Бажов, павел петрович. Павел бажов - биография, фотографии Сказочник бажов биография

Биография и эпизоды жизни Павла Бажова. Когда родился и умер Павел Бажов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Павла Бажова:

родился 15 января 1879, умер 3 декабря 1950

Эпитафия

«Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед.

Земной красой я упивался,
Благословлял ее удел.
Не раз влюблялся, убивался
И песни пил, как песни пел.

Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утоля,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится Земля».
Из стихотворения Расула Гамзатова «Покуда вертится Земля»

Биография

Один из самых известных сказочников русской земли, автор «Серебряного копытца», «Каменного цветка» и «Хозяйки медной горы», Павел Петрович Бажов родился на Урале, в семье простого рабочего. У юноши не было намерения становиться писателем: он учился в духовных семинариях, затем работал учителем русского языка. Первое, что круто изменило его судьбу, - это революционные события, которым Бажов всей душой сочувствовал. Второе - это проблемы со здоровьем, из-за которых Бажов был отстранён от активной деятельности и отправлен обратно на Урал.

Хотя неизвестно, можно ли считать причиной раскрытия писательского таланта Бажова его возвращение на любимую родину. Ведь к тому времени Павел Петрович уже попробовал свои силы, трудясь в газете, работая над очерками и собирая народный фольклор. Очевидно, таланту писателя нужен был лишь небольшой толчок.

Павел Бажов в 1911 г.

После выхода в свет «Малахитовой шкатулки» Бажов в одночасье обрёл известность. О нём говорили и писали больше, чем он успел написать сам. Сборник уральских сказов перевели на другие языки, его издавали в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Павел Петрович был скромным человеком и всегда говорил, что его роль в создании сказов второстепенна, а главное место в них принадлежит народу.

Павел Петрович прожил долгую, хорошую и по его собственным словам счастливую жизнь. Спустя 11 лет после его смерти на холме Ивановского кладбища, где похоронен писатель, был установлен большой каменный памятник. А ещё до этого монумент в честь писателя был установлен в Екатеринбурге у городского пруда. Но главная память о Бажове по-прежнему живёт в созданных им образах, настолько близких сердцу русского человека, что они запоминаются с детства и на всю жизнь.

Линия жизни

15 января 1879 г. Дата рождения Павла Петровича Бажова.
1899 г. Окончание Пермской духовной семинарии.
1918 г. Начало подпольной работы в Семипалатинской губернии и Усть-Каменогорске.
1920 г. Организация подавления восстания Козыря в Усть-Каменогорске. Работа по подготовке учителей. Руководство первым уездным съездом Советов.
1921 г. Переезд в Семипалатинск, затем возвращение в Камышлов.
1923-1931 гг. Работа в областной «Крестьянской газете».
1924 г. Выход в печать первой книги очерков Бажова «Уральские были».
1936 г. Публикация первого уральского сказа Бажова «Девка Азовка».
1939 г. Публикация первого сборника сказов Бажова «Малахитовая шкатулка».
1940 г. Назначение главой Свердловской писательской организации.
1943 г. Получение Сталинской премии второй степени за книгу «Малахитовая шкатулка».
3 декабря 1950 г. Дата смерти Павла Бажова.
10 декабря 1950 г. Похороны П. Бажова в Свердловске .

Памятные места

1. Сысерть, где родился Павел Петрович Бажов.
2. Пермь, где П. Бажов учился в духовной семинарии.
3. Камышлов, где П. Бажов работал учителем русского языка.
4. Усть-Каменогорск (Казахстан), куда П. Бажов приехал в 1918 г.
5. Семипалатинск (ныне - Семей), где Бажов работал в 1921 г.
6. Москва, где скончался Бажов.
7. Ивановское кладбище в Свердловске (ныне - Екатеринбург), где похоронен П. Бажов.

Эпизоды жизни

До 1917 г. П. Бажов состоял в партии эсэров и потом всю жизнь активно поддерживал большевистское движение, в том числе и работая в подполье. Правда, его дважды исключали из партии, но оба раза реабилитировали.

Бажов всегда отказывался, когда его хвалили за литературную работу, считая, что не заслужил комплиментов в свой адрес. Иногда его скромность достигала таких масштабов, что впоследствии писателю приходилось доказывать, что он именно сочинил свои «сказы», а не просто записал их с чужих слов.


Документальный фильм «Советский сказ Павла Бажова»

Заветы

«Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется».

«Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные - в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».

«Был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно».

«Живинка в каждом деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».

Соболезнования

«Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени…»
Евгений Пермяк, русский и советский писатель

«П. П. Бажов был похож на всеведующего гнома, поднявшегося из недр земли, чтобы рассказать о кладах, хранителем которых он издавна служит».
Лев Кассиль, писатель

«У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А. С. Пушкина».
Анна Бажова, дочь писателя

Бажов Pavel Bajov Карьера: Писатель
Рождение: Россия» Свердловская область» Екатеринбург, 27.1.1879 - 3.12
Павел Бажов - русский писатель, фольклорист. Родился 27 января 1879 года.Основными произведениями Павла Бажова являются:Уральские были (1924) - книга очерковФормирование на ходу (1937) - книга, за которую Бажов был исключен из партииЗелёная кобылка (1939) - автобиографическая повестьМалахитовая шкатулка (1939) - сборник сказовКлюч-камень (1942) - сборник сказовСказы о немцах (1943) - сборникДальнее - близкое (1949) - мемуарыЗа советскую правдуЧерез межуОтслоения дней - дневниковые записи, письма.

Родился 15 января (27 н.с.) в Сысертском заводе, близ Екатеринбурга, в семье горнозаводского мастера.

Учился в духовном училище (1889-93) в Екатеринбурге, следом в Пермской духовной семинарии (1893-99). В годы учебы принимал участие в выступлениях семинаристов супротив преподавателей-реакционеров, в результате чего получил аттестат с пометкой о "политической неблагонадежности". Это помешало ему поступить, как он мечтал, в Томский вуз. Бажов работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, далее в Камышлове. В эти же годы увлекся уральскими народными сказками.

С начала революции "ушел на работу общественных организаций", поддерживал контакты с рабочими железнодорожного депо, стоявшими на большевистских позициях. В 1918 вступил добровольцем в Красную Армию, принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции "Крестьянской газеты", с 1924 выступая на ее страницах с очерками о старом заводском быте, о гражданской войне. В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок "Малахитовая шкатулка", за которую беллетрист получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами: "Ключ-камень" (1942), "Сказы о немцах" (1943) и др.

Произведения Бажова, восходящие к уральским "тайным сказам" - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности. По мотивам сказов созданы кинофильм "Каменный цветок" (1946), балет С. С. Прокофьева "Сказ о каменном цветке" (пост. 1954), одноименная опера К. В. Молчанова (пост. 1950), несчетные произведения музыки, скульптуры, живописи.

В годы Отечественной войны Бажов принимает на себя заботы не только о свердловских писателях, но и о писателях, эвакуированных из разных городов Союза. После войны зрение писателя стало грубо слабеть, но он продолжал и редакторскую работу, и собирание, и творческое применение фольклора.

В 1946 был избран депутатом Верховного Совета: "...занимаюсь в настоящее время другим - приходится немало строчить по заявлениям своих избирателей".

Награжден орденом Ленина.

В 1950 в начале декабря П. Бажов скончался в Москве. Похоронен в Свердловске.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Булацель Pavel Bulatsel

Присяжный поверенный, публицист и общественный деятель, член Главного Совета Союза Русского Народа (СРН), редактор газеты Русское знамя.

Павел Еленев Pavel Elenev

Биолог, публицист, общественный деятель, кандидат в члены Главного Совета Союза Русского Народа (СРН).

Павел Загребельный Pavel Zagrebelnuy

Талантливый писатель, чрезвычайно популярный на Украине. В свое время он создал множество выдающихся произведений, сыгравших значительную роль в..

Павел Мельников Pavel Melnikov

Мельников Павел Иванович - выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский. Родился 22 октября 1819 г. в Нижнем..

  • «За советскую правду»
  • «Уральские были»

«У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем - редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был «рядовым тружеником ».

«… И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да еще какая …» Так начинает краткую биографию отца Ариадна Павловна Бажова.

История успеха, Биография Павла Бажова

Счастливая судьба Павла Бажова сложилась из сочетания удачи (вспоминается необходимый горным старателям «фарт», без которого малахитовую жилу не отыщешь) и удивительных особенностей его по-настоящему гармоничной личности.

Редко о каком человеке все знавшие его люди - дальние и близкие - вспоминают с такой полнотой любви и уважения, как о Павле Петровиче Бажове: казалось, он делал лучше все, к чему прикасался. И читаешь о нем будто о добром сказочном герое, которому присущи творческий талант, удивительное трудолюбие, бережная забота, способность любить, мужество, порядочность, скромность и желание служить людям.

«Это не при нашем заводе было, а на Сысертской половине. И не вовсе в давних годах»

Павел Петрович Бажов писал в «Автобиографии»: «Отец по сословию считался крестьянином Полевской волости Екатеринбургского же уезда, но никогда сельским хозяйством не занимался, да и не мог заниматься, так как в Сысертском заводском округе вовсе не было тогда пахотных земельных наделов. Работал отец в пудлингово-сварочных цехах в Сысерти, Северском, Верх-Сысертском и Полевском заводах. К концу своей жизни был служащим - «рухлядным припасным » (это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику).

Кроме этого, о Петре Васильевиче Бажеве (фамилия эта изначально писалась через «е», но мы в дальнейшем будем придерживаться написания, ставшего традиционным) можно сказать, что он был исключительным специалистом в своем ремесле, но страдал от запоев. Поэтому, несмотря на отличные профессиональные навыки, Петра регулярно увольняли с работы (не только из-за собственно проблем со спиртным, но и из-за невоздержанности на язык: выпив, он начинал критиковать и высмеивать начальство). Потом, правда, брали обратно: таких работников найти было непросто, и когда возникали серьезные проблемы, обращались к Петру Васильевичу. Однако заводская «верхушка» не сразу снисходила до прощения: уволенному приходилось и просить, и ждать, а ожидание длилось долго - месяцами, а порой и дольше. В это время семью кормили случайные заработки отца, а также редкое мастерство Августы Стефановны (мать Павла из польских крестьян, урожденная Осинцева): она была рукодельницей, вязала кружева, ажурные чулки, много красивее и качественнее машинных (как тут не вспомнить Танюшку из «Малахитовой шкатулки»). Эта кропотливая работа оставалась у Августы Стефановны на вечер (днем нужно было заниматься хозяйством), из-за этого у нее впоследствии сильно испортилось зрение.

К сожалению, безработица и безденежье не учили Петра усмирять невоздержанный характер: раз за разом история со скандалом и увольнением повторялась. Однако ни проблемы с алкоголем, ни злоязыкость (за которую Петра прозвали «Сверло») не сказывались на отношениях Бажова-старшего с сыном: бабушка Паши даже звала его отца «потаковщиком» - потакает, дескать, ребенку. У Августы Стефановны и вовсе был мягкий и терпеливый характер.

В земской школе в Сысерти Паша был самым способным учеником. Однако, как Бажов вспоминал потом: «Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образованием. Впервые получил томик Пушкина на довольно тяжелых условиях - выучить его наизусть. Библиотекарь, наверное, пошутил, но я отнесся к делу серьезно » .

Школьный учитель выделил Пашу, а потом показал одаренного мальчика из рабочей семьи, который «всего Пушкина назубок знает», своему знакомому - ветеринару из Екатеринбурга Николаю Смородинцеву. Этот неравнодушный человек дал Бажову настоящую путевку в жизнь - возможность получить образование. По его совету Пашу отправили учиться в духовное училище, где была самая низкая плата за учебу (даже эту небольшую сумму родители мальчика смогли выделить только потому, что он был у них единственный ребенок). Кроме того, Николай Семенович на первое время поселил мальчика в своей семье. Разумеется, Бажовым хотелось предложить сыну более легкое, более обеспеченное будущее, чем работа старателя или рабочего на заводе. Так что как ни страшно было отсылать от себя десятилетнего мальчика, они рискнули.

Вместо уральских деревень Павла ждал большой город Екатеринбург с настоящей железной дорогой (ее тогда называли «чугунка»), невиданными каменными домами в несколько этажей и бурной культурной жизнью. Сельский учитель на совесть подготовил своего лучшего ученика: мальчик с легкостью выдержал экзамен в Екатеринбургское духовное училище. Николай Смородинцев не только дал Павлу кров, но и стал ему другом, причем дружба эта сохранилась на долгие годы, выдержав испытание временем.

Добром вспоминал Павел Бажов и инспектора, следившего за жизнью мальчиков на общежитских съемных квартирах (для нескольких ребят снимали комнаты у одного хозяина). Этого строгого человека, набегавшего с проверками в любое время дня и ночи, щедрого на замечания и нотации, мальчики закономерно недолюбливали. Однако, став взрослым, Павел оценил, что инспектор «работал добросовестно, старался привить нам полезные навыки и держал в узде квартирохозяев по части обслуживания и питания, так как в любой день можно было ждать: «зайдет пообедать», «поужинать», «попить чайку» .

Следил инспектор и за тем, чтобы старшие не обижали младших, и во многом его усилиями в общежитских квартирах не было «дедовщины». Кроме того, он устраивал для мальчиков чтения, прививая им любовь и вкус к хорошей литературе. «Чаще всего читал сам, и всегда классиков: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Севастопольские рассказы» Льва Толстого и т.д. Не сторонился нового, что тогда появлялось в печати. Отчетливо, например, помню, что «Кадеты» Куприна впервые услышал на одном из этих чтений» .

Обучение (оно длилось четыре года) давалось Павлу легко: он переходил из класса в класс по первому разряду. А на каникулы отправлялся в родные края, где впервые услышал удивительные истории - полумистический-полубытовой старательский фольклор. Эти сказы (не сказки, но реальные - это особо подчеркивалось рассказчиком - истории «про старинное житье») занятно сказывал старик - сторож дровяных складов Василий Алексеевич Хмелинин, которого ребята называли «дедушка Слышко», от любимой его присказки «слышь-ко». Талантливый рассказчик, которого рады были послушать не только дети, но и взрослые, был одним из первых людей, заинтересовавших Павла народным творчеством. Фольклор стал одним из главных увлечений Бажова, собиравшего истории, сказы, легенды, пословицы, словесные обороты всю жизнь. До самой смерти дедушки Слышко Павел ездил в Полевское слушать истории о Медной горы Хозяйке, девке Азовке и Великом Полозе.

