Традиции и обычаи татар поволжья. Мой дом — твой дом

ТАТАРЫ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ (самоназвание – татар), народ, основное население Татарстана (1765 тыс. чел, 1992) Живут также в Республике Башкортостан – 1120,7 (1989), Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары), Астрахани и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) – 5,52 млн. чел. (1992) Общая численность – 6,71 млн. чел. татарский. Верующие татары – мусульмане-сунниты .Событием в жизни татар Башкирии стало открытие в 2005 году в селе Килим татарского историко-культурного центра – .

В качестве дополнения размещаю статью

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ *

А. П. Смирнов (Вопросы Этногенеза, № 2, 1946, стр. 37-50).

Теме формирования татар Поволжья посвящено немало работ. Все высказанные точки зрения могут быть сведены к следующим.

Часть исследователей считала татар Поволжья одним из турецких народов, получивших, свое имя от монгол и говорящих на одном из турецких языков. Эти исследователи полагают, что татары сложились из различных народов, попадавших в разное время в лесостепное Поволжье, и включили в свой состав местные финские племена. Процесс сложения этого народа начался с эпохи монгольского завоевания. Эту точку зрения разделяли многие историки, в том числе Губайдулин, Воробьев и Веселовский. Другие исследователи считали татар Поволжья в основном монголами, среди которых можно отметить некоторую струю тюркских элементов. К этой группе относятся Клапрот, Иакинф, Доссон, Вольф, Эрдман, Радлов, Бартольд. Наконец, была высказана третья теория, сторонники которой выводили татар от булгарских племен. Эту точку зрения отстаивали М. Г. Худяков, С. П. Толстов.

Древние авторы в большинстве своем считали татар тюрками.

Так, Рашид-Эддин-Джувейни отмечал, что татары называют себя монголами и это имя приняли многие турецкие роды; по происхождению же они были тюрками. На той же точке зрения стояли Махмуд Кашгарский, анонимный автор, Ибн-Батута и Абуль-Гази. При этом Ибн-Батута утверждал, что тюркский язык был не только народным языком, но в эпоху хана Узбека – языком правящей верхушки. Для правильного понимания этногенеза казанских татар недостаточно изучить исторический процесс, начиная с эпохи монгольского нашествия, а необходимо рассмотреть и более ранние эпохи.

Исторический процесс в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье достаточно хорошо изучен, начиная с I тысячелетия до н. э.

Это время (ананьинская культура) известно по материалу городищ и могильньков. Ряд сводных работ по памятникам этого времени, из которых от­мечу исследования А. Д. Спицина, А. М. Tallgren, А. В. Шмидта, дают основание утверждать, что культура этого времени генетически связана с культурой предшествующей эпохи, которая испытала воздействие южной – срубной культуры. Большой интерес представляет антропологический материал этого времени. При раскопках Луговского могильника было получено 36 черепов. Исследованиями Т. Д. Трофимовой установлен резко выраженный монголоидпый их характер; лишь на некоторых отмечена слабо проявленная европеоидная примесь. Т. А. Трофимова в своей работе отметила, что монголоидный тип, представленный в погребениях Луговского могильника, отличается относительно низким и очень плоским лицом с крайне слабо выступающим носом и обладает резкопокатым лбом с сильно развитым надбровьем.

Хазары несомненно и явились первыми владельцами того торжища, на месте которого позднее выросла международная ярмарка-город Булгар.

До половины Х в. булгары находились в зависимости от хазар. В записке Ибы-Фадлана приведено сообщение о том, что булгары платят дань хазарскому царю, приводятся сведения о военных походах хазар на булгар. Все это дает основание относить первое крупное проникновение тюркских элементов, которые сохранились в языке современных татар, к VI-Х векам.

Булгарское государство, возникшее в Х в. было многоплеменным.

Наряду с местными племенами, оставившими нам городища с рогожной керамикой, мы видим пришлую, булгарскую орду, из числа аланских племен, отмеченную выше, видим сильное влияние хазар и проникновение с ним и тюркского элемента. Наконец, мы встречаемся здесь с представителями многочисленных народов, осевших в Поволжье. Здесь, как и южнее, в памятниках Цимлянского городища, была сильна славянская струя. В Цимлянском городище раскопками последних лет открыто большое число чисто славянских погребений. О русских в Булгарии много говорят арабские источники. Повидимому, руссы, привлеченные торговлей с местными жителями, имели многочисленные колонии и в какой-то степени могли ассимилироваться с местным населением. Известно, что булгары также уходили в русские земли, в частности во Владимиро-Суздальское княжество.

Вторым путем ассимиляции с русскими явились войны и, как результат их, пленные.

В. В. Бартольд считает возможным отнести к волжским булгарам известие о «государе славян», к которому наравне с государями греков и хазар обратились в 852 г. с просьбой о помощи бежавшие, от арабов армяне. Наконец, в собственно Булгарии осели представители окрестных чудских племен. Это последнее хорошо прослеживается на археологическом материале.

Большую роль в формировании казанских татар сыграли половцы, принимавшие участие в политической жизни страны, о чем можно судить хотя бы по описанию в русской летописи под 1183 г. – годом похода русских на булгар.

В археологическом; материале булгар встречается немало половецких предметов, подтверждающих эти исторические сведения. Все приведенные материалы свидетельствуют, что процесс формирования народов Нижнего Прикамья в булгарскую эпоху был весьма сложным. Наконец, нельзя обойти молчанием прилив населения из Средней Азии. Из записки Ибн-Фадлана можно установить, что еще до приезда посольства халифа Муктадира в Булгарии проживали ремесленники из Средней Азии. После же установления связей, явившихся в результате посольства 922 г., количество мастеров разного рода увеличилось.

Монгольское завоевание внесло незначительные изменения в состав населения Булгарии.

Разгром 1236 г. коснулся в основном центральных районов. Татары не распространялись в глубь лесов. Разгромив города, монголы двинулись дальше, вторгнувшись в Рязанские земли в 1237 г. Русские летописи передают о втором погроме 1240 г., после чего между булгарами и завоевателями-монголами установились отношения, характерные и для Руси. Булгарские князья, как и русские, получили ярлыки на княжение; булгары, как и русские, были обложены данью. Можно ли говорить о какой-либо смене культуры и смене населения в Булгарии? Никаких оснований для этого нет. Изучение булгаро-татарской культуры показывает много общего между памятниками первого и второго периода.

Как показывают исследования антропологов, татары Среднего Поволжья представляют собой европеоидную группу с незначительной монголоидной примесью.

Среди татар встречаются: темный мезокефальный европеоидный тип (понтийская раса), напоминающий тип болгар и черкесов, светлые европеоидные типы и сублапоноидный тип – потомок древнего местного монголоидного населения ананьинской эпохи, широко распространенные среди окружающего финского и русского населения, и монголоидный – южносибирского облика, известный в южнорусских степях среди кочевников, как в дозолотоордынскую эпоху, так и среди племен, покоренных Золотой Ордой. Монголоидных типов центральноазиатского происхождения, собственно монгольских, среди татар Среднего Поволжья антропологами не установлено. Это доказывает, что татары, пройдя огнем и мечом волжскую Булгарию, не осели в Среднем Поволжье и во всяком случае не оказали заметного влияния на формирование физического облика современных татар.

После завоевания Булгарии монголами булгары еще долгое время сохраняли свое имя.

Их князья, как и русские, пользовались большой долей самостоятельности во внутренних делах, получая ярлыки от ханов на княжение. Под собственным именем булгар, а не татар, знает их и русская летопись. Так, в событиях 1311, 1366, 1370, 1374-1391 гг. булгары назывались или болгарами или (в Никоновской летописи) – казанцами или бесермянами, но нигде не обозначаются татарами.

Даже касаясь событий начала XV в., в частности похода князя Федора Пестрого, летопись называет булгар их именем. «В лето 6939… Того же лета от великого князя Василия Васильевича воевода князь Федор Давыдович Пестрой ходил на Болгары воевати да и взял». И позднее, перечисляя земли под русской короной, летописец сообщает: «Князь великий Иван Васильевич, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Югорский, Пермский, Болгарский, Смоленский и иных земель многих, царь и государь всеа Руси». Даже новая столица Булгарского царства, Казань, по свидетельству Нармухамета, сына Агмедзяна, называлась еще «Новый Булгар».

В XVI в. для русского летописца казанские татары были синонимом булгар.

Это мы значительно позже встречаем и у удмуртов, называющих татар бесерменами. Правда, в ряде мест слово бесерменин означает еще и «пришелец», «чужеземец». На. решение вопроса о принятии булгарами имени татар проливает свет Рашид-Эддин-Джувейни. Он пишет: «Они (татары) владычествовали и господствовали в древние дни большую часть времени над сильнейшими племенами и странами с могуществом, силою и совершенным почетом. Ради чрезвычайного величия и почтения их, другие роды турецкие, перемещению степеней, разрядов и имен их, стали известны под их именем и всех называли татарами. И те различные роды видели величие и достоинство свое в том, что относили себя к ним и стали известны под их именем». Так вместе с другими народами это имя получили и булгары. Сами булгары, повидимому, стремились сохранить свое имя довольно долго и в политическом отношении не сливались с Золотой Ордой, хотя в культурном отношении провести различие между булгарами и Золотой Ордой часто трудно. О стремлении булгар к самостоятельности и о желании татар окончательно подчинить булгар свидетельствует хотя бы событие 1370 г., когда русские с татарами ходили на булгар. Для соседей сходство культуры булгар и Золотой Орды могло с XIV в. привести к путанице племенных названий.

Перенесение центра Булгарского государства в Казань и «Новый Булгар» и переход власти к Улу-Магомету, давшему государству новую политическую и военную организацию, укрепили это положение.

С этого времени за населением Среднего Поволжья окончательно упрочилось наименование татар. Это было только сменой названия, а сами татары, да и их соседи продолжали называть себя булгарами. Такая связь с булгарами сохранилась до настоящего времени. Татары, особенно старики, считают себя потомками булгар. Памятники булгарской истории (архитектурные сооружения, могильные плиты) считают священными и тщательно охраняют. XIV век является временем расширения булгарского влияния на соседей. Это прекрасно видно по могильным памятникам, распространенным далеко за пределами основной булгарской территории. Мусульманская пропаганда под защитой ханов Золотой Орды приняла большой размах. Бесспорно и то, что разгромы основных центров Булгарии в конце XIV-начале XV в. (последний разгром – поход князя Ф. Пестрого в 1431 г.) привели к уходу населения в закамские леса, к ассимиляции местного финского населения и распространению булгарской культуры. Здесь можно поэтому говорить о вторичном скрещении и чудскими племенами. В свою очередь эти народы оказали свое влияние на культуру и физический облик татар-булгар.

При рассмотрении памятников материальной культуры отмечено, что культура булгар золотоордынского времени сложилась на базе местной культуры предшествующей эпохи.

Если провести сравнение культуры булгаро-татарской с культурой Казанского ханства и современных татар, то нетрудно убедиться в том, что булгарская культура явилась основой культуры казанских татар. Последняя за свой длительный исторический путь, как и культура всякого народа, впитала в себя большое число всякого рода влияний и ныне представляет собой сложный конгломерат. Рассмотрение культуры татар Поволжья лучше всего провести по ее отдельным элементам.

Значительное место занимают памятники архитектуры.

К сожалению, мы в настоящее время не знаем почти совсем архитектуры Казанского ханства, вследствие чего выпадает большой хронологический отрезок. Частично этот недостаток можно восполнить архитектурой Касимовского царства, дошедшей до нас в виде отдельных памятников. Татарская архитектура, в частности жилище, прототипом своим имеет памятники булгар. Жилище древних булгар достаточно полно выявлено раскопками развалин Сувара и Булгара; среди ряда домов, сохранившихся частично, были открыты здания, позволявшие точно установить, что тип жилища, существовавший в булгарскую эпоху, сохранился и в последующее время, хотя наряду с ним в XIII в. после монгольского завоевания появился и другой. Данные раскопок Сувара получили подтверждение у восточных писателей.

Древний булгарский дом –

или сруб или глинобитное сооружение, по плану близкое квадрату, с глинобитной печью, поставленной на некотором расстоянии от стены. Перед печью имеется лаз в подполье, с двумя ямами-зернохранилищами. Удалось установить, что глинобитные дома имели плоскую кровлю. Дома были окружены хозяйственными постройками. Интересен богатый кирпичный дом, открытый в центре Сувара, построенный в Х в., позднее разрушенный и неоднократно восстановленный. Первоначально это был дом почти квадратный в плане, с системой подпольного отопления; его окружали хозяйственные постройки и кирпичная стена.

Этот кирпичный дом по своему местоположению и инвентарю можно назвать дворцом. Повидимому, для Х в. это была довольно редкая постройка. План этого дома в основном повторяет рядовые дома горожан и весьма близок дому, открытому В. А. Городцовым при исследовании старой Рязани. Явилось ли это сходство результатом влияния булгар на русских или, наоборот, русских на булгар, трудно решить. Вероятнее всего, что на создание общего типа повлияли местные условия, одни и те же для племен, составивших Булгарское царство и Рязанское княжество.

Подобные дома продолжали существовать и в золотоордынскую эпоху.

Дворец же значительно изменился, он получил колонны и облицовку поливными изразцами. В XIII в. он представлял собой продолговатое здание с небольшой пристройкой-вестибюлем и имел, повидимому, два этажа. Этот тип дома позднее перешел в архитектуру Казанского ханства, о чем можно судить по материалу города Касимова, где отмечен дом, аналогичный по общему виду суварскому. Как можно судить по раскопкам золотоордынских городов Нижнего Поволжья, богатых кирпичных зданий было довольно много. Их отличительной чертой была многокомнатность и полихромия в обработке.

Если взять современную татарскую усадьбу, то мы увидим черты сходства с древними булгарскими жилищами. У татар, дом обычно ставился посреди усадьбы, на столбах и окружался хозяйственными постройками. Вся усадьба обнесена забором, выходящим на улицу, так, что улица представляет длинную глухую стену. Современный дом близок по плану к квадрату с печью посредине или ближе к глухой стене. В доме имеется деревянный пол. Наряду со срубом, в южных районах встречаются дома и бани, на половину врытые в землю и представляющие как бы землянку с накатом и плоской крышей, дома глинобитные, саманные. Рассматривая их, мы видим, что современные постройки получили развитие от древних булгарских. Древние глинобитные здания могут быть сопоставлены с современными саманными постройками.

В орнаментике татарского жилища основным элементом является не резьба, а богатая полихромная раскраска.

Как правило, на основном зеленом или желтом поле даются узкие планки белого цвета, перемежающиеся с синим и красным, Ворота также окрашиваются в зеленый тон; все же детали, как то планки и розетки, – в желтый и голубой тона.

Разбирая орнаментику татарского дома, невольно хочется вспомнить дома булгаро-золотоордынского периода, где мы встречаемся с отделкой здания полихромными изразцами, причем расцветка современных домов дает тона, аналогичные золотоордынским поливным изразцам. Данные, которыми мы располагаем, позволяют утверждать, что архитектура современных татар получила развитие от булгарской, от их городских построек и городской усадьбы.

Отдельные части татарской одежды имеют ту же форму, что и у других народов Прикамья.

Так, татарские рубахи аналогичны финским и отличаются от последних только тем, что шьются из широкого холста, а не из узкого, как у финнов Поволжья. Особый интерес представляет шапка. В настоящее время у татар имеется две разновидности: сферическая и цилиндрическая. Первая обычно шьется из сукна, драпа, почти всегда черного цвета. Эти сферические шапки носят обычно крестьяне и бедные горожане, особенно старики. Высота этих шапок 15-20 см. Этот тип сферической шапки в настоящее время является наиболее распространенным; эту форму надо считать специфической для татар, тогда как у других турецких народностей обычно употребляется коническая шапка с широкой опушкой из меха. Н. И. Воробьев считает, что «при детальном изучении можно с некоторой долей вероятия предположить, что полусферическая шапка произошла из того же источника, как и makja, т. е. из подшлемника, но никак не из персидского Калапуша». Другие исследователи полагают, что шапка эта заимствована от персов.

С этими гипотезами трудно согласиться. Изображение воина на плите из Ананьинского могильника передает тот же тип шапки, близкой к конической. Проще всего этот тип сферической шапки выводить из головного убора ананьинской эпохи. Там эта шапка имеет у основания две черты, которые, может быть, передают опушку. Эти данные, общность с чувашской одеждой и ананьинской эпохой свидетельствуют о глубоких местных корнях татарской культуры. Основой ее является булгарская, на которую за долгий промежуток времен наслоилось большое число всякого рода влияний.

Следует также помнить, что один из самых крупных пережитков древних форм у татар – остатки кочевого быта – опять-таки связывают их с древними булгарами, у которых в быту элементы кочевой жизни уже в Х в. существовали в качестве пережитка, как об этом можно судить по записке Ибн-Фадлана.

Наряду с пережитками кочевого быта, идущего от булгар, у татар сохранялось не мало элементов домусульманских верований, причем эти последние весьма близки к родовым религиозным верованиях других народов Поволжья.

Интересный материал, указывающий на глубокие местные корни, дает мифология казанских татар.

Несмотря на то, что мусульманство стало господствующей в крае религией еще со второй четверти Х в., все же в представлении татар сохранялось и до последнего времени много пережитков родовой религии, весьма сходных с представлениями других народов Поволжья и Прикамья.

В данном случае важна мифология, сохранявшаяся с глубоких времен в Вятско-Камском крае. Здесь прежде всего надо отметить веру в домового (ой-эйсе); в представлении татар – это старик с длинными волосами. Имеется у татар и хозяин хлевов (абзар-эйсе), показывающийся людям в виде человека или животного. Он имеет отношение к скоту. Ой-эйсе и абзар-эйсе весьма сходны с соответствующйми образами мифологии удмуртов.

Бичура, по мифологий татар,

маленькая женщяна ростом в 125 см, со старинным головным убором, живет в подполье или в бане. Из-за Бичуры иногда бросали дом, или же, наоборот, считали, что Бичура помогает хозяину разбогатеть. Близко стоит к ней Юртаве – богиня очага, дома из мордовского пантеона.

У всех народов Поволжья сохранились пережитки веры в лешего.

В татарской мифологии он под именем Шуряле живет в дремучих лесах, похож на человека, имеет длинные крепкие пальцы до 12 см длины и необычайно длинные сосцы, которые он закидывает через плечо. Он любит уводить прохожих в глубину леса, любит кататься верхом. Сохранилось предание, в котором описана Шуряле-женщина; она сидела на лошади нагая, задом наперед, голову имела маленькую с короткими волосами, груди висели, через плечо. Аналогичны Шурале-Алида, Чатчес-нюня и Нюлес-нюня – удмуртской мифологии или Вирь-аве – мордвы, или Арсури – чуваш.

Албасты –

злые существа, живущие в нежилых домах, на пустырях, на полях, и в логах, – являются людям в виде человека или большого воза, стога, скирда, елки. Албаст может задавить человека насмерть, причем выпивает из него кровь. Ближайшей аналогией ему по характеру и даже по имени является Албаст удмуртов, живущий по преимуществу в пустых домах и банях. Чтобы изгнать его оттуда, надо занятые им строения предать огню.

Ряд духов,

по представлениям татар, живет в воде: сыубабасы (водяной дед – главный хозяин), сыу-эясе – его сын; сыу-янасы аналогична русской русалке. Сыу-бабасы татар весьма близок Ву-мурту удмуртов.

Большой интерес представляет вера в Юху –

змею-девицу, с которой можно связать часть археологического материала, среди которого имеется большое количество предметов, отражающих этот раздел мифологии. По представлениям татар змей до 100 лет живет в своем виде; после 100 лет он превращается в человека-девицу (юху), но может принимать образ коровы, собаки, кошки.

В археологическом: материале Прикамья изображения змей идут с глубокой древности. Наиболее ранние из них найдены, в Гладеновском костище, начало которого относится к VI в. до н.э. Наряду со змеями весьма часты фигуры драконов; ряд их относится ко времени возникновения нашей эры, примером чего может служить могильник Ныргинда, где ажурная пластинка представляет дракона с сидящей на спине женщиной с ребенком. Отдельные фигуры драконов встречаются и в более позднее время, в так называемую ломаватьевскую эпоху. Эти изображения, в настоящее время трудно интерпретируемые, указывают на глубокую древность данных представлений у народов Прикамья. Они еще раз подтверждают местную основу татар Поволжья;

Особенно ярко связь с другими народами Поволжья сказалась в вере татар в керемети.

Кереметью называлось жертвенное место, где совершалось жертвоприяошение, а также и сам дух, обитающий в данном месте. Татары приносили керемети жертвы, для чего резали скот. Мусульманское духовенство вело упорную борьбу с этим верованием. Оно характерно для всех народов. Среднего Поволжья и Прикамья. Так, у чуваш кереметью или ирзамаа называлась четырехугольная площадь, отгороженная забором, где совершалось жертвоприношение. Кереметью назывался и сам дух. В жертву ему приносилось обычно животное, прошедшее особое испытание. Подобные представления существовали и уудмуртов, которые под. именем Кереметь или Шайтан, признавали злого бога, в противоположность, доброму Инмару. Кереметью же у удмуртов называли и жертвенное место, где обычно приносились жертвы этому злому духу. Существовало верование в Кереметя и у мордвы, хотя и не было распространено так, как у чуваш и удмуртов. У мордвы существовало Кереметь-сзек – моление Керемети. Это моление в старые годы происходило около Петрова дня и устраивалось в лесу около большой березы. На праздник собирались жители окрестных деревень и приносили с собой, хлеб, мясо, брагу и вино. Сначала молились, потом пировали и веселились.

Второе моление у мордвы, связанное с Кереметью, называлось Кереметь-озис-сабан – моление сохе-плугу.

В некоторых местах это моление называлось сабан-озис. Там, где поблизости от деревни сохранились леса или деревья, там и совершались моления, Каждая семья приносила петуха или селезня, которых резали, варили похлебку, совершали моление и съедали похлебку. Моление в роще было известно и у мари и связывалось с именем Кереметь-арка. Там на праздник резали скот.

Из приведенного материала видно, что вера в Кереметь в наиболее архаичной форме наблюдалась у чуваш и удмуртов, в меньшей мере – у мордвы. Несомненно, борьба мусульманского духовенства с верой в Кереметь привела и тому, что у татар остались только незначительные следы этих верований. Бесспорно, что к поволжским татарам это моление перешло от их предков. Полагать здесь заимствование от соседей нет никаких оснований.

Подводя итог, нужно сказать, что процесс формирования татар Поволжья весьма длителен и сложен. Его нельзя начинать с эпохи монгольского завоевания, как это обычно принято. Это время внесло меньше всего новых элементов в этногенез татар.

Публикуется на в сокращении.

Введение. 4

1.Антропология и этническая история татар Поволжья. 8

2.Татары Саратовской области. 19

3.Религиозные верования татар Поволжья. 22

4.Язык татар Поволжья. 26

5.Традиционное хозяйство Поволжских татар. 31

Заключение. 33

Список использованной литературы.. 35

Введение

Население Приволжского федерального округа насчитывает свыше 32 млн. человек, из них более 20 млн., или 67% - русские.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что этнодемографическая особенность округа заключается в том, что в Российской Федерации он один из самых многонаселенных (занимает второе место после Центрального округа, в котором 38 млн. человек), и вместе с тем здесь самая низкая в России доля русских. На Северном Кавказе, составляющем основу Южного округа, эта доля такая же или чуть выше, что объясняется «передачей» этому округу двух волжских регионов - Волгоградской и Астраханской областей, преимущественно русских по составу.

Общая численность русского населения округа медленными темпами росла на протяжении 1990-х гг. за счет превышения миграционного притока из стран ближнего зарубежья, прежде всего из Казахстана, над естественной убылью, а затем сменилась нулевым приростом.

Более 13% населения округа составляют татары, численностью более 4 млн. человек. В Приволжском округе проживает наибольшее количество татар Российской Федерации.

Русские и татары в совокупности - это 80% всего населения Приволжья. Остальные 20% включают представителей практически всех этнических групп, живущих в России. Среди этнических групп, однако, насчитывается всего 9, которые вместе с русскими и татарами составляют в округе 97-98% населения.

В России около 6 млн. татар. За рубежом 1 млн. татар проживает в государствах, которые ранее входили в состав СССР (особенно много в Узбекистане и Казахстане). Этноним «татары» объединяет крупные и небольшие этнические сообщества.

Среди них самые многочисленные - казанские татары. Точную численность казанских татар, пользуясь данными переписей населения, определить невозможно, так как все группы, кроме крымских татар, вплоть до микропереписи 1994 г. были обозначены одним и тем же наименованием. Можно предположить, что из 5,8 млн. татар Российской Федерации не менее 4,3 млн. человек составляют именно казанские татары. Вопрос о соотношении этнонима «татары» и термина «татарский народ» в известной степени политизирован. Некоторые ученые настаивают на том, что этноним «татары» обозначает все группы татар как выражение единого, консолидированного татарского народа (татарской нации). На этом основании возник даже специальный термин применительно к группам татар, живущим за пределами Республики Татарстан - «внутрироссийская татарская диаспора».

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности расселения и проживания татар в Поволжье.

Для достижения цели курсовой работы рассмотрим следующие задачи:

Рассмотреть этническую историю татар Поволжья

Проанализировать проживание татар в Саратовской области;

Рассмотреть религиозные верования, язык, традиционное хозяйство татар Поволжья

В Приволжском округе численность татар за 2000 - ые гг. медленно увеличивалась, прежде всего, за счет естественного прироста (в среднем 0,8% в год).

Большая часть татар расселена в Среднем Поволжье, прежде всего, в Республике Татарстан. Там сосредоточено свыше трети всех татар - около 2 млн. человек. Густозаселенный татарский ареал тянется в соседнюю Республику Башкортостан (где татары численно превосходят башкир) и далее - в Челябинскую область. Большие группы расселены и в Нижнем Поволжье (астраханские татары), а также в Нижегородской области, Москве и Московской области. Ареал татар простирается в Сибирь.

По данным переписей населения, 32% татарского населения России проживают в Республике Татарстан. Если брать только казанских татар, то эта доля будет значительно выше: скорее всего она составляет 60%. В самой республике татары составляют около 50% всех жителей.

Основу литературного татарского языка составляет язык казанских татар, на бытовом же уровне сохраняются региональные диалекты и говоры. Основных диалектов три - западный, или мишарский; средний, или казанский; восточный, или сибирский.

В Волго-Уральском регионе расселены татары казанские и мишары (или мишари), а также небольшая группа - кряшены. Эти группы разделяются на меньшие территориальные общности.

Мишары - второе крупное подразделение волго-уральских татар - несколько отличаются от казанских татар по языку, культуре (считается, например, что мишары по своим традициям и бытовым особенностям имеют сходство с соседней мордвой). Их ареал, совпадая с ареалом казанских татар, сдвинут к юго-западу и югу. Характерная черта мишарей - стертые различия между территориальными группами.

Татары-кряшены (или крещеные татары) выделяются среди волго-уральских татар по признаку конфессиональной принадлежности. Они были обращены в православие и с этим связаны их культурно-бытовые и хозяйственные особенности (например, в отличие от других татар кряшены издавна занимались свиноводством). Татары-кряшены, как полагают, являются группой казанских татар, подвергнутых крещению после завоевания Русским государством Казанского ханства. Эта группа численно невелика и сосредоточена в основном в Татарстане. Специалисты различают следующие группы кряшен: молькеевскую (на границе с Чувашией), предкамскую (Лаишевский, Пестреченский районы), елабужскую, чистопольскую.

В Оренбургской и Челябинской областях проживает небольшая группа (порядка 10-15 тыс. человек) православных татар, называющих себя «нагайбаки». Считают, что нагайбаки - потомки либо крещеных ногайцев, либо крещеных казанских татар.

Ни среди исследователей, ни среди самого населения нет единого мнения о том, образуют ли все группы татар, носящие это название, единый народ. Можно говорить лишь о том, что наибольшая консолидация характерна для волго-уральских, или поволжских, татар, подавляющее большинство которых составляют казанские татары. Кроме них, в состав поволжских татар принято включать группы касимовских татар, живущих в Рязанской области, мишарей Нижегородской области, а также кряшен (хотя по поводу кряшен существуют разные мнения).

В Республике Татарстан один из самых высоких в России процент местных уроженцев в сельской местности (72%), в то же время в городах преобладают мигранты (55%). Начиная с 1991 г. города испытывают мощный миграционный приток сельского татарского населения. Еще лет 20-30 назад волжские татары имели высокий уровень естественного прироста, который остается положительным и теперь; однако он не настолько велик, чтобы создавать демографические перегрузки. Татары находятся на одном из первых мест (после русских, украинцев, белорусов) по доле городского населения. Хотя в среде татар наблюдается значительное число межэтнических браков (около 25%), это не приводит к широкому распространению ассимиляции. Межэтнические браки заключаются в основном татарами, проживающими дисперсно, тогда как в Татарстане и в районах компактного проживания татар, особенно в сельской местности, сохраняется высокий уровень внутриэтнической брачности.

При написании данной курсовой работы использовались труды таких авторов как Ведерникова Т.И., Кирсанов Р., Махмудов Ф., Шакиров Р. и др.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.

1.Антропология и этническая история татар Поволжья

Антропология татар Поволжья и Приуралья дает интересный материал для суждений о происхождении этого народа. Антропологические данные показывают, что все исследованные группы татар (казанские, мишари, кряшены) довольно близки между собой и имеют комплекс присущих им признаков. По целому ряду признаков - по выраженной европеоидности, по наличию сублапоноидности татары стоят ближе к народам Поволжья и Приуралья, чем к другим тюркским народам.

Сибирские татары, имеющие ярко выраженный сублапоноидный (уральский) характер с известной примесью южно-сибирского монголоидного типа, также как и астраханские татары - карагаши, дагестанские ногаи, хорезмские каракалпаки, крымские татары, происхождение которых в целом увязывается с населением Золотой Орды, отличаются своей большей монголоидностью от татар Поволжья и Приуралья .

По внешнему физическому типу татары Поволжья и Приуралья проявляют давнюю метисацию европеоидных и монголоидных признаков. Последние признаки у татар выступают значительно слабее, чем у многих других тюркских народов: казахов, карагашей, ногайцев и др. Вот некоторые примеры. Для монголоидов одним из характерных признаков является своеобразное строение верхнего века глаз, т.н. эпикантус. Среди тюрок наиболее высок процент эпикантуса (60-65%) у якутов, киргизов, алтайцев, томских татар. У татар Поволжья и Приуралья этот признак выражен слабо (от 0% у кряшен и мишарей Чистопольского района до 4% у арских и 7% касимовских татар). Другие группы татар, не связанные своим происхождением с поволжскими, имеют значительно больший процент эпикантуса: 12% - крымские татары, 13% - астраханские карагаши, 20-28% - ногаи, 38% - тобольские татары .

Развитие бороды также один из важных признаков, отличающих европеоидное и монголоидное население. У татар Среднего Поволжья наблюдается рост бороды ниже среднего уровня, но все же больше, чем у ногайцев, карагашей, казахов и даже мари и чувашей. Учитывая то, что слабый рост бороды характерен для монголоидов, в том числе сублапоноидов Евразии, а также и то, что татары, располагающиеся на севере, имеют значительно больший рост волосяного покрова, чем более южные казахи, киргизы, можно полагать, что в этом проявилось воздействие так называемых понтийских групп населения, обладающих достаточно интенсивным ростом бороды. По росту бороды татары приближаются к узбекам, уйгурам и туркменам. Наибольший ее рост отмечается у мишар и кряшен, наименьший у татар Заказанья.

У татар в основном отмечается темная пигментация волос, особенно у татар Заказанья и наровчатовских мишарей. Наряду с этим до 5-10% встречаются и более светлые оттенки волос, особенно у чистопольских и касимовских татар и почти всех групп мишарей. В этом отношении татары Поволжья тяготеют к местным народам Поволжья - мари, мордве, чувашам, а также к карачаевцам и северо-восточным болгарам Подунавья.

В целом татары Среднего Поволжья и Приуралья имеют в основном европеоидный облик с определенным включением монголоидных черт, причем с признаками давней метисации или смешения. Выделяются следующие антропологические типы : понтийский; светлый европеоидный; сублапаноидный; монголоидный.

Понтийский тип характеризуется относительной длинноголовостью, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа с опущенным кончиком и основанием носа, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению. В среднем этот тип представлен более чем у трети татар - 28% у кряшен Чистопольского района до 61% у мишар Наровчатовского и Чистопольского районов. У татар Заказанья и Чистопольского района он колеблется в пределах 40-45%. Этот тип у сибирских татар не известен. В палеоантропологическом материале он хорошо выражен у домонгольских булгар, в современном - у карачаевцев, западных черкесов и в осточной Болгарии у местного болгарского населения, а также у части венгров. Исторически его следует увязывать с основным населением Волжской Булгарии.

Светлый европеоидный тип с овальной формой головы, со светлой пигментацией волос и глаз, со средним или высоким переносьем, с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой. Рост средний. В среднем представлен 17,5% всех исследованных татар, от 16-17% у татар Елабужского и Чистопольского районов до 52% кряшен Елабужского района. Он целым рядрм особенностей (морфология носа, абсолютные размеры лица, пигментация) сближается с понтийским типом. Не исключено, что этот тип проник в Поволжье вместе с т.н. саклабами (светловолосыми по Ш. Марджани), о которых писали арабские источники VIII - IX вв., помещая их в Нижнем, а позднее (Ибн Фадлан) и в Среднем Поволжье. Но не следует забывать, что и среди кипчаков-половцев также были светло-пигментированные европеоиды, недаром сам этноним "половец" увязывают со словом "полова", т.е. светлый, рыжий. Не исключено, что этот тип, так характерный для северных финнов и русских, мог проникнуть к предкам татар и оттуда .

Сублапаноидный (уральский или волго-камский) тип также характеризуется овальной формой головы и имеет смешанную пигментацию волос и глаз, широкий нос с невысоким переносьем, слабо развитую бороду и невысокое, среднеширокое лицо. Некоторыми особенностями (значительно развитая складка век, изредка встречающийся эпикантус, слабый рост бороды, некоторая уплощенность лица) этот тип с ближается с монголоидным, но имеет сильно сглаженные признаки последнего. Антропологи рассматривают этот тип как образовавшийся в древности на территории Восточной Европы из смешения евро-азиатских монголоидов и местного европеоидного населения. У татар Поволжья и Приуралья он представлен 24,5%, меньше всего у мишар (8-10%) и больше у кряшен (35-40%). Наиболее он свойствен для местных финно-угорских народов Волго-Камья - мари, удмуртов, коми, частично мордвы и чувашей. К татарам, очевидно, он проник в результате тюркизации финно-угоров еще в добулгарское и булгарское время, ибо в булгарских материалах домонгольского времени уже встречаются сублапаноидные типы.

Монголоидный тип, характерный для татар Золотой Орды и сохранившийся у их потомков - ногайцев, астраханских карагашей, а также у восточных башкир, частично казахов, киргизов и др., у татар Среднего Поволжья и Приуралья в чистом виде не встречается. В смешанном с европеоидными компонентами (понтийским типом) состоянии он встречен в среднем в 14,5% (от 7-8% у кряшен до 21% у татар Заказанья). Этот тип, включающий в себя признаки как южносибирских, так и централно-азиатских монголоидов, начинает отмечаться в антропологических материалах Поволжья и Приуралья еще с с гунно-тюркского времени, т.е. с середины I тыс. н.э., известен он также и в раннебулгарском Больше-Тарханском могильнике. Поэтому включение его в антропологический состав татар Поволжья и Приуралья отнюдь нельзя увязывать только со временем монгольского нашествия и Золотой Орды, хотя в это время он и усилился .

Антропологические материалы показывают, что физический тип татарского народа сформировался в сложных условиях метисации в основном европеоидного населения с монголоидными компонентами древней поры. По относительной степени выраженности европеоидных и монголоидных особенностей татары Поволжья и Приуралья (средний балл - 34,9) находятся между узбеками (34,7), азербайджанцами (39,1), кумыками (39,2) русскими (39,4), карачаевцами (39,9), гагаузами (34,0) и туркменами (30,2).

Этноним исторически закрепился за тюркоязычным населением Урало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но потерявшим свой родной язык татарским населением Литвы. Не вызывает сомнения, что волго-уральские и крымские татары являются самостоятельными этносами.

Продолжительные контакты сибирских и астраханских татар с волго-уральскими, особенно усилившиеся во второй половине XIX в., имели важные этнические последствия. Во второй половине XIX - начале XX вв. шел активный процесс консолидации средневолжско-приуральских, астраханских и сибирских татар в новую этническую общность - татарскую нацию. Ядром нации в силу своей многочисленности и социально-экономической, а также культурной продвинутости стали татары Волго-Уральского региона. Сложную этническую структуру этой нации иллюстрируют следующие данные (на конец XIX в.): в ней волго-уральские татары составляли 95,4%, сибирские -2,9%, астраханские -1,7% .

На современном этапе о татарах невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром татарской нации. Однако татарский этнос отнюдь не ограничивается рамками Татарстана. И не только из-за дисперсного расселения. Татарский народ, имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, в том числе и письменности, связан со всей Евразией. Более того, являясь самым северным форпостом мусульманства, татары и Татарстан выступают и как часть исламского мира и великой цивилизации Востока.

Татары являются одним из крупных тюрко-язычных этносов. Общая численность 6.648,7 тыс.чел. (1989 г.). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.), в Башкортостане проживает 1.120,7 тыс.чел., в Удмуртии - 110,5 тыс.чел., Мордовии - 47,3 тыс.чел., в Республике Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. чел. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет в Российской Федерации (5.522 тыс.чел), занимая по численности второе место. Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ: в Казахстане - 327,9 тыс.чел., Узбекистане - 467,8 тыс.чел., Таджикистане - 72,2 тыс.чел., Киргизии - 70,5 тыс.чел., Туркмении - 39,2 тыс.чел. Азербайджане - 28 тыс.чел., на Украине - 86,9 тыс. чел., в странах Балтии (Литве, Латвии и Эстонии) около 14 тыс.чел. Имеется также значительная диаспора во всем остальном мире (Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.). Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда не велось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом (по разным подсчетам от 100 до 200 тыс. чел.) .

В составе татар Поволжского региона выделяются две крупные этнические группы (субэтносы): казанские татары и мишари.

Промежуточную группу между казанскими татарами и мишарями составляют касимовские татары (район их формирования г.Касимов Рязанской области и его окрестности). Этноконфессиональную общность представляют из себя крещеные татары-кряшены. В силу территориальной разобщенности и под влиянием соседних народов в составе каждой из этих групп в свою очередь сформировались этнографические группы, имеющие некоторые особенности в языке, культуре и быту. Так, в составе казанских татар исследователи выделяют нукратскую (чепецкую), пермскую, этносо-словную группу тептярей и др. Локальные особенности имеются и у кряшен (нагайбаки, молькеевцы, елабужские, чистопольские и др.). Мишари делятся на две основные группы - северную, сергачскую, по языку "цокающую" и южную, темниковскую, по языку "чокающую" .

Кроме того, в результате неоднократных переселений среди мишарей также образовалось несколько территориальных подгрупп: правобережная, левобережная или заволжская, приуральская.

Этноним татары является общенациональным, а также основным самоназванием всех групп, образующих нацию. В прошлом у татар имелись и другие локальные этнонимы - моселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др. В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар считало себя татарами.

Этническая история поволжских татар еще полностью не выяснена. Формирование их основных

10-09-2015, 16:35

Другие новости

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан .

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар . Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Религия

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Общая характеристика татарского народа и численность населения

Народ татары недаром считают самым подвижным из всех известных народов. Спасаясь от неурожайности на родных землях и в поисках возможностей наладить торговлю, они быстро переселялись в центральные районы России, Сибирь, в дальневосточные регионы, на Кавказ, в Центральную Азию и на Донбасские степи. В советское время эта миграция была особенно активной. На сегодняшний день татары проживают на территории Польши и Румынии, Китая и Финляндии, США и Австралии, а также в Латинской Америке и арабских странах. Несмотря на такую территориальную распространенность, татары в каждой стране стараются объединяться в общины, бережно храня свои культурные ценности, язык и традиции. На сегодняшний день общая численность татарского населения составляет 6 миллионов 790 тысяч человек, из них почти 5,5 миллиона проживает на территории Российской Федерации.

Основной язык этнической группы – татарский. В нем выделяют три основных диалектических направления – восточный (сибирско-татарский), западный (мишарский) и средний (казанско-татарский). Выделяют также следующие субэтносы: , астраханские, сибирские, татары-мишари, ксимовские, кряшены, пермские, польско-литовские, чепецкие, тептяри. Первоначально в основе письменности татарского народа лежала арабская графика. Со временем стала использоваться латиница, а позже – кириллица. Подавляющее большинство татар придерживаются мусульманского вероисповедания, их называют мусульмане-сунниты. Есть еще небольшая численность православных, которые называются кряшен.

Особенности и традиции татарской культуры

У татарского народа, как и у любого другого, существуют свои особенные традиции. Так, например, обряд бракосочетания предполагает, что о свадьбе юноши и девушки имеют право договариваться их родители, а молодых просто ставят в известность. Перед свадьбой обсуждаются размеры калыма, который жених уплачивает семье невесты. Гуляния и застолье в честь новобрачных, как правило, происходит без них самих. По сей день принято, что жениху неприемлемо входить в родительский дом невесты для постоянного проживания.

Культурные традиции и особенно в плане воспитания подрастающего поколения с самого раннего детства у татар очень сильны. Решающее слово и власть в семье принадлежит отцу – главе семейства. Именно поэтому девочек учат быть покорными своим мужьям, а мальчиков – уметь господствовать, но при этом очень внимательно и бережно относиться к супруге. Патриархальные традиции в семьях устойчивы и по сей день. Женщины, в свою очередь, очень любят готовить и почитают татарскую кухню, сладости и всевозможную выпечку. Богато накрытый стол для гостей считается знаком почета и уважения. Татары известны своим почитанием и безмерным уважением к предкам, а также людям, старшим по возрасту.

Известные представители татарского народа

В современной жизни на слуху достаточно много выходцев этого славного народа. Например, Ринат Ахметов – знаменитый бизнесмен Украины, богатейший украинский гражданин. В мире шоу-бизнеса прославились легендарный продюсер Бари Алибасов, российские актеры Рената Литвинова, Чулпан Хаматова и Марат Башаров, певица Алсу. Известная поэтесса Белла Ахмадулина и художественная гимнастка Алина Кабаева тоже имеют татарские корни по отцу и являются заслуженными деятелями Российской Федерации. Нельзя не вспомнить и первую ракетку мира – Марата Сафина.

Татарский народ – это нация со своими традициями, национальным языком и культурными ценностями, которые тесно связаны с историей других и не только. Это нация с особенным характером и толерантностью, которая ни разу не стала инициатором конфликтов ни на этнической, ни на религиозной, ни на политической почве.

Присутствует смесь и монголоидных, и европеоидных предков, - поэтому представители этой очень разные. Существуют несколько типов татар, к примеру, уральский, южно-камский, поволжско-сибирский. Последний из них отличается внешностью монголоидного типа - широким лицом, темными волосами, карими и так называемой монгольской складкой на верхнем веке. Но таких татар мало, этот тип самый малочисленный. Чаще всего встречаются европеоидной внешности с русыми и светлыми волосами. Практически все типы татар имеют тонкий нос, иногда с небольшой горбинкой или опущенным кончиком.

Отличительными чертами татарского характера считаются , чистоплотность, готовность прийти на выручку, терпеливость. Считается, что этой нации свойственна самоуверенность, гордость и самолюбование. Татары живут не чувствами, а разумом, поэтому они законопослушны, уважают , любят порядок и стабильность. Татарин не будет плыть против течения - попав в неблагоприятную ситуацию, он проявит гибкость и приспособится к новым условиям. Татарам свойственная толерантность, религиозность и глубочайшее уважение к старшим.

Татары отличаются наличием коммерческой жилки. Они завоевали репутацию лучших работников своим трудолюбием, добросовестным исполнением взятых на себя обязательств, дисциплинированностью и настойчивостью в выполнении своей работы. Представители татарской нации стремятся к знаниям. Они сметливы и ответственны. Почитание старших сказывается и в профессиональной деятельности - никогда не уволит сотрудника предпенсионного возраста. Негативным качеством татарина- считается излишне резкая прямота суждений.

Имена наши связаны с национальностью. Когда ребенок получает имя своей национальности, он невольно начинает причислять себя к истории, характеру и обычаям своего народа. И если вы решили назвать малыша красивым татарским именем,он, несомненно, вырастет порядочным, добрым и жизнерадостным человеком. Так давайте же выбирать имя!

Вам понадобится

  • Голова и перечень мужских татарских имен и их значений.

Инструкция

Обратите внимание на то, как понравившиеся вам будут сочетаться с . Если отец ребенка имеет татарское имя, здесь все просто, так как татарские имена и татарские образуют красивые сочетания. Другое дело, если отец наделен, например, простым русским именем Иван. Выбор, конечно, придется сложный. Может случиться так, что приглянувшееся и наиболее запавшее вам в душу имя может совершенно не подойти к . В этом случае жертвуйте , а не именем. Не забывайте о родных и близких, которые всегда готовы вам помочь и дать совет.