«Русский музей императора Александра III» (ныне — Государственный Русский музей). От люда до знати

19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года открылся для посетителей первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства – Русский музей

Художники-члены Академии художеств на торжественном открытии Русского музея 19 марта 1898 года

Музей был основан в 1895 году в Санкт-Петербурге Именным Высочайшим Указом № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом»
О необходимости открыть музей русского искусства говорил еще Александр III. Государем была высказана мысль - основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства. Однако царь не успел воплотить свою идею, и созданием музея занялся его сын, император Николай II. Помещением для музея стал выкупленный в казну у потомков Великого Князя Михаила Павловича Михайловский дворец в самом центре Петербурга, архитектурный шедевр Карла России. Но прежде чем сформировать здесь экспозицию музея, нужно было приспособить для этого дворцовые помещения. Работами по их реконструкции занималась «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» во главе с архитектором В. Ф. Свиньиным. В период подготовки к открытию музея Николай II указал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца.

Северный фасад Русского музея. 1910-е гг.

В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». Первая экспозиция музея разместилась в 37 залах первого и второго этажей (21 зал на 1-м, и 16 – на 2-м этаже). Среди тех, кто занимался созданием первого национального русского музея, были известные и образованные люди — П. Брюллов, А. Бенуа, М. Боткин, П. Нерадовский, Н. Пунин. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича. Основу собрания первого государственного музея России составили произведения искусства, ранее хранившиеся в Академии художеств, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском и царскосельском Александровском дворцах, и, кроме того, целые коллекции, переданные музею частными лицами. Например, замечательное по своему качественному и количественному составу собрание портретной живописи князя А.Б.Лобанова-Ростовского, коллекция графики княгини М.К.Тенишевой и другие. Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского). Публика Русского музея со дня открытия могла увидеть настоящие шедевры: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Сватовство майора» П. Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, а также полотна Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Шишкина, скульптуры Шубина и Антокольского. Критика впрочем отметила некоторые недостатки экспозиции — ее бессистемность, слишком большую плотность размещения картин на стенах. Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений: 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства древней Руси). Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:
– отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,
– этнографический и художественно-промышленный отдел,
– художественный отдел

Государственный Русский музей – уникальное хранилище художественных ценностей (Фото: forden, Shutterstock)

Идея организации государственного музея национального искусства витала в русском обществе с середины 19 века. Александр III был ценителем искусства и очень хорошо разбирался в живописи. Именно ему принадлежит мысль создания всенародного музея произведений искусства. В Москве тогда эту роль фактически уже играла Третьяковская галерея, а в Петербурге, столичном городе, такого музея все еще не было. Задуманное Александром III осуществил его сын – император Николай II, подписав (13) 25 апреля 1895 года Высочайший Указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III» и «о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае 1895 года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций. Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Николай II предписал Главному Казначейству открыть кредит для музея на содержание Михайловского Дворца в Санкт-Петербурге. В Положении о музее говорилось, что он основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». (7) 19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. Изначально в нем было три отдела: художественный, этнографический и историко-бытовой. Первые фонды Русского музея сложились из меценатских пожертвований. Главным меценатом выступила царская фамилия. Художественное собрание музея также формировалось из разных источников – произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею знаменитую коллекцию князя А.Б. Лобанова-Ростовского, выкупленную им у наследников князя. В музее можно было увидеть иконы Рублева, картины «Бурлаки на Волге» Репина, «Последний день Помпеи» Брюллова и многие другие знаменитые работы Васнецова, Серова, Сурикова, Перова, Айвазовского, Врубеля, Левитана… Сегодня Русский музей – крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства, это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской и научно-методической работы, курирующий деятельность 260 художественных музеев страны. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. Также к музейному комплексу относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, Летний и Михайловский сады. Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, как в России, так и за рубежом. В 1992 году указом президента РФ Государственный Русский музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России.
© Calend.ru

Государственный Русский музей — первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Считается, что идея его основания в Санкт-Петербурге принадлежала императору Александру III. Он высказал ее после того, как приобрел на 17-й выставке Товарищества передвижников (1889) картину Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Уже после смерти Александра III эту идею осуществил его сын, император Николай II. 25 апреля (13 — по старому стилю) 1895 г. он подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Михайловский дворец, построенный архитектором Карлом Росси в 1819-1825 гг., был выкуплен в казну у потомков великого князя Михаила Павловича незадолго до этого, в январе 1895 г. Сумма, заплаченная государством за этот памятник архитектуры русского классицизма, составила 4 млн рублей серебром. Официальное открытие «Русского музея императора Александра III» для посетителей состоялось 19 марта (7 — по старому стилю) 1898 г. Экспозиция была представлена в 37 залах Михайловского дворца. В нее вошли 1880 произведений из нескольких источников: Эрмитажа, Зимнего дворца, музея Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, частных коллекций князя Алексея Лобанова- Ростовского, княгини Марии Тенишевой и др. Пополнение коллекции в первые годы после открытия музея осуществлялось за счет закупок, осуществлявшихся на выделявшиеся государством деньги, и общественных пожертвований. За первое десятилетие после открытия Русского музея количество представленных в нем произведений искусства удвоилось. После революции продолжалось быстрое расширение коллекции благодаря деятельности Государственного музейного фонда, распределявшего национализированные произведения искусства. В начале 1920-х гг. был сформирован Совет Русского музея, в который вошли ведущие специалисты в области русского искусства. Их усилиями была создана первая в стране комплексная экспозиция, построенная по научно- историческому принципу. В 1926 г. в Русский музей была передана коллекция музея при Государственном институте художественной культуры, на ее основе было сформировано крупнейшее в мире собрание русского авангарда. В 1930-е гг. были расширены экспозиционные площади, музею был передан корпус Бенуа, построенный в 1914-1919 гг. архитекторами Леонтием Бенуа и Сергеем Овсянниковым. В 1935 г. было разработано положение о музее, согласно которому в состав учреждения входили 10 научных отделов. Во время Великой Отечественной войны собрание Русского музея не пострадало: наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Молотов (ныне — Пермь), остальная часть коллекции была укрыта в подвалах музея. Во время войны здания музея подвергались бомбардировкам, особенно пострадал корпус Бенуа. Русский музей был вновь открыт для посетителей в первую годовщину Победы, 9 мая 1946 г. В послевоенный период Русский музей планомерно пополнял свои коллекции. Также значительно расширился музейный комплекс: в 1989-1994 гг. музею были переданы Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, в 1998 г. — Михайловский сад, в 2002 г. — Летний сад, Дворец и Домик Петра Первого. В настоящий момент коллекция Русского музея включает в себя более 400 тыс. единиц хранения. Она охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства с X века. Ежегодно в музее организуется до 50 временных экспозиций, также экспонаты музея регулярно выставляются в разных российских городах и за рубежом. В марте 2015 г. первый зарубежный филиал Русского музея открылся в Малаге (Испания). Директором музея с 1988 г. является Владимир Гусев. В 1997 г. было создано международное общество «Друзья Русского музея», оно включает в себя 400 человек, а также 85 фирм и организаций. Члены общества оказывают финансовую помощь музею, содействие при организации и проведении различных мероприятий. ИТАР-ТАСС

В книжном собрании «Парка Монрепо» хранится книга Н. Н. Брешко-Брешковского (1874–1943) «Русский музей императора Александра III», посвящённая созданию первого музея русского искусства в Петербурге. Книга вышла в Санкт-Петербурге в 1903 году в издательстве М. О. Вольфа.

В 1895 году в Санкт-Петербурге, в бывшем Михайловском дворце, был открыт «Русский музей имени императора Александра III», под управлением Великого князя Георгия Михайловича. Архитектура дворца, выстроенного в своё время выдающимся зодчим Карлом Росси в стиле impire, как нельзя лучше подходила для того, чтобы создать здесь музей. Величина залов и прекрасное освещение позволяли разместить во дворце многочисленные предметы русского искусства – живопись, скульптуру.
Михайловский дворец украшают высокие стройные колонны, увенчанные красивым лепным орнаментом, благородная гармония линий и традиционные львиные головы на фронтоне с кольцами в зубах. Из 37 залов музея большинство также были отделаны в стиле impire, и только некоторые – в стиле Людовика XV. К концу XIX века здание дворца стало приходить в упадок, и архитектор Свиньин, на долю которого выпала нелёгкая задача по реставрации и отделке дворца, блестяще справился с ней. Была продумана каждая мелочь, каждая деталь, вплоть до дверных ручек и скамеек для сиденья.

Напомним, что уже существовала Третьяковская галерея – московская сокровищница русского искусства, где за многие годы трудами Павла Михайловича Третьякова было создано великолепное собрание русского искусства, особенно живописи. Поэтому открытие подобного музея в Петербурге явилось событием огромного значения как для коренных петербуржцев, так и для многих любителей-провинциалов.

В небольшой заметке мы не будем сравнивать достоинства и недостатки двух отечественных музеев, каждый из которых по-своему выполнял различные просветительские функции – показывал, рассказывал, просвещал. Просто попытаемся окунуться в атмосферу только что созданного музея.

Первый зал нижнего этажа начинается первой по времени русской картиной Матвеева «Куликовская битва», написанной в 1719 году. Ещё Пётр I посылал Матвеева учиться художеству за границу. Картина очень условна, во многом несовершенна: лошади напоминают игрушечных лошадок, русские воины – рыцарей-крестоносцев, а татары – сарацин. Художник даже не пытался приблизиться к исторической правде, ему просто не хватило мастерства. Рядом, как будто для сравнения, висят портреты кисти Д. Левицкого, В. Боровиковского, Лампи. Они написаны не на много позже картины Матвеева, но насколько совершеннее техника этих художников, при взгляде на них словно дивный, волшебный луч коснулся вас и исчез.

Далее вы видите лишённые даже намёка на действительную жизнь исторические картины Танкова, Акимова, Егорова, Д. И. Иванова. На них лежит печать холодного казённого академизма. Вместо настоящих русских крестьян – условные пейзаны, настоящей Марфы-посадницы – римская матрона с классическими жестами. Хочется вернуться к Левицкому и Боровиковскому, но любопытство влечёт вас дальше.

Несколько шагов – и ваш взгляд отдыхает на изящных, полных жизни статуэтках барона П. К. фон Клодта, говорящих, кстати, и о хорошем знании анатомии. В следующем зале – картины А. О. Орловского. Картины – не его сильная сторона, гораздо интереснее его рисунки и карикатуры, но и в картинах чувствуется романтический порыв, размах, знание жизни, они, по крайней мере, лишены чопорного академизма. Недаром его называли русским Делакруа.

Далее располагаются картины наших старых пейзажистов – Алексеева, Матвеева, Галактионова, М. Воробьёва. Их произведения – это образцы так называемой парадной ландшафтной живописи. Ещё не пришло время для нашей родной застенчивой природы, тогда в большой моде у художников- пейзажистов была яркая природа Италии.
А в следующем зале хочется остаться подольше. Здесь находятся портреты Ореста Кипренского. Какой великолепный потрясающий портретист! Его портреты – это целые поэмы в красках. Живые, одухотворённые лица смотрят с его полотен прямо на вас. Недаром его так любили итальянцы, а портрет Кипренского висит в галерее Уффици рядом с портретами Рафаэля, Тициана, Рубенса и Рембрандта.

В соседнем зале – несколько портретов работы В. Тропинина, современника О. Кипренского. Тропинин – первоклассный портретист, но его манера письма мягче, ровнее, спокойнее, современники прозвали его русским Грёзом. Если Кипренский всю свою бурную, но недолговечную жизнь скитался по Европе, то Тропинин почти не покидал родной Москвы. Совершенно противоположные характеры художников как в капле воды отразились в их произведениях.
В музее представлены также несколько картин нашего замечательного живописца А. Г. Венецианова, считающегося родоначальником русского жанра. Он настоящий мастер, славится и как прекрасный колорист, его произведения написаны с большой теплотой и любовью к людям.

От небольших жанровых полотен Венецианова переходим в общество колоссальных религиозных композиций Карла Брюллова и рисунков для церковной стенной живописи Фёдора Бруни. Здесь они оба выступают как блестящие рисовальщики с незаурядной творческой энергией. Так случилось, что Карл Павлович Брюллов затмил своей славой младшего брата Александра Павловича Брюллова, что не совсем справедливо, ведь он был очень талантливым художником-акварелистом. В его миниатюрах и акварельных портретах много изящества и вкуса.

Одним из последних замечательных рисовальщиков старой школы был Генрих Ипполитович Семирадский. Окончив Харьковский университет, он практически без всякой подготовки поступил в Академию художеств. Чаще всего разрабатывал античные и библейские сюжеты. По колориту и композиции превосходил многих художников-современников. Несмотря на то, что он по праву принадлежит России, многие считают его наименее русским из всех русских художников. Его картины «Содом и Гоморра», «Страшный суд» и «Избиение младенцев» были подарены Академией Русскому музею.

Миновав зал с портретами из коллекции князя Лобанова-Ростовского, попадаешь в зал с рисунками и акварелями, подаренных музею княгиней Тенишевой. Чем-то родным и близким пахнуло на вас. В отряд охотничьих сцен Петра Соколова, в которых он был неподражаем. Что-то Тургеневское есть в этих талантливых акварелях, здесь Соколов – большой знаток русской жизни.
Заканчивается нижняя галерея собранием христианских древностей, и со стен на вас глядят византийские ликисвятых.
На второй этаж музея ведёт широкая мраморная лестница. Верхняя галерея пользуется гораздо большей популярностью, чем нижняя. Здесь собраны в основном мастера XIX века и первый зал посвящён превосходным портретам Брюллова. Во втором зале, рядом со знаменитой «Помпеей», висит написанный на библейский сюжет холст Ф. А. Бруни «Медный змий». Эти картины – воплощение поисков исторической конкретности в изображении событий минувшего времени.

Далее, полюбовавшись «Тайной вечерей» Н. Н. Ге, вы идёте в зал, где находится картина Г. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсисе» – огромное полотно, приобретённое Александром III и подаренное впоследствии Эрмитажу.
Выдвигаетесь дальше – и новое впечатление – «Грешница» В. Д. Поленова. Она, безусловно, нравится и просто публике, и знатокам. И по живописи, и по замыслу – это одна из лучших вещей не только в русском, но и в европейском искусстве. Писатель Гаршин, человек, чуткий ко всему прекрасному и сам занимавшийся живописью, был в восторге от этой картины.
Один из самых выдающихся наших художников, прямой продолжатель Ге и Крамского – И. Е. Репин. Тонкий психолог, блестящий техник, великолепный колорист – вот те качества таланта, которые отличают всё его творчествоот начала и до конца. Его «Запорожцы» – картина, совмещающая целый ряд удивительно подмеченных типов казаков-запорожцев. Задачей художника было показать экспрессию смеха: каждый из казаков на картине смеётся сообразно своему темпераменту. Художественные образы, созданные здесь художником, навсегда останутся идеальным образцом живописной передачи хохота.
К сожалению, музей не очень богат историческими картинами в полном смысле этого слова. Но полотно художника Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» именно такое. Оно без остатка, почти до иллюзии переносит нас в изображаемую эпоху Иоанна Грозного.

Из этого небольшого обзора картин начала существования музея можно сделать вывод: подбор их был часто случайным и бессистемным. Что-то лишнее, а чего-то явно не хватает. Но музей пока ещё молод, и существующие пробелы будут восполнены. «Русский музей» ждёт блестящее будущее, у него всё впереди.

Подготовила Т.Л. Просина,
хранитель музейных предметов

Использованная литература:
Музеи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86-ти т.т. – СПб., 1890-1907 // т. 39. с.117.
Брешко-Брешковский, Н.Н. Русский музей Александра III. – М., СПб.: Изд.-е М.О. Вольфа, 1903. – 94с.; ил.
Гнедич, Пётр Петрович. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Т.III. От эпохи Возрождения до наших дней / 12 раскрашенных табл., 2 отд. рис. на цветном фоне, 960рис. в тексте. – СПб.: Изд.-е А.Ф. Маркса, 1897. – 724с.; ил.
Иллюстрации:
Книга. ПМ-КП-45/18. Брешко-Брешковский, Н.Н. Русский музей Александра III. Москва. 1903 г.:
1. Портрет Александра III на фронтисписе.
2. Титульный лист.
3. Михайловский дворец. Иллюстрация на с. I.
4. Парадная лестница музея. Иллюстрация на с. II.
5. Один из залов музея. Иллюстрация на с. VII.
6. Репродукция картины Н. А. Ярошенко на с. 57.
7. Репродукции картин В. А. Боброва и Н. К. Пимоненко на с. 63.

«Исторический музей должен был носить имя императора Александра III и стоять на месте Мавзолея», - уверена замдиректора ГИМа по научно-просветительской работе Ирина Алексеева .

Депутаты уступили место

Фото: АиФ / Валерий Христофоров

В 1872 г. в Москве проходила большая Политехническая выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения императора Петра I , - рассказала «АиФ» И. Алексеева. - Там был раздел, посвящённый событиям Крымской войны. В нём собрали коллекцию древностей, которые смогли предоставить владельцы памятников эпохи (тогда так называли коллекционеров), и впервые представили публике. Авторы идеи - учёные Уваров , Румянцев , Забелин - подумали, что ипосле закрытия выставки надо сохранить реликвии вместе. Ведь экспонаты помогут историкам написать доступную и правдивую историю государ-ства Российского. И обратились с просьбой к императору Александру II создать такой музей, желательно в центре Москвы. Чтобы это послание попало к адресату, нужен был достойный человек, способный передать его лично в руки. Им оказался наследник престола Александр III . Император без долгих колебаний подписал указ. Так что основателями Исторического музея считаются два Александра - II и III.

После подписания указа начали выбирать место. Сначала под строительство отвели площадку, на которой сейчас стоит Мавзолей ➊. Объявили архитектурный конкурс. Все предлагаемые проекты были очень красивые, но невероятно помпезные и в случае появления «задавили» бы ансамбль Красной площади. Тогда гласные (так в те времена именовали депутатов) предложили совершенно безвозмездно передать под Исторический музей место, где до этого хотели возвести здание городской Думы. Стоящее там ветхое строение бывшего земского приказа разобрали и приступили к выбору лучшего проекта музея. Победили архитектор Шервуд и инженер Семёнов .

Открытие ГИМа решили приурочить к коронационным торжествам императора Александра III - 27 мая 1883 года. Царская семья была заранее приглашена в музей. А для остальных посетителей его открыли летом.

Айвазовскому , Васнецову , Серову и другим известным художникам заказывали росписи за солидный гонорар. По замыслу архитектора, каждый зал должен быть расписан в стиле той эпохи, про которую рассказывает.

Поскольку в музее несколько этажей, там предусмотрели лифт, чтобы императорская чета с детьми без труда поднимались на третий этаж. Его так и прозвали - императорский. Он стал единственным в своём роде: весь из дерева, внутри кабины - удобные скамеечки. Кстати, лифт до сих пор работает.

Внешне Исторический музей должны были отделать в стиле XVI-XVII вв., как Покровский собор близ Кремля, ➋ - оштукатурить, покрасить красной краской и аккуратно, по линеечке нарисовать белой краской кирпичики (тогда строили здания из большемерного кирпича, кладка была неровной, и таким образом стены выравнивали). Но все очень торопились открыть здание к коронационным торжествам, поэтому его недоделали. В таком недостроенном виде он стоит уже больше 130 лет.

От люда до знати

Самыми первыми экспонатами Исторического стали материалы Политехнической выставки, которые собиратели коллекций захотели передать музею.

Московская городская Дума (гласные при Александре II заседали в доме графа Шереметева на Воздвиженке, 6, ➌ - в роскошном особняке, арендованном за 55 руб. в месяц) подарила музею чертковскую библиотеку. (Она открылась в январе 1863 г. для публичного пользования в правом крыле дома Чертковых на Мясницкой, 7, ➍ и являлась первым бесплатным архивом огромного количества уникальных рукописей.) Знатные русские семейства также жертвовали свои коллекции: например, Кропоткины , Уваровы , Бахрушины .

(3) Здание на Воздвиженке перестроено настолько, что в нём уже невозможно узнать некогда роскошный особняк графа Шереметева. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Пополнялись коллекции и в 1920-1930-е годы. Тогда была своеобразная культурная политика: маленькие музеи закрывали, и их экспонаты передавали большим. И сегодня ГИМ - один из крупнейших музеев в мире по количеству экспонатов, в нём содержится около 5 млн предметов. Для сравнения: в Московском Кремле - от 60 до 70 тыс., в Эрмитаже - 2 млн.

Нынешние меценаты выкупают какие-то предметы на международных аукционах и также отдают их в Исторический музей. Имена таких людей заносят в специальную книгу дарителей.

Между прочим, в музей во все времена ходила не только знать. Когда директором музея стал Иван Забелин (историк, археолог, исследователь русской старины, автор «Истории города Москвы»), он заявил, что ГИМ открыт для всех. (Интересно, что именно Забелин в 1846-м опубликовал в «Московских ведомостях» статью, в которой обосновал дату основания российской столицы - 4 апреля 1147 г.) И своим подчинённым Забелин говорил, что любому, даже самому серьёзному учёному в музее должно быть незазорно заниматься со студентами и с простыми желающими получить знания по истории России. Очень поощрял, когда сотрудники бесплатно в библиотеке читали лекции для пришедшей публики. У Забелина была своя концепция музея: в нём должны быть собраны не только раритеты, сокровища, как в Оружейной палате, но и предметы быта, раскрывающие все стороны жизни людей в России на разных этапах существования государства.

(4) Здесь располагалась одна из первых в Москве публичных библиотек. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

В парадных сенях и сейчас находится Родословное древо государей российских от князей Владимира и Ольги до императора Александра II. Это автор-ские росписи, сделанные под руководством академика Торопова. В 1936 году появился указ об уничтожении всех росписей и надписей, связанных с церковью и императорской семьёй, музейным работникам следовало уничтожить это древо. Но они просто закрасили дерево белой краской, желая сохранить реликвию. А в 1997 г. во время ремонта убрали краску и выяснили, что практически всё древо великолепно сохранилось. Были воссозданы росписи, которые всё-таки пришлось сколоть со стен и потолков здания. И сегодня Исторический музей выглядит так, как 130 лет назад.

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей в Петербурге - самый обширный музей русского искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.

До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III» . Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов - это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.

Государственный Русский музей

Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца . Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.

История Михайловского дворца

Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

Михайловский дворец

Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - также Михайловский. 11 сентября 1825 года дворец был освящён.

Филиалы музея

Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:

Летний дворец Петра I
Мраморный дворец
Строгановский дворец
Домик Петра I

Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах - одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Мраморный дворец

Мраморный дворец

Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди . Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А. Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются.

Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.

Главный фасад Мраморного дворца обращен к Марсову полю. Его украшают колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера. Известный скульптор Ф.И. Шубин выполнил две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов. В сотрудничестве с М.И. Козловским он участвовал в создании внутреннего скульптурно-декоративного убранства дворца. До нашего времени сохранилась отделка парадной лестницы и первый ярус стен Мраморного зала. Изящная ограда из копий и столбов с вазами и трофеями ограждает обширный парадный двор. Позже с восточной части около Мраморного дворца построили служебный корпус. Барельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П.К. Клодта украшает западный фасад корпуса.

В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.

Инженерный (Михайловский) замок

Инженерный (Михайловский) замок

Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков и ставший местом его смерти.

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 г. Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.

21 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 г. После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза - свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.

В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.

Строгановский дворец

Строгановский дворец

Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.

В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

Строгановы (Строгоновы ) - род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века - бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году.

Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.

Домик Петра I

Домик Петра I

Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня. Здесь же 27мая 1703 г. прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.

Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,- типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,- всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Домик сохранился практически в первоначальном виде.

Коллекции Русского музея

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII - первой половины XIX веков. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном богатстве музея: А. Матвеев, И. Никитин, Карло Растрелли, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, А. Лосенко, Д. Левицкий, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, С. Щедрин, О. Кипренский, А. Венецианов, Ф. Бруни, К. Брюллов, П. Федотов, А. Иванов.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Брюллов посетил Помпеи в 1828 г., сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э . и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Картина выставлялась в Риме, получила восторженные отклики критиков и переправлено в Лувр. «Последний день Помпеи» представляет романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова - женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина, распростертая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок - обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы - в центре полотна, и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. А. И. Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!». Стихотворный отзыв оставил и А. С. Пушкин:

К. Брюллов "Портрет А. Демидова"

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Кстати, знаменитая картина написана была Kарлом Брюлловым по заказу Анатолия Демидова , русского и французского мецената, который состоял при русском посольстве сначала в Париже, а затем в Риме и в Вене. Он унаследовал от отца колоссальное богатство и собрание замечательных произведений живописи, ваяния, бронзы и т.д. Анатолий Демидов, по примеру отца, был щедр на крупные пожертвования: он пожертвовал 500 000 рублей на устройство в Санкт-Петербурге дома для призрения трудящихся, который и носил имя жертвователя; вместе с братом Павлом Николаевичем пожертвовал капитал, на который в Санкт-Петербурге же устроена детская больница; при Академии Наук в Санкт-Петербурге учредил премию в 5000 рублей за лучшее произведение на русском языке; в 1853 году выслал из Парижа 2000 рублей на украшение церкви Демидовского лицея в Ярославле, пожертвовал в библиотеку лицея все свои издания и несколько других ценных французских книг, а также щедро покровительствовал учёным и художникам. Так вот, именно Анатолий Демидов подарил картину Брюллова «Последний день Помпеи» Николаю I, который выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 г. полотно было перенесено туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Вторая половина XIX века представлена работами художников: Ф. Васильева, Р. Фелицына, А. Гороновича, Е. Сорокина, Ф. Бронникова, И. Макарова, В. Худякова, А. Чернышёва, П. Риццони, Л. Лагорио, Н. Лосева, А. Наумова, А. Волкова, А. Попова, В. Пукирева, Н. Неврева, И. Прянишникова, Л. Соломаткина, А. Саврасова, А. Корзухина, Ф. Журавлёва, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Морозова, Н. Кошелева, А. Шурыгина, П. Чистякова, Ивана Айвазовского.

Картина И. Айвазовского «Девятый вал»

И. Айвазовский "Девятый вал"

«Девятый вал» - одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного российского художника-мариниста.

Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Размер картины - 221 × 332 см.

В музее также представлены картины художников-передвижников: Г. Мясоедова, В. Перова, А. Боголюбова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского, В. Максимова, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, Н. Абуткова.

Картина Николая Ге «Тайная вечеря»

Н. Ге "Тайная вечеря"

На картине художника изображен эпизод из земной жизни Христа, описанный в Евангелии от Иоанна (гл. 13). Оно было любимым Евангелием Ге. Отрывок данного текста детально совпадает с изображенным на картине.

Иисус встал с вечери… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем… Когда же умыл им ноги… то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? … если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…

…Иисус возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это… он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Амфора с водой, умывальница с полотенцем в «Тайной вечере» Ге - тема жертвенной любви Христа. После ухода Иуды были произнесены знаменитые слова, обращенные к апостолам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Конец XIX-начало XX века представлены художниками И. Левитаном, П. Трубецким, М. Врубелем, В. Серовым.

Картина И. Левитана «Сумерки. Луна»

И. Левитан "Сумерки. Луна"

В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.

Работы объединения «Мир искусства»

«Мир искусства» (1898-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.

В состав объединения входили художники: Бакст, Н. Рерих, Добужинский, Лансере, Митрохин, Остроумова-Лебедева, Чемберс, Яковлев, Сомов, Ционглинский, Пурвит, Сюннерберг.

В древнерусском отделе широко представлены иконы XII-XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII - начала XX века .

Андрей Рублев

Андрей Рублев "Апостол Павел"

Андрей Рублев (умер ок.1430 г.) — иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

В настоящее время в собрание Русского музея входят отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). Коллекция музея насчитывает более 400 тыс. единиц хранения.

Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880-х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889). Об этом же говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель И. Гончаров и многие другие.

В 1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это решение Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с 17-ой выставки Товарищества передвижников (1889г.). Тогда же, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль — основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства.

Историческое своеобразие ситуации заключалось в том, что идея «подогревалась» совпадением национально-патриотических устремлений как демократической общественности страны, так и самого правящего монарха. Можно сказать, что существовала объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса. Таким призван был стать, и впоследствии стал, Русский Музей императора Александра III, для которого так удачно нашлось подходящее здание — Михайловский дворец, уникальный памятник архитектуры русского классицизма первой трети XIX века.

Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом„. Указ начинался словами:“Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III.

В мае 1895 года организуется «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В. Ф. Свиньина.

Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Уже в подготовительный период, до открытия музея, был решен ряд важнейших вопросов, связанных с его дальнейшей деятельностью, определены его приоритетные цели и задачи. Николай II предписал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца. В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России» .

В августе 1897 года был утвержден штат музея. У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение — ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась — это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «... при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею».

Конечно, работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал институт простых служащих. Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея (он же — секретарь Августейшего Управляющего музеем). В состав служителей музея в феврале 1898 года входили вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897г.), и специально разработанную форму.

В списках сотрудников музея неизменно упоминается священник — отец Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее. Кроме того, во время исполнения священнических обязанностей при церкви Русского Музея И. Арсеньевым в 1901-1909гг. в ряде столичных изданий были напечатаны статьи и заметки, касающиеся истории церкви и музея.

7 (19) марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. В письме Николая II великому князю Георгию по случаю открытия музея и в связи с трехлетием со дня его учреждения говорится: «Три года тому назад, вменяя Себе в священную обязанность осуществить заветное желание в Бозе почившего Моего Родителя видеть собранные воедино наиболее выдающиеся произведения русской живописи и ваяния, я повелел учредить Музей Его Имени и вместе с тем возложил на Вас непосредственное управление сим установлением. Посвятив Себя с неутомимым рвением этому сложному и многотрудному делу, Вы озаботились надлежащим приспособлением предназначенного мною для этой цели здания Михайловского дворца и в непродолжительное время собрали и привели в стройный порядок те художественные произведения, которые подлежали помещению в музей на основании одобренного Мною Положения. <...> По справедливости, отнеся знаменательный успех в благом начинании этом к просвещенному руководительству Вашего Императорского Высочества, Я считаю отрадным для себя долгом выразить Вам душевную Мою благодарность, а равно изъявляю Монаршию признательность даровитым сотрудникам Вашим в исполнении такого истинно патриотического дела» .

В день открытия музея экспозиция его была представлена в 37-и залах (21 зал — на первом этаже и 16 — на втором). Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского).

Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений. Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:

Отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,

Этнографический и художественно-промышленный отдел,

Художественный отдел.

Причем, приоритетная роль художественного отдела оговаривалась особо: «... до составления этнографических и исторических коллекций подлежит немедленному устройству художественный отдел музея, долженствующий обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников».

Памятный отдел являлся мемориальным и должен был занять важное место в структуре музея. Однако строительство помещения для Памятного отдела затянулось, и в связи с последующими историко-политическими событиями в стране, он так и не был открыт. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 году был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея.

Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 года, когда он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР.

Таким образом, название «Русский музей» изначально и традиционно закрепилось, по существу, лишь за художественным отделом, размещенным в Михайловском дворце. С течением времени художественный отдел, постепенно разветвляясь, превратился в сложный музейный организм, насчитывающий в настоящее время около 50 отделов, секторов, подразделений и служб.