Сочинение «Грани русского национального характера в произведениях Шукшина. Изображение народного характера в рассказах шукшина

Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году на Алтае в крестьянской семье. Военное детство, работа в колхозе, попытки устроиться в городе, смена множества рабочих профессий – все это закалило характер будущего писателя и обогатило бесценным жизненным опытом. В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК, познакомился с режиссером И. Пырьевым, учился в мастерской М. Ромма и С. Герасимова, на одном курсе с Андреем Тарковским. Работал как актер и режиссер, был удостоен многих наград за кинематографическую деятельность. Параллельно с основной работой он начал писать рассказы.

Одним из создателей деревенской прозы стал Шукшин. Свое первое произведение, рассказ «Двое на телеге», писатель напечатал в 1958 году. Затем в течение пятнадцати лет литературной деятельности он опубликовал 125 рассказов. В сборник рассказов «Сельские жители» писатель включил цикл «Они с Катуни», в котором с любовью рассказывал о своих земляках и родном крае.

Произведения писателя отличались от того, что писали в рамках деревенской прозы Белов, Распутин, Астафьев, Носов. Шукшин не восторгался природой, не вдавался в долгие рассуждения, не любовался народом и деревенской жизнью. Его короткие рассказы – это эпизоды, выхваченные из жизни, короткие сценки, где драматическое перемежается с комическим.

Герои деревенской прозы Шукшина часто относятся к известному литературному типу «маленького человека». Классики русской литературы – Гоголь, Пушкин, Достоевский – не раз выводили в своих произведениях подобные типажи. Остался актуальным образ и для деревенской прозы. При типичности персонажей герои Шукшина отличаются независимым взглядом на вещи, который чужд был Акакию Акакиевичу Гоголя или станционному смотрителю Пушкина. Мужики сразу чувствуют неискренность, они не готовы подчиняться выдуманным городским ценностям. Самобытные маленькие люди – вот что получилось у Шукшина.

Во всех своих рассказах писатель рисует два разных мира: город и деревня. При этом ценности первого отравляют второй, нарушая его целостность. Шукшин пишет о приспособленчестве горожан и непосредственности, открытом взгляде на мир деревенских мужиков.

Главный герой рассказа «Чудик» – Василий Князев, механик тридцати девяти лет. Примечательна манера Шукшина начинать свои рассказы. Вступление как таковое отсутствует, писатель сразу вводит читателя в курс дела: «Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось». Говорящее имя сообщает нам о том, что герой отличается от других людей, его поведение нетипично. Примеры и событийная канва только подтверждают этот факт. При этом многие эпизоды рассказов, в том числе и «Чудика», автобиографичны. Шукшин описывает события из собственной жизни, известные ему реалии, рассказывает о родном для писателя крае. Например, странный случай, когда Чудик роняет деньги, а потом не может их поднять, произошел с самим Шукшиным.

Чудик странен для городских жителей, отношение к нему собственной снохи граничит с ненавистью. При этом необычность, непосредственность Чудика и людей, ему подобных, по глубокому убеждению Шукшина, делает жизнь прекраснее. Автор говорит о таланте и красоте души своих героев-чудиков. Их поступки не всегда согласуются с привычными нам моделями поведения, а ценностные установки удивительны. Он падает на ровном месте, обожает собак, удивляется людской злобе и в детстве хотел стать шпионом.

О людях сибирской деревни рассказ «Сельские жители». Фабула проста: семейство получает письмо от сына с приглашением приехать к нему в гости в столицу. Бабка Маланья, внук Шурка и сосед Лизунов представляют подобную поездку событием поистине эпохальным. В характерах героев просматриваются простодушие, наивность и непосредственность, они раскрываются через диалог о том, как ехать и что взять с собой в дорогу. В этом рассказе мы можем наблюдать мастерство Шукшина в части композиции. Если в «Чудике» речь шла о нетипичном начале, то здесь автор дает открытый финал, благодаря которому читатель сам может достроить и додумать сюжет, дать оценки и подвести итоги.

Несложно заметить, как тщательно писатель относится к построению литературных характеров. Образы при сравнительно небольшом количестве текста глубоки и психологичны. Шукшин пишет о подвиге жизни: даже если в ней ничего примечательного не происходит, каждый новый день прожить одинаково сложно.

Материалом для фильма «Живет такой парень» стал рассказ Шукшина «Гринька Малюгин». В нем молодой шофер совершает подвиг: уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Когда к раненому герою в больницу приходит журналистка, Гринька стесняется слов о подвиге, долге, спасении людей. Поразительная скромность персонажа граничит со святостью.

Для всех рассказов Шукшина характерны манера речи персонажей и яркий, богатый стилистически и художественно стиль. Разнообразные оттенки живой разговорной речи в произведениях Шукшина выглядят контрастно по отношению к литературным штампам соцреализма. В рассказах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, маркированная лексика. В результате мы видим естественных, эмоциональных, живых героев.

Автобиографичность многих рассказов Шукшина, его знание сельского быта и проблем придали достоверности бедам, о которых пишет автор. Противопоставление города и деревни, отток молодых людей из села, умирание деревень – все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина. Он модифицирует тип маленького человека, вносит новые черты в понятие русского национального характера, в результате чего приобретает известность.

    • Чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения «Узник», полезно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к […]
    • Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые: В первый раз еще, […]
    • Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и «самобытный». Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять масштаб гениальности этого писателя и мыслителя, осознать его уникальный вклад в литературу ХХ века. Платонов – писатель мирового уровня. […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
    • Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых...хвалят все, питают - лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо... Их жизнь - ряд […]
    • Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
    • Я очень много наблюдаю за людьми. За школьными друзьями, одноклассниками, учителями, да и за родителями тоже. Очень сильно меня волнует тема взаимоотношения между поколениями, беспокоит то недопонимание что образовалось между мной и родителями, они не могут понять меня, а я - их. Современную молодежь (а я себя отношу именно к ней) очень часто критикуют, при чем за очень многое, заслуженно и не заслуженно. За легкомыслие, за какую-либо грубость, рассеянность, внутреннюю черствость. Да можно еще долго […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их фортуны колесо… Их жизнь – ряд горестей, […]
    • Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
    • Фро - это молодая девушка, которая совсем недавно вышла замуж. Из родных у нее есть отец, с которым она живет в одном доме. Ее муж ехал на Дальний Восток. С тех пор ее жизнь потеряла всякие радости, потому что ее не сильно заботит окружающий мир, она чувствует себя в нем чужой. В определённые моменты она все же пытается хоть как-то обучиться, развиваться, но в итоге все, что ей нужно, это любящий муж рядом. И все-таки она готова помогать всему миру и каждому, но в ее помощи никто не нуждается. Лишь соседскому […]
    • Изображение храмов и церквей - одна из излюбленных тем русских живописцев. Художники не раз изображали архитектурные сооружения на фоне красивого пейзажа. Многих мастеров особенно привлекали небольшие древнерусские храмы, такие как Церковь Покрова на Нерли. Церковь был построена много столетий назад, в 1165 году, и названа была в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства - впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег - это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег - это уже воздействие на чувства читателей. «Первый снег...» Кто-то, к примеру, […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
  • (по рассказам "Верую", "Алёша Бесконвойный", "Упорный") Русский национальный характер в творчестве В.М. Шукшина


    Целью данного реферата является исследовать русский национальный характер в творчестве Василия Макаровича Шукшина и определить, что нового он внёс в понимание русской души на примере рассказов "Верую", "Алёша Бесконвойный", "Упорный".


    В ходе работы над рефератом мной были изучены отдельные фрагменты статей В. Быстрова, К.Н. Озеровой, В.В. Филиппова, Е. Вертлиб ", посвящённые творчеству этого писателя.


    Помимо этого я прочитала и проанализировала рассказы В. Шукшина "Алёша Бесконвойный", "Упорный", "Верую", так как, мне кажется, что именно в этих рассказах проявилось новаторство В.М. Шукшина в раскрытии понятий "русская душа", "русский национальный характер".


    Биографические сведения о В.М. Шукшине Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь».


    К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали. Позже он подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма.


    Василий Шукшин – явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель.


    Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека.


    Нравственность рассказов В.М. Шукшина. В своей статье "Мне бы только правду рассказать…" В. Быстров пишет, что жизнь для Шукшина - воплощение земной мудрости, сложная гармония и дисгармония разных начал, изменчивая стихия, сдвинутое равновесие.


    Шукшина интересует главным образом некий «момент» жизни человеческой души. Наглядным подтверждением тому может служить, рассказ «Верую!».


    В одной из бесед Шукшин так объяснял свой замысел: «Мне показалось заманчивым... столкнуть некие представления о жизни, совсем разные. И извлечь отсюда что? Вот что: мы получаем очень много пищи, но не успеваем или плохо ее перевариваем, и отсюда сумбур у нас полнейший. Между прочим, отсюда - сильнейшая тоска...


    Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими... В свое время Шукшин выдвинул заостренную, несколько неожиданную формулу: «Герой нашего времени - это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени». Под «дурачком» здесь подразумевается именно некий чудак, несколько выпадающий из системы «нормальных» житейских представлений, мало наделенный практическим «здравым умом».


    К.Н. Озерова в краткой биографии Шукшина отмечает, самобытность языка, на котором изъясняются шукшинские персонажи, именно язык - главное средство создания характеров в прозе Шукшина.


    «... Правда времени, по Шукшину, наиболее выразительным образом живет в «дурачке», в котором сошлись и гений, и талант, и мыслитель - душа... совестливый ум народа. Шукшинский беспокойный «чудик» - наследник «лишних людей» Тургенев а, Лескова», - это отмечает Е. Вертлиб в работе "Русское – от Загоскина до Шукшина…"


    Шукшинский «чудик», по мнению В.В. Филиппова, изложенному в статье "Наука поведения и её отступники", странен и смешон для тех, кто живет прагматически, лицемерно скрывает свою эгоистическую сущность. Его поведение и желание делать добро противостоит массовому равнодушию.


    Шукшинские «чудики» - люди по-своему энергичные, ищущие. Они стремятся вырваться из привычного круга жизни, открыть новое... С их стремлением к справедливости и правдоискательством им живется нелегко. Часто их гнетет бездуховность окружающей жизни...


    Учитывая жанровые особенности, сам писатель разделил свои рассказы на: 1) рассказ-судьбу, 2) рассказ-характер, 3) рассказ-исповедь, 4)рассказ-анекдот.


    Анализ рассказов Шукшина. Первый рассказ, который необходимо проанализировать и напрямую связанный с темой моего реферата – "Верую!" (1971 г.), в названии которого выражено кредо героев, итог их поисков смысла жизни. Основная тема, которую поднимает в этом произведении Шукшин – тема трагедии одиночества, непонимания; поиски веры, смысла жизни; судьба незаурядных людей под гнётом пошлой жизни.

    Шукшин сочувствует своим героям с «разумной душой». Они разные, порой он иронически оценивает их действия и слова, но всегда сострадает им, их незащищенности, одиночеству, желанию самоутвердиться, жажде взаимопонимания.


    В 1973 году В.М. Шукшин пишет рассказ "Алёша Бесконвойный". Уже само название произведения, заключающее в себе прозвище главного героя, указывает на чудаковатость и независимость персонажа. "Его когда-то звали не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость…"

    В том же 1973 году Шукшин создаёт и рассказ "Упорный", в название которого – указание на главную черту характера героя. Главная тема этого рассказа – упорство, потребность в творческой жизни, в признании, поиск высшего смысла жизни.

    Основные черты русского национального характера по мнению Шукшина. Читая рассказы, мы встретились с разными героями в разных обстоятельствах. Герои эти различаются и по возрасту, и по жизненному опыту, и по отношению к жизни. Что же их объединяет? Только то, что они деревенские жители? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Какие из этих черт он ценит и считает главными, определяющими?


    У них одинаковое «состояние души, когда человеку остается "или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами..."». Это беспокойные «чудики», «дурачки», не похожие на других. Они не поняты людьми, их окружающими. Они чувствуют трагическое одиночество и отгороженность от других людей. Они импульсивны, порывисты, естественны, «недогматики». Это люди-бунтари, правдоискатели. Они нуждаются в свободе. Они противостоят равнодушию, эгоизму окружающих. Они близки миру природы и ценят гармонию мира. Они жаждут признания своей правоты, стремятся самоутвердиться в своей неординарности. Они мечтают о чуде, чуде познания, открытия, понимания смысла жизни. Они неравнодушны к происходящему вокруг.


    В рассказах Шукшина "чудики" никогда не встречаются друг с другом. Их мало. Они разные. У каждого свой "пунктик", своя идея: Максим ищет веру, хочет во что бы то ни стало понять, в чём смысл жизни; Алёша Бесконвойный это уже понял и наслаждается гармонией с природой; Моня Квасов мечтает сделать открытие – каждый сосредоточен на себе, своём предназначении, своей непохожести. Люди рядом с ними нужны для того только, чтобы эту непохожесть оттенять. Только попа можно воспринимать как человека близкого Максиму по духу: он тоже отличается от всех, тоже ищет истину, борется, не вписывается в заданные рамки. Все рассказы – это рассказы-характеры.


    Про Шукшина можно сказать, что он "писал без грима" – писал честно, не скрывая правды и не подгоняя результат под свои представления.


    Спасибо за внимание




























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    1. познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина;
    2. дать понятие о традициях русской классической литературы в творчестве писателей 20 в.;
    3. развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений;
    4. закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию;
    5. вызвать интерес к творчеству В.М. Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя.

    Образовательные задачи урока : формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение.

    Развивающие задачи урока : развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.

    Воспитательные задачи урока : формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.

    Оборудование :

    1. Тексты рассказов В.М. Шукшина
    2. Портрет писателя
    3. Выставка книг В.М. Шукшина
    4. Оформленная доска
    5. Видеозапись к/ф «Калина красная»
    6. Музыкальные фрагменты (запись колокольного звона)
    7. Информационные технологии.

    Литература:

    1. Аннинский Л. Комментарии// Шукшин В. Собр. соч. в 3 т. М., 1985.
    2. Антухина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986.
    3. Горн В.Ф. Василий Шукшин. М., 1993.
    4. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М., 1977.
    5. Каплина В., Брюхов В. С высоты шукшинского полета. Барнаул, 1998.
    6. М.Г. Дорофеева, Л. И. Коновалова, С.В. Федоров, И.Л. Шолпо «Изучение творчества В.М. Шукшина в школе».
    7. Литература в школе 5’99.

    Эпиграф к уроку:

    «Нам бы про душу не забыть...»
    В.М. Шукшин

    Ход урока

    Орг момент. Вступительное слово учителя

    Запишем тему урока. Сегодня у нас урок-праздник и, я надеюсь, урок-открытие. Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие, потому что через поэтику рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик» мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

    Не только литературу 60–70-х годов, но и современную прозу невозможно себе представить без Шукшина. За его нестандартным подходом к человеку, за его пониманием истоков своеобразных характеров видится неповторимость, яркость, глубина личности художника.

    Сообщение темы и целей урока

    Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссёр.

    Василий Макарович Шукшин однажды сказал: "Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовёт к совершенству, всегда правдиво и современно».

    Сегодня нам предстоит

    1. познакомиться с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина;
    2. выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;
    3. отметить традиции русской классической литературы в творчестве Шукшина

    У вас на столах лежат тесты по теме, на вопросы в них вы можете отвечать по ходу урока, а проверим мы эту работу в конце. Будьте очень внимательны.

    Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”,– говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

    Слово о личности и творчестве В.М. Шукшина

    Василий Макарович Шукшин – явление уникальное: актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель..

    Рассмотрите фотографии Шукшина. Попробуйте ответить на вопросы, которые сейчас перед вами.

    Как вам кажется, откуда родом этот человек?

    – Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?

    – Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

    Действительно, лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жёсткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.

    Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость

    Худощавый и низкорослый,
    Средь мальчишек всегда герой,
    Часто, часто с разбитым носом
    Приходил я к себе домой
    И навстречу испуганной маме
    Я цедил сквозь кровавый рот:
    «Ничего! Я споткнулся о камень,
    Это к завтрому всё заживёт»

    Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к Василию Макаровичу Шукшину.

    Но рядом с мальчишеством было другое: тяжкий труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.

    Сейчас мы познакомимся с В.М.Шукшиным поближе, послушав рассказ о его непростой судьбе, попробуйте ответить на следующие вопросы, они перед вами:

    Как пригодится Шукшину его ранний профессиональный опыт?

    – Как пригодился Шукшину его ранний профессиональный опыт?

    – Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии – актёр и писатель?

    А сейчас позвольте поставить наш главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ:

    Каков он – русский национальный характер – в понимании В.М. Шукшина?

    Беседа по рассказу «Мастер».

    Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по – настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.

    Рассмотрим рассказ «Мастер».

    – Как начинается повествование?

    Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга»

    – Почему в деревне героя называют уменьшительным именем Сёмка?.

    – В чем же причина семкиного пьянства?

    – Какой же случай помог «увидеть», прозреть эту истинную красоту, ведь талицкую церковь он знал с детства?

    – Почему, зная церковь с детства, он стал к ней приглядываться только после того, как побывал у писателя?

    Приглядимся и мы к фотографии знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая похожа на нее.

    Сообщение учащегося о церкви Покрова на Нерли

    – Что же поразило Сёмку в талицкой церкви? Обращение к выставке рисунков.

    Давайте найдём описание этой церкви в тексте

    – Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность именно этой церкви?

    – Найдите этот эпизод в тексте, давайте его прокомментируем.

    – Как такое сравнение подчёркивает самобытность Талицкой церкви?

    – О чем же думал Семка, глядя на церковь?

    Чтение отрывка наизусть

    «Тишина и покой кругом. … Так просила душа.»

    Здесь звучит удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а есть та, которая "изнутри", чистая, светлая, которая и рождает истинную красоту человеческой души. Образ церкви настолько светел, чист и красив, что просто невозможно не проникнуться глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную красоту.

    Найдите и прокомментируйте метафорический ряд в описании церкви.

    «девка невиданной красоты», «белая каменная сказка», «как песня»,«стоит в зелени белая красавица», «красавица необыкновенная». Запишем его.

    В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям, за удивительную доброту – источник красоты.

    Написание синквейна.

    Особое значение в рассказе «Мастер» приобретает тема красоты. Она неоднократно звучит и в других произведениях В.М. Шукшина. «У русских национальная черта – пристрастие к красоте». В «Повести временных лет» Нестор пишет, что и христианство на Руси приняли за красоту.

    – Какие средства художественной выразительности помогают автору передать свои чувства?

    Об этом размышляла Наташа, давайте послушаем, к каким же выводам она пришла.

    Сообщение заранее подготовленного ученика (Приложение 3)

    – С кем из русских писателей сходен Шукшин в осмыслении истинной красоты?

    Просмотр фрагмента из к/ф «Калина красная».

    Я предлагаю вам посмотреть кадры из к/ф «Калина красная», где главную роль играет Шукшин, и чувства, передаваемые им, очень близки чувствам Сёмки, подумайте, что испытывает главный герой фильма.

    – Ребята, а как вы понимаете фразу «праздник души»?

    Итак, «праздник души» – это момент взлёта, радости, освобождения. Когда хочется раздвинуть границы, освободиться, проникнуть во что-то неведомое и прекрасное.

    – Как Шукшин описывает церковь изнутри?

    – Что же раздвигает эту клетку в тексте?

    Так же и герои Шукшина всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь, воспарить ввысь.

    Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения

    Чистый звук души, как колокол.,. ведь именно колокол – голос народа, говорили на Руси.

    Прослушиваем колокольный звон, смотрим иллюстрации звонницы на фоне неба.

    Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон?

    Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?

    – Чем же вызвано желание Семки отреставрировать церковь?

    Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке:

    «обеспокоенный красотой и тайной»

    – Что же предпринимает Сёмка?.

    Почему никто не согласился помочь Сёмке?

    – Что общего во взгляде на проблему у церковников и у властей?

    Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он. Но разве Семка обманулся? Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Надо же! Ну, допустим – копия. Ну, и что? Красоты – то от этого не убавилось»

    – К кому ещё пытается обратиться за поддержкой Сёмка?

    Как вы думаете, для чего понадобился Шукшину эпизод с писателем?

    – Почему рассказ называется «Мастер»?

    Весьма важно, что в рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не незван архитектором, он строитель, мастер, зодчий.

    Работа со словарями по уточнению значения слов.

    Этот нюанс помогает понять и самого Сёмку, который наверняка работает «по вдохновению», как дано от Бога. И пусть к судьбе церкви остаются равнодушны и "попы", и "родная Советская власть". Их довод продиктован здравым смыслом: исторической и архитектурной ценности церковь не представляет. Вот и получается, что никому церковка не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в вере, красоте и радостном спокойствии души, которые давала церковь. И эту потребность дают не священнический сан, не образование, не полномочия власти. Она просто есть в душе или ее нет.

    – Кто этот мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего?

    – Ребята, как вы думаете, почему Сёмка перестал смотреть на Талицкую церковь?

    – Против какого течения «загребал» Сёмка?

    – Понятно ли вам, какая судьба ожидает героя?

    – С героем какого писателя перекликается судьба Сёмки?

    – Что общего в их судьбах?

    Вы абсолютно правы. Перекликаются не только судьбы, характеры героев, но и сами стилистические особенности шукшинского рассказа, больше похожего на сказ, заставляют вспомнить манеру повествования Н.С. Лескова.

    – Умерло ли в нём чувство красоты, как вы считаете?

    – Какими нравственными качествами привлекает нас главный герой рассказа?

    – А чем вас обогатил духовно этот рассказ?

    Это подтверждают синквейны, написанные вами (Приложение 2)

    Л.Н. Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти. Соотнесите это высказывание с судьбой Сёмки Талицкая церковь, её гибнущая красота, её тайна, потрясли душу Сёмки, ведь он мастер, непревзойдённый столяр. Идея возрождения красоты помогла ему обрести смысл в жизни, который ему не дали реализовать, «убили» в нём жизненный стержень и теперь в душе у него рана, которая кровоточит и болит, он не может больше смотреть на церковь, от боли и бессилия, Семка «отворачивается, молчит и курит»

    Он отчётливо понимает, что каждый человек должен помнить о прошлом, его мысли перекликаются со словами православного философа И. Ильина: «...каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил».

    Однако этот сам по себе глубоко драматичный рассказ до конца открывается читателю только в сопоставлении с другим рассказом «Крепкий мужик», с которым он образует своего рода диптих.

    – Что сближает этот рассказ с рассказом «Мастер»?

    – Найдите в рассказе «Мастер» слова, в которых как бы намечен сюжет рассказа «Крепкий мужик»?

    Беседа по рассказу «Крепкий мужик».

    В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.

    – Что мы узнали о нём? Кто такой Николай Шурыгин?

    – Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?

    Подобных примеров достаточно в нашей истории. Вспомнить хотя бы разрушение храма Христа Спасителя в Москве. Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России, и разрушен в советское время, и разрушение это оказалось заснятым на киноплёнку – день за днём, шаг за шагом. Гордились что ли? Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши. Он пишет о том, как трудно погибал храм: «Рабочие батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня.

    То же сопротивление оказывает старинная – на века – кладка и в рассказе Шукшина.

    – Найдите этот эпизод в тексте.

    Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя равнодушным. Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви

    Отрывок с курсивом на экране Читает ученик (Приложение 4)

    Какие ассоциации возникают у вас при чтении отрывка?

    – Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей?

    – Как же относится к происходящему народ?

    – Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него?

    – Как к этому отнёсся Шурыгин?

    – Чем была для людей церковь?

    Обращение к эпиграфу урока

    Именно поэтому тема храма – поднятая в этих рассказах – особая у Шукшина.

    И. Золотусский писал: «Проза В.Шукшина начинается в быте, зарождается в быте, но тянется она к горним снегам»,

    У Шукшина в рассказе есть одна очень важная деталь: кирпичи, из которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками – по несколько штук. Так же крепка и духовность, объединяющее людей начало.

    И не просто на старинное здание покушается "крепкий мужик" Шурыгин, а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, – на корни, истоки, веру.

    И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме.. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его "идолом", "дьяволом", жена не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на улице у магазина: "идол", "дьяволина"... Ей, старой, совестно и страшно за сына.

    Действительно, вера, традиции – это то, что людей объединяет. А тот, кто пренебрегает объединяющими началами, остается в полном одиночестве. Именно об этом писали многие из вас в сочинениях на тему: «Что для тебя семья?» Мне хочется зачитать очень короткие, но такие важные сейчас слова. Я выписала их для себя:

    Семья – это наивысшая ценность общества. Это тот надёжный уголок, куда каждый возвращаться с радостью. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь созревает личность. В семейном мире раскрывается мир духовных ценностей.

    Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали её «маленькой церковью».

    Почему даже самые близкие люди – жена и мать – отвернулись от Шурыгина?

    – Как вы понимаете финал рассказа?

    Подведение итогов урока

    Давайте сопоставим главных героев рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик», их взаимоотношения с окружающими.

    – Каков же он – русский национальный характер?

    Совершенно верно, ребята. Есть такая геометрическая фигура – эллипсис, так вот по мысли Г. Федотова, в этих рассказах Шукшин мастерски, глубоко и верно обозначил суть русского национального характера, эти герои – стоящие особняком, не понятые и не принятые другими людьми как раз представляют собой крайние проявления, два полюса, полярность которых – русский национальный характер.

    Обращение к эпиграфу урока

    По словам В. Распутина, до Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявлял с таким

    нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души... Душа – это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".

    Работа по тесту (Приложение 1)

    Со страниц шукшинских книг смотрят на нас его герои: шофёры, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники – наша большая Россия. Его писательское кредо образно передал в своём стихотворении «Памяти Шукшина» Евгений Евтушенко

    В искусстве уютно
    быть сдобною булкой французской,
    Но так не накормишь
    ни вдов, ни калек, ни сирот.
    Шукшин был горбушкой
    с калиною красной вприкуску,
    черняшкою той,
    без которой немыслим народ...
    Когда мы взошли
    на тяжёлой закваске мужицкой,
    Нас тянет к природе,
    к есенинским чистым стихам.
    Нам с ложью не сжиться,
    В уюте ужей не ужиться,
    И сердце, как сокол,
    Как связанный Разин Степан.

    Рассказы В.М. Шукшина долго держат нас в плену. Прав он был, когда писал: "Мне кажется, что самый простой случай, эпизод, встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больший простор для художника". А значит, и для читателя. Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев. Я думаю, призыв Шукшина, который мы взяли в качестве эпиграфа, «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди...».

    Домашнее задание:

    письменно ответить на вопрос

    1. Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В.М. Шукшина «Мастер»?»
    2. Как вы понимаете слова из текста: «Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй...»?

    Отрывок из рассказа Шукшина «Мастер», который мы сегодня читали наизусть, входит в тексты для изложений за курс 9класса, поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам ответить на вопросы, предложенные в сборнике для подготовки к экзамену. Вы можете выбрать один из вопросов.

    4. Проблемы национального характера в творчестве В.М.Шукшина.

    Как писатель, актер и режиссер Василий Шукшин нашел себя сразу: в литературе и кино он появился со своими темами, героями и стилем. Можно сразу заметить, что персонажи шукшинских произведений – какие-то необычные, «странные» люди: «чудики», «психопаты», «шизы».

    Какое-то странное необъяснимое отклонение от нормы, от принятых стандартов поведения, желание подняться над унылой повседневностью, пусть даже путем самообмана.

    Будучи погруженными в житейскую повседневность, в скучное однообразие будней, шукшинские персонажи отваживаются на какой-либо из ряда вон выходящий поступок, чтобы хоть на одно мгновение приподняться и над обыденностью, и над самим собой.

    Василия Шукшина, прежде всего, интересовала душа человека в ее внезапном пробуждении, в моменты прозрения. Все, что предшествует этому мгновению, писателем опускается. Отсюда лаконизм его рассказов, сжатость материала, динамизм повествования.

    Герои Шукшина часто принимают решения и совершают поступки, на первый взгляд, несоизмеримые с реальными причинами, вызвавшими их. Так в рассказе «Даешь сердце!» ветфельдшер Козулин салютует выстрелами из ружья, потрясенный известиями о первой пересадке сердца. Сашка Ермолаев, оскорбленный продавщицей (рассказ «Обида»), готов «проломиться с молотком» к правде. От обиды «сводит челюсти», Сашку «трясет» на нем «нет лица». Почему же такая бурная реакция? Грубость – обычное явление в нашей жизни и к ней уже привыкли? В том-то и дело, что «чудики» и «психопаты» привыкнуть не могут. Они психологически неустойчивы, «взрывоопасны», и причину их «странного» поведения автор усматривал в неустойчивости, неупорядоченности их жизни. (17)

    Достаточно небольшого толчка извне, чтобы растерянность, душевная неустроенность, внутренний дискомфорт выплеснулись наружу взрывом ненависти, обиды и безрассудства. «Я вас всех ненавижу, гадов!» - заорал в сердцах герой рассказа «Змеиный яд», отчаявшись найти лекарство для своей матери. В этом крике сконцентрировалось все: и ощущение своего бессилия, неустроенность, и стремление пробить равнодушие в других, но главное – в нем выразилась боль, которая переполняла сердце героя и была так хорошо знакома самому автору-повествователю.

    Поступки шукшинских героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, но они заставляют не только удивляться странностям человеческого характера (хотя это не главное), но уважать личность, считаться с нею. Истоки конфликта, на который так легко идут Сашка Ермолаев, Алеша Бесконвойный или Семка Рысь, не в склочности или привередливости их натур. Духовные запросы личности намного превышают то, что может дать человеку жизнь. И этот трудноразрешимый конфликт с действительностью становится драмой персонажей, которая нередко переходит в трагедию.

    Шукшинский герой стремится заполнить внутреннюю пустоту: один пишет трактат о государстве, другой создает живописное полотно, третий сочиняет куплетики для эстрады.… Не выдерживает душа, не умеющая жить пустотой, требующая смысла, которого сразу не постичь: «Ну, живешь, ну детей народишь – а зачем? Обеспечили себя насущным, думали, что стали не хуже людей, а вышло – то…» «Родиться бы мне еще разок! А? Пусть это не считается – что прожил…» - рассуждает Максим Яриков, трудящийся, в рассказе «Верую!»

    Произведения Шукшина проникнуты великой любовью к людям. Егор Прокудин в «Калине красной» - образ человека, глубоко переживающего. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Герой произведения «Живет такой парень…» поражает непосредственностью и добротой. Он может что-то наивно «загнуть», но в душе он прекрасен.

    Так, в многообразии типов персонажей шукшинских произведений представлен, по сути, национальный характер.

    III. Заключение

    Из всего вышесказанного следует, что русский характер многогранен и загадочен. Время проходит, меняются жизненные устои, меняется сама литература и литературная жизнь. Но характер человека практически не меняется, остаются старые проблемы, главной из которых является проблема изучения тайн человеческой души. Изменяется окружающий мир, меняется и литературный процесс.

    Сделав выводы, мы понимаем, что русский характер противоречив. В человеке одновременно может сочетаться добро и зло, любовь и ненависть и др. Порой, мы сами не догадываемся, какие тайны прячет в себе человеческая душа, каждый человек индивидуален сам по себе, и нельзя судить характер других людей по своему. Русский характер непредсказуем, его невозможно понять умом, можно только удивляться, насколько он необычен.

    Исходя из своей гипотезы, сделав необходимые наблюдения, я поняла, что проблемой национального характера занимается и занималось множество писателей. И все они по-своему видят и оценивают человеческую душу, ведь каждый смотрит на мир своими глазами, поэтому и все окружающее, в том числе и характер человека каждый писатель воспринимает по-разному.

    Таким образом, понятие русского характера можно найти не только в справочных материалах, но также и во многих литературных источниках, в том числе и в художественной литературе, где можно выявить отражение русского характера через художественные образы.

    На страницах книг русских писателей русский человек предстает загадочной личностью, немного неординарной, но в основном, писатели описывают такие черты человеческого характера, которыми можно гордиться, благодаря которым и держатся человеческие отношения, а может быть, даже и целая нация.

    Сейчас возможен следующий шаг в поисках и обретении нового взгляда на «страны родной минувшую судьбу», и судьбу человеческого характера. Главное – в осознании художниками величайшей ответственности за воспитание человеческой личности, за возможность ее достойного бытия.

    Библиография

    Теоретическая литература:

    1. Афанасьев В. Иван Бунин. Очерк творчества. – Москва, Просвещение, 1996

    2. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М.: Московский рабочий, 1969

    3. Дмитриева Т.Г. Проблемы национального характера в прозе И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература XX века: По материалам Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М.: Наследие, 1995;

    4. Кунарев А.А.Русская литература 20-го века, практикум (11 класс) Москва, 2002

    5. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - Москва: Современник, 1976;

    6. Пронина Е.П. Русская литература 20-го века (в двух частях). - Москва: «Просвещение», 2002

    7. Сигов В.К. Народный характер и судьба России в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература XX века: По материалам Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М.: Наследие, 1995;

    8. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – Москва: Просвещение, 1991.

    9. Чалмаев В.А А.И.Солженицын. - Москва: Просвещение,1998

    Художественная литература

    11. Белов В. Повести. – Москва: Детская литература, 1998

    12. Бунин И.А. Литературное наследство. – Москва, Т. 84. Кн. 2, 1973

    13. Бунин И. Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т.6. – М., Сантакс, 1994.

    14. Солженицын А.И., «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ». – Ленинград: «Художественная литература», 1967

    15. Шукшин В.М. , рассказы. – Москва: «Москва», 2002

    16. Лесков Н.С., повести и рассказы. – Москва: Художественная литература, 1981

    17. «Новый мир», 1998 №10, «Народ в произведениях В.М.Шукшина»

    18. «Знак вопроса» 2003г. «Жить не по лжи» размышления над страницами книги А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

    19. «Юность» 2002г. №6 «Проблемы нравственности в современной советской прозе» по произведениям В.Белова.

    20. *** Четверикова О.А «К проблеме народного характера в прозе И.А.Бунина», www. Allsoch.ru

    21. ***Философский Энциклопедический словарь – М.,: «Советская энциклопедия», 1983

    Своеобразие национального характера в рассказах В. Шукшина.

    Шукшин Василий Макарович (1929 - 1974), прозаик. Творческий путь Шукшина претерпел в течение 15 лет существенные изменения. Художник совершил переход от точных бытовых и житейских зарисовок, метких наблюдений за весьма разнообразными проявлениями народных характеров (порой преподанных в комическом или трагикомическом плане в качестве своеобразных «чудиков» и «странных людей») - к более драматическому и даже трагическому представлению роковых изломов как в отдельных человеческих судьбах, так и в исторических событиях прошлого или в конфликтных ситуациях настоящего. Все более явная склонность Шукшина к романному («Любавины», 1969; «Я пришел дать вам волю», 1971) и трагедийному (киноповесть и фильм «Калина красная») восприятию действительности опровергает сложившееся по поводу него устойчивое мнение.

    Шукшин считался мастером рассказов, представителем так называемой «деревенской прозы», который и в кино якобы оставался певцом природной натуральности, сожалея о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях цивилизации. До «Калины красной» творчество Шукшина нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села,бездуховности, оторванности от корней - и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей.
    В рассказе Шукшина господствует диалог. Это и диалог в его классическом виде - как обмен репликами между персонажами («Хозяин бани и огорода», «Охота жить!», «Срезал», «Космос, нервная система и шмат сала») или как пытание героем самого себя («Думы», «Страдания молодого Ваганова»). Это и диалог в монологе - как’явная’или неявная полемика героя с чужим со­
    знанием, представленным в голосе героя в виде зоны чужой речи («Штрихи к портрету», «Алеша Бесконвойный»), или как разно­ голосье в речи самого героя, обнажающее противоречивость его
    собственного сознания («Раскас», «Постскриптум», «Два пись­ма», «Миль пардон, мадам!»), порой в одном рассказе переплета­ются несколько форм диалога («Верую!», «Письмо», «Земляки»).

    Шукшин умел сказать тонкую, пронзительную правду о простом человеке. Подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, он пришёл в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской глубинки. Земля и люди, их бытие, их будущее – вот, что волнует Шукшина, приковывает его внимание. Прослеживая жизненный путь своих героев, он стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, доброту и терпение, стремление понять, во имя чего прожита жизнь – все те черты народного характера, которые присущи русскому человеку. Писатель стремится создать яркий, оригинальный образ, несущий на себе отпечаток времени. Его самобытность – в особой манере мышления, восприятия мира, в особом «угле зрения» на русского человека.


    В рассказах Шукшина всегда чувствуется психологическая глубина, внутренний накал душевного состояния героя. Они невелики по объёму, напоминают обычные, хорошо знакомые житейские сцены, будто случайно подсмотренные или подслушанные. Но в этих рассказах затрагиваются важнейшие вопросы человеческих отношений. Они заставляют читателя подмечать в жизни то, что чаще всего не замечается, считается мелочью. Но ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей. И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках раскрывается человек, его сущность. Чаще всего герои его рассказов – деревенские люди. Его привлекает к себе обычная жизнь обычных людей, где под покровом повседневности он мог разглядеть особенные черты, которые в совокупности и создают народный характер. Его интересует нравственный мир человека. В великом споре о человеческой душе писатель всегда на стороне оптимизма. И Шукшин выступает против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества. Характерная для рассказов Шукшина коллизия – столкновение «городского» и «деревенского» - выявляет социальные противоречия, конфликтные отношения между мечтой и реальностью «маленького человека», живущего в деревне. Исследование этих отношений и составляет содержание многих его произведений.

    «Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, центральным персонажем которого является Глеб Капустин – «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». «Пламенная страсть» героя заключается в желании «срезать», «осадить» земляков, добившихся в городе жизненного успеха. Из его деревни, хотя она была небольшая, вышло много «знатных людей»: полковник, два лётчика, врач, корреспондент. Когда знаменитые земляки приезжают на побывку, деревенский люд собирается, чтобы послушать дивные истории о незнакомой им жизни. Вот тогда-то Глеб Капустин и приходит, чтобы «осадить» знатного гостя. Так было, когда в деревню приезжал полковник, и наш герой с блеском и красиво его «срезал»: заговорили о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, и оказалось, что он не знает, кто велел поджечь Москву. Глеб вышел победителем, а расстроенный полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал.

    В зависимости от личных пристрастий и социального опыта читатели могут увидеть рассказе либо бытовую притчу о том, как «умный мужик» перехитрил «учёного барина», либо зарисовку о «жестоких нравах» обитателей деревни. Иными словами, он может либо принять сторону Глеба, либо посочувствовать ни в чём неповинному Константину Ивановичу. Однако, автор не разделяет ни той, ни другой позиции. Он не оправдывает персонажей, но и не осуждает их. Шукшин лишь подмечает особенности их конфронтации. Так, например, уже в начале рассказа он сообщает о нелепых подарках, привезённых гостями в деревню: электрическом самоваре, цветастом халате, деревянных ложках. Замечает автор и то, как кандидат «подкатил на такси», и то, как он с нарочитой «грустинкой» в голосе вспомнил детство, приглашая мужиков к столу. С другой стороны мы видим, как Глеб «мстительно щурит глаза» , как будто «опытный кулачный боец». И лишь в конце финала автор сообщает нам о тех чувствах, которые испытывают присутствующие при этом словесном поединке мужики: «Глеб их по-прежнему неизменно удивлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё». Так рассказ завершается не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу. Простой человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым», а деревенская жизнь – внутренне конфликтной, таящей за повседневной маетой нешуточные страсти. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они – «свои», деревенские, но и не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое – выявление причины взаимного непонимания между людьми. Всего на нескольких страницах рассказа Шукшин полностью создаёт человеческий характер и через него показывает целый пласт жизни, обогащая читателя более глубоким его пониманием. Яркая сторона индивидуального стиля писателя – богатство живой разговорной речи. Его герой – спорщик, опытный говорун, владеющий множеством интонаций, умеющий к месту вставить поговорку, пощеголять «учёным словцом», а то и выругаться. Именно язык – главное средство выражения характера Глеба Капустина.

    Шукшин с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов подлинные исторические детали и черты. В его сатире меньше всего во внешнем рисунке повествования выражается настоящее внутреннее содержание героя. Но вся логика развития сюжета приводит его к саморазоблачению, к обнаружению собственной несостоятельности, к пониманию своей отрицательной сущности. Шукшину же хочется видеть человека прекрасным во всех его проявлениях: в труде, в высоте духовных и нравственных помыслов, в любви к женщине, в уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И это желание он выражает в своих рассказах. Именно поэтому его произведения так глубоко нравственны, они учат нас жизни, предостерегают от ошибок и плохих поступков, укрепляют нашу веру в неисчерпаемые возможности человеческой личности.