Виды детских театров в детском саду. Виды театров в доу

Значение театрализованной деятельности Театрализованная деятельность позволяет решать
многие педагогические задачи, касающиеся
выразительности речи ребенка,
интеллектуального и художественноэстетического воспитания.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый
источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к
духовному богатству.
В результате театрализованной деятельности
ребенок познает мир умом и сердцем, выражая
своё отношение к добру и злу; познаёт радость,
связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.

Чувства и
эмоции
маленького
артиста
Театрализова
нная
деятельност
ь
Театрпомощник в
воспитании
Развитие речи,
фантазии,
воображения
Мы становимся
смелее
(уверенность,
раскованность)
Мы становимся умнее
(память,
сообразительность,
находчивость,
кругозор)
Мы становимся
добрее

Задачи по развитию речи: 1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков); 2. З

Задачи по развитию речи:
1. Пополнение и активизация словаря (за
счёт слов, обозначающих названия предметов,
действий, признаков);
2. Закрепление навыка использования прямой
и косвенной речи;
3. Совершенствование монологической и
диалогической форм речи;
4. Воспитание культуры речевого общения,
умения действовать согласованно в
коллективе.

В театрализованной деятельности активно
развивается диалог как форма
социализированной (коммуникативной) речи.
Сценические диалоги идеальные,
«правильные», то есть выверенные
хронологические, логические, эмоционально.
Заученные во время подготовки к спектаклю
литературные образы речи дети используют
впоследствии как готовой речевой материал в
свободном речевом общении.

Театральная игра Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на за

Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по
площадке, строить диалог с партнёром на
заданную тему. Развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять
отдельные группы мышц, запоминать слова
героев спектаклей, развивать зрительное
слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение
произвольно реагировать на
команду или музыкальный
сигнал, готовность
действовать согласовано,
развивать координацию
движения, учить запоминать
заданные позы и образно
передавать их.
Основные направления работы с детьми
Работа над спектаклем
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и
правильною артикуляцию, чёткую
дикцию, разнообразную интонацию
логику речи; учить сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы; произносить скороговорки и
стихи, пополнять словарный запас.
Задачи: Учить сочинять этюды по
сказкам; развивать навыки действий
с воображаемыми предметами;
развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно,
сердито, удивленно, восхищённо,
жалобно и т.д.).

Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знан

Формы организации
театрализованной
деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно
отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и
умений детей, обогащать их жизненный опыт,
побуждать интерес к новым знаниям, расширять
творческий потенциал:
1Непосредственно-организованная образовательная
деятельность:
-театральное занятие;
-театрализованная игра на других занятиях
2. Образовательная деятельность в процессе
режимных моментов:
-театрализованная игра;
-игра-драматизация;
3 Самостоятельная театрально-художественная
деятельность, театрализованные игра в повседневной
жизни.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творч

Предметно-пространственная среда
обеспечивает совместную
театрализованную деятельность детей,
является основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной
формой его самообразования.
Разнообразие театров способствует
повышению интереса детей к
театрализованной деятельности.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема
взаимосвязи личности и творчества.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в
сугубо детских видах деятельности в противовес обучению
школьного типа.
Именно игра и должна преимущественно использоваться
педагогами.
Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность
в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым,
чтобы ведущая деятельность составляла основное
содержание
жизни самих детей.
Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг
которого сосредоточиваются главные интересы и
переживания детей.
Театрализованная деятельность является разновидностью
игры.

Театрализованная деятельность в детском саду
организационно может пронизывать все режимные
моменты: включаться во все занятия, в совместную
деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность может быть органично
включена в работу различных студий и кружков;
продукты театрализованной деятельности
(инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и
др.) могут вноситься в содержание праздников,
развлечений и сладких пятниц.

Из всех видов кукольного театра в детском саду
наибольшей популярностью пользуется:
- театр картинок (на фланелеграфе, картоне,
столе).
- театр игрушек и петрушек (перчаточный)
По способу управления театральные куклы делятся на два
основных вида – верховые и напольные.
К верховым относятся те, которыми кукловод управляет
из-за ширмы.
В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
Напольные куклы «работают» на полу, кукловод
управляет ими на глазах у зрителей.
К напольным относятся марионетки и большие (ростовые)
куклы.

Театральная деятельность представлена в
ДОУ
кукольным театром и театрализованными
играми,
которые делятся на две группы:
режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в ДОУ относятся:
1. настольные театрализованные игры:
- настольный театр игрушек (театр
шагающий, конусный (или цилиндр, коробка)
- настольный театр картинок (театр игрушектопотушки, баночный театр (на кружках,
прозрачных стаканах), плоскостной театр)
2. стендовые театрализованные игры:
- стенд-книжка,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.

Театр на руке.

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробо

Театр кукол на столе – способствует владению
техникой управления куклами настольного театра
(куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек.

Театр игрушек

Конусный
театр

Баночный театр

Плоскостной
театр

Плоскостной театр «Заяц-хваста».

Театр
шагающий

Театр теней

Кукольный театр

Театр на фланелеграфе: может быть использован как самостоятельное развлечении как часть образовательной деятельности

игры-драматизации

Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей,
литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений (потешек, небольших
сказок, песен, небольших литературных текстов;
постановки спектаклей по одному или нескольким
произведениям (драматический спектакль,
музыкально-драматический спектакль, детская опера,
спектакль на хореографической основе, спектакль
ритмопластики, пантомима, мюзикл).

К играм-драматизации в ДОУ относятся:
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты
ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации,
сам действует за персонажа.
(Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят»,
«Гуси-лебеди».
Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей,
которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх
на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы,
рук, туловища осуществляются с помощью движений
пальцев, кисти руки.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста о театре

Описание:
Данная беседа рассчитана на дошкольников 5 – 7 лет и проводится в рамках изучения лексической темы «Театр» на театральной неделе в ДОУ

Цель : знакомство с театром, воспитание интереса к нему.

Задачи :
Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра
Познакомить детей с театральными профессиями
Приобщать детей к театральной культуре

История возникновения театра.

Что это за красивое здание с колоннами, похожее на дворец? Это театр.
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями.
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Главный герой скоморошьих представлений – весёлый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина. Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».
Постоянного театра на Руси тогда ещё не было. Такой театр открыл свой занавес в Ярославле. Его основателем был наш земляк Фёдор Григорьевич Волков. Федор Григорьевич Волков родился 20 февраля 1729 года в купеческой семье в Костроме, а с 10 лет жил в Ярославле. Был сообразительным, наблюдательным, трудолюбивым, любил книги, музыку, сам сочинял песни, играл на гуслях, любил участвовать в домашних спектаклях. Юношей во время учёбы в Московской академии всё свободное время отдавал любимому увлечению – театру.
Вернувшись в Ярославль в 1749 году, Волков создаёт театральную драматическую труппу и ставит спектакли в обыкновенном сарае, позднее строится деревянный театр. Множество людей приходили смотреть представления и восхищались талантом труппы. Слава о ярославском театре дошла до столицы, до императрицы Екатерины. В январе 1752 года труппа Волкова указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург, где ярославцы дали несколько спектаклей при дворе, а также публичных, после чего четырех лучших актеров оставили в столице, в том числе Волкова и его брата Григория. Их двоих причислили к придворному театру. 30 августа 1756 был издан указ об учреждении постоянно действующего «Русского для представления трагедий и комедий театра». Директором театра был назначен драматург А. П. Сумароков, которому Волков сначала помогал в руководстве театром, а после заменил его. Волков обладал многими талантами: был замечательным актёром, стихотворцем, живописцем, музыкантом, скульптором.
Наш театр – первый национальный театр России. Называется он в честь его основателя: Академический театр драмы имени Фёдора Волкова.

Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.

Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны ещё и актёрские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поёт певец, но и то, как он это делает, какие чувства передаёт зрителям.
Как создаётся опера? Сначала выбирается какое – либо литературное произведение, например, сказка. По ней пишется либретто – текст – основа для будущего спектакля. Композитор сочиняет музыку, певцы разучивают свои арии. В опере может быть и ария одного певца, и дуэт, когда поют двое, и хоровое исполнение многих артистов, и просто музыкальные вставки. Всё это складывается в спектакль. Сочетание красивой музыки, красивых голосов и красивой истории – разве это не здорово! В наше время в Москве был создан первый в мире музыкальный театр для детей. Он основан Наталией Ильиничной Сац. Она поставила в театре для детей оперы «Морозко», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик – великан»…

Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами.

Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать».
Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Потом за дело берётся балетмейстер – балетный режиссёр. Роли поручаются артистам – танцовщикам. Все вместе они создают спектакль, танцуют. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают с помощью танца. Для создания определённого настроения, атмосферы, места действия используют декорации, которые создают художники. Особую роль играет в балете костюм: он должен быть лёгким, удобным для танца, красивым. Знаете, сколько балетов поставлено по сказкам? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк – горбунок». Танцовщики движениями передают самые разные чувства, и зрители радуются и грустят вместе с героями так же, как если бы слышали их речь.

А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным.
Слово «драма» - по – гречески обозначает «действие». Драмой или пьесой называют особый текст, который написан для показа зрителям, публике в театре. В драме нет описаний, как в рассказе или в сказке. О героях, о событиях драматург – писатель, который сочиняет драму, – рассказывает в диалоге, разговор. Если бы о нас написали пьесу, то драматург бы включил нас в список действующих лиц, а потом бы поместил в пьесу наши разговоры – диалоги. Драматические спектакли бывают разные – комедия, трагедия, мелодрама. Комедия – спектакль весёлый, трагедия – серьёзный и печальный. Ведь в жизни есть не только радостные события. А трагедия заставляет людей задуматься. Мелодрама – пьеса, в которой происходят события грустные, но заканчивается всё хорошо – добрые герои становятся счастливыми, а злые – получают по заслугам.
Какой театр самый необычный? Таких театров много.
Например, театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны.
Есть ещё один театр – кукольный. Все мы знаем сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют. Театр кукол появился ещё в Древнем Риме. Постепенно кукольные герои появились во многих странах. В Италии любимцем зрителей стал Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч, в России – Петрушка… На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актёрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках (кукловод управляет ими сверху, дёргая то за одну ниточку, то за другую. Кукол этой системы часто называют марионетками, но это неправильно, потому что марионеткой во многих странах называют любую театральную куклу), тростевые куклы (их держат за палку, которая проходит через всю куклу. Актёр управляет руками куклы с помощью тонких палочек – тростей, которые скрыты от зрителя в рукавах или в одежде куклы), механические, теневые… В театре теней кукол вообще не видно, видны только их тени. Главным театром кукол в нашей стране стал Центральный театр кукол в Москве, его создатель и руководитель – Сергей Владимирович Образцов.

Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют,
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдём туда скорей.

Театральное здание
Театральное здание – дом для волшебных представлений. Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как большое промышленное предприятие.
А начиналось театральное здание с простой открытой площадки, как это было в древнегреческом театре. Гораздо позднее, в 17 веке, «театральное здание» скоморохов – кукольников заключалось в куске ярко раскрашенного холста. Посреди площади на ярмарке появлялся актёр – кукольник в странной одежде: вокруг пояса свисала почти до земли крашенина – нечто вроде юбки. Актёр поднимал руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху, по краю такой самодельной ширмы возникали и разыгрывали свои истории куклы. Иногда театральные представления разыгрывались прямо на площадях.
Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только коллектив специалистов. Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их акустика – создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются учёные – акустики.

