Сочинение по рассказу судьба человека шолохова рассуждение. Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты

Цели:

  • Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
  • Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  • Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», видеофайлы из фильма «Судьба человека» 1959 г., режиссёр С.Бондарчук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. В те годы только вера каждого человека позволила нашему народу победить. На эту войну сегодня на уроке мы посмотрим глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».

А начать наш урок я хотела бы с таких слов: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете).

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Мы с вами тоже попытаемся сегодня найти ответ на этот и остальные вопросы. И начнем мы, по традиции, с рассказа об авторе произведения. Но до того, как мы с вами начнем говорить о жизни М.А. Шолохова, я хотела бы поиграть с вами в игру «Верно - не верно». Я вам называю факты из жизни писателя, а вы мне отвечаете, были они в его биографии или нет.

Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.

Был в плену у батьки Махно.

Был обвинен в плагиате. Многие не верили, что 23-летний малообразованный человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, мог создать первую книгу «Тихого Дона»

Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.

Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.

(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).

Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.

2. Сообщение учащегося. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Подготовленный ученик рассказывает о биографии М.А. Шолохова, сопровождая свое сообщение презентацией. Заодно рассказывая об эпзоде в Ахматовой и о Нобелевской премии.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.

3. Актуализация знаний о биографии.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.

Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.

В Вёшенской гимназии учился будущий писатель, а затем уехал в Москву и сблизился с молодыми литераторами, вступив в литературную группу журнала «Молодая гвардия». В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову литературную известность.
В 1926 году писатель вернулся в родные места, где «дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце». В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен. Вернувшись домой, он женится на Марии Громославской. Правда, изначально Михаил Александрович якобы посватался к ее младшей сестре – Лидии. Но отец девушек, бывший казачий атаман, посоветовал жениху присмотреться к старшей и пообещал сделать из Шолохова человека. Вняв настоятельной «рекомендации» Михаил женился на старшей. Брак «по указке» окажется счастливым – Шолохов станет отцом четверых детей и проживет с Марией Петровной 60 лет.

В конце 1926 начинает писать роман «Тихий Дон». Это к слову о плагиате. В этом же году вышли «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». В 1932 году выходит в свет «Поднятая целина». Но жизнь писателя не была тихой, спокойной и счастливой. И при участии в продразверстке был пойман за превышение полномочий и приговорен к условному сроку, и на войне воевать ему пришлось.

4. Об истории создания произведения.

Что касается истории создания этого произведения, то эту историю услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра », рассказал свою историю о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал писать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.

5. Анализ произведения.

Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?

В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?

Варианты ответов учеников.

В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».

Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Давайте прочтем начало произведения.

Со слов «Первая послевоенная весна…» до «С тяжелой грустью…».

В чём смысл такого построения рассказа?

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?

Создаётся впечатление особой достоверности, документальности .

В чем вы видите плюсы именно такого повествования?

1) Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову. Зачитываем вслух портрет главного героя. Со слов «Он положил…».

Портрет героя.

Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит».

2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.

3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.

С чего начинается рассказ?

Начало рассказа - описание природы.

Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?

Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.

Итак, рассказ начинается со сцены встречи автора у речной переправы с человеком, который поведал ему о своей судьбе. Тем самым определилась и жанровая форма повествования – сказ. Андрей уже не молод. Он рядовой и на фронте, и после войны. Всё, что выпало простому человеку в гг. лихолетья, он испытал на себе. И потому в его судьбе так ощутима судьба народная. Ему, признаётся Андрей, в жизни «повезло»: каждый день в течение 2-х лет, находясь рядом со смертью, он остался в живых.

Анализ эпизодов.

Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.

А. Жизненный путь героя.

На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?

(на 3 части: до войны, война, после войны)

Какой жизнью жил герой до войны?

В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

На этот вопрос нам ответит 1 группа.

(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)

(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).

Б. Эпизод в церкви.

(Показ кинофрагмента) .

2-я группа производит анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?

Какая позиция ближе Соколову?

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова.

Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

В. Поединок с Мюллером.

Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

«Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу

«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.

Г. После бегства из плена.

4-я группа ответит на вопросы:

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах».

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем «человека».

Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.

5-я группа расскажет нам:

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

Что общего в их судьбе?

Какую роль в рассказе «Судьба человека» играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

- После встречи с мальчишкой, у которого «глазёнки - как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа .

В чем смысл названия и финала рассказа «Судьба человека»?

Как вы понимаете слово СУДЬБА?

Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ.

Михаил Александрович Шолохов; Российская империя (СССР), станица Вешенская; 11.05.1905 – 21.02.1984

Михаил Шолохов является одним из наиболее знаменитых русских писателей советской эпохи. Его произведения популярны не только в нашей стране, но и за рубежом и еще при жизни автора были переведены на множество языков мира. Это позволило Михаилу Шолохову стать лауреатом Нобелевской премии по литературе, а его произведениям быть экранизированным. Так был экранизированы роман М Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и многие другие. Кроме того книги М Шолохова попали в список произведений школьной программы, благодаря чему рассказ Шолохова «Судьба человека» читать достаточно популярно среди молодежи. Все это способствовало популяризации произведений Шолохова и их попаданию в наш рейтинг .

Биография Шолохова М. А.

Родился Михаил Шолохов в 1905 году в станице Вешенской. Первоначально мальчик носил фамилию Кузнецов, так как его мать была насильно выдана замуж за сына станичного атамана. Впоследствии она ушла к отцу Михаила Шолохова, но обручиться и дать Михаилу его отцовскую фамилию смогли только после смерти Кузнецова.

В 1910 году семья переехала на хутор Каргиновский, где отец Михаила нанял для него местного учителя. В 9-летнем возрасте Михаил один год учится в подготовительном классе гимназии, а в следующем году поступает в гимназию города Богучара. Здесь он закончил 4 класса, но семья была вынуждена уехать из-за наступления немецких войск. Переехали назад станицу Каргинскую. Здесь Шолохов оканчивает налоговые курсы и получает должность продовольственного инспектора. В 15 летнем возрасте вступает в отряд по продразверстке, попадает в плен к Махно, откуда его отпускают. Позже опять-таки участвует в продразверстке, где был арестован за взятку, но путем подделки документов его отцу удается освободить его от расстрельной статьи. Михаил получает лишь год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних. Но и здесь его отцу удается «уладить» вопрос и Шолохов отправляется жить в Москву.

В Москве Шолохов занимается самообразованием и входит в литературные круги. В 18-летнем возрасте в газете «Юношеская правда» можно первые рассказы Шолохова читать. В этом же году он возвращается в станицу Каргинскую, где сватается к дочери бывшего казачьего атамана. В 1924 происходит их свадьба и в этом же году первые Шолохова «Донские рассказы» читать можно в газете «Молодогвардеец».

Роман М Шолохова «Тихий Дон» первые 2 тома, которого были опубликованы в 1928 году, приносит писателю всемирную славу. И даже некоторая неоднозначность произведения в отношении советского времени не налагает на роман запрет. Ведь его как и произведения одобряет лично Сталин. Позже выходит произведение «Поднятая целина», которая закрепляет за писателем славу наиболее известного советского писателя.

Во время Второй мировой войны Шолохов работает репортером в газете «Правда». Непосредственно на передовой он не бывает, тем не менее, ему очень ярко удается отображать события тех дней. Благодаря этому рассказ Шолохова «Судьба человека» читать достаточно популярно и сейчас. Кроме того о военном периоде появляется роман «Они сражались за Родину» читать который становится безумно популярно после выхода одноименного фильма. Также в газете «Правда» опубликованы еще целый цикл небольших рассказов.

После войны Михаил Шолохов продолжает свою творческую деятельность и пишет третий и четвертый том романа эпопеи «Тихий Дон», а также множество рассказов. Свою творческую деятельность Михаил ведет аж до 1960 года, после чего все больше времени отдает общению с двумя сыновьями и двумя дочерями, а также внуками. Умер Шолохов в 1984 году в родной станице Вешенской.

Книги Шолохова М. А. на сайте Топ книг

В нашем рейтинге представлены сразу два произведения автора. Так наибольшую популярность приобрел рассказ Шолохова «Судьба человека» читать который достаточно популярно благодаря школьникам. Кроме того в рейтинге представлен роман М Шолохова «Тихий Дон» который занимает более низкое место в топе. Тем не менее, следует отметить стабильность интереса к обоим произведениям и высокую вероятность их нахождения в наших последующих рейтингах.

Михаил Александрович Шолохов - один из известнейших русских периода. Его творчество охватывает самые важные события для нашей страны - революцию 1917 года, Гражданскую войну, становление новой власти и Великую Отечественную. В этой статье мы немного расскажем о жизни этого писателя и постараемся рассмотреть его произведения.

