Шариков из собачьего сердца имя. Повесть "Собачье сердце": история создания и судьба

/ / / Образ доктора Борменталя в повести Булгакова «Собачье сердце»

Доктор неукоснительно придерживается распоряжений профессора. Он благодарен Преображенскому за то, что тот, в свое время, много для него сделал, считает его наставником и восхищается работой. Молодой человек не заискивает перед коллегой и свято верит в безграничные возможности «гения».

Борменталь старается во всем походить на своего учителя. Он с воодушевлением наблюдает за ходом «эксперимента», ведет полную отчетность, радуется любому прогрессу. Когда с Шариковым начинаются первые проблемы, именно доктор «протягивает руку помощи» Преображенскому.

Видя «малодушие» профессора, доктор полностью берет ситуацию под свой контроль, забывая о своей личной жизни. Он периодически показывает Шарикову «свое место», оказывая воздействие на него с помощью грубой физической силы.

Каждый раз выходки «подопытного» выводят доктора из себя. Он понимает всю значимость происходящего, но не в силах совладать с собой в ситуации, когда с каждым днем становится наглее.

Борменталь с рождения наделен повышенным чувством справедливости. Он готов отказаться от «проекта» и избавить профессора от мучений. Однако Преображенский останавливает его и пресекает все разговоры об убийстве. «Чистые руки» Борменталя, а так же собственная репутация априори важнее для ученого.

Однако через некоторое время ситуация с Шариковым совсем выходит из-под контроля. Наглость, развратные действия и алчность «подопытного» переходит границы допустимого и Борменталь становится инициатором «самосуда». Коллегами в срочном порядке принимается решение вернуть «мерзавцу» его изначальное тело.

В отлаженном «механизме» работы профессора Преображенского, есть и часть заслуги доктора Борменталя. Доктор является для него «надежным тылом», опорой и поддержкой в любых начинаниях. Борменталь наделен высокими моральными и духовными ценностями. Он вечный «должник» перед профессором, хотя Преображенский никогда и ничем его не попрекал, а наоборот уважал и ценил его труды и старания.

Вместе коллегам удалось благополучно исправить хирургическим путем прежнюю «ошибку», которая чуть не стала роковой, для каждого из них.

Булгаков не зря сделал образ Борменталя положительным. Ведь в близком окружении Филиппа Филипповича не могло оказаться «лишних» людей. Преображенский подобрал себе команду, которая очень схожа была ему по духу, мыслям и поступкам. Борменталь подходил по всем «параметрам» Преображенскому. Однако доктор никогда не показывал своей значимости в деле, предпочитая всегда оставаться в тени Филиппа Филипповича.

В 1988 году отечественные зрители впервые увидели картину В. Бортко «Собачье сердце». Отзывы о фильме были восторженные. Экранизация повести Булгакова вызвала бурю ликования. «Собачье сердце», цитаты из которого сегодня известны почти каждому, до создания фильма-экранизации читали немногие. После премьеры книга вошла в обязательный список литературы каждого интеллигентного человека.

Отзывы перестроечного времени

В чем же причина популярности повести «Собачье сердце»? Отзывы перестроечной аудитории не случайно были восторженными. Речи Преображенского о разрухе и ее причинах оказались чрезвычайно актуальными в условиях хаоса. В книге показаны отголоски потерянного государства. В конце восьмидесятых книгу обсуждали повсюду: в метро, электричках, во время рабочего перерыва и, как полагается, согласно традициям советской интеллигенции, на малогабаритных кухнях.

Отзывы современных читателей

За тридцать лет многое переменилось. В восприятии читателей произошел существенный сдвиг. Несколько иначе заговорили о книге «Собачье сердце». Отзывы о повести читатели оставляют преимущественно положительные. Рецензий о книге так много, что становится ясно: актуальность история о преображении собаки в человека не потеряла. Содержание отзывов, между тем, несколько изменилось. Шариков не вызывает столь ярого презрения. В монологах профессора чувствуется чрезмерный консерватизм.

Фраза о том, что любителям пения снизу стоит заняться своими прямыми обязанностями, а именно - чисткой сортиров, придает образу Преображенского презрение к простому люду. И это уже не воспринимается читателями с таким воодушевлением. В чем причина перемен в восприятии повести «Собачье сердце»? Отзывы читательские проанализировать стоит параллельно описанию главных образов. А они в книге Булгакова необыкновенно яркие, емкие и более сложные, чем казалось читателям на закате советской эпохи.

Шариков

«Собачье сердце» - повесть о том, как практикующий врач и ученый подобрал с улицы бездомного пса. Угостив беднягу он завладел его сердцем, проник в душу и мысли. Стал чем-то вроде божества. Однако пес превратился в жертву эксперимента. Гениального, великого, но абсолютно бессмысленного.

Неудачный эксперимент

Для чего из собаки делать человека? Для того чтобы на свет появился негодяй Шариков? Но даже если бы в операции был использован гипофиз не алкоголика Клима Чугункина, а, например, Спинозы, мероприятие профессора и в этом случае не имело бы смысла. Человека может родить каждая женщина. Ведь родила же мадам Ломоносова в глубокой провинции гениального сына. Таково мнение самого Преображенского. Однако высказывает он его спустя несколько месяцев после операции. Но прежде в огромной квартире воцаряется бардак.

Булгаков «Собачье сердце» написал в то время, когда в стране орудовали швондеры и им подобные. Действовали они решительно, потому как верили в скорое чудо. Волшебства между тем не произошло. Невозможно одновременно мести трамвайные пути и решать судьбы иностранных оборванцев. Не способен вчерашний слесарь заведовать культотделом. Нереально сделать из пса человека, пересадив ему человеческий гипофиз и дав фамилию Шариков.

