Дунгане, происхождение этого народа. Дунгане, происхождение этого народа По старинным обычаям

дунгане википедия, дунгане
Всего: 110000
Киргизия Киргизия: 58409 (2009), 59994 (2011)

    • Чуйская область: 49802 (2009)
    • Бишкек: 4040 (2009)
    • Иссык-Кульская область: 3124 (2009)
    • Ошская область: 793 (2009)
    • Нарынская область: 429 (2009)
    • Ош: 92 (2009)
    • Таласская область: 91 (2009)
    • Джалал-Абадская область: 36 (2009)

Казахстан Казахстан: 51577 (2010)

    • Жамбылская область: 42404 (2010)
    • Алма-Ата: 6535 (2010)
    • Алматинская область: 1765 (2010)

Россия Россия: 1651 (2010)

    • Саратовская область: 760 (2010)
    • Алтайский край: 207 (2010)
    • Пензенская область: 53 (2010)
    • Москва: 43 (2010)
    • Липецкая область: 41 (2010)
Язык

дунганский, русский

Религия Родственные народы

китайцы, хуэйцзу

Dunganese name
Дунганский: Хуэйзў
Сяоэрцзин: حُوِ ذَو
Романизация: Huejzw
Ханьцзы: 回族

Дунга́не - народ, проживающий в Киргизии, южном Казахстане и Узбекистане. Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу, которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, как и более многочисленные уйгуры, переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回), хуэймин (кит. 回民) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回) «почтенные хуэйхуэй» или җун-ян жын (кит. 中原人, «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй» (дунг. хуэйзў йүян; ср. кит. 回族语言) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа, ср. кит. 中原话). СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу, которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань» употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Одна из многих столовых на рынке «Дордой» в пригороде Бишкека, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г.), а также в северной Киргизии, где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г.) России, согласно переписи 2010 года, проживает 1651 дунган, что более чем вдвое выше показателя предыдущей переписи (за 2002 год) - 800.

В селе Милянфан

  • 1 Происхождение дунган
  • 2 Дунгане в Киргизии
  • 3 Известные дунгане
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Происхождение дунган

Александр Кадырбаев - Доктор Исторических Наук, в.н.с. Институт Востоковедения Российской Академии Наук

«В этногенезе хуэй, живущих в Юньнани, Гуандуне, Фуцзяни, на острове Хайнань, определенную роль сыграли потомки смешанных браков арабов и иранцев, торговые общины которых с VIII по XIII века поколениями жили в портовых китайских городах, с китаянками, что нашло отражение в фольклоре хуэй, в их легендах. Одна из легенд, бытующих и поныне среди хуэй и дунган, относит их появление как следствие браков арабов, живших в Китае и женатых на китаянках, хотя и проецирует эти события на еще более ранние времена эпохи Тан.7

Хуэй или дунгане - мусульмане суннитского направления ханифитского масхаба. Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949-1979 гг.), были безуспешны. Среди причин живучести мусульманской общины в Китае, прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа. Способствовали выживанию хуэй их географическая распыленность и многоликость. С одной стороны, китайские власти не имели перед собой компактной массы мусульман, которую можно было бы расчленить и тем самым ослабить. С другой стороны, хуэй выступали одновременно и как религиозная, и как этнокультурная, а нередко и как профессиональная группа населения. результате у властей не было единого критерия квалификации мусульманских подданных. Таким критерием оказывалось поведение самих мусульман. Пока хуэй вели себя смирно, они были частью „доброго народа“, хотя и весьма своеобразной по своим обычаям в пестром составе жителей „Поднебесной империи“. Стоило им возмутиться, как они в глазах китайских властей теряли само право на жизнь. Хуэй, близкие по языку и многим особенностям культуры китайцам, вне сомнения отдельный от них этнос с четко выраженным этнорелигиозным самосознанием, что признается современным китайским государством. КНР хуэй имеют статус национального меньшинства и имеют национально-государственную автономию - Нинся-Хуэйский автономный район, сопоставимый с нашим понятием края или республики. С 1979 г. и до наших дней после прихода к власти „патриарха китайских реформ“ Дэн Сяопина началось возрождение ислама в Китае и восстановление связей его мусульманских народов с исламским миром, что в целом способствовало укреплению лояльности хуэй по отношению к китайскому государству. На китайский язык была переведена священная книга мусульман - Коран. Именно народ хуэй является исламским лицом одной из величайших цивилизаций мира - китайской. Таким образом, приверженцы Аллаха следовали заветам Пророка Мухаммада, который, как утверждают, говорил: „За знаниями не ленитесь даже идти в Китай, так как овладение знаниями обязательно для мусульман“.

С конца XVI в. в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах минского Китая регулярно происходили восстания хуэй как реакция на притеснения китайских властей.»

Дунгане, в своем большинстве, являются торговцами (в прошлом, богатыми купцами), банкирами, и по праву считаются опытными бизнесменами. период гонений и переселения хуэцуйцев в Российскую Империю (страны Центральной Азии), многие были вынуждены оставить свои дома и имущество, покидая пределы Китая.

Дунгане в Киргизии

Основная статья: Дунгане в Киргизии

На территории Киргизии существует несколько сел компактного проживания дунган - Александровка, Ивановка, Милянфан, Кенбулун, Ырдык, Таширов. Много дунган живёт также в городах Токмак, Каракол и Бишкек.

Дунгане заняты в земледелии, торговле на рынках, общественном питании. Во всех крупных городах региона популярны рестораны дунганской кухни.

Главная мечеть Иссык-Кульской области в Караколе

В областном центре Иссык-Кульской области городе Каракол сохранилась деревянная дунганская мечеть начала XX века.

Это пример народного культового зодчества дунган Кыргызстана. Мечеть построена китайскими мастерами на средства дунганской мусульманской общины. Руководил её строительством главный мастер (жын жён) - Чжоу Сы. Заготовка материала велась с 1907 г. 1910 г. мастера начали сборку мечети, которая была закончена к концу года. Для строительства использовали местный материал: тянь-шаньскую ель, тополь, вербу, березу.

В плане сооружение имеет квадратную форму с прямоугольным выступом в западной части здания. Выступ языком архитектуры акцентирует святость запада, как места, где находятся святыни ислама - Мекка и Медина, а также особое предназначение западной части помещения - средоточие святости. Размеры мечети в плане составляют 24,88×15,33 м. Высота от основания до карниза 4,15 м. Вход в здание находится в восточной его части.

Мечеть стоит на возвышенной насыпи, окаймленной гранитным бордюром. Скат его боковин соблюден строго под углом 45 градусов и имеет гранитные водостоки для отвода падающей воды с кровли. Сделано это для того, чтобы уберечь деревянные опоры и другие элементы здания от воздействия сырости и преждевременного разрушения. Мечеть поддерживается 44 столбами-опорами (жузами), без учета тех, что вмурованы в стены. Они стоят на специально отесанных камнях, на этих столбах покоится кровля со сложной системой балок и слег. Кровля мечети - беспотолочная, бесстропильная.

Столбы-опоры (жузы) являются основой стен, в то время как кирпичное заполнение не носит опорной функции, а является лишь перегородкой. По своему типу мечеть - каркасно-столбовое сооружение, как и многие другие традиционные жилые и культовые постройки дунган. При строительстве таких зданий в прошлом не использовались металлические изделия типа скоб и гвоздей. Скрепление отдельных деталей каркаса производилось при помощи пазов (мо) .

Изогнутость углов крыши здания создает впечатление его легкости. Навес крыши с четырёх сторон строения образует крытую галерею (лон-ян) и покоится на столбах-опорах диаметром 40-50 см. Промежутки между колоннами в верхней части, примыкающей к крыше, украшены девятирядным фризом с прорезным орнаментом. Концы угловых балок выполнены в виде голов дракона (лун ту).

Мечеть была окрашена специальными красками традиционного для дунганских культовых построек цвета. основном это - зелёный, красный и жёлтый. Каждый цвет несет самостоятельную смысловую нагрузку: так, красный является цветом радости, особенно его боятся злые духи; зелёный - это благополучие, счастье, а также цвет религии - ислама; жёлтый - цвет величия. Недаром в Китае «желтый цвет - цвет императора» . Однако в данном случае он обозначал величие мусульманской религии.

Резной фриз мечети изобилует орнаментом, имеющим символическое значение. Зооморфные фигуры, растительный орнамент в виде плодов персика, винограда и т. д. - это знаки благожелания. обереги, призванные защищать здание от злых духов и стихийных бедствий. Своими истоками они обязаны легендам, мифам и сказкам дунганского народа.

Минарет (муналур) мечети, стоявший отдельно от основного здания, не сохранился, он был «разрушен в 30-х годах XX в.» На его месте стоит минарет, построенный после 40-х годов, который плохо вписывается в архитектурный ансамбль дунганской мечети.

На дунганском языке издана обширная художественная, публицистическая и научная литература. Киргизии действует Ассоциация дунган Кыргызской Республики, на дунганском языке издается газета «Хуэймин бо», в сетке государственного радиовещания есть передачи на дунганском языке. Национальной академии наук Кыргызской Республики работает отдел дунгановедения.

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Юнусов Абдужалил Мажитович - мастер спорта СССР по самбо, мастер спорта международного класса СССР по дзюдо, Чемпион Спартакиады Народов СССР 1983, четырехкратный бронзовый призер Чемпионата СССР и Чемпионата Вооруженных Сил СССР. Лучший дзюдоист 20 века Кыргызской Республики.
  • Манеза, Майя - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр
  • Бахадыр Сулейманов - Президент Ассоциации дунган Кыргызстана, депутат Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

См. также Известные хуэй Китая, en:Category:Hui people, zh:Category:回族.

См. также

  • Дунганская кухня

Примечания

В Викисловаре есть статья «дунганин»
  1. Национальный состав населения Киргизии по переписи 2009
  2. Национальный состав населения Киргизии 1999 и 2009
  3. Итоги переписи населения Киргизии 2009. Книга III. Чуйская область
  4. Итоги переписи населения Киргизии 2009. Книга III. Бишкек
  5. 1 2 3 4 Численность населения по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам на 1 января 2010 года
  6. 1 2 3 4 5 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  7. По данным всекитайской переписи населения 2000 года. (кит.)
  8. Александр Николаевич Алексеенко, «Республика в зеркале переписей населения» «Социологические исследования». 2001. № 12. c. 58-62. (Перепись населения Казахстана 1999 г.)
  9. Итоги переписи населения Кыргызстана, март 1999 г.
  10. Национальная академия наук Кыргызской Республики

Ссылки

  • Дунгане // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Дунганские народные сказки и предания / запись текстов и перевод Б. Л. Рифтина, М. А. Хасанова, И. И. Юсупова. 2-е изд. М.: Наука - Восточная литература, 2013. 473 с. ISBN 978-5-8381-0253-9.
  • Имазов М. Х. (ред.), «Дунганская энциклопедия». Бишкек, «Илим», 2005. ISBN 5-8355-1435-2.
  • Варшавская Л. Бакир Баяхунов: «Я - модель взаимодействия культур» (интервью с первым дунганским композитором Казахстана). «Известия Казахстана», 11 дек 2006
  • Завьялова О. И. Китайские мусульмане хуэйцзу: язык и письменные традиции // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. C. 153-160.
  • Калимов А. Несколько замечаний о путях развития дунганского языка // Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975.
  • Калимов А.Дж. Имена среднеазиатских дунган: словарь-справочник личных имен. Бишкек: Илим, 2003. ISBN 5-8355-1286-4.
  • Стратанович Г. Г. Вопрос о происхождении дунган в русской и советской литературе // Советская этнография. 1954. № 1.
  • Сушанло М. Дунгане Семиречья. Фрунзе, 1959.
  • 海峰。 中亚东干语言研究 (Хай Фэн. Чжунъя дунгань юйянь яньцзю-Исследование языка среднеазиатских дунган). Урумчи, 2003. 479 с.
  • 海峰。"东干"来自"屯垦"(Хай Фэн. «Дунгань» лай цзы «тунькэнь» - Термин дунгань «дунгане» восходит к термину тунькэнь «военные поселения пограничных земель») // Сибэй миньцзу яньцзю. Вып. 1. 2005.
  • Официальный сайт и форум о дунганском народе, культуре
  • ZHEN HE- THE GREAT SON OF THE DUNGANS"
  • Dungans and the Renaissance"

дунгане, дунгане map, дунгане википедия, дунгане кыргызстана, дунгане фото

Дунгане Информацию О

В формировании этого российского народа религия сыграла определяющую роль. Потомки арабов и китайцев, дунгане были глубоко верующими мусульманами – и это посреди конфуцианско-даосистского Китая! Благодаря Российской империи дунгане спаслись от истребления.

Оставшиеся

Основным местом проживания дунган являются бывшие среднеазиатские республики СССР - Казахстан, Киргизия и Узбекистан. В России, по данным переписи 2010 года, насчитывается более 1600 представителей этого народа. Ближайшие родственники дунган – хуэйцзу – живут на их общей исторической родине - в Китае, который почти все дунгане покинули еще во второй половине XIX века.

О происхождении и появлении в Китае дунган есть несколько легенд. Наиболее романтичная гласит, что однажды китайскому императору приснилось чудище, которое пыталось его убить. Победить его смог только юноша в зеленых одеждах. В этой фигуре толкователи увидели символ ислама, который должен был защитить императора и его страну от врагов. Тогда правитель пригласил три тысячи арабских воинов, а чтобы удержать их, женил на прекрасных китаянках. Массовая свадьба прошла по канонам ислама, но с учетом местных традиций, а от этих браков и пошли дунгане.

Более суровая версия легенды уверяет, что арабские воины сами пришли на китайскую землю и взяли самых красивых девушек, пользуясь тем, что никто не в силах их остановить. Впрочем, как бы ни оценивали авторы легенд родство с чужаками-арабами, сам его факт признают все.

Однозначной версии нет и у происхождения названия народа. Одни исследователи считают, что оно связано с тюркским словом "турган" - "оставшийся". Другие уверены: оно появилось, когда дунгане переселялись в Россию и рассказывали, что пришли с востока, а это, якобы, на одном из китайских диалектов звучит как "дунган". В любом случае это имя народ получил уже в Средней Азии. Сами дунгане употребляли самоназвание "хой-хой" - "мусульманин". Так же их называли и китайцы.

Дефицит невест

Путь дунган в Российскую империю был связан с трагическими событиями. В 1862 – 1877 году этот народ поднял восстание, которое было жестко подавлено китайскими властями. Спасаясь от истребления, они бежали под покровительство России. Из исторических документов известно, что китайские власти требовали от российских выдать беглецов, но получили отказ. Русские, как всегда, встали на защиту несчастных и обездоленных людей.

Впрочем, на новом месте не обошлось без проблем и недопонимания. Например, дунганам запретили заключать браки в раннем возрасте (в Китае они могли создавать семьи браки начиная с 10 лет), а мужчинам – носить длинную китайскую косу. Этим запретам дунгане сопротивлялись с присущей им резкостью и вспыльчивостью, могли оружием угрожать. Российская империя получила весьма эмоциональных и не очень законопослушных подданных.

Однако, как бы ни упорствовали дунгане, на новом месте им пришлось частично изменить свой уклад жизни. Они действительно стали жениться позже. Но связано это было не только с требованиями властей, сколько с демографической ситуацией. В среднеазиатских землях, куда они переселились, женщин было меньше, чем мужчин, и размер выкупа за невесту существенно вырос. Собрать такую сумму быстро мог не каждый. Из-за этого дунгане стали жениться не только на своих, но и на местных девушках и сокрушались, что "русская" свадьба обходится им гораздо дороже.

По старинным обычаям

Свадебный обряд у дунган проходит по старинным обычаям. Ему всегда предшествовали сватовство, обмен подарками, девичник и оплакивание невесты. Во время самого торжества за девушку требовали выкуп, проходили различные ритуальные игры и борьба. Почти до середины ХХ века дунгане практиковали и умыкание невесты. Допускалось многоженство, впрочем, как и развод (правда, по уважительной причине).

В дунганской семье женщина пользовалась авторитетом и ходила с открытым лицом. Незамужние женщины могли и вовсе не покрывать голову. Девочки обучались грамоте наравне с мальчиками, изучали ислам, арабский алфавит. Детей с малых лет учили во всем беспрекословно подчиняться взрослым. Старший мужчина – несомненный глава семьи.

В целом дунгане отличаются любовью к чистоте и порядку. Они ревностно соблюдают правила гигиены, употребляют в пищу много овощей, так что их можно смело назвать приверженцами здорового образа жизни. Еще в XIX веке исследователи отмечали, что дунгане отличаются от соседей крепким здоровьем и долголетием.

Объединяющий лагман

Еще одна отличительная черта народа, замеченная всеми этнографами, - это особый пиетет по отношению к пище. Дунгане любят и готовить, и есть. С пищей у них связано множество традиций и обрядов.

Так, кандидатуру невесты будущая свекровь утвердит только тогда, когда убедится в ее умении готовить. На четвертый день после свадьбы к молодоженам отправляются родители супруги с подарками – четырьмя связками лапши, мясом и овощами. Из всего этого сразу же надо приготовить лагман. Считается, что для дунганской женщины одна из самых страшных оскорблений - назвать ее плохой кухаркой и хозяйкой.

Еду дунгане готовят только в отдельном помещении – "жуэфон". Там необходимо соблюдать едва ли не хирургическую чистоту. Немытую посуду ни в коем случае не откладывают на утро: ее сравнивают с покойником, которого не похоронили и оставили дома.

Основа дунганской кухни – лапша, рис, мясо и овощи. Только теста существует шесть основных видов, которые также делятся на подвиды. Дунгане очень любят чай и начинают с него любой прием пищи, а заканчивают супом. Громко стучать палочками или звенеть ложками во время еды строго запрещается: это может отпугнуть богатство. Хозяин дома не может встать из-за стола первым, а гость – отказаться от еды, попробовав ее. А еще дунгане хранят сладости, принесенные с праздников: по поверьям, они привлекают в дом счастье.

Едва ли не культовым блюдом для дунган является лагман. Они утверждают, что именно их народ сделал это кушанье популярным на весь свет, а его название происходит от дунганского слова "люмян" или "ламян" - "растянутое тесто". Одна из любимых легенд этого народа – как раз о повялении лагмана: три случайно встретившихся голодных путника просто бросили в вок то, что было у каждого – муку, сушеное мясо, редьку и специи. Получившееся блюдо якобы так понравилось приходившему мимо вельможе, что он наградил их. С тех пор путники были друзьями, не знающими бедности.

Сегодня дунгане готовят лагман и в будни, и в праздники, и он снова объединяет их за одним общим столом.

Мария Андреева

На фото: Счастливая дунганская семья в 90-тые годы 20 столетия в Масанчи


Центральная Азия и Китай соединяются веками и великим шелковым путём. На древнейшей земле Киргизстана, Казахстана и Узбекистана компактно проживает молодая и трудолюбивая нация - дунганский народ. Они прилежно работают и растят своё потомство. Откуда они пришли? Когда? Почему судьба их постоянно связана с Китаем?

В начале июля 1994 года над этими вопросами я начал работать с главным корреспондентом ведущей китайской газеты "Жэньминь жибао" в центральной Азии. Неоднократные встречи и общение с дунганами помогли мне приблизиться к почти забытой истории о судьбе дунганского народа. И оказалось, что многие не проясненные вопросы потихоньку выясняются, как лёд тает к приходу весны.

На фото: Молодая дунганка с детими
Во второй половине 19 века с Хуэйцзу, одно из многих национальных меньшинств Поднебесной, произошло антицинское крестьянское восстание, которое распространялось по провинциям Шэньси и Ганьсу. Потерпев поражение, группа повстанцев во главе с предводителем Бый Янху из провинции Шэньси были вынуждены перейти на территорию Российской империи (сегодняшняя Киргизия, Казахстан и Узбекистан). Спустя 130 лет после этого дунгане из поколения в поколение занимаются овощеводством и земледелием, ведут скромный образ жизни, хранят обычаи китаеязычных мусульман-хуэйцев «исторической Родины» Шэньси и Ганьсу.


На фото: Автор статьи с дунганским фермером
За 4-летний период журналисткой работы в Центральной Азии я подружился со многими дунганами. И я часто вспоминаю те встречи и то общение с ними.

В 1862-1877 годах в провинции Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло масштабное антицинское крестьянское восстание предков дунган–хуэйцзу. Оказалось, что восстание жестоко подавили цинские войска. Остатки повстанцев дунган проходили несколько тысяч километров труднопроходимых дорог, пересекали границу между цинской империей и царской Россией. Местные жители спрашивали их, откуда они пришли, - "С востока", "дунган!"-так звучит ответ на шэньсийском диалекте. Со временем слово “дунган” распространялось и стало названием китайских мусульман-хуэйцев в царской России.

Первыми среди дунган были 3 тысячи дунганских переселенцев во главе с Бый Янху, пришедших из северо-западной провинции Шэньси. Они поселились на берегу реки Чу, и позже перебрались в другие места Центральной Азии, затем во многие районы СССР. В Алма-Ате расположена деревушка дунган -"Заря Востока; в пригороде Бишкека стоит деревня дунган, именуемая "Благородная земля"; много дунган в Тарасе (Джанбыл) –город на юге Казахстана. Так же есть местечко "Масаньчи" в Казахстане, которое дунгане в шутку называют "столицей дунган РК".


На фото: Дунганские ветераны труда перед музеем дунганского народа в Масанчи
Дунгане в основном занимаются овощеводством, наполняя корзину овощей в любое время года. Дунгане до сих пор бережно охраняют обычаи своих предков с Лессового плато. На пример, в чрезмерно трудные дни обретения независимости РК, к свадьбе они, как и прежде, готовят большое приданое: кроме одеял, ковров, тканей, необходимы и импортный цветной телевизор и другие бытовые электроприборы. Как и в северных китайских деревнях, во время свадебной церемонии всё приданое обязательно выставляется во дворе невесты, чтобы показать соседям и присутствующим гостям богатство новобрачных.


На фото: Дунганские народные пляски на деревне «Заря Востока» под Алматы
В рационе у дунган сохраняются особенности китайской кухни. Продукты из пшеничной муки употребляются каждый день. В гостях у Ма Губая, заместителя председателя общества дунган в Казахстане, хозяин мне пояснил, что в семье дунган почти ежедневно едят лапшу. Посетив несколько дунганских семей, я увидел в их дворах чугунные котлы. Хозяйки готовят блюда следующим образом: сначала растапливают масло, затем добавляют кусочки мяса и ломтики овощей; без добавления соевого соуса, уксуса, (желтодревесника) и других приправ.

Хотя дунгане поселились в ЦА уже больше 130 лет назад, они бережно хранят свои национальные традиции, и одновременно они активны в общественной жизни. Они дружно живут с казахами, киргизами, русскими и другими национальностями. Сегодня во всех странах Центральной Азии проводится политика межнационального согласия, которая пользуется массовой поддержкой всех народов. Деревня "Масаньчи" часто отправляла свою делегацию в провинцию Шэньси и Ганьсу. К тому же дипломаты посольств КНР в РК и в КР ежегодно навещают своих дунганских соотечественников, предоставляя школьные учебники китайского языка, компьютеры и оказывают щедрую поддержку. Руководители и общественные деятели стран ЦА стремятся к тому, чтобы местные дунгане стали звеном понимания и дружбы с Китаем.


На фото: Главный вход в Масанчи
Незабываемое время моей 4-летней журналисткой карьеры в Центральной Азии еще раз показывает, что у дунган и хуэйцов-их братьев, живущих в Китае, имеется единый и общий исторический корень.-о-

Дунгане, дунган (тюркское), лохуэй, лохуэйхуэй, хуэй (самоназвание), народ в Казахстане (30,2 тыс. человек), Киргизии (36,9 тысяч), небольшая часть в Узбекистане (1106 человек). В России 635 человек. Общая численность свыше 69,3 тыс. человек. Говорят на дунганском языке сино-тибетской семьи. Распространены также русский, киргизский, казахский и другие языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты.

Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию в конце 70-х - начале 80-х гг. XIX века из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей после подавления освободительного восстания 1862-77. На новых землях дунгане поселились компактными группами по земляческому принципу: в Казахстане в сёлах Каракануз и Шортюбе - шэньсийцы (выходцы из провинции Шэньси), в Киргизии в селе Ырдык - ганьсуйцы (провинция Ганьсу), в селе Александровка на реке Сокулук - синьцзянцы. Первоначально общения между ними почти не было, долго сохранялись региональные различия в культуре и эндогамия. К 30-м гг. XX века сформировался литературный язык.

Основные занятия - земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преимущественно крупный рогатый скот), птицеводство, часть дунган занята в торговле и промышленности. Дунгане оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.

Семья малая, однако сильны традиции большой семьи, родственных и земляческих связей. В прошлом существовало многожёнство.

Поселения регулярной планировки. Традиционное жилище каркасно-столбовой конструкции (стены из сырцового кирпича или камня) или глинобитное, многокамерное, с выходом из комнат на крытую наружную галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом.

Традиционная мужская и женская одежда близка по покрою: распашная куртка, застёгивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая.

Пища - преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша и др.) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, куриное). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса и т. д.

Сохранились народная медицина, богатый фольклор (предания, сказки).

В XX веке значительно выросли связи с другими народами. Получили значительное распространение формы современной культуры, что нашло отражение в трансформации жилища, одежды, пищи, семейной организации. Сформировались национальная литература, интеллигенция.

А. М. Решетов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 165-166.

В Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2010 года , проживает 1651 дунганин, что более чем вдвое выше показателя предыдущей переписи (за 2002 год) - 800.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2017淮工中亚留学生. Студенты Центральной Азии в г.Ляньюнган. Students from central Asia in Lianyungang.

    ✪ Lanzhou Jiatong University

    ✪ Как Казахстан с нуля создал национальный торговый флот - история Казмортрансфлот

    Субтитры

Известные дунгане

Примечания

Америка