Совместные мероприятия библиотеки и ее социальных партнеров. Школа – библиотека: активные формы взаимодействия

Сохранение исторического и культурного наследия Магнитогорска и его использование для воспитания, образования граждан и формирования гармонично развитой личности.

Задачи

  1. Способствовать развитию библиотеки как социокультурного центра городского сообщества.
  2. Стимулировать взаимодействие библиотеки с учреждениями культуры региона (театрами, музеями, творческими объединениями) в целях социализации личности в обществе.
  3. Содействовать развитию культурной среды в Магнитогорске, созданию нового актуального культурного, информационного и образовательного пространства.
  4. Использовать актуальные формы и методы культурологической коммуникации и современные информационные технологии (визуальная культура в работе библиотеки).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Основные мероприятия

I этап. Создание координационной группы. Создание планов и сценариев по осуществлению проектов совместно с учреждениями культуры, образования и общественными организациями г. Магнитогорска.

II этап. Оснащение оборудованием.

III этап. Создание видеороликов, фильмов краеведческой и социальной направленности:

  • разработка концепций, сценариев, раскадровок и прочие досъёмочные работы;
  • съёмки интервью и передач в студийном и прочих помещениях библиотеки;
  • выездные съёмки;
  • монтаж, озвучка, сведение, рендеринг, при необходимости субтитрирование, титрирование и аннотирование (описание), каталогизация видеоархива.

IV этап. Размещение, презентация проектов на городском, региональном и федеральном уровнях:

  • премьерные показы фильмов с обсуждениями, презентации с участием творческой интеллигенции, студенчества и администрации города;
  • участие фильмов и роликов в конкурсах и кинофестивалях регионального и федерального уровней.

Проект «Центр визуальной культуры» является мегапроектом и предполагает воплощения целого ряда арт-проектов краеведческой направленности, пилотные этапы которых уже реализованы.

На данном этапе их 7 самостоятельных проектов:

  1. Проект социальной рекламы «Просто так», поднимающий нравственные, духовные ценности с участием медийных лиц и творческих коллективов города. Темы поднимаются самые разные, неизменно одно – присутствие вечных человеческих ценностей. Уже снято 8 роликов социальной рекламы, которые доступны в интернете и имеют высокий рейтинг просмотров интетрнет-пользователей.
  2. Проект «Кино и книга» - один из самых библиотечных проектов Центра визуальной культуры. В его рамках создаются киноотзывы на произведения классиков и творения местных литераторов. В качестве актеров также выступают как профи, так и любители, а главным героем и «гвоздём» сюжета выступает книга.
  3. Проект «Видеостихия» - проект, держащийся на крепких литературных нитях. Одна из самых первых идей визуальной библиотеки связана с актуальным сегодня форматом видеопоэзии. Главной особенностью «Видеостихии» является исходный материал – клипы снимаются на стихи известных, в том числе и ныне живущих магнитогорских поэтов. Представленные в Интернете раннее созданные видеоклипы уже нашли своих почитателей не только на территории России, но и среди пользователей Израиля, Китая, Финляндии, Испании, США. В дальнейшем развитием этого проекта будет всемирный интернет-конкурс современной поэзии.
  4. Интегрированный проект «Кино. Книга. Театр» по созданию киноверсий спектаклей магнитогорских театров, которые снимаются с показа и только в стенах библиотеки становятся доступными для просмотра и обсуждения.
  5. Историко-культурный проект «Магнитогорск в кадре». В рамках этого проекта библиотека формирует киноархив, включающий документальные и художественные фильмы, кинохроники о Магнитогорске и его жителях, снятые в разные годы и представляющие бесценный исторический и культурный пласт города. Видеоматериалы составят своеобразный библиотечный фонд, доступный любому пользователю библиотеки, что откроет для магнитогорцев новые возможности для знакомства с любимым городом.
  6. Социально-художественный проект «Палеонастоящее» - это создание художественных и документальных фильмов об истории и сегодняшнем дне Магнитогорска. В его рамках сняты уже хорошо известные магнитогорцам фильмы «Вариации на тему пустоты, или Дело № 4917» (о Борисе Ручьёве) и «Гидра» (о становлении уральского казачества), поднимающие глубины исторического краеведения и восстанавливающие связь времён.
  7. КиноШкола «Кино как поэзия – Кино как проза» - один из последних проектов, это форма практического освоения базовых профессиональных знаний, умений и навыков кино- и видеопроизводства. Цель проекта – визуальными средствами повысить эффективность продвижения литературы в молодёжной среде.

Уникальность мультипроекта Центра визуальной культуры заключается в его динамичности, организации новых краеведческих проектов, создании единого визуально-информационного краеведческого пространства города, объединяющего все учреждения культуры, искусства, образования, СМИ.

Он призван стать современным библиотечным мультицентром, который будет ещё одним брендом города, подтверждая славу промышленного Магнитогорска как социально ориентированного города высокой культуры и исторической памяти.

В рамках проекта на базе Объединения городских библиотек организован Международный интернет-фестиваль видеопоэзии «Видеостихия» с целью популяризации современной национальной и региональной поэзии с использованием визуальных средств.

Период реализации: 01.09.2017 – 01.09.2018 гг.