Краткая биография. Детство и юность

Во время Гражданской войны был у красных и дослужился до командира. Затем, уже после ее окончания, перебрался в Москву. Здесь он получил свое первое образование. После переезда в Богучар он поступил в гимназию По окончании снова вернулся в столицу, хотел получить высшее образование, но не смог поступить. Чтобы прокормить себя, ему пришлось устроиться на работу. В этот недолгий период он сменил несколько специальностей, продолжая заниматься самообразованием и литературой.

Первое произведение писателя было напечатано в 1923 году. Шолохов начинает сотрудничать с газетами и журналами, пишет для них фельетоны. В 1924 году в «Молодом ленинце» выходит рассказ «Родинка», первый из донского цикла.

Настоящая слава и последние годы жизни

Список произведений М. А. Шолохова следует начать с «Тихого Дона». Именно эта эпопея принесла автору настоящую известность. Постепенно она стала популярной не только на территории СССР, но и в других странах. Вторым большим произведением писателя стала «Поднятая целина», удостоенная Ленинской премии.

Во время Великой Отечественной Шолохов был В это время он написал немало рассказов, посвященных этому страшному времени.

В 1965 год стал для писателя значимым - ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». Начиная с 60-х Шолохов практически перестал писать, посвятив свободное время рыбалке и охоте. Большую часть своих доходов он отдавал на благотворительность и вел спокойный образ жизни.

Скончался писателя 21 февраля 1984 года. Тело было захоронено на берегу Дона во дворе его собственного дома.

Полна необычных и причудливых событий жизнь, что прожил Шолохов. Список произведений писателя мы представим ниже, а сейчас еще немного поговорим о судьбе автора:

  • Шолохов был единственным писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения власти. Автора также называли «любимчиком Сталина».
  • Когда Шолохов решил посвататься к одной из дочек Громославского, бывшего казачьего атамана, тот предложил взять в жены старшую из девочек, Марью. Писатель, разумеется, согласился. В браке чета прожила почти 60 лет. За это время у них родилось четверо детей.
  • После выхода «Тихого Дона» у критиков возникли сомнения в том, что автором такого большого и сложного романа действительно является столь молодой автор. По распоряжению самого Сталина была учреждена комиссия, которая провела исследование текста и вынесла заключение: эпопея действительно было написана Шолоховым.

Особенности творчества

Неразрывно с образом Дона и казачества связаны произведения Шолохова (список, названия и сюжеты книг являются тому прямым доказательством). Именно из жизни родных мест он черпает образы, мотивы и темы. Сам писатель так говорил об этом: «Я родился на Дону, там рос, учился и формировался как человек…».

Несмотря на то что Шолохов основное внимание уделяет описанию жизни казачества, его произведения не ограничиваются областническими и местными темами. Напротив, на их примере автору удается поднять не только проблемы страны, но общечеловеческие и философские. В произведениях писателя нашли отражение глубокие исторические процессы. С этим связана еще одна отличительная черта творчества Шолохова - желание художественно отразить поворотные периоды жизни СССР и то, как чувствовали себя люди, попавшие в этот водоворот событий.

Шолохов был склонен к монументалистике, его привлекали вопросы, связанные с общественным изменениями и судьбами народов.

Ранние произведения

Очень рано начал писать Михаил Александрович Шолохов. Произведения (проза всегда оставалось для него предпочтительней) тех лет были посвящены Гражданской войне, в которой он сам принимал непосредственное участие, хотя был еще совсем юношей.

Осваивал писательский навык Шолохов с малой формы, то есть с рассказов, которые были изданы в трех сборниках:

  • «Лазоревая степь»;
  • «Донские рассказы»;
  • «О Колчаке, крапиве и прочем».

Несмотря на то что эти произведения не выбивались за рамки социального реализма и во многом прославляли советскую власть, они сильно выделялись на фоне других творений писателей-современников Шолохова. Дело в том, что уже в эти годы Михаил Александрович особое внимание уделял жизни народа и описанию народных характеров. Писатель старался изобразить более реалистичную и менее романтизированную картину революции. В произведениях есть жестокость, кровь, предательство - Шолохов старается не сглаживать суровость времени.

При этом автор нисколько не романтизирует смерть и не поэтизирует жестокость. Он по-другому расставляет акценты. Главным остаются доброта и умение сохранить человечность. Шолохов хотел показать, как «безобразно просто гибли донские казаки в степях». Своеобразие творчества писателя заключается в том, что он поднимал проблему революции и гуманизма, интерпретируя поступки с точки зрения нравственности. И больше всего волновало Шолохова братоубийство, которое сопровождает любую гражданскую войну. Трагедия многих его героев заключалась в том, что им приходилось проливать родную кровь.

«Тихий Дон»

Пожалуй, самая известная книга, что написал Шолохов. Список произведений продолжим именно ею, так как роман открывает следующий этап творчества писателя. За написание эпопеи автор взялся в 1925 году, сразу после публикации рассказов. Изначально он не планировал настолько масштабное произведение, желая только изобразить судьбу казачества в революционное время и его участие в «подавлении революции». Тогда книга получила название «Донщина». Но Шолохову не понравились написанные им первые страницы, так как рядовому читателю не были бы понятны мотивы казаков. Тогда писатель решил начать свою историю с 1912 года, а закончить 1922-м. Смысл романа изменился, как и название. Работа над произведением велась 15 лет. В окончательном варианте книга была опубликована в 1940 году.

«Поднятая целина»

Еще один роман, который создавал несколько десятилетий М. Шолохов. Список произведений писателя невозможен без упоминания этой книги, так как она считается второй по популярности после «Тихого Дона». «Поднятая целина» состоит из двух книга, первая была окончена в 1932-м, а вторая - в конце 50-х.

В произведении описывается процесс коллективизации на Дону, свидетелем которого был сам Шолохов. Первую книгу вообще можно назвать репортажем с места событий. Автор очень реалистично и красочно воссоздает драматизм этого времени. Здесь есть и раскулачивание, и собрания хуторян, и убийства людей, и забой скотины, и расхищение колхозного зерна, и бабий бунт.

Сюжет обоих частей строится на противостоянии классовых врагов. Начинается действие с двойной завязки - тайного приезда Половцева и прибытия Давыдова, и также оканчивается двойной развязкой. Вся книга держится на противостоянии красных и белых.

Шолохов, произведения о войне: список

Книги, посвященные Великой Отечественной:

  • Роман «Они сражались за Родину»;
  • Рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека»;
  • Очерки «На юге», «На Дону», «Казаки», «В казачьих колхозах», «Гнусность», «Военнопленные», «На юге»;
  • Публицистика - «Борьба продолжается», «Слово о Родине», «Не уйти палачам от суда народов!», «Свет и мрак».

В годы войны Шолохов работал военным корреспондентом в «Правде». Рассказы и очерки, описывающие эти страшные события, имели некоторые отличительные черты, которые определили Шолохова как писателя-баталиста и даже сохранились в его послевоенной прозе.

Очерки автора можно назвать летописью войны. В отличие от других писателей, работающих в этом же направлении, Шолохов никогда не высказывал прямо своего взгляда на события, за него говорили герои. Лишь в конце писатель позволял себе подвести небольшой итог.

Произведения Шолохова, несмотря на тематику, сохраняют гуманистическую направленность. При этом немного меняется главный герой. Им становится человек, который способен осознать значимость своего места в мировой борьбе и понять, что он несет ответственность перед соратниками, родными, детьми, самой жизнью и историей.

«Они сражались за родину»

Продолжаем разбирать творческое наследие, что оставил Шолохов (список произведений). Писатель воспринимает войну не как фатальную неизбежность, а как социально-историческое явление, которое испытывает моральные и идейные качества людей. Из судеб отдельных персонажей складывается картина эпохального события. Такие принципы легли в основу романа «Они сражались за родину», который, к сожалению, так и не был закончен.

По замыслу Шолохова, произведение должно было состоять из трех частей. В первой должны были описываться предвоенные события и борьба испанцев с фашистами. А уже во второй и третьей была бы описана борьба советского народа с захватчиками. Однако ни одна из частей романа так и не была опубликована. Выходили лишь отдельные главы.

Отличительной чертой романа является наличие не только масштабных батальных сцен, но и зарисовок бытовой солдатской жизни, которые часто имеют юмористическую окраску. При этом солдаты прекрасно осознают свою ответственность перед народом и страной. Их мысли о доме и родных местах становятся трагическими, так как их полк отступает. Следовательно, они не могут оправдать возложенных на них надеж.

Подводя итоги

Прошел огромный творческий путь Шолохов Михаил Александрович. Все произведения автора, особенно если рассматривать их в хронологическом порядке, подтверждают это. Если взять ранние рассказы и поздние, то читатель увидит, насколько выросло мастерство писателя. При этом ему удалось сохранить многие мотивы, такие как верность своему долгу, человечность, преданность семье и стране и пр.

Но произведения писателя имеют не только художественную и эстетическую ценность. В первую очередь стремился быть летописцем Михаил Александрович Шолохов (биография, список книг и дневниковые записи это подтверждают).

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ - «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь - дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, - чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый - это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа - небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа - Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия - погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Шагнул Илья к пьяному, барашковый воротник сграбастал пятернею и шваркнул брюзглое тело об стену. Пьяный охнул, рыгнул, бычачьим бессмысленным взглядом уперся в Илью и, почувствовав на себе жесткие по-звериному глаза парня, повернулся и, спотыкаясь, оглядываясь и падая, побежал по переулку.

Девушка в красном платке и потертой кожанке крепко уцепилась Илье за рукав.

– Спасибо, товарищ… Вот какое спасибо!

– За что он тебя облапил-то? – спросил Илья, конфузливо переминаясь.

– Пьяный, мерзавец… Привязался. В глаза не видала…

Сунула ему девушка в руки листок со своим адресом и, пока дошли до Зубовской площади, все твердила:

– Заходите, товарищ, по свободе. Рада буду…

Пришел Илья к ней как-то в субботу, поднялся на шестой этаж, у ошарпанной двери с надписью «Анна Бодрухина» остановился, в темноте пошарил рукою, нащупывая дверную ручку, и осторожненько постучался. Отворила дверь сама, стала на пороге, близоруко щурясь, потом угадала, пыхнула улыбкой.

– Заходите, заходите.

Ломая смущение, сел Илья на краешек стула, оглядывался кругом робко, на вопросы выдавливал из себя кургузые и тяжелые слова:

– Костромской… плотник… на заработки приехал… двадцать первый год мне.

А когда ненароком обмолвился, что сбежал от женитьбы и богомольной невесты, девушка смехом рассыпалась, привязалась:

– Расскажи да расскажи.

И, глядя на румяное лицо, полыхавшее смехом, сам рассмеялся Илья; неуклюже махая руками, долго рассказывал про все, и вместе перемежали рассказ хохотом молодым, по-весеннему. С тех пор заходил чаще. Комнатка с вылинявшими обоями и портретом Ильича с сердцем сроднилась. После работы тянуло пойти посидеть с нею, послушать немудрый рассказ про Ильича и поглядеть в глаза ее серые, светлой голубизны.

Весенней грязью цвели улицы города. Как-то зашел прямо с работы, возле двери поставил он инструмент, взялся за дверную ручку и обжегся знобким холодком. На дверях на клочке бумаги знакомым, косым почерком: «Уехала на месяц в командировку в Иваново-Вознесенск».

Шел по лестнице вниз, заглядывая в черный пролет, под ноги сплевывал клейкую слюну. Сердце щемила скука. Высчитал, через сколько дней вернется, и чем ближе подползал желанный день, тем острее росло нетерпение.

В пятницу не пошел на работу – с утра, не евши, ушел в знакомый переулок, залитый сочным запахом цветущих тополей, встречал и провожал глазами каждую красную повязку. Перед вечером увидал, как вышла она из переулка, не сдержался и побежал навстречу.

Опять вечерами с нею – или на квартире, или в комсомольском клубе. Выучила Илью читать по складам, потом писать. Ручка в пальцах у Ильи листком осиновым трясется, на бумагу бросает кляксы; оттого, что близко к нему нагибается красная повязка, у Ильи в голове будто кузница стучит в висках размеренно и жарко.

Прыгает ручка в пальцах, выводит на бумажном листе широкоплечие, сутулые буквы, такие же, как и сам Илья, а в глазах туман, туман…

Месяц спустя секретарю ячейки постройкома подал Илья заявление о принятии в члены РЛКСМ, да не простое заявление, а написанное рукою самого Ильи, со строчками косыми и курчавыми, упавшими на бумагу, как пенистые стружки из-под рубанка.

А через неделю вечером встретила его Анна у подъезда застывшей шестиэтажной махины, крикнула обрадованно и звонко:

– Привет товарищу Илье – комсомольцу!..

– Ну, Илья, время уже два часа. Тебе пора идти домой.

– Погоди, аль не успеешь выспаться?

– Я вторую ночь и так не сплю. Иди, Илья.

– Больно на улице грязно… Дома хозяйка-то лается: «Таскаешься, а мне за всеми вами отпирать да запирать дверь вовсе без надобности…»

– Тогда уходи раньше, не засиживайся до полночи.

– Может, у тебя можно… где-нибудь… Переночевать?

Встала Анна из-за стола, повернулась к свету спиной. На лбу косая, поперечная морщина легла канавой.

– Ты вот что, Илья… если подбираешься ко мне, то отчаливай. Вижу я за последние дни, к чему ты клонишь… Было бы тебе известно, что я замужняя. Муж четвертый месяц работает в Иваново-Вознесенске, и я уезжаю к нему на днях…

У Ильи губы словно серым пеплом покрылись.

– Ты за-му-жня-я?

– Да, живу с одним комсомольцем. Я сожалею, что не сказала тебе этого раньше.

На работу не ходил две недели. Лежал на кровати пухлый, позеленевший. Потом встал как-то, потрогал пальцем ржавчиной покрытую пилу и улыбнулся натянуто и криво.

Ребята в ячейке засыпали вопросами, когда пришел:

– Какая тебя болячка укусила? Ты, Илюха, как оживший покойник. Что ты пожелтел-то?

В коридоре клуба наткнулся на секретаря ячейки.

– Илья, ты?

– Где пропадал?

– Хворал… голова что-то болела.

– У нас есть одна командировка на агрономические курсы, согласен?

– Я ведь малограмотный очень. А то бы поехал…

– Не бузи! Там будет подготовка, небось выучат…

Через неделю, вечером, шел Илья с работы на курсы, сзади окликнули:

Оглянулся – она, Анна, догоняет и издали улыбается. Крепко пожала руку.

– Ну, как живешь? Я слышала, что ты учишься?

– Помаленьку, и живу и учусь. Спасибо, что грамоте научила.

Шли рядом, но от близости красной повязки уж не кружилась голова. Перед прощанием спросила, улыбаясь и глядя в сторону:

– А та болячка зажила?

– Учусь, как землю от разных болячек лечить, а на энту… – Махнул рукой, перекинул инструмент с правого плеча на левое и зашагал, улыбаясь, дальше – грузный и неловкий.

Алешкино сердце

Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце.

У Алешки большой, обвислый живот, ноги пухлые… Тронет пальцем голубовато-багровую икру, сначала образуется белая ямка, а потом медленно-медленно над ямкой волдыриками пухнет кожа, и то место, где тронул пальцем, долго наливается землянистой кровью.

Уши Алешки, нос, скулы, подбородок туго, до отказа, обтянуты кожей, а кожа – как сохлая вишневая кора. Глаза упали так глубоко внутрь, что кажутся пустыми впадинами. Алешке четырнадцать лет. Не видит хлеба Алешка пятый месяц. Алешка пухнет с голоду.

Ранним утром, когда цветущие сибирьки рассыпают у плетней медвяный и приторный запах, когда пчелы нетрезво качаются на их желтых цветках, а утро, сполоснутое росою, звенит прозрачной тишиной, Алешка, раскачиваясь от ветра, добрел до канавы, стоная, долго перелазил через нее и сел возле плетня, припотевшего от росы. От радости сладко кружилась Алешкина голова, тосковало под ложечкой. Потому кружилась радостно голова, что рядом с Алешкиными голубыми и неподвижными ногами лежал еще теплый трупик жеребенка.

На сносях была соседская кобыла. Недоглядели хозяева, и на прогоне пузатую кобылу пырнул под живот крутыми рогами хуторской бугай – скинула кобыла. Тепленький, парной от крови, лежит у плетня жеребенок; рядом Алешка сидит, упираясь в землю суставчатыми ладонями, и смеется, смеется…

Попробовал Алешка всего поднять, не под силу. Вернулся домой, взял нож. Пока дошел до плетня, а на том месте, где жеребенок лежал, собаки склубились, дерутся и тянут по пыльной земле розоватое мясо. Из Алешкиного перекошенного рта: «А-а-а…» Спотыкаясь, размахивая ножом, побежал на собак. Собрал в кучу всё до последней тоненькой кишочки, половинами перетаскал домой.

К вечеру, объевшись волокнистого мяса, умерла Алешкина сестренка – младшая, черноглазая.