«Собачье сердце» пронизано пренебрежительным отношением к выскочкам, «певунам», к тем, по чьей вине пропали профессорские галоши. К слову сказать, фамилию Шариков взял себе сам, чему отнюдь не рад был Филипп Филиппович. Имя его жертвы и вовсе вызвало бурю гнева. «В печку его!» - командует профессор Зине, узнав, что именно в календаре, который весит в передней, Шариков вычитал столь неблагозвучное имя.

Герои

Какие персонажи являются центральными в повести «Собачье сердце»? Главные герои - Преображенский, Борменталь, Шариков. Человека с собачьим сердцем в своем дневнике ассистент профессора называет не иначе, как «существо». Каким еще термином можно назвать вчерашнего пса, который, едва лишившись хвоста, принялся извергать нецензурную брань и играть на балалайке? Шариков быстро адаптируется к новым реалиям времени. Становится «единомышленником» Швондера, получает должность в «Очистке».

Шариков-Чугункин четверть века назад у читателей ассоциировался с уходящим прошлым. Преображенский - с потерянным миром, который (так хотелось в это верить) вскоре можно будет восстановить. Годы показали, что разрушенное восстановлению не подлежит. У современных читателей Полиграф Полиграфович, возможно, и не вызывает симпатии. Но он, по крайней мере, заслуживает жалости.

Преображенский и его ассистент

Булгаков «Собачье сердце» написал в атмосфере, близкой той, которая царила в начале девяностых годов прошлого века. В те времена Преображенский и Борменталь воспринимались образцами интеллигентности. Сегодня читатели отмечают некоторую жестокость эскулапов по отношению к подопечному.

Людям с университетским образованием словно невдомек, что глупо ожидать от существа, которое третьего дня скиталось по помойкам, а вчера подверглось очеловечиванию, адекватного поведения. Впрочем, из Шарикова и не думал делать полноценного члена общества Преображенский. «Собачье сердце» - повесть о неожиданном результате эксперимента. Профессора интересовало лишь омоложение.

Взять и поделить!

О чем повествует основная часть повести «Собачье сердце»? Главные герои находятся в конфронтации. Преображенский и Борменталь требуют от Шарикова поведения, достойного их общества. Бывший пес, отягощенный гипофизом алкоголика, не воспринимает критику в свой адрес. Самыми знаменитыми являются в повести «Собачье сердце» цитаты Преображенского и Шарикова. Некоторые фразы стали крылатыми. Особенно запоминающимися стали диалоги, которые герои книги ведут за обедом.

Невежество Шарикова шокирует медиков. Если бы не чудо-эксперимент, они никогда не оказались бы за одним столом с человеком, который знает, как решить экономические проблемы в стране одним махом. До появления Полиграфа Полиграфовича в профессорском доме Зина никогда не спешила так быстро убирать водку со стола. Прислуга Преображенского ранее не жгла в печи «Переписку Энгельса с Каутским».

«Да, я не люблю пролетариат»

Эта фраза вызвала особый восторг у читателей конца восьмидесятых. И это неудивительно. Слово «пролетариат» набило оскомину даже детям представителей рабочего класса. Сегодняшние читатели, рожденные в девяностых, едва ли способны понять глубину профессорских реплик.

«Я не Айседора Дункан»

В квартиру Преображенского являются люди в кожаных пальто. Повод посещения профессорских хором - чрезмерное количество комнат. И здесь начинается напряженный диалог между остроумным хозяином квартиры и менее красноречивыми членами жилтоварищества.

Спустя много лет после развала советского государства, когда антикоммунистическая эйфория давно рассеялась, читатели взглянули на Преображенского более объективно. Да, он светило мировой науки. Да, он интеллигент, эстет и личность сильная, независимая. Но есть в нем что-то от мещанина, чревоугодника, пользующегося кремлевским блатом. Впрочем, в книге присутствует момент, характеризующий этого героя как личность высоких нравственных идеалов.

Незадолго до «гибели» Шарикова Преображенский и Борменталь проводят весь вечер за обсуждением дальнейшей судьбы Полиграфа. Автор не посвящает читателя в подробности разговора. Но известно, что Преображенский не готов идти на преступление исключительно ради Борменталя. Герой также произносит мудрую фразу «Доживите до старости с чистыми руками».

Террором ничего не добиться

Характерными для Преображенского являются его высказывания о способе обращения с живым существом. Террором, утверждает профессор, ничего добиться невозможно. Произносит он эти слова в связи с появлением в доме Шарикова. Но в них содержится мнение автора относительно политических событий, свидетелем которых он стал.

Преображенский раскаивается в своих действиях. Уже спустя несколько дней после операции он понимает, каким станет конечный результат эксперимента.

Швондер

Этот персонаж - типичный пролетарий. Повесть построена на антитезе. Человеку старого времени противопоставлен образ нового. Автор, безусловно, на стороне Преображенского.

Швондер убежден, что самым главным в жизни человека является документ. Ведь где это видано, чтобы человек без прописки жил? Характерные черты этого героя - назойливость, коварность, бюрократические замашки. Даже после возвращения Шарика в свой привычный облик, он не останавливается, а продолжает донимать профессора.

В чем заключается идея повести «Собачье сердце»? Тема книги - негативные последствия вмешательства в законы природы. Но этим проблематика произведения не ограничивается. Булгаков поднял прежде всего вопросы социального характера в книге «Собачье сердце».

Смысл книги можно сформулировать следующим образом: сложные взаимоотношения интеллигенции и пролетариата. Впрочем, сколько критиков, столько и мнений. О повести написано огромное количество статей. Но главной оценкой литературного труда автора являются все же читательские отзывы. А они о книге Булгакова исключительно хвалебные.

Великий русский писатель широко известен своими гениальными и, в то же время, полными юмора произведениями. Его книги давно разобрали на цитаты, остроумные и меткие. И даже если не все знают, кто написал «Собачье сердце», то многие видели великолепный кинофильм по мотивам данной повести.

Вконтакте

Краткое изложение сюжета

Сколько глав в «Собачьем сердце» — вместе с эпилогом 10. Действие произведения происходит в Москве в начале зимы 1924 года.

  1. Сначала описывается монолог собаки, в котором пес предстает умным, наблюдательным, одиноким и благодарным тому, кто накормил.
  2. Собака чувствует, как болит ее избитое тело, вспоминает как ее били и поливали кипятком дворники. Собаке жаль всех этих бедных людей, но себя больше. Как подкармливали жалостливые женщины и прохожие.
  3. Мимо проходящий господин (профессор Преображенский) угощает ее краковской – хорошей вареной колбасой и зовет за собой. Пес идет покорно.
  4. Далее рассказывается о том, как пес Шарик приобрел свои способности. А знает собака очень много – цвета, некоторые буквы. В квартире Преображенский вызывает помощника доктора Борменталя, и пес чувствует, что снова попал в ловушку.
  5. Все попытки отбиться не дают результата и наступает помрачение. Все же животное очнулось, хоть и перебинтованное. Шарик слышит, как профессор учит относиться к нему ласково и заботливо, хорошо кормить.

Собака очнулась

Сытого и подобревшего пса Преображенский забирает с собой на прием. Тут Шарик видит пациентов: старичок с зелеными волосами, чувствующий себя снова молодым мужчиной, старуха, влюбленная в шулера и просящая пересадить ей яичники обезьяны и много-много кого. Неожиданно пришли четверо посетителей из управления дома, все в кожанках, сапогах и недовольные тем, сколько комнат было в квартире профессора. После звонка и разговора с неизвестным они смущенно уходят.

Дальнейшие события:

  1. Описывается обед профессора Преображенского и доктора. За едой ученый рассуждает о том, что принесла лишь разрушения и лишения. Калоши крадут, в квартирах не топят, комнаты отбирают. Пес же счастлив, потому что сыт, в тепле, у него ничего не болит. Неожиданно утром после звонка пса снова повели в смотровую и усыпили.
  2. Описывается операция по пересадке Шарику семенных желез и гипофиза от уголовника и буяна, убитого при задержании.
  3. Приводятся выдержки из дневника, который ведет Иван Арнольдович Борменталь. Доктор описывает, как собака постепенно становится человеком: встает на задние лапы, потом ноги, начинает читать и говорить.
  4. Обстановка в квартире меняется. Люди ходят угнетенные, везде следы беспорядка. Играет балайка. В квартире поселился бывший шарик – низкий, грубый, агрессивный человечек, который требует паспорт и придумывает себе имя — Полиграф Полиграфович Шариков. Его не смущает прошлое и плевать на всех. Больше всего Полиграф ненавидит котов.
  5. Снова описывается обед. Шариков изменил все – профессор ругается и отказывается принимать пациентов. Полиграфа быстро взяли в оборот коммунисты и обучили своим идеалам, которые оказались ему близки.
  6. Шариков требует признать его наследником, выделить часть в квартире профессора Преображенского и оформить прописку. Затем пытается изнасиловать кухарку профессора.
  7. Шариков устраивается на работу по отлову бродячих животных. По его словам, из котов будут делать «польты». Шантажом принуждает машинистку жить с ним, но ее спасает доктор. Профессор хочет выгнать Шарикова, но тот угрожаем пистолетом. Его скручивают и наступает тишина.
  8. Комиссия, пришедшая вызволять Шарикова, находит полусобаку- получеловека. Вскоре Шарик снова спит у стола профессора и радуется своей удаче.

Главные герои

Символом науки в этой повести становится светило медицины – профессор, имя Преображенского из повести «Собачье сердце» Филипп Филиппович. Ученый ищет способы омоложения организма, и находит – это пересаживание семенных желез животных. Старики становятся мужчинами, женщины надеются скинуть десяток лет. Пересадка гипофиза и семенников, а сердце, что пересадили собаке в «Собачьем сердце» от убитого уголовника – лишь очередной эксперимент знаменитого ученого.

Его помощник – доктор Борменталь, молодой представитель чудом сохранившихся дворянских норм и приличий, был лучшим учеником и остался верным последователем.

Бывший пес – Полиграф Полиграфович Шариков – жертва эксперимента. Тем, кто только смотрел кинофильм, особенно запомнилось то, на чем играл герой из «Собачьего сердца». Непристойные куплеты и скачки на табуретке стали авторской находкой сценаристов. В повести Шариков просто бренчал без перерывов, чем ужасно надоедал профессору Преображенскому, ценившему классическую музыку.

Итак, ради этого образа ведомого, глупого, грубого и неблагодарного мужика и была написана повесть. Шариков хочет только жить красиво и вкусно есть, не понимает красоты, норм отношений между людьми, живет инстинктами. Но профессор Преображенский считает, что для него бывший пес не опасен, гораздо больший вред Шариков принесет Швондеру и прочим коммунистам, которые опекают и учат его. Ведь этот созданный человек несет в себе все низшее и худшее, что присуще человеку, не имеет никаких морально-нравственных ориентиров.

Уголовник и донор органов Клим Чугункин в «Собачьем сердце» вроде только упоминается, но именно его негативные качества перешли к доброй и умной собаке.

Теория происхождения образов

Уже в последние годы существования СССР стали говорить о том, что прототип профессора Преображенского – Ленин, а Шарикова – Сталин. Их исторические отношения похожи на историю с собакой.

Ленин приблизил дикого уголовника Джугашвили, веря в его идейную начинку. Этот человек был полезным и отчаянным коммунистом, молился на их идеалы и не жалел жизни и здоровья.

Правда, в последние годы, как считали некоторые приближенные, вождь пролетариата осознал истинную сущность Иосифа Джугашвили и даже хотел удалить из своего окружения. Но животная хитрость и ярость помогли Сталину не только удержаться, но и занять лидерскую позицию. И косвенно это подтверждается тем, что, не смотря на год написания «Собачьего сердца» — 1925, напечатана повесть была в 80- е.

Важно! Эту идею подтверждают некоторые аллюзии. Например, Преображенский любит оперу «Аида», а любовница Ленина Инесса Арманд. Машинисточка Васнецова, неоднократно мелькающая в близкой связи с героями, тоже имеет прототип – машинистка Бокшанская, тоже связанная с двумя историческими личностями. Бокшанская же стала другом Булгакова.

Поставленные автором проблемы

Булгаков, подтверждая статус великого русского писателя, в сравнительно небольшой повести смог поставить ряд чрезвычайно острых проблем, актуальных до сих пор.

Первая

Проблема последствий научных экспериментов и морального права ученых вмешиваться в естественный ход развития . Преображенский сначала хочет замедлить ход времени, омолаживая стариков за деньги и мечтая найти способ вернуть молодость всем.

Ученый не боится применять рискованные способы, пересаживая яичники животных. Но когда в результате получается человек, профессор сначала пытается его воспитать, а потом вообще возвращает ему вид собаки. И с момента осознания Шариком себя человеком начинается та самая научная дилемма: кого считать человеком, и будет ли действие ученого считаться убийством.

Вторая

Проблема отношений, точнее — противостояния восставшего пролетариата и уцелевшего дворянства, имела болезненный и кровавый характер. Наглость и агрессивность Швондера и пришедших с ними – не преувеличение, а скорее пугающая реальность тех лет.

Матросы, солдаты, рабочие и люди дна заполоняли города и поместья быстро и жестоко. Страну заливала кровь, бывшие богатые люди голодали, отдавали последнее за булку хлеба и спешно уезжали за границу. Единицы смогли не только уцелеть, но и сохранить свой уровень жизни. Таких все равно ненавидели, хотя и боялись.

Третья

Проблема всеобщей разрухи и ошибочности выбранного пути уже не раз вставала в произведениях Булгакова. Писатель оплакивал прежний порядок, культуру и умнейших людей, гибнущих под натиском толпы.

Булгаков – пророк

И все-таки, о чем хотел сказать автор в «Собачьем сердце». Многие читатели и поклонники его творчества почувствуй такой пророческий мотив. Булгаков словно показывал коммунистам, какого человека будущего, гомункула они растят в своих красных пробирках.

Рожденный в результате эксперимента ученого, работающего на потребу народу и защищенного верховной проекцией, Шариков угрожает не только стареющему Преображенскому, это существо ненавидит абсолютно всех.

Ожидаемое открытие, прорыв в науке, новое слово в общественном устройстве оборачиваются всего лишь тупым, жестоким, уголовником, тренькающем на балайке, душащем несчастных животных, тех, из числа которых он сам вышел. Цель Шарикова – отобрать комнату и украсть деньги у «папаши».

«Собачье сердце» М. А. Булгаков — Краткое содержание

Собачье СЕРДЦЕ. Михаил Булгаков

Вывод

Единственный выход для профессора Преображенского из «Собачьего сердца» – взять себя в руки и признать провальность эксперимента. Ученый находит в себе силы признать собственную ошибку и исправить ее. А смогут ли это сделать остальные…

Повесть Михаила Булгакова «Собачье Сердце», написанная в 1925 году в Москве, является филигранным образцом острой сатирической фантастики того времени. В нем автор отразил свои идеи и убеждения по поводу того, нужно ли человеку вмешиваться в законы эволюции и к чему это может привести. Затронутая Булгаковым тема, остается актуальной и в современной реальной жизни и никогда не перестанет тревожить умы всего прогрессивного человечества.

После публикации повесть вызвала много толков и неоднозначных суждений, ведь она отличалась яркими и запоминающимися характерами главных персонажей, неординарным сюжетом, в котором фантастика тесно переплеталась с реальностью, а также неприкрытой, резкой критикой Советской власти. Данное произведение пользовалось большой популярностью в среде диссидентов в 60-х годах, а после переиздания в 90-х вообще признано пророческим. В повести «Собачье сердце» хорошо просматривается трагедия русского народа, который разделен на два враждующих лагеря (красные и белые) и в этом противостоянии должен победить только один. В своей повести Булгаков раскрывает читателям сущность новых победителей — пролетариев-революционеров, и показывает что ничего хорошего и достойного создать они не могут.

История создания

Данная повесть является заключительной частью ранее написанного цикла сатирических повестей Михаила Булгакова 20-х годов, таких как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Булгаков начал писать повесть «Собачье сердце» в январе 1925 года и закончил её в марте того же года, изначально она предназначалась для публикации в журнале «Недра», однако не прошла цензуру. И все такие её содержание было известно московским любителям литературы, потому что Булгаков читал её в марте 1925 года на «Никитском субботнике» (литературный кружок), позже её переписывали от руки (так называемый «самиздат») и таким образом распространяли в массы. В СССР повесть «Собачье сердце» впервые была опубликован в 1987 году (6-ой номер журнала «Знамя»).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Основой для развития сюжета в повести служит история неудачного эксперимент профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Для этого он пересаживает ему гипофиз алкоголика, тунеядца и дебошира Клима Чугункина, операция проходит успешно и на свет появляется абсолютно «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков, который по задумке автора является собирательным образом нового советского пролетария. «Новый человек» отличается грубым, наглым и лживым характером, хамской манерой поведения, весьма неприятной, отталкивающей внешностью, и у интеллигентного и воспитанного профессора с ним часто возникают конфликты. Шариков, для того чтобы прописаться в квартире профессора, (на которую как он считает он имеет полное право) заручается поддержкой единомышленника и идейного учителя, председателя домового комитета Швондера, и даже находит себе работу: занимается отловом бродячих кошек. Доведенный до крайности всеми выходками новоявленного Полиграфа Шарикова (последней каплей был донос на самого Преображенского), профессор решает вернуть все как было, и превращает Шарикова обратно в собаку.

Главные герои

Главными героями повести «Собачье сердце» являются типичные представители московского общества того времени (тридцатые года ХХ века).

Один из основных действующих персонажей, находящийся в центре повествования — профессор Преображенский, известный ученый с мировым именем, уважаемый в обществе человек, придерживающийся демократических взглядов. Он занимается вопросами омолаживания человеческого организма посредством пересадки органов животных, и стремится оказать помощь людям, при этом, не нанося им никакого вреда. Профессор изображен как солидный и уверенный в себе человек, имеющий определенный вес в обществе и привыкший жить в роскоши и достатке (у него большой дом с прислугой, среди его клиентов бывшие дворяне и представители высшего революционного руководства).

Являясь культурным человеком и обладая независимым и критическим складом ума, Преображенский открыто выступает против Советской власти, называя пришедших к власти большевиков «пустобрехами» и «бездельниками», он твердо уверен, что бороться с разрухой нужно не террором и насилием, а культурой, и считает что единственный способ общения с живыми существами это ласка.

Проведя эксперимент над бродячим псом Шариком и превратив его в человека, и даже попытавшись привить ему элементарные культурные и нравственные навыки, профессор Преображенский претерпевает полнейшее фиаско. Он признает что его «новый человек» получился совсем никудышным, не подается воспитанию и учится только плохому (главный вывод Шарикова после проработки советской пропагандисткой литературы — нужно все делить, причем делая это методом грабежа и насилия). Ученый понимает, что нельзя вмешиваться в законы природы, потому что такие эксперименты ни к чему хорошему не приводят.

Молодой помощник профессора доктор Борменталь, очень порядочный и преданный своему учителю человек (профессор в свое время принял участие в судьбе нищего и голодного студента и тот ему отвечает преданностью и благодарностью). Когда Шариков дошел до предела, написав донос на профессора и украв пистолет, хотел пустить его в ход, именно Борменталь проявил твердость духа и жесткость характера, приняв решение превратить его обратно в собаку, в то время когда профессор еще колеблется.

Описывая с положительной стороны этих двух врачей, старого и молодого, подчеркивая их благородство и чувство собственного достоинства, Булгаков видит в их описании себя и своих родственников-врачей, которые бы во многих ситуациях поступили бы точно также.

Абсолютными противоположностями этим двум положительным героям выступают люди нового времени: сам бывший пес Шарик, ставший Полиграф Полиграфовичем Шариковым, председатель домового комитета Швондер и другие «жилтоварищи».

Швондер представляет собой типичный образчик члена нового общества, целиком и полностью поддерживающего Советскую власть. Ненавидя профессора как классового врага революции и задумав получить часть жилплощади профессора, он использует для этого Шарикова, рассказывая ему о правах на квартиру, делая ему документы и подталкивая его к написанию доноса на Преображенского. Сам, являясь человеком недалеким и необразованным, Швондер пасует и тушуется в разговорах с профессором, и от этого ненавидит его еще сильнее и прикладывает все усилия, чтобы насолить ему как можно больше.

Шариков, донором, для которого стал яркий среднестатистический представитель советских тридцатых годов прошлого века, алкоголик без определенной работы, трижды судимый люмпен-пролетариат Клим Чугункин, двадцати пяти лет отроду, отличается вздорным и наглым характером. Как и все простые обыватели, он хочет выбиться в люди, вот только учиться чему либо или прикладывать для этого какие-либо усилия он не хочет. Ему по душе быть невежественным разгильдяем, драться, материться, плеваться на пол и постоянно нарываться на скандалы. Однако, не учась ничему хорошему, плохое он впитывает как губка: быстро учится писать доносы, находит работу себе по «душе» - убивать кошек, извечных врагов собачьего рода. Причем показывая насколько безжалостно он расправляется с бездомными котами, автор дает понять, что точно также Шариков поступит и с любым человеком, ставшим между ним и его целью.

Постепенно нарастающая агрессия, наглость и безнаказанность Шарикова, специально показана автором, для того чтобы читатель понял насколько эта зарождающаяся в 20-х годах прошлого века «шариковщина», как новое социальное явление послереволюционного времени, страшна и опасна. Такие Шариковы, встречающиеся в советском обществе сплошь и рядом, особенно стоящие у власти, представляют настоящую угрозу для общества, особенно для интеллигентных, умных и культурных людей, которых они люто ненавидят и пытаются их всячески уничтожать. Что впрочем и произошло в дальнейшем, когда во время сталинских репрессий был уничтожен цвет российской интеллигенции и военной элиты, как это и предсказывал Булгаков.

Особенности композиционного построения

В повести «Собачье сердце» соединено сразу несколько литературных жанров, в соответствии с фабулами сюжетной линии её можно отнести к фантастическому приключению по образу и подобию «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, в котором также описаны эксперимент по выведению гибрида человека и животного. С этой стороны повесть можно отнести к активно развивающемуся в то время жанру научной фантастики, яркими представителями которого были Алексей Толстой и Александр Беляев. Однако под поверхностным слоем научно-приключенческой фантастики на поверку оказывается острая сатирическая пародия, аллегорически показывающая всю чудовищность и несостоятельность того масштабного эксперимента под названием «социализм», который проводила Советская власть на территории России, пытаясь террором и насилием создать «нового человека», родившегося из революционного взрыва и насаждения марксистской идеологии. Что из этого получится, как раз очень наглядно продемонстрировал Булгаков в своей повести.

Композиция повести состоит из таких традиционных частей как завязка — профессор видит бездомного пса и решает привести его домой, кульминация (здесь можно выделить сразу несколько моментов) - проведение операции, визит домкомовцев к профессору, написание Шариковым доноса на Преображенского, его угрозы с применением оружия, решение профессора превратить Шарикова обратно в собаку, развязка — проведение обратной операции, визит Швондера к профессору с милицией, заключительная часть — установление мира и спокойствия в профессорской квартире: ученый занимается своими делами, собака Шарик вполне доволен своей собачьей жизнью.

Несмотря на всю фантастичность и невероятность описываемых событий в повести, применение автором различных приемов гротеска и аллегории, данное произведение, благодаря применению описания конкретных примет того времени (городских пейзажей, различных мест действия, быт и облик персонажей) отличается уникальным правдоподобием.

События, происходящие в повести описываются накануне наступления Рождества и не зря профессор назван Преображенским, а его эксперимент это настоящее «антирождество», своебразное «антитворение». В повести основанной на аллегории и фантастическом вымысле, автор хотел показать не только о важности ответственности ученого за свой эксперимент, а еще и неспособность видеть последствия своих деяний, громадную разницу между естественным развитием эволюции и революционным вмешательством в ход жизни. В повести показано четкое авторское виденье тех перемен, которые произошли в России после революции и начало строительства нового социалистического строя, все эти перемены для Булгакова были ни чем иным как экспериментом над людьми, масштабным, опасным и имеющим катастрофические последствия.

Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце"

Повесть «Собачье сердце» (1925) вызвала целый шквал нападок на писателя со стороны официальных властей и критики. В марте 1926 г. МХАТ подписал с Булгаковым договор на инсценировку «Собачьего сердца», однако в связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра договор был расторгнут в апреле 1972 г. В конце 1927 г. вышел в свет стенографический отчет майского партсовещания по вопросам театра при
Агитпропе ЦК ВКП (б) «Пути развития театра». В архиве Булгакова сохранился экземпляр этой книги с многочисленными пометами автора. П. И. Лебедев-
Полянский, тогдашний начальник Главлита, резко критиковал МХАТ за
«консервативную» репертуарную линию и доказывал, что «если бы Советская власть в лице партийных представителей и цензурных органов не вмешалась в репертуар 26-27 года, то этот репертуар Художественного и других театров был бы заполнен булгаковщиной, сменовеховщиной, мещанством».

В этот период произошло еще одно событие в жизни Булгакова - при обыске весной 1926 г. забрали его дневники и рукопись «Собачьего сердца». В конце 60-х годов В. М. Молотов сказал одному из своих посетителей А. М.
Ушакову: «Дневники Булгакова читало все Политбюро. Ваш Булгаков - антисоветчик!»

Таким образом, «Собачье сердце», попав под пресс цензуры, не могло быть в то время ни опубликовано, ни поставлено в театре.

Невозможность публикации повести при жизни автора еще раз подтвердила правильность догадок Булгакова: в советском государстве уничтожается свобода слова, свобода личности, преследуется всякое инакомыслие, что свидетельствует о формировании в стране системы насилия.

Критическая позиция сблизила Булгакова с Замятиным, он был хорошо знаком с его романом «Мы». В 20-30-е годы художник поддерживал тесные контакты с писателями, эмигрировавшими из Советского Союза. протестовал против вмешательства правительства в деятельность литературных групп и объединений. Если попытаться определить место Булгакова в литературном процессе советского периода, то он был вместе с теми писателями, которые стояли в оппозиции к революции и тоталитарному государству. Причем, если, скажем, 3. Гиппиус, А. Аверченко, Д. Мережковский. сразу не приняли революционные преобразования общества, то Булгаков, как и Платонов, и
Есенин, и Пастернак, и многие другие, проходит путь от увлечения утопической мечтой о социализме, до разочарования в ней; надежды художника на построение справедливого общества оборачиваются их крушением, и писатель мучительно ищет выход из создавшегося тупика.

В отличие от литературы, проникнутой идеями революции, развивающейся в рамках социалистического реализма, добровольно или принудительно служащей тоталитарному государству, или от демократической литературы, которая нейтрально относилась к революции, отдавая приоритет общечеловеческим ценностям, писатели оппозиционного направления активно протестовали против государства насилия. Этот протест выражался в самых различных формах. Одни отстаивали свободу творчества и тем самым не соглашались с политикой партии, подчинявшей литературу своим идеологическим целям («Серапионовы братья», «Перевал»). Другие идеализировали Русь, деревню, исконно национальные традиции, сопротивлялись ломке народного уклада жизни
(новокрестьянские поэты). Третьи критиковали так называемое социалистическое строительство, брали под сомнение методы построения социалистического общества. К ним относятся прежде всего Замятин, Булгаков и Платонов. Жанр антиутопии в их творчестве становится своеобразной формой борьбы против абсурдного государственного устройства, бесправия человека, тоталитаризма.

Повесть «Собачье сердце», как и другие произведения писателя, сложная и многозначная по.своему идейно-художественном смыслу. Поскольку в России она опубликована недавно, то критических работ, специально посвященных
«Собачьему сердцу», как, впрочем, и сатире Булгакова вообще, крайне мало.
На Западе также нет крупных исследований, однако уже наметились основные подходы к изучению повести. Так, Кристина Райдел в статье «Булгаков и
Уялсс» указывает, что это произведение Булгакова во многом базируется на
«Острове доктора Моро» английского фантаста, в то же время являясь по отношению к этой вещи Уэллса «экстраординарной литературной имитацией, зачастую напоминающей пародию». Элен Госцилл в работе «Точка зрения в
«Собачьем сердце» Булгакова» рассуждает о нарративной технике повести и обнаруживает в ней четыре «нарративных голоса»; Шарика-собаки, доктора
Борменталя, профессора Преображенского и «бесстрастного» комментатора».
Повествовательной технике Булгакова посвящены также работы Сигрид Маклафлин и Менахема Перн.

Довольно распространены на Западе политические трактовки «Собачьего сердца». Так, Горбов и Глэнни видят в персонажах повести Ленина,
Дзержинского, Троцкого, Зиновьева и др. Диана Бургин в работе «Булгаковская ранняя трагедия ученого-творца: интерпретация «Собачьего сердца» пишет следующее: «Страшное имя и отчество Шарикова (Полиграф Полйграфо-вич)... как эмблема сути этого создания, также ироничны, ибо «Детектор Лясиг, сын
Детектора Лжи» есть метафизическая ложь». Предисловие Э. Проффер к 3-му тому собрания сочинений Булгакова в издательстве «Ардкс» подытоживает исследования предшественников. В настоящее время назрела необходимость в целостном осмыслении произведения. При этом важно выйти за пределы социологического толкования, выявить идейно-эстетическое содержание повести
«Собачье сердце», а также определить новые жанровые особенности как антиутопии.

М. Булгаков в «Собачьем сердце» строит повествование в оригинальном плане. Писатель идет не от общего к частному, а наоборот: от частной истории, отдельного эпизода - к масштабному художественному обобщению. В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский ко всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарив превращается в Полиграфа Полиграфовича Шариком. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугуннина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются
.напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский,
.весьма занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство.

У Булгакова фантастика ограничена описанием научного эксперимента с
Шариковым. Но и этот вымышленный случай довольно рационально мотивирован с точки зрения науки и здравого смысла, что приближает его к реальности, все повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную. Абсурдный, с точки зрения природы, эксперимент помогает обнажить абсурд в обществе, в котором в результате исторического эксперимента все ненормальное становится нормально: Шариков, получившийся из собаки с помощью органов уголовника, абсолютно подходит новому советскому государству, он принимается и даже поощряется им - назначается на должность, .причем не рядовую, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.

В «новом обществе» действуют алогичные законы: восемь комнат в- квартире ученого рассматриваются как покушение на свободу; в домкоме вместо того, чтобы заниматься практическими делами, распевают хоровые песни; нищета и разруха воспринимаются как начало «новой эры». Характерно, что рукопись, сохранившаяся в архиве Н. С. Ансарстого, озаглавлена «Собачье счастье. Чудовищная история». Э. Проффер предполагает, что Булгаков
«изменил название, когда кто-то сказал ему, что оно уже было использовано
Куприным в рассказе о собаках, представляющим собой прозрачную аллегорию».
Вероятно, первоначальное название иронически перефразировало название дешевой колбасы «собачья радость». В повести неоднократно обыгрывается этот мотив - удовлетворения минимальных потребностей. Бездомный пес рад самой маленькой косточке. За кусок колбасы он готов лизать Филиппу Филипповичу ноги. А попав в теплый дом, где его постоянно кормят, он «размышляет» о том, что вытащил «самый главный, счастливый собачий билет». Это животное довольствование малым, заурядное «счастье» ассоциируется в повести не только с Шариковым, но и с жизнью людей в начале 20-х годов, которые стали привыкать жить в нетопленных квартирах, питаться гнилой солониной в Советах нормального питания, получать гроши и не удивляться отсутствию электричества. Профессор Преображенский категорически отрицает такую систему: «Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!»

Новая система уничтожает в человеке личностное, индивидуальное начало.
Принцип равенства сводится к лозунгу: «Все поделить». Между членами домкома не ощущается даже внешнего различия-все выглядят одинаково до такой степени, что Преображенский вынужден одному из них задать вопрос: «Вы мужчина или женщина?», на что ему отвечают: «Какая разница, товарищ?».

Председатель домового комитета Швондер ведет борьбу за революционный порядок и справедливость. Жильцы дома должны Пользоваться одинаковыми благами. Каким бы ни был гениальным ученым профессор Преображенский, нечего ему занимать семь комнат. Обедать он может в спальне, делать операции - в смотровой, где режет кроликов. Швондер хотел бы уравнять его с Шариковым, человеком вполне пролетарского вида.

Новый строй стремится из старого «человеческого материала» создать нового, человека. Пародией на нового человека является образ Шарикова.
Важное место а повести занимает мотив телесного преображения: хорошая собака Шарик превращается в плохого человека Шарикова. Показать переход живого существа из одного состояния в другое помогает, прием вербальной трансформации.

В повествовательной структуре повести «Собачье сердце» образ рассказчика непостоянен. Повествование, ведется то от имени Шарика-собаки
(до операции), то доктора Борменталя (записи в дневнике, наблюдения за изменением состояния Шарика после операции), то профессора Преображенского, то Швондера, то Шарикова-человека. Автор старается занять позицию
«беспристрастного» комментатора событий, его голос иногда сливается с голосом Преображенского, Борменталя и даже с голосом Шарика-собаки, поскольку в начале повести дается не столько повествование собаки, сколько как бы под видом собаки.

Рассмотрим, как раскрываются образы Шарика и Шарикова. До Булгакова животные в качестве рассказчиков фигурировали во многих произведениях мировой литературы - от Аристофана и Апулея до Гофмана и Кафки. Этот прием отстранения использовали Ф. Достоевский, Л. Толстой,
Н. Лесков, А. Куприн и другие русские писатели. Однако Булгаков, пожалуй, впервые как бы стирает грань между жизнью собаки и жизнью человека в советской России 20-х годов. Это «уравнивание» ощущается с первых страниц повести: «Что они там вытворяют в нормальном питании, - размышляет Шарик, - ведь уму собачьему непостижимо! Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Бегут, жрут, лакают. Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца... Ей и на кинематограф не хватает... Дрожит, морщится, а лопает... Жаль мне ее, жаль Но самого себя мне еще больше жаль (6). Как видим, голос Шарикова- собаки вполне «разумен», нормален. Его высказывания «по-человечески» рациональны, в них есть определенная логика:. «Показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего - господин. - Ближе -яснее - господин. Вы думаете я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие из пролетариев носят. А вот по глазам -тут уж и вблизи и издали не спутаешь...
Все видно -у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что не может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится».

Когда Шарик становится человеком, его первые фразы представляют собой бессвязные непристойности, обрывки разговоров. Примечательно первое слово
Шарикова - «Абыр-валг», то есть название «Главрыба», перевернутое наоборот.
Сознание Шарикова также представляет собой перевернутое восприятие мира. Не случайно поэтому описание операции Булгаков сопровождает фразой: «Весь мир перевернулся дном кверху».

Несмотря на то, что Шарик превратился в человека, его речь напоминает скорее лай собаки. Постепенно его голос становится все больше похожим на человеческий. Но поскольку собаке были пересажены органы типичного пролетария Клима Чугункина, речь Шарикова после операции изобилует вульгаризмами и жаргонными словечками. Профессор пытается воспитать
Шарикова, причем категорически отрицательно относится ко всякому насилию:
«Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло». Однако все попытки привить Шарикову элементарные культурные привычки встречают сопротивление с его стороны. В процесс воспитания вмешивается Швондер, который не отягощает Шарикова никакими культурными программами, за исключением революционной - кто был ничем, тот станет всем.
Шариков усваивает это очень быстро. В его речи появились советские штампы, политическая лексика, лозунги: «Я не господин, господа все в Париже»; «А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... голова пухнет. Взять все да и поделить»; «Энгельса приказал своей социалприслужнице Зинаиде Прокофьевне
Буниной спалить в печке, как явный меньшевик». Кульминацией повести становится получение Шариковым прописки, должности, а затем и его доносительство на профессора Преображенского. Трагический пафос повести сосредоточен в словах Преображенского: «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе". Название повести «Собачье сердце» отражает стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души, выявить духовные метаморфозы личности в условиях нового времени.

Прием вербальной трансформации помогает раскрыть главную тему произведения - изображение нравственной и социальной трансформации человека и общества. Эта тема не получила бы такого широкого социального звучания, если бы у Шарикова не было многочисленных двойников. Швондер, «товарищи из домнома» являются как бы реальным отражением Шарикова.

«Собачий монолог» сконтаминирован с голосом всеведущего автора, говорящего от третьего лица. И поэтому не случайно повествование Шарика пронизано информацией, могущей быть известной только «третьему лицу», - имя и отчество Преображенского, то, что он величина мирового значения и т. п.
Голос Шарикова, в свою очередь, соединяется с голосом Швондера. В его высказываниях Преображенский и Борменталь без труда узнают «воспитание» председателя домкома. Шариков фактически излагает не свои мысли, в утрированном виде доносит до слушателей швондеровское понимание революции и социализма. Повествовательные позиции Преображенского и Борменталя противопоставлены Шарикову и Швондеру.

Шарик-рассказчик стоит ступенью ниже, чем профессор Преображенский и
Борменталь, но он, безусловно, оказывается выше «по уровню развития»
Швондера и Шарикова. Такое промежуточное положение Шарика-собаки в повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое положение «массовидного» человека в обществе, который стоял перед выбором - либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. У Шарикова, героя произведения, возможно, и не было такого выбора: все-таки он существо, искусственно созданное и имеющее наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества и только от человека зависело, какой путь он изберет.

В биографии М. Булгакова, написанной Э. Проффер в 1984 г., «Собачье сердце» рассматривается как «аллегория революционной трансформации советского общества, рассказ-предостережение об опасности вмешательства в дела природы».

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего - история общества. развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.
Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30-50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.

Проблема «нового человека» и устройства «нового общества» была одной из центральных проблем литературы 20-х годов. М. Горький писал: «Героем наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий- изобретатель, вообще - человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание» .

Главной особенностью литературы 20-х годов было то, что в ней доминировала идея коллектива.

Идеи коллективизма обосновывались в эстетических программах футуристов, Пролеткульта, конструктивизма, РАППа.

Образ Щарикова можно воспринимать как полемику с теоретиками, обосновывающими идею о «новом человеке» советского общества. «Вот какой ваш
«новый человек». - словно говорил Булгаков в своей повести. И писатель в своем произведении, с одной стороны, раскрывает психологию массовидного героя (Шариков) и психологию массы (домком во главе со Швондером). С другой стороны, им противопоставлен герой-личность (профессор Преображенский).
Движущей силой конфликта в повести является постоянное столкновение разумных представлений об обществе профессора Преображенского и иррациональности воззрений массы, абсурдности устройства самого общества.

Повесть «Собачье сердце» воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными знаниями в области науки. К. М. Симонов писал, что Булгаков в повести
«Собачье сердце» с наибольшей силой «отстаивал свой взгляд на интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция - это цвет общества. Для меня профессор Булгакова... фигура положительная, фигура павловского типа. Такой человек может придти к социализму и придет, если увидит, что социализм дает простор для работы в науке. Тогда для него проблема восьми или двух комнат не будет играть роли. Он отстаивает свои восемь комнат потому, что он рассматривает покушение на них не как покушение на свой быт, а как покушение на свои права в обществе."

Филипп Филиппович Преображенский критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания «нового человека» не удался. Переделать натуру
Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: «Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай
Шарикова... Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать
Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно» (10). Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию.
Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

Нельзя винить и профессора Преображенского в том, что он создал
Шарикова, натворившего в повести много безобразий. Кто же виноват в том, что случилось в России? Булгаков подводит читателя к мысли, что все дело в человеке, в том, какой выбор он совершает, в его нравственной сущности, в том, какое у него сердце. Профессор Преображенский заявляет: «Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!» - я смеюсь... Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!
И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - своим прямым делом, разруха исчезнет сама собой»

Таким образом, центральной проблемой повести «Собачье сердце» становится изображение состояния человека и мира в сложную переходную эпоху.

Литература

1. Булгаков М.А. Избранные произвоедние: В 2 т. - К.: Днипро, 1989 - т.1

2. Бушмин А. Проза 20-х годов // Русская советсткая литература: Сб. статей - М.: Наука, 1979.

3. Фуссо С. "Собачье сердце" 0 неуспех превращения // Литературное обозрение - 1991 №5.

4. Шаргородский С. Собачье сердце, или Чудовищная история

//Литературное обозрение. - 1991. №5.

5. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова - М.: Книга, 1988.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.