Убеждать не надо. Надо помогать

Когда не стоит помогать людям и почему даже искренняя помощь может привести к нежелательным последствиям?

Бескорыстная помощь – это хорошо. Именно так нас всех учили еще в младшей школе. Но насколько правы были учителя и родители, когда пытались привить нам эту «истину»?

Безусловно, милосердие и радушное желание помочь нуждающемуся достойны похвалы. Но подобный альтруизм далеко не всегда полезен в реальной жизни. Мы говорим не о тех ситуациях, когда подразумевается общечеловеческая помощь (пожертвования для детского дома или отданный голодающему кусок хлеба). Речь о ситуациях, в которых корыстные люди «раскручивают» нас на бесплатную помощь в том или ином деле, давя на жалость. Это может быть просьба помочь советом в бизнесе, либо подвезти на деловую встречу в другой конец города в плохую погоду и так далее.

И вот тогда, когда подобные просьбы становятся регулярны, а выгода от них достается лишь просящему, необходимо срочно задуматься. Все ли вы делаете верно? Поговорим об этом подробнее. Итак, почему не надо помогать людям, которые могут воспользоваться вашей искренностью сугубо в личных целях?

Действительно ли людям не нужно помогать?

Крайности всегда губительны. Нельзя поставить крест на какой-либо помощи, сказав себе однажды, как отрезав: «Никогда не помогай людям!» и продолжить наслаждать своей эгоистичной жизнью.

Однако стоит научиться выделять из общей массы тех личностей, безвозмездная помощь которым нанесет урон лично вам и не приносит пользы ему. Прежде всего – если в ущерб идет ваше персональное время и финансы.

Как часто вас просили о каких-то мелочах люди, с которыми вы вовсе не состоите в особо близких отношениях? А как часто они даже не выражали вам своей благодарности после получения желаемого или отделывались искусственной улыбкой? Согласитесь, подобные ситуации были на веку каждого.

И опять же – помогая кому-либо, вы тратите собственное драгоценное время, которое могло быть конвертировано в конкретную денежную сумму.

Попробуйте мыслить этой догмой. Ведь вряд ли человек, который обратился к вам с просьбой о встрече, заплатит эту сумму после совместного чаепития, на котором вы, актуализировав все собственные силы, ищете пути его развития или решения его проблем.

Как не помогать людям, которые абсолютно не ценят помощи?

Чтобы сохранять в таких ситуациях холодный рассудительный ум, необходимо руководствоваться следующими принципами.

Чужим людям не нужно помогать. С ними нужно взаимовыгодно сотрудничать

Как раз для того, чтобы помощь не сделала хуже одной из сторон, существует несколько простых для понимания правил:

  1. Никогда не помогай людям, если они не в состоянии этого оценить!

    С каждым приключалась история, когда вы хотите искренне протянуть руку помощи кому-либо из окружающих. Бывает так, что вы со стороны находите в жизни другого человека что-то, что мешает ему добиться успеха в той или иной сфере. Многим из нас хотелось в такой момент указать товарищу на проблему. Но нужно ли это делать?

    Как правило, после того, как вы продемонстрируете человеку его недочеты, он воспримет эту демонстрацию в штыки. Мало кто умеет принимать критику и использовать ее в свою пользу. Возможно, ваше общение сойдет после этого на «нет». Такой сценарий приносит в вашу жизнь ценнейший урок – давайте советы только тогда, когда их просят. Ведь часто даже самая искренняя помощь будет принята другим, как желание уличить самого человека в какой-либо слабости.

    Даже если вы четко знаете, как действовать другому человеку, чтобы улучшить свою жизнь или добиться успеха в каком-то деле, дайте ему возможность совершать ошибки, не навязывайте свои рекомендации, если вас о них не просят. Позвольте даже близким людям идти своим путем, даже неправильным с вашей точки зрения.

  2. Не стоит помогать людям бесплатно, если это касается непосредственно вашей сферы деятельности.

    Где применимо это правило? Взять, к примеру, ситуацию: вы дизайнер интерьера и ваша работа – это разработка и визуализация интерьеров помещений. Помимо того, что подобная творческая работа часто может для посторонних и не знакомых со сферой дизайна людей казаться чем-то простым и не занимающим много времени, так подобные знакомые еще и имеют привычку просить вас о разработке интерьера для себя лично. За какое вознаграждение? Естественно, бесплатно, «по старой дружбе». Ведь на их взгляд – это нормально. Вот тут и кроется подвох.

    Главное умение, которое вам здесь необходимо – умение четко и вежливо отказывать. И это не грубость – это необходимая мера без которой ваш капитал рискует уменьшится. Не увиливайте от просьбы, прикрываясь тем, что «сейчас некогда» — наступит «потом» и вы снова услышите ту же просьбу. Лучший ход здесь — действовать максимально открыто, при возможности — предложить скидку по той самой «старой дружбе».

  3. Не надо помогать людям, если не уверены в своих собственных силах.

    Можете заметить, что этот совет немного выбивается из общей канвы рассматриваемой темы. Но он не менее важен, чем все, что было изложено выше. Бывает так, что мы искренне желаем оказать помощь дорогому нам человеку и рвемся сделать это как можно скорее. Зачастую такое искреннее желание не позволяет трезво оценить – а действительно ли мы сможем оказать человеку поистине квалифицированную помощь? Не навредим ли?

    Суть описываемого принципа предельно проста – не стоит рваться в бой, если наверняка не знаешь, что делать. Имея самые светлые побуждения и взявшись помогать людям в том, с чем вы сами не шибко знакомы, можно прилично «наломать дров». Тогда и время будет потрачено впустую, и даже собственная репутация может ухудшиться в глазах уважаемого вами человека. Особенно тогда, когда результата добиться не выйдет, а саму попытку человек оценить будет не в силе.

Как не помогать людям, которые не ценят помощи, и не жить с угрызениями совести?

Не тогда, когда вы его вытаскиваете за шиворот, не тогда, когда «залюбливаете до смерти», даже не тогда, когда вы самоотверженно делаете все, не ожидая ничего взамен.

Если от вас ждет каких-либо благ человек, с которым вас не связывает ни время, ни желание – будьте уверены в своих отказах и не бойтесь кого-либо огорчить из-за норм вежливости. А если беретесь протягивать руку помощи – озвучивайте за эту самую помощь честную цену. Людям не нужно помогать, когда ваша помощь — не способ решить ситуацию, а повод перекинуть проблемы.

«Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется… что от нас, от наших усилий что-то зависит, и мы начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, и делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым… Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку,— дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других, и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати результата не будет никакого; вернее, будет, но противоположный».

Прошу прощения за длинную цитату — она из давней проповеди протоиерея Димитрия Смирнова. Проповедь задела меня потому, что я не раз и не два задавала себе вопрос — мучительный, как все наивные вопросы,— почему у меня не получается переубедить — его, ее, их?.. Почему я никак не могу разобрать завалы банальных заблуждений и привести своего заплутавшего ближнего туда, куда надо, а именно — в православный храм? Почему ближний упрямится? Почему он мне не верит? И на что он, глупый, обижается?!

За вопросами следовал целый список «диагнозов», иначе говоря, претензий к этим самым упорствующим ближним: гордость; самоуверенность; страх расстаться с мнимой свободой; нечистая совесть и бессознательное сопротивление раскаянию; инертность, пассивность, безволие; наконец, просто лень.

Тормоза у меня, впрочем, срабатывали: я не могла не видеть, что мои упорствующие в большинстве своем не глупее и, как минимум, не хуже меня. А как максимум, заметно получше.

Постепенно я поняла: искреннее, казалось бы, желание привести своего ближнего в Православие — это очень коварная вещь на самом деле. Оно очень легко вводит нас в соблазн осуждения, а заодно — высокомерия и самодовольства. Рассуждая о том, почему один человек в Церковь приходит, а другой нет, увлекаясь этими рассуждениями, мы и не замечаем, как поскальзываемся. Однажды мне в голову пришла мысль, показавшаяся замечательной: «Если человек действительно ищет истину, если он по-настоящему честен с самим собой, он, пусть не сразу, пусть после каких-то поисков, но все равно придет к Православию». Но следом за этой мыслью пришел и отрезвляющий вопрос: что же это получается? Я, значит, сама с собою честна, а вон тот человек, ныне уже покойный, в Церковь так и не пришедший,— был нечестен? Вправе ли мы вообще об этом судить?

Это на самом деле загадка: почему один человек становится верующим и четко определяет свое вероисповедание, другой выбирает «просвещенный» агнос-тицизм, а третий заявляет, что Бога, во-первых, нет, а во-вторых, если и есть, что из этого?.. Это расхождение наших дорог не обусловлено никакими различиями в характерах, моральных кодексах или интеллектуальных уровнях. Перед тайной нужно смириться. Смириться и перестать мучить себя бесконечными «Почему?..» Господь ведает, почему и отчего.

Это с одной стороны. С другой — вера ведь не версия. Если мы христиане — значит, мы исповедуем веру, а не используем в своих духовных интересах версию, чисто субъективно выбранную нами из многих иных: «Вот это мне, пожалуй, по душе». От нас ведь хотят именно этого — чтоб мы, как говорится, не претендовали на истину в конечной инстанции: «Ходите, пожалуйста, в свою православную церковь, но не думайте, что те, кто ходит не в нее, неправы». При этом предполагается, что истины как бы и нет, во всяком случае, она никому не известна, потому никто не должен претендовать на обладание ею. «Единственное, на чем можно и нужно настаивать, говорят обычно в таких дискуссиях,— на том, что все возможные мировоззрения, кроме, разумеется, деструктивных и социально опасных, имеют равное право на существование»

Право — как в юридическом смысле, так и в моральном — они действительно имеют, и Церковь никогда на это право не покушалась. Но из этого не следует, что мы не должны, во-первых, воспринимать свою веру как веру истинную (иначе ведь невозможно!), во-вторых, защищать ее от ложных суждений и толкований, в-третьих, рассказывать о ней другим — то есть быть ее миссионерами. Если мы не можем или не считаем себя вправе это делать, тогда мы подобны соли, потерявшей силу (см.: Мф. 5 , 13). Просто здесь нужно видеть золотую середину, иначе говоря — выработать норму поведения.

«Так, а ты в церкви-то бываешь? Когда в последний раз исповедовался? Ни разу?! Ну, слушай, так не пойдет!..» — это агрессия, это попытка схватить человека за руку и затащить в храм силой (довольно распространенная в подобных случаях фраза «Никак его не затащу!»).

Но если мы слышим от ближнего что-то вроде: «Бог должен быть в душе, зачем все эти обряды?» — мы должны уметь ответить. Тактично, не атакуя, не унижая — но твердо и уверенно, чтоб человек почувствовал доверие к нашим словам и интерес к ним. И, разумеется, кратко, потому, что долгая речь — насилие над вниманием собеседника. Иногда вполне достаточно произнести: «Да, когда-то я и сам(а) так думал(а)». Заодно вспомнишь, что сам такой был, и остынешь.

Конечно, я знаю все это чисто теоретически, а практически вести себя в подобных ситуациях почти не умею. Научиться трудно. Почему? Не потому ли, что в нас мало любви? «Учить людей нельзя, их надо кормить физически и душевно» — так писал великий христианин безбожной эпохи Сергей Фудель. А мы ведь не тем озабочены, чтоб человека поддержать, чтоб ему помочь, а тем, чтоб его поправить. Чтоб он не портил нам погоды и не причинял душевного дискомфорта. Мы видим ошибки и заблуждения ближних, но не видим тех бед, тех болезней, симптомами которых эти ошибки на деле являются. Человек говорит, что не доверяет «этим попам»,— мы возмущаемся его несправедливостью и не думаем о том, что человек этот с неких пор вообще никому не доверяет. Он боится доверять, он уже заранее вооружается недоверием — против всех и вся, и особенно — против тех, кому ему очень хотелось бы довериться на самом деле. Попробуйте-ка вылечить его от этой болезни! Это куда сложнее, чем возмущаться его неправотой и обрушивать на него гневные контрдоводы.

Любовь обучать не надо, она изначально все, что ей нужно, умеет. А мы неумелы от нелюбви, от эгоцентричности. Как говорит (см. начало) отец Димитрий, по своему образу хотим всех переделать, а не по образу Божию.

Нам бы успокоиться. Перестать нервничать из-за чужого упрямства и неразумия. Потому что эта нервозность — от того, чему посвящена процитированная в начале проповедь, а именно от маловерия. Сами мало верим, а хотим, чтоб от нашей веры, как от огня, загорались другие… А вообще-то ведь нужно, чтоб загорались.

Общество всегда настаивает на необходимости помогать ближнему. Я тоже. Нам говорят, что мы должны помогать людям просто так и даже тогда, когда они этого не ждут. Конечно, это не неправильно. Случайное проявление доброты может во многом изменить жизнь человека. Но у каждой медали есть обратная сторона. И не стоит умалчивать вероятного альтернативного исхода.

Жизнь - это сложная комбинация добра и зла

Нет ничего абсолютно хорошего или абсолютно плохого. В плохом всегда найдется что-то хорошее, а в хорошем - плохое. Идея помогать людям не обязательно плохая. Но и не по умолчанию хорошая. Ниже причины, по которым лично я перестала помогать людям, и вам, возможно, тоже стоило бы.

1. Перестаньте помогать людям, которые этого не заслуживают

Это не всегда просто. Нас учили, что нужно помогать людям. Так вот, теперь нужно разучиться это делать. «По мере взросления, вы узнаете, что одна рука нужна вам, чтобы помогать себе, а вторая - помогать другим», Сэм Левенсон.

Когда не просят о помощи, помогать не надо
Навязывание своих мыслей и норм поведения приравнивается к подавлению воли
Попробуйте поставить себя на место того человека, которому навязываете свое мнение
Почему нельзя тянуть на себя карму родственников?
Болезнь просто так не приходит
Если заболевший человек не почистил кармический сосуд, лечить его нельзя
Снятие кармы с человека без его покаяния - нарушение космических законов

Помощь - это благое дело. Об этом говорит религия. Об этом говорит мораль нашего человеческого общества.

Но как порой в своих мыслях мы решаем что-то за другого человека, пытаясь ему помочь!

В своей "помощи" мы заходим так далеко, что начинаем думать полностью от имени того человека, которому хотим помочь. И при этом автоматически лишаем его воли что-то делать самому, решать свою судьбу.

Таким образом, казалось бы, благое дело начинает перерастать в свою противоположность.

И вместо помощи человек получает несвободу и попадает в зависимость. Получается привязка на тонком плане, которая перекрывает все возможные дороги будущего и у того, кто чрезмерно помогал, и у того, кому помогали и кого поставили в зависимость.

Чтобы такого не происходило, в Космосе существует закон - помогай только тому, кто тебя об этом просит. То есть, не навязывайся тем, кто не просил тебя о помощи.

Что же происходит у нас на Земле? Родители трясутся над своими детьми, и это несмотря на то, что те уже давно переросли свой детский возраст. Они думают, что знают лучше своих детей, что им, детям, нужно делать.

Начинают решать за них их жизненные проблемы.

Они видят мир не так, как видят его дети, и поэтому не считаются с их мнением, чувствами. Они начинают самого себя представлять в роли своих детей и жить за них, думать, как поступить в той или иной ситуации. Ну, а если сын или дочь по этому поводу думают совсем другое, это их совсем не волнует.

Они считают: "Неразумный еще. Как его вытащить из-под влияния женщины или парня, у которого не совсем хорошие манеры, плохие привычки?"

Как сделать так, чтобы муж не пил, как его спасти, как ему помочь? Что делать, если брат не понимает, куда он катится, связавшись с какой-нибудь компанией?

При этом тот самый брат, муж, сын или дочь этой помощи совсем не просят, а отмахиваются от нее, как от назойливой мухи.

В конце концов они могут просто обозлиться против вас и еще с большей силой и стремлением делать то, что делали.

Они не разуверятся в своей правоте, потому что их сознание не такое, как у вас. Потому что они судят совсем другими категориями, а насильное навязывание своих мыслей и норм поведения по высшим, космическим законам приравнивается к подавлению воли.

Человек, на которого вы давите, при этом страдает; возможно, он не знает, куда от вас деться, куда деться от вашей опеки. Он не станет слепо исполнять то, что вы ему говорите. Потому что он не понимает это.

Потому что это может быть не в его вкусе. Потому что он не прошел через ваш опыт, либо у него был другой опыт, не такой, как у вас.

Чтобы понять того, кого вы хотите переделать, думая, что этим вы помогаете ему, представьте себя на его месте. Понравилось бы вам, чтобы кто-то вдруг начал говорить: пойми, ты ведешь себя неправильно. Нужно делать так, а не иначе. Этот человек тебе не подходит, не дружи с ним.

Что бы вы почувствовали, если бы это вам кто-то сказал, даже ради вашего блага? Вы-то ведь не будете видеть, в чем это благо.

Его видит тот, кто поучает. А вы не видите. Он, говорит, что вас спасет, а вы не поймете, от чего...

Представив все это, вы поймете, что чувствует ваш близкий, когда вы к нему пристаете с помощью, которую он не просит.

Другое дело - если человек обратился к вам: что мне делать, я запутался... Как мне дальше жить, как поступить?

Если человек задает такие вопросы, значит, он уже понял, что ошибся, оступился и хочет теперь выбраться.

И вот теперь, как нельзя кстати, ему будет полезен ваш опыт по преодолению трудностей; когда человек нуждается, в помощи отказывать нельзя, если есть возможность помочь.

Теперь рассмотрим такой вопрос - вы не навязываете свое мнение своему близкому или другу. Но вы видите, что он неправ, что он творит много ошибок, неправедных дел, что он несдержан, груб; но, желая ему помочь, вы начинаете обращаться к Высшим Силам или Господу, чтобы те даровали ему хорошую жизнь, различные блага, счастье, здоровье.

Чаще всего таким человеком может оказаться ваш родственник - мать, сестра, муж, ребенок.

Если он родственник, вы не допускаете себе мысли, что он может быть плохим, каким бы он ни был на самом деле. Вы не видите его недостатки, вы привыкли их не замечать.

И вот теперь за все свои грехи он начинает болеть, или у него начались неудачи. Считая своего родственника хорошим и незаслуженно обиженным, вы молитесь в церкви за его здоровье. Просите Высшие Силы помочь.

Но при этом вы не подозреваете, что вторгаетесь в кармические законы и нарушаете закон справедливости. За какие такие заслуги вы испрашиваете милость для вашего нагрешившего родственника?

Только лишь за то, что он - ваш родственник? За то, что вы к нему привыкли, хотите, чтобы все у него было в порядке, значит, и у вас не будет никаких расстройств по его поводу, то есть вы думаете либо о себе, либо ваша любовь слепа и основана на каких-то привязках, привычках.

Нарушая же закон кармы своею просьбою, вы всю карму своего родственника переваливаете на себя. Но запомните: ему при этом не станет легче.

Что каждый себе "сотворил", то останется при нем.

И то, что вы сотворили, перетащив его карму на себя, останется с вами. И приведет ко всем вытекающим отсюда последствиям, т.е. болезням и неудачам.

В роли любимого вами человека, за которого вы просите, может быть большой грешник. Ведь вы даже не подозреваете о том, какие могут быть тайные мысли у вашей снохи и почему вдруг ваш сын, женившись на ней, начал пить. Если она колдует и привораживает его, она никогда вам об этом не скажет.

Приворожив сына, она захочет понравиться и вам и сделает для этого все возможное, и вы даже не заметите, что может скрываться под добродетельной маской. Так что, не стоит просить Высшие Силы и помогать человеку, которого вы до конца не знаете.

Болезнь просто так не придет, у нее есть на то причины. А их следует искать прежде всего в самом заболевании, а не смотреть на стороне и не сокрушаться на Высшие Силы, которые, по вашему мнению, оказались несправедливы.

Такая же история перетягивания кармы может произойти у вас, если вы занимаетесь целительством, если хотите кого-то излечить и при этом тоже не смотрите на причины болезни. Если заболевший человек не чистит кармический сосуд, лечить его нельзя, так же, как и чистить кармический сосуд за него.

Снятие кармы с человека без его покаяния - это нарушение космических законов. Тот, кто снимает, либо делает ритуал "сжигания" кармы другого человека, наматывает ее на себя. И болезнь вместе с нею - тоже.

Если он скидывает болезнь или ее причины на животное, растение, камень или

какой-нибудь предмет, он совершает двойной грех - вмешивается в кармические проблемы пациента силовым путем извне. То есть лишает его заслуженного справедливого наказания и отдает это наказание совершенно невиновному созданию.

Происходит двойное нарушение законов справедливости. И это приравнивается к черной магии.

Такой поступок моментально заполняет до краев кармический сосуд целителя. Выталкивает из него душу. И начинается разрушение организма.

Добавим к этому поступку корыстный интерес целителя, получившего за это действие еще и деньги.

Что же происходит при этом с пациентом? Для него такая помощь оборачивается непоправимыми последствиями.

Кроме всех своих грехов, за которые он получил свою болезнь, в его кармическом сосуде записывается большой грех. Он состоит в том, что человек решился без всякого покаяния и работы над собой избавиться от записи Высших Сил о его неправильных поступках и тем самым избежать наказания - как бы совершить побег от правосудия - обхитрить Высшие Силы, да при этом еще ни за что, ни про что наградить своей болезнью какое-нибудь существо, на которое ее скинул.

Пациент, уходя от такого целителя, утяжеляет свою карму во много раз. А значит - болезнь к нему еще вернется. И будет намного серьезнее и тяжелее, чем была до этого.

Чтобы излечиться от болезни, требуется самому почистить свой кармический сосуд через покаяние и пожертвование, через осознание своей вины.

Только в этом случае ему можно помогать. Только в этом случае помощь будет действенна, и тот, кто помогает, не будет совершать греха, а наоборот, будет делать богоугодное дело.

И в конце концов он будет вознагражден Высшими Силами.

Таковы законы мироздания, и их не сможет изменить никакая магия, никакие ритуалы. Потому что Высшие Силы обмануть невозможно...

Любовь КОЛОСЮК.

Часто, общаясь с разными людьми по душам, приходится слышать похожие истории:

- Брат у меня есть младший. И профессия у него есть, да с работой все никак ему не везёт. Вроде и работа хорошая, ответственная, но зарплата такая, что не прожить. Приходится помогать.
- А что, вы так много зарабатываете?
- Да не то чтобы очень много. Но как я могу «шиковать» в то время, как брату тяжело. Можно и сэкономить на чем-нибудь.

- На хорошие лекарства не всегда денег хватает. Стараемся покупать те, что подешевле.
- А что так?
- Да доченьке/сыночку стараемся помогать. А то не очень у него с деньгами хорошо.
- А что зарабатывает меньше, чем ваша пенсия?
- Да нет, не меньше. Просто у молодых и трат больше: и то надо, и это надо. А мы-то, старики, уже можем и малым довольствоваться. Вот и помогаем.

- Устала я очень... Не так мы с мужем себе представляли старость.
- А что случилось?
- Это давняя история. Не могу смотреть, как сын пьет... Ему тридцать шесть, а у него ни работы, ни семьи, ни детей.
- На что же он живет?
- Мы помогаем.
- А почему не работает?
- Говорит, что он не может работать за те гроши, что ему предлагают.

Жизнь такова, что даже при одинаковых исходных условиях добиваемся мы в жизни разных успехов. Особенно заметно это в одной семье, когда один ребенок достаточно успешен, а второй - нет. В такой ситуации, при наличии хороших отношений между детьми, более успешный начинает помогать менее успешному материально.

На то и родственники, чтобы помогать друг другу в трудную минуту, - скажете вы.

Да, это так. Когда это временные трудности. В этой же статье речь о ситуациях, когда помощь такого рода растягивается на месяцы и даже годы. Когда ваш родственник здоров и, казалось бы, в состоянии решать свои проблемы самостоятельно.

Вначале вы предложили свою помощь искренне, желая помочь. Но время идёт, вы продолжаете помогать, а проблемы остаются нерешенными. Ваш брат/сестра приводит вам массу достаточно правдоподобных объяснений этому. Но с течением времени ситуация начинает вас раздражать все больше и больше, потому что вы не видите не только никаких перспектив разрешения в сложившейся ситуации, но и реальных шагов со стороны брата/сестры что-то изменить.

И вот уже вы всерьез задумались о том, как правильно поступить в этой ситуации. Продолжать в том же духе? Или прервать практику материальной помощи?

Попробуем дать ответ на этот вопрос с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология выделяет восемь возможных вариантов строения психики. Каждому из нас от рождения может быть свойственно от одного до восьми векторов.

Кто склонен помогать близким?

В первую очередь надо сказать/отметить, что далеко не все будут помогать близким даже при очень высоком уровне достатка. Чаще всего попадаются на эту «удочку» обладатели анального вектора . Почему?

Во-первых, потому что только для обладателя анального вектора семья - это приоритет, это сверхценность. Члены семьи, будь то родители, брат, сестра, супруг, дети, внуки, для обладателей анального вектора всегда имеют очень большое значение. А потому их проблемы они склонны ощущать как свои собственные и стремятся всеми силами помочь в их решении.

Во-вторых, обладатели анального вектора чувствительны к несправедливости и неравенству. Видя, что близкие люди обижены судьбой, они стремятся исправить это «недоразумение» своими усилиями. Ведь в их системе мировосприятия всё должно быть поровну: сколько взял - столько и должен отдать.

Еще более выражено стремление помочь близким при наличии зрительного вектора , в анально-зрительной связке векторов. Ведь зрительный вектор склонен к сочувствию и сопереживанию всем без исключения окружающим людям. Анально-зрительному человеку важно оставаться «хорошим» в глазах других. Такой человек настолько заботливый, мягкий, что попросту не умеет отказывать в помощи - неудобно как-то.

Зачастую его даже не надо просить - достаточно просто сообщить о своей проблеме, - и он сам предложит помощь. Дело в том, что анально-зрительные люди настолько скромны и порядочны, что им невероятно тяжело просить других о помощи. Поэтому им кажется, что другие люди тоже делают неимоверное усилие, когда просят о чем-то. Чувствуя неловкость за просящего, они стараются компенсировать ее благородством и щедростью, чтобы точно никого не обидеть.

Нужно ли помогать близким? И как это сказывается на них

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана закономерности психики таковы, что человек стремится к получению наслаждения. Когда мы ощущаем, что нам чего-то не хватает, мы начинаем искать пути для получения желаемого. Мы будем думать об этом и днем и ночью, чтобы придумать способ для достижения цели, пока наконец его не придумаем.

Но есть такое понятие как «леность ума». Это естественное свойство нашей психики. Ведь думать - это процесс достаточно энергозатратный. Поэтому всегда, когда появляется возможность НЕ думать, именно её человек и предпочтёт. Ведь куда легче жить посредством самого примитивного наглядно-действенного мышления, не производя свои мыслеформы, свои решения, а копируя действия, поведение, мысли других. Зачем искать пути, если проблема мало-мальски решается? Зачем искать решение, если кто-то его нам предоставил?

Так и получается, что, регулярно оказывая человеку материальную помощь, мы попросту лишаем его необходимости искать пути решения самому. Тем самым мы способствуем лености его ума. А значит - вопрос о самостоятельном решении финансовых задач он перед собой не ставит.

Если же у того, кому мы помогаем, есть анальный вектор - это еще больше усугубляет ситуацию. От рождения обладатель анального вектора является приверженцем всего привычного и хорошо известного и избегает всего нового. Часто он подсознательно стремится отложить любое действие, поскольку всё новое кажется ему опасным и ненадёжным. Решая за него проблемы, мы лишаем его того самого стимула, который вынуждал бы сделать шаг вперед из уже такой привычной жизни. Так, «благодаря» нашей помощи, они могут просидеть всю жизнь, избегая решений и действий.

Чем мы можем помочь нашим близким в случае финансовой несостоятельности?

Обычно человек оказывается в ситуации, когда ему регулярно требуется финансовая помощь, неспроста. Ведь наша психика устроена таким образом, что мы стремимся получить удовольствие. Сделал дело - получил удовольствие, и это приятное чувство от достигнутого наслаждения способствует тому, что к следующей цели, обещающей нам удовольствие, мы стремимся с ещё большим рвением. Стремление к удовольствию - вот тот двигатель, который позволяет нам свернуть горы.

Человек не стремится зарабатывать деньги в двух случаях: когда он не получает ни морального (если сам процесс зарабатывания денег не доставляет ему удовольствия), ни материального (если размер гонорара не адекватен вложенным усилиям) удовлетворения.

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволят с большой точностью определить векторальную принадлежность ваших близких. В результате вы сможете подсказать, какая именно работа может максимально способствовать реализации их врожденных свойств - а значит, приносить им удовольствие. Ведь работа, выбранная под давлением мнения, навязанного обществом и окружающими, - это не всегда то, что нам нужно.

Надо чтобы человек начал потихоньку действовать в направлении реализации своих желаний. Стоит ему хотя бы раз получить удовольствие от результата , он захочет ощутить это приятное чувство от достигнутого ещё и ещё. В ответ на растущее желание появятся и силы для его реализации!

И в заключение:

  • Регулярно оказывая человеку материальную помощь, мы попросту лишаем его необходимости искать пути решения самому.
  • Лучшая помощь в такой ситуации - подсказать человеку направление поиска работы с учетом его векторальных свойств.
  • Приходите на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии, чтобы помогать другим действительно эффективно! Регистрируйтесь .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: