Высшая добродетель венеры. Сандро Боттичелли: "Весна" - красота искусства в его смысле Что делает весна на одноименной картине боттичелли

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Весна

    Шествие Весны (картина Боттичелли)

    Сандро Ботичелли. "Весна"

    «Неизвестный Боттичелли»

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Субтитры

    Мы смотрим на одну из величайших картин Сандро Боттичелли - и на одну из самых загадочных, «Primavera». Что значит «Весна». В центре мы видим Венеру в своей священной роще, она смотрит прямо на нас. Фигуры на переднем плане разошлись, чтобы Венера могла свободно смотреть на нас, а мы - на неё. И может, даже могли бы войти в это пространство. Деревья вокруг неё расходятся, чтобы показать нам небо, так что вокруг неё образуется даже своего рода нимб. Действительно, такой полукруг. Вообще-то, я читал, что это почти архитектура, почти как купол апсиды, и это напоминает нам, что обычно в период Ренессанса мы в таком оформлении видим Деву Марию, в церкви, но здесь у нас природный или мифический контекст, и Венера. Да. То есть, это и есть эпоха Ренессанса. Одно из его определений - это возрождение античной греческой и римской культуры, и здесь мы видим художника, который взял языческую тему, тему Венеры, и другие элементы из античной мифологии Греции и Рима. Да. Много фигур из античной Греции и Рима. Именно. Слева мы видим трёх граций. Давайте немного расскажем о том кто это. Этот сюжет был очень популярен в скульптуре Рима, для скульптора это была возможность показать человеческое тело сразу с трёх сторон, так что вы создаёте копии фигуры и слегка поворачиваете каждую из них, чтобы её можно было увидеть со всех сторон. А у левого края мы видим Марса, бога войны. Он отложил оружие. В её саду ему спокойно. Кому не было бы спокойно в её саду? Вы только посмотрите. Сад сказочно красив. Мы не знаем, что именно делает Марс. У него в руках палка. Может, он отталкивает облака, которые приходят слева. В раю всегда солнечно. Конечно. А справа мы видим ещё три фигуры, Зефира - бога ветров, который... Вот эта синяя фигура. Да, эта синяя фигура. Он похищает Хлориду, видите, у неё изо рта выходит веточка с листьями, и она сталкивается с соседней фигурой, это фигура Флоры. Может быть, это один и тот же персонаж. Другими словами, похищение Хлориды может происходить с Флорой. А что делает здесь Флора? Видите, она тянется к своей сумке, полной цветов, которые она роняет, как бы сеет в ковёр трав под ногами. В конце концов, это Primavera. Это весна. Весна. Да. Есть это ощущение плодородной природы. Есть ещё одна фигура, сын Венеры, чуть выше неё, с повязкой на глазах. Это Купидон, который вот-вот выпустит свою стрелу в одну из ничего не подозревающих граций. И, конечно, он не знает, в кого попадёт, но мы можем догадаться. Как обычно у Боттичелли, мы видим фигуры вытянутые, невесомые, стоящие в довольно невозможных позах. То, чего мы обычно не ждём в искусстве Ренессанса. Это, на самом деле, противоречит многим традициям, о которых мы знаем применительно к ХV веку. Эта картина не концентрируется на линейной перспективе. Есть немного воздушной перспективы, это видно в некоторых элементах пейзажа, между деревьями, но за этим исключением это очень фронтальная картина. Это практически фриз, и на нём показан, как мы думаем, буквально набор идей. Историки искусства не знают толком, какие выводы сделать из этой картины. Мы искали тексты, к которым она может отсылать. В любом случае, это, на самом деле, неважно тысячам людей, которые приходят ею любоваться, да и для меня, потому что она невероятно прекрасна. И может, именно потому, что у неё нет чёткого значения, нам в ХХI веке проще её оценить по достоинству. Здесь есть много элементов, которые, на мой взгляд, просто прекрасны. Посмотрите, например, на пышные складки ткани, в которую одеты грации. Или на эти кисточки. Они прекрасны. Меня особенно восхищает то, как руки граций соединяются в трёх местах, создавая прекрасную сложную картину, это очень красиво, это праздник для глаз, игривый и отражающий своего рода сложное представление о красоте. Один из возможных способов толкования этой картины - это особого рода неоплатонический трактат, своего рода размышления о разных возможных видах красоты. Сама Венера удивительно красива. Она слегка склонила голову на бок, она придерживает рукой ткань, делает жест другой рукой и смотрит прямо на нас. И очень сложно удержаться и не захотеть присоединиться к ней в её саду. Subtitles by the Amara.org community

История создания картины

Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный . Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр » (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением . В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Источники

Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей »:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом .

Из него на картине появились: Венера , Флора , («Венеры крылатый вестник») и Зефир .

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):

195 "Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:

В зелени все дерева, вся зеленеет земля.

Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,

Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,

Я никогда не могла: нет и числа их числу…

Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,

220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои .

Описание

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору - у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду , это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле .

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем . Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

Интерпретации

Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

Философские версии связаны с неоплатонизмом . Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано , с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии . Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas) . В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия - вверх.

Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид , в качестве источника рассматривают Апулея , и тогда вместо Венеры говорят о Исиде , вместо Меркурия говорят о Марсе , и т. д.

Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus . По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая - как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре - любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант - картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него - Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий - это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци . Утверждается, что деревья в саду - это mala medica, ожерелья на Харитах - цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.

Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида - «ре», и так далее, а Меркурий - опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора - Флоренция, в этом случае каждый персонаж - это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.

История картины

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры » Вазари , он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них - это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.

В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919 , таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас - это один из главных шедевров Уффици.

Галерея

«Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного . Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.

Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1482

Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.

В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня , хозяйка сада любви. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рядом с ней шествует , богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.

Боттичелли. Весна. Меркурий и грации

Есть различные истолкования этой сцены. Но, какое бы из них ни было истинным, налицо глубоко гуманистический характер живописи, отражающий тогдашние культурные тенденции.

Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой, и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.

Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

«Весна» Боттичелли изображает одновременно два разных момента рассказа Овидия: любовное стремление Зефира к Хлориде и ее последующее превращение во Флору. Вот почему одежды этих двух женщин, которые, кажется, не замечают друг друга, развеваются в разные стороны. Флора стоит рядом с Венерой и разбрасывает розы, цветы богини любви.

Боттичелли. Весна. Хлорида и Флора

Древнеримский классик Лукреций в своей философско-дидактической поэме «О природе вещей» славит обеих этих богинь в одной сцене Весны. В отрывке Лукреция упоминаются и другие персонажи «Весны» Боттичелли. Он, вероятно, был ещё одним главным литературным источником картины:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Божественный весенний сад с сотнями видов растений, цветущих в апреле и мае, принадлежит Венере, богине любви. Позади Венеры Боттичелли изобразил мирт, один из ее символов. Венера подняла руку в знак приветствия тем, кто любуется её весенним королевством. Над головой Венеры Боттичелли поместил ее сына, Амур, который с завязанными глазами стреляет стрелами любви.

Боттичелли. Весна. Венера

Боттичелли. Весна. Хлорида и Зефир

Боттичелли. Весна. Флора

«Весна» Сандро Боттичелли (1478 год, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений итальянского Возрождения. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Все герои, изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий. Справа – бог теплого, весеннего ветра Зефир, настигающий нимфу Хлориду, и богиня цветов Флора. В каких они отношениях? Что их связывает? И зачем Боттичелли понадобилось все эти герои, чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, любви?

«Это диалектика любви, воплощенная в движении»

Марина Хайкина, искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. И поэтому очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но давайте попробуем. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Она не просто богиня любви и красоты. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью, и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».

«Гимн живому человеческому влечению»

Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин, их образы принципиально различны. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Меркурий (слева) нарциссически красив. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.

Рядом с ним три Грации, однако между ним и девушками нет никакой телесной связи: грация Наслаждение стоит к Меркурию спиной. Взгляд Целомудрия обращен к Меркурию, но контакта между ними тоже нет. Словом, во всей этой группе нет и намека на пробуждение Весны, сексуальности. Но именно эту группу благословляет Венера. Она здесь – не богиня любви, а христианский символ Матери, Мадонна. В ней нет ничего женственно-сексуального, она – Богиня духовной любви и поэтому благосклонна к левой группе, лишенной чувственности.

А вот что мы видим справа: Зефир берет силой Хлориду, и девушка-нимфа превращается в женщину, Флору. И что же происходит потом? Флора уже не смотрит на Зефира (в отличие от Хлориды), ее не интересует мужчина, ее интересуют цветы и дети. Хлорида была смертной девушкой, а богиня Флора обрела божественное бессмертие. Получается, что идея картины такова: ты можешь быть бессмертным и всемогущим, только отказавшись от сексуальности.

На рациональном уровне символизм картины побуждает нас ощущать величие и божественность материнства, нарциссическую уверенность Меркурия, самодостаточность наших внутренних Граций. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Однако бессознательно он пишет обратное, и об этом говорит сама атмосфера картины. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Быть живым, смертным, чувствующим, испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».

Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год – работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.

Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера – не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.

Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно – приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.

Грации, спутницы и служанки Венеры, – достоинства, порождаемые Красотой, их имена – Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца.

Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо – одухотворенность.

История одного шедевра

"Весна" Сандро Боттичелли

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Во Флоренции, в галерее Уффици, среди мно­гочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знамени­тых в мире картин - «Весна» Сандро Боттичел­ли. Об этом замечательном произведении, создан­ном 500 лет назад, в 1478 году, написаны сотни статей, многие тысячи страниц. О ней и наша сегодняшняя беседа.

Образы картины навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Однако это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в свое произведение сложный философ­ский смысл. Для того чтобы раскрыть основной замысел «Весны», обратимся к ее содержанию и композиционному построению.

Движение в картине устремлено справа нале­во. Из верхнего правого угла вторгается голубо­вато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем - это ветер. От его полета согнулись стволы деревьев. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя, и жестом сеяте­ля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Эту девушку с худощавым лицом подро­стка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Вес­ной. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.

Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зе­фир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает - «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. О том, как весной расцветает природа. И как поэтично показано превращение! Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слета­ют цветы, они сыплются из-под ее руки, покры­вают мелким узором ее подол. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа фигура - это уже пре­вращенная Хлорис в ее новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вы­шитые узоры ее платья (например, на ее воро­те), напоминая зрителям, о каких реальных ве­щах повествует эта красивая сказка... Три правые фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она показана простой, тихой и скромной. Вовсе это не блистательная красави ца богиня, привыкшая повелевать. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее го­ловой не парил в воздухе Амур с луком и огнен­ной стрелой (Амур - сын Венеры). И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступа­лись вокруг нее полукруглым просветом, показы­вая, что здесь смысловой центр картины. Скло­нив голову набок, смотрит она в нашу сторону задумчиво, чуть испытующе. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благослов­ляет Венера группу Граций. Жест заботливый, опекающий. Он задерживает наше внимание, за­ставляя лучше ощутить четкую ритмическую па­узу в центре картины, а затем посылает наш взгляд влево.

Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны - апрель. Древнеримский поэт Овидий писал в поэме «Фасты», а поэты XV века повторяли вслед за ним, что апрель назван по имени Афродиты, это греческое имя Венеры.

Наконец, последний персонаж картины - Меркурий (крайняя фигура слева). Достойный спутник Граций, поскольку он божество разу­ма и красноречия, изобретатель искусств. Но са­мое главное то, что в древнеримском календа­ре Меркурию был посвящен весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия - Майи. Этот месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, служащий в картине символом мая, повернут спиной к дру­гим весенним божествам.

Мир, изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт . Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ров­ным. А между тем просвет среди деревьев, вол­нообразной полосой проходящий через всю кар­тину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Похоже, что Боттичелли сознательно отка­зывается от достижений ренессансной перспекти­вы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.

Композиционный ритм «Весны» частый, сдав­ленный. Художник волнообразно расположил ряд фигур, то сдвинув их тесно, то увеличив интер­вал, окружив темным фоном зелени и создав еще второй, дробный ритм цветов и орнаментов . В линиях контуров и складок преобладают до вольно крутые диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей.

У большинства фигур взгляд и жесты разоб­щены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погру­женная в созерцание Меркурия. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает, или теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии , перекли каются между собой, но не связываются, а разоб­щаются. Отсюда настроение глубокой созерца­тельности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория , - тема духовной жизни.

Девическая дружба, зарождение любви, меч­тательное взращивание жизни (тема образа Флоры), нежная опека (значение жеста Венеры), мед­лительное восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) - все это показано художником с проникновенной наглядностью и чистотой. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Мер курию и скромность ее одежд можно понять как предпочтение, отданное духовному в человеке.

«Весна» Боттичелли была написана для од­ного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Некоторые искусствоведы полага­ют, что картина должна была укрепить в под­ростке привязанность к тем нравственным идеа­лам, которые внушали ему воспитатели. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего симво­лизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» - достойную принадлежность к человече­ству, человечность. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.

Картина Боттичелли тесно связана с культу­рой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают некоторые танцы того времени. По своей тематике, подбору действующих лиц она перекликалась с костюмированными шестви­ями, устраивавшимися во Флоренции каждую весну, и была поэтому общепонятна в ту эпоху.

В заключение хочется сказать немного и о та­ких сторонах содержания «Весны», которые бы­ли ясны лишь наиболее образованным современ­никам художника. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но это не единствен­ное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого боже­ства - Венеры; считали, что Грации - это она сама! Ученые много спорят об именах и разли чиях Граций у Боттичелли; оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто на­зывали «Вердура» (зелень, молодость). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис? Венеру не­которые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, счи­тался богом ветра и в этом качестве назывался... Зефиром! Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, ра­зум, другой - любовь, природу, цветение.

Один и тот же дух слетает на землю, стано­вится силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, - и он же обращается к небесам (обратите внимание на движение Меркурия, разгоняющего жезлом обла­ка и среди них ищущего волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью, влечением - началом и основным источником познания согласно учению флорентийских фило­софов, современников Боттичелли...

А. БАРАНОВ