Итог (ожидаемый итог)

Реализация проекта будет способствовать:

  • приобщению населения города, в том числе молодёжи, к чтению с целью повышения интеллектуального и культурного уровня;
  • воспитанию у подрастающего поколения любви к Родине, своему краю и формированию активной жизненной позиции и патриотического сознания;
  • формированию единого культурного пространства города Магнитогорска;
  • повышению туристической привлекательности Магнитогорска как культурного центра Южного Урала.

В 2017 году Центр визуальной культуры получил грант Главы города «Вдохновение» как победитель конкурса проектов в сфере культуры и искусства города Магнитогорска в сумме 1 095 919,00 рублей (один миллион девяносто пять тысяч девятьсот девятнадцать рублей).

Вложенные файлы

  • 1 Международный интернет-фестиваль видеопоэзии, приложение.docx

Социальное партнерство в деятельности муниципальных библиотек региона за последние годы стало одним из важных направлений. Оно объединило всех, кто неравнодушен к книге, кого волнует судьба библиотек, тех, кто искренне хочет помочь библиотеке в ее повседневных делах и развитии. Это сотрудничество помогает улучшить библиотечное обслуживание, сделать ярче и качественнее библиотечные мероприятия, удовлетворяет потребность пользователей в получении необходимой информации и услуг. Практически ни одно мероприятие в библиотеке, пожалуй, не обходится силами только самих библиотекарей, всегда рядом – надежные партнеры, помощники-волонтеры, спонсоры и меценаты, читатели. Среди единомышленников библиотек сегодня можно назвать и местные власти, и представителей организаций, учреждений, бизнес-сообщества, средств массовой информации, и, конечно, читателей.

Примером успешного сотрудничества могут служить многие библиотечные мероприятия и акции, проведенные в 2012 году.


Одним из примеров положительного сотрудничества ЦБС г. Пскова в 2012 году стало проведение Интернет-круглого стола «Становление государственности на Северо-Западе Руси» (Псков – Великий Новгород – Изборск). Партнерами историко-краеведческой библиотеки им. И.И. Василёва г. Пскова выступили Псковский Государственный университет, Псковский музей-заповедник, Новгородский музей-заповедник.

Главным социальным партнером библиотек в муниципальных образованиях региона являются местные власти, которые оказывают поддержку в реализации социально значимых библиотечных проектов и акций. Органы местного самоуправления не менее заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации.

Органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности библиотек, принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают как в инновационных начинаниях, так и в повседневной работе. Так, администрации сельских поселений Пустошкинского района откликнулись на ходатайства директора районной библиотеки и оказали материальную помощь библиотекам в проведении подписной компании на 2012-2013 гг. Администрация Алольской волости финансово поддерживает деятельность сельских библиотечных учреждений. Пустошкинский хлебокомбинат оказывает материальную поддержку библиотеке, а библиотека открыла на предприятии книгопередвижку.


Библиотеки, в свою очередь, осуществляют информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления. Во многих сельских библиотеках проходят приемы депутатов, совещания глав Администраций районов и другие мероприятия. Например, при Плюсской ЦРБ работают: «Уголок самоуправления при библиотеке», «Консультативный пункт для населения района по вопросам ТСЖ», «Консультативный пункт для населения района по вопросам гражданской обороны». Оформлены постоянно действующие выставки «ЖКХ: вопросы и ответы», «Местная власть: обозрение официальных документов», которые обновляются обязательными экземплярами документов, подготовленных органами местного самоуправления. На базе учебно-консультативного пункта библиотеки в мае 2012 года был проведен обучающий семинар «Учеба по противопожарной безопасности» для руководителей организаций и учреждений культуры совместно с отделом ГО и ЧС. Большая совместная работа была проведена библиотеками ко Дню поселка по подготовке торжественных мероприятий, посвященных Дню освобождения Плюссы, 85-летию образования Плюсского района.

На круглом столе «Новоржевская культура: история и современность» в центральной районной библиотеке работники администрации и библиотечные специалисты совместно обсудили вопросы состояния культуры в районе. Оценку деятельности учреждений в целом дала начальник отдела по культуре, молодёжной политике и спорту Администрации района Е.Е. Степанова. Директор МУК «Новоржевская ЦРБ» Л.Е. Яковлева познакомила с историей развития библиотечного дела. О творческом пути ансамбля «Новоржевские скобари» рассказал его участник М.И. Голубков. Опытом удачного сотрудничества с клубами поделились библиотекари Макаровского и Жадрицкого сельских филиалов. Об авторских выставках народных мастеров в библиотеке рассказала библиотечный работник Вехнянского сельского филиала. Взаимное социальное партнёрство способствует организации культурного досуга населения, нужно укреплять связи – к такому выводу пришли участники круглого стола.

Примером положительного сотрудничества в Новоржевском районе может служить праздничная программа ко Дню семьи, любви и верности, подготовленная совместно при участии Жадрицкого сельского филиала - библиотеки, сельского клуба, администрации сельского поселения «Жадрицы», Центра социального обслуживания населения района. Праздник получился торжественным и добрым, благодаря совместным усилиям.

