Основные проблемы повести куприна олеся. План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: А

Сочинение

Повесть «Олеся», написанная А. И. Куприным в 1898 году, - одно из ранних произведений писателя, тем не менее обращающее на себя внимание сложностью проблематики, яркостью и образностью характеров героев, тонкой красотой пейзажа. Для своего повествования автор избирает ретроспективную композицию, когда речь идет от лица рассказчика, описывающего давно прошедшие события. Конечно, с течением времени изменилось отношение героя к этим событиям, он многое понял, стал мудрее, опытнее в жизни. Но в те времена, когда он впервые приехал в глухую полесскую деревушку, он идеализировал сельскую жизнь,
«первобытные натуры» на фоне природы и руководствовался расхожим убеждением, что для писателя «полезно наблюдать нравы». Произведения, которые он к тому времени успел «тиснуть» в газете, так же далеки от реальной жизни, как и знания героя о народе. Действительность совершенно не соответствует ожиданиям героя, Ивана Тимофеевича. Народу оказываются присущи необщительность, дикость, униженная покорность, выработанная веками феодального гнета. Деревенские старухи, которых пытается лечить Иван Тимофеевич, не могут даже объяснить, что у них болит, зато обязательно приносят «пану» подношения и не только целуют ему руки, но даже падают в ноги и пытаются облобызать его сапоги. «Местная интеллигенция» - урядник, конторщик - ничего против этого не имеет, самодовольно протягивая руку для поцелуев и по-хамски объясняя, как надо лечить этот народ. Поэтому в проблеме народа и интеллигенции, поднятой автором, сразу обращает на себя внимание читателя то, что местная «интеллигенция», которая презирает этот народ и берет при каждой возможности взятки, по сути дела, не является таковой. А народ невежествен и груб, но его ли это вина? Охотник Ярмола не в состоянии научиться грамоте, он способен лишь механически запомнить свою подпись, к чему прилагает огромные усилия. Зачем? Ярмола объясняет это тем, что «ни одного грамотного нет у нас в деревне... Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано...» И совсем не удивительно, что крестьяне полны суеверий и страха, ненависти к ведьмам, способным насылать на людей болезни и смерть. История с Мануйлихой здесь показательна: несмотря на умение врачевать и гадать, некоторые неординарные способности, она вовсе не виновата в смерти ребенка у молодухи, которой опрометчиво пригрозила. Но ее вместе с внучкой изгнали из села и «хату ее сломали, чтоб от того проклятого кубка и щепок не осталось». Ненависть ко всему непонятному - следствие невежества и дикости народа.
История жизни народа в полесском селе, куда приехал Иван Тимофеевич, - это лишь экспозиция повести. Завязка действия заключается в знакомстве героя с Мануйлихой и Олесей. Мастерство художника видит читатель в том, как показан психологический портрет обеих героинь. Мануйлиха обладает всеми чертами бабы-яги, но ее речь - показатель иного уровня культуры, иной среды, нежели у полесских крестьян. Олеся также резко отличается от перебродских девчат: в ее облике чувствуется естественность, внутренняя свобода, чувство собственного достоинства. В ее красоте - и лукавство, и властность, и наивность, она оригинальна и незабываема, и, конечно, производит на Ивана Тимофеевича неизгладимое впечатление. В дальнейшем развитии их взаимоотношений раскрывается автором проблема русского национального характера. Олеся доверчива, любит природу, добра, но горда, и это чувствуется в принужденности, появившейся в их отношениях после заступничества Ивана Тимофеевича перед урядником: девушке неловко чувствовать себя обязанной кому бы то ни было. Однако, узнав о болезни героя, она готова сделать все, чтобы его вылечить, сожалея, что он не обратился к ней раньше. Гадая на героя, она правильно определяет его характер: «...Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете». Действительно, Иван Тимофеевич - добрый человек, он без copyright A L L Soch .ru 2001-2005 колебаний дарит уряднику дорогое ружье, что-бы тот не выгонял Мануйлиху с Олесей. Олеся всерьез заинтересовала героя, он влюблен в нее, не думая о том, что будет дальше. Олеся кажется мудрее и взрослее Ивана Тимофеевича: нагадав себе горе и позор от этой любви, она решает расстаться с героем, но разлука во время его болезни решила за влюбленных все - она показала силу их чувства и невозможность расставания. Их близость - кульминация развития взаимоотношений героев повести. Олеся принимает на себя всю ответственность за дальнейшие события, ей важно только то, что она любима. Иван Тимофеевич, в отличие от своей самоотверженно любящей Олеси, слаб и нерешителен. Зная, что ему надо уезжать, он не может набраться силы сказать об этом, откладывая свое признание до тех пор, пока Олеся сама не почувствовала неладное. Он готов жениться на Олесе и взять ее в город, но сам не слишком представляет себе, как это возможно. К тому же, мысль о бабушке, которую нельзя оставить одну, не приходила ему в голову, и он эгоистично предлагает Олесе либо сдать ее в богадельню, либо «тебе придется выбирать между мной и бабушкой». Эгоизм, безответственность, слабость характера Ивана Тимофеевича дают основание говорить о нем как о типичном «рефлектирующем интеллигенте», типе характера, определенном в русской литературе еще Н. Г. Чернышевским и показанном в произведениях И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других. Олеся же - воплощение лучших качеств, присущих русскому национальному характеру в женском типе. Глубокая искренняя любовь, самоотверженность, чувство долга - то, что всегда отличало русских женщин, героинь А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других русских писателей. Олеся не мыслит себе, чтобы она чем-то осложнила жизнь своего любимого: «Ты молодой, свободный... Неужели бы у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на всю жизнь?» Она отказывается выйти замуж за любимого, думая не о себе, а о нем, о его благополучии. Она так хочет сделать для него что-то хорошее, что, вопреки своим убеждениям, готова пойти в церковь. И здесь еще раз проявляется легкомыслие и безответственность героя: он убеждает Олесю пойти в церковь, говоря о милосердии Бога, но забывая о людях, ненавидящих «ведьму» и не готовых ее принять в свое общество. Он действует так просто в силу общего убеждения, что «женщина должна быть набожной». И только повзрослевший рассказчик с высоты прошедшего времени сожалеет о том, что не послушался своего сердца, его тревожного предчувствия. Крестьянки жестоко расправляются с Олесей, и потрясенный герой только теперь осознает последствия своего легкомысленного совета. Но Олеся верна себе - она считает виноватой только себя, трогательно беспокоясь об изуродованной внешности, которая может не понравиться любимому. Бесхитростная, доверчивая девушка оказывается нравственно выше образованного героя, знающего жизнь лишь «теоретически», не предвидящего последствий своего эгоизма и безответственности.
Их расставание неизбежно: невежественные крестьяне не простят «ведьмам» погибшего урожая. Но, зная о предстоящей разлуке, Олеся мудро не говорит Ивану Тимофеевичу о своем отъезде, помня народную сказку об испуганном зайчике. Герой узнает об этом неожиданно, и незабываемой деталью остаются в памяти яркие коралловые бусы, подаренные ему исчезнувшей Олесей. Сожаление об утраченной любви, нежной и великодушной, звучит в последних словах рассказчика, для которого, конечно же, эта история не пройдет бесслед-
но: она не только оставила в его памяти яркий след, но и изменила его отношение к жизни, даровав ему мудрость и житейский опыт.
Нельзя не сказать также о роли пейзажа в повести А. И. Куприна. Автор рисует нам красоту дикой, первозданной природы, которая тонко передает психологическое состояние героев. Весенний аромат оттаявшей земли пробуждает жизненные силы, оттеняя зарождающееся"в душе героя чувство. Чарующая ночь любви подавляет героев «своим счастьем и жутким безмолвием леса». А надвигающаяся гроза своим смешением света и тьмы предвещает «что-то зловещее». Все это дает читателю возможность утверждать, что молодой А. И. Куприн не только мастер изображения человеческих характеров и взаимоотношений людей, но и замечательный художник, тонко чувствующий красоту природы и передающий ее в своих произведениях, писатель, следующий лучшим традициям русского классического реализма XIX века.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»

В основе сюжета повести А.И.Куприна «Олеся» — взаимоотношения двух героев. Иван Тимофеевич – городской человек, который приезжает в Полесье. Олеся – очаровательная девушка, местная жительница.

Герои полюбили друг друга. Однако, несмотря на вспыхнувшее между ними чувство, это абсолютно непохожие люди, представители разных слоёв общества.

Иван Тимофеевич – городской человек, в повести он выступает в роли рассказчика. Он честен с читателем, делится своими впечатлениями от Полесья, повествует о вспыхнувшем чувстве к внучке старой Мануйлихи.

Олесю односельчане считают колдуньей. Девушку и её бабушку местные жители обвиняют во всех бедах: неурожае, непогоде, гибели домашнего скота. В то же время Олеся удивительно чиста душой. Этим она и покорила сердце Ивана Тимофеевича.

Оба героя любят по-разному. Олеся готова ради своего избранника пожертвовать всем, даже жизнью. Она, переступив через собственную гордость, через страх, идёт в церковь. Суеверные местные женщины жестоко избивают Олесю. А ведь девушка, не питавшая иллюзий по поводу отношения к ней односельчан, несомненно, догадывалась, что такое произойдёт…

Иван Тимофеевич любит по-другому. Олеся очаровала его своей непосредственностью и непохожестью на других. Чувство героя настоящее и искреннее. Однако он вряд ли способен сделать ради возлюбленной хоть какой-то серьёзный шаг.

Олесе и Ивану Тимофеевичу не суждено быть вместе: они слишком разные, неодинаково относятся к жизни. Их любовь обернётся трагедией: униженная Олеся и старая Мануйлиха навсегда покинут Полесье. Вряд ли в дальнейшем они будут благоденствовать.

Цивилизация, по мысли А.И.Куприна, отравляет человеческую душу, не позволяет людям стать счастливыми. Судьба Ивана Тимофеевича – тому подтверждение. Городской житель никогда до конца не поймёт девушку, выросшую на лоне природы, как бы ему этого ни хотелось. Герой оказался бессильным принять бесценный дар – любовь, а потому обрёк на страдания и себя, и Олесю.

Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, - «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь».
Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений, но неизменно одно: любовь освещает необычайным светом жизнь его героев, становится самым ярким, неповторимым событием жизни, подарком судьбы. Именно в любви раскрываются лучшие черты его героев.
Судьба забросила героя повести «Олеся» в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Иван Тимофеевич - писатель. Он человек образованный, умный, любознательный. Ему интересны люди, с их обычаями и традициями, интересны легенды и песни края. Он ехал в Полесье с намерением пополнить свой жизненный опыт новыми наблюдениями, полезными для писателя: «Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры», - думал он, сидя в вагоне.
Жизнь преподнесла Ивану Тимофеевичу неожиданный подарок: в полесской глуши он встретил замечательную девушку и свою настоящую любовь.
Олеся вместе с бабкой Мануйлихой живет в лесу, подальше от людей, которые когда-то изгнали их из села, подозревая в колдовстве. Иван Тимофеевич человек просвещенный и, в отличие от темных полесских крестьян, понимает, что Олесе и Мануйлихе просто «доступны некоторые инстинктивные знания, добытые случайным опытом».
Иван Тимофеевич влюбляется в Олесю. Но он человек своего времени, своего круга. Упрекая Олесю в суеверии, Иван Тимофеевич сам не в меньшей степени находится во власти предрассудков и правил, по которым жили люди его круга. Он не смел себе даже представить, как будет выглядеть Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев, Олеся, вырванная из «очаровательной рамки старого леса».
Рядом с Олесей он выглядит человеком слабым, несвободным, «человеком с ленивым сердцем», которое не принесет никому счастья. «Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы», - предсказывает ему по картам Олеся. Иван Тимофеевич не смог уберечь от беды Олесю, которая, стремясь сделать приятное любимому, отправилась в церковь вопреки своим убеждениям, несмотря на страх перед ненавистью местных обывателей.
В Олесе есть смелость и решительность, которой не хватает нашему герою, в ней есть способность на поступок. Ей чужды мелочные расчеты и опасения, когда речь идет о чувстве: «Пусть будет, что будет, а я своей радости никому не отдам».
Преследуемая и гонимая суеверными крестьянами, Олеся уходит, оставив на память Ивану Тимофеевичу нитку «коралловых» бус. Она знает, что для него скоро «все пройдет, все изгладится», и он без горя, легко и радостно вспомнит ее любовь.
Повесть «Олеся» вносит новые штрихи в бесконечную тему любви. Здесь любовь у Куприна не только величайший дар, от которого грешно отказаться. Читая повесть, мы понимаем, что это чувство немыслимо без естественности и свободы, без смелой решительности защищать свое чувство, без умения жертвовать во имя тех, кого любишь. Поэтому Куприн остается интереснейшим, умным и деликатным собеседником для читателей всех времен.

    Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит,...

    Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не случайно уже в момент знакомства в первую очередь главный...

  1. Новое!

    Повесть «Олеся» стала главным произведением в цикле полесских рассказов, созданном Куприным во время пребывания в Полесье в Волынской губернии. Здесь писатель свел знакомство с крестьянами-охотниками, бродил по лесам, изучал местные нравы и слушал народные...

  2. По жадности все захватить и на все откликнуться хотя бы мелочью, пустячком, по жадности "вжиться в жизнь", вернее - еще раз пережить, вернуть невозвратное, побыть с людьми - этот художник не знает себе равных. Он постоянно стремится "заглянуть,...

Каждого писателя формируют его жизненные обстоятельства (в детстве умирает отец, нет средств к существованию, московский вдовий дом, с 7-ми лет отдан в Разумовский пансион, казённое обеспечение, в 10 лет - ученик военной! Гимназии, строгие порядки, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус - карьера военного. После поступил в Александровское Юнкерское училище. 1890 год, подпоручик, 4 года отдал военной карьере. Днепровский полк квартировал в провинциальных городках - наблюдал эту жизнь. Подольская губерния, провинция.

1894 - Куприн выходит в отставку избрав путь профессионального писателя. Детство - унижение перед «благодетелями», годы детства «безрадостные на казённых харчах», строгость, порядок. Юность - заштатный полк, бесцветное существования в пошлости и обыденности.

Писатель - нет денег. Исходил, изъездил среднюю полосу, южную, кем работал? Грузчиком, управляющим имением, землемер, рыбак, кузнец, пел в хоре (провинциальная сцена), газетное дело: репортёр (очерки и другое). Все испытания закалили его характер и дали много жизненных наблюдений. Материал этот очень важен. Куприн стал своим в различных сферах.

Писателя всегда притягивали (на раннем этапе) глубины человеческой души и её скрытые возможности, первые его рассказы были написаны на военную тематику: «Дознание» о всечеловечных порядках, «Ночлег», прапорщик армейский. Большое внимание уделял внутреннему миру человека, необычные условия, психология, подсознание. Особые ракурсы темы: игрушка, воробей, ужас. Пограничные состояния.

Тема любви его волновала : тоже дала богатый материал. Много рассказов о гибели любви, красоты, он говорит о расточении врождённых способностей «Погибшая сила». Для его важны потенциально заложенные, яркие порывы жизни. «Святая любовь», «Страстная минута». С большой симпатией описывает своих героинь, часто вступают в столкновение с жестокостью, эгоцентризмом жизни. Яркие характеры на цирковую тематику «Аллес», «Лолли», часто это самоотверженные героини, которые идут на жертвы ради своей любви. Купрн создал 10-ки романтических историй. Руководствовался любовь даёт напряжённые переживания. Повод для изображения ярких характеров. Любовные переживания естественное раскованное проявление духовного мира.

Малая жанровая форма не давала Куприну изложить все свои мысли и чувства. Переходит к повести «Молох» и «Олеся». Эти повести связаны между собой «от противного». Обе они написаны по впечатлениям от поездок Куприна в донецкий угольный бассейн и в полесье. Условно: связаны молох о вреде научно-технического прогресса гибельная его сторона. А Олеся идеал естественного человека. В Молохе, прежде всего, отмечали социальный мотив и эксплуатацию рабочей буржуазии. Трагическое положение. Использует очерки о донецких предприятиях.


Невыдуманное, очень убедительно воссоздаёт условия, изображает железный закон за борьбу существование. Главный герой - инженер Бобров. Рефлексирующий герой. Инженер бобров принадлежит именно к такому типу героев. Завод уподоблен богу - Молоху. Ради развития научно-техническог прогр. «Хороша ваша цивил, если её плоды исчисл…». Острый социальный конфликт приобретает философское осмысление. Содержание повести: наблюдения инженера за работой завода и безнравственной заводской элитой. Предприниматель Квашнин и его окружение.

Тема молоха - божества.

Драма не реализовавшей себя души. Драма честного по природе человека, который не сумел найти себя и реализовать. Для Куприна самое страшное следствие железной цивилизации - гибель душевной чистоты в людях.

Куприн ищет свой идеал в области неподвластной молоху - естественный человек, возникает повесть Олеся. Представитель интеллигент, рефлексирующий, Олеся цельная, страстная, дикая. Интеллигент проигрывает. В начале повести Олеся говорит о Своём возлюбленном: вы хотя и добрый, только слабый. У героя отсутствует цельность натуры, глубина чувств, в этом его слабость. Олеся выросла вдали от фальшивых общественных устоев. Куприн идеализирует образ «дочери лесов».

Как часто у Куприна это бывает, эта любовная история заканчивается крахом. Нет хэппи-энда, выхода для героя. Эта повесть поэтичная. Куприн описывает картины природы. Природа им тоже содействует, украшает их историю. Первые рецензенты назвали эту повесть «лесной» симфонией. Слияние с природой даёт полноту и чистоту душевного мира. Эта повесть - одно из звеньев Полесского цикла Куприна. Это рассказы как «Лесная глушь», и пр.

Перекличка с «записками охотника» Тургенева, поэтизация природы. Хотя герои другие. Куприн очарован живописным краем. Среднерусская полоса. Её обитатели и их интересные характеры.

Выразились творческие принципы: писатель должен наблюдать жизнь. Куприн был мастером точной детали и насыщенного информацией стремительно повествования. Всегда присутствует сюжет. Иногда в одном абзаце совмещалась сконцентрированность. Определённость позиции: что любишь, а что ненавидишь, что собственно хочешь сказать. Свой взгляд выражал определённо и эмоционально.

Формы: рассказ в рассказе. При этом возникает субъективное восприятие человека и это позволяет достоверно представить информацию. Глазами непосредственно активного участника - чужая речь (приём), более глубоко видеть ситуацию.

Тема: А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Цели:

  1. дать обзор творческого пути Куприна, сопоставить с творчеством Бунина;
  2. раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся», показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств;
  3. углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию художественного произведения;
  4. сформировать читателя, способного понимать глубину человеческих чувств, красоту природы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: эвристический, исследовательский, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся: сообщения учащихся, запись по ходу лекции, ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ образа, подбор цитат.

Оборудование: портрет Куприна, презентация, иллюстрации И. Глазунова, П. Пинкисевича.

План урока:

  1. Организационный этап (3 мин.)
  2. Усвоение новых знаний и совершенствование (34 мин.) :
  • творчество Бунина и Куприна (сопоставление);
  • сообщение о биографии Куприна;
  • сообщение об истории повести «Олеся»;
  • беседа по повести «Олеся».
  1. Подведение итогов (5 мин.)
  2. Домашнее задание (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный этап.

У.: Здравствуйте, садитесь!

Мы с вами закончили изучение творчества Горького, написали сочинение по его творчеству. Чуть ранее мы изучали творчество Бунина. Сегодняшний урок будет связан как раз именно с ним. Тема нашего урока - А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»(слайд 1). Запишем в тетрадь. Мы познакомимся с биографией писателя (об этом расскажите вы сами), творчеством, сопоставим его с творчеством Бунина и рассмотрим повесть «Олеся».

2. Усвоение новых знаний и совершенствование.

У.: Творчество ровесника Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) (слайд 2), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти вернулся из эмиграции на родину. Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необходимость каждого». Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, целостность характера.

Послушаем о биографии Куприна и запишем основные моменты из его жизни (сообщение учащегося).

Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом…

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий… Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К. И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.

«Ты – репортер жизни… Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» - так определил Куприн свое призвание. Куприн – темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

Послушаем сообщение об истории создания повести (сообщение учащегося).

А теперь поговорим о самой повести. Дома вы должны были ее прочитать. Посмотрим, как вы поняли идею и основной замысел автора.

1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

Героя, как писателя, привлекает все! «Полесье…глушь…лоно природы…простые нравы… первобытные натуры, - размышляет герой, - совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!»

2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»?

- Иван Тимофеевич узнает о существовании ведьмы. И решает найти этот загадочный дом.

3. Как Куприн рисует образы главных героев?

Ивана Тимофеевича описывает сама Олеся: «человек вы хотя и добрый, но слабый… доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».

А Олесю Иван Тимофеевич видит так: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около 20-25, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было. Даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке?

Не притесняют. Но начальство постоянно унижает и обирает .

5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?

- Дом ее находится за болотом. По внешности напоминает Бабу Ягу: худые щеки, длинный подбородок, беззубый рот.

6. Каким даром обладает Олеся?

По лицу может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые тяжелые болезни и свалить с ног одним взглядом. Но не использует во зло .

7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич?

- «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»

8. А что испытывают герои в это время любви?

- Олеся первая изливает свое чувство. Но Олеся боится, что однажды надоест любимому. А Иван Тимофеевич боится, что Олеся будет исторгнута из родной среды.

9. Чем заканчивается повесть?

Иван Тимофеевич уезжает. Олеся с бабушкой вынуждены бежать. Олеся перед этим ходила в церковь. Но ее оттуда прогнали. И Олеся пригрозила односельчанам. В тот же день случился град. И побил урожай. Все списали на Олесю.

10. Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?

Основная мысль повести – только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. Пейзаж чутко меняется с изменением душевного состояния Олеси.

11. Как построен сюжет повести?

Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей – картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.

12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Красный. Красная юбка, красный платок, нитка красных дешевых бус. Это цвет любви, но в то же время и цвет тревоги.

3. Подведение итогов.

У.: Обратимся к учебнику (чтение анализа повести и ответы на вопросы 3-5).

У.: Куприн в своей повести показал идеал нравственного человека – идеал, неразрывно связанный с природой. Только на природе способны рождаться истинные и светлые чувства – любовь. Поэтому большая роль в повести отведена именно природе. Именно она помогает формировать чистого человека.
Ваши мысли по повести?

4. Домашнее задание.

Литература:

  1. В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература 11 класс. М., «Русское слово», 2008.
  2. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов. М., «Русское слово», 2010.
  3. Г. Х. Абхарова, Т. О. Скиргайло. Литература. Тематическое планирование. М., «Русское слово», 2012.
  4. Н. В. Егорова, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. М., «Вако», 2004.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Александр Иванович Куприн 1870 -1938

26 августа 1870 года – родился в г. Наровчат Пензенской губернии; 1873 год – переезд в Москву; Творчество: 1896 г. – «Киевские типы» 1896 г. – повесть «Молох» 1898 г. – повесть «Олеся» 1905 г. – «Черный туман» 1906 г. – «Штабс-капитан Рыбников»

1908 г. – «Суламифь» 1911 г. – «Гранатовый браслет» 1919 год –вынужден эмигрировать в Париж. 1937 год – возвращение в СССР. 25 августа 1938 года – умер в Москве

« Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий. Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» К. И. Чуковский

« Ты – репортер жизни… суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» (призвание Куприна)

1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»? 3. Как Куприн рисует образы главных героев? (цитаты из текста)

4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке? 5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? 6. Каким даром обладает Олеся?

7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич? 8. А что испытывают герои в это время любви? 9. Чем заканчивается повесть?

10. Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы? 11. Как построен сюжет повести? 12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Домашнее задание Статья в учебнике (с. 88 – 94). Прочитать рассказ «Гранатовый браслет»