Борис натанович стругацкий биография. Стругацкий Борис Натанович - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Борис Стругацкий родился в Ленинграде, 15 апреля 1933 года. Отца Бориса звали Натан ЗалмановичСтругацкий. Он был сотрудником Государственного Русского музея, искусствоведом и библиографом. Мать, Александра Ивановна Литвиничева, была учителем русского языка и литературы, после Великой Отечественной войны признана заслуженным учителем РСФСР.

Детство у Бориса выдалось нелегким: во время войны Стругацким приходилось находиться в осаждённом Ленинграде. Отец умирает во время эвакуации, в Вологде, и лишь в 1943 году Борису с матерью удается уехать из Ленинграда благодаря Аркадию, старшему брату Бориса. Назад в Ленинград семья смогла вернуться в 1945 году.

В 1950 году Борис оканчивает школу с серебряной медалью, а в 1955 году завершает учёбу на математико-механическом факультете ЛГИ по специальности «астроном».

Первой работой Бориса была должность инженера-эксплуатационника по счётно-аналитическим машинам. Позднее, в 60-х годах, он начинает посвящать время писательской деятельности. В мае 2002 года основывает журнал «Полдень. XXI век», в то же время являясь главным редактором этого журнала по литературной фантастике.

Семья и дети

Женой Бориса была Аделаида Андреевна Стругацкая. Сам Борис Стругацкий говорил о ней так: «Вместе учились на матмехе. Вместе работали в Пулкове. Женаты 45 лет. Моя любимая и единственная женщина».

У Бориса также есть ребёнок- сын Андрей. Родился он в 1959 году в Ленинграде, окончил учёбу в том же Ленинградском государственном университете, где учился его отец, но уже на географическом факультете. Интересовался Андрей книгами и музыкой.

Творчество

Большую часть произведений Борис Натанович написал в соавторстве со своим братом- Аркадием Стругацким. Вместе они написали около 27 романов и повестей, 12 сборников рассказов, 2 пьесы и 1 киносценарий, по которому был снят фильм. Работы братьев Стругацких неоднократно экранизировались, по некоторым произведениям были даже созданы видеоигры. Одна из самых успешных работ братьев- повесть «Улитка на склоне». Борис говорил об этой повести: «Самым значительным нашим произведением мы всегда считали «Улитку на склоне». Я и сейчас удивляюсь, как нам удалось тогда, тридцать пять лет тому назад, создать вещь столь же новую, сколь и глубокую».

Также, братья занимались художественными переводами различных повестей, рассказов, романов и новелл. В общей сложности, ими было переведено около 30 иностранных произведений.

После смерти Аркадия, Борис решил не прекращать литературную деятельность, позднее, под псевдонимом С. Витицкий, написав и опубликовав 2 романа, под названием «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего». Также, Стругацким были переведены на русский язык несколько романов таких авторов, как Джон Уиндэм и Андре Нортон.

Заключение

Борис Натанович Стругацкий при жизни внёс большой вклад в жанр фантастики, и в литературу в частности. Вместе со своим братом, он написал большое количество произведений, книг, сборников, а также художественных переводов. Благодаря своему вкладу в литературу, стал знаменитым писателем, имел много поклонников и был удостоен многих наград и званий. Помимо литературной деятельности, Борис Натанович также имел активную политическую позицию, был счастливым мужем и отцом.

Совет 2: Стругацкий Аркадий Натанович: биография, карьера, личная жизнь

Одним из признанных патриархов отечественной фантастики по праву считается Аркадий Стругацкий. В творческом союзе с братом Борисом он создал целую россыпь произведений, вошедший в «золотой фонд» литературы этого жанра. Трудно даже просто перечислить все литературные премии, которых удостоился писатель-фантаст.

Аркадий Стругацкий: факты из биографии

Будущий классик научной фантастики родился в 1925 году в Батуми. Отец его работал редактором газеты, мать преподавала русский язык и литературу. В школу Аркадий пошел в родном Батуми, но когда мальчику было девять лет, семья переехала в на берега Невы. Именно в Ленинграде в 1933 году на свет появился ставший впоследствии соавтором Аркадия его брат Борис.

Во время войны семья Стругацких оказалась в осажденном немцами городе. В первые же дни войны юноша участвовал в возведении оборонительных сооружений на подступах к городу. А потом его приняли на завод, где выпускались снаряды для фронта. Когда объявили эвакуацию, оставить осажденный Ленинград смогли лишь отец Аркадия и он сам. Мать с Борисом вынуждены были остаться в городе: девятилетний Борис не мог ехать из-за болезни.

Родителям так и не удалось воссоединиться, отец братьев Стругацких заболел и ушел из жизни в Вологде. Аркадий выжил только чудом: эшелон, где ехал юноша, разбомбили немцы.

Больше года Аркадий проработал в небольшом поселке Ташла вблизи Оренбурга. Он смог дорасти до заведующего пунктом заготовки продуктов. Заработанных денег хватило на дорогу домой. Весной 1943 года Аркадий забрал маму с братишкой из Ленинграда.

Время мирного труда

После окончания войны Аркадий получил высшее образование. В возрасте 18-ти лет он стал курсантом артиллерийского училища. По окончании учебы был направлен в военный вуз, где прошел языковую подготовку. В 1949 году будущий писатель получил диплом переводчика японского и английского языков.

До середины 50-х годов года Аркадий Натанович служил в качестве военного переводчика на Камчатке. Потом его перевели в Хабаровск. Уволившись в запас, Стругацкий переехал в столицу СССР.

В семье Стругацких хорошо знали и любили литературу. Аркадия всегда тянуло к писательскому ремеслу. Богатый жизненный опыт усиленно просился на страницы книг. Свою первую повесть «Находка майора Королева» Аркадий написал еще в дни блокады Ленинграда. Однако сохранить ее не удалось. Потом был рассказ «Как погиб Кинг» (1946 год).

Переехав в Москву, Аркадий Натанович стал редактором в Гослитиздате. Он окунулся в литературное творчество с головой. В 1964 году Стругацкий стал полноправным членом Союз писателей СССР. Писатель-фантаст известен также своими переводами с японского. Есть у братьев Стругацких и совместные переводы произведений американских фантастов.

Свои главные книги Аркадий написал в тесном сотрудничестве с младшим братом Борисом. Сотрудничество было плодотворным, хотя Аркадий жил в столице, а Борис – в Ленинграде. Местом творческих встреч братьев стал дом творчества «Комарово» на берегах Финского залива. Именно здесь обсуждались наброски будущих книг. После составления фабулы произведений братья разъезжались по домам и приступали к работе над очередной книгой.

Аркадий Стругацкий: легенда отечественной фантастики

Книги Стругацких относят к жанру социальной фантастики. В них не так уж много описаний технических новинок будущего. Главное внимание писателей было обращено на внутренний мир героев, которые нередко оказывались в ситуации морального выбора.

Некоторые произведения Аркадия и Бориса Стругацкий экранизированы. Первой увидела свет в виде фильма повесть «Отель «У погибшего альпиниста», в которой авторам удалось с большим мастерством соединить фантастику и детектив.

Не меньшую известность получил фильм Андрея Тарковского «Сталкер», снятый по мотивам «Пикника на обочине». Потом был культовый фильм «Чародеи». А повесть «Трудно быть богом» удостоилась экранизации дважды.

Личная жизнь Аркадия Стругацкого

Первой супругой писателя стала Инна Шершова. Но этот брак не был прочным: пара рассталась в середине 50-х годов. Детей супруги не нажили.

В 1955 году Аркадий женился во второй раз. Его избранницей стала Елена Вознесенская, у которой уже была дочь от первого брака. Аркадий воспитывал девочку как родную. В этом браке у Аркадия Натановича и Елены родилась дочь Мария, впоследствии ставшая женой известного политика Егора Гайдара.

Еще в 70-х годах писатель узнал о своей неизлечимой болезни: у него нашли рак. Аркадий Натанович мужественно противостоял заболеванию, но недуг победил его на 67-ом году жизни.

Один, немного нескромный вопрос... правда, как говорится «Hе бывает нескромных вопросов - бывают нескромные ответы»... Любое из Ваших произведений с течением времени может превратиться (или уже превратилось) из фантастического в повествовательное. Какому из них Вы не дали бы стать реальностью, имея возможность ВЫБОРА?

Сергей Кузьмин < > Вентспилс, Латвия - 06/13/98 21:34:45 MSK

Дорогой Сергей! В своих произведениях АБС спроектировали много «злых» миров. Hапример, мир Саракша. Или мир Гиганды. Или мир Арканара. Разумеется, будь моя воля, ни одному из них я не дал бы реализоваться. Hо с другой-то стороны: в них нет ничего невероятного или «дьявольского» - их сотворили не демоны, а люди, эти миры населяющие. Вправе ли я лишать людей права выбора? Это вопрос! Тут ведь все дело в том, что не бывает миров, где ВСЕ были бы несчастны; в каждом мире можно приспособиться и жить счастливо, и даже не догадываться, что ты несчастен. И каждый раз, когда ты принимаешь решение «прекратить» какой-то мир, ты обязательно лишаешь миллионы людей их маленького, странного, но - для них-то несомненного - счастья. Такие дела. Спасибо за добрые слова о нашей работе.

Борис Натанович, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1. Ваши собственные книги будут выходить?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:44:27 MSK

Имеется в виду: буду ли я их писать? Я пишу, но очень медленно и трудно. Надеюсь, что еще один роман мне закончить удастся. Но когда? Не знаю.

2. Кого в российской фантастико-фэнтазийной литературе Вы сейчас выделяете?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:00 MSK

Есть целая когорта прекрасных писателей. Все они хорошо известны. Рыбаков, Столяров, Логинов, Лукьяненко, Лукин, Штерн... всех не перечислишь. А ведь есть еще Веллер с Пелевиным - сами они себя фантастами не считают, но я-то знаю, что они фантасты - и превосходные.

3. Сколь хорошо или плохо, по-вашему, творчество Майкла Муркока?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:58 MSK

Я давно уже стал равнодушен к зарубежной фантастике. Муркока читать пытался - не понравилось.

4. Вы продолжаете верить в «Храм», который описали в «Граде обречённом»?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:46:42 MSK

Теория (а точнее - гипотеза) Храма есть просто попытка облагородить довольно-таки бессодержательное и очень неопределенное понятие «смысла жизни». Теория эта не хуже других. Но и не лучше. На самом деле смысл жизни каждый человек определяет себе в меру способностей своих и нравственного своего потенциала. Не может быть смысла жизни у толпы, а Храм очень недурен, как смысл жизни для человека определенного типа.

Как Вам удается добиваться того, что, читая Ваши произведения, не кажется, что писали 2 человека? Ведь, наверное у Вас с Аркадием разные стили и представления о пишущемся произведении. Как приходили к консенсусу?

Sol < > Новосибирск, Россия - 06/13/98 21:48:33 MSK

Это был длительный путь проб и ошибок. Мы перепробовали, я полагаю, все возможные способы работы вдвоем и остановились на самом эффективном. Один сидит за машинкой, другой - рядом. Один предлагает фразу, другой ее обдумывает и вносит изменения. Первый соглашается или не соглашается. Если соглашается, - фраза заносится на бумагу. Если нет, - процесс внесения поправок продолжается. И так - фразу за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей. С точки зрения свежего человека этот метод кажется неуклюжим и излишне трудоемким. Однако, это есть не что иное, как УСТНАЯ правка черновика. В каждом окончательном тексте АБС содержится на самом деле три-четыре-пять черновиков, которые никогда не были написаны, но зато были ПРОИЗНЕСЕНЫ. Разумеется, такой способ работы возможет только в том случае, если соавторы, будучи людьми разными и даже очень разными, тем не менее имеют общие представления о том, что в литературе хорошо, а что - плохо. Такое общее представление у АБС было изначально, и с течением времени общего в их позиции становилось все больше, хотя определенные различия и сохранялись. Эти различия, впрочем, не мешали работе, а скорее помогали, особенно когда возникали творческие тупики. Так в процессе эвлюции выживают не самые генетически совершенные виды, а те, у которых генотип способен быстро и резко меняться при необходимости.

Уважаемый Борис Натанович! А какой музыкой Вы увлекаетесь (если увлекаетесь)? Какие жанры? Исполнители? Также, что Вы думаете по поводу произведений Кастанеды? Это надуманно, или правда? Насколько близки Вам эти произведения?

Артём < > New York, USA - 06/13/98 21:50:51 MSK

В музыке я почти полный профан. Всем симфоническим оркестрам и поп-группам предпочитаю обыкновенную тишину. О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не держал в руках.

Почти ВСЕ сегодняшние писатели-фантасты учились на Ваших книгах. Уважаемый БорНат (если Вас так можно называть:), хотелось бы знать, как Вы к этому относитесь?

Sobo Igor < > Уфа, Россия - 06/13/98 21:52:37 MSK

Мне это, разумеется, приятно. Особенно, когда, начав как подражатель АБС, автор находит собственный путь и собственную манеру.

Уважаемый Борис Натанович! Прекратилось ли Ваше сотрудничество с кинематографистами? Помню, кажется, в конце 80-х упорно ходили слухи, что собираются снимать сериал по «Обитаемому острову», кто-то из фэнов кричал, что слышал собственными ушами, что запущен фильм по «Малышу». Потом пошли разговоры о том, что «Трудно быть богом» собирается переснимать какой-то наш кинематографический мэтр. Насколько эти слухи обоснованы, стоит ли ждать экранизаций?

Григ Пермь, Россия - 06/13/98 22:21:12 MSK

Сценарий «Обитаемого острова» (и очень недурной!) был написан; и договор был заключен; и дело было совсем на мази - говорят, даже какой-то материал был отснят. А потом все как-то само собой бесследно рассосалось. «Малыша» сняли в Чехии. Американцы купили «Пикник» несколько лет назад, но фильм почему-то так и не сделали. Греки купили «Миллиард лет». В России один режиссер давно уже грозится снять фильм по сценарию «Туча»... Ну, и так далее. Я уже давно отучился верить обещаниям киношников. Бог им судья.

Борис Натанович, в Вашем романе «Поиск предназначения» Вы упоминаете знаменитого рок-гитариста Ричи Блэкмора. А каково вообще Ваше отношение к современной музыке, в частности, к рок-музыке? Слушаете ли Вы ее? Если да, то что?

Александр Бессонов < > Томск, Россия - 06/13/98 22:22:51 MSK

Я никогда не слушаю музыку СПЕЦИАЛЬНО. Но мне иногда ПРИХОДИТСЯ ее слушать. Вообще я люблю классику рока: Битлов, Дип Парпл, Роллинг Стоунз... Ричи Блэкмор попал в текст «Поиска» совершенно случайно - просто подвернулся под руку.

Уважаемый Борис Натанович, у меня два вопроса. 1. Прогрессирует ли человечество духовно или нет ничего нового под солнцем, и мы остались теми же людьми (не скажу - дикарями), с той лишь разницей, что нас окружают не мамонты, а компьютеры? (Речь не идет о социальном прогрессе).

Дмитрий Поляшенко < > Москва, Россия - 06/13/98 22:27:52 MSK

Уважаемый Дмитрий! К сожалению, не существует эталона для измерения духовного прогресса человечества, а потому и ответа на Ваш вопрос также не существует. У меня лично такое впечатление, что все «открытия» в области нравственности и нравственной философии уже человечеством сделаны, и в этом смысле, действительно, ничего нового под Луной нет. Теперь дело за малым: внедрить все эти высочайшие достижения мысли и морали в души гигантских человеческих масс. И вот здесь нас ожидает большое разочарование. Названные массы тысячелетиями живут по принципу «старое поколение повторяется в новом», и ничто пока не способно изменить этого стационарного процесса. Под тоненькой хрупкой пленочкой новой нравственности (скажем, христианской) живет все тот же волосатый дикарь с дубиной, что и сорок тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в себе подавлять (или усыплять; или прикармливать; или одурманивать; или обманывать; или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества будет иметь место затрудненка. (Что, впрочем, как и раньше, как всегда, не будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и даже небольших коллективов.)

Гражданство СССР СССР
Россия Россия Род деятельности писатель-фантаст , сценарист , переводчик Годы творчества 1958-2012 Жанр научная фантастика Язык произведений русский Премии
Награды rusf.ru/abs/ Медиафайлы на Викискладе
Внешние изображения
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург ) - советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики . После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея . Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва , была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР » и награждена орденом «Знак Почёта» .

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории , однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам . В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР .

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР . Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого »).

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября 1931 - 20 декабря 2013), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка , с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году) .

Борис Натанович был известен как страстный филателист , что нашло отражение в его творчестве .

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге на 80-м году жизни . В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами .

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики . Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995) и «Бессильные мира сего » (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном сайте Стругацких с июня 1998 года шло интервью , в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон , Хола Клемента , Джона Уиндэма .

Псевдоним

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995)

Награды и премии

Увековечение памяти

  • Площадь Братьев Стругацких в Санкт-Петербурге

Политическая позиция

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в неё внесён. Всё. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Дополнительные факты

Борис Стругацкий «никогда, никому и ни при каких обстоятельствах» не отвечал, над чем он работает.

Причин тому много, я назову только одну: ещё в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - всё: работа идёт насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. «Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал». Отличное правило. Всячески рекомендую.

См. также

  • Стругацкие, Аркадий и Борис (обзор совместного творчества)
  • Стругацкий, Аркадий Натанович (биография)
  • Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. код VIAF
  3. Internet Speculative Fiction Database - 1995.
  4. Умер Борис Стругацкий // Интерфакс , 19.11.2012 г.

Перевернута ещё одна страница Истории, ушёл один из великих, владевший умами и сердцами миллионов читателей и почитателей Великой страны, которая называется «Миры братьев Стругацких»…

Скорбим.

Светлая память великому писателю…

Борис Натанович Стругацкий (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) - писатель-фантаст, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А. Н. Стругацкого в 1991 году опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. Отец будущего писателя Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мама Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, работала учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, уже после войны она была удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Лишь в 1943 г. старшему брату - Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они возвратились в 1945 г. В 1950 году Борис окончил школу с серебряной медалью. Собирался поступать на физфак ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет университета, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Ленинградского Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой, как оказалась, раскрыта ещё в 1942 году за границей. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в экспедиции на Кавказ в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»). Надо сказать, что подобные «семинары» маститых литераторов в Питере культивируются уже много лет и через них прошли десятки и сотни современных писателей и поэтов.

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала фантастики «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ.
Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение и в его творчестве.

Жил скромно в обычной ленинградской квартире, интервью почти не давал.

Последнее время тяжело болел, были проблемы с сердцем, лег на обследование по поводу рака крови, но скончался от тяжелой пневмонии 19 ноября 2012 года в клинике имени В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге.

Основная масса литературных произведений Бориса Стругацкого был создана им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики (science Fiction). Однако сам Б. Н. Стругацкий предпочитал называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится именно человек и его личная судьба, а иные миры, планеты или технологии будущего - не более чем «декорации».

Награды:

Орден Почёта (2003)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) - за сценарий фильма «Письма мёртвого человека»
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки»
Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Почетный петербуржец, ленинградец.

Депутаты петербургского законодательного собрания предложили посмертно присвоить Борису Стругацкому звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Звание почетного гражданина Санкт-Петербурга присваивается с 1993 года, при этом посмертно присваивалось лишь дважды: первому мэру города Анатолию Собчаку и поэтессе Ольге Берггольц. Как правило, каждый год почетными гражданами Петербурга становятся два человека, всего в этом списке около 40 человек.
Но ведь неважно, примут или не примут депутаты покойного писателя в почётные граждане города на Неве. Да и не им это решать! Он и так давно им является – почётным гражданином Ленинграда, Санкт-Петербурга и всей нашей страны! И принят – единогласно!

Романы и повести

1959 год - Страна багровых туч
1960 год - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год - Путь на Амальтею
1962 год - Полдень, XXII век
1962 год - Стажёры
1962 год - Попытка к бегству
1963 год - Далёкая Радуга
1964 год - Трудно быть богом
1965 год - Понедельник начинается в субботу
1965 год - Хищные вещи века
1990 год - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
1966-1968 годы - Улитка на склоне (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР - 1988 год)
1972 год - Гадкие лебеди (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР - 1987 год)
1968 год - Второе нашествие марсиан
1968 год - Сказка о Тройке
1969 год - Обитаемый остров
1970 год - Отель «У Погибшего Альпиниста»
1971 год - Малыш
1972 год - Пикник на обочине
1988-1989 годы - Град обреченный (написан в 1972 году)
1974 год - Парень из преисподней
1976-1977 годы - За миллиард лет до конца света
1980 год - Повесть о дружбе и недружбе
1979-1980 годы - Жук в муравейнике
1986 год - Хромая судьба (написана в 1982 году)
1985-1986 годы - Волны гасят ветер
1988 год - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя

Драматургия

1990 год - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

Сборники рассказов

1960 год - Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)
1960 год - Путь на Амальтею
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Рассказы

1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
1957 год - «Извне»
1958 год - «Спонтанный рефлекс»
1958 год - «Человек из Пасифиды»
1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Самостоятельное творчество после смерти брата Аркадия.

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».
Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; они вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких.

На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло постоянное интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.
http://strugacki.ru/

Псевдонимы

С. Витицкий

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий.
С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.
Под этим псевдонимом писателем опубликованы следующие произведения:
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
«Бессильные мира сего» (2003)

Экранизации

1979 год - Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
1979 год - Сталкер (реж. А. Тарковский)
1981 год - Космические пришельцы (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв.)
1982 год - Космические пришельцы 2 (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв.)
1982 год - Чародеи (реж. К. Бромберг)
1983 год - Миллиард лет до конца света (венгерское ТВ, реж. Ласло Феликс, сценарий L;szl; Czet; Bern;t, P;ter Szentmih;lyi Szab;, Аркадий Стругацкий)
1986 год - Письма мёртвого человека - (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
1987 год - Малыш - телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
1988 год - Дни затмения (реж. А. Сокуров)
1989 год - Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
1990 год - Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
1994 год - Неназначенные встречи (чеш. Nesmluven; setk;n;, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
1996 год - Перед концом света (греч. ;;;; ;; ;;;;; ;;; ;;;;;;, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)
2006 год - Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
2009 год - Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
2012 год - 6 (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
2012 год - История арканарской резни (реж. А. Герман)

Игры
2007 год - Обитаемый Остров: Послесловие
2007 год - Обитаемый Остров: Чужой Среди Чужих
2007 год - Трудно быть богом
2007 год - Обитаемый Остров: Землянин
2007 год - Отель «У погибшего альпиниста»
2008 год - Понедельник начинается в субботу
2009 год - Обитаемый Остров

Серия игр S.T.A.L.K.E.R. официально никак не связана с братьями Стругацкими, но использует многие элементы из «Пикника на обочине» и «Забытого эксперимента», а начало жанру «Сталкер» (книжная серия) положили именно Стругацкие.

Художественные переводы

Братьями Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин было осуществлено множество литературных переводов (брат Аркадий был профессиональным переводчиком, закончил в 1949 году Военный институт переводчиков Москве) хорошо известных отечественным читателям произведений Айзека Азимова, Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма, Абэ Кобо, Акутагавы Рюноскэ и других.

Переводы братьев Стругацких

Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Клемент, Хол. Огненный цикл: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова

Дополнительные факты.

В среде фанатов широко распространено сокращение «АБС», означающее имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно часто используется при упоминании авторов, причем встречается не только в разговорной речи, но и в электронных и печатных изданиях.

Предвидение.

Надо отметить такой факт, что в книге «Хромая судьба», изданной в 1984 году (по сведениям О. В. Шестопалова: «Тридцать лет спустя», 1990), упоминается «Институт лингвистических исследований АН СССР». Однако в действительности, Ленинградское отделение Института языкознания АН СССР было преобразовано в самостоятельный Институт лингвистических исследований РАН только в 1991 году.

В качестве слов прощания хочется привести цитату из книги Братьев Стругацких «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ».

«…Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность, и, в конце концов, опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколь угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовным, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить…»
(1964 год)

Прощайте, Борис Натанович!

Мы будем Вас помнить!

(По материалам открытых СМИ и свободной энциклопедии Википедия)

Рецензии

Уж и не помню с чего начиналось для меня знакомство с Миром Полудня? "Шесть спичек" или "Страна багровых туч"? Какой-то из годов 60-х...
И с тех пор, когда терпеливое, а когда и нетерпеливое ожидание новых изданий книг АБС.
Было время когда купить книги Аркадия и Бориса Стругацких было очень трудно или почти невозможно. Что такое тираж 100 000 экземпляров для огромной страны? И тогда приходилось довольствоваться зачитанными до ветхости томиками из библиотечных фондов.
Потом (в первой половине 80-х годов) появились в магазинах отделы книгообмена, и стало немного легче. Можно было поменять том Зарубежного или Современного детектива на сборник "Волны гасят ветер" (Советский Писатель, 1989)...
Да мало ли что тогда менял я на книги АБС. Обижало что издательства, выпуская сборник, как правило дублировали вышедшие ранее романы и повести АБС.
Так в сборнике оказывалась одна новая вещь АБС вкупе с двумя уже имеющимися... Но всё равно. До сих пор помню восторг от обладания и от предчувствия прочтения сборника "Неназначенные встречи" (Молодая Гвардия, 1980). Да и потом - каждая приобретенная и прочитанная их книга становилась событием.
Помню, как мне нравился (да и до сих пор нравится) "Обитаемый остров" (Детская Литература, 1971). В первый раз я его прочитал, вероятно, в 1975-м. Да еще это была серия БПНФ, с рисунками Юрия Макарова.
Я надеюсь, что любители изданий "Понедельника..." с рисунками Евгения Мигунова, поймут, о чём идет речь.
Впрочем, сами АБС (судя по мемуарам) не очень любили "...Остров", что не помешало им создать великолепную трилогию. О чем эта трилогия? Об известных приключениях Максима Каммерера и неизвестных приключениях Белого Ферзя? Конечно нет.
О чем вообще они нам хотели рассказать в своих повестях и романах?
О начале и конце Мира Полудня?
О жизни на спиральном уступе между пропастями в "Граде обреченном"?
О вариантах расшифровки аббревиатуры "ОЗ"?
О выборе Вечеровского и Малянова?

Теперь нам самим придется разбираться во всем. Как это ни тоскливо, но без них.

И вспоминается из "За миллиард лет до конца света": "... с тех пор все тянутся передо мной глухие кривые окольные тропы ведущие к океану тьмы..."
И вспоминается анизотропное шоссе из "Трудно быть богом", движение по которому возможно только в одну сторону.
И я тоже, как и Рэд Шухарт, ничего не могу придумать, кроме этих слов Артура Барбриджа:

"СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!"

Биография Бориса Стругацкого . Когда родился и умер Стругацкий, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео .

Годы жизни

родился 15 апреля 1933, умер 19 ноября 2012

Эпитафия

Доброту и любовь ты оставил живым,
Сколько б лет ни прошло:

Биография Бориса Стругацкого

Биография Бориса Стругацкого - история выдающегося писателя-фантаста . Он родился в Санкт-Петербурге, на 8 лет позже своего талантливого брата, в соавторстве с которым после они написали множество замечательных произведений, ставших классикой не только русской, но и мировой литературы.

У Бориса Стругацкого не было литературного образования, но было образование научное - он закончил ЛГУ по специальности «звездный астроном» и работал в обсерватории. Брат Бориса Аркадий пытался писать еще до войны, а сам Борис начал пробовать себя в литературе только в 50-х годах. Но уже в 1959 году братья Стругацкие выпустили свою первую совместную книгу, которую написали чуть ли не на спор с женой Аркадия. Это был серьезный поворот в биографии Стругацкого, ведь вскоре братья стали известными во всей стране писателями. Все их произведения становились классикой советской фантастики. Часть книг - экранизировалась, причем, не только в СССР и России, но и за рубежом. Нередко братья Стругацкие сами выступали в качестве сценаристов к фильмам по их произведениям. Читатели наизусть заучивали цитаты Стругацких. Особенность братьев была в том, что они не просто писали фантастические повести, но смотрели в будущее с позиции гуманистов.

После того, как ушел из жизни Стругацкий-старший, Борис писал под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 году ему был вручен орден Почета, в 2002 году - премия президента РФ в области литературы и искусства, в 2008 году - Стругацкому присудили медаль «Символ науки».

Причина смерти

Смерть Бориса Стругацкого наступила спустя 21 год после смерти Аркадия. Причиной смерти Стругацкого по одной информации стала лимфома, по другой - проблемы с сердцем . Смерть Стругацкого стала невосполнимой потерей для российского общества. Похороны Стругацкого состоялись 23 ноября - его тело было кремировано, а прах, по завещанию писателя, должен был быть развеян над Пулковскими высотами, как и прах его брата. Насколько известно, могилы Стругацкого не существует. Памяти Стругацкого проводятся литературные турниры фантастов. Ведутся разговоры о памятнике Стругацким или о переименовании одной из петербургских улиц в честь писателей.

Линия жизни

15 апреля 1933 г. Дата рождения Бориса Натановича Стругацкого.
1950 г. Поступление в ЛГУ на математико-механический факультет.
1955 г. Окончание университета, поступление в аспирантуру Пулковской обсерватории.
1959 г. Рождение сына Андрея.
1960 г. Участие в экспедиции на Кавказе для поиска места для установки Большого телескопа.
1964 г. Вступление в Союз писателей СССР, выход книги «Трудно быть богом».
1969 г. Выход книги «Обитаемый остров».
1965 г. Выход книги «Понедельник начинается в субботу».
1972 г. Руководство Ленинградским семинаром молодых писателей-фантастов, выход книги «Пикник на обочине».
1987 г. Получение Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за сценарий фильма «Письма мертвого человека».
2002 г. Главный редактор журнала «Полдень. XXI век», получение премии президента РФ в области литературы и искусства.
2003 г. Получение ордена Почета.
2008 г. Получение медали «Символ науки».
19 ноября 2012 г. Дата смерти Бориса Стругацкого.
23 ноября 2012 г. Похороны Бориса Стругацкого (прощание с Борисом Стругацким), кремация тела.

Памятные места

1. Санкт-Петербургский государственный университет (бывший ЛГУ), где Стругацкий учился на математико-механическом факультете.
2. Офис редакции журнала «Полдень. XXI век» в Москве, главным редактором которого был Стругацкий.
3. Дом Стругацкого в Санкт-Петербурге на улице Победы.
4. Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова в Санкт-Петербурге, где умер Стругацкий.
5. Центральный выставочный зал «Манеж», где прошло прощание со Стругацким.
6. Пулковская обсерватория, где Стругацкий учился в аспирантуре и где похоронен Стругацкий (его прах был развеян над Пулковскими высотами).

Эпизоды жизни

Несмотря на то, что братья Стругацкие принимали участие в написании сценариев фильмов по их книгам, они редко оставались довольны результатом. Так, братья просили убрать их имена из титров фильма «Чародеи», в котором были использованы мотивы их повести «Понедельник начинается в субботу». Позже Борис признавался, что, возможно, фильм не так уж плох, раз его любят зрители, хотя ему лично при первом просмотре он совсем не понравился. Он также говорил, что смирился с тем, что ни одна экранизация не будет совпадать с его видением книги.

Завет

«К сожалению - или к счастью? - реальное будущее непредсказуемо. Его можно только случайно угадать».

Интервью с Борисом Стругацким (1989 г.)

Соболезнования

«Борис Натанович Стругацкий был одним из самых ярких, талантливых, востребованных временем писателей. Настоящим властителем дум для многих поколений. Книги, которые он создал в творческом содружестве с Аркадием Стругацким, - целая эпоха в истории отечественной литературы, в жизни нашей страны. Они и сегодня - в высшей степени современны».
Владимир Путин, президент РФ

«Ушел из жизни Борис Натанович Стругацкий. Великий писатель и мыслитель. Невосполнимая потеря для нашей и мировой литературы».
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ

«Борис Стругацкий оставался последним из когорты лучших советских художников, писателей, кинематографистов, наряду с Тарковским, Высоцким. Он был живой посланец из этого времени, и он один из немногих, кто в 90-е годы не изменил себе и остался фигурой того же масштаба. Он был абсолютный сверхчеловек - все знал, обладал благородством абсолютным, четко видел будущее, вступался за обиженных и никогда ни разу ни перед кем не гнулся».
Дмитрий Быков, писатель, публицист