«Приобщение детей к истокам русской народной культуры. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Поэтому в нашем ДОУ разработана и внедряется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. А знание закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовывать процесс взаимодействия ребенка с музыкой есть важнейший показатель профессионального мастерства музыкального руководителя.

Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Как уже было сказано, неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п.» (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью, произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества и в музыкальном воспитании детей.

Представляем вниманию читателей программу приобщения детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях .

Цель программы

Изучение русского музыкального фольклора с целью 1) развития музыкальных способностей; 2) формирования музыкальных знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения; 3) формирования музыкальной культуры.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными: занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей или их совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий.

Приоритеты деятельности

  • Широкое использование фольклора (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки, игры). В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за особенностями времен года, погоды, за поведением птиц и насекомых, растениями.
  • Знакомство с русскими народными играми. В них заключается огромный потенциал для физического и социального развития ребенка.
  • Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкальногофольклора: песня, хореография, игры, музыкальные инструменты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Народная песня. Учить подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Воспитывать интерес к народной песне, любовь к семье и родному дому.

Народная хореография. Учить простейшим элементам плясовой пластики, хороводным перестроениям по показу взрослых, реагировать на плясовую музыку, играть в хороводные игры с плясовыми элементами, часто с солистом, исполнять свободную пляску. Воспитывать дружелюбное отношение к партнеру.

Народные игры. Побуждать к импровизации. Развивать чувство ритма. Воспитывать умение сопереживать герою и друг другу.

Развивать интерес к музыкальным инструментам. Учить исполнять на них звукоподражания (журчание ручейка, пение птиц и т.д.). Обучать технике звукоизвлечения. Поддерживать стремление самостоятельно играть на инструменте. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения, исполненные на детских музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Интерес к народной музыке, умение эмоционально на нее откликаться.
  • Обогащенный музыкальный опыт детей.
  • Задатки культурного слушания народных песен.
  • Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.
  • Умение играть на детских музыкальных инструментах.
  • Знание музыкальных жанров (песня, танец, марш), умение при помощи воспитателя высказываться о содержании и характере народных песен, потешек и т.п. выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в народных праздниках («Осенины», «Масленица», «Закликание весны»).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Народная песня. Увеличить объем песенного репертуара, добавить хороводные песни, игровую песню. Активизировать переход от разговорной к певческой интонации. Учить интонировать в пределах терции, кварты. Предлагать ситуации, в которых необходимо действовать самостоятельно. Усложнять режиссуру песни (несколько солистов). Ввести понятие «обрядовая песня». Настраивать на сопереживание характеру и содержанию народной песни.

Народная хореография. Вводить новые элементы народного танца. Уделять внимание пластике рук. В хороводах учить менять направление в кругу, разрывать его по окончании мелодии или при смене музыки, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять проявление большей самостоятельности в свободной пляске, желание вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировке песен, выразительно передавать в движении характер музыки или песни.

Народные игры. Учить использовать считалки для выбора ведущего. Закреплять умение быстро реагировать на команды, распределяться на пары, подгруппы. Обращать внимание на то, чтобы во время свободных игр дети использовали народные песни и считалки. Воспитывать интерес к освоению новых игр, самостоятельность при передаче игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами и с их звучанием в ансамбле. Продолжать обучать игре на отдельных инструментах; так, на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют. Учить играть в ансамбле со старшими детьми. Воспитывать стремление эмоционально исполнять несложные произведения на музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Углубление интереса к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Начало развитию звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Развитие задатков культурного слушания музыкальных произведений.
  • Пение русские народных песен, частушек, попевоки закличеки дразнилок,прибауток, русские народные игры, умение выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения.
  • Умениеопределять и называть музыкальные жанры (песня, танец, марш) и некоторые их виды, знакомые музыкальные произведения, различить музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки и т.п.); совершенствование в игре на детских музыкальных инструментах;умение при помощи воспитателя и самостоятельно высказываться о содержании песен и пьес, хороводов и игр и их характере, включать музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Осенины на Руси», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Народная песня. Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо-комического характера. Инсценировать и импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку – упражнения для дыхания, звукообразования и т.д. Ввести частушки, учить понимать их, показывать характер героя, петь, плясать, подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера.

Народная хореография. Обучать простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног, хороводу «по солнцу», «против солнца», «капустке» (улитка), «стенке на стенку», выворачиванию круга, движениям в двух кругах в разные стороны. Поощрять приплясывание во время исполнения веселых песен, предлагать солирование. Воспитывать желание выражать свое отношение к содержанию и характеру музыки выразительными движениями.

Народные игры. Вызывать желания участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Обращать внимание на манеру поведения героев. Учить отображать характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли (Водяной, Баба-Яга), сопереживание персонажам игры, эмоциональную отзывчивость, а также самостоятельность при выборе атрибутов для передачи игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Учить узнавать и правильно называть инструменты при прослушивании записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, играть в оркестре. Слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре, сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Воспитывать культуру восприятия, побуждать слушать музыку, исполняемую на народных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Совершенствование звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Закрепление желания и умения петь русские народные песни, частушки, попевки, заклички, приговорки, дразнилки,прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах, определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании, различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания, играть на детских музыкальных инструментах в оркестре,называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и характере, обыгрывать хороводы, песни, частушки, колядки, и т.п., включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Оснняя ярмарка», «Осенины на Руси», «Колядки», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков», «9 Мая»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах («Весенняя капель» «Веснушки – конопушки»), участвовать в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов войны.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Народная песня. Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как

Лиричесие («Ходила младёшенька по борочку». «Уж, как я ль свою коровушку люблю». «А я по лугу, а я по лугу». «Со вьюном хожу»),

шутливо-комические («Во кузнице». «Пошел козел по лесу»), строевые («Солдатушки, браво ребятушки». Закреплять умение петь частушки.

Предоставлять возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально-эстетическое восприятие народных песен и их содержания.

Народная хореография. Вводить элементы народного танца: пляска в три ноги, с подскоком, овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучивать новые элементы хоровода: «плетень», «ниточка с иголочкой». Поощрять использование плясовых или хороводных элементов в при исполнении песен, игр, игре на музыкальных инструментах и т.д., желание использовать танцы и хороводы в самостоятельной деятельности.

Народные игры. Активизировать для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Помочь понять необходимость действий и их порядок в игре («Косим сено», «А мы просо сеяли»), объясняя их связь с древними обрядами. Помочь выражать характерные черты какого-либо персонажа. Воспитывать чуткость, понимание, сопереживание к персонажам игры и сверстникам.

Народные музыкальные инструменты. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.). Закреплять умение различать инструменты в оркестре.

Дать знания о составе оркестра народных инструментов. Предоставить возможность импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать отношение детей к определенным инструментам. Включать инструменты в игры, пляски, предоставлять возможность самостоятельно выбирать инструменты. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического и тембрового слуха.
  • Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
  • Совершенствование ранее приобретенных умений сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умениярассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах (не только русских, но и зарубежных), определять и самостоятельно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш, опера, балет) и их виды;различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру, внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т.п., анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности; выступать на праздникахпоказывая, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность), в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов.

Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, танцы и т.п. мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.

1. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева С.Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

4. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.

Наталья Карташова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Введение

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является патриотическое воспитание детей .

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды . Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны , быту своего народа . Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу , к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко- культурному наследию .

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам .

Любовь к большому надо прививать с малого : любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Актуальность

Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре , к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории , его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много , поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков . Именно акцент на знание истории народа , его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов . Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ , и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Новизна :

Раннее приобщение ребенка к культуре своего народа .

1. Необходимость преемственности патриотического воспитания в рамках единой системы прогимназии.

2. Влияние культурологического развития на степень обученности и психологического здоровья детей .

3. Внедрение инновационных технологий развивающего обучения (музейная технология и метод проекта) .

Цель :

Воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным традициям , привитие любви к русскому быту , культуре ; развитие творческих способностей в различных видах деятельности.

Задачи :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам , их традициям.

Степень реализации

Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту - это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Систему и последовательность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре мы представляем следующим образом : отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему : природа и мир животных дома (детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей , должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать, продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края в целом. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края , народными умельцами . В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Наша работа осуществляется в несколько этапов.

На 1 этапе в прогимназии творческими усилиями педагогов, детей и родителей был открыт этнографический музей – мастерская народного быта и культуры «Россияночка» . В музее – мастерской «Россияночка» действуют сменные экспозиции, где выставляются лучшие работы воспитанников и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству и проводятся занятия – экскурсии, праздники с дошкольниками и младшими школьниками.

Экспозиция в музее представлена в виде подлинных экспонатов русского народного быта , творчества, рукодельных изделий, орудий труда. В оформлении используются предметы мебели, изделия прикладного творчества.

На 2 этапе в каждой группе создавались свои мини-музеи, экспонаты которые используются для проведения занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей . Каждый мини-музей - результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей . Так, в моей группе «Одуванчики» создан мини - музей «Наша Родина – Россия» . Мои воспитанники чувствуют свою сопричастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками и поделками.

Мини- музей знакомит с историей , культурой , природными особенностями нашей страны, с народными промыслами , с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами . Экскурсии в нашем музее способствуют воспитанию патриотизма, развитию речи; формированию представлений об историческом времени , связи со своими предками.

Темы экскурсий : «Мы живем в России» , «Флаг России» , «Что такое герб» , «Гжельская роспись» , «Хохломская роспись» , «Природа нашей страны» , «Как жили наши предки» , «Кто живет в России» (о разных национальностях) - и другие.

Следующим шагом была разработка тематического планирования, способствующему эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. (Приложение №1)

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей мы считаем тематические занятия, т. к. они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, предлагаем найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Неоднократно обращаемся к одной и той же теме, что способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, объединяем в одну тему занятия не только по ознакомлению с окружающим миром, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины – Москва") . Для создания эмоциональной атмосферы занятия, например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагаем определить : где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель) . Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т. д.) . Таким образом, каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей представляем во время общих праздников, семейных развлечений.

При ознакомлении детей с бытом , традициями, отдельными историческими моментами используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.) .

Продолжением данной работы является вовлечение детей в проектную деятельность, где один проект плавно перетекает в другой, связанные общей тематикой.

Последний 3 этап - защита мини-музея - всегда самый зрелищный.

Таким образом, мы выстраиваем воспитательно-образовательный процесс так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Во время презентации широко использовали все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, т. к. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера , присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей . Большое место в приобщении детей к народной культуре отводим народным праздникам и традициям. Наши воспитанники являются постоянными участниками городских конкурсов и фестивалей, неоднократно награждались грамотами и дипломами.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Рукопись представляет собой образовательную (порциальную) программу приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. В программе предлагаются апробированные методические и организационные приемы педагогической работы, перспективные и календарные планы занятий с детьми всех возрастных групп.

Часть I. История появления программы, формы и методы ее реализации

Часть II. Перспективные и календарные планы работы по программе

Во 2-й младшей группе

В средней группе

В старшей группе

В подготовительной к школе группе

Часть III. Приложения.

1. «Чти всегда следы прошлого»

2. "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища)

3. "В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей)

4. "Какова пряха - такова на ней и рубаха" (история мужской и женской одежды)

5. "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги - тачать пирожник" (история мужской и женской обуви)

6. "Не по Сеньке шапка" (история головных уборов)

7. "Не до шутки, когда пусто в желудке" (история русской кухни)

8. Русский самовар и чаепитие на Руси

9. Календарь (история времяисчисления)

10. Земледельческий календарь

11. Без примет ходу нет (народные приметы)

12. Русские народные праздники (Пасха,Рождество, Масленица)

13. Русские народные промыслы

Керамические художественные изделия («Дымка», «Гжель», «Скопинская керамика»)

Художественные изделия из дерева (русская резьба, Хохлома)

Лаки (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй)

Художественные изделия из металла (финифть, скань, жостово)

Костяное кружево

14. Русская народная игрушка (история игрушки,матрешка, кукла)

15. Русский колокольчик

16. Русская тройка

17. Русская песня (колыбельная, частушки)

18. Словарь народных слов

Предисловие

Не секрет, что в настоящее время ни один специалист в области дошкольной психологии и педагогики не может дать точное определение, что такое "образовательная программа". Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначаются как комплексные программы, которые включают содержание образования по всем основным направлениям развития детей, так и программы обучения по отдельным направлениям (например, по обучению элементам компьютерной грамотности, иностранному языку и пр.). Последние все чаще называют "порциальными" программами. Однако введение такой дифференциации не снимает целого ряда проблем: как и надо ли объединять несколько порциальных программ, как и можно ли ту или иную порциальную программу подключать к комплексной и т.д. На подобные вопросы пока нет готовых ответов, и их решение остается за каждым конкретным педагогическим коллективом, т.к. только он знает контингент своих воспитанников, профессиональные возможности специалистов, финансовые резервы, региональную специфику, которые в значительной степени влияют на приоритеты в общей стратегии развития дошкольного образования. Однако интерес и стремление дошкольных учреждений к внедрению порциальных программ с каждым годом растет. Это, видимо, объясняется тем, что их реализация достаточно легко осуществляется в форме дополнительных услуг; предлагаемые направления развития детей привлекательны для родителей и выделяют дошкольное учреждение из ряда других, положительно влияют на его рейтинг при проведении аттестации. Кроме того, их можно использовать не только в условиях дошкольного учреждения, но и в клубной, студийной работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому, несмотря на все сложности и проблемы, необходимо задаться вопросом: чем же в настоящее время должно определяться направление и содержание развития детей, положенное в основу порциальных программ?

Сравнительный анализ еще недавно обязательной для всех дошкольных учреждений комплексной "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г.) с зарубежными аналогами в части их содержания, направленного на познавательное развитие детей показывает, что отечественная программа нуждается в пересмотре, в основном, с точки зрения изменения количества занятий, формы их проведения, конкретных методик, принципов комплектования материала. Что же касается ее разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетической, музыкальной и театрализованной деятельности, то значительное число педагогов уже многие годы привносит и в содержание, и в методы, предложенные в программе, свои творческие находки и дополнения. На данную тему много методической литературы и журнальных публикаций. Дети, как правило, с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Во многих детских садах ведется соответствующая кружковая работа или организуются дополнительные услуги, устраиваются спортивные соревнования и праздники, конкурсы и выставки детских работ и т.д. Важно, что усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают хороший, видимый результат.

Кроме того, в последние годы появилось несколько новых комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик" и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания.

Тем очевиднее стал вакуум, образовавшийся в результате того, что из "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" как бы сам собой выпал раздел "Нравственное воспитание". Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности ("Дружба народов СССР", "Образ Ленина", "Праздник 7 ноября" и т.п.). Однако, ни в новых комплексных программах, ни в одной из порциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.

Нами предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала порциальная программа, теоретическую основу которой составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.). Причем, в отсутствие каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок мы решили дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Для этого необходимо специально остановиться на раскрытии таких понятий как "национализм", "интернационализм" и "патриотизм". Сложность в разведении этих понятий заключается в том, что понятие "национализм" для многих из нас ассоциируется прежде всего с понятием "национал-патриотизма" и, прежде всего, с германским фашизмом, основанном на противопоставлении одной, "избранной" расы (национальности) всем остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства национал-патриотизм в нашем представлении всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и насилием. В новейшей истории, а, следовательно, и в нашей памяти понятие "интернационализм" противопоставлялось понятию национал-патриотизма. Более того, государственная идеология подменяла им понятие "патриотизма" или использовала как его синоним.

Понятие "интернационализм" также трактуется неоднозначно. Интернационализм может выступать как противопоставление национал-патриотизму и, например, проявляться в виде объединения людей по признаку одного вероисповедания ("Все люди - братья во Христе"). Это означает, что христианин является гражданином вселенной и может отвергать деление людей по странам, расам, национальностям.

Интернационализм может проявляться и в идее преодоления языковой разобщенности людей. Вспомним, например, еще недавно всерьез дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык "эсперанто".

Однако распространенные в нашей стране идеи интернационализма в своей основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве общества в соответствии с социал-революционным принципом: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь". Для "сознательного" пролетария основная цель - это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не только своих близких, но и родину. Фанатичная приверженность такой идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во время I Мировой войны и, особенно позднее, в первые годы советской власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на гибель соседа, брат - брата, сын - отца. Поэтому нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в наших детях.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века: древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д. Каждый народ привносит свое, и каждое достижение народа является общим. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: жизнь народного духа находит в его творчестве сосредоточение и воплощение. Гений творит от себя, но и за весь свой народ.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные. Однако, национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Исходя из вышесказанного, для своей программы "Приобщение детей к истокам народной культуры" нами были выбраны следующие приоритеты.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Таким образом, образовательная цель Программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду", как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не включала. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Кроме того, в "Программе" были заложены задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклорных произведений, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.

Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Эти пробелы могли бы восполнить разнообразные выставки народно-прикладного искусства, музеи русского зодчества и краеведческие экспозиции, фольклорные праздники. Однако для воспитанников детского сада их посещение не всегда возможно, не говоря уже о том, что весь материал таких экспозиций, в основном, рассчитан на взрослое восприятие и требует большой грамотной переработки для малышей.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели часто недооценивают и мало знают наизусть присказок, закличек, потешек, поговорок, народных игр и поэтому не могут применить их к месту. Музыкальные руководители, используя народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, т.к. большинство педагогов сами плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием ее древности и величия.

Поэтому для того, чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в ней, помимо организационных и методические приемов педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Доступ к такой литературе в полном объеме, адаптация многих текстов, написанных профессионалами, весьма затруднительны для большинства педагогов, живущих в разные регионах России. Кроме того, знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

В заключение приводится небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старославянских слов.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

    утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

    исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

    забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

    девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

Отсутствие раздела нравственно-эстетического воспитания в программе Л.А.Венгера «Развитие», побудило меня к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве.

Система работы включает в себя:

    Диагностику сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей;

    Создание предметно пространственной среды;

    Организацию кружка «Наши умелые ручки»;

    Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей.

На начальном этапе, опираясь на рекомендации Л.С.Куприной и Т.А.Будариной, нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба». В свободном помещении детского сада соорудил деревянный сруб. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии моей семьи по материнской линии и собранные мной предметы быта в селе Мезенское Свердловской области, в котором родилась я сама. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.

Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

Так родилась идея создания «кукольной семьи». Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему я решила создать не одну или две куклы, а целую семью - образ той семьи, которая растила меня.

Наши куклы вызывают только положительные эмоции.

«Батюшка» - мужчина в возрасте с бородой, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

«Матушка» - с очень добрым лицом, одета в красный сарафан, на плечах - богатый платок, на голове - расшитый жемчугом кокошник.

«Старший сын» - стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» - обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» - лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» - это кукла - «закрутка» в лоскутном одеяле.

Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Данная система реализуется в рамках кружка «Наши умелые ручки».

При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народно- декоративному искусству, возрастные и умственные способности детей, полученные в результате диагностических исследований.

Занятия кружка проходят в «избе» с использованием композиции «Семья».

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». (См. приложение №1)

Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем – то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают из, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с членами «Семьи» реализуется в празднично - игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах в родительском клубе «Горенка»

При оценке сформированности социально - нравственных качеств у детей я использую диагностику Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей диагностикой С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.

Анализ последней диагностики доказывает, что в ходе внедрения системы работы уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее.

Дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах.

Они - победители конкурсов:

    В городе Москва (Международный конкурс) – работы по гобелену;

    «Новогодняя игрушка» 1место и «Красота божьего мира» грамоты за 2 место;

    Получена почетная грамота за участие в городском конкурсе «Умельцы Нягани» к 20-летию города от «Музейно-культурного центра» за творческие работы по ткачеству «Гобелены»;

    диплом за участие в городской выставке прикладного искусства «Умельцы Нягани» ко Дню России (акция Няганский Арбат) за изделия из тестопластики, композиция «Веселые «мукосольки»;

    Моя композиция «Семья» была отмечена дипломом 1 степени комитета по культуре и искусству города Нягани и дипломом участника выставки «Умельцы Нягани » в рамках «Дней славянской письменности» и 1-го городского конкурса – фестиваля «Игры и игрушки»

Свои знания по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников распространяю среди коллег города.

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с общественными организациями с «Центром прикладного искусства и ремесел» являюсь дарителем Няганскому музейно – культурному центру в накоплении фондов.

Система дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно-нравственных качеств и развития творческих способностей Свою тему считаю актуальной так как 2008 год объявлен годом семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цели и задачи программы
  4. Принципы построения программы
  5. Направления работы
  6. Компоненты патриотического воспитания
  7. Методы
  8. Учебный план
  9. Основные тематические направления программы

10.Тематическое планирование:

11.Информационные ресурсы

12.Педагогические условия

13.Перспективный план работы с родителями

  1. Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы

15.Список литературы

16.ПРИЛОЖЕНИЕ. Методическое обеспечение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения

о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность:

  • Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ , ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Цель программы:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи программы: Воспитательные :

  • формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  • развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • воспитание коллективизма;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

  • расширение кругозора дошкольников;
  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

  • ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
  • ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
  • создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
  • ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам.

Принципы построения программы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
  • Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
  • Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • Принцип комплексности и интегрированности - решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности , адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
  • воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
  • ознакомление детей с народным искусством;
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Компоненты патриотического воспитания:

  • Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
  • О культуре народа, его традициях, творчестве
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
  • О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
  • Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
  • Интерес к жизни родного города и страны
  • Гордость за достижения своей страны
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
  • Восхищение народным творчеством
  • Любовь к родной природе, к родному языку
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
  • Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Познавательная деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
  • Расширение кругозора детей через музей тряпичной куклы и быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Методы:

  • словесный : объяснение (нередко - с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
  • наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
  • практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
  • игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
  • исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.

Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.

Учебный план.

Основные тематические направления программы:

  • Быт, обряды, обычаи русского народа.
  • Русские народные и фольклорные праздники России.
  • Искусство в народном быту: домашняя утварь - деревянная, глиняная, из природных материалов; практические и эстетические свойства домашней утвари.
  • Народная игрушка.

Тематическое планирование:

Тема

Занятие-игра

В гостях у Хозяюшки

Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок»

Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу  зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень».

Занятие-игра просим в нашу избу

Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба - не изба)

Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью - русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

Занятие-игра старинных вещей»

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Занятие-игра всему голова «

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с

пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.

Занятие-игра «Деревня

Деревянный мир»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Занятие-игра Что о себе расскажет посуда

Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек

Занятие-игра Быт.

«Изба, дом, части дома. Их предназначение»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Викторина Бабушкин сундук

Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

Занятие-игра Живая старина (утварь)

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность.

Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки

Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой

«Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.

Занятие-игра Вечера

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке

долгие руки умелые. Рукодельницы

льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие.

Занятие-игра Колыбельная песня

Продолжить знакомить с детским фольклором.

Занятие-игра баня»

«Русская

Занятие-игра

дом краше всего»

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими.

История праздника «Святки»

Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре

Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха)

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»

Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки)

Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность.

«Народные промыслы»

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток

Занятие-игра

Матрешка

Занятие-игра Музыкальные

Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами.

инструменты. Деревянные погремушки и ложки.

Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли,

Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье

Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье.

Занятие-игра «Матушка в доме

В доме тепло»

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна - ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы.

Занятие-игра Хозяйкины помощницы

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Что за праздник - «Масленица»?

Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар - это русский самовар»

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар»

Занятие-игра От лучинки до электрической лампы

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества

исследования. Воспитывать любознательность

«Благовещенье»

Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица - гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

Занятие-игра Животные в славянской мифологии

Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры:

«Коршун», «Ворон», «Воробей»

Частушки, заклички, дразнилки

Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

Занятие-игра Пасхальные игры

«Мой род - моя крепость»

Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи.

Игрушки детей в старину

Продолжать знакомить детей

Дружба и братство дороже богатства

Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь.

Люби свой край и воспевай

Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре.

Информационные ресурсы:

  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой.
  • «Знакомство детей с русским народным творчеством»

(Т.А.Бударина,Л.С.Куприна,О.А.Маркелова,О.Н.Корепанова,И.В.Харитонова…)

  • «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,
  • «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Н.Стеркина)

Педагогические условия:

  • Доступность, постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)
  • Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах)
  • Интеграция с другими методиками дошкольного образования
  • Согласование тематического плана с календарными праздниками
  • Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом
  • Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)
  • Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм)
  • Наличие предварительного и подготовительного этапов.

Материальное обеспечение программы:

Для реализации программы необходимы:

  • Просторное и светлое помещение для проведения НОД, бесед, дидактических игр. Оно должно иметь полки для выставочных работ, литературы, дидактического материала, для хранения незавершенных работ детей, материалов для практических занятий: ватмана, картона, тканей и пр.
  • Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.
  • Декорации для оформления «ярмарочной площади» и «избы» при проведении праздников в актовом зале или на улице.
  • Инвентарь для проведения народных игр.
  • Иллюстративный материал, методическая литература.
  • Магнитофон, аудио- и видеозаписи по тематике программы.

Перспективный план работы с родителями

Колыбельная песня в жизни ребенка

Консультация

Рождественские посиделки

Совместное мероприятие

Проведение русских национальных праздников, развлечений, досугов - одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к русской национальной культуре

Консультация

«Масленица»

Праздник

«Благовещенье»

Занятие в подготовительной группе

«Люби свой край и воспевай»

Праздник

Список литературы:

  • Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. - М.: Академия,
  • Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование,
  • Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия,
  • Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  • Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России,
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно- методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс,
  • Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. - М.,
  • Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука,
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. - М.: Мозаика -

Синтез. 2006.

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры:

  • Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
  • Знает название и назначение предметов русского народного быта.
  • Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
  • Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.