Вот зал. На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Занавесы имеют большое значение: есть противопожарный железный занавес, отделяющий при необходимости сцену от зрительного зала, антрактный опускной, антрактный раздвижной, глушитель, поглощающий разные ненужные шумы.
В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена. Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными.

Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров.
Сцена – часть театрального здания, где происходит представление. «Сцена» - слово греческое.
В древнегреческом театре это была лёгкая постройка, где переодевались и откуда выходили артисты. А играли они в орхестре – круглом или полукруглом открытом пространстве перед сценой, под открытым небом. Позднее местом для игры актёров стала площадка, образуемая высокой декоративной постройкой перед сценой. В древнеримском театре она занимала большую часть орхестры и стала называться просцениум. Из него и развилась современная сцена.
Здесь есть всё. И подземное царство, где спрятаны сложные механизмы, оно называется трюмом. Трюмы в зависимости от своего назначения бывают разной глубины. Сюда, например, может в случае надобности провалиться герой спектакля – как сквозь землю. Пол сцены – планшет – состоит из отдельных щитов размером 2 * 1,5 метра. Трюм и планшет составляют нижнюю сцену.
Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники, решётчатый настил, подъёмные устройства для декораций. В это театральное небо может вознестись волшебник, Баба – Яга…
Современная сцена – это сцена – коробка. Она отделена от зрителей портальной аркой. Часть сцены, выступающая перед ней, - просцениум – место, предназначенное главным образом для вставных эпизодов спектакля. Передняя часть сцены, вплотную примыкающая к занавесу, - авансцена; пространство за ней – игровая сцена, а у задней стены находится арьерсцена, где размещается, а иногда заранее заготавливается оформление спектакля. По обе стороны от портальной арки у боковых стен сцены расположены скрытые от зрителей пространства – карманы. Здесь готовятся к выходу артисты и хранятся необходимые для спектакля части оформления.
По бокам сцены на разных уровнях расположены рабочие площадки, с которых рабочие поднимают и опускают подвесные декорации. Рабочие площадки поднимаются несколькими ярусами и образуют так называемую верхнюю сцену. Над верхней сценой расположена колосниковая решётка – колосники. На ней установлены блоки для подвески декораций.
Оборудование верхней сцены состоит из сложной подъёмной системы, служащей для подачи на сцену и уборки под колосники части декораций.
Благодаря механическому оборудованию нижней сцены со сцены может мгновенно исчезнуть предмет или человек. Иногда в спектаклях сцена может крутиться. Она оборудована очень сложными механизмами. Пол у сцены не цельный, в него вделан вращающийся круг. Декорации на этом кругу поворачиваются, кулисы на колёсиках разъезжаются, и декорации сменяют друг друга прямо во время спектакля.
Рампа – граница между сценой и зрительным залом. Вдоль неё по самому переднему краю сцены устанавливаются осветительные приборы, невидимые зрителям (это лишь часть осветительной аппаратуры современного театра).
Перед сценой оркестровая яма. Тут стулья и разные музыкальные инструменты. Слово «оркестр» происходит от греческого термина орхестра. Так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актёры. До середины 18 века оркестром называли место расположения музыкантов во время представления. Лишь позднее это слово приобрело современный смысл.
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры разделяются на симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов. Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех: у мужчин – чёрные фраки, у женщин – длинные – чёрные платья.
Слова дирижёр, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые означают «направлять», «руководить». Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Дирижёр определяет трактовку – настроение музыкального произведения. Так, например, танцевальную мелодию можно исполнять грустно или весело. Дирижёр становится соавтором композитора. Дирижёр необходим в каждом спектакле, который сопровождается музыкой.
Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму. В театре есть целое собрание – фонотека всяких звуков. Можно включить шум дождя, рокот волн, гул толпы, свист ветра…
Сцена оборудована сложной осветительной аппаратурой: рампа (нижний свет), подвесные софиты (верхний свет), выносной свет (из зрительного зала), контражурный свет (из глубины сцены), местный свет, скрытые подвесы, световые эффекты, отдельные светильники. Все они оснащены цветными светофильтрами тончайших оттенков, благодаря чему меняется окраска света. Свет создаёт нужное настроение и атмосферу, разнообразные сценические эффекты (дождь, снег, восход…) Специалисты по свету – осветители. Каждый спектакль расписан строго по минутам: когда и какой софит должен включиться, какой свет должен быть направлен на главного героя… У осветителей своя роль – как изобразить на сцене, например, рассвет, вспышки молнии, звёздное небо…
В театре у спектаклей есть световая и звуковая партитуры: когда звучать оркестру, когда включать фонограмму.
А теперь поднимемся на подмостки. Это ещё одно название площадки, на которой происходит театральное действие. Заглянем за краешек занавеса. Кто – то что – то приносят, уносят, расставляют. Это рабочие сцены должны успеть поменять декорации для следующего действия. Избушка в лесу, дерево, скамейка – это всё декорации.
Артисты выступают на сцене. Перед ней оркестровая яма, за ней – партер. В партере самые удобные места. А потом пол поднимается горкой – это амфитеатр. Над амфитеатром – бельэтаж, над ним ярусы, дальше галёрка, дальше ложи и балкон.
Мы узнали о премьере,
Дайте нам билет в партере.
Но билетов нет в театре –
Дайте хоть в амфитеатре,
На балконе, в бельэтаже,
На галёрке сядем даже.
Только слышится в ответ:
Всё! Аншлаг! Билетов нет.

Прежде, чем зрители пойдут в зрительный зал, они попадут в фойе. Здесь можно погулять и во время перерывов в спектакле. Часто в фойе на стенах висят фотографии артистов театра, фотографии сцен из спектаклей.

В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»
В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия.

Художественное оформление спектакля
Спектакль создаётся и готовится не только на сцене, но и в театральном закулисье.
Художник – постановщик – очень важный человек в театре, один из создателей спектакля, его художественного оформления. Художественное оформление спектакля составляют декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим, освещение.
Прежде всего художник пишет эскизы будущего оформления спектакля. По его эскизам создаётся макет – модель будущей декорации. Театральный макет – уменьшенная модель оформления спектакля. В нём воспроизводится сцена, декорации, мебель, бутафория, даже освещение – всё, что будет окружать актёров на сцене. Такой макет похож на кукольный домик. В нём бывают и куклы – фигурки актёров.
По проверенному макету изготавливают точные чертежи. Затем начинается изготовление декораций, мебели и бутафории столярами, бутафорами и художниками – декораторами. Готовые декорации передают на сцену для монтировки.
Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.
Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки стали называть сценографией. Декорации делают в художественно – производственных мастерских. Есть живописно – декорационный цех: художники цеха мягких декораций расписывают задник сцены, кулисы, обивку мебели, скатерти… Обычную мешковину превращают в бархат с помощью красок. В цехе жёстких декораций столяры – краснодеревщики, токари, резчики делают театральную мебель. Она должна быть лёгкой, прочной, разборной. Ведь декорации перевозят на гастроли. Рядом со столярным цехом слесарный. Здесь работают специалисты по металлу, они делают старинные кубки, абажуры из проволоки, бутафорские мечи.
Рабочие сцены не путаются, куда что ставить и прикреплять. Перед спектаклем они тренируются, чтобы знать, как и когда сменить оформление, поменять декорации, ничего не перепутать.
Вот, например, лес на сцене – нарисованный. Рисунки стоят на ширмочках вдоль сцены. Эти ширмочки – кулисы. Художник, который работает над оформлением спектакля, расписывает красками и кулисы, и задник – большая картина в глубине сцены. Артистам из – за кулис удобно смотреть спектакль, видеть, когда им выходить на сцену.
Реквизит происходит от латинского слова, которое в переводе на русский язык обозначает «необходимый». Так называют подлинные и бутафорские вещи, необходимые по ходу спектакля: портфель, велосипед, веер, очки, посуда, лампы и многое другое. Это необходимо, чтобы зритель лучше представил себе обстановку и время действия персонажей.
Бутафория – итальянское слово, означающее хлам. Бутафория – предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части костюма, люстры, подсвечники…
Они по виду не отличаются от настоящих, но делаются из более лёгких и дешёвых материалов: из картона, папье – маше, дерева, гипса, холста… В дело идут фанера, жесть, проволока, пенопласт, пластилин. А большие бутафорские предметы делаются разъёмными.
Вот, например, посуда сделана из папье – маше, фрукты – поролоновые, оружие – из дерева… Но на сцене есть и настоящие вещи: еда, спички… Всё, что во время спектакля уничтожается, каждый раз готовится заново.

В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный?
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция.

Актёр, артист
Искусство актёра – искусство создания на сцене образа человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре.
Амплуа – театральное понятие. Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков. Сейчас это понятие уходит в прошлое. Современные актёры – универсальные – они играют разные роли и характеры.
Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку.
Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства.
В своей работе артист пользуется телом, мимикой, голосом, речью, жестами. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Артист должен правильно, грамотно, красиво говорить. Сценическая речь – особое искусство, которое преподают в театральных учебных заведениях. Когда мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем любое чувство, даже когда просто скучаем, мышцы нашего лица непроизвольно приходят в движение. Глядя на человека, мы можем определить, какое у него настроение, без всяких слов. Эти движения лицевых мышц, изменения выражения лица и называются мимикой. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства.
Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. Сначала артисты играют роли в массовках, потом получают небольшие роли, а самые талантливые получают главные роли и становятся знаменитыми. Но есть примеры, когда актёр из маленькой роли делал шедевр. Не зря говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Актёр профессия важная, он – главное лицо в спектакле. Театр – искусство коллективное. Каждый актёр должен согласовывать свою игру с игрой партнёра.
Гримёрные – комната, где актёры переодеваются, отдыхают, готовятся к выходу на сцену. В комнате большое зеркало, лампа, перед зеркалом много баночек, коробочек с красками, гримом, кисточки. Актёры сидят перед зеркалом, а гримёр накладывает грим – раскрашивает лицо. Гримёр – интересная театральная профессия. Опытный гримёр может до неузнаваемости изменить внешность актёра – может использовать накладные усы, бороды, брови, носы…; из молодого сделать старичка – нарисовать морщины, приклеить бороду… В театре постоянно пользуются гримом. Характер грима зависит от работы актёра над образом, замыслом режиссёра. Гримёр надевает артисту на голову парик. Разные парики, усы, бороды делают в постижёрном цехе мастера – постижёры.
Костюм помогает передать характер героя. В понятие театрального костюма входят все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы. Костюм для роли выбирается не по вкусу артиста. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля выполняет художник, тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра.
В театральном ателье можно найти много костюмов и обувь. В театре есть и обувная мастерская.
Художник нарисует костюм, портные подберут ткань. Можно даже выкрасить ткань – этим занимаются художники по росписи ткани.
Актёры делают всё, что скажет им режиссёр. Но каждый вносит в роль что – то своё. В театре все должны быть талантливыми.
Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматург, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафоры,
Много хороших актрис и актёров,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр.

Спектакль
Прежде чем купить билеты в театр, нужно выбрать спектакль, который мы хотим посмотреть. Нам поможет в этом знакомство с репертуаром театра. Репертуар – список, перечень спектаклей, идущих в театре в данном сезоне. Поможет нам и театральная афиша – яркое, красивое объявление. На ней написано название спектакля, например: «Бременские музыканты. Музыкальная комедия по сказкам братьев Гримм. Премьера». Слово «премьера» означает «первый» – спектакль совсем новый.
Вот надпись «Касса». Над ней табличка «Аншлаг» - все билеты на спектакль проданы. Это слово происходит от немецких слов «афиша», «объявление». Так называют специальное объявление у кассы о том, что все билеты на спектакль проданы. Слово «аншлаг» можно употреблять и для обозначения полного сбора – вместо того, чтобы говорить «зал был полон». Значит, спектакль хороший.
Театральный спектакль делится на части – действия, или как их ещё называют – акты. В разных спектаклях разное количество действий. Антракт – перерыв между действиями, актами. Это слово происходит от французских слов, означающих в переводе «между» и «действие». Первое значение термина – перерыв между актами или действиями спектакля, концерта или представления. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций. Но так же называется и небольшая музыкальная пьеса (музыкальный антракт). Она исполняется перед началом очередного действия в опере или спектакле с музыкой.
Пьеса делится на акты,
Между актами – антракты
.
Но вот звенит первый звонок, второй. Спектакль начинается после третьего звонка.

Чтобы помочь театральному делу, попытаться «остановить» яркие сценические мгновения создаются театральные музеи. В них хранятся и выставляются картины, скульптуры, рисунки, фотографии, посвящённые театру. Хранители и научные сотрудники театральных музеев собирают, берегут, изучают и показывают посетителям эскизы декораций и костюмов к спектаклям, сами костюмы великих актёров, предметы сценического быта, редкие фотографии, письма, документы, дневники и звуковые записи выдающихся мастеров сцены.
Используемые источники


Однако театр в детском саду – понятие более обширное и подразумевает также непосредственное участие детей в качестве актеров, сценаристов, режиссеров. Театр в детском саду пользуется у дошкольников большой любовью. Дети всегда с радостью включаются в игру: активно участвуют в спектакле, отвечают на вопросы кукольных персонажей, сопереживают им, подсказывают.




Театр в детском саду «растет» вместе с детьми. Знакомство с миром прекрасного начинается с первой младшей группы. Дети выступают в качестве зрителей, которым, впрочем, в конце представления разрешают познакомиться с персонажами, поиграть с ними, сложить их в коробку.


Во второй младшей группе дети становятся активными участниками сюжетов. Пальчиковый театр или кукольный театр – то, что будет понятно дошкольникам в этом возрасте. Сценарии, как правило, заимствуются из русских народных сказок, а дети-актеры учатся имитировать характерные движения сказочных лис, зайчиков, волков.


В средней группе театр в детском саду выходит на новый уровень. Детям предлагается повторить мимику и интонацию героев. Дети задействованы в качестве актеров и организуются представления для родителей. Надо сказать, что для неуверенных в себе детей театр в детском саду очень полезен. Они получают возможность выразить себя раскрыться, но при этом как бы «оставаясь в тени», за ширмой.




Актерская школа подходит к завершению в подготовительной группе, когда детям предлагаются сложные по своему сюжету мизансцены, герои с «проблематичными» характерами и сложные в управлении куклы, как тростевые или мягкие игрушки. На всем отрезке дошкольного пути важно не оставить ни одного ребенка не замеченным. Каждый должен иметь небольшую, но роль. Как правило, детям-молчунам предлагают бессловесные роли, а активным детям, которые хорошо говорят, дают выучить большие куски текста. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть эстетично оформленная театрально-игровая зона. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть эстетично оформленная театрально-игровая зона.







педагогический опыт воспитателя:

Терещенко Н.Н., с.Вад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Актуальность данной проблемы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Главной целью я ставлю развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, театр игрушек, теневой театр, варежковый театр и др.)
  2. Развивать речь детей с помощью кукольного театра, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
  3. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Ожидаемые результаты:

  • Обогатить словарный запас детей существительными, прилагательными, наречиями.
  • Повысить речевую активность детей.
  • Побудить к высказываниям в виде полных предложений, к сочинению сказок.
  • Развить элементы творчества, инициативы; с помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации народных сказок.
  • Воспитать у детей интерес и любовь к художественной литературе.

Использование нетрадиционных форм в театрализованной деятельности:

  • Нетрадиционная форма проведения занятия (содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами)
  • Использование яркого, нетрадиционного предметного оснащения занятия: набора мягких модулей в качестве декораций, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления, нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

По данной теме я работаю в течение трех лет. Свою работу я начала с того, что подобрала различные виды театров. Затем активно начала использовать театр на своих занятиях, ставить с детьми театральные представления. Ребята моей группы показали такие сказки как «Репка» , «Колобок» , «Сказка о петушке» , «Гуси-лебеди» , «Как зайцы дом строили» (приложение) .

Глава 1.Кукольный театр как вид искусства

1. 1. Кукольный театр в детском саду

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагоги гики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей.
  • формированием эстетического вкуса.
  • нравственным воспитанием
  • развитием коммуникативных качеств личности.
  • воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи.
  • создание положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру.

Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка.

Из педагогической практики видно, что дети больше всего любя играть с театральными куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с театральной куклой, ребенок от лица героя, рассказывает о своих мыслях, чувствах, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Играя с куклами, взаимодействуя с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками и став взрослыми, они смогут вести себя по-разному, и в зависимости от ситуации, проявлять настойчивость.

Современные дети, не достаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. Народные гуляния, веселья занимали в жизни русского народа весьма заметное место. В ярмарочных гуляниях зарождались основы будущего профессионального театра. Изучение истории русской культуры и участие в представлениях поможет детям лучше понять традиции своего народа.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада «Ромашка» .

Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?

  • Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
  • Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
  • Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.
  • Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.
  • Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: театр картинок, театр би-ба-бо.

К концу года дети первой младшей группы, накопив определенный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр-это театр кукол на столе.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, куклами марионетками.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой» .

1. 2.Виды кукольных театров

В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра:

  • театр картинок
  • театр на фланелеграфе
  • настольный театр
  • театр коробочек, шариков, цилиндров.
  • театр пальчиков
  • театр рукавичек
  • театр игрушек
  • театр Би-ба-бо
  • теневой театр

Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр - он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф - показывают на специальной доске (покрытой фланелью) , настольный театр - на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона. Цель таких театров - внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие (приложение) .

Театр игрушек - все объемное. Игрушки используются обычные детские, купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Чтобы показать, что игрушка идет, передвигаем её медленно вперед, если бежит - быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её (приложение) . Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.

Театр коробочек, шариков, цилиндров - дети делают сами из готовых материалов: коробочки и шарики. Остается только нарисовать или приклеить - глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. И то, что необходимо для маленькой сказки. Много интересного предложат сами дети во время работы (приложение) . Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их, тем, что сделано своими руками.

Театр пальчиков - маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей (приложение) . Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать жестикуляцию.

Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями (приложение) . Цель: формировать умение вождения куклами, самостоятельно придумывать движения для создания образа, развивать мелкую моторику рук.

Театр Би-ба-бо - кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы с право и с лева - это руки (приложение) . Цель: закреплять навыки управления куклами с «живой рукой» , обогащать словарь детей, вырабатывать чёткую и правильную дикцию.

Теневой театр-это силуэты сюжетов и кукол, вырезанные из картона и покрытые черной тушью (приложение) . Цель: развивать фантазию детей, учить коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявляя свою индивидуальностью.

Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами. Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.

1. 3. Театрализованные игры

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. По мере развития самостоятельности у детей проявляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизируют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Глава 2. Театральная деятельность как процесс взаимодействия, общения и обучения

2. 1.Театрализованная деятельность как приоритетное направление моей педагогической деятельности

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Работая в детском саду «Ромашка» , одним из приоритетных направлений я выбрала театральную деятельность.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров. Для этой цели я использую артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная деятельность стоит в этом ряду «на особинку». Это тот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Каждый ребёнок по своей природе волшебник. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Совместная задача детского сада и родителей помочь не растерять творческие способности у кого они появляются, а так же развить, у кого они спят.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий :

  • Первое условие – обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
  • Второе условие – содержательное общение педагога и детей.
  • Третье условие – это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие – либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Шагающий театр

Теневой театр