Солистом какой группы был андрей макаревич. Женщины макаревича

Интервью и фотосессия были назначены в подмосковном доме Андрея Макаревича. Узнав, что в гости к музыканту собирается приехать его сын Иван, мы попросили их сняться для издания вместе. Мы знали, что Андрей Вадимович крайне пунктуален и не любит опозданий, поэтому, невзирая на вечные пробки, прибыли вовремя. Тут же во дворе дома показался Иван. «О-о-о! Ты изменил прическу! Вроде был крашеным!» — воскликнул Андрей Вадимович. «Волосы сбрил для нового фильма», — пояснил младший Макаревич.

— Андрей Вадимович, давайте с темы отцов и детей и начнем наш разговор. Насколько часто вы видитесь с Иваном?

Несколько реже, чем хотелось бы, потому что он такой же занятой, как и я. Ваня снимается в кино, играет в театре, — вот, привез показать несколько экземпляров, — делает свою электронную музыку, в которой я мало что смыслю. Пару раз они выступали с ребятами у нас в клубе (Андрей является совладельцем джаз-клуба JAM Club. — Прим. «ТН»). Но эта полудиджейская история для меня, как для человека прошлого тысячелетия, загадка. Не понимаю, как можно создавать музыку в компьютерных программах, из нарезанных «кубиков». Тем не менее такая музыкальная культура существует во всем мире.

— Для меня воспитание заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми сам он вряд ли познакомится. С сыном Иваном. Фото: Михаил Королев

— Кроме музыки, на какие темы вы разговариваете со взрослым сыном? Есть ли те, которые никогда не поднимаете?

— Нет, мне трудно такое себе представить. Разговариваем обо всем, что интересно обоим. Если на экраны выходит новый фильм с Ванькиным участием, конечно же, смотрю, хотя телевизор не жалую. Извините меня, читатели «ТЕЛЕНЕДЕЛИ»… И если он потом позвонит и спросит: «Ну как тебе?» — отвечу откровенно, возможно, даже покритикую. Не знаю, насколько он во мне нуждается, но надеюсь, что примерно так же, как и я в нем. Мы созваниваемся, переписываемся. Не по сто раз в день, но и не раз в месяц.

— Надо ли выстраивать отношения со взрослыми детьми? Хотя бы ради того, чтобы не потеряться с ними в этом сумбурном мире…


— Я никогда ничего не выстраивал и не прилагал ни малейших усилий при общении со своими детьми. А по поводу того, чтобы не потеряться… Тогда их надо водить за собой на веревочке. Знаете, человек ощущает себя взрослым задолго до того, как окружающие, включая родителей, начинают его таковым считать. Я себя лет в пять чувствовал вполне здравомыслящим человеком. Прочитал 12 томов Жюля Верна прежде, чем поступил в 1-й класс. А бабушки и мама все еще обращались ко мне: «Ух ты, маленький…» Вот у отца никогда не было такого, он всегда со мной разговаривал как со взрослым. Мне было четыре года, когда он со мной рисовал, слушал пластинки Рахманинова, читал вслух «Облако в штанах» Маяковского. Бабушка удивлялась: «Вадим, что ты делаешь? Он же еще ничего не понимает!» — «Да все он прекрасно понимает», — отвечал ей мой папа. Откуда, вы думаете, я знаю на память огромное количество стихов Маяковского? Мне с отцом было очень интересно. Воспитание, мне кажется, заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми он без тебя вряд ли познакомится или познакомится позже, чем следует. Я глубоко убежден, что научить чему-то, привить вкус можно от двух до пяти лет. Дальше уже бесполезно. На мой взгляд, в том, что в итоге получится из человека, на 70 % «виноваты» гены, на 30 % — воспитание.

С родителями — Вадимом Григорьевичем и Ниной Марковной (1970-е). Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Читала в вашей книге о том, как отец с вами, еще дошкольником, гулял в чудовищный мороз по Ленинграду, знакомил с архитектурой…

— Он взял меня с собой в командировку (отец Андрея, Вадим Григорьевич Макаревич, преподавал в Московском архитектурном институте. — Прим. «ТН»). Но кто знал, что такие морозы ударят? Я был тепло одет, поэтому запомнил безумную красотищу вокруг, а не то, что было холодно. Уже тогда, в начале 1960-х, центр Питера — Биржа, Генштаб, Зимний — был подсвечен красивыми желтыми огнями, а Москва в то время стояла абсолютно темная. Мы гуляли по городу, и папа рассказывал об архитекторах, о том, в каком стиле построены здания. А на стенах еще оставались надписи «Бомбоубежище».

— Все мы родом из детства. А какой была ваша мама, Нина Марковна?

— Моя мама — человек, который был рожден для беспокойства. Даже если не было повода беспокоиться, она все равно его находила. При этом она работала врачом в институте туберкулеза, писала диссертацию, соответственно, была очень занята. Но в остальное время она беспокоилась. И таскала меня по знакомым врачам, опасаясь, что я заболею чем-то страшным. Из-за этого я постоянно болел, потому что она все же ухитрялась выискивать болезни. И, чтобы мальчик рос здоровым, насильно меня кормила.

Я ненавидел еду, любовь к этой простой радости возникла уже в зрелом возрасте. В детстве я не мог представить, что от пищи можно получать удовольствие.

— В своих книгах вы часто вспоминаете родителей. Видно, что росли в крепкой и дружной семье, где все любили друг друга. Со своими детьми у вас похожие отношения?

— Я занимался с ними, конечно же, меньше, чем мои родители со мной.

Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. И до сих пор живу в бешеном темпе, ничего не изменилось. Другое дело, что пытаюсь брать детей с собой, когда еду в интересные места. Например, полгода назад мы с Ваней и Аней отправились в путешествие в Майами. Сели

на здоровенный пароход, один из самых больших в мире, и поехали в круиз по островам — Ямайка, Карибы. Им все это было безумно любопытно, и я радовался, что они вместе, потому что такие встречи нечасто бывают.

Я всегда считал, что дети имеют право на собственное мнение, никогда ничего им не навязывал и старался не давить авторитетом. Так же поступали мои родители. Когда, проучившись в музыкальной школе года два с половиной, я, девятилетний, сказал родителям: «Все, не буду больше, не могу!», они не спорили, не заставляли ходить в ненавистное заведение. В дальнейшем я сам всего понемногу нахватался. И Ваню мы тоже не принуждали заниматься музыкой: не хочет — пожалуйста. А вот Аня музыкальную школу все же окончила, она очень прилично играет на фортепиано. Ей нравится заниматься, играть по нотам. Импровизировать, может, она не умеет, но классику играет хорошо. После окончания школы собирается поступать в медицинский. Хочет быть врачом: видимо, через поколение, от моей мамы передались ей определенные гены.

Думаю мои отношения с детьми точно такие же, какие были у моих родителей со мной и моей младшей сестрой Наташей. Просто обстоятельства жизни немного изменились. Мои дети росли на расстоянии от меня, а мы с родителями жили в коммуналке и были все время друг у друга на глазах. Две маленькие комнаты, пять человек: мама с папой, моя тетя Галя, моя бабушка Маня и я. До рождения Наташки мы жили в доме, где сейчас располагается собрание частных коллекций Музея Пушкина, в полукруглом флигелечке. Угловое окошко на первом этаже — наша спальня. Коммуналка была небольшая, в ней жили всего четыре семьи.

Помню наш двор, ящики с мороженым, которые таскали на ремне через плечо мороженщики. Фруктовое, за семь копеек, — гадость страшная! Привозили и газированную воду, там были два таких высоких стакана с сиропами и железный баллон, откуда качали газ. Школу свою отлично помню: она находилась недалеко, нужно было идти пешком через Большой Каменный мост, и со второго класса я ходил туда сам, без сопровождения.

С дочерьми Анной и Даной и сыном Иваном. Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Как вам кажется, много хлопот вы доставляли родителям?

— Нет, пожалуй. Я настолько рано занялся музыкой, что, честно говоря, мне дела не было до того, хлопотно со мной или нет. Мать, конечно, переживала сильно, когда нас с ребятами начали гнобить власти в 1970-е годы, но все равно всегда была на нашей стороне. Она, разумеется, боялась, что меня выгонят из института, и меня таки выгнали. Я же был хиппи. Она говорила: «Окончи институт, а потом делай что хочешь». Но в целом они оба — и мама, и папа — очень меня поддерживали.

Помогли с деньгами, когда я решил купить крохотную кооперативную квартирку по соседству с родительской. Мама, понятное дело, присматривала, куда я ушел, с кем тусуюсь, кто пришел и что это за девицы сидят и скоро ли они уйдут. Отец просил об одном: чтобы я не нервировал маму. И из всех своих заграничных командировок (раз в два года он, как архитектор, ездил делать советский павильон куда-нибудь за границу) привозил необходимое для нашей группы. Все свои жалкие суточные, до копейки, тратил на струны, инструменты. Вместе с ним мы выпилили мою первую гитару, не имея ни малейшего представления о том, как это надо делать. Я не знал, например, что есть такое понятие, как мензура, то есть расстояние от порожка до конца грифа. И думал, это неважно. Впоследствии оказалось, что важно: иначе гитара играет в произвольных тональностях.

— В вашем доме столько разных старинных вещей! Те первые гитары сохранились?


— Что вы! Это сейчас есть где все это складывать. А вообще всю жизнь была теснота. К тому же для того, чтобы стать обладателем следующей гитары — лучшего качества, нужно было продать ту, которая есть, добавить денег и купить новую. Хорошие инструменты — это дорого. На них можно тратить деньги безгранично.

— Соответственно, надо было зарабатывать. Александр Кутиков вспоминал, что ему пришлось устроиться разнорабочим. Днем выполнял план на заводе, вечерами играл на закрытых концертах «Машины Времени».

— Его отправили на завод под угрозой статьи «За тунеядство». Я-то, слава Богу, учился в архитектурном, поэтому­ меня привлечь по статье не могли. А позже я работал в институте «Гипротеатр». Мы тогда уже были довольно знаменитые. Все, что зарабатывали на концертах, складывали в коробочку и, когда нам нужны были новые динамики или колонки, доставали накопленное.­

— Что собой представляли те подпольные концерты?

— Небольшие зальчики домов культуры, общежития… Нас приглашали, мы притаскивали с собой аппаратуру, сами все включали, играли, потом сами же все разбирали, вытаскивали на себе и везли на каком-нибудь пойманном на дороге рафике ко мне домой. А куда еще? Билетов как таковых не было, организаторы разрезали на части почтовые открытки и продавали их.

Потом мы начали репетировать в клубе «Энергетик». Сменили множество помещений, пока наконец в ­1979-м­ не попали в Росконцерт.

— Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. Фото: Михаил Королев

— Росконцерт серьезно облегчал жизнь артистам. И «Машина Времени» стала первой рок-группой, которая оказалась в этой организации. Как вам, опальным музыкантам, это удалось?

— Сначала мы устроились в гастрольный Театр комедии, который находился при Росконцерте. Он был далеко не лучшим, мягко говоря. Но все же театр, пусть и плохой. Он много гастролировал, народ активно покупал билеты на спектакли, потому что на афише крупно писали: «Машина Времени», а мелко — «В спектакле «Виндзорские насмешницы» Шекспира», например. Мы сидели на заднем плане, тихонько и противно играли, чтобы не заглушать подвыпивших актеров. А потом в Росконцерте — организации коммерческой — поняли, что курица несет золотые яйца, надо отделить ее от театра. Время было пред­олимпийское, ветерком свободы повеяло. В общем, нас приняли на работу. Теперь милиция нас не вязала, а охраняла, что было очень важно. Мы сразу получили ставки как артисты и поехали по городам и весям нашей большой страны.

— Ставки в Росконцерте были приличные? На жизнь хватало?

— Денег было много. Мы получали двойную ставку за концерт во Дворце спорта, а играли два концерта в день, со сплошными аншлагами. Значит, на каждого выходило по 40 рублей в день. Это были бешеные деньги!

— То есть явно больше, чем давали подпольные концерты?


— Больше, к тому же подпольные концерты были нерегулярные и всегда сопряжены с опасностью. ОБХСС то и дело наведывался на наши выступления. Этих товарищей бесило, что они ничего не могут с нами сделать. Надо было доказать, что мы сами нелегально продаем билеты, а мы их в руках не держали. Устроителей же поймать тоже сложно: они продавали билеты только своим, а те — еще раз своим. Чужих на концертах вообще не было, мы практически знали в лицо всех — такой получался закрытый круг знакомых.

— Вы сказали, что, став артистами Росконцерта, сразу переместились на стадионы. Это уже были сольные концерты?

— Сольников в то время вообще ни у кого не было. Мы играли второе отделение. Поскольку других артистов тоже надо было кормить, на первом делали большую сборную программу: два юмориста, танец кукол, дрессированный медведь, акробаты — все как положено. Ансамбль танца «Сувенир» с нами ездил довольно долго, и в результате лучшая его часть перешла к нам в команду. В 1988 году мы поставили программу «Реки и мосты» с хореографией, балетом. Интересно поискать, может, в Интернете где-то съемки сохранились… Хотя свет тогда был плохой, все проходило в мистическом полумраке.

— Все наладилось, кроме того, что в Москве вашей команде было запрещено выступать…

— Верно, нам можно было играть везде, кроме столицы. Причем это сейчас артист приезжает на гастроли на день, а мы ехали на неделю, на две. Не скажу, что нас селили в каких-то чудовищных условиях, — нет, были нормальные по тем временам гостиницы. Другое дело, что после концерта мы возвращались ровно в тот момент, когда закрываются все буфеты, а жрать хотелось. За то, что в номере на плиточке ты приготовишь суп-письмо, могли и выселить.

— Суп, простите, что?

— Суп-письмо — это сухой суп в конвертике, куриный или говяжий. Все было очень весело, потому что мы были молодые, занимались любимым делом, публика нас обожала. Однажды в Питере после концерта поклонники подняли автобус с нами и пронесли несколько метров на руках. Сидеть внутри было страшновато.

— Но это что по сравнению с вызовами в Комитет государственной безопасности! Вы же находились под контролем КГБ много лет…

— Начиная с 1977 года за нами ходили представители всех органов внутренней секреции и постоянно вызывали на собеседование.

— Прямо на Лубянку?

— Нет, в основном это происходило в номерах гостиниц. В каждой гостинице были комнаты для так называемых собеседований.

— О чем говорили?

— О разном. Например, о том, что надо как-то определиться. Мне говорили примерно следующее: «У нашей власти есть враги — Сахаров, Галич. Мы их уважаем, но исключительно как врагов. Поэтому, Андрей, определитесь, кто вы. Если враг, поможем вам уехать. Если друг — пойте то, что у нас принято, а не то, что вы сочиняете». Приходилось отвечать, что, само собой, я не враг: объясните мне, что такого антисоветского в моих текстах, там же не написано «Долой советскую власть».

— Могли и жестче сказать: мол, Андрей, не валяйте дурака, вы понимаете, о чем речь…

— Видимо, среди тех людей тоже встречались симпатизирующие «Машине Времени». Один из них недавно принес мне на концерт интереснейший документ времен Росконцерта — «телегу» из Красноярска от какого-то идио­та из горкома партии про наш непотребный вид, волосы до плеч, джинсы и возмутительные слова песни «Синяя птица». После подобных жалоб собиралось руководство Росконцерта и сажало нас с воспитательной целью на репетиционный период. Мы говорим: «Ладно, посидим». Через месяц им всем жрать нечего. Спрашивают: «Работу над ошибками сделали?» Отвечаем: «Да, конечно». И играем то же самое. Мир с тех пор очень изменился.

— Мне многое непонятно в этом мире. Чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху. Фото: Михаил Королев

— Страна узнавала ваши песни по первому аккорду, но самих членов группы на протяжении долгого периода никто не видел. Почему?

— Фотографию запрещали размещать на афишах. Да и афиш поначалу у нас не было. Я хотел напечатать красивые, как были в то время у вокально-инструментальных ансамблей, но мне в Росконцерте сказали: «Зачем вам афиши? На вас и так ходят».

В 1981 году, когда мы снялись в фильме Александра Стефановича «Душа»,­ начался бум. Невозможно было пройти по улице и двух шагов. Мне пришлось постричься почти наголо. С фильмом забавно получилось. Стефанович чрезвычайно ушлый человек по умению развести начальство, тогда равных ему просто не было. То, что нас в то время сняли в кино, я до сих пор считаю большим чудом. Мы были невероятно популяр­ны­ — вот Стефанович и сделал на нас ставку. Абсолютно коммерческий шаг. Когда наверху спохватились, было уже поздно: фильм готов к прокату, государственные деньги потрачены.

Все изменилось после 1987 года: появились­ разные музыкальные программы, в том числе «МузОбоз». До этого нас пускали на телевидение только на Новый год — например, спеть с «За тех, кто в море». Помню, мы тогда вышли в дурацких фраках, которые подобрали в последний момент. Приехали­ сниматься, как обычно, в майках и рваных джинсах. Но режиссер увидел и сказал, что в таком виде не пойдет, новогодняя программа ­как-никак. Нас отвели в кладовку, где чего только не было: костюмы мушкетеров, пиратов — в общем, ахинея полная. Нам было уже наплевать, что надевать, поскольку

было понятно: снимать в основном будут Ротару, а не нас. Так и получилось. А с перестройкой нам дали зеленый свет: пустили и в Москву, и даже за границу.

Не понимая, о чем речь, послали на фестиваль альтернативной музыки в Польшу. Нас там, конечно, закидали кочерыжками: настолько сильно мы выпали из формата. А буквально через две недели мы поехали в Японию на фестиваль «Live Aid-2», где играли Джеймс Браун, Джордж Дюк, Ронни Джеймс Дио и многие другие суперартисты. Это было такое потрясение для нас, что у меня от волнения в самолете голос пропал: ни петь,­ ни говорить не мог. Лечили японскими таблетками и горячим виски. Еле прохрюкал что-то на сцене.

Особого фурора мы не произвели, но встретили нас доброжелательно, мы познакомились с великими музыкантами, выпивали вместе, разговаривали, подарили им наши пластинки, они нам — свои. Шел 1988 год, всем им было страшно интересно увидеть живых людей из-за железного занавеса. А потом мы надолго уехали в Америку с большим гастрольным туром. Опыт получили бешеный. Если бы это случилось лет на двадцать раньше, мне даже трудно себе представить, насколько мы были бы другими в профессиональном плане.

— Вашей группе почти полвека, и за это время вы ни разу не распадались, хотя бы на короткое время. Неужели ни у кого из участников не было периода шатаний и сомнений?

— Если кто-то шел вразнос, вроде Пети Подгородецкого, то он быстро покидал команду.

Когда-то меня позвали в «Ленком», но я не пошел. Захаров ставил спектакли «Тиль», «Автоград-XXI», и в му­зыкальную группу нужен был гитарист. Но я каким-то боком чувствовал, что по отношению к «Машине Времени» это будет не очень правильно. Если бы всю группу туда позвали, сомнений и не было бы.


Саша Кутиков уходил два раза: первый — в Тульскую филармонию, затем — в группу «Високосное лето». Но вернулся.

Мы всегда понимали друг друга и одинаково относились к жизни и ко всему происходящему. Конечно, это большое человеческое счастье — встретить таких людей, как те, что играют со мной в «Машине…» долгие годы. Мы могли ругаться, когда делали новую песню, или спорить по поводу того, как ее сыграть, как сделать аранжировку. На личности наши споры никогда не переходили. Не знали, кстати, что у битлов было точно такое же правило, к которому мы сами пришли: пока любой член команды говорит, что ему не нравится песня, работа не закончена. А поскольку вкусы у всех разные, то ­бодались все. Еще одно негласное правило: никакие жены, девушки к нашей работе не допускаются. Вообще. Однажды, когда мы были совсем молодые, Кутиков привел красивую девочку на репетицию, и мы его ужасно высмеяли. Дело, которым мы занимались, казалось нам святым. Не хватало еще девок водить!

— Мой загородный дом небольшой, но мне достаточно. В мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для музицирования. Фото: Михаил Королев

— Битлы, как известно, не раз писали в неподходящих условиях: например, у плиты, когда жарилась яичница. Вы помните, как была написана песня «За тех, кто в море», без которой и сегодня не обходятся дружеские посиделки?

— Для меня долголетие этой песни — загадка. 1979 год. Ташкент. После двух концертов мы поужинали, выпили, я сидел у открытого окна, было очень жарко, кондиционеров в то время еще не было. И придумал строчку: «Я пью до дна за тех, кто в море». Понял, что все, песня готова, остается придумать куплет. Позвонил Кутикову. Он из соседнего номера пришел с бутылкой коньяка, и мы к утру ее написали. Спели дважды в открытое окно и пошли спать.

— Хиты чаще пишутся на трезвую голову или наоборот?

— Большей частью на трезвую, хотя «Три окна» я написал в такси по дороге домой, когда был уже хорошенький. Причем написал ее сразу начисто. Всегда с собой ношу блокнот с карандашом. И у кровати они тоже лежат. Иногда, бывает, ночью проснешься, в голове две строчки, думаешь: утром запишу. Нет, бесполезно, ничего не вспомнишь — ­надо записывать сразу. Песни сами решают, когда им появляться.

— Ваше личное эмоциональное состояние влияет на творчество? Больше песен пишется, когда на душе кошки скребут?

— Нет никакой связи. Недавно мы с «Машиной…» записали пластинку «Вы». Лет семь или восемь мы вообще ничего не выпускали, и вдруг мне в голову стали приходить новые песни в стилистике старой «Машины…», которую я очень люблю. До этого я несколько лет занимался джазом, записал ряд альбомов — и с «Креольским танго», и с «Идиш-джазом», мы

гастролировали по всему миру. «Машина…» существовала параллельно, мы давали концерты, но что-то новое не сочинялось. Ничего страшного в этом нет: значит, нужна была пауза. В конце концов, у нас около 500 песен!

— Андрей, как случилось, что вы, коренной москвич, выбрали жизнь за городом?

— За город я перебрался давно, первый дом купил почти 30 лет назад. Просто на Ленинском проспекте, где я до этого жил, у меня завелась сумасшедшая соседка, которая видела во мне классового врага и на любой звук тут же вызывала милицию. А мне и среди ночи может понадобиться проверить что-то в инструменте, или послушать что-то, или сыграть то, что пришло в голову. За городом я себя чувствую абсолютно свободным.

— Важен ли для вас размер дома? И что непременно должно в нем быть?

— Домик небольшой, но мне достаточно. Во-первых, нужна просторная мастерская для рисования. Помню, мой отец, когда мы жили в небольшой квартире на Комсомольском проспекте, рисовал в той же комнате, где я спал. Это был и кабинет, и спальня, и его мастерская. Он стелил четыре сырых листа на пол, а больше класть было некуда. Мне же гораздо проще: в мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для барабанов с усилителями, и для того, чтобы поиграть­ с ребятами.

Во-вторых, я люблю, когда приходят гости, поэтому нужен большой стол. Вот мы с вами за ним сидим. Здесь умещаются­ человек двенадцать.

Как видите, у меня еще есть сад, и он прекрасно плодоносит — им занималась моя бывшая жена Наташка, она вложила в него много сил и вкуса. С тех пор сад разросся. Когда въехали сюда — лет десять назад, — это было достаточно голое место. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди.

— Когда въехали сюда лет десять назад, это было голое место. Но теперь сад прекрасно плодоносит. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди. На заднем плане — часть корпуса субмарины, одно из напоминаний об увлечении подводным плаванием. Фото: Михаил Королев

— Какой-то рай в вашем доме!

— Я в раю ни разу не был, но здесь чувствую себя хорошо.

— За пределами дома тоже хорошо себя ощущаете?

— Мне многое непонятно в этом мире, и чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху.

— Вы про те нападки, которым подвергаетесь всю жизнь? Читаете, что пишут о вас в Интернете?

— Жизнь такая короткая. Зачем я буду читать что-то неприятное и глупое? Мало ли кто там что говорит! Мир состоит из огромного количества очень разных людей. Наивно надеяться на то, что ты переубедишь их или чему-то научишь. Дай Бог им всем здоровья, пусть они живут так, как считают нужным, а я буду жить так, как люблю.

— Чем вы занимаетесь, когда не находитесь на гастролях и не пишете диск?

— Люблю подстрелить рыбину и приготовить ее, позвать друзей и устроить праздник.

— Выпить вина, послушать музыку…

— Конечно! Хотя нет, без всякой музыки. Музыка — это работа. Можем иногда поиграть на гитарах или на рояле и попеть что-то из старосоветского. 22 сентября устраиваем в театре «Градский Холл» «Концерт для своих». Там немного мест, так что, думаю, придут только свои. В сентябре также , почти все уже готовы. 25-30 больших досок, несущих живопись, скажем так. Я всю жизнь работал с бумагой, занимался графикой, а тут впервые попробовал себя в другом качестве.

— С чего вдруг?

— Не знаю. Я не задаю себе этих вопросов. Терпеть не могу самоанализа. Стало интересно, вот и все. За год я все написал. Дело в том, что когда я сажусь работать — я сажусь работать. Нельзя на полчасика подойти и порисовать. Мне надо, чтобы день-два никто не дергал, не звонил.

Год назад из Филадельфии прилетала моя старшая дочь Дана с мужем Крисом и его тремя детьми, которые считают Дану мамой. (Музыкант узнал о существовании Даны, когда девушка была уже взрослой, ее мать — поклонница Макаревича. — Прим. «ТН»). Дети оказались в России впервые, для них это было настоящее приключение. Тут я раскрылся как москвич. Возил их в парк культуры, на Арбат, показал всю старую Москву. Им очень понравилось. И мне было приятно провести с ними время.

И вот что я вам еще скажу: до сих пор звук электрогитары, включенной в усилитель Vox, оказывает на меня­ магическое воздействие. Шерсть на спине встает дыбом. Этого вполне достаточно, чтобы понять, тем ли я занимаюсь всю жизнь. Остальное — это разговоры.­

Образование: окончил МАРХИ

Семья: дочь — Дана (43 года), юрист; сын — Иван (29 лет), актер; дочь — Анна (15 лет), школьница

Карьера: с 1969 года — лидер группы «Машина Времени». С 2001 года — лидер «Оркестра креольского танго». Выпустил 11 сольных альбомов и 21 альбом в составе «Машины Времени». Автор около 500 песен. Автор 14 книг. С 1970 года занимается графикой в смешанной технике. Народный артист РФ

Певец, музыкант, поэт, композитор, художник.

Заслуженный артист РСФСР (30.11.1989).
Народный артист РФ (22.11.1999).

Мать - доктор медицинских наук, профессор.
Окончил Московский архитектурный институт.

Имя Андрея Макаревича и название группы "Машина времени" неразрывно связано с расцветом рок-музыки в Советском Союзе в 70-80-х годах. Если говорить о "Машине времени", то возникла она в 1968-69 годах, когда ее участники еще учились в школе, но заявила о себе в 1974 году на конкурсе самодеятельных групп. В марте 1976 года "Машина времени" выступает на фестивале в Таллине и занимает первое место, потом были триумфальные гастроли в Ленинграде и через несколько лет песни Макаревича становятся известны всей стране. В марте 1980 года в несколько ином составе и уже в профессиональном качестве (незадолго до этого "Машина времени" была зачислена в штат Росконцерта) группа взяла новую высоту - победила на музыкальном фестивале в Тбилиси "Весенние ритмы-80". В этом же году всесоюзным хитом становится песня "Поворот". Первая половина 80-х годов была, пожалуй, самой яркой страницей в творчестве "Машины времени" и самого Макаревича; позже группа несколько ушла в тень, хотя продолжала концертную деятельность - в 1986 году были подготовлены две сильные программы "Реки и мосты" и "В круге света", - выпускала новые магнитоальбомы и пластинки. Если же говорить о вкладе Андрея Макаревича и "Машины времени" в кино, то стоит отметить, что впервые песня в их исполнении ("Ты или я) прозвучала в фильме Г.Данелия "Афоня". В 1982 году музыканты сыграли рок-группу в картине Александра Стефановича "Душа", где в главных ролях снимались София Ротару и Михаил Боярский. У того же Стефановича Андрей Макаревич исполнил главную роль рок-музыканта Коли Ковалева в фильме "Начни сначала". Кроме того, Макаревич написал музыку более чем к десятку фильмов, в том числе для "Скорости" и "Прорыва" Дмитрия Светозарова и "Шизофрении" Виктора Сергеева. В последние годы Андрей Макаревич активно работает на телевидении - в 1993 году он придумал передачу "Смак" и стал ее ведущим. Также он участвовал в создании программ "Эх, дороги" и "Абажур".

Макаревич Андрей Вадимович (р. 1953) – российский певец, музыкант, композитор и поэт, бард, художник-график, телевизионный ведущий и продюсер, лидер и единственный участник музыкального коллектива «Машина времени», который не покидал группу со дня её основания. С 1991 года – Заслуженный артист РСФСР, с 1999 года – Народный артист РФ.

Рождение и семья

Его папа, Макаревич Вадим Григорьевич, родился в 1924 году. Во время Великой Отечественной войны в боях на Карельском фронте лишился ноги. После войны поступил на работу в мастерскую Горстройпроекта старшим архитектором. В 1956 году был приглашён в Московский архитектурный институт преподавать на кафедре строительной физики. Проработал на этом месте до 1993 года, получил звание доцента, потом профессора. Принимал участие в разработке «Монумента Победы» в Таллине, московского памятника Карлу Марксу, павильона юных натуралистов на ВДНХ. Во время проведения всемирных выставок в Монреале и Брюсселе, а также национальных выставок в Лос-Анджелесе, Генуе и Париже, оформлял советские павильоны.

Мама, Нина Марковна Макаревич (девичья фамилия Шмуйлович) родилась в 1926 году. В детстве обучалась в музыкальной школе, по профессии была врачом-фтизиатром, работала в Центральном научно-исследовательском институте туберкулёза. Защитила диссертацию, имела много научных трудов, среди советских микробиологов она одна из первых стала изучать нетуберкулёзные микобактерии.

Дедушка и бабушка по отцовской линии были учителями. Дед до переезда в Москву преподавал в сельской школе. Бабушка вела биологию, после войны руководила станцией юннатов, имела звание Заслуженного учителя РСФСР и награду – орден Ленина.

Дедушка по маминой линии был сапожником, бабушка работала в Московском уголовном розыске (МУР) патологоанатомом и судмедэкспертом.

В 1962 году у Андрея родилась младшая сестра Наташа, она, как и отец, архитектор.

Детские и школьные годы

В Москве неподалёку от Музея изобразительных искусств имени Пушкина, на улице Волхонке, располагался двухэтажный дом бывших князей Волконских. После войны в нём была коммунальная квартира, здесь и прошло детство будущего музыканта.

Мальчик рос всесторонне развитым, очень много читал, любил наблюдать за тем, как рисует отец, иногда помогал ему. Будущее своё представлял по-разному: в какое-то время ему сильно захотелось стать водолазом и обследовать морские глубины, потом решил посвятить себя науке герпетологии, которая изучает земноводных и пресмыкающихся. Нравилось маленькому Андрюше коллекционировать бабочек.

Вскоре семья получила отдельную квартиру на Комсомольском проспекте. В этом районе Андрей начал учёбу в школе № 19, которая считалась специализированной, в ней углублённо изучали английский язык.

Но больше всего мальчика привлекала всё-таки музыка. Отец сам отлично играл на пианино, также в доме было очень много пластинок. Поэтому Андрей привык к постоянному звучанию музыки – и современной, и классической. Однако, когда его отдали в музыкальную школу на класс фортепиано, он проучился около трёх лет и бросил занятия. К тому моменту он уже познакомился с творчеством Булата Окуджавы и принялся за самостоятельное обучение игре на гитаре. Понемногу он начал сам сочинять стихи и наигрывать бардовские мелодии.

Помимо музыки мальчика интересовал ещё спорт, с четвёртого класса он ходил на занятия по подводному плаванию, позже его увлекли горные лыжи.

Знакомство с «The Beatles»

В 1966 году произошло событие, перевернувшее судьбу Макаревича: он услышал музыку группы «The Beatles». Андрей, как и многие его сверстники, стал заядлым битломаном. Парню тогда казалось: всё, что он слышал до этого, была не музыка, и только теперь пришло ощущение, как будто из ушей вытащили вату, долгое время не дававшую ему слышать прекрасное. Всё внутри него двигалось и переворачивалось необратимо.

Утром перед школой он слушал «The Beatles», приходя домой после занятий, снова включал мелодии любимой группы, и они звучали в квартире до глубокой ночи. Когда у родителей, измученных «битлами», заканчивалось терпение, они выставляли сына с его магнитофоном на балкон. А он делал громкость на полную мощь, чтобы все вокруг тоже могли слушать и наслаждаться.

В восьмом классе Андрей организовал в школе музыкальный коллектив под названием «The Kids», ребята играли в стиле фолк-рок, кантри, а также исполняли кавер-версии англоязычных композиций.

В 1968 году Андрей организовал группу «Машина времени», в которую вошли его одноклассники, такие же битломаны, как и он, – Саша Иванов, Игорь Мазаев, Паша Рубин и Юра Борзов. Вскоре к ним ещё присоединился парень из параллельной школы Сергей Кавагоэ. Этот коллектив стал для Макаревича делом всей его жизни, на протяжении почти полувека он является её бессменным лидером, автором слов и музыки, исполнителем многих песен.

«Машина времени»

Однако, получив аттестат, по настоянию родителей, чтобы иметь высшее образование и приличную профессию, Андрей продолжил учёбу в Московском архитектурном институте. Через три года он был отчислен. Официальная версия звучала как «несвоевременный уход с рабочего места на овощной базе». А неофициально это было закрытым распоряжением партийной организации, которая не разделяла увлечение Макаревича рок-музыкой.

«Машина времени» всё равно осталась для Андрея на первом месте. Попутно он начал работать в Гипротеатре (организация занималась проектированием зданий для зрелищных сооружений и театров). В институте он восстановился, учился на вечернем отделении, в 1977 году получил диплом по специальности «архитектор» и «художник-график».

А в 1979 году «Машина времени» оформила официальный контракт с государственным концертно-гастрольным бюро «Союзконцерт», что дало ей легальный статус. Наконец-то Андрей смог уйти из Гипротеатра и значиться в трудовой книжке исполнителем и музыкантом.

Группа набирала стремительную популярность в стране, их каждая новая песня становилась классикой советского рока:

Записи «Машины времени» расходились по Советскому Союзу, музыканты стали знаменитыми, и началась большая гастрольная жизнь. В 1987 году они выехали за пределы СССР, концерты прошли в Польше, Мозамбике, Японии, Испании, Болгарии, США.

Композиции «Машины времени» звучали в популярных кинофильмах:

  • «Афоня»;
  • «Скорость»;
  • «Двойной обгон»;
  • «Бармен из «Золотого якоря»;
  • «Псы»;
  • «Стеклянный лабиринт»;
  • «Московские каникулы»;
  • «Арифметика убийства»;
  • «Шизофрения»;
  • «Перекрёсток».

В 1992 году вышла книга «Всё очень просто», где Андрей Макаревич повествует о жизни группы. Свой 25-летний юбилей коллектив отметил грандиозным выступлением на Красной площади в 1993 году. В 1998 году в честь 30-летия группы всех участников коллектива наградили Орденами Почёта.

В 2002 году Андрей организовал «Оркестр креольского танго», куда вошли лучшие российские джазовые музыканты. С этого времени он ездит на гастроли с двумя коллективами – «Машиной времени» и «Оркестром креольского танго».

В 2003 году в честь 50-летнего юбилея Президент РФ В. В. Путин подписал Указ о вручении Макаревичу ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Личная жизнь

В жизни Андрея Макаревича было три официальных брака и несколько неоформленных законно романтических отношений.

Первый брак был зарегистрирован в 1976 году со студенткой историко-архивного института Леной Фесуненко. Её отец был известным политическим обозревателем. Родители подарили молодым шикарную квартиру, но совместная жизнь не заладилась. Коллектив «Машины времени» на тот момент не видел просвета от гастролей, что не способствовало укреплению семейных отношений. Супруги прожили три года.

Второй избранницей Макаревича стала Алла Голубкина. Они поженились в 1986 году, спустя год у пары родился мальчик Иван. Эти отношения так же, как и предыдущие, продержались около трёх лет. Сын Андрея, Иван Макаревич, – российский музыкант и актёр, окончил школу-студию МХАТ на курсе у Константина Райкина, известен по фильмам: «Бой с тенью», «Бой с тенью. Реванш», «Иван Грозный», «Дом солнца», «Метро». Ваня поддерживает с отцом тесную связь.

В начале 90-х годов у музыканта были близкие отношения с радиоведущей станции «Европа-плюс» Ксенией Стриж.

В 1998 году Макаревич вступил в гражданский брак с журналисткой Анной Рождественской, на тот момент она также работала пресс-аташе в коллективе «Машина времени». В 2000 году у пары родилась девочка Аня, но совместный ребёнок не спас и этих отношений. Вскоре после рождения дочери Андрей и Анна расстались.

Третий раз Макаревич официально вступил в брак с Натальей Голубь в 2003 году. Женщина была младше супруга на 15 лет, работала гримёром, фотохудожником, стилистом. Это супружество оказалось дольше всех предыдущих, пара прожила вместе около семи лет. В 2010 году Андрей и Наташа развелись.

У Андрея есть ещё внебрачная дочь Дана. Она родилась в 1975 году, а папа узнал о её существовании, когда девушке уже исполнилось 19 лет. Она постоянно проживает в США в городе Филадельфия, работает юристом, замужем за бизнесменом. С отцом отношения поддерживает, но в Россию приезжает редко.

С 2013 года Андрей проживает в гражданском браке с российской певицей Марией Кац (сценический псевдоним Юдифь). Она была первой российской исполнительницей, которая представляла свою страну на международном конкурсе «Евровидение» в 1994 году, исполнила песню «Вечный странник» и заняла девятое место.

Обо всех своих бывших женщинах Андрей говорит с уважением. Причина расставания была всегда одна и та же: прошла любовь, а если нет чувства, то зачем дальше жить и мучить друг друга, лучше вовремя остановиться и остаться хорошими друзьями.

Телевидение

На российском телевидении Андрей Макаревич непременно ассоциируется с кулинарной передачей «Смак», которая выходит на Первом канале уже почти четверть века. Первый эфир состоялся в ноябре 1993 года. В гости к музыканту каждую неделю субботним утром приходили звёзды отечественного шоу-бизнеса, спорта, политики, кино и театра, чтобы приготовить своё фирменное блюдо.

Это была авторская передача Андрея, даже название «Смак» расшифровывалось как «С Макаревичем» (или «Советы Макаревича»). Его первым гостем стал лучший друг, замечательный актёр Александр Абдулов, который готовил плов.

В марте 2005 года программу закрыли ввиду того, что она уже слишком долго шла на телевидении. Макаревич стал вести новую передачу «Три окна», в которую снова приходили знаменитые гости, но они делились не только кулинарными секретами, но и своими творческими достижениями. Также в передаче Андрей демонстрировал много фрагментов своих путешествий по миру.

Однако у «Трёх окон» оказался слишком низкий рейтинг, передачу закрыли, а «Смак» возродили, но уже с новым ведущим – шоуменом Иваном Ургантом. Первым гостем в обновлённой программе «Смак» стал её автор и вдохновитель Андрей Макаревич.

В 1998-1999 годах Макаревич вёл ещё одну свою авторскую передачу «Абажур», где беседовал со звёздами. Его первой гостей была Алла Пугачёва.

В 2001-2002 годах Андрей был ведущим музыкальной программы «Макарена».

С 2003 по 2006 годы знакомил зрителей с красотой подводного мира в своей следующей авторской передаче «Подводный мир с Андреем Макаревичем».

Увлечения

С 1970 года музыкант регулярно устраивает выставки своих графических работ, причём они проходят не только в России, но и за рубежом – в Италии, США, Латвии, Великобритании.

Среди его других увлечений – дайвинг, подводная фото- и видеосъёмка, кулинария, бильярд, археология. Как и в детстве, Андрей увлекается коллекционированием, только теперь он собирает не бабочек, а ударные и струнные инструменты.

Макаревич является членом попечительского совета в Благотворительном фонде защиты животных «БИМ». Вместе с российской певицей Еленой Камбуровой на станции московского метро «Менделеевская» открыл памятник убитой в метрополитене собаке. Неоднократно давал благотворительные концерты, вырученные средства от которых шли на помощь бездомным животным.

Наталья Голубь теперь живёт в Аргентине с горячим латиносом

Наталья Голубь теперь живет в Аргентине с горячим латиносом

Жители дачного поселка Павлово вот уже четыре года гордятся соседством с популярным музыкантом Андреем МАКАРЕВИЧЕМ. «А вон его дом с коровой на балконе», - показывают они. Корова на самом деле не настоящая - это скульптура. Существует много легенд по поводу ее происхождения. По одной версии, это - теленок, символизирующий пословицу «куда Макар телят не гонял». По другой версии, это - «дойная корова», призванная приносить в дом богатство и процветание. Но правду рассказал лишь сам Андрей Вадимович.

Как-то участвовал я в благотворительной акции, где звезды раскрашивали коров, - поведал солист группы «Машина времени» «Экспресс газете». - Так вот, расписанная мною буренка ушла с аукциона по самой дорогой цене - 38 000 евро! И мне она так понравилась, что я достал пластиковую копию, вновь ее расписал... и поставил на балкон.

Прощай, Подушкино!

Дом Андрея Макаревича очень большой и просторный, с огромным красивым бассейном, мастерской художника, баней и барбекю на веранде. Поселок Павлово считается одним из самых престижных коттеджных поселков на Новорижском шоссе. Средняя стоимость дома с площадью от 800 м2 на участке в 30 соток достигает $4-5 млн.. В поселке есть кинотеатр, рядом самая дорогая и престижная школа. Строжайшая охрана не позволяет проникнуть посторонним машинам и личностям. И, пожалуй, самая приятная его составляющая – огромное озеро и пешеходная зона в лес, где можно гулять с собаками или осуществить променад по тенистам аллеям, освещенным старинными фонарями.

Свободный выход в лес стал одним из решающих факторов, почему фронтмен группы «Машина времени» обустроился именно в этом поселке. До этого он жил на Рублево-Успенском шоссе в Подушкино в доме, купленном у Леонида Ярмольника . Музыканту не понравилось то, что рядом с деревней, на опушке, окруженной полуторавековыми дубами, началась вырубка леса ради строительства элитного поселка. Кроме того, в Подушкино не заладились у Андрея и отношения с соседями, обвинявшими знаменитость чуть ли не во всех грехах: и местное озеро он своими канализационными стоками загрязняет, и старосту-то поселка собака его покусала – в общем, сплошные ссоры да склоки.

Комната с удавом

Мы с Леней были в гостях у Андрея на Новой Риге, - рассказывает жена актера Оксана Ярмольник . – Но с того момента, как он завел удава, я к нему в гости не ходила. Для удава, по-моему, даже отдельная комната выделена. Видимо, с удавом ему стало интереснее, чем с друзьями. Но я его понимаю, потому что тоже очень люблю змей. Тот, кто их трогал и не боится, знает, что они очень приятные на ощупь, тем более, если змея не ядовитая и не цапнет. Леня тоже не часто к Андрею теперь ездит, так как охладел к дайвингу (они раньше вместе этим занимались), и увлекся серфингом. Я сама как художник и дизайнер могу сказать, что дом Андрея совершенен, потому что он обустроил его так, как хотел! Это очень индивидуальный дом. Если человек яркий и интересный, то такой же у него и дом. Там очень много интересных вещей, он ведь коллекционер: собирает кукол, старинную посуду из стекла, монастырские колокольчики, музыкальные инструменты, бусы, ключи…

А еще, как все уже знают, Андрюша прекрасно готовит, и у него прекрасно оборудованная кухня с всевозможными коптильнями, печками – и он всегда своих гостей изысканно кормит - мясо и рыба у него получаются великолепно. Да и вообще, Андрей очень гостеприимный хозяин, в доме всегда полно друзей, а стол ломился от всевозможных яств.

Я недавно был у Андрея, выпивали на улице водочки, - рассказывает Владимир Сапунов , концертный директор группы «Машина времени». – Нормальный, хороший дом в современном стиле, но не хай-тек. Газон у него пострижен, есть елочки, цветы – все очень аккуратно и красиво!

Любовь и Голубь

Кстати, уезжал Макаревич из Подушкино еще женатым человеком – его спутницей жизни тогда была гример-стилист Наталья Голубь , которая младше Андрея Вадимовича на 15 лет. История их любви очень романтична. Они пересекались по работе, и Андрей приглашал интересную девушку на тусовки, но Наталья отказывала, понимая, что будет для него лишь девушкой, скрашивающей один вечер. Как рассказывала в интервью сама Наталья, искра между будущими супругами проскочила на концерте группы «Чайф». Они, не сказав друг другу ни слова, просто обнялись и стали встречаться каждый день. Через полгода Андрей предложил Наталье переехать к нему. Еще через полгода последовало предложение руки и сердца, и через две недели, аккурат 31 декабря 2003 года, влюбленные пошли в загс. Наталья разделила все увлечения мужа: и дайвинг, и горные лыжи. Но через семь лет совместной жизни, как раз спустя два года после переезда в Павлово, супруги почему-то расстались.

Факт их развода подтвердила Оксана Ярмольник и Наталья Макаревич - сестра музыканта. Андрей и Наталья так гармонично смотрелись рядом на церемонии вручения «Серебряной калоши - 2012», что многие обознались, приняв сестру за новую пассию музыканта. Мы попытались выяснить причину развода у друзей Макаревича.

- Оксана Павловна, - спросили мы у супруги Леонида Ярмольника, - почему же они расстались? Может, Наталья приревновала Андрея к удаву?

Понятия не имею, это вы у Андрея спросите. Как люди разводятся? Любовь прошла, наверное.

- Может, Наталья нашла себе другого мужчину?

- Они были счастливой парой?

А я и не знаю... Мне кажется, все пары одновременно и счастливы, и несчастливы. Но вот они разошлись, значит врозь им лучше.

- А где она сейчас работает?

По-моему, она не работает, а путешествует по миру...

Гаучо и бачата

А Наташа Голубь после развода с королем «СМАКа» обрела вторую молодость! 44-летняя женщина похудела, похорошела... и уехала в Аргентину, где живет в свое удовольствие: фотографирует, гуляет, зажигает на танцевальных вечеринках сальсы и бачаты, ездит на лошадях. И регулярно на своей личной страничке в Интернет Наталья выкладывает интимные фото с красивым аргентинцем, называя его «мой гаучо», то есть «мой ковбой», поясняя, что ее романтический герой - владелец соседнего ранчо. И делает довольно-таки пикантные замечания (орфография и пунктуация сохранены): «Одна подруга мне написала что поставила брекеты чтобы похудеть...другая подруга американка написала мне что очень счастлива что сняла брекеты..!! я спросила почему..??? -Я так давно не делала МИНИЕТ, сказала она с акцентом. Вот я и не знаю ставить брекеты или нет???!!!))))».

Интересно то, что среди друзей Натальи в социальной сети есть и бывшая девушка Андрея Макаревича - журналистка Анна Рождественская. Она жила с музыкантом два года и в 2000 году даже родила ему дочку Анечку. А через три года после рождения дочери музыкант уже женился на Голубь. Анна Рождественская регулярно комментирует блог Наташи, что наводит на мысль: а не спелись ли жены музыканта на почве злословия против бывшего? Также регулярно комментирует фотографии Голубь и сестра Андрея Наталья. И лишь Андрей Макаревич гордо хранит молчание по поводу последнего семилетнего брака.

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ – «МАШИНИСТ» РОК-ПАРОВОЗА

Андрея Макаревича прежде всего знают как основателя легендарной , с которой он прошел путь от музыкального подполья до статуса мэтра отечественного рока. Но известный музыкант талантлив, как и «положено» настоящему творцу, во многом. Он пишет стихи, музыку и картины, а еще занимается продюсированием, работой на телевидении и подводным плаванием. И это далеко не все, в чем раскрывается личность Андрея Вадимовича .

С нотами не заладилось

Появился на свет 1953 года в семье известного архитектора, профессора столичного архитектурного института, автора нескольких памятников. Мама Андрея посвятила жизнь изучению туберкулеза, была доктором медицинских наук. В доме часто музицировали. Хоть отец музыкального образования не имел, но прекрасно подбирал на фортепиано разную музыку от джаза до классики, поэтому и первые музыкальные опыты мальчик проводил за этой же клавиатурой. Он пытался на слух воспроизводить мелодии, особенно его вдохновила композиция из фильма «Последний дюйм». Ребенку даже наняли частного преподавателя музыки, но отношения с учительницей как-то не заладились. Она настоятельно рекомендовала ему учить ноты, а они вызывали у Андрея стойкое неприятие. Очень быстро учительница отказалась заниматься с таким подопечным и того направили в обычную музыкальную школу. Андрей продержался там целых два года, но на этом «роман с музыкалкой» закончился.

Первые аккорды Макаревича

Ему нравилось наигрывать тяжелые мелодии и ритмы, которые он слышал на запрещенных пластинках, привезенных папой из зарубежных командировок. Конечно, это были рокеры. В средних классах у Андрея Макаревича проснулась тяга к поэзии. Он учился в престижной школе с упором на изучение английского языка. Вместе с одноклассниками он начал сочинять пародийные строки на советскую идеологию. Ребята записывали эти стишки в специальные тетрадки и пускали для развлечения по рядам парт. Однажды на время каникул один из приятелей дал Андрею гитару и показал, как брать три самых простых аккорда. Юноша понял, что с их помощью он сможет сыграть песни и Юрия Визбора. Тогда за период каникул он стер все пальцы, чтобы кое-как научиться играть.

Музыканты спецшколы

Настоящее песенное творчество у Андрея Макаревича началось в 8 классе. И снова не обошлось без участия отца, который в то время привез из очередной командировки пластинку . Будучи взрослым, музыкант вспоминал, что у него тогда было ощущение, будто что-то стало необратимо меняться после услышанной музыки, уши освободились от ваты, и началась эра битлов. Ливерпульскую четверку Макаревич слушал до и после школы, выходные дни напролет, отчего родители выгоняли его с магнитофоном на балкон, где тот включал звук на всю мощность, чтобы рок-музыку могли услышать все прохожие.

Под влиянием битлов тогда оказались все знакомые Андрея Макаревича . Поскольку в спецшколе основательно изучали английский язык, то ни у кого из учеников проблем с воспроизведением песен и даже сочинением каверов не возникало.

Под впечатлением от творчества The Beatles Макаревич создает в 1968 году свою первую «четверку» под названием The Kids, в которую вошли двое юношей и две девушки. Через год девушек попросили пересесть в зрительный зал, а их место заняли парни из соседней школы. Название The Kids трансформировалось в Time Machines. Ребята отнеслись к своему коллективу со всей серьезностью – каждый день собирались на репетиции и записали пластинку, в которую вошли 11 англоязычных песен. А 1969 год стал годом рождения первой советской рок-группы.

Жертва «идеологической чистки»

Как известно, у рок-музыки в Советском Союзе был подпольный статус, заниматься этим профессионально нечего было и мечтать, поэтому после школы отправился в МАРХИ, чтобы пойти по стопам отца. Он замечательно рисовал, в институте у него были прекрасные преподаватели, поэтому Макаревич говорит, что он не музыкант, который рисует, а художник, занимающийся музыкой.

Учеба складывалась удачно до тех пор, пока в процесс серьезно не вмешалась рок-музыка. Time Machines не останавливали своей деятельности, регулярно собирались на «квартирники» и проводили подпольные концерты. Это уж точно не красило советского студента-комсомольца. После очередной «идеологической чистки» в архитектурном институте Андрея Макаревича исключили из вуза в компании с другими длинноволосыми студентами.

Любителю рок-н-ролла пришлось искать работу. Удалось устроиться в проектный институт, который занимался разработкой зданий культуры. Коллектив «Гипротеатра» отнесся к увлечению Макаревича лояльно, физически не перегружал. Хоть в те годы его группа и находилась в глубоком подполье, однако известность в определенных кругах уже имела. Первые нелегальные пластинки Time Machines вовсю распространялись по Москве и Ленинграду (Санкт-Петербургу), а Макаревич перешел от английских песен к русским.

Прогрессивная столичная публика была в восторге от легкого аллегоризма лирики Макаревича и с удовольствием шла на «квартирники» и незаконные концерты. Не один день пришлось провести Андрею в КПЗ в молодые годы. Милиция приезжала на выступления регулярно и забирала в участок для выяснения имен организаторов сейшена и распространителей билетов. Естественно, доказать, что билеты покупались, было почти невозможно, поэтому через пару суток молодых людей отпускали.

Первооткрыватели

С каждым годом популярность теперь уже «Машины времени» росла, восстановился на вечернее отделение в институте и продолжал работу в «Гипротеатре». Рокерское полулегальное существование группы оказалось вполне сносным, но в 1979 году коллектив постигла очередная смена участников, и Макаревичу пришлось искать новых музыкантов. Из «сумрака» группа вышла через год, когда «Росконцерт» пригласил коллектив официально устроиться на работу. Поступок со стороны организации, надо сказать, смелый, но прибыль от концертов популярной группы была настолько высока, что не помешало даже отсутствие признания «Машины времени» со стороны СМИ.

В 1981 году «машинисты» появились на экранах, когда вышел музыкальный фильм Александра Стефановича «Душа». В нем популярные песни группы прозвучали в исполнении . Тут же в адрес коллектива посыпались упреки в конформизме, сначала за то, что перешли на работу в «Росконцерт», затем за то, что поучаствовали в массовом кино. Андрей Макаревич никогда не реагировал на подобные выпады, ведь вскоре все советские рокеры оказались в «Росконцерте», а со временем в кино стали сниматься даже и . Поэтому «Машина времени» торила путь себе и другим.

Музыкант, кулинар, бизнесмен…

После распада Советского Союза в жизни Андрея Макаревича начался период еще более бурной деятельности. Его группа безоговорочно была признана лидером рок-движения, концерты собирали аншлаги на стадионах, альбомы выходили за рубежом, а сам Андрей Вадимович попробовал себя на телевизионном поприще. Первый канал предложил ему стать ведущим программы о кулинарии, он поразмыслил над идеей и предложил не просто делиться со зрителями своим кулинарным опытом, а приглашать в студию-кухню известных деятелей искусства. Этого Макаревичу тоже показалось мало. Вслед за программой «Смак» появилась одноименная ТВ-компания, которая в 1990-е годы производила около 15 телевизионных проектов.

Тогда же увлекся бизнесом и стал ресторатором, совладельцем стоматологической клиники и даже владельцем сети магазинов, специализирующихся на подводном снаряжении. Кроме этого, музыкант снимал фильмы о подводном мире, писал книги, выпускал сборники стихов, организовывал собственные художественные выставки, продолжал ездить на гастроли, записывать новые альбомы, заниматься продюсированием, участвовать в благотворительных мероприятиях.

А в начале нового века создал «Оркестр креольского танго», который экспериментирует с американской эстрадно-джазовой музыкой 1950-х годов. Андрей Вадимович по-иному взглянул на раннее творчество группы «Машина времени» и с «Оркестром» записал альбом «Старая машина» с песнями в джазовой аранжировке.

Любвеобильный рокер

Как и многие настоящие рокеры, не скрывает своей любвеобильности. Признается, что за свою жизнь изведал множество красивых женщин, но единственной так и не встретил. У Андрея Вадимовича есть внебрачная дочь Дана, которая родилась в 1975 году и сейчас живет в США. Первый раз он женился в 1976 году на Елене Фесуненко – дочери известного журналиста. К сожалению, несмотря на шикарные для молодоженов СССР бытовые условия, их брак продлился всего три года. Несколько лет Макаревич наслаждался холостяцкой жизнью, пока в 1986 году не связал себя узами с Аллой Голубкиной, которая в следующем году родила ему сына Ивана (сейчас довольно успешный актер). Но и этот брак не выдержал трехлетнего рубежа. Дальше были новые романтические отношения с представительницами шоу-бизнеса и СМИ. Одна из них – Анна Рождественская (пресс-атташе его группы) в 2000 году родила дочь Анну. Еще семь лет Андрей Вадимович прожил со стилистом Натальей Голубь. Казалось, музыкант нашел тихую семейную гавань, но в 2010 году и этот союз распался. Поговаривали, что Наталья бросила мужа ради латиноамериканского возлюбленного. Залечив душевные раны, Макаревич пустился в новое романтическое плавание с певицей Марией Кац, известной своим участием в .

ФАКТЫ

В детстве увлекался бабочками и собрал уникальную коллекцию этих насекомых. Кроме этого, он мечтал изучать змей и даже держал нескольких дома. В 4-м классе мальчик увлекся подводным плаванием, а позже еще и горными лыжами.

В 1974 году «Машину времени» пригласили на съемки комедии «Афоня». Георгий Данелия хотел показать музыкантов, которые зарабатывают на жизнь уличными концертами, и попросил помощников найти современный популярный коллектив. К сожалению, цензура не пропустила этот эпизод в конечную версию фильма, группу показали только несколько секунд. Но в киноленте звучала песня «Машины времени», за которую Андрею Макаревичу выплатили гонорар в 500 рублей. Его сразу же потратили на покупку немецкого магнитофона «Grundig».

Из-за своей принципиальной позиции относительно событий в Украине подвергся травле в России. Некоторые государственные деятели даже выступали с требованием лишить его прежних наград и гражданства. Отменялись концерты Макаревича, в прессе была организована против него целая информационная кампания. В защиту музыканта высказались многие деятели культуры, а Алла Пугачева обратилась по этому поводу с письмом к главе государства.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена