Родные просторы.

September 23rd, 2016

Дом культуры имени И.В.Русакова, признанный в 1987 году памятником архитектуры, после длительной реставрации вновь доступен для горожан, причём зданию вернули первоначальный вид, каким его и задумал архитектор Константин Мельников. В бывшем рабочем клубе будут идти спектакли Театра Романа Виктюка.




Здание по адресу Стромынка, дом 6 построено в 1927-1929 годах по проекту Константина Мельникова по заказу Союза коммунальников как клуб для рабочих расположенного по соседству Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. Новый дом культуры получил имя Русакова в память об участнике революционного движения и одного из руководителей Сокольнической организации ВКП(б) Иване Русакове.

Об архитектурном решении рассказывает Николай Васильев, один из авторов сайта «Узнай Москву» http://um.mos.ru/houses/klub_soyuza_kommunalnikov_imeni_i_v_rusakova/ : «Клуб занимает очень тесный участок и имеет план секторной формы, совпадающей с формой небольшого зрительного зала. Внешние формы клуба напоминают фрагмент шестерёнки, что бросается в глаза с первого взгляда. Своеобразие здания стало причиной для критики его архитектуры, хотя таким образом Мельников остроумно ответил на запросы заказчика - Союза коммунальников. Он разместил, как и требовалось, зрительный зал на втором этаже, а первый этаж отвел под служебные помещения, умело скомпоновав их в общий объем.

На улицу свешиваются три консольных выступа, вмещающих в себя трибуны амфитеатра (их железобетонные конструкции были рассчитаны инженером В.Розановым). Мельников сделал такие подвешенные формы не только, чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые перегородками аудитории. Трансформация зала задумывалась как механизированная, решил эту задачу механик Н.Губин.

Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1300 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов, по два независимых яруса в каждом (для 180-ти человек). Пол партера имел слабый уклон и позволял легко убрать складные стулья, спроектированные архитектором. Средний ярус с плоским полом в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для занятий почти не было. Входные двери вели на цокольный этаж, а выход мог осуществляться прямо из зала – через наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами. Отделка фасада основана на чередовании трех типов поверхностей: красной кирпичной кладки и двухцветной штукатурки - серой и белой».

По мнению критиков проекта, «внешнее оформление здания даёт представление здания индустриального, а не культурно-просветительского». Любопытно инженерное решение трансформации внутреннего пространства - электромотор приводил в действие «живые» стены, что позволяло разделить главный зал на несколько аудиторий. Назначение аудиторий могло быть разнообразным, например, для занятий в кружках, проведения собраний или физкультурных упражнений.


1931-1932 гг.: https://pastvu.com/p/2476


1957 год: https://pastvu.com/p/108348


1986 год: https://pastvu.com/p/402445


2012 год


1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/8216


2016 год


1929 год: https://pastvu.com/p/1292

Несколько фотографий фасада, сделанных в 2012 году

В процессе реставрации цвет поменялся

Первоначальный проект предусматривал много окон, но стекло того времени плохо удерживало тепло и после первой же зимы оконные проёмы были заложены. Позднее была демонтирована надпись на фасаде «Профсоюзы - школа Коммунизма», ликвидирован механизм частичной трансформации залов, изменены цвет и облицовка стен здания.

В 1996 году из бывшего клуба выселили ресторан азербайджанской кухни и передали здание Театру Романа Виктюка в аренду. В 2012 году был объявлен конкурс на проведение ремонтно-восстановительных работ с «приспособлением здания под творческую деятельность». В 2014 году на выставке Denkmal («Памятник») в Лейпциге выставочный павильон Мосгорнаследия, в котором демонстрировались результаты реставрации ДК имени Русакова, получил первый приз. Как отмечалось в прессе, награждение явилось свидетельством высокого качества работ и большого интереса международного сообщества реставраторов к эпохе конструктивизма в советской архитектуре.

Итоги реконструкции, завершённой в 2015 году, высоко оценил столичный мэр Сергей Собянин: «Это - один из самых крупных реставрационных объектов столицы. За два с половиной года реставраторы полностью воссоздали исторический облик одного из самых ярких памятников авангарда». По словам руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского, в здании после реставрации появилось самое современное звуковое и световое оборудование, созданы удобные гримёрки, холл для посетителей, переложены системы тепло- и водоснабжения. Были восстановлены предусмотренные проектом Мельникова, но позднее заложенные окна, в результате чего Театр Романа Виктюка стал единственным среди московских театров, где для театральной постановки может быть использован солнечный свет. Необычная мельниковская планировка зрительного зала доставила некоторые хлопоты инженерам, монтировавшим акустические системы, но в итоге звук одинаково хорошо слышен и в партере, и на балконах.

На сборе труппы руководитель театра Роман Виктюк сказал, что завидует актёрам, которые будут выходить на эту сцену. Режиссёр назвал отреставрированное здание Домом Света: «Когда Мельников строил это здание, он знал – я сюда приду. Здесь были наглухо заколоченные окна и когда их раскрыли, обнаружилась потрясающая вещь: солнце всегда светит в какое-либо из них. В доме солнечно с утра и до вечера!»

С верхних этажей, на которые ведут две винтовые лестницы, открывается панорама Стромынки


А самая длинная винтовая лестница ведёт на колосники, где установлено современное сценическое оборудование

Хотя два десятка лет назад Дом культуры Русакова был передан театру, на его сцене тогда сыграли лишь несколько спектаклей. Здание было в аварийном состоянии и использовать его можно было лишь для репетиций в крайне стеснённых условиях. Труппа много гастролировала, а в Москве выступала в Театре юного зрителя, Театре Луны, Театре Джигарханяна, Театре Моссовета и на других сценических площадках.

В 1991 году Роман Виктюк, ставивший спектакли в различных театрах бывшего СССР, Европы и Америки, открыл свою антрепризу спектаклем «М. Баттерфляй», который стал ярчайшим событием театральной жизни, и не только в России. В это же время признанный уже легендарным спектакль «Служанки» вышел в обновленной редакции, переживая своё громкое второе рождение. Так начинался авторский Театр Романа Виктюка.

Артистов для своего театра Виктюк искал по всему постсоветскому пространству и в результате собралась команда, которая в состоянии была воплотить даже самые невероятные идеи режиссёра. Он приглашал в постановки театра оперных и балетных звезд. Например, в спектакле «Антонио Фон Эльба» главную роль сыграла знаменитая певица Елена Образцова. Сегодня труппу театра составляют артисты, пришедшие к Виктюку со студенческой скамьи и сформировавшиеся под влиянием его авторской, неклассической методики.

Со своим зрителем Виктюк общается на языке духа, интуиции и воображения. Его мрачная, экспрессивная эстетика гармонично сосуществует со светлой, жизнеутверждающей, отчасти детской энергетикой всех постановок. Аншлаги на спектаклях Романа Григорьевича – явление привычное. Несмотря на то, что театр постоянно менял площадки и настолько активно гастролирует, что уследить за его передвижениями порой бывает очень непросто, публике это обстоятельство совершенно не мешает – залы во всех городах традиционно полны.

Сегодня в репертуаре театра 20 спектаклей, среди которых постановки Романа Виктюка и работы других режиссеров. Кроме этого, действует своеобразная творческая лаборатория, где происходит постоянный поиск новых интересных театральных, поэтических и пластических форм и решений.

Официальный сайт.

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Клуб союза коммунальников имени Русакова архитектора Константина Мельникова это одно из самых необычных зданий Москвы известное как дом-шестерёнка. Эта постройка признанный мировой шедевр архитектуры авангрда времени, когда первые три десятилетия двадцатого века русское и советское искусство стало лидером мирового художественного процесса.

Авангард в архитектуре имел множество направлений. Это конструктивизм, рационализм и функционализм. Архитекторы всех этих течений осуществляли активный поиск новых форм и технологий с применением бетона, металла, стекла, а главное стремились найти адекватное решение в ответ на требование к архитектуре со стороны нового общества. Здание Мельникова на улице Стромынка в Сокольниках представляет абсолютно новый тип архитектурных сооружений возникших в Советском Союзе - РАБОЧИЙ КЛУБ.

В 1920-е годы клубы стали не просто учереждениями досуга, но и важными центрами организации новой жизни. Именно поэтому им уделялось особое внимание властей. На 1925-ё год в молодой советской стране было зафиксировано около 3500 клубов, и все они располагались в старых особняках, перестроенный церквях, акрхитектура которых противоречила их назначению. Важнейшее решение о строительстве новых капитальных клубов принял в 1925 году VII Всесоюзный Съезд Союза рбачих металлистов. Сооружение этих зданий должно было вестись за счёт ежемясячных десяти процентных отчислений от поступающих в профсоюзную кассу членских взносов. Решение о строительстве клубов принимаютпрофсоюзы и других отраслей. Начинается клубный бум. В течении нескольких последующих лет для Москвы и Московской области проектировалось 78 клубов, 30 из которых было построено. Шесть из них создано архитектором Константином Мельниковым. Константин Степанович Мельников один из лидеров советского авангарда, получивший мировое признание уже в середине двадцатых годов XX-века. Успех архитектору принесли два выставочных павильона. МАХОРКА на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно промышленной выставке в Москве и павильон СССР на всемирной выставке искусств и ремесел в Париже получивший гран при жюри. Во второй половине двадцатых Мельников становится одним из самых востребованных архитекторов новой России, получив в 1927-м году заказ на КЛУБ имени Русакова Мельников предложил для него совершенно необычную форму. Поскольку здание строилось для рабочих Сокольнического трамвайного парка и вагоно-ремнонтных мастерских Мельников выбирает форму усечённой шестерёнки основным архитектурным мотивом.

На торцах выносных консолей зубцов шестерёнки архитектор размещает агитационно-информативные шрифтовые композиции, создавая дополнительный образ клуба рупора.

Здания клубов проектировались мною не просто как здания, писал архитектор. Я составлял проект грядущего счастья, проект архитектуры большого подъёма строительства новой жизни. Оригинально решён и боковой фасад клуба, выходящий на Бабаевскую улицу.

Он составлен из наложенных один на другой прямоугольных и клиновидных призматических объёмов. Ритмот крупных фабричных окон он отсылает к архитектуре трамвайных депо.

В плане клуб Русакова имеет клиновидную форму, что было продиктовано самим треугольным участком, выделенным под застройку на углу Стромынки и Бабаевской улицы.

Основные требования к внутренней организации клубов предусматривали возможность расширения пространства, препрофилировния отдельных помещений, оборудование большого зрительного зала и малого зрительного зала для заседаний, лекций и кино, залов для клубно0кружковой работы, буфета, столовой, комнаты отдыха и комнаты для игр. На планах и синьках с поперечными разрезами этажей видно что Мельников планирует в клубе Русакова спортзал с душевыми и уборными, гардероб, общественные зоны, читальню, кинобудку. Большой зрительный зал клуба раскрывался за партером тремя дополнительными залами, которые и формировали консольные зубцы шестерёнки.

Каждое из этих трех небольших пространств могло превращаться в изолированный зал на 190 человек на уровне третьего этажа.

Еще два отделяемых прострагства на уровне второго этажа вмещали по 120 мест. Они так же могли превращаться в изолированные комнаты при помощи системы живых стен, которые в последствии были демонтированы и не сохранились. Таким образом клуб имени Русакова имеет систему из шести зрительных залов, которые при необходимости объединяютс я в общий зал способный вместить до 1170 человек. Применяя все доступные на тот момент технологии и материалы Мельников смело нарушает классичесие архитектурные каноны, но не ради оригинальности, а для максимально рационального использования внутреннего пространства. Стремясь получить максимально полезный внутренний объём, архитектор сводит до минимума пространство технических помещений и внутренних коммуникаций. Здесь как и в последующих клубах, например активно используются внешние лестницы, ставшие характерным приёмом Мельникова.

Ещё большей инновацией клуба Русакова стали вынесенные наружу на высоте третьего этажа консольные балконы амфитеатры. как ни странно эта идея Мельникова вызвала острое неприятие не со стороны заказчиков, а со сторны коллег по профессии и строителей, многие из которых даже отказвались от работы над проектом, считая что сооружение столь объёмных помещений на консолях технически невозможно. Идею консольного строительства с применением системы наклонного баланса Мельников стал обдумывать ещё до строительства клубов. В 1925 году архитектор получает заказ в Париже на проектирование гаража для такси. Проенкт реализван не был, но новаторская инженерная идея нашла продолжение в проекте клуба Русакова. В целом здание клуба имеет конструкцию из нескольких материаллов. Это кирпичные несущие стены

Стены мз шлакоблоков, металлические фермы перекрытий, железобетонные рамы выносных консолей. Кровля максимально облегчена и состоит из стропильной деревянной конструкции. В 1970-е - 1990-е годы клуб Русакова архитектора Констатина Мельникова в результате многочисленных перестроек и реставраций частично утратил оригинальную структуру и планировку. Последняя реставрация оконченная в 2015 году несколько исправила ситуацию, но и после неё оригинальный замысел архитектора полностью восстановлен не был.

Здание построено в 1927–1929 гг. архитектором Константином Мельниковым по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских и получило название в память видного участника революционного движения Ивана Васильевича Русакова. Здание Дома культуры им. Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.

Здание по форме напоминает огромную шестерёнку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания.

При строительстве клуба были применены прогрессивные технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов. В трёх верхних залах живые стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам: верхняя, большая её часть, при помощи электромотора, помещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой их них составлял около 4 тонн. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3 тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором. Впоследствии этот механизм был ликвидирован.

В центре здания находится вестибюль с двумя изолированными лестницами и центральной лестницей посередине, ведущей в два зала: верхний и нижний. Как предполагал сам Мельников, нижний зал может быть использован под ресторан, а верхний под митинги и спортивные упражнения. Построенный клуб имел шесть самостоятельных залов и вмещал около 980 чел.: два боковых зала были рассчитаны каждый на 120 чел., три верхних зала по 190 чел., партер на 360 чел.

В 1996 г. клуб был передан в аренду театру Романа Виктюка с условием, что учреждение культуры своими силами и за свой счёт проведёт весь комплекс реставрационных работ. Однако на масштабную реставрацию средств долго не хватало, и здание клуба до нач. 2010-х гг. находился в аварийном состоянии.

В марте 2015 г. реконструкция, наконец-то, была завершена.

Является объектом культурного наследия регионального значения.

Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.

История

Здание клуба построено по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских (теперь - завод СВАРЗ). Дом культуры получил название в память участника революционного движения и одного из руководителей Сокольнической организации большевистской партии Ивана Васильевича Русакова (1877-1921), в честь которого также было названо трамвайное депо, улица и набережная в Москве.

В 1987 году здание клуба признано памятником советской архитектуры.

В 1996 году клуб был передан в аренду театру Романа Виктюка с условием, что учреждение культуры своими силами и за свой счёт проведёт весь комплекс реставрационных работ. Однако данное условие Театром Виктюка выполнено не было. Клуб им. Русакова был включён в список особо ценных объектов Всемирного фонда памятников архитектуры и получил от него грант в размере 20 тысяч долларов. На эти средства, а также на собственные средства субарендатора клуба им. Русакова, ресторана «Бакинский дворик», был сделан ремонт кровли и отопительной системы здания, начата работа по реставрационной замене оконных блоков. Однако на масштабную реставрацию средств не хватило. В настоящее время здание клуба находится в аварийном состоянии.

В 2005 году Центральный банк РФ тиражом 10 000 штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 рубля.

Архитектурно-планировочное решение

Архитектура клуба

Здание ДК Русакова по форме напоминает огромную шестерёнку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания. При строительстве клуба Мельниковым были применены прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов.

Планировка

В центре здания находится вестибюль с двумя изолированными лестницами и центральной лестницей посередине, ведущей в два зала: верхний и нижний. Как предполагал сам К.Мельников, нижний зал может быть использован под ресторан, а верхний под митинги и спортивные упражнения. Построенный клуб имел шесть самостоятельных залов, объединяющихся в один при помощи специальных спускных затворов («живых стен»), помещённых между ярусами здания и вмещал около 980 человек: два боковых зала были рассчитаны каждый на 120 человек, три верхних зала по 190 человек, партер на 360 человек.

В трёх верхних залах живые стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам: верхняя, большая её часть, при помощи электромотора, помещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой их них составлял около 4-х тонн. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3-х тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором.

Переделки и утраты

Первоначально проект предполагал стеклянные стены, но окна того времени плохо удерживали тепло, и после первой же зимы окна были заложены. Помимо этого за время эксплуатации клуба снята надпись на фасаде «Профсоюзы - школа Коммунизма», ликвидирован механизм частичной трансформации залов, изменены цвет и облицовка стен. Сам К. С. Мельников в начале 1970-х годов описывал перечень необходимых работ по восстановлению первоначального облика клуба на Стромынке: «1. Вскрыть оконные проёмы, заложенные кирпичом, в обеих сторонах боковых стен партера и крайних балконов зрительного зала. Восстановить оконные переплёты по рисункам, сохранившим свой узор на фотографиях 1929 -начала 30-х годов 2. Восстановить надписи на фронтальных плоскостях висячих частей трёх балконов по тем же фотографическим документам»