"Судьба человека": анализ рассказа. Шолохов, произведение "Судьба человека"

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика.
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.
В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!»
В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».
На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984)

Рассказ «Судьба человека»

«Судьба человека» была прочитана киноактёром Сергеем Лукьяновым по Всесоюзному радио, после чего получила народное признание.

Символика названия

В произведении показана не просто жизнь отдельного солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, воплотившего в себе все основные национальные типические черты (обобщающее слово «человек» в названии).

Испытания, которые пережил герой, - это испытания, выпавшие на долю каждого прошедшего Великую Отечественную войну. Это судьба целого поколения, у которого война отобрала самое дорогое - дом, семью, работу, здоровье, жизнь близких людей.

Композиция и сюжет

«Судьба человека» написана в форме «рассказа в рассказе».

В произведении в концентрированном виде дана эпическая картина происходящего во время войны.

М.Н. Липовецкий выделяет в рассказе десять своеобразных микроновелл, каждая из которых внутренне завершена, имеет завязку, кульминацию, развязку:

1.Довоенная жизнь

2.Прощание с семьёй

3.Пленение

4.В церкви

5.Неудачный побег

6.Поединок с Мюллером

7.Освобождение

8.Гибель семьи

9.Смерть сына

10.Встреча с Ванюшкой

Обрамление

Действие происходит в период первой послевоенной весны. Повествователь, ведущий рассказ от первого лица, дожидаясь переправы, встречает мужчину с сынишкой. Отец мальчика, Андрей Соколов, решает рассказать о своей судьбе.

После исповеди повествователь расстаётся с чужим, но ставшим ему близким человеком, прощание с Ванюшкой заставляет мужчину, прошедшего войну, заплакать.

Символические образы в обрамлении

Весна

Символ вечного возрождения, обновления, надежды. «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Безбрежный мир готовился «к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Дорога, путь

Символ жизни, движения вперёд, один из главных архетипов жизни.

Отец и сын

Фигуры Андрея и Ванюшки - мужчины и маленького мальчика - обретают обобщённо-символический смысл, предстают в образах Отца и Сына, идущих по дороге жизни: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»

Исповедь Андрея Соколова

Андрей Соколов рассказывает о своей жизни. Герой вспоминает о своём детстве, семье. Гражданская война, голод, разруха лишь фон событий. Основное внимание Соколов уделяет воскрешению в памяти образов самых дорогих людей, которые погибли во время войны: жены Иринки («И не было для меня красивее и желаннее её не было на свете и не будет!»), детей («сначала сынишка родился, через год ещё две девочки…»). Для героя важны были работа, семейный достаток и уют. Духовные ценности, обретённые в довоенное время, помогают Андрею Соколову выстоять в тяжёлое время.

Война нарушает благополучную, счастливую жизнь семьи Соколова. Следующие эпизода, рассказанные героем, контрастируют с первой «спокойной» микроновеллой. Далее Соколов будет проходить проверку на моральную стойкость.

Герой два раза был ранен, попал «в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года». Когда русских солдат немцы загнали на ночёвку в церковь, один из пленных, Крыжнев, пригрозил выдать командира. Андрей Соколов не выдержал и задушил предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель».

Андрей Соколов пробовал бежать, но его поймали и вернули обратно. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там…». Били солдат «так, как у нас сроду животину не бьют».

Однажды герой выиграл моральный поединок с врагом. Он показал свою силу духа («в скотину они меня не превратили, как ни старались») , за что заслужил признание от немцев (Мюллер: «Я - тоже солдат и уважаю достойных противников» ). Герой пробудил в Мюллере и его сослуживцам человеческое: они «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче».

Соколов возил немца-майора. В одну из поездок герою удалось сбежать из плена, привезти майора и отдать русским командирам.

В госпитале Соколов узнал о том, что его семья погибла, остался один сын, Анатолий, который «получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали». В последний день войны убивают и Анатолия. Испытанием оказываются не только муки в фашистском плену, но и смерть детей и любимой жены, которую он не понял в момент прощания («До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»).

Приехав жить к старому другу, Соколов встречает мальчика-сироту Ванюшу и решает его усыновить. «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…». Теперь вся жизнь Андрея Соколова посвящена ребёнку.

В рассказе оказывается важной сердечная реакция героя на происходящее («осердеченность повествования»): «у самого от жалости к ней сердце на части разрывается», «сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…».

Новаторство рассказа

Рассказ долгое время считали образцом соцреалистического канона (таким оказывается финал произведения). Современные исследователи находят в произведении черты новаторства:

Шолохов первым показал события 1941 - 1945 годов как трагедию всего человечества;

Автор показывает героя, побывавшего в плену и вернувшегося на родину. Не многих солдат, освободившихся из немецкого плена, Советский Союз принимал радушно (пример тому - судьба героя А.С. Солженицына Ивана Денисовича;

Политико-идеологический аспект в рассказе приглушён. Слова «советский солдат» автор заменяет на «русский солдат»;

По канонам соцреализма, гуманизм - не столько любовь к людям, сколько деятельная ненависть к врагам. Однако Андрей Соколов не убил ни одного немца, зато расправился с русским предателем. Автор обращается в рассказе к общечеловеческим ценностям.

Язык рассказа

Основной массив речи в рассказе - просторечия с вкраплениями профессионализмов, конкретизирующих облик главного героя.

Важным в «Судьбе человека» оказывается фольклорный пласт речи, народно-песенный, плачевой «(«Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!»).

М.Шолохов - признанный мастер эпоса. В романе «Тихий Дон» ему удалось воссоздать масштабные картины одного из самых сложных периодов в истории России.

Не меньшими достоинствами обладает и небольшое по объему, но очень емкое по содержанию произведение «Судьба человека». Анализ рассказа помогает определить идейный замысел автора и причину его большой популярности у читателя.

В центре внимания писателя-фронтовика - полная страданий жизнь обычного русского человека, пережившего гибель всей своей семьи и разрушение родного дома, самые опасные военные сражения и фашистский плен, ледянящее душу одиночество и отчаяние. Пройдя через все испытания, он сумел выстоять и взять на себя заботу о ребенке-сироте.

Памятная встреча в 1946 году

Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» правильнее будет начать с истории его создания. Спустя год после окончания войны жизнь свела писателя с незнакомым ему водителем, бывшим фронтовиком. Это случилось во время охоты у хутора Моховского. Во время привала к Шолохову подошли немолодой мужчина и мальчик - они направлялись к переправе на реке Еланке. Во время завязавшегося разговора путник (он так и не назвал своего имени) поведал невеселую историю своей жизни.

Последующий анализ рассказа, судьба человека, многое пережившего, произвели на писателя огромное впечатление. Он сразу решил написать о новом знакомом, но все откладывал задуманное. Непосредственным поводом послужило перечитывание зарубежных произведений о людях слабых и беспомощных. Тут-то и возникла мысль противопоставить им своего героя, а вместе с ней определилась и идея будущего рассказа. В результате за 8 дней было создано одно из лучших произведений не только о войне, но и о величии простого русского труженика и воина.

Композиция рассказа «Судьба человека»

Краткий анализ построения произведения уже определяет его суть. После небольшой экспозиции, содержащей описание весны и символизирующей возрождение жизни, приводится история знакомства героя-повествователя с Андреем Соколовым. Далее используется довольно распространенный в литературе прием - «рассказ в рассказе». Простая, неторопливая, порой сбивчивая - трудно вспоминать прошлое - речь героя характеризует его лучше всяких описательных оборотов. Повествователь по ходу лишь отмечает важные детали в его внешности, в первую очередь, «словно присыпанные пеплом» и полные «неизбывной смертной тоски» глаза. Они красноречиво говорят о том, насколько трудна была судьба человека.

Анализ рассказа: от мирной жизни к войне

У Соколова многое складывалось так же, как у большинства русских людей: гражданская война и потеря близких, работа сначала на кулаков, затем, после переезда в город, смена нескольких специальностей, пока не выучился на шофера. Наконец, женитьба на хорошей девушке, дети, свой дом и налаженный быт.

Все это рухнуло в один момент: началась война, и Андрей отправился на фронт. С болью вспоминал он прощание с семьей, как оказалось, последнее. А дальше - передовая.

В условиях войны по-разному складывается - и это подчеркивает своим рассказом Шолохов - судьба человека. позволяет понять, что ни на минуту не задумывался герой о собственной жизни, если речь шла о спасении других. Подобных эпизодов было немало. Это и готовность прорываться сквозь огонь противника на передний край батареи, нуждающейся в боеприпасах. И первое убийство человека (что особенно страшно - своего!) в церкви, когда узнал о готовящемся предательстве. И готовность в плену, под дулом, защищать умирающих товарищей. Эти поступки характеризуют Соколова как человека справедливого, стойкого, мужественного: далеко не каждый способен жертвовать собой ради других.

Противостояние Мюллеру

Анализ произведения «Судьба человека» и в особенности сцены допроса показывает духовное превосходство русского пленного над немецкими офицерами. Необычайную смелость и благородство проявил в отношениях с известным своей жестокостью Мюллером герой. Нежелание выпить за успехи Германии и непоколебимая вера в победу своего народа, готовность спокойно принять расстрел и стакан шнапса за свою смерть, а также отказ от хлеба и сала голодного, истерзанного человека - эти качества вызвали уважение даже у фашистов. Все время разговора Соколов стоял перед ними с поднятой головой, не сломленный и отказавшийся признать их силу. Подаренная Мюллером русскому Ивану - «Ты храбрый солдат. Я … уважаю достойных противников» - жизнь стала нравственной победой последнего. А полученные хлеб и сало были поровну поделены между всеми пленными. Так анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» помогает понять, кому по-настоящему обязана страна победой в этой страшной войне.

Освобождение из плена и новые удары судьбы

Подвигом Соколова стал и его побег. Даже в этот момент он думал о том, какую пользу может принести родине. Под двусторонним обстрелом - сзади немцы, впереди свои - он вывез связанного немецкого офицера, за что заслужил возможность подлечиться в госпитале.

А дальше - новый удар: сначала новость о гибели жены и дочерей, затем смерть сына в последний день войны. Насколько может быть К такому вопросу подводит повествователя и читателей анализ произведения. Судьба человека словно нарочно подбрасывает ему одно за другим испытания, и каждое последующее оказывается страшнее предыдущего. Только по-настоящему сильной личности дано все их достойно пережить и выстоять. Главное - найти источник спасения, каким для Андрея Соколова становится маленький Ваня.

Возвращение к жизни

Как несправедливо устроена жизнь - такая мысль возникает в связи с описанными событиями. Вероятно, думал об этом и Шолохов.

Судьба человека - анализ произведения это подтверждает - часто зависит от обстоятельств. Главный герой, пришедший с войны победителем-освободителем, оказывается бессилен перед постигшей его потерей: ни дома, ни семьи, ни веры в дальнейшую благополучную жизнь. И вдруг встреча с сиротой, которая спасла их обоих. Одному она подарила отеческую заботу, другому - веру в то, что все уготованные ему испытания были не напрасны. И вновь человек находит в себе силы жить, чтобы дарить тепло, радость и счастье другому. Словно проверила на прочность, а потом подарила свою милость судьба человека.

Анализ рассказа-исповеди Андрея Соколова заставляет в очередной раз задуматься о том, насколько беспредельны могут быть душевное богатство, внутренняя сила и

Значение рассказа

Публикация нового произведения М.Шолохова на рубеже 1956-57 годов стала настоящей сенсацией в литературе. Заслуга автора в том, что он на нескольких страницах сумел рассказать о непростом процессе возмужания и становления личности героя - типичного представителя русского народа. Через многое пришлось пройти Соколову, но он сумел сохранить в себе лучшие качества: человеколюбие, патриотизм, национальное достоинство.

Немаловажным был и тот факт, что в произведении автор впервые затронул вопрос о положении русских солдат в плену. Судьба человека, анализ рассказа главного героя буквально взбудоражили народ: Е.Пирмитин, посетивший в то время писателя, отмечал, что Шолохова завалили письмами благодарные читатели.

Интерес к рассказу не пропал и в наше время, а это есть лучшее признание заслуг автора.

Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов.

Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя различные художественные приемы, характеризуя поступки, показывая взаимоотношения героя с разными людьми, ставя его в различные жизненные ситуации. Повествование о судьбе Андрея Соколова ведется от первого лица, что делает рассказ более объективным для читателя, герой сам характеризует свои действия. Автор же с помощью художественно-выразительных средств дает оценку услышанному. Таким образом, читатель узнает позицию писателя. Например, встретив Андрея Соколова, рассказчик обратил внимание на его «большие темные руки», свидетельствующие о тяжелом непосильном труде, выпавшем на его долю, и на «глаза, словно присыпанные пеплом», говорящие о пережитом.

До войны жил Андрей Соколов обыкновенно: «изучил автодело, сел за баранку на грузовой», женился на любимой Иринке, родились у него сын и две дочки, «работал…эти десять лет и день и ночь», «зарабатывал хорошо,… жили…не хуже людей». Война изменила его жизнь. С особой болью вспоминает Андрей Соколов сцену прощания с женой, которая «прижалась… как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может», оттолкнул герой тогда свою жену и не может простить себе этого спустя годы, ведь тогда это была их последняя встреча. Вот как описывает автор состояние Андрея Соколова после рассказанного: «…ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах». Эта деталь показывает отношения героя к прошлому: для него события тех дней по-прежнему остаются самыми важными в жизни, Соколов еще жив, но имеет «мертвые глаза».

В годы войны герою выпадает настоящее испытание – плен. Стойкость, душевную твердость, силу характера проявил Андрей Соколов и там: не задумываясь, он убил предателя, хотевшего выдать своего взводного командира; пытался бежать. Значима сцена у коменданта Мюллера, куда привели голодного, уставшего после тяжелых работ Соколова. И здесь герой не дрогнул: «выпил врастяжку» три стакана водки, но ничем не закусывал, так как «захотелось…им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Смелость русского солдата поразила Мюллера. Получив буханку хлеба и кусок сала, Андрей Соколов разделил еду между пленными поровну, «поделили без обиды». Этот факт также свидетельствует о широте русской души. Вырвавшись из плена, в госпитале герой узнает о гибели жены и дочерей. Смерть близких не ожесточила его, вновь мечтает он о счастье теперь уже с сыном Анатолием: «начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить». Но война отобрала у Андрея Соколова и сына. Единственное, что не отняла у героя война – чувство собственного достоинства, чести, любви к людям. Русский солдат не ожесточился, он смог преодолеть себя и найти в маленьком сироте Ванюше родственную душу. Андрей Соколов – обладатель сильного характера: он смог выжить в нечеловеческих условиях фашистского плена, пережил смерть близких, обрел нового сына.

Название рассказа «Судьба человека» важно для понимания сущности характера простого русского солдата. Жизнь конкретного человека обобщается писателем и становится судьбой тысяч русских людей, переживших войну и потерявших близких, но сохранивших главное – человеческую душу. Гуманистическая направленность рассказа позволяет писателю говорить об Андрее Соколове как о настоящем человеке. Основным средством раскрытия образа главного героя становится монолог-рассказ солдата о себе. Здесь автор выступает в роли слушателя, не давая прямых оценок событиям, а лишь наблюдая за состоянием Андрея Соколова: «Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже иным, прерывистым и тихим голосом». Искренность героя сделала его ближе автору: «Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку…»

Таким образом, образ Андрея Соколова, характер героя раскрывается писателем через его речь, собственную характеристику поступков, авторскую оценку услышанному, через название рассказа «Судьба человека».