Дмитрий Хворостовский: биография и семья. Заболевание Хворостовского

Хворостовский Дмитрий Александрович (р. 1962) – российский оперный певец, с 1995 года имеет звание Народного артиста Российской Федерации.

Детские и школьные годы

Дмитрий родился в Красноярске 16 октября 1962 года в интеллигентной семье. Его папа, Александр Степанович, по профессии был инженером-химиком. Мама, Людмила Петровна, трудилась в местной больнице на престижной должности врача-гинеколога. Отец Дмитрия обожал музыку, сам играл на фортепиано, пел, у него был потрясающий глубокий баритон, который достался сыну по наследству. Вечера семья проводила в гостиной, где стояло фортепиано. Александр Степанович играл и пел, подпевала ему мама, а позднее к ним стал присоединяться сынок. А ещё папа имел большую коллекцию пластинок с композициями мировых оперных певцов. Так что маленького Диму с ранних лет окружала музыка. Уже в четыре годика он начал петь, его первыми песнями стали народные композиции и старинные романсы. У мальчика уже тогда появились кумиры:

  • Мария Каллас;
  • Этторе Бастианини;
  • Фёдор Шаляпин;
  • Тито Гобби.

Знакомые Хворостовских, слушая пение маленького Дмитрия, в шутку говорили его родителям, что их мальчик вырастет знаменитым певцом. Разве могли они тогда предположить, что эти шутки станут явью, а из Димы получится не просто певец, а покоритель мировой оперной сцены?

С музыкальным инструментом Дмитрий начал знакомиться тоже довольно рано. Первым его педагогом стал отец, который обучал сына игре на фортепиано.

В 7 лет Дима пошёл в обычную общеобразовательную школу, которая находилась рядом с домом. Но, чувствуя, что ребёнок буквально тянется к искусству, родители решили параллельно отдать сына в музыкальную школу.

Учёба Дмитрию давалась нелегко: ни хорошими оценками, ни примерным поведением в школе он не отличался.

Преподаватели в музыкальной школе пророчили ему будущее пианиста. Но Хворостовский выбрал для себя иной путь.

Студенчество

Получив аттестат о среднем образовании, Дмитрий решил стать студентом музыкального отделения Красноярского педагогического училища имени А. М. Горького. В это же самое время у юноши появилось сильное увлечение такой модной на тот момент роковой музыкой. Причём ему очень хотелось походить на рок-музыкантов не только внешне, но и внутренне.

Помимо обучения Дмитрий начал выступать с красноярским музыкальным коллективом «Радуга» в качестве солиста и клавишника. Направления музыки у группы были разные, пели они в основном в клубах и ресторанах. Поведение Хворостовского со школы ничуть не поменялось, он ещё больше принимал участие в драках и потасовках, любил подебоширить, часто и подолгу пропускал занятия в училище, уходя в загул с музыкантами «Радуги». Одно время он вообще хотел забросить учебное заведение, но одумался и всё-таки получил диплом преподавателя музыки.

С 1982 года Дмитрий продолжил учёбу на вокальном факультете Красноярского института искусств. Благодаря знакомствам и связям родителей ему удалось попасть в группу лучшего преподавателя Екатерины Йофель.

Первоочередной задачей было переучить его с хормейстера на солиста. Первые два курса дались очень тяжело. Дмитрия многое раздражало, ведь его характер отличался вспыльчивостью и нетерпеливостью. Но к третьему курсу всё наладилось, Хворостовский научился понимать свою преподавательницу с полуслова. Он не пропустил ни одного её занятия и до сих пор вспоминает с особой благодарностью все уроки Екатерины Йофель. Институт Дмитрий окончил с красным дипломом.

Музыкальная карьера

Будучи студентом института искусств, Хворостовский начал выступать. Сначала это были симфонические концерты, а потом и постановки в Красноярском театре оперы и балета. В 1985 году его зачислили в театральную труппу.

Начиналось всё со второстепенных партий, но совсем скоро уникальный голос, невероятное трудолюбие и талант сделали своё дело: Хворостовский стал первым голосом. Он исполнял оперы Гуно и Верди, Чайковского и Леонкавалло.

В 1986 году Хворостовский принял участие во Всероссийском конкурсе вокалистов, на котором стал лауреатом. Ещё через несколько месяцев он покорил и Всесоюзный конкурс.

Когда пришло время получать диплом, Дмитрий для себя уже принял решение – строить свою музыкальную карьеру в Европе. Он участвовал во всех конкурсах вокалистов международного уровня. Первое такое участие во Франции сразу же принесло Хворостовскому Гран-при. В Ницце в оперном театре состоялся его европейский дебют, а в Тулузе он одержал победу. Это был 1988 год.

В следующем 1989 году Дмитрий поехал в Уэльс. В его столице Кардиффе британской компанией ВВС проводился международный фестиваль вокалистов. Впервые за четыре года на нём появился представитель России. Любимые партии Дмитрия из опер Верди и Чайковского, исполненные им на этом конкурсе, покорили всех без исключения. Кто-то в жюри даже сравнил его с Лучано Паваротти. Победа была безоговорочной, весь мир узнал о талантливом российском оперном певце. Хворостовский стал получать приглашения выступать на лучших мировых оперных сценах:

  • Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне;
  • театр «Новая опера» в Москве;
  • Государственные оперы в Баварии, Вене и Берлине;
  • Мариинский театр в Санкт-Петербурге;
  • театр Ла Скала в Милане;
  • Лирическая опера в Чикаго;
  • Метрополитен-опера в Нью-Йорке;
  • театр Колон в Буэнос-Айресе.

В Америке певец дебютировал в 1990 году с оперой «Пиковая дама» Чайковского. Его выступление сразу произвело такой фурор, что компания звукозаписи «Philips Classics» заключила с ним контракт на запись альбомов. Вышло более двадцати пластинок с сольными программами и сборниками оперных арий в исполнении Хворостовского. А альбом «Очи черные», где Дмитрий пел романсы и русские народные песни, побил все рекорды популярности в Европе и США.

С 1994 года Хворостовский переехал в Лондон, где купил пятиэтажный особняк, позднее он стал гражданином Великобритании.

Про родину он никогда не забывал. Наряду с мировыми гастрольными турне, он очень много выступает в российских городах. В 2004 году состоялся концерт Дмитрия на Красной площади в сопровождении симфонического оркестра. Это выступление транслировалось по национальным телевизионным каналам.

За свои заслуги в мире искусства Дмитрий Хворостовский был награждён:

  • званиями Почётного гражданина Красноярска, Кемеровской области, Красноярского края;
  • Государственной премией РСФСР;
  • орденом Александра Невского.

Личная жизнь

Со своей первой женой танцовщицей из кардебалета Светланой Ивановой Дмитрий познакомился ещё в Красноярском театре. За плечами Светы уже был один брак, она самостоятельно воспитывала дочь. Но Дмитрия это не смущало, он влюбился, как мальчишка.

В течение двух лет продолжался их роман, в конце концов Светлана с дочерью переехала к Дмитрию в коммунальную квартиру. Вскоре они сыграли свадьбу, и Хворостовский удочерил дочь Светы от первого барка Марию. Хотя многие друзья отговаривали его от женитьбы, потому что у Светланы была не слишком хорошая репутация.

В 1994 году семья уехала в Лондон, там Света родила двойняшек Даниила и Александру. Дети появились на свет в 1996 году, и буквально вскоре после этого в семье начались разлады. Супруга не хотела изучать английский язык, мужу она стала уделять гораздо меньше времени, они начали отдаляться друг от друга, что привело к увлечению Дмитрия алкоголем.

Последней каплей стала измена Светланы, в 1999 году они с Дмитрием расстались и через два года официально оформили развод. Дело было громким, Светлана отсудила дом, машины, квартиру, годовое содержание в 170 тысяч фунтов стерлингов.

Через 10 лет она вновь завела судебный процесс, в котором требовала увеличить её годовое содержание в связи с тем, что доход бывшего супруга стал намного больше. Светлана своего добилась, и сумма годового содержания выросла в два раза, до 340 тысяч фунтов стерлингов.

31 декабря 2015 года в Лондоне Светлана скончалась, дети уже довольно взрослые, девочка Александра художница, мальчик Даниил играет на гитаре в рок-группе.

Свою вторую супругу Флоранс Дмитрий ласково называет Флоша. Так впервые он сказал ей, когда признавался в любви. Она тогда ещё совсем плохо понимала по-русски, хотя обожала всё, что связано с Россией, прочла полное собрание сочинений Достоевского и Чехова на французском языке.

Познакомились они в 1999 году на репетициях. Флоранс – певица, родом из Женевы, происхождение у неё итальяно-швейцарское, девичья фамилия Илли. Дмитрий понравился ей сразу, она предпринимала попытки сблизиться с ним, но он тогда ещё был женат и вёл себя, как подобает приличному семьянину.

Развод с первой женой, постоянные суды дали о себе знать и сказались на здоровье Хворостовского: открылась язва желудка, началась жуткая депрессия, которую певец снова пытался заглушить алкоголем.

На помощь пришла Флоранс, она вытащила его из этого ужасного состояния. С 2001 года они стали жить вместе, в 2003 Флоранс родила сынишку Максима, в 2007 – дочь Нину.

Флоранс учится у Дмитрия всему русскому, он даже обучил жену лепке сибирских пельменей. Очень часто она сопровождает супруга в его гастрольных турах.

Болезнь и возвращение к музыке

В начале лета 2015 года появились сообщения о том, что врачи диагностировали у Дмитрия Хворостовского страшную болезнь – опухоль мозга.

Певец подтвердил это и объявил о временном прекращении концертной и гастрольной деятельности в связи с предстоящим лечением. Голос Дмитрия при этом не пострадал, болезнь сказалась на равновесии, которое ему тяжело было удерживать, нарушена была координация движений, часто кружилась голова, появились проблемы со слухом и зрением.

Очень хорошо, что болезнь обнаружили на ранней стадии. Дмитрий прошёл курсы консервативного лечения в лондонской онкологической клинике.

Осенью 2015 года в Нью-Йорке в «Метрополитен Опере» Хворостовский вернулся на мировую сцену, он выступил с Анной Нетребко.

Это была опера «Трубадур» Джузеппе Верди и блестяще исполненная Дмитрием партия графа ди Луна. Охапки белоснежных роз падали к ногам певца, как знак того, что мир восхищён человеком, победившим рак головного мозга.

Советский, российский, британский оперный певец (баритон).
Заслуженный артист РСФСР (6.04.1990).
Народный артист России (5.08.1995).

Окончил Красноярское педагогическое училище имени А.М. Горького и Красноярский институт искусств по классу заслуженного деятеля искусств РФ профессора Е.К. Иофель, ученицы М.Н. Риоли-Словцовой - супруги выдающегося русского тенора П.И. Словцова.

В 1985-1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.

После победы в 1989 году в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе имел с 1990 года ангажементы в лучших оперных театрах мира: Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Баварская государственная опера, Munich State Opera, Берлинская государственная опера, театр Ла Скала (Милан), Венская государственная опера, Театр Колон (Буэнос-Айрес), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Лирическая опера в Чикаго, Мариинский театр Санкт-Петербурга, московский театр «Новая Опера», оперная сцена Зальцбургского фестиваля.

Оказывал поддержку и молодым коллективам, как, например, Балтийскому симфоническому оркестру.
Записал с В.А. Гергиевым и оркестром Мариинского театра вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского и оперу «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова (партия Григория Грязного).
Один из лучших исполнителей произведений Г.В. Свиридова.

В ноябре 2009 года прошли концерты в ГКД, где Дмитрий Хворостовский выступил в новом амплуа, исполнив песни Игоря Крутого на стихи Лилии Виноградовой. Концерты явились презентацией нового совместного альбома Хворостовского и Крутого «Дежавю». В концертах также принимал участие хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова и оркестр под управлением К.Г. Орбеляна.

В честь Д. Хворостовского назван астероид (7995) Khvorostovsky, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 4 августа 1983 года.

театральные работы

П.И. Чайковский - "Евгений Онегин" (Евгений Онегин)
П.И. Чайковский - "Пиковая дама" (Елецкий)
Н.А. Римский-Корсаков - "Царская невеста" (Грязной)
Дж. Верди - "Травиата" (Жермон)
Дж. Верди - "Трубадур" (де Луна)
Дж. Верди - "Дон Карлос" (Родриго ди Поза)
Дж. Верди - "Риголетто" (Риголетто)
Дж. Верди - "Разбойники" (Франческо)
Дж. Верди - "Отелло" (Яго)
Дж. Верди - "Эрнани" (дон Карло)
В. Беллини - "Пуритане" (Рикардо)
П. Масканьи - "Сельская честь" (Альфио)
Р. Леонкавалло - "Паяцы" (Сильвио)
В.-А. Моцарт - "Свадьба Фигаро" (Граф)
В.-А. Моцарт - "Дон Жуан" (Дон Жуан и Лепорелло)
Д. Россини - "Севильский цирюльник" (Фигаро)
Г. Доницетти - "Фаворитка" (Альфонсо)
Г. Доницетти - "Любовный напиток" (Белькоре)
Ш. Гуно - "Фауст" (Валентино)

призы и награды

1-я премия Всесоюзного конкурса певцов имени М.И. Глинки (1987).
Гран-при Международного конкурса певцов в Тулузе (1988, Франция).
Победитель международного конкурса певцов в Кардиффе (Великобритания, 1989).
Государственная премия РСФСР в области музыкального искусства (1991) - за исполнение ведущих партий классического оперного репертуара в Красноярском оперном театре (1988-1990).
Премия профсоюзов в области художественного творчества (1991).
Почётный гражданин города Красноярска (2000).
Почётный гражданин Кемеровской области (2006).
Премия Opera News Award за вклад в развитие оперного искусства (2012).

Дмитрий Хворостовский дебютировал на сцене Большого театра в июне 2016 года, когда выступал с концертом по случаю Дня защиты детей. А на декабрь того же года были намечены и спектакли с его участием. Но от роли Маркиза де Позы в постановке "Дон Карлос" ему пришлось отказаться – артист боролся с опухолью мозга и в это время проходил курс химиотерапии.

ПО ТЕМЕ

Незадолго до смерти он успел записать пластинку "Верди. Риголетто". С этой работой певец был номинирован на "Грэмми", но американцы решили не отдавать победу русскому артисту. Поэтому символично, что со сцены российского Большого этот диск был объявлен лучшим в номинации "Классический альбом года".

Получать награду за сына из Красноярска прилетели его родители – Людмила Петровна и Александр Степанович. Зал стоя аплодировал им, отдавая дань великому артисту и его семье. А со сцены звучало посвящение Дмитрию Хворостовскому – Ave Maria в исполнении блистательной корейской певицы Суми Йо. Зрители Большого плакали вместе с родителями Хворостовского – и это был самый трогательный фрагмент церемонии.

Кстати, именно отцу Дмитрий был во многом обязан в профессиональном плане. Александр Степанович хорошо владел игрой на фортепиано, великолепно пел, коллекционировал записи оперных певцов. Свое увлечение он передал сыну, всерьез занявшись его музыкальным образованием.

За кулисами с Людмилой Петровной и Александром Степановичем много общалась оперная дива Анна Нетребко. Она была очень дружна с Дмитрием, поэтому его уход восприняла как личную драму. С прессой родители Хворостовского не беседовали. Они очень сдали после смерти сына и не любят шумихи вокруг себя.

За день до смерти Дмитрия родители прилетали к нему в Лондон и сумели даже пообщаться, насколько это было возможно в его состоянии. Артиста, напомним, не стало 22 ноября 2017 года. Ему было 55 лет...

Дмитрий Хворостовский – мировая знаменитость, выдающийся оперный певец, которому рукоплескали лучшие сцены мира, родился в Красноярске 16.10.1962 года.

Детство

Это удивительный факт, но уникальный голос и любовь к музыке досталась Хворостовскому в наследство от его отца, химика по образованию. Тот всю жизнь любил петь, имел приятный бархатный баритон и прекрасно играл на фортепиано. А еще очень любил качественную музыку и имел отличную коллекцию пластинок с записями лучших отечественных и зарубежных исполнителей.

Дмитрий в детстве

Малыш практически с первых месяцев жизни очень внимательно слушал классику, которая часто звучала в доме. А примерно в 4 года он впервые попытался спеть отрывок из какой-то арии. Именно тогда отец и заметил, что у мальчика отличный слух – он практически безошибочно попал в ноты. Тогда он подозвал малыша к роялю и начал учить музыке.

Когда мальчик пошел в музыкальную школу, он начал делать такие успехи в игре на фортепиано, что педагоги прочили ему блестящее музыкальное будущее, но не как певцу, а как исполнителю. Однако мальчик пел в хоре и даже иногда был его солистом. Но на инструменте он действительно играл великолепно.

Зато в обычной школе дела шли из рук вон плохо. Несколько раз он был на грани отчисления, поэтому, все-таки получив на руки весьма посредственный аттестат, он облегченно вздохнул.

От музыки к пению

Продолжить обучение он решил не в музыкальном училище, а в педагогическом институте. Скорее всего, сказалось влияние отца и его первые музыкальные уроки, на всю жизнь привившие мальчику любовь к инструменту. Он хотел бы также учить и других детей. Поэтому там к учебе он уже относился очень серьезно и получил диплом с очень приличными оценками.

В стенах института он продолжил активные занятия музыкой и начал пробовать играть новые направления. Так, он был одним из первых, кто исполнил хард-роковые композиции на рояле. С другими институтскими ребятами он сколотил небольшой коллектив и даже начал регулярно выступать в местных клубах, постепенно приобретая все больше поклонников.

К этому времени у будущего певца уже окончательно сформировался голос и появилось стремление учиться оперному пению. В Красноярском музыкальном училище вокал преподавала Екатерина Иофель, певица и педагог, уже воспитавший несколько оперных звезд мирового уровня.

Дмитрий приложил огромные старания, чтобы все-таки попасть в ее класс. А затем внимал каждому слову педагога и до сих пор старается следовать всем ее советам.

Музыкальная карьера

Еще будучи студентом третьего курса училища, Дмитрий поступил в труппу Красноярского оперного театра и почти сразу же начал исполнять там главные роли и сольные партии. Он также регулярно участвовал в конкурсах молодых исполнителей и часто получал там самые престижные награды. Уже в 1988 году он выиграл Гран-При престижнейшего конкурса вокалистов имени Глинки в Баку.

Эта победа открыла Хворостовскому двери лучших оперных театров мира. Уже через несколько месяцев он начал активно гастролировать. А после того, как он за два года победил на нескольких европейских конкурсах, певец приобрел поистине мировую славу.

Красивый и статный, с высокой подтянутой фигурой, одновременно он вошел в рейтинг самых красивых людей планеты. Его приходили не только слушать, но и смотреть.

Хворостовского приглашали петь Ла-скала, Метрополитен-Опера и Лондонский королевский театр. В России его концерты чаще всего проходят в Мариинке. Он – первый оперный певец, выступивший под открытым небом на Красной Площади. Приезжая в Москву, певец предпочитает выступать в Кремлевском Дворце.

Личная жизнь

Первой серьезной любовью артиста и впоследствии супругой стала балерина Светлана Иванова, с которой он познакомился в родном Красноярске. Она старше Дмитрия на 4 года и к тому времени успела уже побывать замужем и воспитывала дочь. Но Хворостовского это не остановило, как и то, что все его родные и даже педагоги были против этого союза.

Со Светланой Ивановой

Хворостовский настолько любил Светлану, что пошел наперекор всем. Через несколько лет они сыграли свадьбу, а Дмитрий удочерил девочку Светланы. В 1996 году в семье появилось пополнение – родились близняшки. Но уже через три года пара развелась. Дмитрий устал от постоянных измен Светланы, которые к тому времени она уже даже перестала тщательно скрывать.

Развод буквально разбил сердце и жизнь артиста. Тем более, что жена дралась с адвокатами за каждую копейку и отсудила очень приличные алименты. Сердце певца излечили новые отношения с певицей Флоренс Илли, проживающей в Швейцарии и имеющей итальянское происхождение.

С Флоренс Илли и детьми

Девушка окружила его такой любовью и заботой, что душа певца оттаяла. Вскоре они поженились. А когда она родила ему двоих деток, радости певца просто не было предела.

Казалось бы, жизнь снова наладилась и вернулась в нормальную колею. Но тут разразился гром среди ясного неба – Хворостовскому поставили страшный диагноз – рак. Опухоль находилась в мозгу и хотя, по словам хирургов, была операбельной, Дмитрий категорически отказался ложиться под нож.

После нескольких курсов химиотерапии в лучших мировых клиниках он снова чувствует себя лучше и даже продолжает выступать.


Имя: Дмитрий Хворостовский (Dmitri Hvorostovsky)

Возраст: 55 лет

Место рождения: Красноярск

Место смерти: Лондон, Великобритания

Деятельность: оперный певец

Семейное положение: был женат на Флоранс Илли

Дмитрий Хворостовский - биография

Хворостовский - классический оперный певец.

Лучшие концертные площадки соперничают за право пригласить к себе Дмитрия Хворостовского. Журнал People включает его в список пятидесяти самых красивых людей планеты. Но прославленный вокалист совсем не похож на тех смазливых молодых людей, которые с переменным успехом балансируют на грани классической и поп-музыки. Он - продолжатель традиций великих оперных певцов России, обладающий талантом и харизмой кумира миллионов. Дмитрий - один из лучших баритонов современности, блестяще исполняющий и оперную классику, и русские романсы.

Дмитрий Александрович Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске, где закончил Педагогическое училище им. A.M. Горького и Институт искусств. С 1985-го по 1990-й работал в Красноярском государственном театре оперы и балета. И уже в 1987-м завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки.

Два года спустя пришла и международная известность - после триумфальной победы в британском Кардиффе на телевизионном конкурсе Би-би-си «Певец мира», где он был удостоен титула «Лучший голос». В том же году в престижном лондонском Wigmore Hall состоялся легендарный дебют Хворостовского, о котором респектабельная Times написала: «Пришел, спел, победил!»

Дмитрий Хворостовский - болезнь

В конце июня прошлого года года Дмитрий Хворостовский приостанавил свои концерты, выступления по состоянию здоровья. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного на официальной странице популярного оперного певца. Дмитрий решительно настроен победить страшный недуг и все поклонники артиста искренне желают поскорее справиться ему с этой нехорошей болезнью, чтобы опять наслаждаться присутствием своего кумира.

Дмитрий Хворостовский - личная жизнь

Первый брак у Дмитрия произошел в 1991 году с бывшей балериной - Светланой. Прожив вместе восемь лет, супруги расстались из-за измены супруги, несмотря на то, что у них к этому времени родились близнецы - мальчик и девочка.

Со второй женой Флоранс Илли Хворостовскому повезло больше, в их личной жизни царит теплота, любовь и покой. Любящие супруги воспитывают двух детей: сына Максима двенадцати лет и дочь Нину восьми лет.


Сегодня концертный график лауреата Государственной премии и народного артиста России Дмитрия Хворостовского расписан на несколько лет вперед. Несмотря на свою крайнюю занятость, певец любезно согласился ответить на наши вопросы о творческой биографии артиста, личной жизни певца, и многое другое..

- Изумительный баритон Дмитрия Хворостовского - это прежде всего природный дар или плод упорного труда?

Конечно, певец должен от природы обладать и слухом, и хорошим голосом. Наличие врожденного таланта необходимо, но у оперного искусства есть своя специфика и многочисленные секреты, которые нужно освоить. Тогда голос превращается в идеальный инструмент, уникальное музыкальное средство. Он не только обретает способность заполнять собой все акустическое пространство театра или концертного зала, но и становится по-настоящему эмоционально насыщенным.

А как рано зародилась в Хворостовском страсть к классической музыке, к оперному пению, расскажите, с чего началась творческая биография?

Я пою лет с двух-трех -с того момента, как себя помню. С самого детства слушаю музыку и классическое пение.

- Наверное, когда приходили гости, родители ставили маленького Диму на стул и просили что-нибудь спеть?

Да, бывало и такое. Мой отец, Александр Степанович, пианист и певец. Он не профессионал в этой области, но именно благодаря ему я с детских лет слушал классику, особенно фортепианную. В нашем доме постоянно звучали записи опер и симфоний. Эту музыку я впитывал душой и сердцем.

А представители старшего поколения вашей семьи - бабушки и дедушки - в их биографии имелось какое-то отношение к музыке?

Очень музыкальным человеком была моя бабушка, Мария Николаевна, которая меня вырастила. Она была просто кладезем народных песен, историй и сказок. Иногда мы пели с ней на два голоса.

- Кто обучал вас профессиональному пению?

Я осваивал вокал в Красноярском институте искусств под руководством Екатерины Константиновны Иофель. В моей творческой биографии она была моим наставником с первого до последнего курса. Я научился у нее очень многому. Прежде всего выразительности и непосредственности. Даже исполняя упражнения, вокализы, я обязательно должен был петь с эмоциональным посылом.

Это было интересно, но сложно. Правда, еще до поступления в институт я знал, что нужно не просто исполнить музыкальное произведение - нужно одновременно создать законченный художественный образ.

Даже на вступительных экзаменах я думал именно об этом, а не о том, как бы допеть до конца и не забыть слова. Так что уроки Екатерины Константиновны попали на благодатную почву -я начал развиваться очень быстро. Со второго курса пел в оперном театре. Сначала как стажер, а потом стал там самым молодым солистом.

К моменту выпуска я был уже достаточно известным певцом. Есть еще одна важная вещь, которой меня научила Екатерина Константиновна: контролировать себя и учиться самостоятельно. Поэтому после института я ни с кем больше специально не занимаюсь, работаю сам.

В 1990 году Дмитрий Хворостовский уехал из Советского Союза на Запад. Понятно, что стране тогда было не до высокого искусства, но лично для вас что послужило последним толчком к решению покинуть родину?

А я ее и не покидал - по крайней мере надолго. Продолжал постоянно приезжать в Россию, какое-то время жил в столице, работая по контракту. А вот работу в Красноярском театре я сначала отложил, а потом вынужден был уволиться. У меня не было ни времени, ни возможности приезжать и петь спектакли. Но я продолжал давать концерты. С 89-го я два-три раза в год обязательно выступаю в Москве.

- Но все-таки, не мучает ли вас иногда ностальгия?

Мне сложно оставаться на одном месте больше двух дней. Где бы я ни находился - в Москве, Красноярске или Нью-Йорке, - меня все время тянет в дорогу. Постоянно думаю о будущих проектах. Даже когда я с головой погружен в текущую работу, мысли мои всегда обращены на два-три месяца вперед.

- А вы считаете себя «гражданином мира»?

Безусловно. Оставаясь русским, сибиряком, я давно уже ощущаю себя комфортно практически повсюду. Я не просто приезжаю в другие страны -я туда возвращаюсь. Например, в Нью-Йорке чувствую себя как дома - мне там очень хорошо, ведь в этом городе я бываю даже чаще, чем в Москве. То же самое я ощущаю в Лондоне или Париже.

В Лондоне сейчас много русских. Хворостовский не испытываете дискомфорта от навязчивого внимания со стороны соотечественников?

В Лондоне, как и в других городах, я бываю только время от времени. Поэтому редко общаюсь там с соотечественниками. Хотя русская речь сейчас звучит повсюду - не только в центре Лондона, а и в самых неожиданных местах: переулках, парках...

А вообще вас не обременяет груз популярности? Не возникает желания вернуться в те времена, когда всемирная слава Дмитрия Хворостовского была еще впереди?

Я смотрю в будущее, а не в прошлое. И не хочу никуда возвращаться. Воспоминания о некоторых событиях вызывают во мне дрожь. Мне хочется забыть о том, что происходило когда-то. Возможно, это не совсем правильно, но я совсем не думаю о прошлом.

И все-таки именно о прошлом я хотел бы задать следующий вопрос. Супруга Дмитрия Хворостовского - Флоранс -швейцарская певица итальянского происхождения. Как начинались ваши отношения, биография личной жизни?

Первое время после нашего знакомства я ее избегал. В тот момент я уже был женат. И хотя этот брак давно уже катился под откос, я все равно старался сохранить семью. Поэтому я бегал от Флоранс как от огня. Но от судьбы далеко не убежишь, и я очень благодарен ей за то, что она в конце концов нас соединила. С Флоранс я счастлив. Раньше я и представить себе не мог, что такое возможно. Она помогает мне во всем. У нас двое детей: сын Максим, и дочь Нина. Нам очень хорошо и интересно.

У вас ведь еще двое детей-близнецов от первого брака. В них как-то проявляются музыкальные гены Хворостовского? Они тоже тянутся к изящным искусствам?

Да. У меня очень музыкальные дети: играют на фортепьяно, поют в хоре. И делают определенные успехи. Даня, например, уже начал петь соло. Он вообще талантливый мальчик: в восемь лет играет программу за третий и четвертый классы музыкальной школы. Дочь Сашенька тоже не отстает от брата. У нее неплохой голос. Правда, все говорят, что она поет тихо. Но петь тихо - еще не значит петь плохо.

- Дмитрий Хворостовский очень обаятельный мужчина. Часто ли женщины объясняются вам в любви?

В моей жизни было достаточно встреч с женщинами. Профессия такая - я всегда на виду. И вниманием лучшей половины я не обделен.

- А записки после концертов они вам пишут?

Да, бывает.

В творческой биографии Хворостовского многое значит тема России. Слушаете ли вы старых исполнителей, которые считаются выразителями русского национального духа? Например, Шаляпина?

Я вырос под пение Шаляпина. Он остается одним из самых любимых моих исполнителей. Причем не только русских. Для меня он пример настоящего космополита в искусстве. Шаляпин заставил людей на Западе обратить внимание на русскую культуру в целом. Я слушаю и других отечественных певцов. У меня много записей Собинова, Неждановой, Максакова, Максаковой, братьев Пироговых.

- Недавно ушел из жизни замечательный русский певец Борис Штоколов. Как вы относитесь к его творчеству?

Я не был лично знаком с этим артистом, но хорошо помню, как впервые увидел его на сцене. Я был еще мальчиком, когда Штоколов приезжал в Красноярск с концертом. Он был тогда очень популярен. Жанр русского романса обязан Штоколову очень многим. У него была уникальная манера исполнения. Всякий раз, когда речь заходит о таких произведениях, как «Гори, гори, моя звезда...» или «Ямщик, не гони лошадей...», в памяти всплывает именно его голос.

- А как вы относитесь к своим соратникам по оперному цеху - к Елене Образцовой, Ирине Архиповой?..

Я их обожаю! Я их люблю! Ирина Константиновна Архипова в свое время мне очень помогла и в жизни, и в творчестве. Я всегда брал и беру с нее пример как с замечательного человека и профессионала. А Елена Васильевна Образцова - удивительная женщина, перед которой я просто преклоняюсь. Мне посчастливилось работать с этой артисткой и, надеюсь, в скором времени наше сотрудничество возобновится.

Она уникальная певица. У меня огромная коллекция записей Образцовой семидесятых-восьмидесятых годов. На одной из них, сделанной в 1973 году на спектакле «Аида» в Metropolitan Opera, слышно, как после исполнения ею своей партии зал не замолкает в течение пятнадцати минут. Подобного нигде, никогда и ни с кем не случалось. Самый разгар холодной войны - а ее так встречают! Причем это даже пением нельзя назвать. Это просто «тигриный» крик души. Перед этой женщиной я, по меньшей мере, снимаю шляпу.

Когда канал «Культура» на Новый год показывал ваш концерт с программой «Народные песни», оператор выхватил из зала лицо Александра Градского, который с интересом вас слушал...

Градский - это явление и в нашей жизни, и в нашем искусстве. Это фигура, заметная на протяжении уже многих лет. Я его очень уважаю.

У нас, на самом деле, очень много молодых талантов. И они уже поют по всему миру. Например, солистка Мариинского театра - одна из самых популярных певиц в мире. На Западе эта артистка поет уже лет десять, но у нас, к сожалению, ее знают плохо. Аня еще и очень красивая женщина - у нее даже заключен рекламный контракт с фирмой Rolex.

Или Катя Сюрина, за судьбой которой я постоянно и очень внимательно слежу. Это певица с уникальными данными. Она сейчас выступает практически во всех ведущих оперных театрах мира. А Жене Никитину из Мариинки всего двадцать с небольшим, а он уже поет «Бориса Годунова»! Просто нужно знать об этих людях, говорить и писать о них. Так что вам, журналистам, здесь и карты в руки.

А что вы думаете о современной поп-музыке? Вас не раздражают бесконечные «Фабрики звезд», появившиеся на российском телевидении?

Всему свое место и время. «Фабрика звезд» достаточно любопытный проект, ее можно смотреть. Люди с интересом наблюдают за тем, как из совсем еще «зеленых» девочек и мальчиков со временем что-то получается. Это настоящее телевизионное шоу. Время покажет, станут ли его участники звездами. В известной мере, в звезд они превращаются, уже просто мелькая на экране. Но все-таки игра стоит свеч, и появление подобного шоу я приветствую.

Однако на телевидении существует не только «Фабрика звезд». Есть, например, канал «Культура», который знакомит зрителя с классической музыкой. В нынешнем мире это большая роскошь и огромное достижение. Подобный канал следует всячески поддерживать, нужно стараться его сохранить. Ведь в других странах классика на телевидении присутствует редко - скорее как исключение из общего правила. В США таких каналов, как «Культура», по-моему, вообще нет.

У Дмитрия Хворостовского нелегкая работа - вы поете вживую, без фонограммы. Как вам удается поддерживать себя в форме? Вы занимаетесь спортом или хорошие физические данные у вас от природы?

От природы, конечно, тоже. Но нужно обязательно следить за собой. Ведь работа оперного певца - это тяжелый труд. Многие постановки включают в себя физические нагрузки: прыжки, трюки, постановочные драки, фехтование.

- У Хворостовского Дмитрия никогда не возникало желания сняться в кино в качестве драматического актера?

Пять лет назад я сыграл в канадском фильме «Дон Жуан». Одновременно две роли - Дон Жуана и Лепорелло. Но работа в кино - это прежде всего огромные затраты времени, которое у меня на вес золота. Производство одной ленты занимает как минимум несколько месяцев. Подстроить под подобные требования свой график мне очень трудно.

Какие-то предложения есть, и я над ними думаю. Пока не могу сказать, что получится, а что нет. Мне многие говорят о том, что нужно сниматься. Да и мне самому это интересно. Но сейчас я продолжаю заниматься тем, что умею лучше всего.

Современная опера живет по законам шоу-бизнеса. Выступления Хосе Каррераса, и Лучано Паваротти собирают стадионы. Ощущаете ли вы себя причастным к этой грандиозной машине?

Назвавшись груздем, полезай в кузов. Мне сложно отгораживаться от современных реалий. Подобные концерты собирают миллионы людей и приносят соответствующие дивиденды. И, конечно, участие в них стало частью моей работы. Я пою и на стадионах, и на иных больших площадках. Не привык, но пою... Благодаря трем тенорам, которых вы упомянули, уже сформировался самостоятельный жанр массовой поп-классики,которая звучит на больших телеканалах.

Возникла соответствующая поп-культура - внешне красивая, но, конечно, ретушированная, напоминающая вкусную шоколадку. Возможно, эти певцы сами не ожидали подобного эффекта. Но что делать? Приходится с этим мириться. Для таких концертов обычно подбирают более доступный репертуар, который легче усваивается. Но даже в такой позолоченной обертке классическая музыка все равно лучше попсы. Ведь кто-то, возможно, в итоге обратит внимание на более высокое и интересное искусство.

- А что ожидает слушателей в исполнении Дмитрия Хворостовского в ближайшее время?

Цикл Дмитрия Шостаковича на сонеты Микеланджело Буонаротти. Это сложная и очень интересная для меня музыка. Ценители классического искусства, надеюсь, получат удовольствие. Совсем недавно мы с Владимиром Спиваковым впервые исполнили в Люксембурге сюиту из этого цикла. Планов вообще много. Скоро мне предстоит петь «Пиковую даму» в Ла Скала, где будет дирижировать Юрий Темирканов. Но мне хочется исполнить с ним что-нибудь и в Москве.

Я много выступал с Темиркановым и за рубежом, и в Петербурге, но в Москве еще ни разу. Кроме того, в этом году я планирую переиздать в России собрание своих записей на двенадцати дисках. Там будут такие мои альбомы, как «Русские романсы», «Арии Чайковского и Верди», а также вещи, которые я редко исполняю на концертах -русская духовная музыка, народные песни и старинные арии «Arie antiche».

У Дмитрия Хворостовского, безусловно, впереди еще многие годы плодотворного труда. И все же, чем вы планируете заняться по окончании сольной вокальной карьеры? открыла в Москве школу оперного пения. Не намереваетесь ли и вы в будущем создать что-то подобное?

Школу я вряд ли открою. Об этом пока не задумываюсь. Планирую петь на сцене еще как минимум лет двадцать, а уж потом посмотрим.

Хворостовский часто исполняет русские романсы и фольклорные произведения, поете о войне, записали пластинку песен советских композиторов. Ваше творчество для многих стало символом возрождения русского национального духа. Трудно ли соответствовать подобному имиджу?

Об этом я стараюсь не думать. Но делаю все от чистого сердца. И за каждое спетое слово я отвечаю.

- Дмитрий Александрович Хворостовский - человек верующий?

Да, по-своему верующий. Но абсолютно не религиозный.

Волосы пепельного цвета у Дмитрия Хворостовского от природы или это следствие переживаний при подъеме на оперный олимп?

- (Смеется.) Да... Чем выше на олимп я забирался, тем больше седел.

Я серьезно спрашиваю...

А я серьезно и отвечаю. Это получилось само собой.

- Вы хотели бы высказать какие-то пожелания поклонникам и поклонницам Хворостовского?

Я не Господь Бог, чтобы обращаться со своими советами к такому количеству людей.
Могу лишь всем пожелать здоровья. Когда человек здоров, у него есть силы добиваться поставленной цели. Только тогда он может жить полной жизнью. И это самое главное.

- А какие слова вы можете адресовать тем, кто вступает на нелегкий путь творчества?

Как сказал кто-то из великих, настоящий талант должен пройти через страдание. Без жертв, без преодоления трудностей в творчестве нельзя добиться успеха. Я, конечно, никому не желаю лишних страданий, но все же именно этот опыт помогает человеку состояться. Так же, как и сострадание. Ведь это тоже один из важнейших компонентов творческой личности.

Беседовал Евгений Данилов

Смерть

22 ноября 2017 года оперный певец Дмитрий Хворостовский утром в 3.36 по Лондонскому времени скончался. Причина смерти - рак головного мозга. Певец боролся с этим недугом с 2015 года, но болезнь не отступила, а на 56-м году Дмитрий ушел из этой жизни.Вся страна скорбит по великому оперному гению. 24394