«конспект образовательной деятельности в средней группе. образовательная область «познание» «времена года- осень
Деятельность: познавательная, коммуникативная.
Форма: проблемная ситуация.
ОО «Познание»
- Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
- Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
ОО «Коммуникация»
- Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.
ОО «Социализация»
- Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.
Материалы к НОД: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.
Словарная работа:
(На окошке в группе дети замечают осенний листочек.)
Иду я сегодня в детский сад и слышу, как что-то шуршит под ногами. Вот так (пошуршать фантиком). Остановилась, посмотрела по сторонам – тишина. Пошла дальше, опять какое-то шуршание. И тут я догадалась: это листочки под ногами шуршат! Иду и слушаю песенку осенних листьев. (Пошуршать фантиками вместе с детьми, послушать «песенку».) Один листочек шуршал лучше всех. Подняла я его с земли и принесла вам. А листочек ожил и заговорил: «Жил я на маме-дереве вместе со своими братьями-листочками. Все мы были зелёными. На улице стало холодать, поменяли мы, листочки, свой наряд, стали разноцветными и стали улетать от дерева в разные стороны. Почему это случилось? Что произошло в природе?» Поможем листочку объяснить, что такое осень?
- «Погода осенью»
Работа с календарем погоды.
Выберите картинку, которая подходит к осени. Почему выбрали эту? (Небо хмурое, часто идет дождь, а иногда снег.)
2. «Осеннее дерево». (На столе разложены кружочки разных цветов – красные, желтые, оранжевые, зеленые, силуэт дерева.)
Возьмите те листики-кружочки, которые бывают осенью, украсим дерево.
Физминутка.
Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)
Мы – листочки,
Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)
Мы – осенние листочки.
Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)
Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок. (Приседают.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)
3. «Птицы» (фонограмма: «Крики птиц).
Кто так кричит? (птицы). (Иллюстрация: «Стаи птиц улетают в теплые края».)
Ребята, почему птицы так разволновались, куда они собираются? (В теплые края.)
Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные.)
А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- «Животные»
Листочек хочет приглашает нас в осенний лес погулять. Чтобы туда отправиться, надо вспомнить правила поведения в лесу. (См. моделирование: «Правила поведения в лесу».)
Послушайте загадку и узнаете кто спрятался под кустиком:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц.)
Кто это?
Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц готовится к зиме. Интересно, как он это делает?
Осенью заяц линяет.
Какая шерсть у него вырастает? (Белая, теплая.)
Почему у зайца зимой шерстка белая? Теплая?
Зайчик кого-то испугался, кто это?
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерёт. Кто это? (Медведь.)
Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой? (Спит, впадает в спячку.)
Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же умрёт с голоду.
(Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, посмотрите.)
Где медведь спит зимой? (В берлоге.)
До свидания, мишка, до весны!
Посмотрите, какая картина у нас получилась. Расскажите листочку, что такое осень? (Ребенок поочередно выкладывая картинки составляет рассказ.)
Рефлексия: - Кому мы сегодня помогли?
О чем попросил нас листочек?
НОД познание «Осень»
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».
Содержание:
В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Д.: Осень.
В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
Дорогие ребята!
Прошла осенняя пора. Наступают холода.
Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.
В. : Принимаем приглашение?
Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»
В. И вот мы в волшебном лесу…
Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).
(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)
В.: так в каком же лесу мы с вами оказались?
Д.: в осеннем.
В.: Дети, а какая бывает погода осенью:
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).
Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.
По ситуации В. Помогает вопросами:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно - ясная
В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.
В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?
Д. - они сбрасывают листву.
В. Какие деревья остаются зелеными?
Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.
В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?
Дети оставляют зимующих птиц.
В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.
Д.: Птицы улетают на юг.
В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
А птицы, которые остаются с нами.
Д.: Зимующие.
В. А сейчас вас ждет задание, которое называется
ИГРА «Отгадай и назови! »
Но сначала отгадайте загадку:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем-
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Песни петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.
Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.
У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.
У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.
Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.
Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.
Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.
А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .
В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.
Р1.: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответы детей:(белка)
Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?
Ответ детей: (в дупле).
В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме
Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы
В.: А что запасает белка?
Ответ детей. (орехи, грибы).
Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.
Р2: У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ответ детей: (заяц)
В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.
Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.
Р3.: Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая …
Ответ детей (лиса)
Р4.: Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…
Ответ детей (волк)
В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.
Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
Р5.: В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
Ответ детей: (медведь)
Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.
Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
В.: Где же медведь спит зимой?
Ответ детей (в берлоге).
Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.
Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.
В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?
Ответ детей (еж)
В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.
Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.
В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.
В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.
В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.
Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.
В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»
Дети отбирают только осеннюю одежду.
В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)
В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.
Д.: да.
Подробности
Мацалюк Татьяна Владимировна, Стеблецова Валерия Валентиновна, воспитатели МДОУ «ЦРР - д/с №32» Иркутская область город Братск. [email protected]
Тема: «Время года Осень».
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, использование мультимедиа.
Предварительная работа: Чтение стихов и загадок об осени, наблюдение за изменениями в природе в осеннее время года, слушание аудиозаписи: «Времена года» П. И. Чайковский.
Д/И «Овощи фрукты», « Времена года», « Перелётные птицы», « Грибы»,
« Как люди готовятся к осени».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Художественное творчество», «Социализация» « Здоровье», « Физкультура».
Оборудования и материалы: картина на экране « Лето» картинки (дождь, тучи, ветер, лужи, листья жёлтые, красны). Фрукты овощи, деревья. Компьютерная игра «Помогай-ка», витаминки, проектор, музыкальное сопровождение Звуки природы – ветер, Спокойная музыка.
Раздаточный материал: листья деревьев, краска, кисти.
Индивидуальная работа :
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал. Звучит шум ветра.
Стук в окно за окном спрятался оранжевый листочек.
Вос-ль: ребята кто это к нам в гости пришёл.
Ответы детей.
Листочек ребята я потерял своих друзей. Я жил на большом дереве и вдруг налетел сильный ветер пошёл дождь. Меня закружил сильный ветер и принёс к вам. Мне очень грустно ребята помогите мне найти своих друзей и моё большое дерево.
Ответы детей.
Вос-ль: Маленькие ножки идут по дорожке,
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок – скок по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Вторая часть.
Разложены на полу овощи и фрукты.
Д/И « Овощи и фрукты».
Вос-ль и листик молодцы всё правильно собрали.
Третья часть.
Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что в овощах и фруктах живут маленькие полезные для нашего организма человечки. Как они называются, кто мне подскажет.
Будь здоровым и красивым.
ешь почаще витамины.
Вос-ль: Ребята, а давайте с вами поиграем.
П./И «Заболели, выздоровели».
Дети ходят грустные плечи опущены, коленки подогнуты. Воспитатель раздаёт витамины все бегают, улыбаются.
Четвёртая часть.
Звучит музыка педагог рассыпает листочки разного цвета.
Вос-ль листик мы нашли твоих друзей. Листик внимательно смотрит на листики и деревья и говорит, что это не его друзья.
Вос-ль предлагает детям поиграть с листочками. С начало собрать оранжевые листочки, затем красные и т.д.
Вос-ль: Ребята, а давайте мы из листочков сделаем солнышко. А солнышко какого цвета? Из жёлтых листиков делаем солнышко.
Проводится компьютерная игра « Помогай-ка».
Пятая часть.
Стоит большое дерево на нём листочки разного цвета. А одного не хватает.
Листочек ой это мои друзья и моё дерево. Прикрепляем листочек к дереву.
Листочек; Ребята я хочу вас отблагодарить за то, что вы меня вернули домой, я вас научу рисовать листочки.
Вос-ль объясняет ход работы. Воспитатель берет лист тополя, наносит гуашь на листочек, красную или жёлтую, переворачивает лист, на лист бумаги, надавливает ладошками снизу вверх, убирает лист. Получился отпечаток.
Шестая часть.
Вос-ль: Ребята смотрите картинка нарисована, ой, а какое на ней время года?
Вос-ль: Ребята, а что нам нужно добавить и изменить в этой картинке, чтобы получилась осень.
Компьютерная игра « Из лета сделай осень».
Вос-ль: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Подведение итогов. Беседа Что вам понравилось в нашем путешествии?
В какие игры вам хотелось бы ещё поиграть.
А теперь мне бы хотелось узнать всё ли вы знаете об осени?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Осенью цветут цветы? Дети: Нет
Осенью растут грибы? Да
Тучки солнце закрывают? Да
Колючий ветер прилетает? Да
Туманы осенью плывут? Да
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
А букашки прилетают? Нет
Звери норки закрывают? Да
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто – часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Да
Конспект НОД в старшей группе по теме
(образовательная область «познание»)
Воспитатель Чернова Н.С.
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
образовательные:
1.Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.
2.Активизировать словарь детей по теме занятия.
3.Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
4.Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
1.Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
2.Развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
1.Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
2.Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
1.Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Осени;
3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
Листочки из картона для дорожки;
Аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
Краски, альбомы, кисти, стаканчики с водой, простые карандаши.
Части НОД |
Деятельность и ответы детей |
|
Вводная часть |
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку: Несу я урожаи, — Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? На лесной опушке я краски разводила,
И зазолотились листья у берёзы. Ребята, я вас приглашаю в осенний лес. — Принимаем приглашение осени? Тогда — в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. |
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу. |
Беседа |
— Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес — какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес? А зачем осенью, да ещё и поздней? — А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Открываем глаза. Ребята, кто что услышал? Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел. Давайте опять закроем глаза. Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? — Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр. Открыли глазки А зачем деревья сбрасывают осенью листву? — Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Презентация «Почему опадают листья» — Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них? Первая картинка солнечная, весёлая. А на второй картинке? Эта картина уже не такая весёлая. А на третьей картинке? Какое время года изображено на первой картине? — А на этой? — А какое время года на третьей картине? — Почему про осень нарисованы три разных картинки? |
Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы. — Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя. — Опавшей листвой, грибами. — Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега. — Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце. — Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег. — Осень бывает разной. |
Мотивация |
— Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть? |
|
Физкульт-минутка |
"Листочки". Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели И на землю сели. |
Повторяют за воспитателем: кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаютя. |
1 задание «Отгадай загадку» |
— А теперь перейдём к заданиям на карточках. Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок! Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно.. Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь это -…. Холода их так пугают, К теплым странам улетают, Петь не могут, веселиться Кто собрался в стайки? … Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовет к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да! Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! Солнце больше нас не греет, Холодком поземка веет! Дунул в лужу ветерок И сковал ее.. Дождь и слякоть, грязь и ветер, Осень, ты за все в ответе! Мерзнет, мерзнет человек, Выпал первый белый … |
— Лесник! — Листопад Сентябрь Поздняя осень |
2 задание «Игра ДА или НЕТ» |
Осенью цветут цветы? |
При ответе «да» на вопрос воспитателя, дети хлопают |
3 задание |
«Какая бывает погода осенью» Когда дует ветер — Холодно — Пасмурно — Когда идет дождь- Молодцы, справились со всеми заданиями |
Ветреная Холодная Пасмурная Дождливая |
Практическая часть |
Художественное творчество (рисование) «Золотая осень» |
|
Итог занятия |
— Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и нарисовали очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! |
Дети повторяют слова, кружатся. — Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени. |
ТЕМА: Сезонные изменения в природе. Осень
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
ЗАДАЧИ: Уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени;
развивать познавательную активность, интерес к предмету.
воспитывать бережное отношение к природе.
ТИП УРОКА: комбинированный
МЕТОДЫ: словесно-наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
оформленная доска, набор иллюстраций, учебник, тетрадь, таблицы.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- психологический настрой учащихся:
Прозвенел звонок, начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
- проверка готовности учащихся к уроку:
Быстренько проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Книжка, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь «пятёрку»!
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
- Что такое окружающий мир?
- На какие группы делятся предметы природы?
- Какие явления природы вы знаете?
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ:
Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыпающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Мы начинаем с вами путешествие по временам года.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ:
- Существует четыре времени года. Это весна, лето, осень и зима. Времена года следуют одно за другим, и каждое имеет свои особенности.
- Определите, про какое время года я вам сейчас прочитаю.
Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Пролетают косяки журавлей. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только хвойные деревья радуются зеленому наряду.
- Конечно, это осень. По каким ее особенностям вы об этом догадались? (ответы детей)
- Перечислите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе.
Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает пролетать снег.
- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)
- Мы знаем, что живая природа тесно связана с неживой природой.
- Какие изменения происходят осенью в жизни трав, кустарников и деревьев?
- А что вы знаете об изменениях в жизни животных?
ФИЗМИНУТКА:
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Вот и день уже прошёл.
Время пролетело.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов были посвящены именно этому времени году.
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется –
И заплачет спросонья.
- Работа по карточкам:
ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе.
РЕФЛЕКСИЯ:
ИГРА: «да» и «нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
ИТОГ УРОКА:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Кто хорошо работал на уроке?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Творческая работа: ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Приложенные файлы