На селе библиотекари активно работают с органами местного самоуправления, помогают проводить сходы граждан, оповещают население о мерах противопожарной безопасности, поздравляют на дому ветеранов с праздниками, помогают им собрать различные справки, участвуют в организации и проведении Дней волостей. Представители органов местного самоуправления - частые гости на мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, в т.ч. и библиотеками, а библиотекари для них самые надёжные помощники

В Невельском районе в 2012 году налажены партнёрские отношения с руководителями семейного эколагеря (г. Москва), который расположен в живописном месте в д. Фенёво на территории Невельского района. Их концепция — активный и познавательный отдых. Примером сотрудничества является проведение мастер-классов, обучающих семинаров на базе сельских библиотек Невельской ЦРБ. В 2012 году такое мероприятие было проведено на базе Трехалёвской сельской библиотеки. Деловое партнёрство, взаимодействие лучше раскрывает возможности библиотек, помогает донести информацию до пользователей в более яркой, зрелищной форме.

Библиотеки и местные администрации реализуют совместные целевые программы и краеведческие издательские проекты. Сотрудники ЦРБ Великолукского района совместно с районной Администрациейпринимали активное участие в подготовке к изданию книги «Исторические вехи земли Великолукской» (к 85-летию Великолукского района). Специалисты ЦРБ подготовили и провели презентацию книги, а в дар от администрации библиотека получила 40 экз. книг. В Стругокрасненском районе спонсором издания литературно-краеведческого альманаха «Наш край» уже много лет является Администрация Струго-Красненского района; администрация городского поселения Струги Красные, администрация сельского поселения «Марьинская волость» оказали финансовую поддержку и при издании книги «Нам есть что помнить, кем гордиться».

Многие муниципальные библиотеки наладили прочные партнерские отношения с местными отделениями творческих союзов, политических партий и общественными организациями. В 2012 году получили дальнейшее развитие партнерские отношения Центральной городской библиотеки ЦБС г. Пскова с Псковским отделением общероссийской общественной организации - Общество «Знание», Псковскими региональными отделениями творческих союзов: Союз краеведов России, Союз писателей России, Союз композиторов России. Получили развитие связи с Псковским землячеством в Москве. Также среди партнеров: общественное движение «ПсковАРТ»,общественная организация «Зоозащита», Союз фотографов и видеографов Псковской области, Псков Аниме Клуб и другие. В 2012 году ЦБС г. Пскова были осуществлены совместные креативные проекты с молодыми фотографами портала «Лица Пскова».

Постоянные социальные партнеры библиотек г. Великие Луки – комитеты и управления Администрации города, библиотеки других ведомств, практически все учреждения культуры: Великолукский драматический театр, Детские музыкальные школы и школа искусств, Дом культуры, краеведческий музей и краеведческое общество, отделение партии «Единая Россия», общественный совет по вопросам историко-культурного наследия, совет ветеранов, общество инвалидов, СМИ и другие. Все городские акции и праздники проводятся в содружестве с социальными партнерами. Так, в программе «Милый сердцу уголок» в День города с библиотеками вместе принимали участие школы, учреждения культуры, общественные организации и др.

В Гдовском районе с о всеми учреждениями, общественными и профессиональными организациями города и района налажены хорошие партнерские отношения. В прошедшем году появились новые партнеры: Дом-интернат для престарелых и инвалидов. В планах сотрудничества - проведение совместных мероприятий, предоставление информационных ресурсов библиотеки, профессиональное информирование сотрудников интерната, а для жителей Дома-интерната библиотекари уже при первой встрече подарили комплект книг. Продолжается сотрудничество библиотек с районными отделениями молодой общественной организацией «Союз женщин России». Так, гдовские библиотеки получили поддержку в акции «Расти с книгой, малыш!», им выделили средства на приобретение книг для новорожденных малышей и их родителей. Также поддержали районный проект литературно-юношеских чтений «Молодежь читают классику». Юношам, участвующим в чтениях, подарили флэш-карты, девочкам - книги. В планах совместной работы создание «телефона доверия», проведение акции «Волна памяти» о роли гдовских женщин в годы войны, правовое просвещение, организация юридических консультаций и другие мероприятия.


В Дновском районе по инициативе регионального отделения партии «Справедливая Россия», общероссийского общественного движения «Социал-демократический союз молодёжи России» в Псковской области, учреждений культуры и центральной районной библиотеки прошла акция по сбору книг в районные библиотеки Дновского, Дедовичского и Порховского районов. В период проведения выборов библиотеки сотрудничают с территориальными избирательными комиссиями, помогают готовить информацию для избирателей.

Библиотеки региона в целях решения общих задач стараются выстраивать взаимовыгодные отношения с организациями, учреждениями и частными лицами.

Библиотеки МАУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова привлекают к сотрудничеству при проведении мероприятий по программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального образования «Город Псков» на 2011-2014 годы» специалистов-профессионалов: сотрудников Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Псковской области, прокуратуры, наркологического диспансера. В проведении мероприятий патриотического характера традиционно принимают активное участие военнослужащие 76 дивизии и спецназа, воспитанники Центра внешкольной работы «Патриот». В 2012 году продолжилось сотрудничество библиотек г. Пскова с «Псковским городским молодежным центром». Среди партнеров – «Образовательный центр социальной адаптации», ООО «Юридический департамент», Государственный архив Псковской области, «Археологический центр», Псковский музей – заповедник.

В Великих Луках постоянными добрыми партнерами библиотеки являются: школы и лицеи, училища, техникумы, вузы. Более 16 лет продолжается сотрудничество с «Центром социального обслуживания г. Великие Луки». В течение года проведено более 30 мероприятий. Учащиеся имеют возможность прикоснуться к творчеству многих поэтов, писателей, музыкантов. Партнерские связи с творческими коллективами Детской художественной школы и Детской школы искусств позволяют регулярно организовывать в библиотеке выставки работ учащихся художественной школы, праздники, тематические вечера. Спонсором библиотеки-филиала № 2 является депутат Великолукской городской Думы, генеральный директор ООО «Статус Пресс» Корнев А.Ю., благодаря которому библиотека получает более 30 наименований периодических изданий, что очень помогает в библиотечной работе. Сотрудничество библиотеки и прихода храма Вознесения Христова г. Великие Луки Псковской епархии РПЦ способствует приобщению к познанию русской истории, истории русской православной церкви и формированию духовно богатой личности. В читальном зале библиотеки работает Воскресная школа.


Библиотеки Бежаницкого района работают совместно с приютами: в Кудевери - с детским приютом, в Чихачево - с домом-интернатом для престарелых и инвалидов. Хорошие партнерские отношения сложились с районным Советом ветеранов войны и труда, с руководителями первичных ветеранских организаций на местах. В 2012 году ра сширился перечень социальных партнеров Куньинской ЦРБ: налажено сотрудничество с Куньинским отделением Союза пенсионеров России и общественно-политической организацией «Дети войны». Успешно развиваются партнерские отношения и деловое сотрудничество с Центром занятости населения. Во время летних каникул в районной библиотеке было создано одиннадцать временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан, в т.ч. в Жижицкой и Ущицкой сельских библиотеках, подростки оказали существенную помощь библиотекам в их работе.

Библиотеки Локнянской ЦРБ в 2012 году наиболее тесно сотрудничали с Советом ветеранов. Активно работали клубы для пожилых людей, проводились библиотечные посиделки, праздники, вечера. Было проведено много интересных мероприятий. Например, Локнянская ЦРБ принимала участие в празднике улицы Кушнаренко, оформляла плакаты на «Ветеранское подворье 2012». В рамках сотрудничества с Управлением Пенсионного фонда в Локнянском районе для сотрудников этой организации организован пункт выдачи литературы, а его специалисты в течение года оказывали помощь в проведении мероприятий для ветеранов, в работе клуба «Общение». Совместно с обществом слепых был организован и проведен семинар по теме: «Место и роль библиотеки в жизни людей с ограниченными возможностями». Огромная методическая помощь была оказана Локнянской ЦРБ Псковской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, которая предоставила сценарий вечера и методические рекомендации по работе с этой группой пользователей библиотек.

Давний и надежный партнер всех библиотек Палкинского района Совет ветеранов войны и труда и его председатель Б.Т. Ильин, совместно с которым в библиотеках района проводятся встречи с псковскими писателями, проходят презентации книг Б.Т.Ильина, организуются мероприятия по патриотическому воспитанию. Администрации сельских поселений выступают партнерами библиотек при проведении мероприятий, посвященных Дню пожилого человека, Дню Победы, при праздновании Дней Деревень.

Сотрудничество с Государственным Управлением социального обслуживания населения Палкинского района позволило районной библиотеке наладить тесный контакт с клубом «Выходного дня», который работает при этой организации. Сотрудничество с клубом взаимовыгодно: у районной библиотеки появилась возможность расширить круг своих пользователей, привлечь к чтению 23 новых читателя, появилась и возможность проводить массовые мероприятия различной направленности. Налажено в районе сотрудничество детской библиотеки с Центром социального обслуживания, что позволило расширить круг обслуживаемых детей-инвалидов.

В Порховском районе с участием сотрудников УФМС России по Псковской области проведено мероприятие «Культура русского языка», способствующее адаптации иностранных граждан на территории России. Совместно с Пенсионным фондомдля членов клуба «Вечерние встречи» организована встреча с начальником отдела назначения и выплаты пенсий и проведен «Правовой ликбез». Частыми гостями стали в Опочецкой районной библиотеке представители Псковского областного центра «Призма», Союза пенсионеров России, Псковского Управления наркоконтроля в качестве консультантов при проведении Дней специалиста. Администрация городского поселения «Опочка», местное отделение партии «Единая Россия» и библиотека стали организаторами конкурса на лучший приусадебный участок ко Дню пожилого человека.

Круг друзей и партнеров Пушкиногорской центральной районной библиотеки насчитывает более 17 организаций, учреждений посёлка. Возрождению ценности чтения, повышению интереса к книге и литературе, развитию литературного творчества детей и юношества помогают: Союз писателей России и Союз художников России, много добрых интересных дел связывают библиотеки района с Детской школой искусств имени С. С. Гейченко, средней школой имени А.С. Пушкина, санаторной школой-интернатом, Зарецкой средней школой. Заочные экскурсии по Святым местам, часы православной беседы, диалоги - это те мероприятия, которые проходили в стенах библиотеки с представителями православной Казанской церкви и Святогорского монастыря.

У библиотек Печорской ЦБС сложились прочные партнерские отношения с Псково – Печерским монастырем, при поддержке монастыря ведется комплектование библиотек православной литературой. В ЦРБ работает Духовная школа, которой руководит игумен Хрисанф. На базе библиотеки проводятся заседания двух секций в рамках Корнилиевских чтений. Игумен Марк курирует работу клуба «Ветеран». Музыкальные коллективы монастыря (детско-юношеский хор, ансамбль «Гармония»), члены театральной студии православного детского движения «Вестники» неоднократно выступали в библиотеке.

Налажено стабильное партнерство библиотек с учреждениями образования, культуры, высшими учебными заведениями , в том числе с Псковским государственным университетом, Российской международной академией туризма, Государственным университетом сервиса и экономики и др. Результатом тесных взаимоотношений стало увеличение числа участников городских олимпиад, конференций, чтений. В практике совместной работы: проведение профессиональных мероприятий, семинаров, Дней информации, организация выездных читальных залов.

На протяжении 10 лет Великолукская ЦРБ им. И.А.Васильева является площадкой для проведения семинаров, методических объединений и повышения уровня профессиональных знаний педагогов. В рамках программы «Новые технологии - новые пути взаимодействия» проведены три семинара для школьных библиотекарей. Сельские библиотеки Великолукского района (Борковская, Пореченская, Купуйская библиотеки) расширяют содержание своей деятельности, сочетая задачи информационного учреждения с функциями музея, выставочного зала. Так, Пореченская сельская модельная библиотека является выставочным залом для мастеров прикладного творчества. Великолукская ЦРБ совместно с Информационно-культурным центром, Борковским музеем имени писателя И.А. Васильева ежегодно проводит Праздник фронтовой поэзии «А музы не молчат».

Многие библиотечные мероприятия проводятся МУК «Усвятский районный центр культуры» в сотрудничестве с отделом по работе с молодёжью. Преподаватели Дома детского творчества тесно сотрудничают с детским отделением в проведении детских праздников, утренников. Из года в год крепнет связь со школами района.

В числе постоянных партнеров библиотек Новосокольнического района более 25 учреждений, предприятий и общественных организаций. В качестве основного партнера в своей работе они считают Псковскую областную универсальную научную библиотеку. Сайт ПОУНБ стал ежедневным помощником в повседневной работе библиотек района. Благодаря поддержке методистов областной библиотеки, теперь есть возможность размещать информацию о жизни библиотек района на библиотечном портале и быть в курсе дел своих коллег и соседей. В этой работе помогает и Зональная школа качества.

В 2012 году более тесными и взаимовыгодными стали партнерские отношения Новосокольнической ЦРБ с Управлением сельского хозяйства. Помимо информирования, участия в работе клуба цветоводов на базе библиотеки было организовано обучение специалистов сельского хозяйства района преподавателями ВГСХА. Хорошие партнерские отношения сложились с районным отделением Пенсионного фонда. По просьбе руководства была открыта передвижка для специалистов, оказана помощь в организации массовых мероприятий и выставок народного творчества, предоставление транспорта.

Библиотеки Псковской области поддерживают связь с региональными и местными средствами массовой информации, издательствами, которые помогают всесторонне освещать события библиотечной жизни региона.

Говоря о популяризации книги и чтения, библиотечные специалисты региона отмечают и такой нюанс сотрудничества с региональными СМИ: необходимо начать говорить не только о статусе чтения, а и о статусе чтения хороших книг, которые развивают духовный мир человека, и в этом помочь могут и СМИ.

Информационную поддержку библиотекам региона оказывают информационные Интернет-агентства : Псковское агентство информации, Псковская лента новостей, Центр деловой информации, Pskovlive .ru и др. «Библиотечный портал Псковской области» (portal . pskovlib . ru ) дает возможность муниципальным библиотекам рассказать о своей деятельности в виртуальном пространстве. В правовом просвещении информационными партнерами в работе муниципальных библиотек являются «Спецсвязь ФСО России», «Гарант», «Консультант Плюс», которые безвозмездно регулярно предоставляют пополняемый пакет справочной правовой информации.

Таких примеров совместного плодотворного сотрудничества можно привести много. И библиотеки благодарны всем, кто им помогает – и добрым словом и делом.


В Псковской областной универсальной научной библиотеке разработан новый проект – создание Альтернативного клуба социально-ответственных псковичей «Идеальное партнёрство» . Новый проект подготовлен сотрудниками отдела социокультурного развития и направлен на развитие сотрудничества между бизнес-сообществом, волонтерами и партнёрами библиотеки. При участии волонтеров впервые состоялись такие мероприятия, как ежегодная акция «День вспоминания любимых книжек» , Неконференция «Преодоление. Хочу жить!» , турнир по интеллектуальным играм в рамках фестиваля интеллектуальной литературы «2012 год: Литература без вымысла» . Областная библиотека предлагает всем желающим присоединяться к проекту на интернет-странице клуба (http://klubpskov.blogspot.ru/) . В основе «Идеального партнёрства» лежит теория, что рано или поздно человечество придёт к тому, что будет строить свою жизнь не только вокруг благ материальных, но и благ социальных. Участники клуба - наши современники, которые уже сегодня занимаются вопросами социального взаимодействия, социальными инвестициями. Познакомиться с участниками клуба или вступить в него можно на специально созданной виртуальной площадке - блоге «Идеальное партнёрство» (http://klubpskov.blogspot.ru ) . В числе своих партнеров, спонсоров, меценатов, библиотеки региона всегда будут рады видеть компании из разных сфер бизнеса, волонтеров, творческих и неравнодушных псковичей.

В настоящее время библиотечное сообщество Псковского региона ставит своей задачей дальнейшее развитие партнерских отношений библиотек с различными учреждениями и организациями, общественными объединениями по реализации социально значимых акций, библиотечных программ и инновационных проектов.


