязательно нужно изучить и постоянно легко наносить осевые линии.

С опытом, можно будет обходиться одной-двумя направляющими, или вовсе без них. Не нужно думать, что оси это скучно и неинтересно, они помогут вам быстро и правильно построить лицо с правильными пропорциями, одинаковыми глазами, симметричными частями.

В дальнейшем, визуально представляя себе эти оси, вы сможете работать с мимикой и эмоциями человека. Ведь чтобы показать грусть, нужно опустить брови и уголки рта, прикрыть глаза, а для этого необходимо представлять на каком уровне находятся все эти части лица в состоянии спокойствия.

Линия глаз

Первые и основные оси, которые обязательно нужно запомнить это:

Линия глаз у всех взрослых людей находится посередине головы.

Ось симметрии и глаз

Делим овал головы на две равных части горизонтально - здесь будут располагаться глаза. Также намечаем вертикальную линию симметрии.

Баланс человека в движении

Вначале сделать это на глаз сложно, поэтому проверяйте себя, отмеряя одинаковые отрезки с помощью карандаша или линейки.

Линия бровей волос носа

Дальше нужно поделить овал головы горизонтальными линиями на три с половиной части . Верхняя ось - роста волос, посередине - уровень бровей, ниже - ось основания носа. Расстояние от волос до бровей равно высоте лба. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит из трех равных частей, которые равны высоте лба.

Линия рта и губ

Дальше обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа и до кончика подбородка) нужно поделить пополам - так мы найдем линию края нижней губы. Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет линия рта.

Рот и губы

Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне, а вот размеры верхней и нижней губы бывают совершенно разными.

Как рисовать красивые глаза

Где расположить уши

Как бы ни было странно, но очень часто при более-менее удачном построении лица, уши крепятся совсем не в том месте, где они должны располагаться. Поэтому мы уделим отдельное внимание ушным раковинам.

Правильно размещаем уши

Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.

Как правильно разместить глаза

Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого линию глаз нужно поделить на 8 равных частей.

Намечаем глаза

  • Между глазами должен помещаться еще один глаз (2/8).
  • Каждый глаза шириной в 2/8.
  • От внешних уголков глаз до контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза).

Это приблизительные ориентиры. У разных людей эти пропорции немножечко отличаются. Необязательно каждый раз делить ось на 8 частей, просто проверяйте себя.

Рисуем нос человека

Также читайте статью о том, как нарисовать глаза реалистично и правильно.

Следите за тем, чтобы глаза не располагались слишком близко друг к другу, или, наоборот - слишком далеко. Эти параметры помогут контролировать размер глаз, чтобы они не были чрезмерно большими или маленькими. Внутренние уголки глаз всегда должны располагаться на линии глаз.

На первый взгляд все эти линии - это громоздко и сложно, но для начала можете потренироваться рисовать лицо с учетом лишь горизонтальных осей. По ходу работы у вас будут возникать вопросы и вы сами придете к тому, что нужны еще и вертикальные направляющие. С приобретением небольшого опыта и навыка вы легко сможете рисовать лица без предварительной разметки и осей.

Глаза, крылья носа, рот

Внутренние уголки глаз находятся на уровне крыльев носа. Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или зрачком, если человек смотрит прямо.

На этом фото легкими линиями и показано что:

  • уголки глаз лежат на одном уровне с крыльями носа
  • а центр глаз лежит на одной линии с уголками рта

Учимся рисовать руку человека

Схема рисования лица

Собственно, если вы будете намечать все направляющие, то у вас должна получиться вот такая схема. Вы можете распечатать ее как образец, поскольку сразу все запомнить сложно и тренироваться рисовать лицо человека с правильными пропорциями.

Схематическое изображение лица человека

Позже вы сможете придавать лицам черты конкретных людей и рисовать портреты всех, кто вам интересен.

На этом с осями, пропорциями и направляющими мы закончим и приступим к рисованию.

Рисуем поэтапно

Сегодня мы не будем рисовать портрет какого-то конкретного человека, а будем учиться создавать быстрые наброски с правильными пропорциями и размещением всех основных частей.

Рисования лица - тот навык, который улучшается с опытом. Если вы никогда не рисовали портреты людей важно сначала просто на уровне механики и повторения усвоить, как и на каком уровне размещать глаза, нос, рот, брови, уши, и соотношение между ними. Для этого подсматривайте схему в предыдущем разделе, и легко наносите направляющие.

Как нарисовать зайца

Повторение мать учения 🙂

Обозначаем форму

Первый этап самый простой, нам нужно обозначить форму лица, его проще всего вписать в овальную, яйцевидную или другую округлую фигуру. Вертикальная ось поможет создать симметричный рисунок, горизонтальная - правильно показать глаза.

Намечаем основные элементы лица

Все ранее намеченные линии будут нам помогать строить лицо. Эти оси нужно наносить очень легко, едва заметно, чтобы потом можно было легко и незаметно их стереть.

Нет особенной разницы с чего именно вы начнете прорисовывать черты лица, главное, чтобы вы не застревали и не концентрировались на чем-то одном: носе, глазах, губах, бровях.

Сначала быстро и легко обозначьте все части лица, не вдаваясь в детали , не пытаясь быть слишком точным. Все линии наносим очень легко, так, чтобы было легко исправить.

Если что-то получилось кривовато, неточно, вы сможете это исправить на следующем этапе.

Уточняем формы и размеры

На этом этапе мы корректируем размеры и форму глаз, ушей, бровей, носа, губ, уточняем форму лица. Исправляем все, что неправильно получилось на предыдущем этапе.

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать голову — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать голову нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать голову с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы - от мышц и до волос - чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле), которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться рисовать портреты) - самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге

И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться. В данном случае, это мольберт, уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка - это от вашей натуры зависти…). Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся). Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички - и их можно пристроить. Но, не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика… На крайний случай (ну очень на крайний - если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке). Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Рисование головы карандашом

В первую очередь делаем конструктивные наброски углем - и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины - для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш глазомер.

Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)

Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте над рисованием объемных кубиков, цилиндриков и т.п. ? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова - неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы. Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички - лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. А из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек - карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете - я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу - они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости - они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру обьема головы - это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, нос (или же носовая призма - ведь нос по форме напоминает призму), лоб, подбородок, шары в глазницах. Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень. Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы - так это то, что голова - такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе). То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном).

Форма головы

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точечек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  • Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  • Второе, на что мы сразу же обращаем внимание - скуловая точка слева и справа.
  • Теперь черед лобных бугров.
  • Подбородок (вернее, точка подбородка)
  • Угол нижней челюсти
  • Теперь одна из наиболее важных - это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  • Наконец, височные точки

Теменные бугры - наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками - их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии. Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки. На следующем рисунке, уже более «очеловеченном», а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

Первая линия красного цвета - она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симетрии.

Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.

Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши

По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.

Цилиндр шеи, на котором установлена голова

И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного - это болванки. Значит так, рисуем прямоугольные болванки сразу в трех положениях: вид спереди, сбоку и поворот в три четверти.

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное - строение. То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же вот рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить законы перспективы: та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата рисования головы

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное. Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании - это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось - прям чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные - это зависит от всяких поворотов и ракурсов). Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота - она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и , а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап - поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть. Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом - и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь). Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок, думаю, он понятней, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап - поиск скуловых точек, но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти - он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (ну места особо выступающие на бровях - расшифровываю). И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу). Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Ну и напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор - наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то. что мы уже прошли здесь, и повращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтоб у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас, ну и трех-четвертной.

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача - просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую, вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?». Конечно же не буквально - визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками).

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека - именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность. Но проверить правильность пропорций можно соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого - их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть - переносим наши знания на рисунок натуры:

Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.

Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.

Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр - то есть она объемная, равно как и плечи.

Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

  • a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.
  • b) Линия трех-четвертного поворота - помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же вы это еще не забыли!), то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.
  • c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.
  • d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.
  • e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы
  • f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом - вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.
  • g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!).
  • h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти
  • i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать)
  • j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека - эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос: «Как рисовать голову» - был хотя-бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!


Композиция пространства листа решена. Найдены пропорциональные отношения между высотой и шириной выбранной массы головы человека.

Проведите срединную линию головы человека согласно выбранному вами положению натуры. Это будет линия вертикальная или почти вертикальная, в зависимости от наклона головы. Проводить ее надо наполненной, ощущая под ней поверхность эллипса. Срединная линия проходит через переносицу, основание носа, середину разреза рта и подбородок. Ее пересекают под прямым углом другие вспомогательные линии, которые проходят через глазничные впадины, образуя осевую глаз, через скуловые кости, лобную кость, подбородок.

Осевая глаз разделяет высоту головы на почти равные части (лицевую часть и черепную коробку). Осевая линия скул делит на равные части высоту от подбородка до верхней осевой линии лба. Размечать вспомогательные линии нужно с учетом пропорционального отношения частей лица к целому, а также характера натуры.

Все горизонтальные вспомогательные линии надо проводить с учетом выбранного положения и перспективы. Если горизонтальные вспомогательные линии продолжить, они сойдутся в одну точку на линии горизонта. Она находится на уровне ваших глаз, а положение натуры по отношению к вам выбрано. Теперь определите положение натуры относительно линии горизонта: выше линии, на уровне линии, ниже линии.

Проведите вспомогательные осевые линии: голова прямая, без наклона. Но даже если голова рисуемой модели будет иметь наклон вперед или назад, все равно горизонтальные осевые линии будут параллельны и сойдутся в точку на линии горизонта. За исключением модели, имеющей наклон головы вправо или влево: у нее точку схода горизонтальных осевых линий необходимо подобрать.

Рисунок начинается с конструктивного построения фронтальных поверхностей головы. Они соответствуют фронтальной поверхности куба (если модель головы человека абстрагировать до модели куба) и прямоугольной фронтальной поверхности подиума, на котором обычно находится гипсовая модель головы человека.

Нарисуйте переднюю поверхность лобной кости головы человека (как вы рисовали ее у черепа) согласно осевой линии. Ширина поверхности лба приблизительно равна расстоянию между центрами глазниц.

Далее определите глубину осевой линии глаз, рассмотрев голову в профиль и поняв, насколько поверхность лба выдвинута вперед по отношению к данной осевой. На этой линии найдите точку срединной линии; соедините со срединной линией, проходящей через поверхность лба. Затем найдите на осевой линии глаз крайние точки глазниц и соедините их с поверхностью лба. Таким образом, мы получили «козырек», который будет нависать над фронтальной поверхностью лицевой части головы.

Определите глубину осевой линии скул относительно фронтальной поверхности лба. Найдите опорные точки на осевой линии скул. Скуловая линия соответствует самому широкому месту лицевой части головы человека. Если вы рисуете голову в три четверти, то одна точка будет совпадать с контурной линией на самом ее выступающем месте. Другая точка будет находиться на границе поворота лицевой части в пространстве, между фронтальным и боковым положением сторон.

Хорошо, если вы в это время сможете себе представить конструкцию черепа. Соедините опорные точки скул со внешними точками глазниц на осевой линии глаз - получите площадку, выдвигающуюся вперед. Продолжите срединную линию до пересечения со скуловой линией, а потом проведите ее вертикально вниз. Посмотрите еще раз на контурную линию лицевой части: она опускается вниз, с наклоном к осевой. Проведите две линии от опорных скуловых точек вниз, на сужение, до пересечения с нижней частью челюсти. Это поможет нам построить переднюю вертикальную поверхность лицевой части головы.

Постройте переднюю площадку подбородка на срединной линии. Площадка подбородка окажется «выдвинутой» вперед от передней поверхности лицевой части головы.

Перейдите к конструктивному построению боковой части маски лица. Представьте боковую поверхность куба и черепа головы человека. Найдите величину скуловой дуги от опорной точки до уха. Проведите осевую линию в глубину листа с учетом перспективы. От верхней части поверхности лба до пересечения с осью скулы проведите линию к уху, затем вниз, чтобы построить дальнюю, нижнюю и переднюю части нижнечелюстной кости. Таким образом, вы построите конструктивную основу маски головы человека.

От передней поверхности лобной кости продолжим конструктивное построение черепной коробки по представлению. Вот где особенно потребуется ваше простое понимание формы черепной коробки, которому вы научились в предыдущем задании.

Обратите внимание на форму прически головы. Она повторяет форму черепа, все его площадки; необходимо просто добавить толщину прически. Каким бы волнистым ни был волос, какими бы ни были крупными локоны, они (в обобщенной форме) представляют форму черепа.

Шея представляет собой форму цилиндра, имеющего наклон вперед. Это зависит от положения шейного участка позвоночника, который соединяется с основанием черепа. Шея завершается как бы скошенным сечением (с осевой линией от яремной ямки до седьмого шейного позвонка), которое находится на ромбовидном участке плечевого пояса. Не увлекайтесь в дальнейшем выявлением у шеи грудинно-ключично-сосцевидных мышц - это приведет к разрушению целостности формы.

Итак, мы завершили работу над конструктивной основой всей головы человека. Другими словами, возвели под будущим рисунком фундамент, и чем он крепче, тем успешней будет идти последующая работа (ил. 72,73).

От срединной линии передней поверхности лобной кости проведите срединную осевую линию носа. Найдите длину носа, постройте его переднюю площадку, соответствующую положению в пространстве передних поверхностей лицевой части. Определите глубину носа, базой которого будет являться лицевая часть головы. Так получился блок носа.

Не пытайтесь нос детализировать на этом этапе рисунка. Это можно сделать и позже, убедившись, что блок носа перпендикулярен лицевой поверхности, соответствует срединной осевой линии головы человека, имеет правильный наклон лицевой площадки. Иначе, не убедившись в этом и потеряв цельное видение блока носа, вы сделаете вашу детальную проработку напрасным трудом. Ведь легче исправить ошибку в рисунке одного обобщенного блока носа, чем в рисунке носа, состоящего из многих сочленяющихся характерных объемов (ил. 79,80).

Это касается рисунка всех частей головы человека. Если вы обнаружили в рисунке ошибку слишком поздно, нужно все же ее исправлять. Нельзя идти на компромисс с собой, потому что в следующем рисунке эта ошибка повторится.

Далее приступайте к рисунку глаз. Глаз представляет собою шарик, вставленный в глазницу черепа. Посмотрите на рисунок: как пластически организовано место для глаза тремя поверхностями (боковой поверхностью носа, козырьком нависающего лба и наклонной площадкой лицевой части головы)? Найдите место и ширину глаза на вспомогательной осевой линии. Нарисуйте часть выступающего из глазницы шарика, обращая внимание на дугообразные линии, образованные от пересечения шариком навесной поверхности лба и лицевой части. Шарик отделил от этих поверхностей верхнее и нижнее веко.

Здесь хочется обратить ваше внимание на то, что голова человека, как и вся его фигура, при рассмотрении в фас симметрична. И мы не раз еще будем упоминать срединную осевую линию.

Рисуйте попарно, на счет раз-два. Не рисуйте один глаз, а рисуйте оба сразу; намечаете опорную точку на скуловой кости - намечайте парную. Их свяжет поперечная осевая линия, идущая параллельно лицевым поверхностям головы в точку на линии горизонта, и таких линий в рисунке лицевой части головы может быть предостаточно.

Постройте блок формы, включающий в себя носогубную часть, верхнюю и нижнюю губу, подбородок. Срединная осевая линия проходит по передней площадке этого блока, от носа до нижней части подбородка. Ширина площадки увеличивается к подбородку и соответствует ширине передних площадок частей формы. Блок примыкает к лицевой части головы, на него опирается нос.

После конструктивной деталировки наведите в линейном рисунке порядок. Как и в рисунке черепа головы человека, уберите ненужные линии, оставляя только линии, связанные с конструкцией формы. Подготовьте линии к эстетическому восприятию. Примените к рисунку головы законы воздушной перспективы. Самая темная линия - та, которая находится ближе всего к вам. Рассмотрите характер контурных линий и линий границ поверхностей.

Напоминаем, что границы сторон у формы головы имеют мягкий переход и различные радиусы. Чем больше радиус, тем граница менее выражена и тем труднее определить ее. Помогает источник освещения, светотень. Переведите линии граней формы в мягкое, размытое состояние. Для этого вы возьмете от света и тени только светотень; обязательно применение воздушной перспективы!

Убедитесь в вышесказанном еще раз на простых примерах, потому что все это очень важно, и, не разобравшись, вы просто не сможете грамотно продолжать рисунок.

Посмотрите на шестиугольную фигуру. Никто не сможет увидеть в ней нарисованный куб, потому что она не трехмерна. В ней отсутствует понятие объема, в отличие от следующей геометрической формы. Точно такое же отличие рисунков студентов, которые слепо копируют модель, от рисунков студентов, имеющих объемно-пространственное мышление.

В следующем ряду мы скруглили у куба грань. Вопрос о наличии вертикальной линии вместо отсутствующей грани имеет отрицательный ответ, ведь ребра у куба нет. Ребра нет, но стороны остались на своих местах. Должна же быть здесь какая-то граница, тем более, что между поверхностями куба разница в 90 градусов! Даже если визуально этой границы не видно, вы должны ее поставить, иначе на стадии конструктивного разбора формы в пространстве вы не сможете передать ее как объем.

Теперь давайте воспримем скругленную грань как часть цилиндра, а точнее, его четвертую часть. Если куб будет иметь освещение, то на части поверхности цилиндра возникнет граница между светом и тенью (или блик). Отличие границы между светом и тенью на цилиндре от такой же границы на кубе в том, что эта граница мягкая (размытая), а не жесткая.

Если вы в конструктивном рисунке на первых этапах в местах поворота формы в пространстве будете указывать резкие границы вместо мягких, а затем, при моделировании формы, их скруглять светотенью, разве это как-то разрушит форму? Наоборот, выявит. Форма - это всегда объем в пространстве. Пространство трехмерно, значит, и форма, находящаяся в пространстве, трехмерна.

Форма имеет границы пространств. Вопрос в следующем: где эти границы у формы головы человека, ведь она вся такая округлая? На этот вопрос ответ может дать только ваш конструктивный анализ модели головы человека, и чем больше вы будете осознавать, тем больше будете видеть.

О пропорциях головы.

Для того чтобы научиться рисовать человеческую голову карандашом, необходимо выучить необходимые пропорции.
Мужская голова: определение пропорций

Использование сетки для правильного построения головы и уточнения пропорций особенно полезно для начинающих. Несмотря на разнообразие лиц основные пропорции применимы практически для любой расы.

Голова анфас - 5 клеток по горизонтали на 7 клеток по вертикали. Центральная вертикальная линия симметрии.

Горизонтальная шкала

1.Ширина глаза составляет 1/5 всей ширины головы и равняется 1 клетке.
2.Расстояние между глазами равняется 1 клетке
3.Расстояние от края головы до внешнего уголка глаза равняется 1 клетке.
4.Ширина глаза равняется 1 клетке
5.Расстояние от внешнего уголка правого глаза до абриса лица составляет 1 клетку.
6.В одну центральную клетку во вертикали вписывается нос, а также линия основания подбородка

Вертикальная шкала: анфас

1.Глаза: располагаются посередине всей высоты головы.
2.Линия волос: 1 клетка от верхней границы головы.
3.Нос: 1,5 клетки вниз от уровня глаз.
4.Граница нижней губы: 1 клетка вверх от нижней точки подбородка
5.Уши: от кончика носа до бровей - 2 клетки.

Горизонтальная шкала: профиль

1.Голова в профиль: длина 7 клеток и ширина 7 клеток
2. Расстояние между передней границей глаза и кончиком носа составляет 1 клетку.
3. Ширина уха составляет 1 клетку. Его фронтальная часть расположена на 5 клеток дальше от кончика носа и на 2 клетки от границы головы.
4. Нос выступает на полклетки от основной формы черепа, размер которого приблизительно составляет 6,5 клеток.

Женские пропорции такие же как и у мужчин.

Рисуем голову и черты лица - упражнения

Вид в профиль:
Нос выступает сильнее по сравнению с другими чертами лица
Челюсть выступает не более чем лоб
Ухо расположено значительно дальше срединной линии профиля
В этом ракурсе линия рта довольно короткая
Изучите форму глаза

Вид в три четверти оборота
Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что мы не видим его внутренний уголок.
Дальняя половина рта короче, чем ближняя
Эти же наблюдения относятся к бровям.

Вид анфас
Глаза расположены относительно друг друга на расстоянии длины одного глаза.
Одна сторона головы является зеркальным отображением другой.
Наиболее широкая часть головы - выше ушей.
Наиболее широкая часть лица - на уровне скул.
При таком ракурсе форма ушей менее выразительна.

Черты лица «крупным планом»

1.Вид в профиль
Веки должны быть чуть больше глазного яблока - иначе глаз не смог бы закрыться.
2.Вид в три четверти оборота
Обратите внимание на значительную разницу форм. Форма дальнего глаза напоминает вид в профиль, а ближнего представляется более завершенной благодаря тому, что хорошо виден внутренний уголок. Дальняя бровная дуга кажется короче ближней.
3.Вид анфас
При данном виде глаза являются зеркальным отражением друг друга. Расстояние между ними равняется длине одного глаза. Обратите внимание на то, что, как правило, приблизительно на 1/8 или ¼ радужная оболочка глаза оказывается скрыта под верхним веком, а нижняя граница оболочки почти касается нижнего века.

В различных ракурсах, нос имеет разные формы.
1. Вид в профиль
Обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа.
2. Вид в три четверти оборота.
По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа; однако обратите внимание, как меняется расстояние от ноздри до кончика носа.
3.Вид анфас
Выраженными здесь являются лишь длина носа и его кончик. Ноздри также очерчены и акцентированы - не забывайте прорабатывать тоновые соотношения.

1.Вид в профиль
В данном ракурсе линия смыкания губ - наиболее короткая.
2. Вид в три четверти оборота
Ближайшая к нам сторона губ напоминает вид рта анфас, в то время как удаленная сторона оказывается укороченной из-за перспективного сокращения.
3.Вид анфас
Нам хорошо знаком именно этот ракурс. Очень важно точно и правильно нарисовать линию смыкания губ, в противном случае, вы не добьетесь точного воспроизведения формы рта.

Уши - существуют различные конфигурации, здесь представлены только некоторые из них.

Определение черт лица.
Глаза имеют первостепенное значение, поскольку очень часто именно они определяют выражение лица человека и делают его столь узнаваемым для нас. Следующими по значимости элементами являются рот и нос.

Линия смыкания губ - строго прямая.
Улыбка: изгиб линии вверх.
Печаль: изгиб линии вниз

Губы - тонкие или полные?
Веки - узкие или широкие?
Бровные дуги - изогнутые или прямые?

Пропорции без сетки

1.Уровень глаз.
2.Центральная ось и линия уровня глаз под прямым углом к центральной оси.
3.Кончик носа находится чуть ближе к глазам, на расстоянии чуть большем третьей части, но меньшем половины.
4.Центральная линия рта. Приблизительно на одной трети расстояния от кончика носа до подбородка.
5.Расстояние между глазами - равно ширине одного глаза.
6.Опустив прямые линии от внутренних уголков глаз они соприкоснутся с краями ноздрей.
7.Опустив прямые линии из центра глазных зрачков - они соприкоснутся с внешними уголками рта.
8.Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз - определите верхние кончики ушей.
9.Проведя линию от нижних кончиков ушей - вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше чем вы думаете.
10.Ширина шеи.
Расстояние от уровня глаз до подбородка равняется расстоянию от внешнего уголка глаза до заднего края уха.

Упражнения

Ну что же, теперь попробуем нарисовать портрет на основе полученных знаний. Для начала сделаем женский портрет - все таки дамы)

Сперва обозначьте общую форму головы и убедитесь в том, что она правильно соотносится с формой шеи. Форма головы может быть округлой, вытянутой и суженной. Но какой бы она ни была, вы должны определить ее в самом начале работы.

Представьте и решите, каким образом волосы покрывают голову и как они соотносятся с ее общей формой. Обозначьте только их положение.

Теперь разметьте основную форму головы, начиная с линии глаз. Их уровень и размер должны быть выверены, как и расположение бровей.

Затем приступайте к наброску общей формы носа обусловленной его анклоном и степенью выступа относительно общей поверхности лица.
Определите длину и ширину рта, убедитесь что вы правильно арсположили его по отношению к подбородку.

На данном этапе четче прорисуйте форму головы и черты лица. Затем выберите тоновый диапазон и наметьте участки теней.

Теперь проработайте над светотенью лица, исходя из положения головы относительно источника света и выбранного ракурса. При проработке обращайте внимание на плавный переход темных валеров в светлые. В конце выделите глаза.

Ваш портрет готов!

А теперь попробуем нарисовать мужской портрет.

Существует также альтернативный метод написания портрета: работу следует начинать с центральной линии, делящей лицо на две симметричные части. Затем относительно нее намечаются черты лица вплоть до внешних границ. Этот метод используют как опытные художники так и новички.
Для выполнения упражнения выберем положение в три четверти оборота. Сперва проведите на листе бумаги вертикальную линию, а затем двумя легкими засечками наметьте общую высоту головы.

Уточните пропорции.
1.Прорисуйте форму глаз и бровные дуги, следя за правильностью их соотношений. Обратите внимание что ближайший к вам глаз будет чуть больше дальнего. Определите точку пересечения дальней бровной дуги с контуром лица.
2. Теперь изобразите нос. Схематичными легкими штрихами постарайтесь как можно точнее передать тени на неосвещенных участках.
3. Уточните высоту уха - при фронтальном расположении головы оно такого же размера что и расстояние между линиями глаз и носа. Однако при рисовании портрета в три четверти оборота возникает перспективное сокращение. Поэтому не забывайте чуть укорачивать ухо и располагать его под небольшим углом. Определите положение уха относительно овала лица и уточните его форму.
4. Наметьте форму рта. Из-за того же перспективного сокращения дальняя половинка рта должна быть меньше, чем ближняя. Носогубная складка должна расширяться от ноздрей к середине рта. Покажите заостренную форму подбородка.

Обозначьте черты лица
1.Проведите горизонтальную линию расположения глаз - она должна проходить точно посередине между верхней и нижней отметками. Затем покажите на ней расположение и форму глаз.
2. Верхнюю часть головы поделите еще пополам и наметьте линию волос.
3. Также обозначьте нижнюю часть носа - она находится ровно посередине между линией глаз и нижней точки подбородка. Теперь схематично, несколькими штрихами передайте форму носа.
4.Определяем положение рта. Обратите внимание, что рот находится ближе к носу, чем к подбородку, поэтому не делайте типичную ошибку: не располагайте рот ровно посередине расстояния между ними.

Покажите участки теней
1.Несколькими легкими штрихами покажите теневые участки на обращенной к вам стороне головы. Затем наметьте легкий теневой контур, ведя карандашом ото лба вдоль скуловой кости к нижней губе и подбородку. Обозначьте участок шеи и контуры падающих теней.
2.Выделите тенями объем глаз, носа и рта. Положите мягкую тень легкой штриховкой по линии роста волос. Затем четче определите абрис лица. Завершите зигзагообразными штрихами изображение формы головы в верхней части.
3.Еще раз проработайте контур лица справа. Будьте внимательны: участок подбородка не должен слишком выступать в фронтальном направлении.

Поработайте над светотенью
1.Начните работу с углубления тонов наиболее акцентированных участков. Осторожно моделируйте формы тоновыми нюансировками: на одних участках повышайте контрастность глубиной тона, на других - смягчайте переходы, используя в случае необходимости ластик.
2. Наиболее акцентируются на рисунке, как правило, контуры глаз (иногда бровей), теневой участок между носом и глазом, а также область ноздрей. Линию смыкания губ, участок под нижней губой, а также край подбородка (в зависимости от условий освещения) выделяют достаточно резко.
3. Четче обозначьте пряди волос, проработайте форму уха. Выверите положение головы относительно плеч.
4. К конце обратите внимание, чтобы на неосвещенной стороне более темные тона зрительно отодвигали массив волос вглубь, а выделенные ластиком блики способствовали выдвижению лица на передний план.

Портрет готов.

Каждый начинающий художник должен научиться рисовать человека пропорционально.

Урок подготовлен по материалам книги Б.Барбера.