Отличник Павел Бажов после духовного училища получил место в духовной семинарии. Однако это означало, что его ждал переезд еще дальше от дома: пришлось отправиться в Пермь. Кстати, кроме Павла Бажова Пермскую духовную семинарию окончили писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и изобретатель Александр Попов. Выпускники этого учебного заведения получали многостороннее и более чем качественное образование.

«По работе-то Данилу все горным мастером звали. Против него никто не мог сделать»

Блестяще - он был в тройке лучших выпускников - окончив основной курс семинарии, двадцатилетний Павел мог претендовать на бесплатное место в духовной академии (оно и было ему предоставлено). Но воспользоваться этой возможностью он посчитал нечестным: Бажов не только не был религиозен, он был настроен, скорее, антиклирикально и уж точно революционно. Поэтому сначала он пытается поступить в светский университет, а когда эта попытка проваливается (скорее всего, он получил не слишком лестные характеристики «по поведению»), выбирает стезю преподавателя.

Постоянная работа (до этого он перемогался репетиторством , написанием небольших статей и другими разовыми заработками) позволила ему заботиться о матери: Петр Васильевич умер от болезни печени, и Августа Стефановна осталась лишь с маленькой пенсией мужа.

Павла никак нельзя было назвать аполитичным: еще студентом он читал запрещенную литературу (как революционную и философскую, так и естественно-научную - труды Дарвина, например), разделял идеи народников, пламенно мечтал об освобождении простых людей от самодержавия. Молодой учитель Бажов участвовал в работе профсоюзов и даже провел две недели в тюрьме за крамольную политическую активность.

Убеждения Павла Бажова строились вовсе не на отвлеченных теориях: он насмотрелся на бедность, бесправность и нечеловеческие условия жизни тех, кто создавал железную основу и добывал золотые богатства России. И, будучи человеком с щедрым сердцем, мечтал изменить к лучшему не только собственную жизнь: Бажов относился к людям, действительно радеющим об общем благе.

Но до поры Павел Бажов выбирает путь служения, а не борьбы. Призвание педагога подходило для этого как нельзя лучше: без малого двадцать лет учительской работы Павла Петровича подарили десяткам воодушевленных им учеников самые добрые воспоминания. Сначала Бажов преподает в духовном училище, затем - в Екатеринбургском епархиальном училище для девочек, и всюду любовь и уважение. «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок. На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент - красные, голубые, зеленые. Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся - в ярких лентах. Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил. Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек! Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый. Запомнилось: как-то перед каникулами Павел Петрович читал рассказ Короленко «Старый звонарь». Вспомнил звонарь молодость… Последний удар, и он никогда больше не будет звонить! Все! Я так плакала навзрыд, жалко было.

- Так читал Павел Петрович?

- Да. От души, проникновенно. А когда собирались на каникулы, просил: записывайте пословицы, загадки. Легко было учиться у него, потому что старались все» .

«Хорошо, сказывают, жили, согласно…»

До тридцати лет у Павла Бажова не было ни сильного чувства к женщине, ни ярких увлечений. Может быть, не встретилось никого «ростом вровень», может быть, дело в том, что он слишком много душевных сил отдавал учебе и работе, а может, он относился к тем исключительным людям-однолюбам, которых судьба либо пожизненно приговаривает к неутолимой жажде неразделенного чувства, либо одаривает величайшим счастьем взаимной любви. У Павла Петровича оказался счастливый жребий: он полюбил свою бывшую ученицу - выпускницу епархиального училища Валентину Иваницкую, талантливую, сильную духом девушку. Валя ответила своему бывшему преподавателю такой же нежной, преданной и неисчерпаемой любовью. Они обвенчались, когда Павлу было 32, а Валентине 19, прожили жизнь поистине «в болезни и здравии, в горе и в радости, в богатстве и бедности», осветив и согрев свою общую судьбу любовью.

Бажовы были единомышленниками с общими мечтами и интересами, нежными супругами, умевшими поддерживать добрые и бесконечно уважительные отношения и друг с другом, и с детьми. Это осталось и в воспоминаниях хорошо знавших эту семью людей, и в письмах, которые они писали друг другу при каждой разлуке: Павел Петрович ласково обращался в них к жене «Валянушка, Валестеночка».

Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери» вспоминала: «Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого ».

С ее слов автор интереснейшей биографии Бажова Владимир Сутырин (его замечательная книга «Павел Бажов» не только полна исторической информацией - в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя) рассказывает эпизод с пожилым уже Павлом Петровичем: «Однажды Павел Петрович спешил - собирался то ли на собрание, то ли еще на какое важное мероприятие, а опаздывать он не любил. Вот уже и водитель присланной за ним машины дверку навстречу пассажиру открыл. Спустился Бажов с крыльца и вдруг обратно возвращается! Дочь: «Папа, ты что-нибудь забыл?» - «Да, забыл Вапянушку на прощанье поцеловать ».

У Бажовых было семеро детей, трое из которых умерли совсем маленькими от болезней в годы Гражданской войны. Две старшие девочки - Ольга и Елена, сын Алексей и младшая дочка Ариадна, к счастью, уцелели. Но годы спустя Бажовым пришлось еще раз пережить едва ли не самое страшное горе - смерть ребенка: совсем молодым юношей Алексей погиб во время несчастного случая на заводе.

Ариадна Павловна вспоминала: «В книгах о Бажове часто пишут: «Он любил детей». Это справедливо, но только с одним оттенком. В детях он прежде всего видел людей и соответственно к ним относился. С детьми любого возраста он разговаривал как равный. Ни маленькой девочке, ни взрослому юноше он не говорил: «Ты еще маленькая, подрастешь - узнаешь»; «Вы еще молоды и не можете знать того, что пережили мы, старики». Собеседнику любого возраста он давал высказать свое мнение и уважительно, с учетом возраста, отвечал. Я не помню, чтобы кому-нибудь из своих детей отец сказал: «Не вмешивайся, не твое дело». Наоборот, я твердо знала, что у меня в семье есть право голоса. И какие бы сложные семейные или даже творческие вопросы ни обсуждались на семейном совете, отец спросит: «А ты, Ридчена, как думаешь?» Независимо от того, сколько мне лет - семь, двенадцать или двадцать два. Внук Никита был еще совсем мал, но и для него дедушка находил нужные и понятные слова. Никто не мог толком объяснить, почему день сменяет ночь, почему петушок бегает по снегу босиком, а дедушка мог ».

Революция 1917 года не оставила равнодушных к политике. Павел Петрович согласно давним убеждениям поддержал тех, кто, как он надеялся, ратовал за интересы простых людей, - большевиков. Новая власть поставила Бажова руководить комиссариатом просвещения. Он порядочен, энергичен, знает город, переживает за людей, поэтому его нагружают все новыми поручениями: он заведует техническо-строительным отделом, работает в исполкоме, выступает с докладами о промышленном развитии. Когда Екатеринбург и Камышлов (городок, где жили некоторое время Бажовы) оказались в руках белых, Павел Петрович был в командировке. Вероятнее всего, это спасло ему жизнь: захватывая территорию, любая новая власть в годы Гражданской войны первым делом истребляла приверженцев противной стороны. Бажов пытался пробраться к семье, попал в плен, чудом бежал, избежав расстрела, полуживой, лесами зимой пробирался к красным. Не дойдя (его отделяли от цели сотни километров), затаился в глухой деревне с подложными документами. …Он и там оставил добрую память: «Ну уж действительно был учитель! Все делал сам и других приучал. Ничего не было - ни чернил, ни бумаги. Чернила делали из клюквы. Он доставал бумагу, карандаши. Привез школе. Дал тетради: «Пишите ».

Затем, вновь по чужим документам, жил в Усть-Каменогорске. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми пробралась к мужу. Семья воссоединилась. Когда большевики заняли город, Павел Петрович стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета общественной и политической организации, председателем уездного комитета РКП (6), редактором газет «Известия» и «Советская власть»

«Уральские были»

В Усть-Каменогорске он был на хорошем счету, но Бажовы мечтали вернуться в родные края. Помогло несчастье: Павел Петрович перенес малярию, и врачи настойчиво посоветовали сменить алтайский климат.

Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф, тифоид и паратиф. Домой он приехал в таком состоянии, что врачи не сомневались в прогнозах: не жилец.

Павла Петровича исцелила родная природа: каждый день тяжело больной Бажов просил, чтобы его выносили в лес. Он впитывал красоту любимых мест, дышал сосновым воздухом и выздоровел, к огромной радости домашних.

Еще до революции Павел Петрович взял заем и построил для семьи добротный дом в Екатеринбурге. Пока Бажовы отсутствовали, новая власть заселила их собственность другими жильцами, однако Бажов после долгих мытарств отсудил жилье обратно. Сам он умел жить очень скромно, но позволить своим близким существовать в нечеловеческих условиях в одной комнате (именно такие условия в бывшем собственном доме предоставила Бажовым советская власть) Павел Петрович не мог.

В 1920-х Павел Петрович Бажов - неутомимый труженик, постоянно работавший в екатеринбургских газетах: секретарь редакции, редактор, журналист, критик, разбирающий и рецензирующий рукописи начинающих авторов. Кроме этого была постоянная дополнительная нагрузка: он помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который буквально «затопило» посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и нуждах, и задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. Он ездит на места и привозит из творческих командировок не только злободневные материалы о проблемах деревень и заводов, но и красивые лирические очерки в литературные журналы.

Павел Петрович был кормильцем большой семьи: жена, три дочери, сын, мама Валентины Александровны. Однако у него никогда не было барственной позы «я зарабатываю, остальное на вас» или «есть мужская работа, а есть женская». Он всегда помогал жене и в доме, и особенно на огороде и приучил (во многом своим примером) к этому детей. «Никто не знал пощады. Ни уроки, ни собрания, ни чертежи не служили оправданием. «Ничего, сделаешь позже, - говорил отец. - Маме все должны помогать». И сам, как только приходил с работы, отправлялся в огород с лопатой или мотыгой в руках ».

А поздними вечерами Павел Петрович записывал в личную картотеку интересные мысли, услышанные народные изречения, образчики фольклора, оставляя «узелки на память».

Совместный отдых, поездки в леса, долгие семейные разговоры по вечерам, музицирование, обсуждение книг насыщали душевную жизнь Бажовых.

«Известно, какое время было, - крепость. Всяко галились над человеком»

Трагический 1937 год не пощадил Бажова. Хотя ему повезло больше, чем тем многим советским людям (в том числе и из его непосредственного окружения), которые лишились жизни и свободы. Павел Петрович потерял «всего лишь» репутацию и работу: книга «Формирование на ходу», в которой автор рассказывал о боевых действиях камышловских партизан, была названа контрреволюционной, а сам Бажов, на которого поступил уже не первый донос недоброжелателя (Павел Петрович знал даже, чем провинился перед своим обвинителем - литератором Кашеваровым: он запретил когда-то выход книги этого человека, сочтя ее «густочерносотенной»), заклеймен троцкистом и исключен из партии. Ему припомнили все: и духовное училище, и семинарию, и неточности в документах, тут же признанные «происками».

Бажову пришлось уволиться «по собственному желанию». Большая семья осталась без кормильца, рассчитывать теперь можно было только на домашний огород, которым пожилой (ему было чуть меньше шестидесяти лет) Бажов занялся особенно серьезно.

Но где же сказки? - спросите вы. Казалось бы, действительно, ничто не предвещало. Не только первая книга Бажова, но и следующие его крупные произведения - «За советскую правду» (1926), «К расчету» (1926), «Бойцы первого призыва» (1934) - были историческими произведениями, а не старательской фэнтези. Причем все они по-прежнему писались по заказу, а не исключительно по велению сердца.

И вот в этот-то грустный год, последовавший за добровольно-принудительным увольнением, Бажов находит утешение в историях, запомнившихся по рассказам дедушки Слышко. Он и раньше обращался к ним, но это были эпизоды, до которых как следует не доходили руки. Теперь же он погружается в сказовую реальность, как в драгоценные залежи малахита.

Сначала Бажов опирался на воспоминания о рассказах Василия Алексеевича Хмелинина (давая им, впрочем, собственную, совершенно уникальную обработку), затем начинал сочинять самостоятельно, используя «узелки на память»: словечки, байки, описания, местные легенды. Переживший доносы, отвержение, фактически предательство власти, которой честно служил, он лечит душу красотой.

Как выяснилось, это лекарство нужно было не только ему: первые же публикации сделали Бажова любимым сказочником Урала, России, а потом и мира. Кстати, и сегодня Бажов не забыт в дальних странах - так, в 2007 году американская писательница, автор фэнтези Мерседес Лэки включила Хозяйку Медной горы в свою книгу Fortune’s Fool.

Но вернемся к тем дням, когда сказки Бажова были читателю в новинку. Ариадна Бажова вспоминала: «28 января 1939 года, в день шестидесятилетия отца, его друзья - журналисты, писатели и издатели - преподнесли ему драгоценный подарок - первый экземпляр первого издания «Малахитовой шкатулки», еще пахнущий типографской краской. Потом их было много, красивых и некрасивых, богатых и скромных, цветных и черно-белых, на многих языках мира. Но эта первая книга с дедушкой Слышко на обложке навсегда осталась для отца самой дорогой ».

Его печатали и переиздавали, книги были нарасхват, их даже воровали. Причем речь идет не только об отдельных экземплярах, которые «зачитывали» в библиотеках и даже в… московском отделении Союза Советских писателей, но и о нарушении авторских прав. Среди многочисленных постановок произведений Бажова одной из первых стала весьма удачная театральная переработка «Малахитовой шкатулки», которую Бажов осуществил вместе с драматургом Серафимом Корольковым. Спектакль имел оглушительный успех, а соавтор… полностью присвоил произведение. Эта попытка плагиата была на удивление дерзкой и неумной: после разгоревшегося скандала (Бажов не сам отстаивал собственные литературные права, за него вступились коллеги) Корольков был лишен звания кандидата в Союз писателей.

Уральские сказы пришлись по душе читателям всех возрастов. «Может быть, оттого, что он не проводил резкой грани между детьми и взрослыми, читателем «взрослым» и «детским», его сказы, в основном адресованные взрослым, быстро завоевали детскую аудиторию ».

Хозяйка Медной горы (девка Азовка, Горная Матка) - хтоническое старательское «божество», дух места, испытывающий и соблазняющий, награждающий человека и меняющий его навсегда. Владимир Сутырин в книге «Павел Бажов» писал об истоках этого образа в сказах горнорабочих: «Вера в необъяснимую помощь не покидала человека никогда. Другое дело, что один ждал спасения с небес, а другой из-под земли, где, по его мнению, только и могли жить неземные существа ».

А вот что говорил сам Павел Петрович в беседе с аспирантом М.А. Батиным по поводу гендерной принадлежности главного «божества»Медной горы:

«…Образ женщины в приисковых рассказах я считаю нормальным. По-старому приисковая работа в шахтах велась исключительно мужским элементом. У молодых рабочих естественно, что создавалась тоска по женщине и некоторое преувеличенное внимание на эту сторону. Это, мне кажется, не единичный факт. (…)

И это естественно, чем тяжелей человеку, тем он больше старается в мечтах себе представить - там сидит внутри ласковая, приветливая, он старается в мечтах облегчить себе труд ».

Еще одну интересную мысль о том, почему именно женщина возглавила пантеон ирреальных образов горщицких сказов, высказывал известный уральский поэт Анатолий Азовский, живший в городе Полевском:

«В Древней Греции имелась такая богиня - Афродита. Она была покровительницей кузнецов и жила на Кипре. Отсюда ее второе имя - Киприда. А медь по-латыни cuprum - от этого имени. Поэтому и клеймо, которое ставили в XVIII веке на слитках меди, выплавленных на Полевском заводе, представляло собой изображение этой богини. А потом ее «приватизировали» местные рудокопы и поместили в свой пантеон профессиональных божеств…»

Эти романтичные, полные тайн и недосказанности, удивительно живые истории о любви и мастерстве, желаниях и приключениях, страстях и благородстве пришлись советскому читателю как нельзя более кстати: в глубине души люди устали от идеологизированных текстов о пламенных революционерах и советской действительности, независимо от качества этих произведений.

Свой огромный успех Павел Петрович всегда старался разделить с женой. Так, когда его чествовали по поводу семидесятилетия, Бажов сказал: «Мы всегда досадливо оглядываемся на камень, о который споткнулись на пути, но почти никогда не вспомним с благодарностью о тех людях, которые протоптали нам широкую и удобную тропу через лес или через топь. Для меня эту тропу в жизни проложила моя жена Валентина Александровна, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы, которые так осложняют жизнь. Благодаря ей я прошел жизнь по утоптанной тропе и мог спокойно работать …»

В пору огромной популярности своих сказок Павел Петрович Бажов написал и издал под псевдонимом абсолютно реалистическую автобиографическую повесть «Зеленая кобылка», которая была прекрасно принята читателями. Возможно, для писателя это была своеобразная проверка себя: он доказал, что может иметь успех не только благодаря уже наработанному имени и не только как сказочник. Остается только пожалеть, что целый ряд интересных задумок - еще одну детскую повесть, историю первых Демидовых, роман об атамане Золотом - Павел Петрович не успел реализовать: просто не хватало времени. Профессиональный писатель Бажов не удалился в какую-нибудь «малахитовую башню»: помощь людям он считал важнейшим своим делом.

Ариадна Бажова, наблюдавшая паломничество к писателю Бажову, постоянные визиты нуждающихся к депутату Бажову, писала: «Он никогда не повышал голоса, никого не перебивал, никому не льстил, не подлаживался под собеседника, он оставался всегда самим собой - тихим, скромным, спокойным, умеющим слушать и уважать мнение другого. Наверное, это происходило потому, что запас его знаний был велик, у него всегда было что сказать собеседнику и интересно что-то у него узнать. Он не задавал вопросов «из любезности», чтобы тут же выбросить ответ из головы. Он спрашивал только в том случае, если ему было действительно интересно, и говорил всегда о своем и по-своему ».

Будучи депутатом Верховного Совета СССР, Бажов помог огромному числу людей. Каждую человеческую судьбу он принимал близко к сердцу, это было видно, например, при работе над письмами, которые шли к депутату нескончаемым потоком.

Ариадна Бажова, в то время аспирантка Уральского университета, помогала отцу в качестве секретаря (пожилой писатель уже плохо видел): «Нужно было прочесть отцу вслух два-три десятка писем, а потом по его указаниям подготовить проекты ответов. Выслушав, отец говорил:

- Неплохо. Но потеплее бы надо, да и почетче! Давай-ка добавим вот что… - И диктовал совсем другое, свое письмо, ничем не похожее на предыдущее, хотя просьбы и слова писавших были совсем одинаковыми. Как-то отец поручил мне отправить подготовленную и перепечатанную почту. Я взяла письма, положила в портфель, побежала на факультет и среди своих дел забыла их отправить. Поздно вечером отец спросил:

- Отправила?

- Ах, нет, забыла!

Отец молча встал из-за стола и ушел в свою комнату. Мы с мамой пошептались. Решили, что лучше его сейчас не волновать, и потихонечку разошлись. Я долго не спала. Чувствовала себя виноватой. Прислушивалась, не застучит ли за стеной машинка, но там было тихо, - значит, не работает, не может…

Рано утром я побежала на почту и, вернувшись, сообщила:

- Извини, пожалуйста, за вчерашнее, письма отправлены.

Он погладил меня по голове.

- Нельзя быть черствой. В каждом письме к депутату надежда, боль, беда, а ты… «ах, забыла!». Нельзя так!»

Труды Бажова продолжались и во время Великой Отечественной войны: он стал главным редактором и директором Свердлгиза, выпускал необходимые стране литературные альманахи, поднимавшие боевой дух людей. Нужно было выпустить огромное количество брошюр, объяснявших, как тушить зажигательные бомбы, строить укрытия и т.д. Интернета - источника знаний - тогда не было и в помине, а привить спасительные для жизни навыки нужно было как можно большему числу людей.

Кроме того, Бажов помогал расселению и устройству жизни эвакуированных московских писателей, актеров и ученых. Обо всех этих людях, попавших в чужой город в экстремальных условиях войны, следовало позаботиться.

Когда в 1942 году плохое зрение уже не позволило ему продолжать редакторскую работу, Павел Петрович Бажов стал читать лекции, поднимающие боевой дух, укрепляющие душевные силы слушателей. После Великой Победы Бажов продолжал литературную работу, воспитывал внука, общался с близкими и дальними.

Павел Петрович Бажов умер в 1950 году. Валентина Александровна подарила их бывший дом городу и помогла организовать музей писателя.

Павел Петрович Бажов своими усилиями, всеми своими действиями словно бы старался сделать быль сказкой. И во многом ему это удалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Имя Павла Петровича Бажова известно каждому взрослому. При упоминании имени этого русского писателя в нашем сознании возникают чудесные самобытные сказки о малахитовой шкатулке, каменном цветке, трудолюбивых и добрых уральских старателях и искусных мастерах. Произведения Бажова уводят в мир уральского подземного и горного царства и знакомят с его волшебными обитателями: Хозяйкой Медной горы, Огневушкой-Поскакушкой, Серебряным копытцем, Великим полозом и Голубой змейкой.

П.П. Бажов - мастер уральских сказов

Павел на Урале в 1879 году. Его семья много ездила, и многое из того, что было в детстве услышано и увидено мальчиком в Сысерти, Полевском, Северском, Верх-Сысерти, легло в основу его сказов об Урале и его жизни. Павла Бажова всегда привлекал фольклор.

Он с огромным почтением относился к истории своего народа, к его самобытному характеру и устному творчеству. Писатель постоянно собирал и обновлял фольклорные записи и на их основе создавал свои неповторимые сказы. Героями его произведений становятся простые труженики.

Отображение исторических событий в сказах П. Бажова

Крепостное право существовало на Урале вплоть до конца XIX века. Произведения П.П. Бажова описывают то время, когда народ жил под гнетом господ. Заводовладельцы в погоне за доходами не задумывались о цене человеческой жизни и здоровье своих подопечных, вынужденных работать в темных и сырых рудниках с утра до ночи.

Несмотря на тяжелые времена и каторжный труд, народ не падал духом. Среди рабочих были очень творческие, умные люди, умеющие трудиться и глубоко понимающие мир прекрасного. Описание их характеров, быта и душевных стремлений содержат произведения Бажова. Список их достаточно велик. Писательские заслуги Павла Бажова были оценены по достоинству при жизни. В 1943 году ему была присуждена Сталинская награда за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка».

Посыл уральских сказов

Сказы не являются ранними произведениями Павла Бажова. Несмотря на то что журналист, публицист и революционер Бажов всегда интересовался фольклором, мысль о написании сказов появилась у него не сразу.

Первые сказы «Медной горы Хозяйка» и «Дорогое имячко» были опубликованы до войны, в 1936 году. С тех пор произведения Бажова стали появляться в печати регулярно. Целью и смыслом сказов было поднятие боевого духа и самосознания русского народа, осознание себя сильной и непобедимой нацией, способной на подвиги и противостояние врагу.

Неслучайно произведения Бажова появились перед началом Великой Отечественной войны и продолжали выходить во время нее. В этом отношении П.П. Бажов был провидцем. Ему удалось предвидеть наступление беды и внести свой вклад в противостояние мировому злу.

Мистические образы в литературных творениях П.П. Бажова

Многие знают, какие произведения написал Бажов, однако не всем понятно, откуда писатель заимствовал волшебные образы своих сказов. Конечно же, фольклорист лишь передавал народные знания о потусторонних силах, которые помогали добрым героям и наказывали злых людей. Существует мнение, что фамилия Бажова произошла от слова «бажить», являющегося уральским диалектом и буквально значащим «ворожить», «предвещать».

Скорее всего, писатель был человеком, хорошо разбирающимся в мистике, раз решился на воссоздание мифологических образов Великого полоза, Огневушки-Поскакушки, Хозяйки Медной горы, Серебряного копытца и многих других. Все эти волшебные герои представляют собой силы природы. Они обладают несметными богатствами и открывают их лишь людям с чистыми и открытыми сердцами, противостоящим силам зла и нуждающимся в помощи и поддержке.

Произведения Бажова для детей

Смысл некоторых сказов очень глубок и не лежит на поверхности. Нужно сказать, что не все произведения Бажова будут понятны детям. К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком.

Здесь не уделяется много внимания переживаниям героев, но делается акцент на описании чудес и волшебных персонажей. Вот здесь озорничает Огневушка-Поскакушка в огненном сарафанчике, в другой сказке неожиданно появляется Серебряное копытце и выбивает драгоценные камешки для девочки-сиротки и доброго охотника Коковани. И, конечно же, кому не хочется встретиться с Голубой змейкой, которая крутится колесиком и показывает, где лежит золото?

Сказы Бажова и их использование в сказкотерапии

Произведения Бажова очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим.

Самое важное в сказах Бажова - это мораль. Ее ребенок обязательно должен усвоить и запомнить, и помощь взрослого в этом очень необходима. После того как сказка рассказана, с детьми в той же дружелюбной манере нужно провести беседу о главных героях, об их поведении и судьбе. Малыши с удовольствием расскажут о тех персонажах и их поступках, которые им понравились, выскажут свое мнение по поводу отрицательных героев и их поведения. Таким образом, беседа поможет закрепить положительный эффект сказкотерапии, способствуя прочному укоренению полученных знаний и образов в сознании ребенка.

Список произведений Бажова:

  • «Алмазная спичка»;
  • «Аметистовое дело»;
  • «Богатырева рукавица»;
  • «Васина гора»;
  • «Веселухин ложок»;
  • «Голубая змейка»;
  • «Горный мастер»;
  • «Далевое глядельце»;
  • «Две ящерки»;
  • «Демидовские кафтаны»;
  • «Дорогое имячко»;
  • «Дорогой земли виток»;
  • «Ермаковы лебеди»;
  • «Жабреев ходок»;
  • «Железковы покрышки»;
  • «Живинка в деле»;
  • «Живой огонек»;
  • «Змеиный след»;
  • «Золотой волос»;
  • «Золотоцветень горы»;
  • «Золотые дайки»;
  • «Иванко-крылатко»;
  • «Каменный цветок»;
  • «Ключ земли»;
  • «Коренная тайность»;
  • «Кошачьи уши»;
  • «Круговой фонарь»;
  • «Малахитовая шкатулка»;
  • «Марков камень»;
  • «Медная доля»;
  • «Медной горы хозяйка»;
  • «На том же месте»;
  • «Надпись на камне»;
  • «Не та цапля»;
  • «Огневушка-поскакушка»;
  • «Орлиное перо»;
  • «Приказчиковы подошвы»;
  • «Про Великого полоза»;
  • «Про водолазов»;
  • «Про главного вора»;
  • «Рудяной перевал»;
  • «Серебряное копытце»;
  • «Синюшкин колодец»;
  • «Солнечный камень»;
  • «Сочневые камешки»;
  • «Старых гор подаренье»;
  • «Тараканье мыло»;
  • «Таюткино зеркальце»;
  • «Травяная западенка»;
  • «Тяжелая витушка»;
  • «У старого рудника»;
  • «Хрупкая веточка»;
  • «Хрустальный лак»;
  • «Чугунная бабушка»;
  • «Шелковая горка»;
  • «Широкое плечо».

Произведения Бажова, список которых родителям желательно изучить заранее, помогут сформировать у детей чувство симпатии к добрым персонажам, таким как старик Кокованя, Даренка, и негативное отношение, порицание к другим (приказчик из сказки «Медной горы Хозяйка»). Они привьют ребенку чувство доброты, справедливости и красоты и научат его сочувствовать, помогать другим и действовать решительно. Произведения Бажова разовьют творческий потенциал детей и будут способствовать появлению у них ценностей и качеств, необходимых для успешной и счастливой жизни.

Капитонова, Н. А. Бажов П. П. // Литературное краеведение: Челябинская область / Н. А. Капитонова. — Челябинск: АБРИС, 2008. — С. 84-99

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком. О Бажове ребята узнают еще в младших классах, их знакомят с "Серебряным копытцем", "Огневушкой-Поскакушкой", "Голубой змейкой"...

Но далеко не все знают, какой непростой была судьба писателя. Когда-то Аркадий Гайдар о себе сказал, что у него "обыкновенная биография в необыкновенное время". О Бажове можно сказать, что у него и биография необыкновенна.

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса. Наверно, не случайно его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

О Бажове много написано. Он и сам о себе писал ("Зеленая кобылка", "Дальнее — близкое"). Его сказы переиздаются. Есть несколько текстов сказов (в сокращении) и короткий рассказ о жизни Бажова в "Хрестоматии по литературе родного края. 1-4 класс" (Взгляд, 2002). Но судьба Павла Петровича и его сказы достойны того, чтобы к ним возвращаться. Многое связывает Бажова с Южным Уралом.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича — Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье. У него рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. На гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием. Это было то самое училище, где 25 лет тому назад учился Мамин-Сибиряк. Но времена уже были другие. Павел хорошо учился. После окончания училища его направили в Пермскую духовную семинарию, в которой тоже когда-то учился Мамин-Сибиряк. Впереди ждала его духовная Академия в Киеве, большая церковная служба.

Но вместо Академии Бажов хотел поступить в университет. А в это время умер отец. Надо было помогать слепнущей матери. И он стал учителем. Сначала в глухой уральской деревне Шайдурихе (с 1899 года), потом преподавал в Екатеринбурге в том же училище, где учился сам. Позже он стал преподавателем в женском епархиальном училище, где учились дочери священников. Он был прекрасным преподавателем, все ученики его любили. А он полюбил Валю Иваницкую — свою ученицу. Дождался, когда она закончит училище, женился. Ему уже было 32, ей 19. Они венчались в деревенской церкви на родине Валентины Александровны. Прожили вместе долгие годы, всю жизнь он ласково называл ее Валянушкой.

Построили дом, где было четыре маленькие комнаты. Бажов прожил в нем 36 лет. Этот дом с высоким крылечком и сейчас стоит в Екатеринбурге на пересечении улиц Чапаева (№ 11) и Большакова. Деревянный дом теперь кажется совсем маленьким в окружении новых многоэтажных домов. Там теперь музей Бажова, где все сохранилось так, как при жизни писателя. В семье Бажовых родились дети. Бажов уже тогда начал писать статьи в газеты. Интересно, что первая его публикация (1913)*называлась "Мамин-Сибиряк — как писатель детей". Так бы и жить дружной учительской семье долго и счастливо, если бы не Первая мировая война, революция и Гражданская война.

С началом мировой войны в городе стало голодно, в 1914 году семья Бажовых перебралась к родственникам в Камышлов. Там их застала революция. Бажов сразу принял сторону революции, стал коммунистом, его назначили комиссаром просвещения. Но наступают белые. Бажову грозит арест. За время Гражданской войны Бажов был дважды арестован, дважды бежал из тюрьмы. Чудом остался жив. Один раз в лютый мороз, легко одетый пробирался он к семье из Пермской тюрьмы и уже замерзал на дороге, на счастье, мимо проезжал какой-то крестьянин, спрятал Бажова в сене, провез мимо постов, спас его.

И еще был очень трудный момент. Когда Бажов после побега из тюрьмы добрался до Камышлова, то застал жену в чужой, холодной избе тяжело больной, без сознания, а рядом с ней мертвый грудной ребенок. Оказалось, родные подумали, что у Валентины Александровны тиф, забрали старших детей, а ее оставили одну с ребенком, боялись заразить остальных. Бажов не мог остаться с женой, ему грозил арест, а если арест, то и казнь. Родственники "выходили" Валентину Александровну, похоронили ребенка. А Бажов вынужден был бежать в Сибирь, на Алтай. Там он сменил фамилию на Бахеев. И воевал в партизанском отряде, и работал в газете Усть-Каменогорска, Семипалатинска. Там тяжело заболел. Бажов не любил вспоминать эти времена.

После Гражданской войны он опять на Урале. В Екатеринбурге с трудом возвращает себе свой дом. В 1923-1930 годах Павел Петрович работает в редакции "Крестьянской газеты", ездит по области, знакомится со многими людьми.

В 1924 году выходит в свет его первая книга "Уральские были". Очерки о дореволюционной жизни рабочих Сысертского завода. Бажов-журналист много пишет статей о новых стройках, заводах.

Но и при советской власти по доносам его дважды исключали из партии, лишали работы. Когда его в 1933 году лишили работы и семья нуждалась, Валентина Александровна вынуждена была продать единственную ценную вещь — обручальное кольцо. Через год Бажову вернули работу. Он стал редактором издательства.

Бажов написал документальную книгу "Формирование на ходу" о командирах Красной Армии, с которыми воевал. Он не мог знать, что позже многие из них будут безвинно расстреляны, погибнут в лагерях.

В 1937 году его опять по доносу вызвали в НКВД. В его доме произвели обыск, искали оружие. Он понимал, что это арест, простился с родными. Но на его счастье в это время шли аресты в самом этом грозном учреждении. Бажов прождал приема, тихо ушел домой. Но его второй раз исключили из партии, лишили работы. Люди стали обходить дом Бажовых стороной. Семья бедствовала. Все жили на заработок сестры Валентины Александровны, учительницы. Выручал огород и сад около дома. Павел Петрович больше года не выходил со двора, ждал ареста. Днем он работал в огороде, сочинял сказы, ночью их записывал, когда уже никто не мешал. Позже он напишет: "Выдалась такая невеселая полоса в моей жизни... И начал я сказы писать, чтобы боль свою потушить. Думал: никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю, все равно без своей работы жить не могу".

Павел Петрович не случайно стал писать сказы. Ими он "заболел" еще в детстве, когда вместе с ребятами в Полевском слушал рассказы старого сторожа — дедушки Слышко (Василия Хмелинина, дальнего родственника), который знал множество легенд, народных уральских сказов. Когда Бажов стал учителем, исходил множество дорог, собирал по деревням и рабочим поселкам сказы, были и небылицы, образцы уральской речи. У него уже было шесть больших тетрадей с богатейшими материалами, но во время Гражданской войны при обысках они пропали. Еще за три года до выхода первой книги сказов Бажова несколько отдельных сказов печатались в журналах. Первыми слушателями и критиками были у него жена и дочь.

За время вынужденной безработицы Бажов подготовил к печати 14 сказов, сдал в редакцию. В январе 1939 года товарищи решили отметить шестидесятилетие Павла Петровича. В день его рождения все собрались в клубе. Бажов и его жена впервые сидели в президиуме, стесняясь своей поношенной одежды и обуви. Друзья подарили юбиляру большой пакет. Бажов развернул пакет, а внутри еще один. Зал наблюдал, как он разворачивает пакет за пакетом. И, наконец, под многими слоями бумаги оказалась маленькая книжка. Бажов прижал ее к груди. На глазах у него были слезы. Это и было первое издание "Малахитовой шкатулки" (Свердловск, тираж всего 20 тысяч).

Но эта маленькая книжка, как потом писали, "отвела от дома Бажовых беду". Книга совершила чудо. Ровно через три месяца Бажов был с почетом принят в Союз писателей СССР, ему вернули работу. Через год он возглавил писательскую организацию Свердловской области. Книги и очерки, которые он писал до 1937 года, при его жизни никогда не переиздавались. Зато сказы потом издавались миллионными тиражами, издаются и сейчас (всего Бажов написал 52 сказа).

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939)! Книге сделали спе циальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира! Бажову можно было бы спокойно продолжать работу над сказами.

Но тут война (1941-1945). В Свердловск были эвакуированы семьи писателей из Москвы, Киева, Ленинграда.

В уральском городе оказались семьи Агнии Барто, Льва Кассиля, Оксаны Иваненко и др. Всех надо было принять, расселить, дать работу, одеть (с Украины люди приехали в летней одежде, а впереди уральская зима), накормить... Агнию Барто поразили мальчишки и девчонки из ремесленного училища, которые встали к станкам на заводах. Она захотела написать о них поэму. Бажов посоветовал ей самой пойти учиться в ремесленное училище и вместе с ребятами получить рабочую профессию. Агния Львовна в свои 36 лет встала к станку рядом с подростками. Стала токарем! Написала поэму "Идет ученик". В то время она написала очень близкое нам стихотворение:
"Я, друзья-товарищи,
На Урале рос.
Здесь зима суровая,
Ветер да мороз.
Но если б снова родину
Себе я выбирал,
Я бы не задумался,
Выбрал бы Урал!"
Многие писатели, кому помог Бажов, очень ему были благодарны. В этом можно убедиться, прочитав книгу воспоминаний о Бажове "Мастер. Мудрец. Сказочник".

И при всей тяжести своей работы Бажов еще и пишет сказы (об этих сказах речь впереди). Работа Бажова и (его сказы не остаются незамеченными. В 1943 и 1946 годах Бажов становится (лауреатом Государственной премии,а в 1944-м получает орден Ленина. Но ничего не изменилось в его характере, жизни. Поэтесса Людмила Татьяничева называла его "совестью писателей" (см. приложение). Никогда ни о ком не говорил зло, никому не завидовал. Он жил в том же деревянном доме, без водопровода и центрального отопления. Он отказывался от положенных ему привилегий. Отказался от автомобиля. И каждый день этот немолодой и не очень здоровый человек холодной зимой и жарким летом ходил на работу пешком, а это 13 кварталов! Ему предлагали переехать в Москву, он отказался. Одевался всегда просто, не признавал галстуков. Не изменял своим привычкам, писал, стоя за конторкой, ручкой, которую сам сделал из бамбуковой палочки. Только в последние годы его жизни писатели подарили ему пишущую машинку. В доме всегда было много народу, детей. Дом был очень гостеприимный. Любимым блюдом у Бажовых в трудные времена были пельмени с редькой.

Война окончилась. Но легче Павлу Петровичу не стало, в феврале 1946-го его избрали депутатом Верховного Совета СССР. Значительно прибавилось работы. Люди шли к нему за помощью, писали письма. Он внимательно относился к каждой жалобе. Ему уже 67 лет, сказываются и возраст, и болезни. Он стал плохо видеть. А тут еще постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград", начались поиски "врагов" среди писателей. Он защищал тех, на кого нападали, не давал исключать из Союза писателей, в том числе не дал в обиду детскую писательницу Беллу Дижур — мать Эрнста Неизвестного. Наверно, не случайно Эрнст Неизвестный, который с детства знал писателя, сделал модель памятника Бажову. Жаль, что эта модель осталась только на фотографии.

Когда Павла Петровича уговаривали дать согласие на выборы в депутаты Верховного Совета на второй срок, он пытается отказаться, но его сумели убедить. Его авторитет так высок, что он еще многим может помочь. На одной из сессий в Москве ему стало плохо. Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года в Кремлевской больнице от рака легких. Бажов не раз говорил своим близким: "Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!". Так случилось, что он умер в Москве. Но его привезли в Свердловск и похоронили в родном городе на высоком холме Ивановского кладбища. Там установлен памятник Бажову.

О семье Павла Петровича: Валентина Александровна пережила мужа на 20 лет. У них было семеро детей, четверых они похоронили. Особенно тяжело они пережили потерю сына Алеши, который в 19 лет (в 1935 году) погиб на заводе. В конце жизни Бажова в семье остались три дочери. Ольга, горный инженер, работала в Якутии, Воркуте, Тюмени... Елена, инженер-строитель, работала в Москве, Комсомольске-на-Амуре. Помощницей в семье оставалась младшая — Ариадна (дома ее звали Ридчёна). Она помогала отцу в работе. Позже она написала две книги об отце "Дом на углу" (Свердловск, 1970) и "Глазами дочери" (Москва, 1978). У Бажовых пять внуков.

Ариадна закончила факультет журналистики, но стала историком, доктором исторических наук. Вышла замуж за военного журналиста Тимура Гайдара — сына Аркадия Гайдара. Так породнились два знаменитых писателя.

Разница в возрасте Бажова и Гайдара — 25 лет (а дни рождения рядом: у Гайдара — 22, у Бажова — 27 января) . Много общего в их судьбе: оба приняли участие в Гражданской войне, оба были журналистами, оба исключались из партии, принимали удары судьбы, оба стали любимцами читателей, особенно детей. Они могли встретиться, ведь Гайдар в 1925 году был в o Свердловске.

Бажов пережил многое, тоже был коммунистом, но на него не легло никакой тени. Зато Гайдару не повезло. Их общий внук — Егор вырос, стал известным экономистом. Не все приняли реформы Егора Гайдара. Начали лить "грязь" на Аркадия Гайдара, его посмертно обвинили во всех тяжких грехах. Как сказал Егор Тимурович, "дед ответил за внука". К счастью, Аркадию Гайдару вернули его честное имя. Если задуматься, он был единственным писателем в истории мировой детской литературы, который сумел одной небольшой книжкой "Тимур и его команда" накануне большой войны направить тысячи ребят на добрые дела, на помощь тем, кто в ней нуждается. Это уже потом пионерская организация сделала эту игру формальной. А у него была не одна, а целая библиотечка умных, честных детских книг.

Книги и очерки, которые Бажов писал до 1937 года, никогда не переиздавались, а сказы его живы, они вне времени, их можно отнести к "вечным" книгам. К "вечным" книгам можно отнести и книги Гайдара. И Бажов и Гайдар в своих книгах говорили о настоящих ценностях: о любви к родной земле, к стране, к семье, к своему делу, о любви и верной дружбе, которые не купишь ни за какие деньги. Бажов свои сказы делил на сказы "детского тона" и "взрослого тона". Но и сказы для взрослых читаются детьми. Бажов подарил миру драгоценную "Малахитовую шкатулку". Теперь каждый может ее "открыть", "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским уральским словом, удивиться мудрости Бажовских сказов. Большая радость — чтение сказов Бажова вслух в кругу семьи.