Подготовила: Левченко Алла Леонидовна , заведующая сектором отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ.

Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

Отдел библиотечных инноваций:

Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

Организует общебиблиотечные публичные акции;

Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

Нашими партнёрами уже стали:

Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

Вологодское отделение Российского детского фонда.

ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

Департамент образования Вологодской области.

Вологодский институт развития образования.

Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

Задачи Службы:

Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

Содействие правовому образованию учащихся.

Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

Районный заочный;

Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

Областной (финал).

Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

Литературного краеведения,

Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

Задачи акции:

Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Остановись у преступной черты!

На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

Популяризация здорового образа жизни;

Профилактика употребления психоактивных веществ;

Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Конкурс проводился по двум номинациям:

«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

1 Инфекции, передающиеся половым путём.



Возрождение местного самоуправления как важнейшего института общинного самоуправления - одна из актуальных проблем современной России. Важность развития местного самоуправления определяется многими обстоятельствами. Прежде всего, оно может и должно способствовать постепенному "врастанию" России в демократический политический режим, инициируя его "снизу". Оно призвано помочь гражданам осознать, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. Важно и то, что абстрактное право на свободу реализуется в том числе и в конкретном праве на осуществление местного самоуправления. Как писал А. Де Токвиль, "общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки: они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой".

Реформа местного самоуправления в Ставропольском крае имеет свои особенности, оно закреплено у нас на уровне села, поселка, районные же администрации - это государственная вертикаль. В России всего 5 субъектов Федерации имеют подобную структуру, и требуется время для выработки единых подходов к практической реализации местного самоуправления.

В Андроповском районе сейчас остро встал вопрос о закреплении местного самоуправления на уровне районной администрации. Население, в силу отсутствия компетентности, относится к этой проблеме настороженно. Органы власти находятся в выжидательном состоянии. Местные средства массовой информации предпринимают слабые попытки по разъяснению назревшей ситуации.

Библиотеки во все времена являлись проводниками культуры общества и политики государства, чутко реагировали на изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни региона. Никто не может отрицать, что в данный момент библиотека стала наиболее необходимой частью инфраструктуры муниципального образования, прежде всего ее информационной. Как показывает опыт, муниципальная библиотека стала "видимой" для местной власти и рассматривается как наиболее удобный канал информирования. Вопрос создания системы информирования о деятельности муниципальных органов власти наиболее важен сегодня для небольших муниципальных образований, что имеет объективные причины. В крупных городах существуют иные источники муниципальной информации, в частности информационные центры при местных администрациях с общественными приемными. В небольших же городах и сельской местности библиотеки действительно единственные общедоступные учреждения, которые способны работать с информацией.

Цель местного самоуправления - содействие построению гражданского общества, его информационной открытости. Гражданское общество зиждется на праве каждого гражданина иметь свободный взгляд на политику государства. Людям просто нужно знать о делах своих избранников. Им необходимо понять, что местное самоуправление - это их собственная деятельность по собственному жизнеустройству под свою ответственность.

Активизация работы Андроповской ЦБС по сбору, хранению и предоставлению в пользование информации по местному самоуправлению началась с публикации Письма из администрации Президента РФ и Правительства России, направленного главам субъектов РФ (№А4 - 10002 Пк от 23.09.97 г.). Наряду с федеральными и региональными законами, указами, постановлениями, нормативными актами, различными публикациями, касающимися вопросов местного самоуправления, в фонды библиотек рекомендовалось включать уставы муниципальных образований, постановления, решения, распоряжения властных структур региона, чего ранее не делалось. До этого времени библиотеки ЦБС вели работу по краеведению, где был сформирован фонд, содержащий материал о жизни местного сообщества, о деятельности органов управления; накоплен положительный опыт в этом аспекте работы.

В последние годы библиотекари наблюдали увеличение числа читателей в библиотеках, указывающее на наличие возросших информационных потребностей у населения, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В сентябре 1998 года главой районной государственной администрации Андроповского района было подписано Постановление "Об организации в библиотеках Андроповской ЦБС сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления".

Специалистами ЦБС был подготовлен проект программы поддержки местного самоуправления "Библиотека - информационный центр муниципального сообщества", основными целями которой заявлены:

  • обеспечить доступ пользователей к источникам и средствам информации, собранным в библиотеках района;
  • создать наиболее благоприятные и комфортные условия пользования библиотечными услугами всем желающим;
  • предоставить возможность доступа к ресурсам других библиотек и информационных организаций через каналы современной связи.

Для достижения поставленных целей определенны следующие задачи:

  • создать фонд опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления, организованна их систематизация и хранение;
  • организовать информационно-консультативный пункт по проблемам местного самоуправления на базе ЦРБ, в котором будет сосредоточена библиографическая информация по основному направлению работы, позволяющая вести целенаправленное информирование руководителей и служащих органов и служб местного самоуправления, жителей муниципальных образований;
  • внедрить современные технологии, позволяющие увеличить поток информации в библиотеке и улучшить методы доставки информации пользователям.

В 1999 году этот проект получил гранд МОНФ и Минкультуры, за счет которого приобретено компьютерное оборудование, а также положено начало автоматизации ЦБС.

Так как Центральная районная библиотека располагает наиболее полным справочно - библиографическим аппаратом, краеведческими каталогами, отражающими документы по Ставропольскому краю, Андроповскому району, а также в течение многих лет хранит в своих фондах основные краевые и районные периодические издания, в ее структуре был выделен отдел "Информации и современных технологий", призванный работать с органами власти и населением в этом направлении.

В октябре 2001 года Главой Андроповской райгосадминистрации подписано Распоряжение об открытии Центра правовой информации (ЦПИ) на базе отдела информации и современных технологий Андроповской ЦБС.

С целью обоснования выбора приоритетов в работе по содействию становления местного самоуправления, были изучены информационные потребности населения и муниципальных служащих. Данные исследования выявили тематику запросов: это законодательная, социологическая, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах, сельскохозяйственная, экономическая информация. Были определены коллективные и индивидуальные потребители информации, сведения о них занесены в картотеку информационного обеспечения. По данным предыдущего мини - исследования "Компьютерная грамотность сельского жителя" (2000 год), было установлено, что подготовленных пользователей для работы с информационными ресурсами и технологиями имеется очень незначительный процент, что затрудняло оперативную доставку информации. В данный момент число людей, пользующихся компьютерными средствами, значительно возросло, в том числе многие организации и предприятия имеют выход в Интернет и свой почтовый адрес.

ЦПИ аккумулирует информацию трех уровней: федеральную, субъекта Федерации, муниципальную. И осуществляет информирование на базе таких информационных ресурсов как:

  1. Глобальная сеть Интернет.
  2. Сервер ФАПСИ. Наша ЦБС не является единственной, имеющей возможность пользоваться БД ФАПСИ. Несколько библиотек края также имеют почтовые ящики на сервере агентства, что позволяет нам получить доступ к их БД.
  3. ИПС "Консультант Плюс", "Гарант", "Ваше право".
  4. Электронные версии журналов "Энциклопедия российского права", "Законодательство и экономика".
  5. Фонд печатных официальных изданий.
  6. Фонд изданий по краеведению.
  7. Фонд первоисточников формируется на основе краевой и районной газет, а также документов и материалов, которые передаются из отделов районной и сельских администраций. Из общего отдела получаем нормативные акты районной администрации. Документы из управления по экономике дают возможность знакомить население с социально-экономическим положением района. Служба занятости предоставляет информацию о состоянии рынка труда, возможностях обучения и подготовки кадров. Издательская продукция органов местного самоуправления, а также материалы, издаваемые муниципальными учреждениями, общественными организациями (союзами, общинами и т. д.).
  8. Вторичные информационные ресурсы, т.е. совокупность источников библиотечно - библиографической и фактографической информации. В системном каталоге выделена рубрика "Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Краеведческая картотека статей также имеет рубрики, "Местное самоуправление в Ставропольском крае", "Социальная защита", "Инвалид. Закон. Общество", "Закон", "Консультирует юрист", "Выборы в органы местного самоуправления" и т.д. Сформирована картотека официальных материалов "Документы по местному самоуправлению", картотека "В помощь бизнесмену", содержащая сведения о фирмах.

Со временем фонд первоисточников по местному самоуправлению перейдет в архивную часть краеведения.

Основными направлениями информирования населения об организации местного самоуправления и деятельности ее органов являются:

  • Постановления и решения районной и сельских администраций;
  • Социально-экономическое развитие Андроповского района;
  • Бюджет района;
  • Развитие производства;
  • Развитие непроизводственной сфер, в том числе связь, бытовое обслуживание;
  • Охрана окружающей среды;
  • Статистика и т.д.

Сотрудники центра систематически отслеживают новые информационные направления и темы в СМИ. Фиксируются наиболее актуальные запросы, проводится анализ и прогнозируются перспективные направления, проводится корректировка СБА, вводятся соответствующие рубрики.

Система информирования населения предполагает организацию и формирование двух информационных потоков. Нисходящий поток информации - это информирование субъекта местного самоуправления - населения.

Наша библиотека давно осознала себя социальным институтом и центром социальной защиты населения. Жители района обращаются за помощью в библиотеки по вопросам пенсионного обеспечения, социальной защиты, правам и льготам. Центр правовой информации не только собирает и систематизирует документы, касающиеся организации и деятельности местного самоуправления, но и разъясняет необходимость развития этого нового направления. Как правило, граждане не осознают того, что именно они должны стать движущей силой в вопросах становления местного самоуправления, что они являются строителями своей жизнедеятельности, а власть только координирует их действия. Людям необходимо понять, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. На протяжении многих лет люди воспитывались на другой идеологии, теперь им психологически трудно воспринять происходящее. Поэтому мы считаем, что особое внимание, разъяснительную и воспитательную работу нужно проводить со старшеклассниками и студентами. Для них организуются встречи с представителями администрации района. Кроме выступлений, используются активные способы - круглые столы, семинары, ролевые игры, что явно способствует лучшему усвоению материала и повышению продуктивности мероприятия.

Наряду с первоисточниками пользователям предоставляется информация в виде библиографических списков, ксерокопий и распечатки документов. На договорной основе предоставляются пресс-досье по заявленной теме.

В ЦРБ и библиотеках-филиалах функционируют информационные стенды, доски объявлений, например "Село: день за днем", "В коридорах власти", где регулярно вывешивается информация о принятых решениях, распоряжениях, материалы по вопросам социальной защиты населения.

Библиотека активно сотрудничает с СМИ (радио, газеты).

В сегодняшних условиях библиотека стала связующим звеном между населением и органами власти, помогает им найти и понять друг друга. Восходящий поток информации - это информационная поддержка библиотекой органов местного самоуправления. Библиотеки всегда являлись проводниками культуры общества и политики государства, которые их создали и содержат. Поэтому они всегда оказывали информационную поддержку властным структурам.

Важнейшая задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы поднять эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления всех уровней. На качество управления, безусловно, влияют такие факторы, как качество информации и компетентность консультации. Эти факторы позволяют принимать решения, изменяющие в лучшую сторону ситуацию на местах, влиять на судьбы социальных проблем, повышать социальный статус населения.

Вся предыдущая деятельность Андроповской ЦБС - это опыт совместной работы с администрацией, опыт партнерских отношений. Со времени создания отдела, местная власть стала еще внимательнее прислушиваться к библиотеке как к организации, способной справляться с серьезными задачами. Сотрудничество между центром и администрацией района осуществляется на договорной основе. В договоре обозначены следующие обязательства сторон:

  • органы местного самоуправления (ОМС) обязуются предоставлять ОИСТ опубликованные и неопубликованные документы о своей деятельности для организации их хранения и обеспечения доступа к ним членов местного сообщества.
  • ОИСТ обязуется оперативно информировать ОМС о законах, нормативных актах, решениях, постановлениях федеральных и региональных органов власти, а также материал систематизированный по заявленным темам.
  • ОИСТ обязуется информировать местное сообщество о деятельности ОМС.

Договоры подписаны также между библиотеками-филиалами и сельскими администрациями. Через библиотеки - филиалы, документы сельских органов власти передаются в Центр правовой информации. Отдел передает филиалам необходимую информацию для их потребителей. Таким образом, налажен механизм распространения информации по вопросам местного самоуправления.

Опыт работы с муниципальными служащими подсказывает, что им нужна информация вовремя (желательно "еще вчера") и с максимальной полнотой. Сотрудники ЦБС работают именно в таком режиме, иначе наша работа будет невостребованная.

Основными направлениями информационной поддержки включают информирование органов представительной и исполнительной власти, отдела статистики, Управления культуры и искусства, Комитета по охране природы. Например:

  • законодательные документы РФ;
  • мониторинг общественного мнения. В частности сбор и анализ ответов на анкеты, разработанные райгосадминистрацией "Отношение населения к органам местного самоуправления Андроповского района Ставропольского края", "Роль органов государственной власти и местного самоуправления";
  • предоставление информации об опыте работы власти в других муниципальных сообществах;
  • информирование по социальным проблемам, экологии и т.д.

Информирование осуществляется в режимах ИРИ, ДОР, справочное обслуживание - в режиме "вопрос - ответ". Причем не только в виде библиографической информации (аналитические справки, библиографические списки новых поступлений), но и в виде пресс-досье. Передача информации осуществляется как по телефону, так и посредством электронной почты, а также копии документов рассылаются или выдаются непосредственно в отделе.

Систематически для муниципальных служащих работники центра проводят дни специалиста, например "Оперативная информация - путь к успеху", круглые столы - "Муниципальное право: вопросы и ответы". В проводимых мероприятиях участвуют главы сельских администраций, специалисты муниципальных образований, депутаты сельских Дум, библиотекари.

Центр правовой информации оказывает информационное обеспечение работы депутатов и депутатских комиссий.

Интересной и содержательной была работа отдела по установлению фактов, которые легли в основу "Энциклопедии Андроповского района". По запросу администрации, сотрудниками центра установлены даты присвоения званий заслуженным работникам отраслей народного хозяйства, культуры, здравоохранения, образования.

Информирование муниципальных служащих - основная задача во взаимодействии библиотеки и органов управления. Однако, отдел "Информации и современных технологий" для администраций района выполняет еще ряд нетрадиционных услуг. Например: реставрирует ветхие фотографии представляющие историческую ценность; обрабатывает материал о ветеранах, участниках ВОВ; изготавливает буклеты (к юбилейным датам сел района), различные дипломы, почетные грамоты, визитки. В прошлом году программист отдела С.В. Куликов сделал компьютерную верстку для издания буклета об Андроповском районе. С участием специалистов отдела был разработан герб района, а также макет орденов 3 степеней "За вклад в развитие района".

Новые формы работы требуют постоянного обновления практических знаний специалистов, работающих с властными структурами. На базе ЦРБ проводятся семинары, круглые столы как для библиотекарей ЦБС, так и для работников библиотек края. Персонал всей ЦБС получает знания по организации работы с информацией по вопросам местного самоуправления. В обязательном порядке все проходят профессионально-производственное обучение по использованию персональных компьютеров.

Немаловажную роль в организации работы в помощь становления местного самоуправления играет техническое оснащение. Однако, компьютеров нет ни в одном филиале ЦБС, соответственно нет электронных БД. А ведь именно библиотеки являются на селе единственным источником информации для более чем 36 тысяч жителей Андроповского района. Пока компьютерную технику и доступ в Интернет имеет только Центр правовой информации. Поэтому перед ЦБС стоит стратегическая задача - обеспечение эффективного доступа к информационным ресурсам на основе новейших компьютерных технологий, развитие сетевого взаимодействия библиотек и телекоммуникационных сетей.

В будущем планируется совместная деятельность Центра правовой информации и органов местного самоуправления в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание