В каком стиле работал малевич. Малевич, которого вы не знали: малоизвестные факты о жизни и творчестве художника

Известный художник Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в семье ассимилированных поляков. Из-за частых переездов семьи Малевич не получил систематического образования. Подаренный на пятнадцатилетие первый комплект красок и принадлежностей для рисования, а в 17-тилетнем возрасте – полученные знания в Киевской рисовальной школе, определили его путь в жизни.

Жизнь Казимира Малевича была нелегкой: рано женившись, он был вынужден содержать семью. Но и работая на конторской должности, он продолжал рисовать и даже вел Курске художественный кружок. Однако желание рисовать взяло верх, и Малевич, бросив неприбыльную работу, отправился в Москву. После неудачных попыток поступления в Московское художественное училище (1905-1907), художник К. Малевич берет уроки у И.Ф.Рерберга и выставляет у него свои ранние работы с 1907 по 1910 год.

Это время можно считать прологом творческой биографии художника Казимира Малевича. Если в юности он подражал передвижникам, то в студии Рерберга художник Казимир Малевич знакомится с разными течениями в живописи и пробует свои силы в импрессионизме, символизме (Эскизы фресковой живописи, 1907), постимпрессионистском примитивизме (Мозольный оператор в бане, 1911-1912). Его работы на провинциальные и крестьянские темы (Купальщик, 1911, Уборка ржи,1911) на выставках петербургского Союза молодежи (1911), Бубновый валет (1910-1911), Ослиный хвост (1912) привлекают к себе внимание акцентом на цветовых решениях в ущерб форме и композиции. Стиль его работ становится все более абстрактным, приобретает характерные особенности кубофутуризма (Точильщик, 1912).

Уже сейчас в творчестве Малевича ощутим напряженный поиск своего метода, в центре которого картина, как независимая особь, проходит путь развития сообразно со своими правилами, во главе угла которых – чистота цвета и геометризация. Являясь одной из центральных фигур русского авангардизма, на футуристической выставке в Петрограде Трамвай В (1915) в числе 16 картин он показывает Композицию с Моной Лизой, которой анонсируется новое направление в творчестве Малевича – супрематизм.

Супрематизм в Творчестве Казамира Малевича

В 1915 году на Петроградской выставке 0.10 великий художник Казимир Малевич выставляет 49 произведений с табличкой Супрематизм живописи, а центр композиции занимает квинтэссенция нового направления – Черный квадрат, символ свободы творящего художника. Отказ художника в своих работах от изобразительности в любой форме и превалирование цвета над всем остальным представляет основу супрематизма в творчестве Малевича. Представленная им брошюра От кубизма к супрематизму декларирует основные принципы супрематизма – главенство ощущений в передаче внутренней сущности предметов, реализованных в многообразных сочетаниях геометрических фигур.

Самые известные картины художника Казимира Малевича – Черный квадрат, Черный крест, Красный квадрат и множество полотен под названием Супрематизм. №….

Смотреть на видео картины художника К. Малевича

Родился в Киеве 11 (23) февраля 1878 в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах). В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко; приехав в 1905 в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918) и Ленинграде.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста. В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам).

Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».

Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее).

Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»). Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919–1922), где создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии.

Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением (его дважды, в 1927 и 1930, арестовывают). К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство.

Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).

Многие современные исследователи считают, что этот русский художник был великим сказочником и мистификатором, хотя никогда в жизни не сочинял сказок и не занимался духовными практиками. Считается, что Казимир Северинович Малевич нарочно напустил тумана в своей биографии, чтобы придать себе того самого ореола таинственности и непонятности. На самом деле о ранних годах его жизни известно мало, а сведения крайне противоречивы, однако историки все же постепенно собирают осколки пазла и выясняют подробности биографии этого поразительного человека, который придумал целое новое направление в изобразительном искусстве – супрематизм.

Биография и годы жизни Малевича: начало пути и краткий роман с импрессионизмом

Начиная разбираться, кто такой и кем был Малевич, многие пытаются втиснуть его в придуманные рамки, в которые его личность никак не желает укладываться. Он был человеком-открытием, жажда творения в котором горела неугасимой искрой. Если говорить о двадцатом веке в целом, то именно его картины можно назвать кураторским-репрезентативным проектом, только вот у самого творца была возможность внести корректировки в центральные идеи, что сегодня уже полностью недоступно. Но давайте не будет забираться в профессиональные дебри, а лучше выясним, что же это был за человек, когда и в какой семье родился и что дал современному искусству, какой след оставил не только в истории, но и в наших с вами душах.

Именно Казимир Северинович Малевич изобрел стиль живописи, под названием супрематизм. Само слово происходит от латинского определения supremus, что в буквальном переводе означает самый высокий или наивысший. Так он сам назвать направление в авангардизме, открытое им на заре двадцатого века, то есть приблизительно в первой половине 1910-х.

Чтобы получше понять, кто это – Малевич и что он пытался донести тому, кто будет смотреть его картины, следует остановиться на его картинах и новому стилю, им изобретенному, более подробно. Специалисты называют супрематизм одной из разновидностей абстракционизма, что выражается в разнообразных комбинациях и сочетаниях плоскостей разных цветов в самых простых геометрических фигурах, точкой отсчета для которых может послужить квадрат, как основа. Также такой основой могут служить круги, треугольники и прямые линии.

В начале века именно супрематизм стал центральной, главенствующей движущей силой русского авангардистского искусства, но с самого начала этот стиль означал преобладание, доминирование над всеми остальными видами изобразительного мастерства. Не имея на полотне никакого изображения предметом, по мнению самого художника, на первый план выходит сама краска, освобождаясь от плена рамок, навязанных ей автором. Она не служит иным целям, не выполняет второстепенную функцию, и именно является главенствующей частью полотна.

В 1915 году Казимир Северинович создал даже специальную группу авангардистов, под названием «Супремус», которые увлекались изобретенным им, совершенно новым стилем. Правда, просуществовала группа недолго, всего около года, однако успела дать настолько продвинутое программирование не только для русского, но и для мирового искусства в целом, что ценность ее неоспорима. Входило в группу пятнадцать человек, среди которых можно отыскать такие имена, как Архипенко, Хлебников, Удальцова, Юркевич и многие другие.

Близкие русского авангардиста

Родители

Для того, чтобы понять, кем был Малевич, не помешает выяснить, кем же были и его родители. От того, какие люди воспитывали и растили его, во многом будет зависеть характер и отношение к жизни, не говоря уже о задатках и наследственности. У Казимира Севериновича тут все глухо, как в танке. Северин Антонович Малевич, родившийся в 1845 году, по происхождению этнический поляк-шляхтич, зарегистрированный в Волынской губернии Житомирского уезда. Родом же он был из небольшого местечка Турбов, где и служил впоследствии управляющим на сахарном заводе известного промышленника и предпринимателя Николая Терещенко.

Он был человеком прогрессивным, потому созывал к себе на работу иностранных специалистов, в числе которых и был отец будущего художника. Матерью художника была Людвига Александровна 1858 года рождения, урожденная Галиновская, была настоящей домохозяйкой. В семействе было четырнадцать детей, из которых кроха Казимир был самым первым, но большинство из них умерло в младенчестве или в детстве. В семействе разговаривали по-польски, в быту по-украински, а с официальными лицами по-русски, так что все дети с детства знали три языка.

Жены и дети

Проживая в Курске, Казимир Северинович находит себе первую супругу в 1899 году, которую по странному стечению обстоятельств зовут также, как и его самого – Казимира Ивановне Зглейц. Решив, что это знак судьбы, он тут же женится, но венчаться решает только через три года, когда на свет уже появился первенец. Однако несмотря на это в 1904 году Малевич, оставив семейство едет в Москву учиться. Мать художника тем временем тоже переезжает в Москву, открывает там столовую и забирает к себе невестку, уже с двумя отпрысками. Однако жизнь не заладилась и Казимира, собрав малышей, бросает мужа и отправляется в деревню Мещерское, где устраивается фельдшерицей.

  • Анатолий, родившийся в 1901 году, был внебрачным ребенком. Впоследствии скончался в возрасте четырнадцати лет при эпидемии тифа.
  • Георгий, который предположительно родился в 1902 году. Существование такого потомка в семействе Малевичей ставится под сомнение, так как более ничего, кроме записи о том, что в Курском римско-католическом приходском костеле окрещен младенец, так и не было обнаружено историками.
  • Галина, что родилась в 1905-м. Она прожила долгую и счастливую, насыщенную событиями жизнь, видела революцию и прошла через жестокие и ужасные годы Великой отечественной войны. Скончалась она только в 1973 году.

Когда Казимир Северинович приезжает за своими детьми в 1906-1907 году в Мещерское, оказывается, что за ними приглядывает дочка местного управляющего Софья Михайловна, урожденная Рафалович. Они сразу же поняли, что отлично подходят друг другу, но на протяжении нескольких лет Малевич не мог получить развод с законной супругой. В итоге, новый союз ему удалось заключить только в 1909 году. У отца невесты оказалось богатое приданое за единственной дочерью, именно он владел деревней Немчиновкой, что неподалеку от Москвы, куда Малевич впоследствии часто ездил, чтобы поработать и отдохнуть душой в лоне буйной русской природы, тишины и пасторальных пейзажей.

В 1927 году, после смерти горячо любимой Софии в 1925-ом, Казимир Малевич женится снова, на молодой двадцатипятилетней девушке Наталье Андреевне Манченко, с которой он и остается до самой смерти. Самому художнику на то время уже исполнилось сорок девять или пятьдесят лет, потому вполне естественно, что детей в этом браке рождено не было. Но все это будет позже, но давайте не будем забегать вперед.

Детство и юность Казимира

Детство будущего изобретателя нового стиля в изобразительном искусстве все окутано туманом, который, по всей видимости, напустил сам художник, желая оставаться таинственным и непонятным. Родился он, по различным сведениям, 11 февраля не то 1878, не то 1879 года. Дата эта до сего дня остается невыясненной. Все раннее детство он провел в деревне, но вот в какой именно, опять возникает путаница. По официальной версии это была Моевка в Черновицком районе, по иным Пархомовка в Киевской области, а по третьим в Пархомовке Харьковской области.

Доподлинно известно, что в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет он попадает в Конотоп, где он уже и написал свое первое полотно в технике масляной живописи. Называлась она «Лунная ночь», изображала реку, лодку и лунную дорожку на воде. Приятель Малевича без спросу отнес ее в магазин и выручил целых пять рублей. Дальнейшая судьба этого полотна неизвестна.

Говорят, что сперва в детстве он увидел картину на рынке, на которой девочка чистила картофель, и получил просто удар током, такое впечатление она на него произвела. После этого отец впервые подарил ему кисть, купленную в аптеке, ею смазывали горло больным ангиной, а также набор акварельных красок, но лучше ничего для юного дарования все равно не было. В 95-96 годах Малевич учился в Киевской рисовальной школе Николая Ивановича Мурашко.

Становление художественного таланта Малевича

После завершения годового обучения в рисовальной школе все семейство перебирается в Курск, где юное дарование устраивается на работу в Управлении Московско-Курской железной дороги на должность обычного чертежника. Все это время он продолжает экспериментировать и рисовать, сперва отдавая предпочтение крупным мазкам, присущим импрессионизму. Он даже умудряется организовать настоящий художественный кружок и устроить уже в 98-ом выставку своих и не только, работ. Тут же вскоре он женится и снимет дом по улице Почтовой, номер 13, который можно посмотреть и в наши дни. Там нет музея, однако мемориальную табличку решено было повесить, что и было сделано в 2011 году.

Не юноша, но муж

В пятом году двадцатого века молодой художник Малевич впервые подает заявление о вступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако получает отказ. Ехать обратно в Курс к опостылевшей супруге, желающей только денег, Казимир никак не желал, потому остался в доме художника Курдюмова, которого нашел в художественной коммуне, существовавшей на то время в Лефортово. Однако спустя год жалкие запасы денег, которые у него еще были, закончились окончательно и пришлось ехать в Курск. Летом того же года он снова пытался поступить, но ему отказали повторно.

В тысяча девятьсот седьмом году мать Малевича снимает квартиру в Москве и забирает к себе невестку с внуками, чему сам Казимир особо не радовался. Обеспечить достойный уровень жизни супруги он не мог, приходилось жить на средства матери, потому Казимира собрала детей и отправилась искать лучшей жизни в село Мещерское, подыскав там должность медработника. При этом через парочку лет она бросает детей на совершенно чужих людей и укатывает с одним из врачей восвояси. Это стало причиной знакомства Малевича со второй супругой Софьей, которая и смотрела за малолетними детьми.

Дальнейшая карьера будущего мэтра

В 1910 году, уже практически нашедший себя художник, принимает участие в выставке художественного общества, под названием «Бубновый валет». Ранней весной следующего года работы молодого дарования можно было уже увидеть в галерее «Московский салон», а в апреле они также приняли участие в выставке «Союза молодежи» города Петербурга. Приблизительно в двенадцатом году он сводит знакомство с настоящим теоретиком искусства, музыкантом и художником Михаилом Васильевичем Матюшиным, после чего отправляется на выставку в Мюнхен. Туда он привез больше двух десяток неопримитивистских полотен, что были высоко оценены специалистами.

Наиболее знаменитое произведение художника «Черный квадрат» появляется на свет в 1915 году, но окончательную реализацию и завершенный вид получает только в двадцать четвертом. Но еще до того, в семнадцатом году Казимира Малевича, после доклада «Кубизм - футуризм - супрематизм», приглашают на должность председателя Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, одновременно он берет на себя также бразды правления обществом «Бубновый валет». В 19 году он перебирается в Витебск, где управляет классом в Народном художественном училище под началом не менее известного художника Марка Шагала. К двадцатому году Казимир Малевич всерьез увлекается теорией искусства, почему и начинает писать собственные исследовательские работы.

  • Лекция «О новом искусстве».
  • Манифест УНОВИСа в витебском журнале.
  • Теоретико-философский труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».
  • Брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
  • Сборник трудов «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи».
  • Доклад «О прибавочном элементе в живописи».

Начиная с двадцать восьмого года Малевич работал преподавателем в Киевском художественном университете, выставлял свои работы, как в отдельных, так и в коллективных выставках. В тридцатом году его обвиняют в шпионаже в пользу Германии, но дело вел честный Александр Кишкин, потому он и настоял в оправдании и обелении имени художника. Уже в 1932 году картины Малевича были представлены на выставке «Художники РСФСР за XV лет», для которой он специально написал еще один, четвертый вариант своего знаменитого «Квадрата».

Смерть основоположника супрематизма

Казимир Малевич всегда был молчаливым и достаточно скрытным человеком, потому о его состоянии здоровья вообще ничего не известно, кроме того, что в тысяча девятьсот тридцать третьем он серьезно заболел – рак предстательной железы, который медленно «сожрал» не старого еще и полного сил мужчину. Болел он очень мучительно, хотя продолжал пытаться что-то делать. 15 мая 1935 года художник Казимир Северинович Малевич скончался, оставив после себя недвусмысленное завещание относительно похорон, которые было выполнено лишь частично.

Он желал, чтобы похоронили его в гробу, который выполнен в форме супрематистского креста, с раскинутыми в разные стороны руками. Однако ящик сделали прямоугольным, хотя и в духе супрематизма. Останки были кремированы в крематории Ново-Донского кладбища и захоронены под любимым дубом художника возле села Немчиновки. Однако в трудное военное время могила была разрушена и утрачена, и группа энтузиастов отыскала ее местоположение только в 88-м году, там было обычное пахотное колхозное поле. Памятный знак потому пришлось перенести на опушку леса. Сейчас вся эта территория практически полностью застроена, а прах Малевича покоится под домами и проспектами жилого комплекса Ромашково-2 города Одинцово.

В память о Малевиче: круги, квадраты и цветные пятна

На Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, в бывшем дворянском особняке Мятлевых, в двадцатых годах прошлого века располагался Государственный институт художественной культуры, в котором трудился Малевич. При этом он проживал там с 26 года до самой смерти. Теперь там установлена памятная мемориальная табличка. В 2012 году улица в Киеве, где по одной из версий, родился будущий гений супрематизма, переименована его именем. Общество художника The Malevich Society имеется даже в Соединенных Штатах.

Изначальным названием этого полотна было «Четырехугольник». Это как нельзя лучше отражает его суть, так как чисто геометрически, изображенная фигура не имеет прямых углов. Причем изначально это был триптих, из трех изображений – красного, черного и белого квадратов. Красный обозначал революцию, черный – экономию, а белые чистое действие.

  1. Скачет красная конница.

Это полотно было единственным, что признавалось советским искусством. Она условно разделена на три части: небо, земля, а также люди, то есть сама красная конница. Вообще на картине присутствуют ровно двенадцать красных всадников, а земля изображена таким же количеством цветов, что едва ли случайно.

  1. Супрематическая композиция

Согласно статистике, именно это полотно можно назвать наиболее дорогим произведением российского искусства, так как на аукционе в Нью-Йорке она была продана за 85 812 500 долларов, причем имя покупателя не знает никто, он предпочел остаться инкогнито.

Интересные факты об отце русского авангарда

Однако, кроме того, что Малевич оказался художником, с особым видением и своим взглядом на искусство в целом и на развитие собственных течений в нем, он был еще и необычным человеком, жизнь которого была наполнена странностями. Многие потомки живо интересуются его жизнью и судьбой, потому давайте разберемся с некоторыми занимательными фактами в его биографии.

  • В 14 году двадцатого века, вкупе с внебрачным сыном знаменитого пейзажиста Алексея Саврасова, Алексеем Моргуновым, Малевич принял участие в эпатажной акции, разгуливая по Кузнецкому мосту с ложками в петлицах.
  • По одной из версий, именно Казимир Малевич, находясь в заключении и придумал сделать стакан с гранями, чтобы он не лопался от кипятка и не обжигал руки. Говорят, будто он сообщил свою идею скульптору Вере Мухиной, которая и воплотила ее в жизнь. Подтверждения этому нет, потому считать гипотезу доказанной нельзя.
  • Как известно, художник желала, чтобы была использована супрематистская символика на его похоронах, что было выполнено наследниками лишь отчасти.

Самая дорогая картина художника из России, это его Супрематическая композиция, проданная в 2018 году неизвестно кому за баснословную сумму. На сегодняшний день совершенно неизвестно, удастся ли кому-нибудь еще увидеть полотно в оригинале.

Имя: Казимир Малевич (Kazimierz Malewicz)

Возраст: 56 лет

Деятельность: живописец, сценограф, теоретик искусства, педагог

Семейное положение: был женат

Казимир Малевич: биография

Полотна Казимира Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних картины художника пугают и раздражают простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Малевич творил для горстки избранных, но равнодушным не оставил никого.


Прожив насыщенную исканиями жизнь, первопроходец русского авангарда подарил потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины парадоксальным образом выглядят современнее нарисованных последователями.

Детство и юность

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.


Если придерживаться официальной версии, то родители крестили Казимира Малевича в середине марта 1879 года в Киевском костеле святого Александра, свидетельством чего является архивная запись в приходской книге.

Отец будущего абстракциониста – шляхтич Северин Малевич – родился в местечке Турбов Подольской губернии Российской империи (сегодня Винницкая область Украины). В Турбове Северин Антонович трудился управляющим на сахароваренном заводе промышленника Николая Терещенко. Мама Казимира Малевича – Людвига Александровна Галиновская – присматривала за домом и воспитывала многочисленное потомство: у Малевичей родилось четырнадцать детей, но до зрелого возраста дожили девять из них – пятеро сыновей и четыре дочки.


Казимир – первенец четы Малевичей. В семье общались на польском языке, но знали украинский и русский. Будущий художник считал себя поляком, но в период коренизации в анкетах записывался украинцем.

До 12 лет Казимир Малевич прожил в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, но из-за работы отца до 17 лет по году-полтора жил в селах Харьковской, Черниговской и Сумской губерний.


В детстве Казимир Малевич о рисовании знал мало. Интерес к холсту и краскам у подростка проявился в 15 лет, когда сын с отцом побывал в Киеве. На выставке юный Малевич увидел поразивший его портрет девочки, сидящей на скамейке и чистящей картошку. Картина стала отправной точкой для желания взяться за кисть. Заметив это, мама на день рождения купила сыну набор красок.

Увлечение Казимира рисованием оказалось так велико, что 17-летний сын упросил отца позволения поступить в Киевскую художественную школу, основанную русским художником-передвижником Николаем Мурашко. Но проучился Малевич в Киеве только год: в 1896 году семья перебралась в Курск.

Живопись

Первая картина в технике масляной живописи, принадлежащая кисти Малевича, появилась в Конотопе. 16-летний Казимир на полотне размером аршин на три четверти изобразил лунную ночь и реку с пришвартованной на берегу лодкой. Работу назвал «Лунная ночь». Первое полотно Малевича продано за 5 рублей и утеряно.

После переезда в Курск Казимир Малевич устроился чертежником в управлении российской казенной железной дороги. Живопись стала отдушиной от скучной и нелюбимой работы: молодой художник организовал кружок, в котором собрались единомышленники.


Через два года после переезда в Курск Малевич устроил первые выставки картин, о чем написал в «Автобиографии», но документальных свидетельств не осталось. В 1899-м Казимир женился, но вскоре семейная жизнь, рутинная работа в управлении и провинциальность города подтолкнули художника к переменам: Казимир Малевич, оставив семью в Курске, отправился в Москву.

В августе 1905 года Малевич подал прошение в столичное училище живописи, ваяния и зодчества, но получил отказ. Казимир не вернулся к семье в Курск, а за 7 рублей в месяц снял комнату в лефортовской художественной коммуне, где обитало три десятка «коммунаров». Через полгода деньги закончились, и Казимир Малевич вернулся домой.


Летом 1906 года он совершил вторую тщетную попытку поступить в столичное училище. Но на этот раз художник перебрался в Москву с семьей: Малевич с женой и детьми жил в снятой матерью квартире. Людвига Александровна работала заведующей столовой на Тверской улице. После ограбления столовой и разорения семья перебралась в меблированные комнаты доходного дома в Брюсовом переулке.

Желание учиться подтолкнуло Казимира Малевича к посещению студии русского художника Федора Рерберга. Три года, начиная с 1907, художник жадно учился. В 1910 году участвовал в первой выставке общества художников «Бубновый валет» – крупном творческом объединении раннего авангарда. «Бубновалетовцы» известны тем, что порвали с традициями реалистической живописи. В объединении Малевич познакомился с Петром Кончаловским, Иваном Клюном, Аристархом Лентуловым и Михаилом Ларионовым. Так Казимир Малевич сделал первый шаг к новому направлению – авангардизму.

Кубизм и супрематизм

В том же 1910 году работы Малевича участвовали в первой выставке художников «Бубнового валета». Зимой 1911-о картины Казимира Севериновича экспонировались на выставке общества «Московский салон», а весной участвовали в выставке первого объединения авангардистов Санкт-Петербурга «Союз молодежи».

В 1912 году Казимир Малевич отправился в Мюнхен, где участвовал в совместной выставке работ «Союза молодежи» и немецких экспрессионистов общества «Синий всадник». В этот период художник вошел в группу молодых коллег объединения «Ослиный хвост», существовавшего до 1913 года и открывшего миру Нико Пиросманишвили.


Творчество художников-авангардистов пересеклось с творчеством поэтов футуристов Велимира Хлебникова и Алексея Крученых. Казимир Малевич иллюстрировал самописные книги Хлебникова и Крученых, а в 1913 году создал декорации и эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», текст которой написан Крученых. Опера дважды прошла в санкт-петербургском театре «Луна-парк». Декорации Малевича – трехмерное воплощение картин того периода и состоят из геометрических фигур. Казимир Малевич назвал эти полотна «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В автобиографических воспоминаниях Малевич рассказал, что идея «Черного квадрата» родилась во время работы над оперой Крученых: художник «увидел» свой квадрат на заднике декорации.


Картина Казимира Малевича "Черный квадрат"

В 1915 году Малевич участвовал в первой выставке футуристов «Трамвай В» в Петрограде и написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В манифесте Казимир Малевич обосновал новое направление авангардизма – супрематизм (от латинского супрем – доминирование), основателем которого являлся. По замыслу Малевича цвет доминирует над остальными свойствами живописи и краска на полотнах «освобождена» от подсобной роли. В супрематических работах художник уравновесил творческую силу человека и Природы.

В декабре 1915 года (по новому стилю – январе 1916) на футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич экспонировал 39 полотен, объединенных названием «Супрематизм живописи». Среди выставленных работ нашлось место его знаменитому произведению «Черный квадрат». Картина – часть триптиха, в который вошли «Черный круг» и «Черный крест».


В Городском музее Амстердама хранится холст Малевича «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях», нарисованный в 1915 году. Для передачи собственного «я» мастер использовал минимум красок и геометрические фигуры с углами. В автопортрете Казимир Малевич «признался» в несговорчивом, «колючем» характере, упрямстве. Но красный и желтый цвета «разбавляют» мрачную характеристику, а маленькое кольцо в центре «говорит» о коммуникации с внешним миром.

Супрематизм Малевича оказал влияние на русских художников Ольгу Розанову, Ивана Клюна, Надежду Удальцову, Любовь Попову, Мстислава Юркевича. Они вошли в организованное Казимиром Малевичем общество «Супремус».


Картина Казимира Малевича "Черный квадрат", "Черный круг" и "Черный крест"

Летом 1917 года Казимир Малевич возглавил Художественную секцию Московского совета солдатских депутатов и оказался в числе разработчиков проекта Народной академии искусств. В октябре Малевич стал председателем «Бубнового валета», а в ноябре московский Военно-революционный комитет назначил художника комиссаром по охране памятников старины. Он вошел в Комиссию по охране художественных ценностей, в том числе ценностей Кремля. Новая власть благоволила художникам, совершившим революцию в искусстве.

В 1918 году Казимир Малевич переехал в Петроград, где создал декорации и костюмы к постановке Всеволода Мейерхольда «Мистерия-Буфф» по пьесе . На это время приходится период «белого супрематизма» Малевича. Ярким примером исследователи называют полотно «Белое на белом» (другое название – «Белый квадрат»).


Картина Казимира Малевича "Белый квадрат"

В 1919 году Казимир Малевич вернулся в Москву, где назначен руководителем «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма».

Зимой 1919 года, в разгар гражданской войны, авангардист переехал в Витебск, где руководил мастерской Народного художественного училища «нового революционного образца». Возглавлял училище . В том же году ученики Малевича вошли в созданную им группу «УНОВИС» (Утвердители нового искусства), развивавшую направление супрематизма. Председателем Творкома (Творческого комитета) «УНОВИСа» выбрали Лазаря Хидекеля, создавшего архитектурный супрематизм. В эти годы Казимир Малевич сосредоточился на разработке нового направления и написании философских трактатов.


Казимир Малевич и группа "Утвердители нового искусства"

Позже, в условиях гонений на авангардное искусство, идеи супрематизма в Советском Союзе «перетекли» в дизайн, сценографию и архитектуру.

В 1922 году теоретик и философ дописал главный труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и переехал с учениками из Витебска в Петроград.

С творчеством Малевича познакомились в Берлине: полотна авангардиста показаны на Первой русской художественной выставке.


Картина Казимира Малевича "Супрематическая композиция"

В 1923 году Казимир Малевич – исполняющий обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры. Вместе с учениками «УНОВИСа» он занимается исследовательской работой.

С 1924 по 1926 год – директор Ленинградского государственного института художественной культуры, где возглавил формально-теоретический отдел. Но после опубликованной в июле разгромной статьи «Монастырь на госснабжении» институт закрыли, а готовый к печати сборник трудов аннулировали. Советская власть отвернулась от представителей «реакционного» искусства.

Гонения усилились в 1927 году, когда Казимир Малевич побывал в Германии. На ежегодной художественной выставке в Берлине художнику предоставили для его работ зал, но он, получив официальное письмо с требованием вернуться, срочно отбыл в Ленинград.


Малевич в ожидании худшего написал завещание, оставив картины, среди которых «Белый квадрат», на попечение семейства фон Ризен и архитектора Гуго Херинга. Во время войны исчезло 15 работ, остальные полотна хранятся в Амстердамском городском музее. Картину «Утро после вьюги в деревне» Казимир Малевич продал в Берлине. Холст экспонируется в Музее Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке.

Власть не простила Малевичу признания на Западе и поездки в Германию. В 1930 году Казимира Малевича арестовали, заподозрив в международном шпионаже. Реакция западных СМИ и коллег заставила власть выпустить художника на свободу через 2 месяца. Страх наказания не сломал Малевича, и он «рассказывает» посредством кисти и полотна ту правду, которую видит: крестьяне на картинах кубиста – манекены без лиц на фоне плодородных полей. Таким Казимир Малевич видит население деревень после раскулачивания и коллективизации.


Картина Казимира Малевича "Утро после вьюги в деревне"

Враждебность власти к художнику росла: выставку работ Малевича в Киеве раскритиковали, а осенью снова посадили в тюрьму, обвинив в антисоветской пропаганде. Но в декабре Казимир Малевич вышел на свободу.

После второй тюремной отсидки кубист создал полотна второго «крестьянского цикла», знаменующие этап «постсупрематизма», характерного плоскостью изображаемых торсов. Яркий пример – картина «На жатву (Марфа и Ванька)».

В 1931 году художник трудился над эскизами росписи «Балтийского дома» (ранее Красного театра). В следующем году Малевич назначен руководителем Экспериментальной лаборатории Русского музея и участвует в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Для этой выставки, по мнению биографов, Казимир Малевич написал последний, четвертый вариант «Черного квадрата», который хранится в Эрмитаже.


В последние три года авангардист рисовал портреты в жанре реализма. Работу над картиной «Соцгород» Малевич так и не закончил.

Особенность живописи Казимира Малевича – техника наложения красок одна на другую. Для получения красного пятна художник на нижний черный слой накладывал красный. Зритель видел цвет не чисто красным, а с оттенком темноты. Эксперты, зная секрет Малевича, легко выявляли подделки его полотен.

Личная жизнь

В 1896 году Казимир Малевич с родителями переехал в Курск. Спустя три года 20-летний чертежник женился на дочери местного пекаря Казимире Зглейц. Свадьба оказалась двойной: на сестре Казимиры Марии женился брат Казимира – Мечислав.

В 1992 году у супругов родился первенец Анатолий (умер от тифа в 15 лет). А в 1995-м появилась дочь Галина.

Совместная жизнь пары дала трещину вскоре после рождения детей: жена считала увлечение мужа рисованием баловством. Малевич уехал в Москву, и отношения супругов ухудшились.


Личная жизнь не наладилась и после воссоединения семьи в Москве: Казимира забрала детей и устроилась фельдшером в психиатрической больнице в селе Мещерском в Подмосковье. Вскоре женщина влюбилась и, бросив сына и дочь на попечение коллеги, уехала с возлюбленным в неизвестном направлении.

Казимир Малевич приехал в Мещерское за детьми и познакомился с Софьей Рафалович, женщиной, на попечении которой остались дети. В 1909 году Софья и Казимир сыграли свадьбу, а в 1920-м у них родилась дочь Уна, названная в честь «УНОВИСа».


Жена поддержала увлечение мужа творчеством, взяла на себя бытовые проблемы и, пока супруг совершенствовал технику рисования, зарабатывала деньги для семьи. В 1925 году семейная идиллия закончилась: Софья умерла, оставив супруга с 5-летней Уной на руках.

Казимир Малевич через 2 года женился третий раз: его супругой стала младшая на 23 года Наталья Манченко.

Смерть

В 1933 году Малевичу поставили страшный диагноз: рак предстательной железы. Болезнь прогрессировала: в 1935-м мастер не поднимался с постели. Бедность – Казимир Малевич не получал пенсии от Союза художников – и неизлечимая болезнь быстро свели мэтра в могилу: его не стало 15 мая.

Зная о грядущей смерти, он спроектировал последнее пристанище – супрематический крестообразный гроб, в котором его тело лежало с раскинутыми руками: «распластавшись на земле и открываясь небу».


Ученики Казимира Малевича, как он и завещал, сделали гроб по его эскизам. Одели умершего гения в белую рубаху, черные брюки и красные туфли. Попрощались с мастером в Ленинграде и Москве. Тело кремировали в московском Донском крематории и 21 мая похоронили прах под любимым дубом художника неподалеку деревни Немчиновка (Одинцовский район Московской области).

В военные годы деревянный памятник с нарисованным черным квадратом разрушился, могила затерялась.


После войны энтузиасты установили местонахождение могилы, но на этом месте раскинулось пахотное поле. Поэтому увековечили место захоронения на лесной опушке в двух километрах: на лицевой стороне белого бетонного куба размещен красный квадрат. Сегодня рядом с условной могилой стоит дом №11, улица в Немчиновке носит имя художника.

Колхозное поле, на котором покоится прах Казимира Малевича, застроили элитным жилым комплексом «Ромашково-2». В августе 2013 родственники мастера запечатали землю с места захоронения в капсулы, одну захоронили в Ромашкове, другие передали в места, где жил Казимир Малевич.

  • Гений кубизма и супрематизма дважды провалил экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • В феврале 1914 года абстракционист участвовал в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой гулял с коллегами по Кузнецкому мосту, засунув деревянные хохломские ложки в петлицы.
  • Полотно «Скачет красная конница» – единственная абстракция Малевича, признанная официальной историей советского искусства из-за связи с Октябрьской революцией. Работа разделена на три части: землю, небо и людей. В соотношении ширины земли и неба художник применил «золотое сечение» (пропорция 0,618). Картина хранится в санкт-петербургском Русском музее.

Картина Казимира Малевича "Скачет красная конница"
  • Символом созданного Казимиром Малевичем авангардного объединения «УНОВИС» стал черный квадрат, нашитый на рукав.
  • Как завещал Казимир Малевич, на его похоронах главенствовала супрематическая символика. Изображение квадрата было на гробу, в зале гражданской панихиды и на вагоне поезда, везшего прах в Москву.
  • Существует версия о создании Казимиром Малевичем граненого стакана. Идея пришла в голову художнику в 1930-м, во время второй отсидки в тюрьме. Малевич поделился замыслом с автором монумента «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной, которая подключила знакомых и запустила выпуск граненых стаканов в массовое производство.

  • Родные сестры второй жены Софьи Рафалович вышли замуж за художников Евгения Кацмана и Дмитрия Топоркова, стоявших у истоков социалистического реализма. Творчество Малевича соцреалисты считали недостойным.
  • После смерти Казимир Малевич предложил проект монумента вождя. По замыслу абстракциониста гору сельскохозяйственных инструментов венчал куб как символом вечности. Проект отвергли.
  • В 2008 году на аукционе Sotheby"s картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» купил неизвестный человек за $60 миллионов. Полотно стало самой дорогой картиной, написанной художником из России.

Знаменитые картины Малевича

  • «Черный квадрат»
  • «Белое на белом»
  • «Черный круг»
  • «Красный квадрат»
  • «Скачет красная конница»
  • «Супрематическая композиция»

Российский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля (11 февраля по старому стилю) 1878 года в Киеве (Украина).

Он был старшим из девятерых детей в семье выходцев из Польши.

В 1889-1894 годах семья часто переезжала. В селе Пархомовка близ Белополья Малевич окончил агрономическое училище.

C 1895 по 1896 год занимался в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко.

Первую картину в технике масляной живописи он написал в 1894 году.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где Малевич работал чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью.

Осенью 1905 года он приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище. Жил и работал в доме-коммуне художника Курдюмова в Лефортове.

В 1905-1910 годах посещал занятия в частной студии художника Федора Рерберга. Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

Малевич участвовал в выставках, инициированных Михаилом Ларионовым: "Бубновый валет" (1910-1911), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913).

Создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сенокосе", 1909); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма ("Станция без остановки", 1911).

Им были написаны полотна "Купальщик" (1911), "На бульваре" (1911), "Садовник" (1911).

В 1913-1914 годах Малевич оформил ряд изданий русских футуристов.

Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название "кубофутуризм".

В конце 1913 года работа над декорациями и костюмами к постановке футуристической оперы "Победа над Солнцем" (текст Алексея Крученых, музыка Михаила Матюшина, пролог Велимира Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма. В это время художник использовал алогическую живопись, построенную на монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом. В этом стиле им были созданы "Дама на остановке трамвая" (1913), "Авиатор" и "Композиция с Моной Лизой" (обе — 1914), "Англичанин в Москве" (1914).

В 1915 году на футуристической выставке "0,10" в Петрограде (Санкт-Петербург) он представил первые беспредметные полотна, среди которых был знаменитый "Черный квадрат", вызвавший нападки критики. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили "Черный круг" и "Черный крест".

В 2015 году в ходе исследовательских работ, при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, макросъемки, специального спектрального анализа было , что на холсте под черной краской скрыты две картины — футуристическая композиция 1913-1914 годов и протосупрематическая композиция. Поверх этих картин Малевич положил лак на все полотно и написал "Черный квадрат", покрыв поле специальной краской с бархатистым, матовым эффектом.

Всего художником было создано четыре черных квадрата , а также один красный квадрат и один белый (на белом фоне). Все квадраты неправильной формы — все стороны разной длины. "Черный квадрат" (1915) стал декларацией эстетики нового направления — супрематизма. Этот термин придумал сам Малевич.

Супрематизм оказал воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладные искусства России и Запада, а его создателю принес мировую славу.

В 1915-1916 годах Малевичем было основано объединение художников-авангардистов "Супремус".

После Февральской революции 1917 года Малевич присоединился к Объединению левых художников. В первые дни Октябрьской революции 1917 года он был избран членом Комиссии по охране художественных ценностей и комиссаром по охране ценностей Кремля. В 1918 году в Петрограде создал декорации для постановки пьесы Владимира Маяковского "Мистерия-буфф".

В 1919 году в Москве преподавал в Свободных художественных мастерских. В конце 1919 года — начале 1920 года состоялась персональная выставка Малевича в Москве. Представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой.

В июле 1919 года он закончил первый большой теоретический труд "О новых системах в искусстве".

В 1919-1922 годах Малевич жил в Витебске, где преподавал в Народной художественной школе, организованной Марком Шагалом и вскоре преобразованной в Художественно-практический институт.

В эти годы написаны почти все теоретические тексты художника, в том числе рукопись "Супрематизм. Мир как беспредметность" (1922) — программный документ русского художественного авангардизма. Вместе со своими последователями он учредил "УНОВИС" ("Утвердители нового искусства") — организацию, призванную обучать на основе супрематизма, ее членами стали художники и архитекторы Лазарь Лисицкий, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Нина Коган.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности.

В 1923-1927 годах Малевич занимал пост директора Петербургского государственного института художественной культуры (Гинхук). Был членом "Объединения современных архитекторов" (ОСА).

После разгрома Гинхука в 1926 году Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

В 1927 году он уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой он прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). В 1927 году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича "Мир как беспредметность". Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, художник срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР Малевич был арестован и три недели провел в заключении.

В 1928-1930 годах он преподавал в Киевском художественном институте.

В 1929 году в Государственной Третьяковской галерее открылась "Выставка произведений живописи и графики К. Малевича".

В начале 1930-х годов художник вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике, им были написаны работы "Скачет красная конница…" (1918-1930), "Девушка с красным древком" (1932).

В 1931 году создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту.

С 1932 по 1933 год заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее.

Согласно его завещанию тело поместили в супрематический гроб, перевезли в Москву, где кремировали. Урна с прахом была захоронена вблизи поселка Немчиновка Одинцовского района Московской области. В 1941 году это место было разорено, а прах развеян, памятный знак разобран. В годы войны было утрачено конкретное место захоронения. После экспертизы министерство культуры определило место, где был прах Малевича. Оно оказалось вблизи жилого комплекса "Ромашково". Весной 2015 года потомки художника установили во дворе нового дома в "Ромашково" закладной камень в виде черного мраморного квадрата. Под камень была помещена капсула с землей, собранной в месте захоронения до строительства.

Художник был три раза женат. Первой его женой была Казимира Зглейц (1881-1942), в браке родились сын Анатолий (1901-1915) и дочь Галина (1905-1973). С 1909 года жил в гражданском браке с Софьей Рафалович (умерла в 1925 году), у супругов родилась дочь Уна (1920-1989). Отцу Софьи принадлежал дом в Немчиновке, где Малевич жил и работал в тот период и завещал себя похоронить.

Третьей женой Малевича была Наталья Манченко (1902-1990).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников