Борис Стругацкий: биография и некролог. Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким компьютерные игры, в основном, «стратегии»

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (15 апреля , Ленинград - 19 ноября , Санкт-Петербург ) - советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики . После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея . Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва , была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР » и награждена орденом «Знак Почёта» .

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории , однако не защитил диссертацию , тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам . В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР .

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября - 20 декабря ), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка , с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году) .

Борис Натанович был известен как страстный филателист , что нашло отражение в его творчестве .

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет . В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами .

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики . Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » ( -) и «Бессильные мира сего » (), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном сайте Стругацких с июня 1998 года шло , в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон , Хола Клемента , Джона Уиндэма .

Псевдоним

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995)

Награды

Увековечение памяти

  • Площадь Братьев Стругацких в Санкт-Петербурге

Политическая позиция

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в неё внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Статья от 08.02.2010, «Новая газета »

Дополнительные факты

  • Борис Стругацкий «никогда, никому и ни при каких обстоятельствах» не отвечал, над чем он работает.
Причин тому много, я назову только одну: ещё в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - всё: работа идёт насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. «Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал». Отличное правило. Всячески рекомендую.

См. также

  • Стругацкие, Аркадий и Борис (обзор совместного творчества)
  • Стругацкий, Аркадий Натанович (биография)
  • Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких

Напишите отзыв о статье "Стругацкий, Борис Натанович"

Примечания

Литература

  • Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия ; Рандеву-АМ, 2000. - С. 669-671.
  • Ант Скаландис. Братья Стругацкие . - М.: АСТ, 2008. - 702 с. - ISBN 978-5-17-052684-0 , 978-5-9713-8278-2.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Стругацкий, Борис Натанович

Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.

Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, лауреат Государственной премии РСФСР, международной премии за вклад в фантастику, премии имени Жюля Верна, главный редактор журнала фантастики «Полдень, XXI век»

Родился 15 апреля 1933 года в городе Ленинграде. Отец – Стругацкий Натан Залманович (1892–1942 г.г.), искусствовед, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать – Стругацкая (Литвинчёва) Александра Ивановна (1901–1979 г.г.), школьный педагог, Заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена «Знак Почёта». Супруга – Стругацкая Аделаида Андреевна, научный сотрудник Пулковской астрономической обсерватории Российской академии наук. Сын – Андрей (1959 г. рожд.). Пятеро внуков
Натан Залманович был из семьи херсонских адвокатов, человек политически активный, как и двое его братьев: старший – Александр и младший – Арон. Все трое стали большевиками. В марте 1917 года, еще до Великой Октябрьской социалистической революции, отец Бориса Натановича вступит в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), правопреемницей которой станет много позднее, после ряда переименований – РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Все трое прошли Гражданскую войну. Натан был комиссаром в Красной армии – выжил, как и Александр. Арон погиб в боях под Херсоном. После войны старший брат, инженер, изобретатель, стал директором завода, занимался внедрением сверхэкономичного ветряного двигателя. Зимой 1937 года его по доносу арестовали и расстреляли.
Натана Залмановича демобилизовали из Красной армии в начале 1920-х годов. По воле случая он оказался в поселке Середина-Будана на Черниговщине (с 1964 г. город в Сумской области, Украина), в гостях у своих дальних родственников. Там произошла его встреча с будущей супругой, дочерью выбившегося из крестьян прасола, оптового скупщика рыбы, мяса, скота, разного сельскохозяйственного сырья. А далее всё шло будто по сюжету любовного романа. Отец похищает ее и увозит, так как о законном браке с коммунистом, да еще евреем, для деда Бориса Натановича, Ивана Павловича, человека крутого нрава и твердых убеждений, не могло быть и речи. Он проклял свою дочь, правда, в 1925 году, после рождения Аркадия, увидев внука, свое родительское проклятие снял.
Партийный долг привел Натана Залмановича в Грузию, в Батуми, где он стал главным редактором местной газеты «Трудовой Аджаристан», а затем партия направила его на работу в Ленинград, в Горлит, в Управление по охране государственных тайн в печати и радио, существовавшее при Исполнительном комитете Совета народных депутатов, – цензором. Позднее заведовал отделом печати Выборгского райкома ВКП(б) Ленинграда. Отучился в аспирантуре Института красной профессуры, работал в Русском музее (ныне Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Русский музей»). В 1933 году, сразу после рождения Бориса, был мобилизован в «двадцатипятитысячники». Это был большой отряд передовых рабочих промышленных центров СССР, коммунистов и комсомольцев, отправленных в период коллективизации сельского хозяйства, в первой половине 1930-х годов, по постановлению ЦК ВКП(б) на хозяйственно-организационную работу в деревню. Натан Залманович работал начальником политотдела в ряде зерновых совхозов в городе Прокопьевске Новосибирской (ныне Кемеровской) области и в Сталинградском крае (часть края вошла позднее в состав Сталинградской, ныне Волгоградской области). В 1936–1937 годах являлся начальником Сталинградского краевого управления культуры. В апреле 1937 года был исключен из ВКП(б) за «притупление политической бдительности». К счастью, репрессировать его не успели, так как по совету друзей он тут же бросился искать правду в Москву, – разумеется, найти ее не сумел. Вернулся в Ленинград, устроился на работу в Публичную библиотеку (с 1964 г. Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского). Написал работы о живописце А.Н. Самохвалове, об иконографии М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также о плакате времен Гражданской войны.
С началом Великой Отечественной войны Натан Залманович попытался пойти добровольцем в регулярную армию, но в военкомате ему отказали по причине его слабого здоровья. Правда, чуть позже, в ноябре 1941 года, он все же стал ополченцем. Участвовал в оборонительных боях на Пулковских высотах, а в январе 1942 года его, опухшего, полумертвого, комиссовали. Если бы не решение властей об эвакуации Публичной библиотеки, сотрудником которой был Натан Залманович, семья в блокадном Ленинграде была бы обречена на гибель. Выжили до момента эвакуации только за счет того, что смогли отловить для пропитания несколько кошек. Детские воспоминания о тех днях у Бориса Натановича – страшные. 1 февраля 1942 года Натан Залманович с сыном Аркадием были эвакуированы (мать с больным Борисом осталась в городе). 4 февраля 1942 года по дороге, в Вологде, он умер от истощения и обморожения, там и похоронен в братской могиле. Так завершился жизненный путь этого неординарного человека, человека высокой культуры, всегда мечтавшего стать литератором, не ставшего им, но воспитавшего выдающихся писателей современности в лице двух своих сыновей.
Будучи ортодоксальным коммунистом, безгранично верившим партии, выполнявшим, как солдат, ее приказы, Натан Залманович непостижимым образом всегда сохранял широту мысли, когда речь заходила о литературе, живописи, о культуре вообще. Именно он пробудил у Аркадия и Бориса любовь к литературе, в том числе фантастике, оказал решительное влияние на воспитание у них литературного вкуса. В Ленинграде семья жила не сладко, но отцу полагался так называемый «книжный паек». Казалось, духовная пища взялась в то время компенсировать недостаток калорий в организмах молодых Стругацких. Накопилась библиотека прекрасных книг. Они сыграли огромную роль в судьбе и Аркадия, и Бориса. Те книги, которыми зачитывался один, читал спустя несколько лет другой. Если старший брался за астрономию и математику, то младший, Борис, автоматически попадал в мир звезд и чисел. Отец целенаправленно насыщал детей книжками, поощрял желание и стремление фантазировать. Фантастика благодаря ему стала первой литературой, которая вошла в жизнь Бориса: это были произведения Г.Д. Уэллса, А.Р. Беляева, А. Конан Дойла из отцовской библиотеки. Были и Н.В. Гоголь, и Э.А. По, и М.Е. Салтыков-Щедрин. В голодные послевоенные годы от той библиотеки почти ничего не останется: пришлось все распродать. До войны вся семья по обыкновению усаживалась вечерами на диван, и отец принимался рассказывать повесть-сказку, бесконечную, с вариациями, с продолжением, неописуемую вязь из сказок и остросюжетных романов всего мира. Кончалась эта сказка каждый раз одинаково: «Но тут наступила ночь, и все они легли спать...».
Аркадий, единственный выживший из всех, кто ехал с ним в одном вагоне в эвакуацию, окажется после детского приемника и бегства из него в поселке Ташла Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Там он будет назначен заведующим молокоприемным пунктом, где у него случится недостача. Оттуда в 1943 году его призовут в действующую армию. А до этого, в середине сентября 1942 года, туда приедет с матерью и Борис. Александра Ивановна, человек поразительного жизнелюбия и энергии, не боявшаяся никакого труда, талантливая во всем, за что бы ни бралась, и никогда не сдававшаяся, распродала всё, что привезла с собой из Ленинграда, покрыла недостачу и сама стала заведовать этим пунктом. Освоилась моментально, делала особенную брынзу, которую специальным транспортом доставляли на стол начальству в Чкалове (ныне Оренбург), получила звание мастера-брынзодела.
После возвращения из эвакуации в Ленинград Борис окончил 107-ю среднюю школу. Поступил на механико-математический факультет Ленинградского ордена Ленина государственного университета имени А.А. Жданова, который окончил в 1955 году по специальности «астроном». В течение 10 лет работал в Пулковской обсерватории под Санкт-Петербургом, сначала учился в аспирантуре, а потом работал инженером по эксплуатации счетно-аналитических машин. В этот период написал ряд статей по астрономии.
В 1955 году в Ленинград после демобилизации приехал брат Бориса Натановича, Аркадий, служивший последние годы после окончания в Москве Военного института иностранных языков военным переводчиком на Дальнем Востоке. Специалист-востоковед, а в будущем также переводчик классической японской литературы, он станет на всю свою писательскую жизнь соавтором младшего брата. Судьба распорядится так, что Аркадий Натанович будет жить и работать в Москве, где устроится сначала в Институт научной информации, а затем редактором в Гослитиздат (с 1963 г. Государственное издательство «Художественная литература») и в Детгиз (Государственное издательство детской литературы). Там, в Москве, в 1991 году Аркадий Натанович и скончается. А Борис Натанович так и останется навсегда ленинградцем. Попытки соединиться, а они предпринимались не раз, были очень сложными и безуспешными. Однако то обстоятельство, что жили они в разных городах, никогда особенно не мешало творческому содружеству братьев.
В тот приезд Аркадия Александра Ивановна раздобыла где-то замечательную старинную пишущую машинку. Братья завели обыкновение усаживаться за нее – «ради только удовольствия попечатать», как вспоминает Борис Натанович. Так, играючи, однажды у них получился первый совместный опус, названный впоследствии «Песчаная горячка» (1955 г.). Печатали так: страничку – один, страничку – другой, и так до самого конца, без всякого плана и сюжета. К их удивлению, получился вполне осмысленный текст. Правда, с началом занятий уже серьезной литературной деятельностью совместная работа стала походить, по сути, на непрерывный спор. Аркадий был человек чрезвычайно эмоциональный, им всегда правили чувства, Борис же отличался рациональностью, старался всё взвешивать и просчитывать на несколько ходов вперед. Понадобится не один год, чтобы найти оптимальный вариант сочетания интересов, научиться находить компромиссы. Только тогда и появился писатель, имя которого «А. и
Б. Стругацкие». Для читателя это был один талантливый писатель, единое целое, поэтому говорить отдельно о творчестве каждого из братьев было бы затруднительно и, наверное, неправильно. Со временем у них сложилась и довольно жесткая технология творческой работы. Сначала вещь задумывалась в самом общем виде, процесс ее созревания мог длиться годы. Думали над ней порознь, каждый у себя дома. В какой-то момент съезжались, делали полный конспект будущего произведения: определяли общую идею, сюжет, персонажи, иногда даже ключевые фразы, разбивали на главы. Работали там, где было удобнее: в Москве, Ленинграде, в Домах творчества писателей. Затем, как правило, разъезжались и шлифовали конспект поодиночке. На следующем этапе уже писали на машинке. Один из братьев печатал, второй диктовал, и наоборот. Писали практически начисто и очень быстро, многие часы подряд. Правка обычно была минимальной, но все равно съезжались специально, чтобы ее согласовать.
Как профессиональные писатели Стругацкие дебютировали в 1958 году, они представили читателям свои рассказы «Извне» и «Спонтанный рефлекс». А в 1959 году в свет вышло их первое крупное произведение – фантастическая повесть «Страна багровых туч». За ней были «Стажёры» (1960), «Полдень XXII века» (первое название «Возвращение», 1960), «Попытка к бегству» (1962), «Забытый эксперимент» (1959), «Испытание СКИБР» (1959), «Шесть спичек» (1959), «Частные предположения» (1959), «Путь на Амальтею» (1960), «Далёкая радуга» (1962), «Трудно быть богом» (1963), «Хищные вещи века» (1964), «Второе нашествие марсиан (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Улитка на склоне» (1965), «Сказка о Тройке» (1967), «Гадкие лебеди» (1967), «Обитаемый остров» (1968), «Малыш» (1970), «Отель “У погибшего альпиниста”», «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «Град обречённых» (1975), «За миллиард лет до конца света» (1974), «Повесть о дружбе и недружбе» (1978), «Жук в муравейнике» ((1979), «Хромая судьба» (1982), «Волны гасят свет» (1984), «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988 г.), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) и другие. Кроме того, Борис Натанович в соавторстве с братом переводил англоязычную фантастику, в том числе повести «Саргассы в космосе» (Э. Нортон), «Огненный цикл» (Х. Клемент).
Произведения, написанные по отдельности, братья публиковали под псевдонимами: Аркадий Натанович выступал под фамилией С. Ярославцев, в переводах – С. Бережков, а Борис Натанович – С. Витин, С. Победин, С. Витицкий. После смерти брата Борис Натанович опубликовал под псевдонимом два своих романа: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994) и «Бессильные мира сего» (2003).
По сценариям Стругацких снят ряд фильмов, среди которых «Сталкер» (1979, по мотивам повести «Пикник на обочине», режиссер А.А. Тарковский); «Дни затмения» (1988, по мотивам повести «За миллиард лет до конца света», режиссер А.Н. Сокуров); «Чародеи» (1978, по мотивам повести-сказки «Понедельник начинается в субботу», режиссер – К.Л. Бромберг). Кроме того, экранизированы «Отель “У погибшего альпиниста”» (1979, режиссер – Г.Е. Кроманов); «Туча» (1987); «Трудно быть богом» (1989, режиссер – П. Фляйшман); «Искушение Б» (1990, режиссер – А.В. Сиренко); «Гадкие лебеди» (2007, режиссер – К.С. Лопушанский). В настоящее время экранизируются повести «Трудно быть богом» (режиссер А.Ю. Герман) и «Обитаемый остров» (режиссер Ф.С. Бондарчук). Есть также театральные постановки. На сценах различных театров шел спектакль «Малыш». Многие театры поставили пьесу «Жиды города Питера? или Невеёлые беседы при свечах». Она до сих пор идет в Московском театре на Малой Бронной (режиссер-постановщик Л.К. Дуров). Сам Б.Н. Стругацкий участвовал в написании сценария для фильма «Письма мёртвого человека» (1985, по мотивам повести «На исходе ночи», соавторы К.С. Лопушанский, В.М. Рыбаков). За эту ленту он был удостоен в 1986 году Государственной премии РСФСР. По ряду произведений Стругацких выпущены компьютерные игры.
Писатель, переводчик, сценарист, драматург, автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес, сценариев – Борис Натанович был вместе со старшим братом в писательском дуэте «Братья Стругацкие» духовным гуру нескольких поколений советской интеллигенции. Они, по словам одного из литературных критиков, укрепили традицию русской литературы, напоминая согражданам о бессмертии мысли, совести, смеха. Пик их популярности пришелся на 1970-е годы. Это было, пожалуй, самое трудное время для писательской судьбы братьев. Советская идеологическая машина подвергала Стругацких яростным нападкам за раскрепощенный дух и мысли. Их произведения «не рекомендовали» к печати. За нарушение такой рекомендации редакция альманаха «Ангара», например, была после публикации «Сказки о Тройке» распущена, а сама повесть оказалась в спецхране. Повесть «Гадкие лебеди» впервые была издана в Германии, хотя Стругацкие и не давали разрешения на ее публикацию. Книги не печатали, но нужно было на что-то жить, поэтому Аркадий Натанович взялся за переводы, Борис Натанович был вынужден продать коллекцию марок, которую собирал 25 лет.
А в народе создавались клубы любителей творчества Стругацких, их книги перепечатывали на пишущих машинках, переписывали от руки: читатели требовали Стругацких. В те годы наиболее активные из них создали межрегиональную группу «Людены» по изучению и пропаганде творчества братьев. Великим координатором группы был избран библиограф, литературный критик
Ю.Г. Флейшман, немало сделавший для изучения творчества Стругацких. В ее состав вошли около 50 человек из России, Белоруссии, Болгаpии, Геpмании, Казахстана, Латвии, Польши, США, Укpаины. Члены группы составляют словаpи имен собственных, названий флоpы и фауны, встречающихся у Стpугацких, цитат из их книг у дpугих автоpов, ведут подробную библиографию всего, что связано с писателями, занимаются исследованием архивов. При участии членов группы был выпущен ряд изданий, в том числе: «Куда ж нам плыть?». Сбоpник публицистики. Сост. В.В. Казаков (Волгогpад, 1991); сборники «Стpугацкие о себе, литеpатуpе и миpе» за 1959–1966, 1967–1975, 1976–1981, 1982–1982 и 1985 годы, изданные Омским издательством в 1991–1994 гг.; «Миры братьев Стругацких». Энциклопедия. Т. 1–2. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1999. Группа принимала участие в подготовке собраний сочинений братьев издательствами «Текст», «Terra Fantastica – АСТ» и «Сталкер». Она учредила приз «Золотой шар» за лучшее произведение года социальной тематики, пpовела несколько конфеpенций в рамках «Стpугацких чтений». Неформальным органом группы является газета «Понедельник», ее издает В.И. Борисов, вице-координатор организации. С 2002 года она выходит периодически в электронном варианте.
Стругацкие продолжали писать и в то трудное для них время. Причем характерно, что количество публикаций их произведений находилось в прямой зависимости от особенностей политической жизни в стране: большие тиражи – в первой половине 1960-х, во времена «оттепели», и резкий спад в период стагнации; постепенная реабилитация в преддверии перестройки. В 1984 году писатели удостоились первой книги-сборника, выпущенной в издательстве «Советский писатель» в категории «Избранное». В советском литературном мире появление такого «Избранного» являлось знаком признания, при этом авторам полагался повышенный гонорар. После распада Советского Союза свет увидели три собрания сочинений А.Н. и Б.Н. Стругацких. Одно из них, выпущенное издательствами «Сталкер» (Донецк) и «Terra Fantastica» (Санкт-Петербург) в 2001 году, можно считать «каноническим», поскольку содержит тексты произведений, свободных от цензурных и редакторских правок разных лет. Общий тираж произведений Стругацких превысил 40 миллионов экземпляров. К январю 2007 года их книги выдержали более 620 изданий в 33 странах мира. Они переведены на большинство языков республик бывшего СССР, а также на 33 языка стран дальнего зарубежья. Для последнего собрания сочинений Борис Натанович подготовил сборник литературных мемуаров «Комментарии к пройденному», вышедший в двух изданиях (1998–1999 и 2003), где подробно описал историю создания произведений.
Творчество братьев Стругацких впитало в себя все основные научные и художественные веяния времени. Сами они отмечали безусловное воздействие на себя эстетических идеалов и основополагающих идей Г.Д. Уэллса, Ж. Верна, А.Н.Толстого, И.А. Ефремова. В первый период своего творчества, который приходится на 1950-е–1960-е годы, они были проникнуты идеей близости прекрасного коммунистического будущего. Их повести выгодно отличались на фоне тогдашней советской фантастики, где из книги в книгу кочевали романтические образы героев-звездолетчиков. В конце 1960-х – начале 1970-х годов у писателей происходят принципиальные изменения в восприятии жизни, в их художественном мире. Внешнее действие в прозе писателей обретает всё большую лиричность и психологический оттенок, она насыщается философскими элементами. Произведения этого периода привнесли в отечественную фантастику мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность. Построенные на органическом единстве серьезной мысли и увлекательной интриги они обретают выраженное притчевое начало.
Вся последняя совместная проза Стругацких представляет собой глубинное изучение сознания человека, морально-философского пласта событий и явлений, своеобразную интеллектуальную головоломку на тему «человек, социум, человек на путях возможного прогресса», где ему отводится главная роль. Б.Н. Стругацкий не верит, например, ни в высшее существо, ни в высший разум, ни в Абсолют. Не верит в то, что человеческой жизнью или человеческой историей сознательно управляет Некто. Один из любимых литературных приемов Стругацких – открытый финал, когда для читателя так и остается загадкой, как же сложится в конечном счете судьба героев. А их главный герой – интеллигент, гуманист, обыкновенный человек, этика которого держится на преданности научному поиску и нравственной ответственности перед человеком.
Б.Н. Стругацкий в 1964 году стал членом Союза писателей СССР. Он более 30 лет возглавляет Санкт-Петербургский (прежде Ленинградский) семинар писателей-фантастов. Его считают своим учителем десятки писателей. Вышли три сборника «Время Учеников», в которых различные авторы «продолжают» произведения братьев Стругацких. В одном из них П.Р. Амнуэль опубликовал повесть «Лишь разумные свободны», «дописав» сюжет «Жука в муравейнике». Писатель никогда не отказывает в интервью различным изданиям. С 1991 года их опубликовано несколько сот. Начиная с 1998 года отвечает в режиме реального времени на сайте «Русская фантастика» на вопросы пользователей Рунета, дав уже около 7 тысяч ответов. Два-три раза в год обязательно выступает по радио. С 2002 года Борис Натанович – главный редактор журнала фантастики «Полдень, XXI век». До 1996 года являлся членом приемной комиссии Союза писателей Санкт-Петербурга, он – член жюри по присуждению различных литературных премий, в том числе «Бронзовая улитка», «Странник», «АБС- премия». Последняя из них учреждена в честь братьев Стругацких.
Стругацкие являются лауреатами многих самых престижных международных литературных премий, почетными членами литературных организаций. В 1967 году они стали лауреатами второй Кэмпбелловской мемориальной премии «Странник» (США). В 1978 году – были приняты в почетные члены Общества Марка Твена (США) с формулировкой «за выдающийся вклад в мировую литературу». В 1979 году они были удостоены премии имени Жюля Верна (Швеция), в 1981 году явились первыми лауреатами премии «Аэлита» (СССР) за лучшее произведение советской фантастики. На 11-м конгрессе Еврокона в Монпелье (Франция) Стругацким была присуждена международная премия за вклад в фантастику за 1987 год. В том же году на 45-м Конвенте научной фантастики в Брайтоне (Англия) они стали обладателями специального приза Всемирной организации научной фантастики «За независимость мысли». В 1986–1989 годах их произведения были названы по итогам читательских голосований лучшими советскими научно-фантастическими произведениями года. В 1990 году за выдающийся вклад в советскую фантастику писателей удостоили премии читательских симпатий имени А.Р. Беляева. Б.Н. Стругацкий стал в 1986 году лауреатом Государственной премии РСФСР за сценарий фильма «Письма мертвого человека», а в 2002 году – лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 1985 году Международный центр по малым планетам (Кембридж, США) назвал именем Стругацких малую планету № 3054, открытую 11 сентября 1977 года (1977 RE7 STRUGATSKIA).

Борис Стругацкий – это прославленный российский писатель-фантаст, создавший за свою жизнь огромное множество самых разнообразных произведений.

Среди его книг есть коммерческие бестселлеры и всенародно любимые романы. Именно поэтому жизнь и творчество нашего сегодняшнего героя всегда остаются настолько интересными. Ведь в жизни Бориса Стругацкого, как и в его романах, есть множество примечательных эпизодов.

Ранние годы, детство и семья Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий появился на свет 15 апреля 1933 года в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге). Его отец был работником Государственного русского музея, а мама преподавала русскую литературу в одной из ленинградских школ. Долгое время их семья казалась счастливой и во многом даже образцово показательной.

У Бориса и его брата Аркадия было счастливое детство. Однако с началом Второй мировой войны все кардинальным образом изменилось. В период блокады Ленинграда Борис с матерью не успели эвакуироваться, а потому остались в осажденном городе. Аркадий Стругацкий вместе с отцом успел перебраться в Оренбург.

Однако попыток помочь матери и младшему брату он никогда не оставлял и в 1943-м году после многих попыток все-таки сумел осуществить задуманное. Таким образом, весь период военных действий Борис вместе с семьей провел в Оренбургской области. Лишь только в 1945-м году Стругацкие решились-таки вновь вернуться в город над Невой.

В Ленинграде наш сегодняшний герой окончил общеобразовательную школу и стал готовиться к поступлению на факультет физики Ленинградского государственного университета. Однако экзамены парень сдать все-таки не смог, а потому в итоге оказался на несколько ином отделении – отделении астрономии. В этот период Борис Стругацкий начал серьезно увлекаться научной темой космоса и звезд, которая плавно привела его к увлеченности научной фантастикой. Но до первых литературных опытов было еще далеко. После окончания ВУЗа наш сегодняшний герой поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории. Однако защитить диссертацию не сумел.

Борис Стругацкий: фантастика без волшебства

Впоследствии на той же Пулковской обсерватории Борис Стругацкий работал инженером-эксплуатационником. Несколько раз в своей жизни он принимал участие в научных экспедициях, а также участвовал во множестве экспериментов.

Литературное творчество Бориса Стругацкого и прочие достижения

Большую часть своих литературных произведений Борис Стругацкий написал в соавторстве со своим братом Аркадием. Их совместная работа началась довольно тривиально: в один прекрасный день два молодых ученых поспорили с супругой Аркадия, что смогут написать фантастическую повесть и в итоге выиграли спор. Таким образом, первым гонораром за повесть «В стране багровых туч» для писателей стала выигранная в споре бутылка шампанского.

Данное произведение было написано в 1954-м году, а три года спустя доработано и расширено. Еще два года спустя окончательное произведение было опубликовано в одном из советских издательств.

За эти пять лет, что прошли с момента написания романа до его публикации, два брата написали еще несколько произведений. Чаще всего Борис и Аркадий работали вместе, однако время от времени писали небольшие произведения и отдельно друг от друга.


За свою карьеру в соавторстве со своим братом наш сегодняшний герой создал порядка тридцати романов, а также бессчетное множество рассказов, повестей и прочих небольших произведений. После смерти Аркадия Борис продолжил работать в качестве литератора и издал два полноценных романа - «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Оба произведения были изданы под псевдонимом С. Витицкий.

На протяжении всей своей карьеры прославленный российский литератор работал в жанре научной фантастики. Некоторые его книги часто относят к жанру «антиутопии», однако сам Борис Натанович обычно причисляет свои произведения (как правило, написанные в соавторстве с братом) к жанру «реалистической фантастики.

Интересное кино: фильмы по книгам Стругацких

Романы братьев Стругацких были переведены более чем на тридцать языков мира. Многие произведения, созданные известными писателями, легли в основу компьютерных игр и кинематографических фильмов. Среди наиболее известных лент, поставленным по произведениям Бориса и Аркадия значатся картины «Чародеи», «Дни затмения» (по книге «Миллиард лет до конца света»), «Трудно быть богом», «Обитаемый остров».

Обитаемый остров: схватка (Официальный трейлер фильма по мотивам книги Стругацких)

Над кинематографической адаптацией романов писателей работали такие известные режиссеры как Алексей Герман, Фёдор Бондарчук , Александр Сокуров и многие другие.

За свой выдающийся труд на ниве российской литературы Борис Стругацкий был награжден Орденом Почета, государственной премией РСФСР, медалью «Символ науки», а также некоторыми другими престижными наградами. Кроме того, именем Бориса и Аркадия Стругацких названа малая планета № 3054.

Личная жизнь Бориса Стругацкого и карьера вне литературы

Почти всю свою жизнь Борис Стругацкий прожил с женщиной по имени Аделаида Карпелюк, знакомство с которой завязалось у писателя еще в студенческие годы. В 1959-м году у супругов родился сын Андрей.

Вне мира литературного творчества наш сегодняшний герой был известен как прекрасный переводчик, а также ярый сторонник демократических институтов власти. В частности, Борис Стругацкий часто критиковал политический режим Владимира Путина, называя его авторитарным.

Кончина Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий умер 19 ноября 2012 года. Причиной смерти известного автора стала лимфома. По завещанию писателя его тело было кремировано. Впоследствии прах был развеян родственниками над Пулковскими высотами.

Перевернута ещё одна страница Истории, ушёл один из великих, владевший умами и сердцами миллионов читателей и почитателей Великой страны, которая называется «Миры братьев Стругацких»…

Скорбим.

Светлая память великому писателю…

Борис Натанович Стругацкий (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) - писатель-фантаст, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А. Н. Стругацкого в 1991 году опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. Отец будущего писателя Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мама Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, работала учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, уже после войны она была удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Лишь в 1943 г. старшему брату - Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они возвратились в 1945 г. В 1950 году Борис окончил школу с серебряной медалью. Собирался поступать на физфак ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет университета, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Ленинградского Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой, как оказалась, раскрыта ещё в 1942 году за границей. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в экспедиции на Кавказ в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»). Надо сказать, что подобные «семинары» маститых литераторов в Питере культивируются уже много лет и через них прошли десятки и сотни современных писателей и поэтов.

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала фантастики «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ.
Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение и в его творчестве.

Жил скромно в обычной ленинградской квартире, интервью почти не давал.

Последнее время тяжело болел, были проблемы с сердцем, лег на обследование по поводу рака крови, но скончался от тяжелой пневмонии 19 ноября 2012 года в клинике имени В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге.

Основная масса литературных произведений Бориса Стругацкого был создана им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики (science Fiction). Однако сам Б. Н. Стругацкий предпочитал называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится именно человек и его личная судьба, а иные миры, планеты или технологии будущего - не более чем «декорации».

Награды:

Орден Почёта (2003)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) - за сценарий фильма «Письма мёртвого человека»
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки»
Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Почетный петербуржец, ленинградец.

Депутаты петербургского законодательного собрания предложили посмертно присвоить Борису Стругацкому звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Звание почетного гражданина Санкт-Петербурга присваивается с 1993 года, при этом посмертно присваивалось лишь дважды: первому мэру города Анатолию Собчаку и поэтессе Ольге Берггольц. Как правило, каждый год почетными гражданами Петербурга становятся два человека, всего в этом списке около 40 человек.
Но ведь неважно, примут или не примут депутаты покойного писателя в почётные граждане города на Неве. Да и не им это решать! Он и так давно им является – почётным гражданином Ленинграда, Санкт-Петербурга и всей нашей страны! И принят – единогласно!

Романы и повести

1959 год - Страна багровых туч
1960 год - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год - Путь на Амальтею
1962 год - Полдень, XXII век
1962 год - Стажёры
1962 год - Попытка к бегству
1963 год - Далёкая Радуга
1964 год - Трудно быть богом
1965 год - Понедельник начинается в субботу
1965 год - Хищные вещи века
1990 год - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
1966-1968 годы - Улитка на склоне (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР - 1988 год)
1972 год - Гадкие лебеди (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР - 1987 год)
1968 год - Второе нашествие марсиан
1968 год - Сказка о Тройке
1969 год - Обитаемый остров
1970 год - Отель «У Погибшего Альпиниста»
1971 год - Малыш
1972 год - Пикник на обочине
1988-1989 годы - Град обреченный (написан в 1972 году)
1974 год - Парень из преисподней
1976-1977 годы - За миллиард лет до конца света
1980 год - Повесть о дружбе и недружбе
1979-1980 годы - Жук в муравейнике
1986 год - Хромая судьба (написана в 1982 году)
1985-1986 годы - Волны гасят ветер
1988 год - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя

Драматургия

1990 год - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

Сборники рассказов

1960 год - Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)
1960 год - Путь на Амальтею
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Рассказы

1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
1957 год - «Извне»
1958 год - «Спонтанный рефлекс»
1958 год - «Человек из Пасифиды»
1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Самостоятельное творчество после смерти брата Аркадия.

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».
Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; они вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких.

На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло постоянное интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.
http://strugacki.ru/

Псевдонимы

С. Витицкий

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий.
С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.
Под этим псевдонимом писателем опубликованы следующие произведения:
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
«Бессильные мира сего» (2003)

Экранизации

1979 год - Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
1979 год - Сталкер (реж. А. Тарковский)
1981 год - Космические пришельцы (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв.)
1982 год - Космические пришельцы 2 (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв.)
1982 год - Чародеи (реж. К. Бромберг)
1983 год - Миллиард лет до конца света (венгерское ТВ, реж. Ласло Феликс, сценарий L;szl; Czet; Bern;t, P;ter Szentmih;lyi Szab;, Аркадий Стругацкий)
1986 год - Письма мёртвого человека - (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
1987 год - Малыш - телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
1988 год - Дни затмения (реж. А. Сокуров)
1989 год - Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
1990 год - Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
1994 год - Неназначенные встречи (чеш. Nesmluven; setk;n;, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
1996 год - Перед концом света (греч. ;;;; ;; ;;;;; ;;; ;;;;;;, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)
2006 год - Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
2009 год - Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
2012 год - 6 (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
2012 год - История арканарской резни (реж. А. Герман)

Игры
2007 год - Обитаемый Остров: Послесловие
2007 год - Обитаемый Остров: Чужой Среди Чужих
2007 год - Трудно быть богом
2007 год - Обитаемый Остров: Землянин
2007 год - Отель «У погибшего альпиниста»
2008 год - Понедельник начинается в субботу
2009 год - Обитаемый Остров

Серия игр S.T.A.L.K.E.R. официально никак не связана с братьями Стругацкими, но использует многие элементы из «Пикника на обочине» и «Забытого эксперимента», а начало жанру «Сталкер» (книжная серия) положили именно Стругацкие.

Художественные переводы

Братьями Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин было осуществлено множество литературных переводов (брат Аркадий был профессиональным переводчиком, закончил в 1949 году Военный институт переводчиков Москве) хорошо известных отечественным читателям произведений Айзека Азимова, Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма, Абэ Кобо, Акутагавы Рюноскэ и других.

Переводы братьев Стругацких

Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Клемент, Хол. Огненный цикл: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова

Дополнительные факты.

В среде фанатов широко распространено сокращение «АБС», означающее имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно часто используется при упоминании авторов, причем встречается не только в разговорной речи, но и в электронных и печатных изданиях.

Предвидение.

Надо отметить такой факт, что в книге «Хромая судьба», изданной в 1984 году (по сведениям О. В. Шестопалова: «Тридцать лет спустя», 1990), упоминается «Институт лингвистических исследований АН СССР». Однако в действительности, Ленинградское отделение Института языкознания АН СССР было преобразовано в самостоятельный Институт лингвистических исследований РАН только в 1991 году.

В качестве слов прощания хочется привести цитату из книги Братьев Стругацких «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ».

«…Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность, и, в конце концов, опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколь угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовным, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить…»
(1964 год)

Прощайте, Борис Натанович!

Мы будем Вас помнить!

(По материалам открытых СМИ и свободной энциклопедии Википедия)

Рецензии

Уж и не помню с чего начиналось для меня знакомство с Миром Полудня? "Шесть спичек" или "Страна багровых туч"? Какой-то из годов 60-х...
И с тех пор, когда терпеливое, а когда и нетерпеливое ожидание новых изданий книг АБС.
Было время когда купить книги Аркадия и Бориса Стругацких было очень трудно или почти невозможно. Что такое тираж 100 000 экземпляров для огромной страны? И тогда приходилось довольствоваться зачитанными до ветхости томиками из библиотечных фондов.
Потом (в первой половине 80-х годов) появились в магазинах отделы книгообмена, и стало немного легче. Можно было поменять том Зарубежного или Современного детектива на сборник "Волны гасят ветер" (Советский Писатель, 1989)...
Да мало ли что тогда менял я на книги АБС. Обижало что издательства, выпуская сборник, как правило дублировали вышедшие ранее романы и повести АБС.
Так в сборнике оказывалась одна новая вещь АБС вкупе с двумя уже имеющимися... Но всё равно. До сих пор помню восторг от обладания и от предчувствия прочтения сборника "Неназначенные встречи" (Молодая Гвардия, 1980). Да и потом - каждая приобретенная и прочитанная их книга становилась событием.
Помню, как мне нравился (да и до сих пор нравится) "Обитаемый остров" (Детская Литература, 1971). В первый раз я его прочитал, вероятно, в 1975-м. Да еще это была серия БПНФ, с рисунками Юрия Макарова.
Я надеюсь, что любители изданий "Понедельника..." с рисунками Евгения Мигунова, поймут, о чём идет речь.
Впрочем, сами АБС (судя по мемуарам) не очень любили "...Остров", что не помешало им создать великолепную трилогию. О чем эта трилогия? Об известных приключениях Максима Каммерера и неизвестных приключениях Белого Ферзя? Конечно нет.
О чем вообще они нам хотели рассказать в своих повестях и романах?
О начале и конце Мира Полудня?
О жизни на спиральном уступе между пропастями в "Граде обреченном"?
О вариантах расшифровки аббревиатуры "ОЗ"?
О выборе Вечеровского и Малянова?

Теперь нам самим придется разбираться во всем. Как это ни тоскливо, но без них.

И вспоминается из "За миллиард лет до конца света": "... с тех пор все тянутся передо мной глухие кривые окольные тропы ведущие к океану тьмы..."
И вспоминается анизотропное шоссе из "Трудно быть богом", движение по которому возможно только в одну сторону.
И я тоже, как и Рэд Шухарт, ничего не могу придумать, кроме этих слов Артура Барбриджа:

"СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!"

Биография Бориса Стругацкого . Когда родился и умер Стругацкий, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео .

Годы жизни

родился 15 апреля 1933, умер 19 ноября 2012

Эпитафия

Доброту и любовь ты оставил живым,
Сколько б лет ни прошло:

Биография Бориса Стругацкого

Биография Бориса Стругацкого - история выдающегося писателя-фантаста . Он родился в Санкт-Петербурге, на 8 лет позже своего талантливого брата, в соавторстве с которым после они написали множество замечательных произведений, ставших классикой не только русской, но и мировой литературы.

У Бориса Стругацкого не было литературного образования, но было образование научное - он закончил ЛГУ по специальности «звездный астроном» и работал в обсерватории. Брат Бориса Аркадий пытался писать еще до войны, а сам Борис начал пробовать себя в литературе только в 50-х годах. Но уже в 1959 году братья Стругацкие выпустили свою первую совместную книгу, которую написали чуть ли не на спор с женой Аркадия. Это был серьезный поворот в биографии Стругацкого, ведь вскоре братья стали известными во всей стране писателями. Все их произведения становились классикой советской фантастики. Часть книг - экранизировалась, причем, не только в СССР и России, но и за рубежом. Нередко братья Стругацкие сами выступали в качестве сценаристов к фильмам по их произведениям. Читатели наизусть заучивали цитаты Стругацких. Особенность братьев была в том, что они не просто писали фантастические повести, но смотрели в будущее с позиции гуманистов.

После того, как ушел из жизни Стругацкий-старший, Борис писал под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 году ему был вручен орден Почета, в 2002 году - премия президента РФ в области литературы и искусства, в 2008 году - Стругацкому присудили медаль «Символ науки».

Причина смерти

Смерть Бориса Стругацкого наступила спустя 21 год после смерти Аркадия. Причиной смерти Стругацкого по одной информации стала лимфома, по другой - проблемы с сердцем . Смерть Стругацкого стала невосполнимой потерей для российского общества. Похороны Стругацкого состоялись 23 ноября - его тело было кремировано, а прах, по завещанию писателя, должен был быть развеян над Пулковскими высотами, как и прах его брата. Насколько известно, могилы Стругацкого не существует. Памяти Стругацкого проводятся литературные турниры фантастов. Ведутся разговоры о памятнике Стругацким или о переименовании одной из петербургских улиц в честь писателей.

Линия жизни

15 апреля 1933 г. Дата рождения Бориса Натановича Стругацкого.
1950 г. Поступление в ЛГУ на математико-механический факультет.
1955 г. Окончание университета, поступление в аспирантуру Пулковской обсерватории.
1959 г. Рождение сына Андрея.
1960 г. Участие в экспедиции на Кавказе для поиска места для установки Большого телескопа.
1964 г. Вступление в Союз писателей СССР, выход книги «Трудно быть богом».
1969 г. Выход книги «Обитаемый остров».
1965 г. Выход книги «Понедельник начинается в субботу».
1972 г. Руководство Ленинградским семинаром молодых писателей-фантастов, выход книги «Пикник на обочине».
1987 г. Получение Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за сценарий фильма «Письма мертвого человека».
2002 г. Главный редактор журнала «Полдень. XXI век», получение премии президента РФ в области литературы и искусства.
2003 г. Получение ордена Почета.
2008 г. Получение медали «Символ науки».
19 ноября 2012 г. Дата смерти Бориса Стругацкого.
23 ноября 2012 г. Похороны Бориса Стругацкого (прощание с Борисом Стругацким), кремация тела.

Памятные места

1. Санкт-Петербургский государственный университет (бывший ЛГУ), где Стругацкий учился на математико-механическом факультете.
2. Офис редакции журнала «Полдень. XXI век» в Москве, главным редактором которого был Стругацкий.
3. Дом Стругацкого в Санкт-Петербурге на улице Победы.
4. Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова в Санкт-Петербурге, где умер Стругацкий.
5. Центральный выставочный зал «Манеж», где прошло прощание со Стругацким.
6. Пулковская обсерватория, где Стругацкий учился в аспирантуре и где похоронен Стругацкий (его прах был развеян над Пулковскими высотами).

Эпизоды жизни

Несмотря на то, что братья Стругацкие принимали участие в написании сценариев фильмов по их книгам, они редко оставались довольны результатом. Так, братья просили убрать их имена из титров фильма «Чародеи», в котором были использованы мотивы их повести «Понедельник начинается в субботу». Позже Борис признавался, что, возможно, фильм не так уж плох, раз его любят зрители, хотя ему лично при первом просмотре он совсем не понравился. Он также говорил, что смирился с тем, что ни одна экранизация не будет совпадать с его видением книги.

Завет

«К сожалению - или к счастью? - реальное будущее непредсказуемо. Его можно только случайно угадать».

Интервью с Борисом Стругацким (1989 г.)

Соболезнования

«Борис Натанович Стругацкий был одним из самых ярких, талантливых, востребованных временем писателей. Настоящим властителем дум для многих поколений. Книги, которые он создал в творческом содружестве с Аркадием Стругацким, - целая эпоха в истории отечественной литературы, в жизни нашей страны. Они и сегодня - в высшей степени современны».
Владимир Путин, президент РФ

«Ушел из жизни Борис Натанович Стругацкий. Великий писатель и мыслитель. Невосполнимая потеря для нашей и мировой литературы».
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ

«Борис Стругацкий оставался последним из когорты лучших советских художников, писателей, кинематографистов, наряду с Тарковским, Высоцким. Он был живой посланец из этого времени, и он один из немногих, кто в 90-е годы не изменил себе и остался фигурой того же масштаба. Он был абсолютный сверхчеловек - все знал, обладал благородством абсолютным, четко видел будущее, вступался за обиженных и никогда ни разу ни перед кем не гнулся».
Дмитрий Быков, писатель, публицист