Музыкальное развлечение в подготовительной группе ДОУ. Сценарий
Оформление зала:
1. Портреты М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.
2. Иллюстрации с изображением:
Девушки с коровой
Степного простора с летящим жаворонком
Снегурочки
3. «Музыкальный магазин»: ложки, трещотка, бубны, кселофон, треугольники, колокольчики, балалайка, маракасы.
(Под музыку «Как по травкам, по муравкам» (русская народная плясовая) дети входят в зал. Исполняют песню.)
Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада видеть вас снова в нашей музыкальной гостиной. Рассаживайтесь поудобней и поведем мы с вами неторопливую беседу, музыкальную беседу.
Дети: Му-зы-ка.
Музыкальный руководитель : Музыка-очень емкое понятие, которое включает много жанров. Какие вы знаете музыкальные жанры?
Дети: Песня, танец, марш.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Сегодня мы поговорим о песне. Какие бывают песни?
Дети : Веселые, медленные, быстрые...
Музыкальный руководитель: Хорошо, скажите, а кто сочиняет песни?
Дети: Композитор.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Но есть такие песни, которые сочиняет не один человек, а народ. Как называются такие песни?
Дети: Народные.
Музыкальный руководитель : Народной песне мы и посвятим нашу встречу. О каких песнях пойдет речь, вы догадаетесь сами. Посмотрите, сколько картин в нашей гостиной. Именно они помогут понять содержание и название песни. Что вы видите на этой картине? (Изображена береза.)
Дети: Белоствольная березка, нежная, кудрявая.
Музыкальный руководитель : Скажите, как относились русские люди к березке?
Дети : С давних времен для людей береза была особым деревом, ей воздавали почести, считая, что береза отплатит им добром. Очень любили хоровод водить вокруг березки.
Мальчик:
Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая.
Под тобой, березонька,
Красны девушки в хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Все песни поют.
(Девочки исполняют танец-хоровод «Во поле береза стояла».)
Музыкальный руководитель: Скажите, какие чувства, настроения переданы в этой музыке? Какой характер песни?
Дети : Любовь к русской природе. Красота, нежность березки. Музыка спокойная, напевная.
Музыкальный руководитель: Хорошо. Теперь посмотрим на другую картину. Что здесь изображено?
Дети : Девушка со своей коровушкой.
Музыкальный руководитель: Кто догадался, о какой песне пойдет речь?
Дети : «Ой, вставала я ранешенько».
Музыкальный руководитель: Скажите, какой характер у этой песни?
Дети : Веселый, радостный, шутливый.
Музыкальный руководитель: Народные песни очень разнообразны: они и медленные и быстрые; слагались они давным-давно, но живут и поныне. Почему?
Дети : Потому, что у них простая красивая мелодия. Они передают образ жизни русского народа. Они рассказывают о красоте русской природы.
Музыкальный руководитель: Именно красота русской природы вдохновила многих композиторов на создание песен, романсов о родном крае. Один из них - Михаил Иванович Глинка. Через всю жизнь пронес М.И. Глинка любовь к родной природе, которая окружала его с детства и образы которой он воспевал в музыке. Давайте посмотрим вот на эту картину. Вы, наверное, догадались о каком произведении пойдет речь.
Дети: Это романс «Жаворонок».
Музыкальный руководитель : Мы с вами знаком с этим произведением. Давайте прослушаем его еще раз. Но в этот раз мы будем его слушать с закрытыми глазами. Пожалуйста, постарайтесь представить, что сейчас лето и вы находитесь где-то за городом. Постарайтесь пофантазировать и запомнить эти картинки.
(Звучит аудиозапись.)
Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, какие картинки вы увидели Дети: Русское раздолье. Аромат лугов. Просторное голубое небо. Слышно птичье пение, трели жаворонка. Передается ощущение покоя, очарования русской природы.
Музыкальный руководитель : Ребята, может кто-то из вас хочет исполнить эту песню.
(Индивидуальное исполнение песни по желанию детей.)
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите, помимо картин в нашей гостиной разместился интересный уголок, похожий на магазин.
А магазин-то не простой, - уникальный.
Называется магазин - музыкальный.
Ребенок:
На витрине магазина
Инструментов всех не счесть:
Балалайка, треугольник,
Даже кселофон здесь есть.
Скрипка, бубны, маракасы,
Ложки очень хороши.
И веселая трещотка -
Выбирайте для души!
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, почему в нашей гостиной разместился такой интересный магазин?
Дети : Потому, что инструменты в этом магазине народные.
Музыкальный руководитель: Правильно. Русский народ любит сопровождать пение, танцы игрой на музыкальных инструментах.
Выходи, народ, скорей,
Заиграй-ка веселей.
(Звучит мелодия «Ах вы, сени».)
Музыкальный руководитель : Ребята, мелодия какой песни прозвучала?
Дети: «Ах вы, сени».
Музыкальный руководитель : Скажите, какая эта песня по характеру?
Дети : Веселая, звонкая, радостная, хочется плясать.
Музыкальный руководитель: Все время мелодия звучала одинаково?
Дети : Нет. Она звучала то тихо, то громко, то медленно, то быстро.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы еще раз убедились, насколько разнообразен мир народной песни. Поэтому русские композиторы использовали их в своих произведениях, украшали ими оперы. Что такое опера?
Дети : Это музыкально-театральное произведение, в котором вместо разговора звучит пение.
Музыкальный руководитель : Молодцы! Во многих операх хороводные песни легко «сдружились» с оперными ариями. О какой опере пойдет сейчас речь, вы догадаетесь сами. (Картина с изображением Снегурочки.)
Дети: Опера «Снегурочка» композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Н.А. Римский-Корсаков включил народную песню в оперу, сохранил ее красоту, не изменил мелодию, слова. Это хороводная песня «Ай, во поле липенька». Давайте вместе исполним эту песню.
(Исполняется песня «Ай, во поле липенька».)
Музыкальный руководитель : Какая музыка по характеру?
Дети: Плавная, нежная, весенняя. Льется, словно ручеек.
Музыкальный руководитель: Но, чтобы мелодия зазвучала в опере еще красивее, композитор украсил ее распевами разных голосов. Давайте послушаем. (Звучит аудиозапись.) Скажите, какие голоса вы услышали?
Музыкальный руководитель : Как называется звучание многих голосов?
Дети : Хор.
Музыкальный руководитель: Действительно, мы прослушали пение хора и солистов. Солистами были Снегурочка и Лель. Какие интонации вы услышали?
Дети : Мягкие, нежные.
Музыкальный руководитель: Скажите, а когда происходит эти события оперы - сказка «Снегурочка»?
Дети : Весной.
Музыкальный руководитель : Правильно, Весной оживает вся природа. Народ радуется пробуждению, обновлению. Всю свою радость отражает в песнях, хороводах, играх. Я думаю, вы тоже согласны поиграть.
Эй, ребята, не зевай Да горелки начинай.
(Дети играют в игру «Горелки».)
Музыкальный руководитель : Вот и закончилось наше путешествие в мир народной песни. Я, думаю, что народная песня будет вашим постоянным спутником, который принесет только радость и удовольствие.
(Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В зал входят парами дети старших групп, занимают места у боковых стен зала.)
Ведущий:
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речкой пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой!
(Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Апрель».)
Ведущий: Я, думаю, что вы все сразу узнали пьесу П.И. Чайковского. (Дети отвечают.)
П.И. Чайковский - великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, концерты, где как бы соревнуется один исполнитель с целым оркестром, знают и любят люди разных стран. Уже в детстве проявилось увлечение Чайковского музыкой. Юный композитор учился в Петербурге, затем он переехал в Москву и занимался там педагогической работой: учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует взрослых и детей всего мира.
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой.
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
Послушайте произведение П.И. Чайковского «Сладкая греза». Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.
(Звучит фрагмент аудиозаписи музыкального произведения.)
Ведущий: Что вы услышали в музыке? (Ответы детей.)
На смену суровой зиме спешит, торопится весна-красавица! В музыке П.И. Чайковского можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется теплому весеннему солнышку каждая травинка и цветок. Сейчас все ребята превращаются в цветы, и под эту чудесную музыку будут раскрываться цветочки, качаться на ветру, а потом тянуться к солнцу.
(Пластическая импровизация на тему «Волшебный цветок».)
Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Признайтесь, всем нам хочется больше бывать на улице, чувствовать, как ласковый ветерок касается нашей щеки, а лучи солнышка согревают все живое...
Послушайте, а чье же это пение раздается в тишине.
(Звучит пьеса «Песня жаворонка» из «Детского альбома». Дети называют произведение.)
Ведущий: Да, прозвучало произведение П.И. Чайковского «Песня жаворонка» из «Детского альбома». Композитор П.И. Чайковский услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал об этом.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Пропел свою песню жаворонок, лучики солнышка коснулись стен нашего детского сада, и вот раскрылись прекрасные цветы.
(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети исполняют танец-импровизацию с букетиками цветов.)
Ведущий : Вы догадались, какое произведение П.И. Чайковского прозвучало сейчас? Что это песня, танец или марш? Какой танец, как он называется? Правильно, это вальс. В переводе с французского языка слово «вальс» означает «кружиться».
Слушая эту музыку, чувствуешь чередование 3-х звуков. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, то есть кружась.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
П.И. Чайковский проявлял интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Для своего племянника П.И. Чайковский написал «Детский альбом», в который вошли замечательные детские пьесы.
Не простой он, музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много лет тому назад.
(Ведущий открывает 1-ю страничку альбома, на которой изображены солдатики.)
Итак, страничка первая открывается,
Что за музыка у нас начинается?
(Звучит аудиозапись фрагмента произведения «Марш деревянных солдатиков».)
Ведущий: Вы, конечно, догадались, что это за произведение?
Протрубите нам фанфары,
В гости к нам идут гусары!
(Мальчики исполняют «Танец гусаров». Используются маршевые движения с перестроениями.)
Ведущий: Снова наш альбом открыт, и снова музыка звучит... (Звучит аудиозапись пьесы «Новая кукла».)
Ведущий:
Игрушек много есть на свете,
А мы в гостях у кукол, дети!
(Под музыку «Польки» девочки исполняют «Танец кукол».)
Ведущий:
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех!
(Звучит пьеса «Камаринская» из «Детского альбома».) Ведущий: Сейчас, ребята, возьмите инструменты, какие вам понравятся, и мы все вместе исполним «Камаринскую».
(Шумовой оркестр. Использовать: бубны, марокасы, погремушки, трещетки, киндер - сюрприз, колокольчики.)
Ведущий: Я открываю последнюю страничку нашего альбома. На картинке изображен ребенок на лошадке.
(Звучит пьеса «Игра в лошадки».)
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по комнатам,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
И еще я добавлю: «Мимо волшебного ящика».
Ведущий: Что-то наши гости заскучали, видно долго не играли. (Открывает волшебный ящик. Ведущий предлагает детям достать из волшебного ящика предмет, а воспитатели узнать произведение:
1. Цилиндр - звучит фрагмент из оперы «Евгений Онегин».
2. Веретено - звучит фрагмент из балета-сказки «Спящая красавица».
3. Птичьи перья - фрагмент из балета «Лебединое озеро».)
Ведущий : Музыка вдруг смолкла, но то так ли это?
Кажется, сейчас она звучит, и будет еще долго звучать для каждого из нас. Будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой-дугой. Как будто бы нам жар-птицу в руки дали и напоили всех живой водой.
(развлечение для подг.гр.)
Цели : Формировать ритмические способности детей.
1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой, ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы .
2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение , используя опорный сигнал.
3. Способствовать формированию умения придумывать слова и воспроизводить ритмослоги.
4. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.
Развивающие задачи :
1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
2. Развивать у детей ритмическое, темповое, и звуковысотное восприятие.
3. Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
Методы и приемы :
Словесные : вопросы, задания словесное объяснение.
Практические : Музыкальные игры , творческие задания.
Материал : Лесенка из семи ступенек ; детские музыкальные инструменты (Ложки, маракасы, кастаньеты, бубен, треугольник; бабочки, бумажные цветы по количеству детей;
ритмический кубик;
Ход занятия
Дети входят в зал под ритмичную музыку и встают полукругом .
М. р : (говорит) Здравствуйте ребята!
Дети : (отвечают) Здравствуйте!
М. р. Скажите пожалуйста с каким настроением вы пришли сегодня в музыкальный зал ? (Ответы детей)
М. р : Вот с таким хорошим и веселым настроением давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети поют : Музыкальная игра «Здравствуйте»
М. р : Сегодня мы отправимся с вами в необыкновенную музыкальную страну . Она называется страна волшебных звуков. Нас ждет удивительное приключение и 7 музыкальных заданий , которые помогут нам познакомиться и подружиться с веселой песенкой . (звонит в колокольчики) .
Слышите дети хрустальный звон? Это звенят колокольчики. Своим дивным перезвоном они подсказывают нам, что мы уже в этой удивительной стране. А утро там начинается с доброй песенки .
Пальчиковая речевая игра : «Утром рано я встаю» (муз. И. Бодраченко)
М. р.: (поет) Утром рано я встаю
Свою песенку пою .
И со мною дружно в ряд
Подпевают…
Дети : Сто ребят.
Подпевают сто ежей,
Подпевают сто ужей.
И поют ее зайчата
И поют ее лисята,
А в берлоге – медвежата,
А в болоте лягушата,
Даже страшный крокодил эту песню разучил.
Утром рано мы встаем,
Хором песенку поем .
М. р : А о чем же в ней поется?
Дети : Как нам весело живется.
М. р : Мне понравилась ваша песенка . Вы своими веселыми голосами заполнили все пространство (показать).
Чтобы слова превратились в песенку их нужно записать специальными знаками, нотами, которые находятся на музыкальной лесенке (показать)
М. р : (подходит к нотному стану и читает стихотворение Н. Лазаревой)
На веселой лесенке
Есть все для доброй песенки .
Очень важные значки,
И кружочки и крючки.
А на них задание
Готовы к испытаниям?
Дети : Да, готовы!
М. р : (снимает первую ноту) Вот первое заданье. (читает) Песню надо спеть со словами
А какими придумаете сами.
М. р : Подобрать эти слова нам помогут загадки. Вернее ответы на них. А помогут мне в этом …. (называть имена детей)
Загадки :
1. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
А зовут тебя все…. (солнце)
2. Если ты ее подаришь
То счастливей каплю станешь
Она мигом обернется
И к тебе скорей вернется.
И на праздник на большой
Поважней любой.
Хоть конфетки, хоть открытки
Говорим мы об…. (улыбки) .
3. Мы в беде друг другу помогаем.
Вместе мы с тобой играем. Вместе ходим в садик, в магазин
Когда нет тебя, то я один.
Мне общение с тобою очень нужно.
Ведь всего важнее – это…. (дружба) .
(Ответы показать картинками - солнце, улыбка, друзья)
М. р : Молодцы, загадки вы отгадали. Но песенку из этих слов можно не только пропеть, но и прохлопать. Если мы справимся с этим заданием, то зазвучит музыка .
Речевая игра «Слово на ладошке» (Н. Лазаревой)
Дети проговаривают слова и хлопают ритмический рисунок.
Мы слова как лесенку
Собираем в песенку .
Солнце, дружба, доброта
Нам нужны всегда, всегда.
Мир, улыбка, добрый друг
Развиваем ритм и слух.
И конечно без сомненья
Поднимает настроенье.
М. р : Молодцы ребята, с первым заданием мы справились. (взять ноту и поставить ее на музыкальную лесенку ) Занимай нотка свое почетное место на музыкальной лесенке .
М. р : Снова нотку я беру
Удивляя детвору (читает задание)
Нужен аккомпанемент
Но чтобы песня зазвучала.
Инструменты нужно взять
И сказку ими обыграть.
Какое интересное задание! (Показать на музыкальные инструменты )
Я хочу вам рассказать зимнюю сказку.
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой.
Скок, скок, скок, скок, скок, скок - ложки
Санки скрипят, бубенчики звенят – бубен
Дятел стучит - коробочка
Вьюга свистит.
Белка на дереве орешки грызет – кастаньеты
Рыжая лисичка, зайчишку стережет - маракасы
Холод, холод, стужа, стужа – хрустальные фужеры
Снег пушистый кружит, кружит – колокольчики
Ехали, мы ехали, наконец приехали - ложки
А теперь вы должны вспомнить подобное задание с музыкальными инструментами . Возьмите музыкальные инструменты .
«Пиццекато» муз. А. Делиб
М. р : Слышите, снова зазвучала наша мелодия. Значит и с этим заданием мы справились! Какие вы молодцы!
Снова к нотке обращаюсь,
Что справитесь, не сомневаюсь (берет нотку читает)
Долгий звук и звук короткий
Есть у песни непременно.
Их на кубике найдите
По рисунку простучите.
(Взять кубик) Вот кубик. На нем нарисованы полоски различной длины и разные по цвету. Давайте с вами вспомним, что означают красные и черные полоски. (Ответы детей) Красные полоски – это долгий звук и мы его проговариваем ТА. Черные полоски – это короткий звук и мы их проговариваем ТИ, ТИ.
Сейчас мы с вами поиграем в знакомую игру
Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»
Дети передают кубик друг, другу и поют.
Ты беги веселый кубик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался кубик-
Тот прохлопает ритм сам.
М. р : Слышите снова зазвучала знакомая мелодия. Значит и с этим заданием мы справились. (Взять ноту и поставить на третью ступеньку) .
Нотка, нотка помогай,
Вновь задание давай.
М. р : (берет 4 ноту и читает)
Есть слова,
Есть инструменты.
Ну, а где мелодия.
Вы на схемы посмотрите
И мелодию найдите.
Все мы можем петь. И люди и животные, но каждый поет на своем языке. Те животные, которые поют тоненьким (или высоким) голосом, присели на верхнюю линейку. А кто поет низким голосом, то остались на нижней линейке.
Давайте с вами поиграем?
(Имя) - будет коровой, (Имя) - будет щенком (Имя) -будет котенком.
Изобрази (Имя) - как мычит корова.
А как лает (Имя) - собака.
А как мяукает (Имя) – котенок.
И с этим заданием мы справились успешно.
М. р : Нотка, нотка выручай
Для нас задание давай.
(Берет нотку и читает)
Начало есть у песни.
Начало есть у фразы.
Услышать вы сумеете
Начало и конец.
Обратить внимание детей на цветы, которые находятся в середине музыкального зала .
Ой какая красивая поляна, а бабочек сколько? Давайте подойдем и полюбуемся. Присаживайтесь. Цветочки не рвите, на цветочки вы смотрите. Ребята, а как вы думаете чем бабочки похожи на мелодию. Я вам сейчас подскажу. (Взять бабочку) .Так же как и бабочка мелодия может взлетать когда начинается музыкальная фраза и опускаться , когда музыкальная фраза заканчивается . Возьмите в руки бабочки и слушая внимательно музыку повторяйте за мной полет бабочек.
Игровое упражнение «Музыкальный полет» Муз. П. Чайковского «Вальс цветов»
Мне кажется всем ясно, что с этим необычным заданием мы справились. И что 5 нотка занимает свое почетное место.
М. р : (Снимает нотку и читает)
В нотке этой говорится
Что на месте не сидится.
Коли музыка звучит
Ложки в руки вы берите
Танцевать скорей бегите.
«Танец с ложками» р. н. м. «На горе-то калина»
И ты танцевальная нотка занимай свое почетное место.
Итог дети читают стихи.
1р. Да мы без устали старались
Ничему не удивлялись.
Знали, чтобы песенку найти
Долго нужно нам идти.
2р. К верху ввысь всегда стремиться
Песенка , она как птица.
В небеса с собой зовет,
В удивительный полет.
3р. Мы по лесенке шагали
И для песенки собрали
Все слова – (показать 1 ноту)
Аккомпанемент - (показать 2 ноту)
Звуки - (показать 3 ноту)
Музыкой наполнен зал .
А как весело плясали – (показать 6 ноту)
Ножки устали не знали
И в итоге лесенка превратилась в песенку .
Звучит фонограмма песни «Светит солнышко с небес»
М. р : (Берет 7 нотку) Вот и это нотка нашла свое место на нотном стане.
М. р : Песня славно прозвучала,
Четкий ритм, слова и звуки,
Всем нам было не до скуки.
Песня дарит вам сюрприз,
В награду получите приз. (Подарить нотки) .
М. Р : На этом наше НОД закончилась. Благодарим за внимание.
Дети под музыку выходят из музыкального зала .
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
- Способствовать развитию двигательной активности в танцах,
подвижных играх под музыку; учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов).
- Развивать музыкальные способности детей во всех видах музыкальной деятельности; содействовать развитию у детей творческого воображения; развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонацию.
- воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке.
Предварительная работа.
Знакомство и разучивание музыкального материала:
«Старый замок» М.П.Мусоргский;
«Лиса по лесу ходила» русская народная прибаутка;
«Моя Россия» сл. Н.Соловьева, муз. Г. Струве;
«Дошкольное детство, прощай!» музыка и слова Л.Олиферовой;
«Вальс» И.Штраус;
«Плетень» русская народная мелодия.
Оборудование.
Мольберт, атрибуты (картинки, карточки для модели музыкального произведения, флэшка, пианино, магнитофон, смайлики).
Ход занятия:
Под музыку дети входят в зал друг за другом, становятся в круг.
Музыкальный руководитель: Ребята, я рада снова видеть вас в музыкальном зале. Пропевает приветствие: "Добрый день!", ответ детей, пропевая: "Здравствуйте! " Ребята, сегодня на мой телефон пришло СМС от Феи Музыки (читает):
"Дорогие дети! Здравствуйте! Я - Фея Музыки, мне нужна ваша помощь. Злая колдунья побывала в моей стране и навела там беспорядок. Потерялись название музыкальных произведений, слова песен перепутались, танцы перемешались, потерялись игры. Я одна не справлюсь. Поэтому я прошу вас помочь мне. Но для этого вам придётся отправиться в путешествие в мой мир музыки. Я очень на вас надеюсь".
Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Фее Музыки?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Тогда в путь, а найти дорогу нам поможет ваше умение, внимание и знания. Сейчас мы вспомним движения, с которыми вы познакомились ранее (повторение элементов движений вальса) .
Музыкальный руководитель: Ребята, пока в выполняли движения, мы очутились в городе - "Музыкальных звуков". Предлагаю вам присесть и прослушать музыкальное произведение. Слушают.
Звучит фрагмент музыкального произведения «Старый замок» М.П.Мусоргский.
Музыкальный руководитель: "Знакомо ли вам музыкальное произведение? Кто написал эту музыку?", "Какая музыка по характеру?", "Как звучит музыка-громко (форте) или тихо (пиано)?", "Как движется мелодия: плавно или скачкообразно?"
Музыкальный руководитель разбирает с детьми модель музыкального произведения, показывает портрет, несколько слов о композиторе.
Музыкальный руководитель: Ребята, пока мы выполняли задание, мы с вами переместились в город «Песен». Но в этом городе тоже творится беспорядок. Все названия песен и их слова перемешались, сейчас мы им поможем. Но для начала необходимо разбудить наши голоса.
Распевка «Лиса по лесу ходила… » русская народная песня.
Музыкальный руководитель: Фея музыки прислала нам подсказку, картинки. Рассматривают и узнают песню «Моя Россия» слова Н.Соловьева, музыка Г. Струве. Поют её.
Музыкальный руководитель предлагает «моделирование песни» гостям.
Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы. А сейчас послушайте вступление к песне, которое потерялось, какой же песне надо его вернуть?
Звучит вступление к песне «Дошкольное детство, прощай! » музыка и слова Л.Олиферовой.
Дети поют песню по подгруппам.
Звучит музыка и дети выполняют соответствующие движения.
Музыкальный руководитель: И с этим заданием вы справились. В городе «Песен» всё встало на свои места. Звучит музыка вальса. Ребята, вам знакома эта музыка? Ответы детей . Мы, незаметно, очутились в городе «Танцев». Я предлагаю вам собрать все элементы движений нашего вальса.
Исполняется Вальс.
По окончании вальса музыкальный руководитель проигрывает вступление к музыкальной игре «Плетень».
Музыкальный руководитель: Ребята, узнаёте ли вы, этот фрагмент музыки? Что это такое? Ответы детей. Становитесь в две колонны и вспомним игру «Плетень».
Игра «Плетень»
Музыкальный руководитель: Чтобы наша игра больше не потерялась, её нужно сыграть с нашими гостями. Играют с гостями.
По окончании игры дети остаются в кругу.
На телефоне Музыкального руководителя появляется СМС от Феи.
Фея: Спасибо, вам, ребята! Вы - молодцы, справились со всеми заданиями и помогли мне навести порядок в Музыкальной стране. Желаю вам, хорошей музыки! Жду вас, у меня, в гостях у Музыки!
Музыкальный руководитель: А вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам взять смайлики и показать ваше настроение после этого путешествия. Дети берут смайлики и показывают мне. Ребята, вспомните, пожалуйста, чем мы сегодня занимались и где были? Какие задания понравились больше, Какие задания было легко выполнять, а какие труднее? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу.
До свидания девочки, мальчики.
Дети выходят из зала под музыку, друг за другом.
Сценарий музыкального досуга на тему: "Путешествие в страну музыки" в подготовительной к школе группе
Музыкальный руководитель Поздоровкина Татьяна Викторовна. МКДОУ №7 г. Павловск Воронежской области
Задачи:
*Закреплять знания детей о жанрах музыки (песня, танец, марш).
*Закрепить и расширить знания детей: о духовых, ударных и струнных инструментах, познакомить с историей возникновения этих групп инструментов.
*Подвести к пониманию того, человек - создатель и исполнитель музыки.
*Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности.
*Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке.
*Продолжать развивать исполнительские навыки, играть мелодии в ансамбле.
Ведущая:
Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не покружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Пусть музыка все наполняет вокруг,
Да здравствует музыка, общий наш друг!
Под музыку в зал входит Фея Музыки.
Фея музыки.
Феей музыки зовусь, друзья!
И сейчас с вами познакомлюсь я.
Взгляните вы на мой наряд –
На платье целый звукоряд.
Есть значки различные,
Даже ключ скрипичный.
Хочу пригласить вас друзья,
В мир музыки и счастья.
Дети, вы любите музыку? А что такое музыка? Для чего нужна музыка? Вы хотите знать, откуда появилась музыка? Тогда идемте со мной в Страну музыки. Там вас ждет много интересного и необычного.
Под музыку полонеза дети входят в зал.
Фея музыки. Вот мы и в стране музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка? (ее сочиняют композиторы). Да. Композиторы - самые главные жители моей страны. Они сочиняют музыку, а помогают нам услышать ее другие жители этой страны. Кто они? (Музыканты). Конечно, музыканты. И их в моей стране очень много. А как они помогают нам услышать музыку? (с помощью музыкальных инструментов). Вы правы. Музыкальных инструментов в моей стране очень-очень много. Может быть, вы назовете некоторые из них?
Дети называют разные музыкальные инструменты.
Фея музыки.
Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей страны. А узнать их вам помогут вам мои загадки:
Чтоб на нем поиграть,
Ноты можно и не знать,
Палки в руки мы возьмем,
Посильней его побьем.
(Барабан)
Правильно, барабан. А кто из вас ребята скажет, барабан какой инструмент – ударный, струнный или духовой. (Ударный) .а ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным может быть любой твердый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили, что, если кожу животного натянуть на широкий сосуд и ударить по высохшей коже палкой, получится громкий звук. Так появился первый барабан, а затем и бубен. А еще какие ударные инструменты вы знаете? (Ложки, бубен и т.д.) немного позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную или берестяную коробочку они насыпали сушеный горох - получались погремушки и маракасы. Какие еще деревянные инструменты вы знаете?
Мы ложечки – говорушечки,
Нам хоть плясочку, хоть частушечки!
Весело мы застучим,
Всех на танец пригласим.
Я веселый звонкий бубен!
С вами мы скучать не будем!
Давайте возьмем эти инструменты и сыграем на них.
Детский оркестр исполняет веселую русскую народную мелодию.
Ведущая: Как весело у тебя Фея Музыка в твоей Стране Музыки. А мы увидели очень интересные инструменты – колокольчики. Ты покажешь нам, как с ними играть?
Фея Музыка вместе с детьми выполняет упражнение.
Колокольчики проснулись,
(тянутся на носочках)
Потянулись, потянулись…
(смотрят вверх)
Высоко, высоко
Им приятно и легко!
Ветерок пролетал
Колокольчики качал,
(мальчик “ветерок” пробегает среди детей)
Влево, вправо покачнулись
(наклоны в стороны попеременно)
И тихонечко пригнулись!
(приседают, руки за голову)
Ветерок, улетай
(мальчик – “ветерок” убегает)
Колокольчик не ломай!
Пусть звенят в зале тут,
(звенят колокольчиками)
Радость Музыке несут!
Фея музыки: А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
(Балалайка)
.
Правильно, балалайка.Балалайка – струнный инструмент. Какие еще вы знаете струнные инструменты? (Дети отвечают). В далекие – далекие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них – лук и стрелы (Показывает ). Вы, наверно, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают ее и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал ее, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек, натянул несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты. Посмотрите, какие струнные инструменты лежат у меня на столе? Назовите их. (Дети отвечают ). Послушайте песню в сопровождении гитары.
Слушание фонограммы музыки в исполнении гитары.
Фея музыки: А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
Если дуете в нее
Очень весело поет,
Все на ней играете,
Сразу отгадаете!
“Ду-ду-ду, да-да-да!” –
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это?
(Дудочка).
Правильно. Дудочка относится к группе духовых инструментов. А какие духовые инструменты вы знаете? (Дети отвечают ). Как вы думаете почему они так называются? (Дети отвечают ). Правильно, чтобы получился звук, в них нужно дуть, потому они и называются духовыми. Человек дул в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом человек придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы. Он усовершенствовал инструменты, придумал очень много новых. Давайте поиграем в игру “Поймай дудочку”.
Игра “Поймай дудочку” (во время игры звучит “Шутка” И.С.Баха, исполненная на флейте)
Один ребенок играет на дудочке, двое других с завязанными глазами ловят его. Игра проводится 2-3 раза.
Ведущая: Ребята, какие замечательные инструменты живут в этой стране! А ведь эти инструменты могут играть в оркестре.
Слушание музыки в исполнении оркестра народных инструментов.
Фея музыки: С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? (С духовыми, струнными и ударными) . Откуда взялись музыкальные инструменты? А сейчас на прощание давайте станцуем общий танец.
Парный танец (по выбору музыкального руководителя).
Фея музыки: Вам понравилось в моей Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А пока вы ходите в детский сад, приходите почаще ко мне в гости. Вы узнаете здесь много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!
Дети прощаются с Феей Музыки и под музыку выходят из зала.
"Звукоряд "
У нотки
До
забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.
Ре
радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.
Ми
обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.
Фа
- фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится
Фа
на нем.
Соль
любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.
Дом нотки
Ля
из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа
Ля
на них.
А нота
Си
у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си
обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.
У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных
«я»
живут
И звонко песенки поют.