Идея комедии «Горе от ума. Анализ произведения «Горе от ума

Комедия «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в начале XIX в эпоху смены веков. В комедии ставятся вопросы той поры: положение руського народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность.
Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического,представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» — это борьба Чацкого, передового человека своего времени, и отсталого фамусовского общества. Идея комедии — революционная: обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности.
Большинство представители московского дворянства лишены гражданских мыслей и интересов. Это люди, лишенные чувства гуманности, враги свободы, угнетатели просвещения, их главное желание — "забрать все книги бы да сжечь".
Демонстрируя в комедии "Горе от ума" социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, морали и жизни в Москве, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. "Горе от ума" — это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, который выиграл. Комедии А.С. Грибоедова "Горе ума" — выражение идей первого этапа русского освободительного движения.
Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, А. С. Грибоедов видел и зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте, «чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время «ужасным веком».
Пробуждение национального самосознания воплощено в образе Чацкого. Он клеймит невежество, обличает барство и выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства. Глубоко веря в правоту своих идей, Чацкий убежден, что его мечтания осуществятся, что будущее принадлежит новым людям.
В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества.
Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией.
Автор показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием над личностями.
В столкновении пылкого правдолюбца Чацкого с фамусовским миром стала очевидной пропасть, отделившая демократически настроенную интеллигенцию от основной массы крепостнического барства.

Лекция, реферат. Проблематика и идейный смысл комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.











Идейный замысел комедия и её композиция.

Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России, в ответ на усиление правительственной реакции, стали зарождаться тайные политические общества. Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основ его комедии; это придало ей социально-политический характер Комедия Грибоедова отразила всё усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба является основным двигателем действия пьесы. Но выступление Чацкого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне связаны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга.

Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла - дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

Идейно-тематическое содержание комедии «Горе от Ума»

В своей комедии Грибоедов очень остро поставил Ряд важнейших для его времени проблем: проблему крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, ложного и истинного патриотизма. Эта проблематика придала комедии острый политический характер, сделав её произведением, которое, ещё не будучи напечатанным, разошлось в тысячах экземпляров рукописных списков не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Но само заглавие комедии указывает, что автор включил в содержание «Горя от ума» ещё одну проблему. Грибоедов показывает горе умного человека, который принуждён жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.

Причиной трагедии Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Всё это не только не ценится в фамусовском обществе, но отвергается, больше того - преследуется им. Человек может быть принят в этом дворянском обществе, лишь отказавшись от своих взглядов в угоду господствующим, подчинившись традициям этого общества. Такая перемена произошла, например, с Софьей и с бывшим товарищем Чацкого по военной службе Горичем.

Если домашнее задание на тему: » Замысел и проблемы комедии Горе от ума. – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ДРАМЫ ЧАЦКОГО В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека... А. С. Грибоедов В комедии «Горе от ума» отражен основной Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (5) И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» так писал Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (4) А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор произведения «Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской,
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Идейное содержание и система образов пьесы "Горе от ума"

3. Богатство и реалистичность языка комедии

зобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в первом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Богато реалистичен его язык. Выработка литературного языка была огромной проблемой для писателей декабристской эпохи. Грибоедов внес сюда большой вклад. Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи. Речь персонажей мастерски индивидуализирована: у Скалозуба она складывается из отрывочных слов и коротких фраз, пересыпана грубыми военными словечками; Молчалин немногословен и выбирает жеманные обороты; замечательно выдержана речь Хлёстовой – большой московской барыни, умной и бывалой, но примитивной по культуре, матери-командирши в богатых барских гостиных, близкой, однако, по хозяйственным отношениям к деревне. Роль Лизы задумана и композиционно организована драматургом как традиционная роль конфидентки в любовной интриге барышни, и, тем не менее, у Лизы немало элементов живого просторечия. Фамусовская Москва у Грибоедова говорит бытовым языком, московским наречием. В одной стихии здесь сливаются люди разных поколений, и порой бывает трудно отличить речь барыни от речи горничной. Речь изобилует реалиями, проста, образна, как бы материальна, повседневна.

Речи Чацкого и Софьи должны были разрешать иные задачи, выразить сложную гамму чувств, чуждых остальным персонажам: любовь, ревность, душевную боль, гражданскую скорбь, негодование, иронию, сарказм. В языке Софьи явственно проступают элементы психологические, этические («упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их», «себя я, стен стыжусь» и т. п.). От материального и конкретного речь ее постоянно поднимается к отвлеченному, обобщенному. Элементы психологические и этические изобильны и в речах Чацкого («лицо святейшей богомолки», «ум с сердцем не в ладу», «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным», «та страсть, то чувство, пылкость та» и многое другое).

Но самой существенной особенностью речей Чацкого является социально-политическая идейность и патетика. В речах Чацкого – особый словарь («чужевластье», «слабодушие», «уничиженье»), свой строй эпитетов («разгневанный», «подлейший», «алчущий», «рабский», «величавый»), свой синтаксис – с развитыми формами предложения, простого и сложного, с тяготением к периодическому построению. Художник стремится выделить этих двух героев не только в образности или идейности, но и по языку, отличному от бытовой речи других персонажей, – языку, богатому инверсиями, градациями, антитезами, патетикой. В то же время язык Чацкого и Софьи обработан драматургом тоже реалистически. Это было нелегко, здесь автора подстерегали опасности впасть в книжность (и отголоски этой книжности кое-где в тексте чувствуются).

Лирический стиль давался труднее бытового. Тем не менее и здесь огромны достижения простоты, правдивости в словесном выражении сложной психологии героев. Заслугой Грибоедова было воссоздание речи дворянской интеллигенции декабристской поры. Как и в речах Софьи, Фамусова и Хлёстовой, у Чацкого найдутся слова и речения из простонародной и живой дворянской – московской – речи («окроме», «пуще», «ни на волос», «не вспомнюсь» и др.). Но ошибочно было бы включать речь Чацкого в огульную характеристику языка московского фамусовского общества. Современники с наибольшей остротой воспринимали социально-политическую публицистику, роднящую речи Чацкого с петербургской, декабристски ориентированной литературой. В декабристской патриотической лексике широкое распространение получили слова «отечество», «вольность», «свобода», «народ», слово «раб» – в значении политически угнетенного или развращенного человека – и производные от них. Все эти слова принадлежат к самым активным элементам лексики и в речах Чацкого. Знаменитые слова Чацкого: «нечистый этот дух пустого рабского, слепого подражанья» – прямо перекликаются со словами К.Ф. Рылеева: «будем стараться уничтожить в себе дух рабского подражания» («Сын отечества», 1825).

Крупнейшей стилистической особенностью «Горя от ума» является его стиховая форма. Это как бы музыкальная драма со своим неизбежным ритмом, не допускающим произвольных остановок и пауз.

Огромно значение «Горя от ума» в обновлении стихотворного языка, в культуре комедийного диалога, в обогащении литературной речи живым просторечием.

Не будучи официально изданной, комедия "Горе от ума" становится одним из самых популярных произведений в России, и прежде всего в кругу декабристов Это было совсем не случайно: проблематика комедии вполне отвечала идейно-нравственным устремлениям декабристов. Членом тайного общества декабристов Грибоедов не стал, хотя весьма сочувственно относился ко многим декабристским идеям и также был оппозиционно настроен по отношению к правительству. Не случайно декабристы высоко оценили обличительный пафос комедии и восприняли ее как поэтическую декларацию идей декабризма. Однако особым качеством комедии Грибоедова оказалось то, что глубина ее содержания становилась все ощутимее с ходом времени. С одной сторону, комедия осветилась трагическим отблеском декабристского восстания и обнажила принципиальную глубину конкретно-исторического конфликта. В столкновении пылкого правдолюбца Чацкого с фамусовским миром стала очевидной пропасть, отделившая демократически настроенную интеллигенцию от основной массы крепостнического барства. Комедия Грибоедова стала ярким художественным документом эпохи декабризма. Таким образом, сюжетную основу "Горя от ума" составляет конфликт, выражающий основное содержание своего времени – столкновение "века нынешнего" и "века минувшего".

главная идея комедии “Горе от ума” - революционная : обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому и великий русский поэт снял перед мертвым Грибоедовым шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся перед будущей свободой нашего Отечества!

Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Блестящий ум автор произведения, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского «света», погрязшим в ленивой праздности и ностальгии Но в глухо затворенные двери особняков, где «предрассудки стары», несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов.

Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический «любовный треугольник» и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте - особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода - социальному. Тем не менее «тайна» Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это. Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!

Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи - типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. «Мечтатели опасные» вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения. Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб - тупой солдафон, «острослов» Репетилов - пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий - наглый мошенник. А вокруг них - толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских…

Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова. Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко

Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, «естественный» ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт.

В комедии «Горе от ума» писатель отражает столкновения двух лагерей: лагеря молодой России, представленного Чацким и лагеря жестоких крепостников , представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и другими. Этот конфликт - не художественная выдумка автор произведенияа, он показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием над личностями. В произведении против этого выступает Чацкий. Он сын покойного друга Фамусова, вырос в его доме, воспитывался и учился вместе с Софьей. Чацкий человек образованный, занимающийся литературной работой: «Он славно пишет, переводит», служил на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей, это обогатило его новыми взглядами, расширило кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. Борьба между Чацким и фамусовским обществом приобретает все более ожесточенный характер, она оборачивается личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье. Если Фамусов - защитник старого века, времени крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатеринского века, Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность . Для Фамусова же идеалом является Скалозуб, рассматривающий службу, как источник личных выгод. Чацкий же разрывает связи с министрами, уходит со службы, потому что он хочет служить Родине, а не прислуживать начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» - говорит он. Чацкий - за развитие русской культуры. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против пустого, бессмысленного, слепого подражания иностранцам. Чацкий отстаивает свободу слов, мыслей, он считает, что каждый человек вправе высказывать свое мнение. В комедии Чацкий вынужден бороться сам. Но среди внесценических образов упоминаются единомышленники, разделяющие его взгляды. Заканчивается комедия не поражением Чацкого, хотя он и объявлен сумасшедшим, у читающих не создается впечатление того, что он побежден. Он покидает Москву, чтобы примкнуть к членам тайного общества, чтобы продолжить борьбу за освобождение народа от крепостного права.

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" является ключевой. Само название свидетельствует об этом. Говоря о комедии, её тематике и образной системе, Во все времена была актуальна проблема ума и безумия. Объявлялись сумасшедшими и зачастую оставались непонятыми современниками умные, передовые люди своего времени. Идеи, шедшие вразрез с общепринятыми и проповедуемые передовыми людьми современности, подвергались гонению. Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему неслучайно. Комедия "Горе от ума" написана перед декабрьским восстанием и повествует о реакции общества на появление передового разума в России. Первоначальное название комедии было "Горе уму", затем автор заменил его на "Горе от ума". Горе от ума" заставляет задуматься о том, нужен ли вообще Чацкому ум в такой обстановке, и мы понимаем, что от этого ума плохо и самому герою. То есть проблема становится двусторонней. Но на самом деле "горе" от ума Чацкого не только ему самому, но и фамусовскому обществу. Образованность и просвещение наносят непоправимый удар старой Москве. Мы видим, что один Чацкий довольно сильно испугал всех присутствующих на вечере у Фамусова, и лишь своим количеством смогли они вытеснить "инородное тело" из своего круга. Если же таких, как Чацкий, будет много, то фамусовское общество потерпит окончательное и сокрушительное поражение. Итак, "Горе от ума", при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на "просвещение в конце тоннеля", если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому. 44 Образ Чацкого гражданина патриота

Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов. Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума». Главный герой пьесы – это Александр Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова. Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство. Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого: Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам. Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени - декабристам.

Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный» , а как будущий декабрист: С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина: Чацкий любит народ , называет его «добрым и умным» , отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение: То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний. Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому. Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья» . Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший. Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга ; он готов служить Родине, ее интересам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» . В этом также заключено страдание героя. Высокое понимание долга светлая сторона личности Чацкого. Трагическая коллизия между долгом и чувством обрывает трагически все в душе Чацкого.

Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество). Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость. образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди. Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, - это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву... Своим оружием Чацкий избрал слово. Какие точные, меткие и беспощадные характеристики дает он московским богачам: "к свободной жизни их вражда непримирима", "... грабительством богаты", "... разливаются в пирах и мотовстве"! В обличительных монологах Чацкий поднимается до высокого гражданского пафоса. Герой убежден в том, что нужно судить о людях не по их положению и богатству, а по деловым и нравственным качествам. В силу этого Чацкий ненавистен обществу как новый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить - возводит на него клевету. Разве смирится оно с осуждением Чацкого системы воспитания, когда молодежь презирает свой народ, национальную культуру? Всю страсть души вкладывает он в обличение "пустого, рабского, слепого подражанья". Чацкий осмелился "гласно объявлять" свои здравые мысли, но таких-то людей и ненавидят в обществе, называя "мечтателями опасными", сумасшедшими. И не так ли отнеслись бы к Чацкому, окажись cm среди наших современников? До недавнего времени всех инакомыслящих объявляли сумасшедшими, упрятывали в психиатрические больницы, выгоняли из страны, сажали в тюрьмы. Горе Чацкого не только от ума, но и от любви. Он узнал, что Софья его не любит. Но это горе можно пережить. Полюби Софья другого Чацкого, Александру Андреичу было бы, безусловно, тяжело и больно, но он пережил бы. Наибольшее страдание причиняет Чацкому то, что именно Молчалин смог стать героем Софьи. Вот где трагедия. Страшно, что Софья в толпе мучителей, среди тех, кто гонит и клянет. Чацкий осознал, что находится в окружении врагов, и никто, даже любимая девушка, не понимают его. Сколько примеров подобных драм можно наблюдать и сегодня! Ведь и сейчас "молчалины блаженствуют на свете", они любимы, потому что умеют всем угодить. Для нас, нынешних, Чацкий остается прежде всего русским человеком, осознавшим не только свою национальную гордость, но и высокие нравственные задачи гражданина. Время Грибоедова - далекая от нас эпоха, но смелая борьба патриота Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке и обществе вызывает сочувствие и симпатию современного читателя и зрителя. Комедия Грибоедова помогает нашей борьбе против низкопоклонства перед всем иностранным, против таких социальных явлений, как карьеризм, стяжательство, подхалимство/бюрократизм, раболепие, напоминает о высоких нравственных понятиях и целях, достойных русского человека.

Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия Грибоедова "Горе от ума" сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Блестящий ум автора, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского "света", погрязшим в ленивой праздности и ностальгии "по временам очаковским и покоренья Крыма". Но в глухо затворенные двери особняков, где "предрассудки стары",властностучится "век нынешний", несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов. Итак, с одной стороны, личность, настроенная демократически, "души высокие порывы" посвящающая Отчизне, своему народу, который в "рабстве тощем" дошел до предела, а с другой - "барство дикое".

Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический "любовный треугольник" и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте - особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода - социальному. Тем не менее "тайна" Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это. Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!

Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи - типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. "Мечтатели опасные" вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения. Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб - тупой солдафон, "острослов" Репетилов - пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий - наглый мошенник. А вокруг них - толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских...

Чацкий - единственное живое лицо в комедии, по меткому замечанию И. А. Гончарова. Согласимся: далеко не каждый современник автора и его героя смог бы стать прототипом Чацкого, прямо вступив в бой со своими идейными и духовными противниками. Понятно, что Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова. Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко, тонко проанализировал герой общество, вынеся ему справедливый приговор:

Не эти ли. грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, родстве,

Великолепные сооруди палаты.

Где разливаются в пирах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты...

Чем же завершается конфликт передовой личности с фамусовским обществом? Помните? "Сюда я больше не ездок..." Неужели это--- признание поражения? Нет. отнюдь! Прав Гончаров, утверждавший: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, удар качеством новой..." Спустя полвека после создания комедии Грибоедова, когда Чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова эти прозвучали более чем убедительно. Ведь возвращались победителями "России верные сыны"...

Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, "естественный" ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Правда, совсем еще недавняя история нашей страны до конфликта деда не доводила: благо, рудников стало поболее, чем при Николае I. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем пути вперед - "за честь отчизны, за убежденья, за любовь".

А что бы мы делали без них?.. Ответ очевиден. Ведь пророки всегда поэты. А поэты, если вспомнить Иосифа Бродского, "всегда возвращаются"...